Знакомство со словарями

Внеклассное мероприятие по русскому языку Знакомство со словарем

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Знакомство со словарем»

Столичный учебный центр
г. Москва

Праздник русского языка во 2 х классах

Знакомство со словарем

Познакомить с различными словарями.

Познакомить с правилами работы со словарями.

Способствовать расширению познаний учеников в различных областях русского языка.

Учить исследовать лексическое значение, происхождение, написание слов.

Расширять активный словарный запас учеников, кругозор.

Способствовать формированию навыков культуры русской речи в соответствии с нормами литературного языка.

Способствовать развитию речи учащихся, внимания, памяти, мышления, языковому чутью.

Способствовать воспитанию интереса к языку, к книге, к слову, истории, культуре русского народа, уважение к культуре других стран.

Прививать любовь к художественной литературе.

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

— Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать всё то, о чём пишет Паустовский?!

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Название всего, что есть во Вселенной, вместилось в словари.

Мы в волшебную страну отправляемся сейчас,
В той стране живут слова, части речи – господа,
Правит ими царь – Словарь, их великий государь.
Знает, как слова писать, знает, как растолковать.
В мире все слова живут, службу верную несут.
По законам правит царь, стороны той государь.

Знакомство со словарями

Сегодня мы с вами поговорим о словарях.

— В каких случаях словари приходят на помощь?

Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре.

Приглашаю вас, друзья, в гости к славным словарям,
Много нам они расскажут, как слова писать покажут.
С кем-то вы уже знакомы, а вот с кем-то первый раз
Познакомитесь сейчас.

Составлением словарей занимаются учёные – лексикографы. Они создали целый ряд словарей. Среди них выделяют энциклопедические и языковые

Перед вами словари, которые есть в нашей школьной библиотеке.

Знакомство с энциклопедическими словарями

Если вы хотите узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы (затмения, землетрясения), вам хочется больше узнать о планетах, истории цивилизаций и т.д., то обращайтесь к энциклопедическим словарям. В них вы найдёте ответы на вопросы из разных областей знаний.

Такими словарями являются БОЛЬШИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ:

— Большая советская энциклопедия (БСЭ) – 30 томов;

— Малая советская энциклопедия (МСЭ) – 10 томов;

— Детская энциклопедия – 10 томов;

Существуют энциклопедические словари более узкого назначения, что понятно из самих

— энциклопедический словарь юного техника;

— энциклопедический словарь юного натуралиста и т.д.

Есть словари юных химиков, любителей театра и т.д.

Знакомство с языковыми словарями

Существуют и языковые словари.

— К каким словарям на уроках русского языка мы обращаемся чаще всего?

— По какому принципу располагаются слова в словарях?

(Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке)

« Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Анатоль Франс

Познакомимся со словарями поближе

— К какому словарю надо обратиться для того, чтобы правильно написать слово АЛФАВИТ?

Название этого словаря образовалось от двух греческих слов: «орфос» — правильный, «графос» — пишу

В орфографическом словаре мы проверяем правильность написания слова.

Написание некоторых слов мы изучали на уроках русского языка. Проверим, как вы их запомнили.

Вставьте пропущенную букву в одном слове и передайте листочек следующему ученику. В этом задании участвуют 10 человек

Т..традь, п..ртфель, п..нал, уч..ница, ..зык, д..журный, учит..льница, выч..тание, сл..жение, кла..

Проверка по карточкам

Исходя из того, что «орфос» — правильный, «эпос» — речь, что мы будем проверять в орфоэпическом словаре?

— Что значит правильно произнесённое слово?

(Это значит правильно поставленное ударение, правильно произнесённые звуки)

Послушайте стихотворение В.Громова, которое называется «Шутка»

— Что вы посоветуете этому мужчине?

Мой дядя выяснял лет 40

И всё же выяснить не мог –

Как говорить вернее – тв о рог?!

А может, правильней – твор о г?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке –

Лицо, как роза, расцвело.

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдёт в ватрушку и в пирог.

А как спросить: «Почём тв о рог?»

А может, правильней – твор о г?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка.

Но дядя дольше всех стоит

И сам с собою говорит:

«Н – да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же всё-таки – твор о г,

А может, правильнее – тв о рог?

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы –

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило творожной массы»

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродана уже!»

— Что вы посоветуете этому мужчине? (Посмотреть произношение слова в орфоэпическом словаре) тв о р о г

Проверим, как вы умеете расставлять знаки ударения.

Поставьте в одном слове знак ударения и передайте листочек следующему ученику. В этом задании участвуют следующие 10 человек

Звонит, понял, щавель, шофер, баловаться, ракушка, туфля, завидно, свекла, красивее

Проверка по карточкам

Толковый словарь, кроме своей основной задачи (объяснить значение слова), выполняет функции и других словарей. Например, здесь можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге оно произносится.

Посмотрите, как строится словарная статья толкового словаря.

Все слова в словаре размещены в алфавитном порядке. Каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме. В нём поставлено ударение. Здесь же указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Он предпринял

попытку собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет!

Игра «Эрудит». Коллективно, поочерёдно каждому классу

Узнайте слово по его лексическому значению:

1. Математическое действие, обратное сложению (вычитание).

2. Помещение для стоянки, заправки и ремонта автомобилей, мотоциклов и других

самоходных машин (гараж).

3. Травянистое растение с обжигающими волосиками на стебле и листьях (крапива).

4. Шторы или ставни из жёстких поперечных параллельных пластинок (жалюзи, нескл, ср.

5. Рама для натягивания ткани, на которой вышивают (пяльцы).

6. Колпак для лампы, светильника (абажур).

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

В нём имеется более 20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В этом словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Среди своих законных

Слов, в отечестве рождённых,

Много слов иноплемённых,

Через горы и моря.

Так, почти что все слова,

Те, что пишут с буквы А, —

Из числа иноплемённых,

Все знакомы вы со словом,

Близким каждому: «Герой!»

По морским волнам суровым

Приплыло в венке лавровом

К нам из Греции оно,

И при этом не одно.

Много слов родили греки,

К нам от них в далёком веке

С ней грамматика была.

К нам пожаловал балет,

И театры, и актрисы,

Дирижёр и билетёр,

Персонаж, танцор, сюжет,

Бис! Антракт… Фойе… Буфет…

А из Англии футбол

Прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд,

Чемпион, тайм – аут, спорт.

И явился, например,

К нам от немцев офицер,

С офицером в свой черёд

К нам приехал бутерброд.

На конях не одиноко

Прикатил ямщик с Востока,

Был он в красном кушаке

И сидел на облучке.

Он привёз с собой башмак,

Он привёз с собой армяк,

И чулки, и шаровары,

И словечко «тары – бары».

— Какие слова заимствованы из английского языка, из немецкого, из французского?

Поднимем руки – высоко,
Затем опустим низко.
На месте медленно пойдём,
Потом довольно быстро.
Наклоны выполним, дружок,
Направо и налево.
На место сядем мы с тобой
Не криво, друг, а прямо.

— Какие слова помогли точно выполнить движения? (Антонимы)

Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают

её нагляднее, выразительнее, образнее.

Игра «Подбери антонимы» Коллективно, поочерёдно каждому классу

Свет — … (тьма, мрак, темнота)

Радость — … (грусть, печаль)

Ясный — … (пасмурный, ненастный)

Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Русский язык чрезвычайно богат. Леонид Леонов в романе «Русский лес» употребил около 150 глаголов, обозначающих речь: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.

Игра «Кто больше?» Коллективно, поочерёдно каждому классу

Подберите синонимы к словам:

Друг — … (приятель, товарищ)

Сильный — … (мощный, могучий)

Красный — … (румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый)

Грустный — … (печальный, скучный, невесёлый)

Блестеть — … (сиять, сверкать, светиться, искриться).

Это особый тип толкового словаря, в котором даётся более 4.000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа:

между двух огней и т.д.

В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их

употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Такой словарь интересен для людей любой профессии.

Вот, например, что обозначают фразеологизмы

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ означает запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда.

Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень – то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово НОС тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и делали на них зарубки: резали всевозможные заметки. Эти дощечки и называли НОСАМИ.

По обычаю древних славян никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении «точно, несомненно».

Загадки – складки «Доскажи словечко» Коллективно

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой … (не разольёшь).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …(медвежью услугу).

Загадки – шутки «Что это?» Коллективно

Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (НОС)

Не цветы, а вянут;

Не ладоши, а ими хлопают, если что – то не понимают;

Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (УШИ)

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека;

Его советуют искать в поле, когда что-нибудь бесследно исчезает;

На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР)

Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с роднёй познакомиться до седьмого колена. Сделать это нам поможет словообразовательный словарь. Например, слово ПРАВДА имеет великое множество родственников. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов

Игра «Назови однокоренные слова»

правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, неправдивость, полуправдивый,

правдашний, по – правдашнему, вправду, взаправду, заправдашний, правдолюб,

взаправдашний, неправда, правдоискатель, правдоискательство, правдолюбец,

правдоносец, правдоподобный, правдолюбие, неправдоподобный, правдоподобность и

А уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в далёком прошлом, как изменилось его значение.

Ответить на этот вопрос мы попросим этимологический словарь.

Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этимос –«истина»).

Слово ПРАВДА общеславянское по происхождению, образовано от слова ПРАВЫЙ

(истинный). Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть».

— Что же получается? Оказывается, в далёком прошлом слово ПРАВДА состояло в близком родстве с такими словами, как справедливый, праведник, оправдать, правило и исправить.

В роли словарей выступают ученики.

А сейчас проверим, как вы запомнили названия словарей и для чего они нужны. Ребята изобразят какой-то словарь, расскажут о начале своего рабочего дня, а вы – определите, какой перед вами словарь.

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки по коже, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит!»

«Словарь иностранных слов»:

«В 16.00 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в слова комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы понять: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова … ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не краснеем, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки.

Разговор о словарях безграничен . Мы познакомились только с некоторыми из них. Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их .

Творческое задание (для учащихся, желающих выполнить его):

Составить один из несуществующих словарей (объёмом 15-20 слов).

Тематика словарей может быть самая разнообразная:

— словарь моих любимых слов;

— словарь самых главных (важных) слов;

— словарь добрых слов;

— словарь вежливых слов.

Словарик может быть научным, деловым, юмористическим.

Источник:
Внеклассное мероприятие по русскому языку Знакомство со словарем
Cкачать: Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знакомство со словарем"
http://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yaziku-znakomstvo-so-slovarem-1245590.html

Знакомство со словарями и энциклопедиями (3–4 классы)

Знакомство со словарями и энциклопедиями (3–4 классы)

Г.Краснодар

МБОУ СОШ № 20

Заведующая библиотекой

Щербакова Людмила Ивановна

Цели: расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру работы с книгой.

О б о р у д о в а н и е: книжная выставка «Наши помощники», цитата к выставке: «Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах» (В. Брюсов). Плакаты с цитатами на доске: в центре – «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро); с левой стороны пословицы: «Не стыдно не знать – стыдно не учиться», «Век живи – век учись», «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»; справа – высказывания: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке» (Вольтер), «Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного» (А. Франс), «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Современная пословица).

Ц и т а т ы, которые могут пригодиться на уроке:

…Культурный в языковом отношении человек, как только ему встретится незнакомое слово, в котором он не уверен, тотчас, прежде чем рискнуть произнести его «при народе», заглянет либо в общий «Толковый словарь русского языка», либо в «Орфографический словарь», либо же в специальный «Орфоэпический словарь русского языка».

…Не имея возможности наводить справки по словарям, нелегко сделать свою речь культурной.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире.

Ход мероприятия

Ведущий. Есть хорошее слово «почему». С него начинается любое открытие. Быть «почемучкой» похвально: всякая наука начинается с этого вопроса. Вы, ребята, пока еще школьники, и каждое «Почему?» помогает вам развиваться и познавать мир. Чем чаще вы задаете этот вопрос и находите ответ, тем образованнее становитесь

– А какие книги в этом вам могут помочь?

(Конечно же, это энциклопедии, словари, справочники – одно из великих изобретений человечества.)

Что означает слово «энциклопедия»? Мы настолько привыкли к этому слову, что произносим его, не задумываясь. «Энциклопедия» – греческое слово. А перевести его можно как «обучение по всему кругу знаний». Как видите, вполне подходящее слово.

Давайте обратимся к истории энциклопедий. Назвать имя изобретателя энциклопедии никто не может. Но первые энциклопедии появились еще в Древнем Египте. До нас они не дошли, но сохранились сведения, что существовали папирусные свитки-справочники.

Самая древняя энциклопедия, дошедшая до наших дней, была создана в Древнем Риме. Она состояла из 37 томов и называлась «Естественная история». В неё вошли статьи по географии, биологии, медицине, астрономии и другим естественным наукам.

В России издавна уделяли большое внимание справочным изданиям. Первые «словари непонятных слов» появились на Руси еще в XIII веке. А в XVIII веке появились энциклопедические словари по географии, истории, медицине.

В наше время издается огромное количество справочной литературы. В том числе и для вас, юные читатели. Вероятно, вы сами можете назвать многие справочные издания.

– Какие энциклопедии вы знаете?

(«Аванта+», «Что такое? Кто такой?», «Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Что? Как? Почему?», «Я познаю мир», Школьная энциклопедия «Руссика».)

Вы, вероятно, заметили, что справочные издания, носящие название «энциклопедия», бывают разными. Различают энциклопедии отраслевые и универсальные.

Отраслевые – это те энциклопедии, статьи в которых собраны по какой-то одной отрасли знаний, например «Аванта+». (Показать несколько томов по различной тематике.)

Универсальные энциклопедии содержат статьи по разным отраслям знаний. Это, например, «Большая Советская энциклопедия», «Что такое? Кто такой?».

Статьи в любой энциклопедии располагаются по алфавиту, поэтому легко отыскать ответ на интересующий вас вопрос, что мы с вами сейчас и попытаемся сделать, проведя небольшую игру.

Задание: определить вид энциклопедии: универсальная или отраслевая.

– Найдите информацию о Солнце. («Аванта+». Астрономия.)

– Найти информацию об Александре Невском. («История Древней Руси».)

– Найти информацию о баснописце И. А. Крылове. («Аванта+. Русская литература».)

– Найти информацию о медведе. («Что такое? Кто такой?», т. 2.)

Источник:
Знакомство со словарями и энциклопедиями (3–4 классы)
Знакомство со словарями и энциклопедиями (3–4 классы) Г.Краснодар МБОУ СОШ № 20 Заведующая библиотекой Щербакова Людмила Ивановна Цели: расширить знания школьников о
http://school20.kubannet.ru/zn_so_slov.html

Литературная гостиная «Знакомство со словарями В

Литературная гостиная «Знакомство со словарями В. Даля»

Автор: Тюшляева Марина Борисовна

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Тюшляева Марина Борисовна

Литературная гостиная
«Знакомство со словарями В. Даля»

Библиотекарь:
Ого, сколько ошибок. Ребята, давайте их скорее исправим, чтобы Словаренок не привык писать слова с ошибками. (читает)

Орфографический словарь
Я изучала весь январь.
Мне подарил подарок Вася.
Пишу я лучше многих в классе.
Запахло сеном на дворе.
Вновь потеплело в декабре.
Смотреть мне трудно без улыбки
На прошлогодние ошибки!

Потап:
Вот видишь, Словаренок, орфографический словарь учит нас правильно писать слова.

Библиотекарь:
Объявляю конкурс на главного грамотея. Кто быстрее всех напишет правильно слова, вставит пропущенные буквы.

Задание
Д…иректор б…. гаж в….н…грет
М… орковь г….рдероб р…п… тиция

Идет игра-путешествие «Литературный дилижанс Даля»
Смотри приложение.
Словаренок (после путешествия) Я потерялся, но мне совсем не грустно. Я столько сегодня узнал нового и интересного. Теперь уж я точно знаю, что живу в мини-словаре школьника. Но уж очень мне у вас понравилось, даже расставаться не хочется.
Библиотекарь:
Мы расстанемся не на долго. Словарей в мире много. Мы с ребятами будем с ними знакомиться в этом году. Приходи, Словарик, к нам в гости в декабре.
Словарик:
Я обязательно к вам приду, ребята.

Игра – путешествие «Литературный дилижанс Даля»

Правила игры:
• В игре принимают участие учащиеся 4 классов и родители.
• В игре принимают участие 3 команды по 4 человека
• Отбор участников и выбор капитана происходит заранее.
• В игре 6 конкурсных остановок

Ведущий: Игра-путешествие «Литературный дилижанс Даля» посвящена русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, пословиц и поговорок, автору известного «Толкового словаря живого великорусского языка», за который он был удостоен звания Почетного академика Петербургской академии наук.
— Что вы узнали о Владимире Ивановиче Дале?
Ну, а теперь в воображаемом дилижансе мы отправимся в путь. Счастливого пути!

(Выбор жюри из числа родителей)

Станция «Игровая»
Ведущий: После недолгого пути мы прибыли на станцию «Игровая», где поиграем в игру В.Даля «Полетушки», которая выполнит роль жеребьевки. Победитель принесет своей команде право вступить первой в игру.

Все участники команд садятся за один стол и кладут указательный палец на стол. Ведущий, называя летающее насекомое, птицу или транспорт, поднимает свой палец вверх – все должны сделать то же самое. Кто замешкался или «полетел» с нелетающим животным или транспортом выбывает из игры. Последний, оставшийся за столом, приносит право своей команде первой вступить в игру.

Станция «Толковая»
Здесь ребята принимают участие в игре «Словарная уха». Каждый из участников, вооружившись удочкой (вместо крючка у нее магнит), поочередно отправляется на «пруд» и ловит рыбку-задание (карточка со скрепкой), на которой написано слово из «Толкового словаря» Даля. Участник, не поймавший рыбку с первой попытки, лишается права хода. Участник, выловивший рыбку, должен найти нужный том словаря, нужное слово и дать ему толкование. Игрок, справившийся с заданием, приносит своей команде 1 балл.
Слова для поиска: календарь, мендрюга, пшеница, прыть, поминать, притурять и др.

Станция «Театральная»

Ведущий: А мы после недолгого путешествия в дилижансе прибыли на станцию «Театральная».
Здесь команды принимают участие в экспресс-инсценировке сказки В.Даля «Старик-годовик». В конкурсе участвуют дети и родители. Ведущий зачитывает текст сказки, а «театральные труппы» по ходу сценария одновременно выполняют действия. Жюри учитывает точность и артистичность участников. Наивысшая оценка – 5 баллов.

Станция «Загадкино»
На этой станции растет дерево загадок, на его листочках написаны загадки из книги Даля, на которые нужно дать ответ. За правильный ответ ребенка команда получает 2 балла, родителя – 1 балл.

Загадки.
1. Что выше леса? (солнышко)
2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (месяц)
3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
4. Сестра к брату в гости идет, а он от нее пятится. (день и ночь)
5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (ночь)
6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (снег)
7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (речка, берег, трава)
8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (гриб)

Станция «Гора пословиц»

Конкурс капитанов. Ведущий зачитывает первую часть пословицы, а капитаны, выбрав карточку, вторую часть. Если пословицы угаданы правильно, то перевернув все восемь квадратиков, капитаны должны получить иллюстрацию. Если кубики сложены неправильно, то за каждую ошибку с команды снимается 1 балл.

Пословицы:
1. Под лежачий камень… (вода не течет)
2. Труд человека кормит, а… (лень портит)
3. Дело мастера…(боится)
4. У страха глаза, что плошки …(а не видят ни крошки0
5. Молодец на овец… (а на молодца и сам овца)
6. Хлеб-соль кушай… (а правду слушай)
7. Когда ищешь лису впереди…(то она сзади)
8. Кто хвалится…(тот с горы свалится)
Ведущий: Спустившись с «Горы пословиц», мы отправляемся к следующей станции.

Станция «Скороговоркино»
Здесь по условиям конкурса каждый участник должен произнести скороговорку «От топота копыт пыль по небу летит» (из сборника Даля). Игроки, которые правильно произносят скороговорку, приносят своей команде 1 балл.

Жюри подводит итоги игры. Награждение победителей.

Источник:
Литературная гостиная «Знакомство со словарями В
Редакция сайта idfedorov.ru приглашает учителей к публикации авторских материалов: методических разработок, сценариев уроков и т.д. Делитесь своим педагогическим опытом, получайте свидетельство о публикации для портфолио.
http://idfedorov.ru/exp/article=3311

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Знакомство со словарями и энциклопедиями

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему:
Знакомство со словарями и энциклопедиями . Библиотечный урок 3 класс

Урок должен расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру работы с книгой.

ГБОУ ШКОЛА № 1883 ГОРОДА МОСКВЫ

УЧИТЕЛЬ СТРЕБКОВА В.А.

БИБЛИОТЕКАРЬ ФАРЕНИК И.В.

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАРЯМИ И ЭНЦИКЛОПЕДИЯМИ
(3 «Е» класс )

Ц е л и : расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру работы с книгой.

О б о р у д о в а н и е : книжная выставка «Наши помощники», цитата к выставке: «Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах» (В. Брюсов). Плакаты с цитатами на доске: в центре – «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро) ; с левой стороны пословицы: «Не стыдно не знать – стыдно не учиться», «Век живи – век учись», «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»; справа – высказывания: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке» (Вольтер) , «Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного» (А. Франс) , «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Современная пословица) .

Ц и т а т ы , которые могут пригодиться на уроке:

…Культурный в языковом отношении человек, как только ему встретится незнакомое слово, в котором он не уверен, тотчас, прежде чем рискнуть произнести его «при народе», заглянет либо в общий «Толковый словарь русского языка», либо в «Орфографический словарь», либо же в специальный «Орфоэпический словарь русского языка».

…Не имея возможности наводить справки по словарям, нелегко сделать свою речь культурной.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире.

Х о д м е р о п р и я т и я

Учитель . Есть хорошее слово «почему». С него начинается любое открытие. Быть «почемучкой» похвально: всякая наука начинается с этого вопроса. Вы, ребята, пока еще школьники, и каждое «Почему?» помогает вам развиваться и познавать мир. Чем чаще вы задаете этот вопрос и находите ответ, тем образованнее становитесь.

– А какие книги в этом вам могут помочь?

(Конечно же, это энциклопедии, словари, справочники – одно из великих изобретений человечества.)

Что означает слово «энциклопедия»? Мы настолько привыкли к этому слову, что произносим его, не задумываясь. «Энциклопедия» – греческое слово. А перевести его можно как «обучение по всему кругу знаний». Как видите, вполне подходящее слово.

Давайте обратимся к истории энциклопедий. Назвать имя изобретателя энциклопедии никто не может. Но первые энциклопедии появились еще в Древнем Египте. До нас они не дошли, но сохранились сведения, что существовали папирусные свитки-справочники.

Самая древняя энциклопедия, дошедшая до наших дней, была создана в Древнем Риме. Она состояла из 37 томов и называлась «Естественная история». В неё вошли статьи по географии, биологии, медицине, астрономии и другим естественным наукам.

В России издавна уделяли большое внимание справочным изданиям. Первые «словари непонятных слов» появились на Руси еще в XIII веке. А в XVIII веке появились энциклопедические словари по географии, истории, медицине.

В наше время издается огромное количество справочной литературы. В том числе и для вас, юные читатели. Вероятно, вы сами можете назвать многие справочные издания.

– Какие энциклопедии вы знаете?

(«Аванта+», «Что такое? Кто такой?», «Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Что? Как? Почему?», «Я познаю мир», Школьная энциклопедия «Руссика».)

Вы, вероятно, заметили, что справочные издания, носящие название «энциклопедия», бывают разными. Различают энциклопедии отраслевые и универсальные.

Отраслевые – это те энциклопедии, статьи в которых собраны по какой-то одной отрасли знаний, например «Аванта+». (Показать несколько томов по различной тематике.)

Универсальные энциклопедии содержат статьи по разным отраслям знаний. Это, например, «Большая Советская энциклопедия», «Что такое? Кто такой?».

Статьи в любой энциклопедии располагаются по алфавиту, поэтому легко отыскать ответ на интересующий вас вопрос, что мы с вами сейчас и попытаемся сделать, проведя небольшую игру.

Задание: определить вид энциклопедии: универсальная или отраслевая.

– Найдите информацию о Солнце. («Аванта+». Астрономия.)

– Найти информацию об Александре Невском. («История Древней Руси».)

– Найти информацию о баснописце И. А. Крылове. («Аванта+. Рус-ская литература».)

– Найти информацию о медведе . («Что такое? Кто такой?», т. 2.)

Найти информацию про русского композитора П. И. Чайковского. («Что такое? Кто такой?», т. 3.)

Ведущий. А теперь давайте поближе познакомимся с некоторыми видами словарей и выясним, какую «большую пользу», по словам Франса, они нам приносят.

– Что это такое – словарь? Как вы думаете?

Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словарей существует великое множество. Некоторые вы уже знаете.

– Какие словари вам известны?

Для начала познакомимся со словарями, которые есть в нашей школьной библиотеке. Некоторые из них представлены на этой выставке.

А начнем мы знакомство с толковых словарей.

– Как вы думаете, почему их называют толковыми?

Словарь называется толковым, потому что он не только переводит одно слово другим словом, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных.

Самые знаменитые толковые словари В. Даля и Д. Ожегова.

47 лет посвятил В. И. Даль своему главному труду – собиранию слов и составлению словаря, который носит название «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь был впервые издан в 1863–1866 годах. Владимир Иванович собрал за свою жизнь более 200 000 слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу слова, приводил примеры.

По образованию Даль был хирургом. Он также известен как писатель (под псевдонимом Казак Луганский). Даль имел способности и к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря.

Вот что написал о словаре В. Даля С. Я. Маршак. Послушайте отрывок из стихотворения.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

В 1949 году вышло в свет первое издание «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь быстро завоевал признание. При жизни автора словарь переиздавался 6 раз. Он содержит 80 000 слов и фразеологических выражений.

Как видите, в словарях огромное количество слов.

– Как отыскать нужное, как вы думаете?

– Да, вы уже догадались: надежный путеводитель в этом мире слов – алфавит. Такие словари, как словарь Ожегова, обычно называют универсальными, так как, обращаясь к ним, можно получить очень много информации.

А теперь мы поработаем с толковыми словарями.

– Найдите в словаре В. И. Даля толкование слов:

• Клёвый. (Хороший, пригожий, красивый.)

• Кондуит. (Список с отметками о поведении учащихся.)

• Вежа. (Знающий, ученый, образованный.)

– Найдите в словаре С. И. Ожегова толкование слов:

• Гирлянда. (Сплетенные в виде цепи цветы и зелень. В иллюминации – цепи фонариков.)

• Бирюлька. (Маленькая точеная фигурка, применяемая в игре, в которой из кучки таких фигурок достают крючком одну за другой, не шевеля остальных. Играть в бирюльки – значит заниматься пустяками.)

– А теперь давайте вспомним, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю?

В е д у щ и й . Такой словарь необходим, когда надо уточнить написание слова. Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать ошибок, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем.

Вы уже знакомы с таким понятием, как словарные слова. А сможете ли вы написать их без ошибки?

Представители каждой команды выходят к доске и вставляют пропущенные буквы в словах «багряный», «облако», «трамвай», «алмаз».

В е д у щ и й . На уроках литературы вы знакомились с баснями Крылова. Вспомните строки из басни «Свинья под дубом»:

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей дос ы та…

Но обычно мы говорим д о сыта. Одни люди говорят свёкла, а другие – свеклa. Как тут не растеряться без специального словаря – орфоэпического?

Обратимся к орфоэпическому словарю и выполним задание.

Дети расставляют ударения в словах: «катал о г», «алфав и т», «тво- р о г», «кулин а рия».

В е д у щ и й . Когда пишешь сочинение, готовишься к выступлению, приходится искать слово поточнее. И тут вам на помощь придет словарь синонимов.

– Что такое синонимы? (Слова, имеющие различное написание, но близкие по смыслу.)

– Попробуйте подобрать синонимы к словам: «очаровательный», «лакомка», «радостный», «угодничать», «хвалить».

– Что у вас получилось?

Вот видите, как полезно работать со словарем, который помогает сделать нашу речь более красочной и яркой!

– О синонимах мы вспомнили, а что же такое антонимы?

(Слова, противоположные по смыслу.)

Не случайно особенно широко используются антонимы в русских сказках.

Близко ли, далеко ли,

Низко ли, высоко ли.

А еще антонимы часто используются в поговорках и загадках.

Сейчас мы поиграем в такую игру: я загадаю вам загадки, а вы хором скажете ответ.

Я – антоним к слову «зной».

Я в реке, в тени густой.

Я в бутылке лимонада.

Я – антоним слова «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

На уроках русского языка вам часто дают задание разобрать слово по составу. Не всегда с этим легко справиться. На помощь к вам придет «Словообразовательный словарь». Найдите однокоренные слова к словам город, игра, свет, земля, мороз. А теперь давайте заглянем в словарь и попробуем продолжить этот ряд. Посмотрите, как много слов мы нашли.

Молодцы! А теперь прочитайте предложение, записанное на доске.

Редкие фолианты библиотаф хранил на дальних стеллажах.

– Как вы думаете, что означают эти слова?

Для этого нужно заглянуть в словарь иностранных слов. Знаете ли вы, например, что слово библиотека – греческое, диктант – немецкое, лупа – французское? В нашей библиотеке есть словарь иностранных слов. Обратимся к нему и попытаемся понять смысл предложения, которое мы с вами прочитали.

Фолиант – (нем. от лат. Folium – лист) – 1) книга форматом в половину бумажного листа (обычно старинная); 2) толстая книга большого формата.

Библиотаф – (греч. библион книга + taphos могила) – «хоронящий книги», шутливое название обладателя библиотеки, не позволяющего другим пользоваться ее книгами.

Стеллаж – (нем.) – многоярусное устройство, состоящее из вертикальных стоек или стенок с полками, ящиками для хранения различных предметов.

Что же у нас получилось: редкие толстые книги большого формата некто, не позволяющий пользоваться другим своей библиотекой, хранил на дальних полках, крепленных на стойках.

– Ребята, а как вы думаете, каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение устойчивых словосочетаний?

Правильно, этот словарь называется фразеологическим. Послушайте задание, которое вам предстоит выполнить. На разложенных перед вами листочках написаны устойчивые словосочетания.

Объясните происхождение и значение этих фразеологизмов, пользуясь «Фразеологическим словарем» под редакцией А. И. Молоткова: « битый час», «валять дурака», «горе луковое», «полететь вверх тормашками», «между двух огней».

Учитель . Итак, мы совершили путешествие в страну словарей и энциклопедий. Разговор о них может быть безграничен. Знакомство со многими справочными изданиями ждет вас еще впереди.

Привыкайте заглядывать в эти полезные книги, когда у вас возникают вопросы, неясно значение слова. Энциклопедии обогатят ваш кругозор, словари помогут сделать вашу речь богатой и выразительной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку 3 класс школа 21 века «Турнир сложение и вычитание в пределах 1000».

Окружающий мир. «Путешествие по Франции и Великобритании». Конспект урока, 3 класс.УМК «Школа Росссии».

Конспект к уроку русского языка в 3 классе «Правописание суффиксов и приставок» 1 урок Канакина УМК «Школа России».

Научно- исследовательская статья на тему: «Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе.».

Цель: познакомить учащихся с существующими словарями русского языка.Задачи: 1) Познакомить учащихся с видами словарей;2) Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас;3) Раз.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений, в ходе которого учащиеся составляют паспорт «УДАРЕНИЯ», редактируют меню, а в конце урока читают рэп.

В этом разделе Вы можете найти конспеты и презентации к различным урокам и классным часам для 3 класса.

Источник:
План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Знакомство со словарями и энциклопедиями
Урок должен расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру р
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/12/13/znakomstvo-so-slovaryami-i-entsiklopediyami-bibliotechnyy-urok

Урок в 1 классе — Знакомство со словарями

В разработке представлен конспект открытого урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 1 классе «Знакомство со словарями»»

Знакомство со словарями

(урок проведен в библиотеке городского поселения Красково Люберецкого района Московской области)

Автор: Нагимова Мария Хайдаровна

МОУ «Красковская средняя общеобразовательная школа №55»

Цели: познакомить толковым словарем В.И.Даля и другими словарями, пополнять словарный запас учащихся, способствовать развитию речи учащихся, прививать интерес к русскому языку, развивать навыки грамотного письма.

Тип урока: открытия нового знания, экскурсия в библиотеку.

Предметные: формирование первичных навыков работы с информацией

Метапредметные: использование различных способов поиска информации в словарях.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самостоятельности, умения слушать и высказывать свое мнение.

Методы и технологии:

Проблемный, наглядно-иллюстративный, ИКТ, здоровьесберегающие.

Перечень основных понятий: толковый словарь, орфографический словарь, орфоэпический словарь, слово-образовательный словарь, словарь иностранных слов, фразеологический словарь.

Вводное слово учителя.

— Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем урок в библиотеке. Провести его нам поможет библиотекарь Светлана Михайловна Максимова. А познакомимся мы не с обычными книгами, а с нашими незаменимыми помощниками.

2. Актуализация знаний.

— Какие книги бывают в библиотеке? Читали ли вы их? Чем нравятся прочитанные книги? Помогали ли вам книги в жизни, в учебе? Почему я сказала, что будем знакомиться с помощниками? Что это за книги-помощники? (РАЗДАТЬ ДЕТЯМ РАЗНЫЕ СЛОВАРИ , ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПОЛИСТАТЬ И ПОДУМАТЬ — ПОЧЕМУ У НИХ РАЗНЫЕ НАЗВАНИЯ).

3. Постановка учебной задачи.

— А как вы думаете, почему эти книги назвали словарями?

— Пользовались ли вы когда-нибудь словарями?

Зачем нужны словари?

4. «Открытие нового знания».

Знакомство с толковым словарем Владимира Ивановича Даля.

— Жил в России один замечательный человек. Всю жизнь он посвятил тому, что собирал слова. Он записывал слово, а рядом давал его объяснение, часто к словам он делал рисунки, чтобы людям было понятно о чём идёт речь. И собрал их больше 215000. Зовут этого человека Владимир Иванович Даль.

(ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА).

РАССМАТРИВАНИЕ СЛОВАРЕЙ В.И.ДАЛЯ РАЗНЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВ. Чтение названия словаря.

— А почему он называется толковым? ( В своем словаре Даль растолковывает, т.е. объясняет значения слов).

Но время шло, появлялись новые слова и появлялись современные словари. (показ современных словарей).

Мы с вами начали изучать русский язык и у нас появились словарные слова.

Почему они словарные? (данные слова нельзя проверить). Но в русском языке так много слов с непроверяемыми орфограммами. Можем ли мы запомнить их написание. Такие слова тоже собрали в отдельный словарь и назвали его орфографический. Ими пользуются для грамотной записи слов с орфограммами. Есть такой словарь для школьников. Мы тоже им будем пользоваться. (показ словаря под редакцией Д.Н.Ушакова и С.Е.Крючкова).

5. Первичное закрепление.

РАБОТА В ТЕТРАДИ: СЛОВАРНЫЙ КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ.

(корова, собака, сорока, воробей, ворона)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Чтоб на уроке не уснуть,
Нам дали время отдохнуть.
Сейчас мы руки разомнем,
И вновь займемся словарем.

Умнее книги в мире нет!
Мы в ней на все найдем ответ.
Как написать, как просклонять,
Какой синоним подобрать.

В толковом словаре у нас
Значенье слов и разных фраз.
Люби, как первый свой Букварь
Орфографический словарь!

Физкультминутка пролетела,
Опять беремся мы за дело.
К концу урока мы поймем,
Кто подружил со словарем!

— Как появляются новые слова?

-Задумывались ли вы, почему именно так называются некоторые предметы и явления? Например, слово непроливайка или пришкольный ? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? А.Н.Тихонов составил слово-образовательный словарь русского языка для школьников. Оказывается, очень много слов к нам пришли из других языков. Эти слова тоже собрали в словарь – словарь иностранных слов.

В русском языке есть словарь целых выражений. Например, не в своей тарелке. Когда так говорят? Чтобы узнать что означает это выражение пользуются фразеологическим словарем. (показ)

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

У нас в учебнике тоже есть словари. (показ)

— Ребята, а как же располагаются слова в словарях? (по алфавиту). Почему именно по алфавиту, на не по количеству букв или слогов? (для удобства).

Так давайте ответим на вопрос нашего урока:

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СЛОВАРИ?

— Какую задачу ставили?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Где можно применить новые знания?

-Чем необычен был наш сегодняшний урок? С какими словарями познакомились?

Источник:
Урок в 1 классе — Знакомство со словарями
В разработке представлен конспект открытого урока.
http://multiurok.ru/files/urok-v-1-klassie-znakomstvo-so-slovariami.html

Час знакомства со словарями «В мире словарей» для учащихся 5 классов

Час знакомства со словарями «В мире словарей» для учащихся 5 классов

Час знакомства со словарями «В мире словарей»

для учащихся 5 классов

составитель: Ватулина Н.А. учитель русского языка

МАОУ СШ № 3

Просмотр содержимого документа
«Час знакомства со словарями «В мире словарей» для учащихся 5 классов»

Час знакомства со словарями «В мире словарей»

для учащихся 5 классов

составитель: Ватулина Н.А.. учитель русского языка

Учитель и класс;

Цитата: «Если хорошо поразмышлять, словарь – это книга книг» (А.Франс)

Карточки со словами

— Друг, дорога, пятница, пятно

— изморо..ь на ветках

-(бежать) сломя голову

-брать на карандаш

— (бежать) во все лопатки

— водой не разольешь

— звонит, квартал, алфавит, согнутый

— компас, баловать, средства, одновременный

— Портье поставил портшез в проходе. Он был портативный

Магнитная доска с магнитами

Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка

Даль В. Толковый словарь русского языка

Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь

Орфографический словарь русского языка

Орфоэпический словарь русского языка

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка

Современный словарь иностранных слов

Перед началом игры дети делятся на 3 команды и выбирают капитана

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем со слов французского писателя Анатоля Франса: «Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного». Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет разговор?

Дети. О словарях.

Учитель. Правильно, сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми видами словарей и выясним, какую же «большую пользу», по словам писателя, они нам приносят.

Сейчас я попрошу капитанов команд представить свои команды Итак, в игре примут участие команды… Компетентное жюри в составе будет оценивать ваши ответы и присуждать команде определенное количество баллов. В конце игры жюри подведет итоги и объявит победителя.

Эрудированный человек в нашем современном обществе должен не только много знать, но и уметь быстро находить нужную информацию. И здесь к нам на помощь приходят незаменимые словари.
Что это такое – словарь? Как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель. Правильно! Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словарей существует великое множество. Некоторые вы уже знаете.

Какие словари вам известны?

Каждая команда называет словарь. Та команда, которая называет последний словарь, получает балл.

Учитель. Для начала мы познакомимся со словарями, которые есть в нашей библиотеке. Некоторые из них представлены на нашей выставке «Книги, которые знают всё».
А начнем мы знакомство с толковых словарей. Как вы думаете, почему их называют толковыми?

Выслушиваются ответы детей.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Язык – и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Учитель. Сейчас я хочу рассказать вам об одном из старейших толковых словарей, о «Толковом словаре» В. Даля

Владимир Иванович Даль родился в 1801 году. Сначала мальчика обучал дома гувернер, а затем Владимир продолжил свое образование в Морском кадетском корпусе. Но закончив обучение и став морским офицером, Даль оставляет службу и решает посвятить свою жизнь исследованию народной жизни и народного языка. Будущий автор словаря в течение 53 лет собирал и тщательно записывал народные песни, сказки, пословицы, он заносил в свой блокнот все народные слова, речевые выражения, которые использовались в разных уголках нашей огромной страны. Владимир Даль трудился день и ночь, чтобы осуществить свой замысел. И все- таки настал тот светлый день, когда он расшифровал последнее слово. Так в 1866 году «Далев словарь» вышел в свет, внеся в язык гармонию и ясность, освободив речь от устаревших и заимствованных слов.

2-й чтец. Но самым часто используемым толковым словарем все же остается толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Это первый и пока единственный толковый словарь русского языка, вышедший в нашей стране после революции 1917 года. Словарь Ожегова является настольной книгой «правильной русской речи» для всех слоев населения, для каждого образованного человека. Сравнительно недавно (всего 10 лет назад) он имелся практически в каждом доме, в любой семье, к нему обращались инженеры и учителя, журналисты и писатели, актеры театров и кино, режиссеры, дикторы радио и телевидения, студенты, школьники и домохозяйки. Он был самым авторитетным пособием для всех, кому дорог русский язык. «Посмотрите у Ожегова», «Справьтесь в Ожегове», «Откройте Ожегова», — говорили и советовали люди друг другу в тех случаях, когда надо было узнать, что обозначает слово и как оно пишется.

Учитель. В словарях огромное количество слов. Как отыскать нужное? Как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель. Вы уже догадались: надежный путеводитель в этом мире слов – алфавит.
Слова в словарях расположены по алфавиту.

Слово автомобиль мы ищем в начале словаря, а слово яблоко – в конце.
Такие словари, как словарь Ожегова, обычно называют универсальными, так как, обращаясь к ним, можно получить очень много информации. Читая его (а есть любители читать толковые словари), можно обогатить свой словарный запас.
А теперь и мы поработаем с этим словарем.

Задание№1 (раздаются карточки со словами)

Предлагаю вашему вниманию такие слова, как друг, дорога, пятно. Каждая команда дает своетолкование предложенных слов. Затем ведущий зачитывает определения этих слов из толкового словаря. Та команда, ответ которой был ближе к словарной статье получает балл.

Учитель. А теперь вспомните, в каких случаях мы обращаемся к орфографическому словарю?

Дети. Когда надо уточнить написание слова.

Учитель. Орфографический словарь нужен, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. Вы уже знакомы с таким понятием, как словарное слово.
Давайте вместе заглянем в Орфографический словарь. Сейчас вы снова будете работать в командах.

Учитель. Каждой команде раздаются карточки с написанными словами винегрет, бинокль, внимание, параграф . Вы должны найти эти слова в орфографическом словаре и правильно вставить пропущенные буквы. Команда, которая справилась с заданием быстрее, получает балл.

Посмотрите, ребята: эти слова имеют разные лексические значения, поэтому для правильного написания полезно заглядывать в орфографический словарь.
Все вы, наверное, слышали такие выражения: бить баклуши, водить за нос, вставлять палки в колеса. Как называются эти выражения? Попробуйте объяснить их значение.

Выслушиваются ответы детей

Ведущий. Правильно, молодцы. Фразеологизмы, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше мы их будем знать, тем образнее и богаче будет наша речь, А чтобы не попасть впросак, надо воспользоваться фразеологическим словарем, в котором собраны все устойчивые словосочетания.

(раздаются карточки с фразеологизмами)

А теперь, пользуясь словарем фразеологизмов, объясните значение таких выражений: (бежать) сломя голову, брать на карандаш, водой не разольешь.

Выслушиваются ответы детей

Учитель. На уроках литературы вы знакомились с баснями Ивана Андреевича Крылова. Вспомните строки из басни «Свинья под дубом»:

Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта.

Но обычно мы говорим досыта. Одни люди говорят свёкла, а другие – свекла. Как тут не растеряться без специального справочного пособия? И таким пособием может стать орфоэпический словарь.

Орфоэпический словарь помогает нам узнать, как правильно произнести слово и как правильно поставить в нем ударение.

Со временем меняются правила произношения слов. Так, например, еще в середине ХХ века люди чаще говорили «кулинария», а не «кулинария». Сегодня «кулинария» не говорит практически никто. Может быть, только люди совсем уж старших поколений. Это пример того, как одно правило произношения победило другое.

А происходят ли какие-то перемены в наши дни? Конечно, да, так же, как происходили всегда. Может быть, даже, наоборот, в наши дни они происходят быстрее. Можно привести несколько примеров.

Раньше такие слова как булочная, сливочный, порядочный произносились со звуком (шн). А всем привычные слова георгин, зал, рояль вообще относились к женскому роду и произносились как георгина, рояля, зала

Теперь мы обратимся к орфоэпическому словарю и выполним следующее задание.

(раздаются карточки со словами)

Учитель. Вам нужно расставить ударения в предложенных словах. И не забывайте, что словарь, как сказал Вольтер, – «это Вселенная в алфавитном порядке».

Дети расставляют ударения в словах звонит, квартал, алфавит, согнутый, компас, баловать, средства, одновременно.

Команды расставляют ударения в словах и сдают карточки членам жюри, затем ведущий зачитывает правильные варианты ударений в словах. Члены жюри начисляют командам балл Учитель. Молодцы, ребята! Я уверена, что теперь вы все будете произносить эти слова правильно.
На уроках русского языка вы разбираете слова по составу. Часто бывает трудно определить корень слова или его суффикс, поэтому надо обращаться за помощью к словообразовательному словарю. Он поможет вам правильно разобрать слово по составу и подобрать к нему однокоренные слова.

Учитель. Подберите однокоренные слова к словам

Дети зачитывают группы слов.

Команда, подобравшая больше слов, получает балл.

А теперь попробуем продолжить этот ряд, поработав со словообразовательным словарем. Посмотрите, как много мы нашли однокоренных слов.

Учитель. Ребята, послушайте отрывок из стихотворения:

Прозвучало над ясной рекою
Прозвучало в померкшем лугу,
Прозвучало над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Вам понравилось это стихотворение?

Учитель. А почему?

Дети Одно и то же слово повторяется несколько раз.

Учитель. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы стихотворение стало интереснее и выразительнее?

Дети Заменить слова, использовать синонимы к слову прозвучало.

Учитель. Послушайте, как написал это стихотворение А. Фет:

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Когда пишешь сочинение, готовишься к выступлению, приходится искать слово поточнее. И тут вам на помощь придет словарь синонимов. Что такое синонимы? (Это слова близкие по значению)

Учитель. Ребята, попробуйте подобрать как можно больше синонимов к слову испытывать.

Команда, подобравшая больше слов-синонимов, получает балл

Затем ведущий зачитывает еще неназванные синонимы из словаря

Учитель. Вот видите, как полезно работать со словарем, который помогает сделать нашу речь более точной и яркой!
Ребята, мы вспомнили, что синонимы – это слова, близкие по смыслу. А что такое антонимы?

Дети. Слова, противоположные по смыслу.

Учитель. В словаре антонимов слова с противоположным значением расположены парами. Ребята, пожалуйста, приведите примеры антонимов

Выслушиваются ответы детей

Учитель Не случайно особенно широко используются антонимы в русских сказках.

Близко ли, далеко ли,
Низко ли, высоко ли.
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.

А как вы думаете, где еще используются антонимы?

Дети . В поговорках, в загадках.

Учитель. Сейчас мы поиграем в такую игру: я загадаю вам загадки, а вы хором скажете ответ.

Я антоним к слову зной
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня.

Я антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я.

Учитель. Молодцы! А теперь прочитайте предложения, записанные на доске.

Портье поставил портшез в проходе.
Он был портативный.

Ребята, как вы думаете, что означают эти слова?

Дети затрудняются в ответах.

Для этого нужно заглянуть в словарь иностранных слов.

Сейчас мы вместе с вами попытаемся понять предложения, которые вы прочитали. Все команды одновременно ищут слова портье, портшез, портативный. Кто быстрее и правильнее составит предложение, получает балл.

Ученики работают со словарем.

Учитель. Что у вас получилось?

Дети. Швейцар поставил маленькое кресло в проходе. Оно было удобно для переноски.

Учитель. Наша игра подошла к концу. Я предоставляю слово членам жюри, которые уже подсчитали баллы и готовы назвать победителя.

Выступление членов жюри, награждение

Я открыл заветный клад

В нём не яхонты горят,

Там в колонках светится

Там в порядке алфавит

Тайна слов для вас открыта

Что за клад? Ну не ударь

В грязь лицом, скажи: «Словарь!»

Итак, ребята, мы совершили путешествие в страну русской речи, государем которой является Словарь. Так что же это такое – словарь? С какими из них мы сегодня познакомились на нашем занятии?

Ведущий. Разговор о словарях безграничен. Привыкайте заглядывать в словари всегда, не жалейте времени на это. Словари помогут сделать вашу речь богатой и выразительной.
Хочется верить, ребята, что знакомство с ними перерастет в крепкую дружбу.

Источник:
Час знакомства со словарями «В мире словарей» для учащихся 5 классов
Час знакомства со словарями В мире словарей для учащихся 5 классов составитель: Ватулина Н.А. учитель русского языка МАОУ СШ № 3
http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/chas_znakomstva_so_slovariami_v_mire_slovarei_dlia_uchashchikhsia_5_klassov

(Visited 5 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Какое мнение можно написать о девушке Мнение парней о девушкахМнение парней о девушках На свете очень… (2)

Одиночество и любовь Жизнь и любовь после свадьбы: куда и зачем уходят чувстваЖизнь… (1)

Что подарить парню с которым только начались отношения Что подарить парню: оригинальные и романтичные подарки на месяц отношений… (1)

Отношения между женщиной и мужчиной 5 стадий отношений между мужчиной и женщиной Узнайте подробнее о… (1)

как наказать мужчину рака Как завоевать мужчину-Рака Вы хотите видеть рядом с собой мужчину,… (1)

COMMENTS