Равнодушие психология

Боль или равнодушие

— Такое горе, просто не верится. Прими мои соболезнования, – сказал, а на душе никак, — ровно, спокойно. Да, конечно, я тоже, как и другие, — изображу, как мне жаль, — но на самом деле этого не испытываю. Я эмоционально черств. Просто иду дальше. Долгожданные встречи, длительные расставания, встречи с друзьями. Смеюсь, сожалею, а внутри ничего.

Все эмоции ушли. Раньше были когда-то, переживал, удивлялся, радовался. А потом оборвалось. Ровное состояние, ни за кого не переживаю. Эмоции остались только внутри меня. Порадоваться – за себя. И страх тоже только за себя. Кому-то плохо, личное горе, нанесли физическую или душевную травму, – я не чувствую, не принимаю близко к сердцу. Мне страшно только за себя, я боюсь, что такое могло бы случиться со мной. При этом боль другого человека – вот он совсем рядом – не чувствую, его боль на себя не перенимаю. Мне ровно, спокойно, мне никак.

Хотя желание жить ярче, насыщенней, эмоциональнее, — раскрыться, чтобы все внутри наполнилось эмоциями, — остается, живет где-то, спрятанное внутри. Смотришь на мир с таким множеством возможностей и боишься вылезти наружу, подавляешь чувства. А когда случайно вырвется «лишняя» эмоция – настороженно осматриваешься вокруг с надеждой, что никто не заметил. Не вызвало ли осуждения других людей вокруг — очень зависим от оценки окружающих, т.к. уверенности в проявлениях себя нет.

С одной стороны – спокойное ровное состояние, а с другой – желание чувствовать. С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, люди не рождаются одинаковыми – люди рождаются разными, и каждому свое удовольствие. Одни стремятся к новизне, другие к постоянству.

Есть люди, для которых эмоции, красота и любовь – главные ценности в жизни. Системно-векторная психология объясняет это наличием в них зрительного вектора – одного из восьми векторов, представляющих из себя особенный набор свойств и желаний. Желания людей со зрительным вектором от рождения – это быть эмоциональными, открытыми, широко распахнутыми глазами смотреть на мир. Они добрые, отзывчивые, яркие и чувственные люди. И это заданные качества, которые проявляются у взрослого человека, если было правильное развитие в детстве.

Однако часто бывает иначе. Когда они чересчур (для других людей) чувственные – это вызывает непонимание, осуждение других людей: «Слезами горю не поможешь!» Это очень эмоциональные люди от рождения. И слезы у них «стоят» очень близко. Слезами они выплескивают свои чувства наружу. Потом и словами зрительные люди научаются выражать свои эмоции. Театральное искусство – вот пример, где проявляется их талант, умение выразить любое чувство, сыграть, прожить его с огромной эмоциональной амплитудой.

В детстве такие дети часто плачут. Все дети часто, но эти особенно. Что мы привыкли слышать, когда плачет мальчик: «А ну, перестань реветь, не плачь, хватит ныть, мужчины не плачут, сопли подбери!» Во дворе дети с таким «багажом» – объект насмешек. Таких ситуаций ребенок начинает избегать, пытаясь не давать своим чувствам вырываться наружу. Ком подходит к горлу – приходится сдерживаться. Старается скрыть свою плаксивость. Когда слезы предательски наворачиваются, трет глаза, как будто что-то попало. В любой ситуации эмоции оставляет при себе, чтобы не показывать их.

Повзрослев, привыкает себя сдерживать настолько, что, когда необходима чувственность, сопереживание, умение почувствовать другого, – он оказывается неспособным это дать. Т.к. нет навыка выносить свою эмоциональность наружу, создавать сердечную связь с другими людьми. В результате формируется закрытость, т.е. замкнутость внутри себя. Но слезы — это нормально, они целительны и освободительны, помогают пережить тяжелую эмоцию и ощутить облегчение.

Почему же я, будучи взрослым, не способен почувствовать внутри себя боль другого человека или радость? Этому могут быть две основные причины. Одна, как писалось выше, – когда с детства чувственность осмеивалась в обществе, не принималась ни родителями (чаще отцом), ни во дворе, ни в школе.

Тогда эмоции прячутся глубоко внутри, свойства зрительного вектора не развиваются. Человек остается полон тревог, формируется мистически-суеверное мировоззрение, ведь желания вектора никуда не исчезают, а приобретают другую форму. В этом случае, человек испытывает страх от чужого горя: «Какой ужас, как я боюсь, что это случится со мной».

И вторая – это следствие сверхстресса при потере сильной эмоциональной связи. В этом случае душа человека становится, — словно выжженная пустыня, — он просто не способен что-либо чувствовать; подсознательно, в целях защиты от нового удара, отталкивает от себя желания сопереживания, сочувствия. Психическое как бы руководствуется принципом, что лучше совсем ничего не чувствовать, чем переживать такие сильные удары, которые не в силах пережить.

В таких случаях он ощущает равнодушие, — как от чужого, так и от своего собственного горя. Внешне при этом человек может быть вполне общителен, на словах – сопереживать, но внутри пустота.

Есть еще одна причина неумения сопереживать, – она касается всех людей, — это ощущение, что жизнь другого не относится к нему лично. Он успокаивает себя так: «Как хорошо, что это случилось не со мной», — словно количество ударов определено, и кому-то повезло меньше оттого, что горе «досталось» ему. Это случается, когда человек делит на мое и чужое, по аналогии с материнским инстинктом – за своего ребенка сердце болит, а другой не волнует.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, — как мы связаны между собой, — раскрывает возможность чувствовать другого, тем самым ощущать жизнь в новых гранях, полнее и сильнее наслаждаться ею.

Вылезти из привычных рамок страхов, растопить свое равнодушие и сделать шаг на сцену собственной жизни непросто, но реально, — благодаря пониманию своей природы. Не чувствовать, не переживать, не жить, оставаться сухим к чужим переживаниям – это делает жизнь пресной и пустой. Но есть и другой способ – научиться правильно это делать, научиться сопереживать, сострадать, позволить себе целый мир, скрытый за болью другого.

Подробнее о человеческой природе можно узнать на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Душевная черствость

Что такое равнодушие: истоки, виды, способы преодоления душевной черствости

Люди, которые спрашивают о природе равнодушия, чаще всего страдают от него сами. Именно по причине пустоты в душе для них становится актуальной проблема равнодушия. Аргументы в защиту безразличия встретишь нечасто: этих людей, скорее, обвинят в черствости. Но какие истоки имеет равнодушие у каждого отдельно взятого человека? Всегда ли оно является негативной характеристикой или же может быть обусловлено внешними причинами?

Психология утверждает, что данное состояние сродни апатии. Оно характеризуется утратой интереса к тому, что когда-то было значимым и важным, приносило радость. Человек теряет активную позицию по отношению к жизни. Например, когда становится безразличен бывший супруг или партнер по отношениям, утрачивает смысл когда-то казавшееся важным. Раньше связь была наполнена эмоциями, и казалось, что такое равнодушие невозможно в принципе. Но проходит время, и становится все равно, где и чем она или он занят, в каком состоянии здоровье этого человека, с кем он проводит время.

Иногда безразличие является следствием психологических особенностей. Обладатель флегматического темперамента при всем желании не сможет испытывать такие эмоции, как холерик или сангвиник.

В других случаях равнодушие имеет свои истоки в эгоистических наклонностях. Это может быть следствием воспитания, пребывания в отрицательной социальной среде, просто отсутствия этического чувства.

Но даже далеко не самовлюбленный человек может охладеть к другому после нанесения какой-либо обиды. Его сердце закрывается, и он перестает испытывать радость, положительные чувства, в полной мере ощущая на себе, что такое равнодушие. Но, по крайней мере, отсутствие интереса по сравнению с эмоциональной болью субъективно переносится легче.

Жители мегаполисов больше склонны проявлять равнодушие. Аргументы могут быть следующими: вечная занятость, проблемы, отсутствие времени и денег. Однако это никак не помогает улучшить мир, в котором каждый день несправедливо умирают люди. Конечно, любому человеку время от времени предоставляется возможность совершить доброе дело. Например, купить килограмм яблок у древней старушки, торгующей около выхода метро. Но те, кто выбирают в качестве оправдания быстрый темп жизни, вероятно, забывают одну важную вещь. Этой вещи учит нас буддистская религия: нет ничего постоянного. И те, кто зарабатывают сегодня миллионы, и обычные менеджеры среднего звена, и привокзальные бомжи, — все люди приходят в этот мир и уходят одним и тем же способом. Тот, кто сегодня купается в роскоши, как бы уверен в своих силах он ни был, завтра может лишиться всего или услышать страшный диагноз.

Говорят, что такое равнодушие является всего лишь защитной реакцией. Но нужно согласиться, что это закапывание головы в песок – совершенно детский способ восприятия мира. Все, что человек может «взять» с собой на тот свет – это добрые поступки, хорошее отношение к людям.

Необходимо отпустить все обиды. Если имеется цель преодолеть в себе равнодушие к человеку, нужно научиться контролировать поток внимания, даже если им был совершен очень плохой поступок. Нужно суметь вовремя перенаправить фокус с отрицательных на положительные моменты, научиться вновь замечать хорошее в ближнем. Поскольку сделать это обычно очень непросто, здесь существенным подспорьем может стать медитация.

Известный психолог Людмила Петрановская, говоря об этическом чувстве у детей, сравнивает его с талантом. В контексте работы с детьми в группе рекомендуется помогать его развитию. То же самое можно сказать и о способности к сочувствию. Его необходимо сознательно культивировать, чтобы сердце не стало безразличным. Классический пример такой культивации – помочь бедным или больным, приютить бездомного пса.

Если же равнодушие проявляется по отношению к работе или какой-либо деятельности, то, возможно, необходимо на время отвлечься от рутины. Либо рассмотреть альтернативные варианты занятости.

Источники:
Душевная черствость
— Такое горе, просто не верится. Прими мои соболезнования, – сказал, а на душе никак, — ровно, спокойно. Да, конечно, я тоже, как и другие, — изображу, как мне жаль, — но
http://gorn.me/sistemno-vektornaya-psixologiya/dushevnaya-cherstvost-kak-rastopit-led/
Что такое равнодушие: истоки, виды, способы преодоления душевной черствости
Равнодушных людей обвиняет общество. Ведь он думают лишь о себе, не давая себе труд обратить внимание на проблемы ближних. Но какие существуют виды равнодушия, в зависимости от вызвавших его причин? Как бороться с этой проблемой?
http://fb.ru/article/249562/chto-takoe-ravnodushie-istoki-vidyi-sposobyi-preodoleniya-dushevnoy-cherstvosti

COMMENTS