Равнодушие фото

Александр Белоненко: Память о Свиридове убивает равнодушие

Интервью с наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым)

— Несомненно! Церковь Христова — живой организм, и та благодать, которая присутствует в православной Церкви, была всегда. Церковь давала и дает истинное учение для своих верных чад. В то время молодых людей по приходам было наперечет, все знали друг друга, общались между собой, помогали. И эта церковная жизнь в моем, например, плане была подготовкой к дальнейшему этапу — этапу обучения в Московских духовных школах.

Московская духовная семинария, как известно, соседствует со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, дающей хороший импульс. Приобретая знания, человек уже определялся на жизненном пути, на пути служения Богу, Церкви Христовой и народу. И Божьей милостью я выбрал путь монашества. Помнятся слова святых отцов, что монахом может стать только тот, кто хоть однажды в жизни увидел Монаха. Наверное, Монах — это уже с большой буквы.

— И кого на своем пути повстречали Вы?

— Я видел, прежде всего, братию Лавры, хотя, конечно, знал не всех. Видел, как иноки лаврские молятся. Думаю, для всей православной Руси этот дух молитвы особенно чувствовался в Троицком соборе. Туда приходили все: и братия, начинавшая свой молитвенный подвиг, и паломники, и студенты, кто-то рано утром, кто-то позже, но каждый считал своим долгом попросить его о помощи. Мне запомнились слова митрополита Владимира о том, что преподобный Сергий даже наши недозволенные просьбы слышит. И преподобный Сергий был для нас и отцом, и, в духовном плане, матерью, которая воспитывает, которая жалеет, которая сочувствует и переживает нашим тогдашним маленьким скорбям.

— Конечно, преподобный Сергий является игуменом Русской земли, но с кем из современников Вы повстречались?

— Я встретился на своем пути с известным общероссийским духовником батюшкой отцом Кириллом, общался с отцом Наумом, с отцом Илией (Резмером). Когда я вступил в братию Лавры, меня встретили с любовью. Это была единая монашеская и ученическая семья. Как сказал Ключевский: «Академия — это большая келья преподобного Сергия». Так что дух единения, любви и согласия пребывал и пребывает в обители преподобного Сергия и в Московских духовных школах.

— Но это, наверное, было характерной чертой жизни всех приходских общин, которых в советское время было не так много. Они были сплоченные, дружные…

— Сплоченные, с одной стороны, а с другой, может быть, и разрозненные, потому что люди с опаской смотрели друг на друга, так как были и доносчики, и агенты. Конечно, когда узнавали ближе, то уже общались тесно и помогали друг другу. Оставалось тогда еще старое духовенство, которое пережило и гонения, и испытания, и трудности в плане внешней и внутренней церковной жизни. Были еще и монашествующие, старенькие матушки…

— Да. Те, которые были пострижены в тех монастырях или вышли послушницами. И этот свой жизненный подвиг они донесли. Они являлись светом для верующих людей, поэтому на них смотрели с уважением, с почтением, к их словам и советам прислушивались.

— Вас назначили наместником Данилова монастыря. Многое было сделано до Вас, многое пришлось делать Вам. Мы понимаем, что основная задача монастырей — это духовное руководство, молитва, но кроме этого, какой деятельностью занимается Ваш монастырь?

— Монастырь наш имеет свое направление — это работа с молодежью. При монастыре, начав с воскресной школы, был сформирован Патриарший центр духовного развития детей и молодежи. Проводится большая работа: воскресная школа, работа с подростками, молодежью, военными, работа в ВУЗах, тюрьмах, больницах, домах ребенка. На Северном флоте есть подводная лодка, которая освящена с именем князя Даниила Московского.

— Многие считают, что монастыри не должны заниматься социальным служением, так как это ведет к оскудению монашеской жизни. Что бы Вы могли на это ответить?

— Полемика была бы здесь неуместна. Но сказать о том, что мы настолько духовно богаты, и имеем право раздавать свое духовное богатство народу, мы не можем. Так как мы духовно небогаты, скорее чувствуем свое духовное убожество. Но, тем не менее, у святых отцов есть такое выражение — нищий нашел сокровище, и вот он делится этим сокровищем теперь с другими такими же бедняками. Бедняк говорит: «Смотрите, что я нашел, и берите». Вот и мы можем в некоторой степени уподобиться этому бедняку. Мы знаем, что есть Христос, что есть Церковь, что истина в Церкви. Есть церковное богатство, истинное богатство, и вот поделиться с другими мы и призваны, и обязаны.

— Каковы, на Ваш взгляд, могут быть причины охлаждения к молитве, к духовной жизни, особенно у современных христиан?

— Святые отцы говорят, что молитва дается молящемуся, то есть тому, кто молится. В Москве был известный своей духовной жизнью протоиерей Александр Введенский, который учился молитве у праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн говорил ему, что нужно пребывать на молитве до тех пор, пока он не почувствует, что он молится. И это не должно быть чисто механически, а осмысленно и целеустремленно.

— Бывает, что люди настолько заняты, настолько устают, что, приходя с работы, нет сил молиться, голова ничего не соображает…

— Главное — усердие! Каждый человек может принести свой плод. Кто-то Серафимовское правило: три раза «Отче наш», три раза «Богородица», один раз «Верую», кто-то, может быть, больше, а кто-то меньше, но важно усердие. «Сыне, даждь Мне сердце твое», — говорит Евангелие. Когда всякое дело совершается с молитвой, тогда будет постоянное единение с Богом. Есть замечательный рассказ о старушке, которой с детства запала мысль о том, как бы не прогневать Бога. И с этой мыслью она прожила до самой смерти и достигла единения со Христом. А жизнь у нее была самая обычная. Бог не отрицает наших забот, наших тревог, но Он призывает нас к тому, чтобы это было духовно. Как говорит апостол: «Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все творите во славу Божию». В свете Евангелия, в свете Христа мы и должны оценивать все свои дела. Это и есть самое главное!

— Батюшка! Что из личного духовного опыта Вы могли бы посоветовать для воспитания в себе отвращения к лени, желания трудиться?

— Из личного опыта мне трудно советовать, потому что надо быть человеком духовным, богоносным. А вот слова Евангелия говорят: «Нудится Царство Божье и нужницы восхищают е». Очень хорошо это звучит по-славянски! То есть надо понуждать и заставлять себя, чтобы получить награду от Бога.

беседовал студент 5 курса Сретенской духовной семинарии Юрий Филиппов

Болезнь нашего времени

Почему настоящая любовь внешне выглядит как равнодушие

Протоиерей Алексий Иродов о том, как любить реальных людей.

Пост среди лета кажется наиболее неуместным, потому что лето, зимние посты тоже как-то не вовремя, ведь зима, и так есть нечего. И вообще, зачем их столько? Жизнь и так тяжелая, зачем ее отягощать искусственно?

Тем более теперь, когда ты в церкви, так хочется праздновать, чтобы было приятно. Стремление облегчить себе жизнь кажется нам справедливым , но именно это желание создает одну из главных опасностей на пути к Богу.

От стремления облегчить жизнь и случилось так, что более всего, современные христиане не хотят слышать о Христе. Он беспокоит, потому что сердце уже увлечено поиском спокойствия и уюта.

И много уже собрано «всего хорошего», «благодати». Все устроились, сердито ропщут, но сидят тихо. И если даже разыграется какая-нибудь трагедия, то – «Спаси господи», мы смиренные, все проигнорируем. Главное мир и безопасность! Осталось еще «досадные недоразумения». Отменить их, и тогда уж точно свобода!

Дело идет к тому, что слова Спасителя «и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21:17), станет внутренней проблемой христианских общин.

Господь говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4) и «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6:25) Эти слова Спасителя указывают насколько остро нужно ставить проблему твоего личного греха. Когда ты уверовал, то мир вокруг тебя разве стал лучше? Когда ты переступил порог церкви, то разве черное стало белым? Разве мы уже спасены, а не в надежде?

Синайские Заповеди запрещают решать жизненные проблемы, искажая их первоначальную задачу. «Через забор». Чтобы быть правым, принимать в свое сердце человек должен не только лучшее или только хорошее. Различение как зла, так и добра одинаково важны и поучительны для человека. Человек должен поучаться от всей реальной полноты жизни. Перед собой нужно ставить только реальную проблему, и тогда только можно правильно ее решить. Стремление упростить или усложнить всегда ошибочно. Только цельная картина мира приближает нас к правде.

Спаситель говорит: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;» (Мф.5:39)

Это означает, что человек, если хочет быть правым, не должен запрещать себе думать о плохом. Цельная картина мира может сложиться в нашем сознании только если она не испорчена фантазией.

По отношению к познанию людей Спаситель говорит: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Это означает, что любить нужно реальных людей. Любое искажение будет нарушением заповеди не лжесвидетельствуй.

В этом месте находится основная сложность для человека. Возлюбить означает возненавидеть? Это кажется противоречием, но противоречия никакого нет. Особенность нашего мира в том, что наше «все хорошо» или «все плохо» – это всегда только плод нашего субъективного хотения. Реальность всегда неопределенна. И люди в этой реальности так же неоднозначны и страшны, настолько, что даже «И враги человеку – домашние его» (Мф.10:36).

Это знание напрямую связано с любовью. Именно здесь любовь и нужна. Чтобы компенсировать собой всю тяжесть правды. Любовь позволяет нам впустить и удержать любую правду в наше сердце и оставаться святыми. Сохранять доброжелательность в любых условиях. «Будут брать змей; и если чтo смертоносное выпьют, не повредит им. (Мк.16:18)

Наша жизнь это задача, решить которую глобально у нас обязательно не получится. Но для христианина как раз это и не важно, потому что целью является не облегчить жизнь, а научить свое сердце, как найти правду. Без видения правды невозможно научится любить. Наши поступки это только цветы на «нашем огороде», они пройдут и их не будет. Только наш внутренний мир останется с нами навсегда, во внешнем мире все, что было нашим, заберут другие, остальное превратится в прах.

Любовь для человека неразрывно связана с познанием. Только достигнув любви можно правильно определить, что ты можешь сделать, а что не можешь.

Любовь наделяет человека способностью видеть мир, видеть не искажая. Понимать все глубины человеческого зла и при этом не пускаться в греховное творчество. Мы не знаем конечного смысла всех вещей, поэтому и наша попытка видеть только лучшее или все исправить – всегда невежество. Нам кажется что в мире нам нужно что-то делать, это не совсем так. Наши дела важны, но они не смысл нашего существования. Цель находится внутри нас, и состоит в том, чтобы правильно сформировалась наша душа.

Каждый человек сталкивается с проблемой как относиться к очевидному факту греховной поврежденности всех людей. Человек сомневается. Робкие выбирают позицию ничего не замечать и занимаются прекраснодушием.

Те, кому чужда любовь, выбирают только первую ее часть – холодную мудрость, и становятся циниками. Их всегда можно опознать по резонерству и релятивизму. «Все в мире относительно, это все не важно, весь мир бардак, все плохие» – говорят они.

Хитрые прячутся за тем, что «всех прощают», скрывая за этой расплывчатой сладостью свое лукавство. Они требуют от окружающих тоже стать неопределенно-благостными и ничему не давать нравственную оценку.

Кроме видения правды, чтобы любить, нужно отличать грешника и его грех. Без этого мы не можем даже говорить, что мы христиане. Человек должен приучить себя различать: где сам человек, а где его грех – при помощи холодного рассудка. Иначе наши эмоции обязательно обманут нас. Грех человека уже осужден Богом. И наша задача только опознать его. Человек же, имеет свою честь перед Богом, а не перед нами, и ни осудить, ни оправдать мы его не можем.

Фото: VK/Симбирская митрополия

Слишком часто нам приходится сталкиваться с такими поступками окружающих, которые мы сами делать бы ни за что не стали, поэтому и принять их мы не в силах. Душа разрывается от бессилия, но сделать ничего нельзя. Это тяжелее всего, тут может помочь только рассудок. Сделать ничего не можешь, но разделить для себя человека и его грех нас обязывает любовь, ради правоты в твоем сердце. Месть Господь оставил Себе. «…Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим.12:19) Если мы прощаем обидчика, то Бог все равно будет решать, что будет потом.

Только любовь способна удержать собою всю правду о человеке и человечестве. Найти ее и выдержать в себе острое противоречие между непреложной доброжелательностью к самому человеку и зрелищем безумия его греховного повреждения.

Принять не высокомерно, это значит не для того, чтобы его жалеть, понимать, спасать и т.д. Просто пустить. Равнодушно вытерпеть его самого и феномен его увечного бытия. Помочь ближнему нужно, но это уже отдельная история.

Для любви нужно просто вытерпеть и остаться доброжелательным, доподлинно понимая, что всё, что ты видишь кривым, никогда не станет ровным. А скорее всего даже будет ещё хуже.

Осудить при этом означает убить. Видеть только лучшее – прелюбодействовать, ничего не замечать, как будто и нет никакого греха – означает обокрасть ближнего тем, что не сказать ему, что он болен. Смешать правду с участием и состраданием, значит запутать себя. Нельзя путать свое и чужое, это запрещает заповедь «Не желай дoма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17).

Нельзя забывать о границе приватности. Правда должна быть принята отдельно, без продолжения, и вытерплена любовью. Помощь это отдельный разговор. Неправильно смешивать внешний и внутренний мир человека.

Любовь учит подставить другую щеку, ведь истина важнее оскорблений. Любить ненавидящих, понимая, что все люди на земле одинаковы. И если честно, то и ты сам поступал бы также, если бы Господь каким-то чудом не коснулся твоего сердца. Да и уже поступал, и ещё хуже, а ещё сколько не замечал за собой. Да и, по-честному, и сейчас полон греха.

Внешне любовь всегда выглядит как равнодушие. И только человек, который знает её сам, может определить её. Может увидеть, сколько в этом кажущемся равнодушии действительно участия. Потакать греху любящий не будет. Он обязательно не утаит от тебя твоей ошибки. И попробует подсказать. Любовь не умеет не навязываться и этим способна раздражать лживую душу.

Любящий никогда не меняется от того, что видит, что бы не произошло. В этом кажущаяся трагедия любви. Мало кто способен оценить её такую. Люди представляют себе любовь по-другому. Настоящая любовь унижает высокомерного человека. За любовь он заплатит ненавистью, поскольку чувствует, что любящий свободен и сильнее него. Человек лживый расценивает любовь как слабость, ему всегда кажется, что его не трогают, потому что боятся.

Любящий человек не расценивает это как страдание, поскольку любовь приносит душевный мир, а это хорошая добыча для человека. Если ты сохранил доброжелательность и не осудил, то ты сохранил её по собственному желанию, ведь у тебя не было другой радости, кроме той, чтобы поступить правильно перед Богом и этим научить свое сердце.

Безразличный человек не глядя топчет все, что захочет. Любящий навыком привык не трогать чужого, он бережно не тронет чужой свободы, но когда знает что нужно, то равнодушно сделает.

Именно равнодушно, потому что эмоции сопровождают наши действия только в начале дела когда мы что-либо узнаем. Потом эмоции всегда уходят, что бы не мешать.

Если ты, зная правду, любишь, то это любовь. Если ты видишь мир прекрасным, то ты уже получаешь свою мзду. Добытое таким способом безразличие уже губит тебя, хотя тебе и кажется что ты мудрее всех.

Не нужно думать, что Добродетель Любви – это что-то, что обрушивается на нас сверху за хорошее поведение. Не присваивайте ее как свою. Любовь с избытком в наши сердца положил Господь, но дать или не дать ей занять свое законное место мы выбираем сами. Тяжесть греха огромна и сила любви огромна, если ты смог вместить их вместе, то и свой путь на земле ты совершаешь правильно.

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1Ин.4:8) Как же понять действие Божией любви по отношению к человеческому роду? Какова Божья правда о нас?

Господь не устраняется от человечества и не скрывает человеческий грех. Не скрывая говорит о человечестве, как о роде лукавом и прелюбодейном. Сама любовь, Лично произносит это. Прекрасно зная, что грех бесповоротно изуродовал весь человеческий род. Его любовь соглашается вытерпеть это и спасти людей. Для этого Спаситель мира приходит и становится одним из нас. Человеком. Проповедь Спасителя наполнена милостью и оправданием, это показывает что человечество осуждено. Те, кто не осужден, не нуждаются ни в каком оправдании.

Господь отдает себя в руки человеческого безумия, будучи Любовью Сам, Он по Своей воле, как и подобает Любви, принял и вытерпел всю ту тяжесть, боль и неправду, которую приготовило Ему человечество. Кротко принял и вытерпел несправедливое осуждение, страшную казнь, смерть, и Воскрес.

Что изменилось? Люди безумны, Христос воскрес. Какая связь? Связь в том, что если кто-то во вселенной спросит у любви: «а какова теперь правда?» После Его Воскресения правда в том, что у человечества теперь изменилось общее место. Теперь, когда мы говорим все люди мы не можем говорить о грехе, погибели, аде, и осуждении.

Теперь Христос посреди нас! Один человек из нас стал исключением и разрушил собою правило. Исполнил любовь до конца тем, что по своему желанию вытерпел боль нашего преступного бытия. Если дерево человеческого рода принесло такой плод, то все человечество оправдано. «Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк.6:44)

Общее место для всех людей теперь Литургия и все, что ее окружает. Пост, обряды, богослужение тоже относятся к ней. Причащаясь Христа, мы благодарим и совершаем единственное на земле дело, которое истинно имеет статус объединить всех людей, и не осквернено грехом.

Каждый человек по своей вере теперь может выбрать, чем он будет оправдываться собою или Христом, и как лично я могу воспользоваться этим оправданием?

Христос спасает человека через любовь. Любящий человек навыком научен видеть и умеет вытерпеть самого себя. А это и есть любовь. Зная ее, он позволит себе быть прощенным Христом. И не осудить самого себя тем, чтобы предлагать Богу за своё прощение свои мнимые добродетели, надежды стать лучше, исправиться, и прочие «торговые сделки». Ведь и он сам, любящий, позволил себе любить ближнего, не взирая на лица. Теперь он понимает как это возможно позволить и для себя.

Это отличается от той позиции, когда кто-то лично сам так добродетелен, что считает всех людей хорошими. Ты такой добрый, что отменяешь правду? Сам оправдываешь всех людей? Тогда ты чужд Христу. И это дух антихриста.

Лучшего средство отрезвить нас, чем наши посты, наверное, нельзя и придумать. Они приходят несправедливо, как раз в самое неподходящее время. Они способны досадить нам, и нарушить нашу суетную праздность. Посты создают для нас те условия, когда мы терпим досадную несправедливость по своей воле. Ропщем, сетуем или нет, но по своей воле подчиняемся.

Обстановка прохождения поста симулирует для нас реальные условия терпения правды. Терпение поста способно научить больше, чем реальная жизнь. Жизнь не создает для нас таких лабораторных условий как пост, и такого напряжения.

Реальная жизнь для нас всегда неопределенна, динамична , непрозрачна и запутана нами. Пост прост и понятен, как удар топором.

Кроме того пост это повод проверить себя, не поселилась ли в твоем сердце лень.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30) Помня это, нужно понимать, что то время когда мы блаженствовали, копили подобострастие, «стяжали благодать» тем что были возвышенно- праздны, прошло для нас впустую.

Новые посты на тему: Равнодушие

Равнодушное отношение к близким, безразличие к чужой беде, апатия как привычное состояние души… Это стало почти что нормой. Почему равнодушие так распространено сегодня? Как быть, если и христианин чувствует какую-то омертвелость души? Как пастырю не уподобиться священнику из притчи о добром самаритянине? И как соединить отзывчивость души, ее способность сопереживать и сорадоваться с равнодушным отношением к благам мира и самому миру? За ответами на эти вопросы мы приехали к опытному духовнику – старцу схиархимандриту Илию (Ноздрину).

Отец Илий, здравствуйте! Огромное спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру». Сегодня мы бы хотели поговорить с вами о равнодушии. Нас равнодушие просто захлестывает, и нет человека, который хотя бы раз в жизни не столкнулся с этим. Откуда равнодушие в людях?

– Таково наше время. Это переходный период: поменялся наш образ жизни, поменялась политическая платформа. От советского понятия жизни мы развернулись к нынешнему, когда Россия стала в какой-то мере ориентироваться на духовный план. А вот школа хотя и перестала быть советской, но не перестроилась, не перешла на тот уровень, который должна была занять. Мы повернулись к Богу, а школа.

Вопрос стоит в основном о молодежи. А люди более взрослые, более серьезные, те, кто обратился к вере, к Богу, у них, как правило, равнодушия нет. Они искренне к Богу повернулись, искренне поняли смысл жизни, суть жизни, как строить свою жизнь. И о них нельзя сказать, что это люди равнодушные, безразличные. А вот молодежь в нынешнее время, к сожалению, такова.

Наш преподавательский состав уже так крепко напитан прошлым, советским воспитанием. И если они не слишком и преподают по-советски, то все же абсолютно не дают того, что нужно было бы давать сегодня молодежи, когда мы повернулись к нашим духовным ценностям. Сегодня такой момент, когда очень большая ответственность лежит на преподавателях. А они не хотят повернуться к духовному поведению, к воспитанию, преподать ученикам духовные ценности. Они это совершенно игнорируют. Что в вузах, что в школах… И это, конечно страшно.

Батюшка, вы заговорили об образовании, и не могу не спросить вас вот о какой проблеме. Сегодня можно столкнуться с тем, что из школьной программы по литературе убираются какие-то произведения классиков и замещаются на современные – аргументируется это тем, что они посвящены одной и той же проблеме. Скажем, вместо Ф.М. Достоевского можно выбрать какого-нибудь современного автора…

– Мы в основном сегодня, к сожалению, делаем ответственными за многое наш преподавательский состав. А большинство из них если и преподают что-то новое, иное, чем в советский период, но совершенно не дают понятий молодежи, что человек должен выбрать для себя то, что для него ценно. К сожалению, нет этого. Советского уже не дают, но и другого тоже. Но преподаватели в большинстве своем в этом и не виноваты – они сами не знают этого, их самих надо на повышение образования отправлять и давать им правильные понятия. Они не знают, о чем другом говорить, кроме советского. А сейчас нет моды на советское. Поэтому получается, что сама молодежь выбирает – и выбирает то, что ей понравится. Вот такая ситуация, сейчас, к сожалению.

Надо преподавать Закон Божий, чтобы молодежь знала истинные духовные ценности

Я не знаю, какие сейчас программы, не могу судить о том, что преподают университеты, вузы. Конечно, они сейчас не заставляют расписываться в марксизме, но они не дают того, что действительно нужно. А нужен, конечно, Закон Божий. Потому что рано или поздно, но человек должен в этой жизни получить настоящие понятия, истинные духовные ценности, приобщиться к Церкви, приобщиться к Православию, настоящим знаниям духовным, а люди остаются как бы вне этого, за бортом настоящей духовности. Вот и получается равнодушие. К глубокому сожалению.

Хотелось бы вспомнить притчу о добром самарянине. Как современному духовенству не уподобиться тому левиту, который прошел мимо нуждающегося человека? Как не оставить кого-то не утешенным? О чем должно помнить современное духовенство?

– Добрый самарянин позаботился о человеке, впавшем в разбойники, попавшем в беду. Конечно, в притче обличается пастырь, который первым должен был позаботиться о несчастном. Но и священник, и левит прошли мимо больного. Тут обличаются фарисеи, саддукеи, которые знали Закон Божий. Господь такого священника обличает. Он думал, что он превыше, он идет на свои священнические обязанности и не обязательно заботиться об этом избитом разбойниками. И Господь не только здесь, но и в других местах обличает фарисеев, саддукеев. Вместе с тем, и священство. Но явился же отцу Иоанна Крестителя, тоже пастырю, архангел Гавриил, чтобы возвестить о рождении у него сына, что оценивается как то, что этот пастырь исполнял свое служение, хоть и ветхозаветное, как должно. Потому и явился ему архангел Гавриил возвестить о рождении Иоанна Крестителя.

А о чем сегодняшние пастыри должны помнить, чтобы не уподобиться тем ветхозаветным героям? Как им себя правильно поставить, как общаться со своей паствой?

– Конечно, должна быть ответственность. Это ясно. Всегда Евангелие обличает безразличие, косность. «Горе вам, книжники, фарисеи и саддукеи!» – обличает их Господь. Это касается и современных безразличных пастырей.

Батюшка, не очень ловко цитировать в вашем присутствии Священное Писание, но, чтобы задать вопрос, я приведу цитату. Апостол Павел сказал: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть, умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии» (Флп. 4: 11–12). Как воспитать в себе равнодушие к тем вещам, которые приносят удовольствие? Как отказаться от тех благ, которые приводят ко греху?

– Сейчас у нас в Церкви пост, воздержание. И в каждую среду и пятницу положена воздержанность от скоромного. А в нашей истории сколько мы имеем великих подвижников, святителей, мучеников! Всё это надо знать, понимать, об этом помнить. Помнить, как жили наши святые, предки. А как жили, можно судить по старообрядцам, которые очень строго держатся прежнего. Мы сейчас делаем по 16 поклонов сколько раз. Так вот у старообрядцев все поклоны – земные. Так раньше делали, а они и сейчас делают. А у нас сейчас только 4 земных, а остальные 12 – поясные поклоны. А как было строго прежде!

Батюшка, а можно ли назвать людей, которые не интересуются духовной и религиозной жизнью, равнодушными?

– Да, конечно. К глубокому сожалению. Потому что люди не хотят задуматься, в чем сущность нашей жизни, ее цель. И это равнодушие, безразличие, увлеченность чем-то.

А что нам говорить о вере, если столько свидетельств! Любой человек, если задумается, может понять, что есть Бог, есть душа в человеке, есть вечная жизнь. Он подходит к этому вплотную. Конечно, многое зависит от семьи, которая не дала к этому направления как в культурном, как в любознательном плане. Но можно задуматься и самому человеку. Есть ведь примеры ревности к истине духовной, к жизни церковной. А это ведь вечность. Сказано: «Идут в муку вечную». И объясняется, почему в муку вечную: потому что отказались, не захотели по доброй воле знать, что составляет суть жизни нашей. Не приняли любви истинной.

Батюшка, к вам приходит очень много людей, вы знаете их судьбы. Среди них много равнодушных?

– Здесь, конечно, больше встречаются люди, которые тянутся к вере, люди с духовными настроениями. Но бывает, что встречаешь и тех, которые с насмешками над верой. Это в советский период много было таких, которые ничем не аргументировали свои убеждения, кроме насмешки над верой. Чтобы посмеяться над верой, сейчас таких людей нет или они просто молчат. Безразличны. Конечно, сейчас больше людей, которые приходят к вере, стараются.

Когда человек получит достаточное понятие о вере, войдет в суть духовной жизни – а такую благодать Господь дает, – он, конечно, очень сожалеет о своих родных, если родители неверующие, братья, сестры, но и даже об окружающих – ведь эти люди не хотят себе добра, не хотят жизни. Ведь вера составляет суть нашей жизни, потому что есть душа у человека, есть Бог. Есть и будет! Мы знаем, что, как сказано, будет воскресение мертвых.

А когда человек живет духовной жизнью, он всегда имеет радость, мир, любовь к другим. И благодать Божия так окрыляет его, способна дать стимул к труду, стимул к мирным отношениям, ко всему хорошему. И, напротив, человек, далекий от веры, не может сохранить мир в коллективе, и в семье зачастую тоже плохо бывает – расстройство семейных отношений.

Батюшка, а как победить равнодушие, как справиться с ним?

Как победить равнодушие в себе? Верой крепкой, жизнью духовной

– Как победить? Верой крепкой, жизнью духовной. Если человек имеет тягу к Богу, он всегда справится.

Вы сказали о благодати. А как не потерять благодать? Как сохранить в себе этот мирный настрой, придя домой со службы?

– У нас какая противоположность? Вера и неверие. Есть Бог. Есть Бог и всё святое. Бог дал нам жизнь. Но существуют темные силы, диавол существует. И некоторые богословы говорят, что существует разделение между добром и злом. Добро культивируется Богом, зло – диаволом. Он старается как можно больше людей увлечь от Бога и искушать, чтобы сделать ссору, сделать неприятность человеку. Поэтому человек зачастую отпадает от нормы, впадает в равнодушие, грех. Получается, допустим, раздражение, он теряет мирность души своей. И, конечно, теряет благодать. Поэтому душа его скорбит. Но человеку нужно понимать, откуда возникла в душе эта неприятность, скорбь. Почему у нас в Церкви и установлено покаяние, почему мы и причащаемся в Православной Церкви.

Вот возникла ссора или в семье с детьми, или с товарищами на работе, и человек чувствует, что он потерял эту мирность души. Душа его напоминает, что это грех, ненормальность. Для того у нас в Церкви и установлено покаяние, причащение. Человек говеет. А Великий пост хранить – обязательно.

18 апреля 1993 года в Оптиной пустыни было совершено страшное убийство трех иноков. Оно потрясло многих. В связи с этим хотелось бы у вас спросить, батюшка, как, по учению Церкви, надо относиться к смерти? И как нам жить так, чтобы быть готовым в любой момент встретить смерть?

– Для человека смерть естественна. Ясно, что он здесь, в этом мире временно. Даже если это спокойная жизнь.

А некоторые просто с радостью, с улыбкой умирают. Другие умирают очень страшно, в агонии. Кто-то умирает насильственной смертью, от убийства и подобного. А у нас немало было войн, и много людей тогда погибло.

Очень безразличный, конечно, отход из этого мира в мир вечности.

Да, наши братия иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт… Трофим и Ферапонт звонили в колокола, а отец Василий шел в скит… Конечно, убийце было задание, это не такое стихийное убийство было. Задание, чтобы напугать тех, кто приходит. Чтобы ослабилась Оптина пустынь. Не хотели, чтобы Оптина возродилась. Наш комсомол… Надо было напугать людей, напугать малодушных…

Батюшка, благодарим вас от лица читателей, зрителей, редакции портала «Православие.ру» за то, что вы посвятили нам ваше драгоценное время.

Источники:
Болезнь нашего времени
Интервью с наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым) — Несомненно! Церковь Христова — живой организм, и та благодать, которая присутствует в
http://www.pravoslavie.ru/4665.html
Почему настоящая любовь внешне выглядит как равнодушие
Протоиерей Алексий Иродов о том, как любить реальных людей.
http://pravlife.org/ru/content/pochemu-nastoyashchaya-lyubov-vneshne-vyglyadit-kak-ravnodushie
Равнодушие – следствие безверия ( ВИДЕО)
Равнодушное отношение к близким, безразличие к чужой беде, апатия как привычное состояние души… Это стало почти что нормой. Почему равнодушие так распространено сегодня? Как быть, если и христианин
http://www.pravoslavie.ru/92527.html

(Visited 8 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как оскорбить мужа который изменил Измена супруга: лучшие способы местиКак отомстить мужу за измену, чтобы… (2)

Тесты судебная экспертиза Ответы на тесты по судебно-бухгалтерской экспертизе [27.09.13] Тема: Ответы на… (2)

Как стать болбоем Болбой – незаметная, но нужная работа - 16: 21: 00… (2)

Почему нет оргазма во время секса — Секс Полноценные интимные отношения наполняют жизнь новыми красками эмоций. Отсутствие у… (2)

5 признаков того, что он маменькин сыночек Прежде чем мы начнем, следует сразу отметить, что любить свою… (2)

COMMENTS