Агрессия в общении

Агрессивное поведение

Агре?ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [1] .

Существуют различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

Несмотря на большое число подходов, ни один из них не даёт полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

“Роль гнева в психическом развитии, особенно в динамике таких ужасных переживаний, которые способны разрушить все поступательное движение жизни, давно известна. Латинские учёные и поэты Сенека и Плутарх много писали о гневе. В недавней работе [ когда? ] Аверил [ кто? ] сообщает, что примерно 90 лет назад [ когда? ] известный американский психолог Дж. С. Холл насчитал около 2200 состояний гнева, описанных в его исследованиях. На сегодняшний день различные школы психологии активно изучают гнев и обсуждают, как с ним бороться, как избавляться от него и как его использовать. [6]

А. Басс и А. Дарки [7] выделяют следующие 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого — либо);

2. Раздражение (вспыльчивость, грубость);

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.);

4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.);

Источник:
Агрессивное поведение
Агре?ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический,
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Агрессивное поведение: причины развития, основные проявления и способы коррекции

Агрессивное поведение: причины развития, основные проявления и способы коррекции

Агрессивное поведение – «нападающее» поведение, то есть преднамеренные действия для причинения вреда окружающим, предметам или самому себе. С каждым годом все актуальнее становится вопрос об агрессивном поведении людей. Это связано с ускоренной жизнью людей, особенно в мегаполисах, человек достаточно не отдыхает, у него сбиваются биологические ритмы сна и бодрствования. Вследствие таких физиологических нагрузок появляется агрессия, как неосознанный способ защитить себя и удовлетворить свои хотя бы физиологические потребности.

Психологические нагрузки, различные проблемы и заболевания также вызывают агрессивное поведение. У каждого человека оно проявляется по-разному, в зависимости от воспитания, ситуаций и характерологических особенностей человека.

Агрессию специалисты разделяют на несколько видов и проявлений, она может быть как патологией, так и ситуативным проявлением в поведении человека. Существует несколько основных мотивов ее развития.

Это основные мотивы такого поведения. Они могут быть осознанными и неосознанными. Активные манипуляторы очень искусно пользуются этим способом поведения для своих потребностей.

Есть объективные причины агрессивного поведения, на которые повлиять человек не может. К основным причинам агрессивных действий или слов человека относят:

  • чрезмерная загруженность, если нет возможности полноценно отдохнуть от умственной или физической работы;
  • проблемы в личной жизни также приводят к агрессивному поведению, особенно человек начинает выражать словами или делами свои негативные эмоции, если рядом находится человек с абсолютным психологическим благополучием в этой сфере;
  • неполадки в рабочей сфере приводят к выражению агрессии в общении с окружающими людьми, если на человеке лежит груз ответственности, он будет более агрессивным при возникновении проблем;
  • неправильное употребление лекарственных препаратов, это чрезмерное применение антидепрессантов, снотворных лекарств и других;
  • злоупотребление вредными веществами: алкоголь, никотин, наркотические вещества в определенный период воздействия на психику человека вызывают приступы агрессивного поведения.

Человек может по-разному проявлять свою ненависть. Есть люди, которые преуспевают в словестных оскорблениях, и, как говорится в одном известном стихе, «убивают словом». Некоторые не тратят время на выяснение отношений, и сразу переходят к физическим действиям. Для многих открытием является тот факт, что сплетни, клевета и обсуждение за спиной – тоже определенные формы проявления агрессии. Есть несколько форм проявления агрессивного поведения.

Часто агрессивных людей побаиваются, некоторых уважают, презирают и стараются подражать. Равнодушными к такому поведению никто не остается. Особенно нужно уделять внимание агрессивности детей. Ведь агрессия может быть формой проявления девиантного поведения, при котором подростки имеют уже склонность к нарушению общепринятых норм и правил.

Агрессивное поведение проявляется через шантаж, оскорбления, унижение достоинства и чести другой личности, разрушение и порча имущества своего или другого человека, физические действия, угрозы, драки и так далее.

Специалисты, работающие с детьми, бьют тревогу из-за резкого возрастания количества агрессивных дошкольников и школьников. Маленькие жители становятся более агрессивными, они дают волю своим физическим возможностям для причинения вреда другому ребенку. Они начинают выражать вербальную агрессию не только среди сверстников, но также и в общении со взрослыми. Причинами агрессивного поведения детей являются:

  1. Агрессия в семье или нестабильные семейные отношения. Из-за постоянных ссор, выяснений отношений и упреков, ругательств в отношении ребенка, он не чувствует себя защищенным.
  2. Непоследовательность в воспитании – если один родитель лояльно относится к просьбам ребенка, а второй все строго запрещает. При этом маленький член семьи не понимает, почему так, в ответ на такое воспитание он злится и выражает агрессию.
  3. Агрессивное поведение появляется при плохой успеваемости в школе и высоких требованиях родителей.
  4. Низкая адаптация в классном коллективе. Агрессию провоцируют ссоры детей, отсутствие понимания и общего языка в коллективе.
  5. Ребенок защищается и отвечает злобой при предвзятом к нему отношении родителей, воспитателя или учителя, при их чрезмерных требованиях к его поведению.

Ребенок в своем развитии проходит определенные этапы – возрастные кризисы. Во время этих кризисов его личность активно развивается, у него появляются новые навыки и личностные особенности.

Этапы развития могут проходить спокойно и плавно при благоприятных условиях развития. Иногда ребенок полностью изменяется в поведении. Агрессивность также может появиться в эти периоды при неблагоприятном психологическом климате в окружении ребенка.

В этом возрасте ребенок уже может проявлять гнев и негатив. Но это непреднамеренно, а как реакция на посягательство нарушить его личностное пространство. Малыши еще не понимают, какой результат будет от их агрессивных действий. Они могут толкнуть, но не осознают, что другой ребенок может упасть или удариться. Профилактикой агрессивного поведения малышей является объяснение им, что так поступать нельзя. Лучший метод при таком поведении – переключить внимание малыша на что-либо другое.

Необходимо помнить, что такое поведение может свидетельствовать о неудовлетворенности базовых потребностей: испытание чувства голода, жажды, желание отдохнуть или поспать. В этом случае нужно удовлетворить эти потребности.

В этом возрасте проявление негативизма, отрицательных эмоций – нормальное явление. Это первый кризис развития малышей. При агрессивном поведении в 3 года родителям нужно набраться терпения, и спокойно разговаривать с ребенком, объяснять ему недопустимость подобных эмоциональных выражений.

Негативное поведение в старшем дошкольном возрасте может быть вызвано несколькими причинами:

  • органические проблемы функционирования головного мозга;
  • болезни других органов и систем;
  • особенности темперамента и характерологические особенности;
  • психологические причины.

В этом возрасте ребенок уже понимает последствия своих действий и может за них отвечать. Поэтому агрессия уже не произвольная, а иногда осознанная. Таким поведением он может манипулировать, чтобы получить желаемое.

В школьном коллективе ребенку иногда сложно адаптироваться, к тому же он продолжает проживать возрастные кризисы. Поэтому часто появляется негатив ко всем и ко всему.

Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста – явление, скорее, психолого-педагогическое. Ребенок приходит в новый коллектив со своими требованиями и желаниями, а ему необходимо подчиняться другим нормам поведения. Часто агрессия возникает в ответ на требования родителей и учителей, из-за незнания определенных норм поведения. Таким детям свойственно и проявление пассивно-агрессивного поведения. Они не стремятся выполнять просьбы, указы взрослых. Крик и негативные эмоции со стороны взрослых только усугубят такое поведение школьника.

В этом возрасте важно сохранять благоприятный психологический климат в семье. Ребенку приходится многое узнавать, применять, ко многому привыкать. Поэтому поддержка семьи просто необходима. В этот период важно оградить школьника от агрессивного окружения, влияния жестоких фильмов и компьютерных игр. Также многое зависит от социального статуса ребенка. Например, богатые дети считают себя центром Вселенной, поэтому требуют постоянного внимания. Если они его не получают, начинается защитная реакция в виде агрессивного поведения.

Не секрет, что этот возраст самый трудный в развитии человека. Негативизм может возникать по разным поводам. Причин агрессивному поведению в этом возрасте масса, начиная от гормональной перестройки, заканчивая глобальными проблемами отношений между полами. Особенно важно вовремя поддержать подростка, но и вовремя дать ему остаться наедине со своими мыслями (не лезть в душу). Для этого родителям необходима мудрость и знание характера своего ребенка, чтобы определить эти периоды.

Снижение агрессивности – важная цель специалистов и родственников агрессивного человека. С такими людьми сложно жить, так как нельзя предсказать, когда в следующий раз у них вспыхнут эмоции. Для этого важно выполнять следующие действия:

  1. Организовать ребенку правильный распорядок дня, чтобы в нем были и занятия, и досуг. Взрослым важно также занимать себя чем-то в течение дня, и давать отдыхать своему организму или психике.
  2. Недаром существует пословица: «в здоровом теле здоровый дух». Если заниматься физкультурой, разными видами спорта или танцами, у человека происходит выброс адреналина, негативных эмоций, и он уже не стремится направлять их на конкретный объект.
  3. Нужно не допускать переутомления. При переутомлении человеку свойственно агрессивное поведение.

Описанные методы помогают устранить накопившуюся агрессию, то есть непреднамеренную, неосознанную. Но когда человек специально стремится разрушить, расстроить или причинить ущерб окружающим, то необходимо обратиться к специалисту.

При коррекции важно узнать причину агрессивного поведения. Специалист поможет это сделать и подобрать необходимые методики психотерапии. Часто человеку требуется проработка проблемы, которая приводит к разрушающим и негативным действиям, обучение конструктивным способам поведения и общения.

Агрессивное поведение необходимо корректировать с применением обучающих программ, когда человек получает знания о том, что происходит при выражении его негатива. Также клиент обучается правильным способам выражения гнева и негативных эмоций. Для каждого возраста подбирается своя программа.

Профилактика агрессивного поведения у подростков, младших школьников, дошкольников, взрослых людей занимает важное место в психиатрическом, психологическом изучении проблемы агрессии. Для снижения агрессивности рекомендуется организовать всплеск эмоций – посещение концерта, футбольного матча или организация праздника. Но при переутомлении это не поможет, поэтому нужно заботиться и о своем физическом состоянии.

Детям нужно давать время для отдыха, «перезагрузки» от учебы, домашних обязанностей. Их нужно обучать выражению своего гнева, чтобы они это делали без причинения ущерба другим. Существуют некоторые психологические игры, помогающие ребенку справиться со своими негативными чувствами. В них ребенок учится переключать свое внимание с раздражающего фактора, вовремя справляться с накопившимися эмоциями и психологическим напряжением.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Источник:
Агрессивное поведение: причины развития, основные проявления и способы коррекции
Мотивы развития и основные формы агрессивного поведения. Причины агрессивных действий человека. Их проявления. Детская агрессия и методы коррекции состояния.
http://depressio.ru/slovar-terminov/273-agressivnoe-povedenie.html

Агрессивность в общении

Агрессивность в общении. Как справиться с агрессивностью?

Последнее обновление: 28.02.19

Агрессивность в общении, как справиться с агрессивностью?

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Агрессивность в общении. Своя и чужая агрессивность

Агрессивность – защитно-оборонительная реакция на опасность, неизвестность, и ответ на опасность или чужую агрессию.

Очевидно, что агрессивность имеет чисто животное происхождение и далека от проявлений разума человека, а, тем более, от его душевных свойств.

С агрессивностью, своей и направленной на нас, выраженной и проявленной в той или иной степени и форме, мы сталкиваемся практически каждый день.

От недовольства жены (мужа) и капризов ребенка, до хамских выпадов и грубых оскорблений ХОТЬ ГДЕ И ХОТЬ ОТ КОГО.

Не гнушаются люди и чисто животными проявлениями агрессивности – рукоприкладством.

Обращаю внимание и подчеркиваю, что агрессивность в общении – это именно реакция на опасность (осознаваемую или не понимаемую – неизвестную) своим жизненным интересам, своей жизни, своей личности. Или ответ на агрессивность.

То есть, на вас агрессивно накидываются не только от избытка силы и дури, а от страха и боязни, что вы не видите этой силы и видите дурь — не оцениваете достоинств личности – подвергаете их сомнению или демонстрируете, показываете, что их нет.

Агрессивность, помимо своей сути, — это отличный и эффективный способ выплеснуть и «загасить» отрицательные эмоции.

Мы, не раз, здесь на сайте, единодушно, сошлись во мнении: жизнь невозможна без негатива.

И как обратной стороны позитива, и как определителя позитива — в сравнении и нахождении отличий, мы и понимаем, что есть позитив, а что негатив.

И как элемент развития всяческих отношений — вступая в противоречие с позитивом, негатив «подталкивает», актуализирует и укрепляет его позиции.

Если, конечно, не побеждает его своим обилием и превосходством и, тогда, негатив становится сутью данных отношений.

Агрессивность неизбежна? Как справиться со своей и чужой агрессивностью?

Но, вот, такой, очень интересный вопрос: А обязательно ли негатив в отношениях, выражаемых в общении, должен проявляться в форме агрессивности?

Если агрессивность проявляется как животное начало, когда разум отключается, а душа трепещет от отрицательных эмоций, то напрашивается простой вывод: если включить мозги и сбросить отрицательные эмоции, то АГРЕССИВНОСТИ МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ.

Если от негативного ни куда не деться, то может, есть прямой смысл проявлять его не в ругани и скандалах, не в агрессивных выпадах, а в ДРУГИХ ФОРМАХ проявления своего неудовольствия.

Ругань, скандалы, как формы агрессии, как бы там ни было, отнимают у нас и у нашего оппонента и психическое, и физическое здоровье, — ложатся рубцами на душу и тело.

А если ПЕРЕВЕСТИ агрессивность с ЧЕЛОВЕКА на СИТУАЦИЮ, на плохой факт, который мешает наслаждаться жизнью на данный момент?

Тут и мозги включатся и заработают, и мы не так уже страдаем, и не страдают близкие (муж, жена, дети, и прочие) и просто люди, с которыми есть отношения, в которых накопился негатив.

Например: вместо того, чтобы накидываться (или молча терпеть) на жену за отсутствие ужина и бардак в доме, ведь, с легкостью, можно рассмотреть самому, или вместе с ней, НЕГАТИВНОСТЬ ЭТОЙ СИТУАЦИИ, выявить её причины, последствия, пути исправления, и так далее.

Более того, можно перевести эту ситуацию в плоскость юмора, типа: Милая, ты меня решила голодом уморить, — зря, мне ещё нужно порядок в доме навести…

Например: вместо того, чтобы упрекать мужа в несостоятельности заработать много денег, можно проанализировать эту СИТУАЦИЮ, даже без его участия, и сделать выводы.

Например: вместо того, чтобы кричать на ребенка и отвешивать ему подзатыльники, сесть рядом с ним и молча задуматься о причинах его и своего поведения. И так далее.

У женщин, кстати, есть универсальный способ разрядиться — тихо или громко заплакать. А у мужчин есть известный способ совладать с агрессивностью — немедленно заняться тяжёлой физической работой.

Обратите внимание, что, когда вы будете «бомбить» ситуацию, а не человека, у вас все равно произойдет сброс негатива.

Ведь, вы найдете ЧТО виновато, вместо того, чтобы искать, КТО виноват. И сбросите отрицательные эмоции, проявляющиеся в агрессивности – ведь ситуация разрешится.

А что вы думаете: стоит ли дальше ругать КОГО-ТО или начать ругать ЧТО-ТО, сберегая и этого кого-то и самого себя от разрушения агрессией?

Стоит ли распалять агрессивность в общении, отвечая на нее своей агрессивностью, вместо того, чтобы продемонстрировать некрасивость, бессмысленность и прочее, этой агрессивности, как и самого факта агрессии, направленной на человека?

В конце концов, мы не территория, которую хочет захватить агрессор.
И не основные фонды, которые ни куда не денешь и не спрячешь.

Мы такие маленькие, подвижные существа, которые могут избежать агрессивности в общении просто избежав агрессора, отдалившись от него или сделаться безразличными для него как объекта агрессии.

А как вы думаете дамы и господа? Что такое агрессивность в общении? Как бороться со своей и чужой агрессивностью?

Ещё статьи по этой тематике:

Источник:
Агрессивность в общении
Агрессивность в общении: на вас агрессивно накидываются не только от избытка силы и дури, а от страха и боязни, что вы не видите этой силы и видите дурь.
http://love-family-life.info/agressivnost-v-obshhenii/

Агрессивность: виды, причины и способы проявления

Агрессивность представляет собой особую форму поведения человека, которая отличается намерением наносить вред или ущерб…

К сожалению, современный мир не только не способствует тому, что бы человек чувствовал себя максимально комфортно и безопасно, но и постоянно провоцирует его на различные негативные реакции, такие как агрессия и открытое нападение. Но здесь следует отметить, что агрессивность, а также тенденцию к проявлению насильственного и захватнического поведения, человек получил в наследство от своих давних предков, которые могли выживаться в сложных условиях только благодаря силовому захвату территорий и ресурсов.

С приходом цивилизации люди стали менее агрессивны, но когда над человеком или его близкими нависает определенная опасность, а также в ситуации потери стабильности своего положения (нет уверенности в экономическом и социальном благополучии), то тенденция к проявлению агрессии вновь набирает обороты. Также уровень агрессивности может существенно возрастать при перестройке старой системы ценностей личности и смены устоявшихся стереотипов, которые осуществляли регуляцию отношений человека с обществом.

Сегодня во всем мире наблюдается как частичная, так и полная дестабилизации всех сфер жизни, и в такой ситуации многие масс-медия еще больше усугубляют положение вещей, пропагандируя насилие в различных его проявлениях. Естественно все это негативным образом воздействует на психику человека, порождая напряжение, раздражительность, негативизм, тревожность, озлобленность, жестокость и насилие, что обязательно находит свое проявление в поведении и поступках людей, формируя у них стойкую характеристику личности – агрессивность. Но также стоить помнить о том, что агрессия и агрессивность человека не должны пониматься только лишь как негативные феномены, которые деструктивно воздействуют на его жизнь. Довольно часто определенный уровень агрессивности необходим каждому человека, являясь обязательным компонентом его инстинкта самосохранения и защиты (как физической, так и психологической).

Для того чтобы понять, что же такое агрессивность, необходимо проанализировать понятия агрессия и агрессивные действия. В психологии под агрессией (от лат. аggredi – нападать, нападаю) понимают специфическую форму разрушающих (деструктивных) действий человека, которые подразумевают применение силовых воздействий и нанесение другим людям, а также живым существам или предметам, различного рода вреда (сюда включается как физический вред, так и психологический). Подобное поведение воспринимается другими как такое, которое не отвечает определенным стандартам, нормам и правилам, утвержденным в конкретном обществе.

Следует подчеркнуть, что различные авторы, которых интересовала проблема агрессивности с научной точки зрения, рассматривали агрессию и как поведение, и как состояние, и как свойство психики, то есть, данный феномен находил отражение во всех формах проявления человеческой психики. Так, например, некоторые утверждали, что под агрессией следует иметь в виду определенное событие, а под агрессивным поведением – конкретных действий, которые совершаются человеком.

Под агрессией понимают не только поведенческие и эмоциональные проявления, но и анализируют ее с точки зрения формы социального поведения человека. Агрессия – это любое поведение человека, которое отличается тем, что содержит в себе явную или скрытую угрозу, а также нанесение вреда. Таким образом, это определенное действие, направленное агрессором на свою жертву (это может быть как другой человек, так и любой предмет) с целью совершить над ней насилие или же причинить вред. Если агрессию можно рассматривать как намерение осуществления вреда, то агрессивное поведение уже направлено на совершение действия. Среди основных признаков такого поведения выделяют следующие его проявления:

  • тенденцию к доминированию над другими;
  • использование других людей соответственно своих целей и желаний;
  • стремление к разрушениям;
  • причинение ущерба окружающим людям, живым существам и вещам;
  • склонность к проявлению насилия и жестокости.

Итак, агрессия является деструктивной формой поведения, которая находится в конфронтации с существующими нормами и правилами в обществе, а также приносит физических вед человеку или же создает психологический дискомфорт его личности. Причем агрессия находит свое проявление и в реальном действии, и в фантазиях или намерениях. Когда происходит проявление агрессивности как ситуативной реакции человека, то здесь принято говорить не об агрессии, а об агрессивных действиях. Если же подобные реакции и действия периодически повторяются – это уже агрессивное поведение.

Что же касается агрессивности, то она представляет собой особую форму поведения человека, которое находит свое проявление в отношении к другим людям и отличается намерением наносить вред или ущерб, а также создавать им различного рода неприятности. Р. Немов считает агрессивность человека необходимой ответной реакцией, неспровоцированной враждебностью, которая направлена как к отдельным людям, так и к окружающему миру. Также агрессивность в психологии рассматривается в качестве свойства и черты личности, которая проявляется в следующем:

  • тенденции нападать на других людей и животных;
  • причинять неприятности окружающим людям и доминировать над ними;
  • наносить вред людям, животным и окружающему миру.

Большинство психологов агрессивность относят к свойствам личности, но, несмотря на то, что она стоит рядом с жестокостью, агрессивность человека можно смело считать более моральной категорией, так как не всякое действие, подкрепленное агрессией, будет характеризоваться как жестокое. В принципе, агрессивность можно определить как свойство личности, проявляющееся в готовности совершить какие-либо агрессивные действия в рамках своих интересов и с целью достижения определенных результатов.

Причины агрессивности кроятся как в особенностях самой личности, так и в воздействии окружающей действительности, поэтому данное свойство часто определяется как биполярный феномен – как негативное проявление человека и как центральная функция личности, направленная на приспособление к условиям жизни (более подробное это расписано в таблице).

Таким образом, в психологии агрессивность рассматривается и как негативное свойство личности, и как необходимое условие для саморазвития и реализации человека, ведь для достижения цели и желаемых результатов необходимо проявлять множество различных лидерских качеств (настойчивость, силу, упорство и даже давление на других). Именно поэтому каждому управленцу просто необходим определенный уровень агрессивности в его поступках и действиях, иначе он просто не сможет контролировать и направлять других людей.

Агрессивность человек, как было отмечено выше, должна рассматриваться в двух аспектах – как намерение причинить вред другом и как необходимость для гармонического развития человека, условием его успешной социальной адаптации и способностью преодолевать препятствия на своем пути (то есть то, что способствует формированию настойчивости, инициативности и лидерства). Поэтому все чаще в научной психологической литературе можно встретить данные, которые указывают на то, что при отсутствии у человека определенного уровня агрессивности, может привести к пассивности и комфорности его поведения, и как следствие – стирание его индивидуальности и существенное снижение социального статуса и положения в обществе.

Агрессивность, как и агрессия, может иметь:

  • явный или же скрытый характер, то есть человек может явно демонстрировать недовольство и совершать агрессивные действия, или же наоборот, не делать ничего (полное бездействия с целью нанесения подобным поведением вреда);
  • проявляться физически (нанесение вреда и увечий) или вербально (словесные оскорбления и угрозы);
  • быть прямой и непрямой, активной и пассивной.

Наиболее удачную классификацию проявления агрессивности человека предложила Д.Дмитрова, которая включает в себя 5 форм агрессивных реакций (они представлены в таблице).

Формы агрессивных реакций (согласно Д. Дмитровой)

Любое проявление агрессивности имеет под собой определенную почву, то есть существуют определенные факторы, которые способствуют подобным реакциям человека. Итак, основные причины агрессивности следующие:

  • ненависть, которая может принимать форму моральных убеждений, агрессивного утверждения собственных идеалов и власти, или же стать психопатологией характера человека;
  • ситуативные факторы;
  • личностные особенности (персональные факторы), тип темперамента и черты характера;
  • ситуативные, социальные, социально-психологические и поведенческие факторы.

Более подробно перечисленные причины агрессивности (а точнее факторы, которые способствуют ее проявлению) описаны ниже в таблице

Факторы, способствующие повышению уровня агрессивности

Проявление агрессивности и условия ее формирования

Проявление агрессивности зависит от множества различных детерминант, среди которых необходимо отметить следующие: особенности индивидуального развития человека, его возраст, жизненный опыт, особенности нервной системы, а также воздействие внешних социальных и физических условий его существования. Что касается особенностей формирования определенного уровня агрессивности, то здесь особая роль отводиться социальному окружению и особенностям системы воспитания личности.

Агрессивность человека и способы ее проявление имеют существенные различия в зависимости от возраста, а именно:

Проявление агрессивности при достижении взрослости, характеризуется большим разнообразием, ведь на нее оказывают воздействия многие факторы, в том числе и уже сформированные у человека индивидуальные особенности его личности. Среди индивидуальных психологических особенностей, которые детерминируют агрессивность необходимо выделить:

  • наличие страха возможности непризнания и неодобрения со стороны общества;
  • повышенная раздражительность, подозрительность и импульсивность;
  • зависимость от примет и условностей (особенно этнических, религиозных, языковых);
  • склонность испытывать не чувство вины и ответственности, а стыд и обиду;
  • низкая способность к адаптации и отсутствие навыков противостояния фрустраций.

Агрессивность человека формируется и трансформируется в течение всей жизни человека, поэтому на ее уровень, а также формы и способы ее проявления оказывают воздействие различные факторы и условия. Среди наиболее значительных условий формирования агрессивности следует выделить:

  • возрастные, гендерные и индивидуальные особенности;
  • примеры агрессивного поведения значимого окружения;
  • влияние масс-медиа и СМИ;
  • семейные факторы (полная или неполная семья, насилие в семье, обособленность и низкая контактность, недостаточность внимания, конфликтность и неадекватный стиль воспитания).

Что касается воздействия масс-медиа на формирование агрессивности, то в психологии это является наиболее спорным вопросом. Наибольший вклад в изучении этой проблемы внес американский учений Леонард Берковиц, который выделил факторы, при которых демонстрируемое насилие в масс-медиа может стать причиной формирования агрессивности, а именно:

  • если то, что демонстрируется, принимается человеком как проявление агрессивности и агрессии;
  • происходит идентификация человека с героем-агрессором;
  • происходит отождествления себя как объекта агрессии с жертвой, которую показывают в фильме, передачи или ток-шоу;
  • демонстрируемые события и сцены выглядят наиболее реально и захватывающе, чем оказывают существенное воздействие на эмоциональную и познавательную сферы человека (наблюдающий становиться как бы участником того, что он видит на экране).

Диагностика агрессивности: описания наиболее известных методик

Агрессивность у каждого человека имеет как свой собственный уровень, так и различные формы проявления, поэтому, если возникает необходимость в ее коррекции, изначально нужно наиболее точно и глубоко изучить все ее особенности. Здесь, конечно же, обычного наблюдения за человеческим поведением недостаточно, так как необходим целый ряд различных методик (диагностика агрессивности), которые помогут не только увидеть субъективно картину проявления агрессивности, но объективно подтвердить полученные результаты.

Внутреннюю агрессивность человека как свойство личности изучить довольно сложно, поэтому большинство диагностических методик нацелены на анализ внешних ее проявлений (агрессивные действия и поведение). Среди существующих на сегодняшний день различных методик, направленных на изучения агрессии человека, диагностика агрессивности зачастую проводиться с помощью опросника Басса-Дарки, теста Ассингера, методики «Самооценка психических состояний личности» (Г. Айзенк). Назначение и особенности этих методик описаны в таблице.

Методики, которые позволяют изучить особенности проявления агрессивности

Источник:
Агрессивность: виды, причины и способы проявления
Агрессивность представляет собой особую форму поведения человека, которое находит свое проявление в отношении к другим людям и отличается намерением наносить
http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/agressivnost.html

Как строить общение без агрессии?

Часто люди наблюдают, что общение между ними превращается в обмен оскорблениями и упреками — становится агрессивным. Можно ли этого миновать? Разумеется, да. Для того, чтобы найти правильные слова в диалоге, нужно соблюдать несколько правил:

  • уметь признавать свои ошибки и чувства;
  • правильно говорить о потребностях и просьбах;
  • научиться видеть факты за эмоциями;

Как именно это делать, а также о том, с помощью чего можно избежать агрессии во время общения, пойдет речь в этой статье.

Родители с детства учат ребенка говорить правду. Однако, всегда ли люди, общаясь друг с другом, являются искренними? Как показывает психология общения — нет. Люди склонны приукрашивать действительность, преувеличивать или преуменьшать факты, искажать информацию, причем часто, они делают это искренне, думая, что говорят правду. Ложь — одна из причин агрессивного общения. Почему люди лгут?

  • из страх разоблачения или наказания;
  • желая выглядеть в более выгодном свете, чем окружающие;
  • желая заставить другого действовать в своих интересах;
  • преследуя личные, секретные цели.

Неискреннее поведение чувствуется на интуитивном уровне или может быть разоблачено — из-за этого люди испытывают агрессивные чувства.

Несовпадение взглядов — следующая причина появления агрессии. Зависимость от мнения другого, в данном случае, не позволяет принять противоположную точку зрения.

Ревность, предательство, обман и другие негативные процессы, которые часто проявляются в межличностном общении — также могут стать поводом для агрессивного поведения.
Психология ненасильственного общения

Так называется метод американского психолога Маршалла Розенберга, который зарекомендовал себя как один из эффективных способов улучшения коммуникативных связей. Он включает четыре принципа, которые делают общение эффективным, ведь, благодаря ему, собеседник сам хочет слушать и понимать, более того, испытывает удовольствие от разговора. Отношения без предвзятости, понимание своих чувств, выражение потребностей и просьбы во время общения — принципы, помогающие остановить агрессию.

Психология человека такова, что он испытывает негативные чувства к другому, когда ощущает первичное раздражение в ответ на его поведение. Например, его может злить беспорядок в детской или возвращение партнера домой поздней ночью. Если он оценивает такое поведение через призму эмоций, то может рассуждать о проблеме следующим образом: беспорядок — значит, ребенок ленивый и неопрятный, а регулярное опоздание — признак неуважения, равнодушия или измены. Маршалл Розенберг считает, что ситуация должна обязательно оцениваться объективно и с нескольких сторон.

Кришнамурти, будучи индийским мудрецом, говорил, что, наблюдение с отсутствием оценки — одна из высших форм мышления. Психолог рассказал, что впервые прочитав эту фразу, он сразу же подумал, что это — абсолютная глупость, однако. Тут же понял следующее — он дал оценку быстрее, чем попытался полностью осознать слова Кришнамурти.

Следуя из этого, Розенберг сделал вывод: оценка-рассуждение вызывает у собеседника позицию обороны, обусловленную сильным эмоциональным протестом. И, правда, ведь оценить слова человека, его поступки, и, при этом, не высказать своего суждения — задача не из легких. Обычно, люди склонны говорить обобщенно, преувеличивая и оценивая, примешивая сюда, также, собственные чувства, а это служит причиной невозможности создать мирные отношения.

Решить эту проблему Маршалл предлагает так: заменить оценку наблюдением. Вместо нападения, нужно попробовать применить нейтральные рассуждения. Например, вместо «Ты хоть когда-то выполнишь работу полностью?!» использовать «Работа не выполнена. В следующий раз постарайся этого не допустить».

Часто «спусковым крючком» для агрессивной реакции служит появление болезненного или волнующего чувства. Люди по привычке поддаются на его интенсивность, принимая за «чистую» и справедливую реакцию и, тогда агрессию бывает сложно остановить. В таком случае, нужно уметь останавливаться и задавать себе вопрос: «Почему меня это задевает?». Разобравшись в себе, человек может сделать выводы, которые не соответствуют реальности. Например, причиной позднего возвращения партнера является аврал на работе, а у ребенка нервный срыв из-за подготовки к экзаменам и ему не до уборки.

Маршалл дает понять, что каждый человек способен выразить свою точку зрения в нейтральной форме, а в ответ услышать позицию собеседника. Таким образом, люди приходят к открытому диалогу, где находят истинную причину ссоры. После этого их отношения имеют больше шансов стать лучше и спокойнее.

Каждый человек имеет свои принципы и потребности в общении, а когда они ущемляются, начинает переживать сильные эмоции. Попытки разобраться в том, что происходит внутри, приводят к пониманию того, что на самом деле так задело за живое. Понимание собственных желаний может быть непростым процессом, однако, оно делает общение откровенным и объективным.

Для избегания агрессии в диалогах нужно понять, запомнить и «держать в голове», что собеседник — союзник, а не враг. Для этого стоит сначала разобраться в себе, понять причину своего недовольства, сделать выводы.

Часто нужно не просто осознать проблему внутри себя, но и уметь сказать о ней собеседнику. Если придать ей нейтральный или дружелюбный вид, то произносимые фразы будут звучать дружелюбно, примиряюще, и, скорее всего, вызовут желание удовлетворить просьбу, чтобы не портить отношения. В обратном случае, если, например, родитель говорит с ребенком командным голосом «Встал! Пошел! Сделал!», агрессия и сопротивление в ответ лишь усилится.

Следует выражать просьбу в ясном и понятном формате. «Прошу тебя убирать вещи в шкаф, а не вешать их на кресло» или «Позвони мне, если будешь задерживаться» — отличный вариант, в отличие от двусмысленных фраз, которые вызывают замешательство, обиду, или желание защищаться.

Несмотря на то, что человек способен ясно выразить требования и просьбы, партнер, повинуясь особенностям своей психологии, может понять это по-своему — увидеть упрек там, где его нет, почувствовать холодность в словах, ощущение униженности, стыд или вину.

Поэтому, человеку полезно завести привычку проверять свои догадки относительно чувств и мыслей партнера. Это значит, не нужно бояться спрашивать: «Что ты сейчас чувствуешь?»,
«Ты обиделся?», «Я сделал тебе больно своими словами?».

Подобное открытое общение, без страха быть непринятым, способствует тому, что люди сближаются друг с другом и уровень агрессивности снижается.

Источник:
Как строить общение без агрессии?
Как справиться с агрессией во время общения? Здоровые привычки в отношениях. Принципы и правила эффективного общения. Психология отношений.
http://medaboutme.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/psikhologiya_i_otnosheniya/kak_stroit_obshchenie_bez_agressii/

Проблема агрессивности и деструктивности в общении Текст научной статьи по специальности – Психология

Проблема агрессивности и деструктивности в общении Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Лукьяненко М.А.

В статье рассматривается проблема агрессивности и деструктивности в общении , имеющая не только огромное теоретическое, но и социально-практическое значение. Проблема человеческой деструктивности возникает в связи с глубоким кризисом человечности и упадком культуры, который переживает общество. Утрата нравственных ценностей, испокон веков составлявших основу нашей цивилизации, приводит к тому, что человек, созданный для созидания, становится разрушителем. Более того, обществу реально необходимы эффективные механизмы защиты от агрессивности и деструктивности во всех ее формах. А это, в свою очередь, предполагает глубокое и всестороннее знание природы человеческой агрессии , источников и мотивации человеческой агрессивности и деструктивности .

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Лукьяненко М.А.,

The Problem of Aggressiveness and Destructiveness in communication

The problem of aggressiveness and destructiveness in communication has not only great theoretical, but also social and practical values. The problem of human destructiveness arises from a deep crisis and the decline of the culture of humanity, which a society experiences. The loss of moral values, for centuries formed the basis of our civilization, leads to the fact that man, created for the building, becomes a destroyer. Moreover, the society really needs for the effective mechanisms of protection against aggression and destructiveness in all of its forms. This, in turn, implies a deep and thorough knowledge of the nature of human aggression , of power and motivation of human aggression and destructiveness .

Текст научной работы на тему «Проблема агрессивности и деструктивности в общении»

?ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ

В статье рассматривается проблема агрессивности и деструк-тивности в общении, имеющая не только огромное теоретическое, но и социально-практическое значение. Проблема человеческой деструктив-ности возникает в связи с глубоким кризисом человечности и упадком культуры, который переживает общество. Утрата нравственных ценностей, испокон веков составлявших основу нашей цивилизации, приводит к тому, что человек, созданный для созидания, становится разрушителем. Более того, обществу реально необходимы эффективные механизмы защиты от агрессивности и деструктивности во всех ее формах. А это, в свою очередь, предполагает глубокое и всестороннее знание природы человеческой агрессии, источников и мотивации человеческой агрессивности и деструктивности.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, общение, деструктив-ность, конфликт, вербальная агрессия, деструктивное общение, коммуникация.

Проблема человеческой деструктивности возникает в связи с глубоким кризисом человечности и упадком культуры, который переживает общество. Утрата нравственных ценностей, испокон веков составлявших основу нашей цивилизации, приводит к тому, что человек, созданный для созидания, становится разрушителем.

В философии деструкция, деструктивность и деструктивная деятельность рассматриваются как явления, амбивалентные по своей сути: там, где есть разрушение, всегда есть и созидание. Однако, к сожалению, в реальности у человечества не всегда есть время и возможность искать созидательное в глубинах разрушительного и ждать, когда одно превратится в другое.

Не подлежит сомнению, что общение есть доминантная форма человеческого существования: «человек не общающийся» представляет собой явное отклонение от нормы. Однако в последнее время расширяется сфера функционирования особого типа человеческого общения, где эмоционально-смысловой доминантой выступают эмоции, кластеры эмоций

или эмоционально-когнитивные комплексы, стимулирующие агрессию коммуникантов (как вербальную, так и невербальную) [1, 3].

Однажды в интервью А. В. Юревич сказал, что «россияне стали конфликтнее, злее, наглее и во многом потеряли способность к самоконтролю». Это страшный вывод, означающий, что агрессия в обществе вышла за естественные биологические рамки и перешла в разряд деструктивности – сферы, ответственность за которую несет не некий врожденный инстинкт, а сам человек.

Актуальность определяется усилением агрессивности в современном российском обществе и, соответственно, необходимостью расширения и углубления знаний о деструктивном коммуникативном поведении личности с целью выработки стратегий и тактик противодействия росту деструктивности в общении.

Психологи, изучающие человеческую агрессивность и деструктивность, пытаются ответить на следующие основные вопросы: является ли деструктивность качеством, свойственным только человеку, или же она наблюдается

Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.

у других животных; существует ли генетическая предрасположенность к деструктивному поведению, какие гормональные или психические особенности индивида обусловливают его склонность к деструктивности [1].

Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. И все хорошо тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить вероятность появления более опасных действий. То есть катарсис – совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Иными словами, с точки зрения З. Фрейда агрессия имеет биологическую (инстинктивную) при-

роду и преодолеть ее невозможно, кроме как частично регулировать социальными нормами, придавая ей более или менее безобидные формы [5, 8].

В целом, приверженцы взглядов З. Фрейда полагают, что ни материальное благополучие, ни какие бы то ни было социальные улучшения не могут изменить уровень агрессивности в обществе, хотя ее интенсивность и формы выражения могут варьироваться.

Контроль над уровнем агрессии в обществе может быть осуществлен посредством нахождения разрядки агрессивных влечений. Такой разрядкой могут быть наблюдения за жестокими действиями (в том числе и в кино), разрушения неодушевленных предметов, спорт, успехи в конкурентной борьбе и т. п. Таким образом, З. Фрейд свел все виды агрессии к одной-единственной причине – к инстинкту смерти, наличие которого, по замечанию таких критиков фрейдизма, как Э. Фромм и А. Бандура, невозможно проверить эмпирически [2, 9].

Обобщая и анализируя все имеющиеся теории агрессии и деструктивности, известный австрийский психоаналитик Р. Велдер отмечал, что проявления агрессивности не могут быть втиснуты в схему «стимул-реакция» по причине своего разнообразия, а следовательно, их нельзя рассматривать как реакцию на раздражающий фактор. Проявления агрессивности также нельзя рассматривать как часть сексуальных влечений, потому что они напрямую не связаны с сексуальным удовольствием [10].

Агрессия у человека в реальной коммуникации является мощнейшим стимулом деструктивности в общении.

В теории коммуникации термин «деструктивное общение» трактуется весьма широко: это «формы и особенности контактов, которые пагубно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения» [6, с. 271].

Деструктивным характером может обладать даже молчание, если оно принимает форму наказания партнера, а также умолчание. В основе деструктивного общения может лежать немало личностных черт: лицемерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, язвительность, цинизм, ханжество и т. д. К деструктивному общению относят не только агрессивно-конфликтное и криминогенное

общение, но и ложь, обман, манипулирование и «другие формы воздействия, направляемые корыстными мотивами» [6, с. 280].

Деструктивное общение представляет собой тип общения, направленный на сознательное преднамеренное причинение собеседнику морального и физического вреда и характеризуемый чувством удовлетворения от страданий жертвы и сознанием собственной правоты [4, 7]. Стремление личности возвыситься за счет унижения, морального уничтожения собеседника составляет интенциональную базу деструктивного общения [1].

Психологические особенности различных форм проявления агрессии в коммуникации, фактор доступности агрессивных проявлений для объективного наблюдения, а также учет причинно-следственных связей между целями, задачами общения, стратегиями и тактиками поведения коммуникантов позволили выделить три типа ситуаций деструктивно-

1. Алейникова Т. В. Влечение к деструкции: норма или патология? // URL: http: // psychoanalyse.narod.ru / aleyniko.htm

2. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.

3. Гройсман А. Л. Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика. – М.: Магистр-пресс, 2002. – 452 с.

4. ДаньковскийХ. Словесная агрессия // Наука и жизнь. – 1995. – № 6. – С. 34-57.

5. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М.: Класс, 1998. -368 с.

го общения: ситуации открытого, скрытого деструктивного общения, а также ситуации пассивно-деструктивного общения. Под скрытым деструктивным общением понимается такой способ коммуникативного поведения, когда субъект не может выразить свою враждебность в форме открытой агрессии и прибегает к использованию косвенных форм агрессии, а также к переориентации агрессии на другие объекты. Под пассивно-деструктивным общением понимается способ коммуникативного поведения, при котором враждебное отношение субъекта реализуется в разнообразных видах деятельности, не направленных непосредственно на объект агрессии [6, 7]. Каждый тип характеризуется преобладанием определенной речевой стратегии, а также набором невербальных компонентов коммуникации, на которые ложится основная смысловая нагрузка при отнесении той или иной ситуации общения к деструктивному типу.

6. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

7. Матьяш О. И., Погольша В. М., Казаринова Н. В., Биби С.,ЗарицкаяЖ. В. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / Под науч. ред. О. И. Матьяш. – СПб.: Речь, 2011. – 560 с.

8. Фрейд З. Я и Оно // Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989. -С. 425-439.

9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с.

10. Waelder R. Basic theory of psychoanalysis. -New York: International University Press, 1960. – 213 p.

Источник:
Проблема агрессивности и деструктивности в общении Текст научной статьи по специальности – Психология
В статье рассматривается проблема агрессивности и деструктивности в общении, имеющая не только огромное теоретическое, но и социально-практическое значение. Проблема человеческой деструктивности возникает в связи с глубоким кризисом человечности и упадком культуры, который переживает общество. Утрата нравственных ценностей, испокон веков составлявших основу нашей цивилизации, приводит к тому, что человек, созданный для созидания, становится разрушителем. Более того, обществу реально необходимы эффективные механизмы защиты от агрессивности и деструктивности во всех ее формах. А это, в свою очередь, предполагает глубокое и всестороннее знание природы человеческой агрессии, источников и мотивации человеческой агрессивности и деструктивности.
http://cyberleninka.ru/article/n/problema-agressivnosti-i-destruktivnosti-v-obschenii