Азбука общения

Азбука общения» для обучающихся 5-7 классов

для обучающихся 5-7 классов

организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

познание людьми друг друга.

Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

Основные мотивы общения:

потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

потребность в активной деятельности;

потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

тренинги (коммуникативные, поведенческие),

ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

лекции с обратной связью,

решение коммуникативных речевых задач,

Программа «Азбука общения» рассчитана на обучающихся 5?7 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 102 часов (34 часа в год).

В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.

Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Результаты освоения программы

^ Перечень оборудования для реализации программы

комплект карточек-сценариев, карточек — проблемных ситуаций и т.д.;

реквизит для сюжетно-ролевых игр;

компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;

Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками

Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.)

Программа Азбука общения построена по учебному плану. Основы разделов курса практических занятий по формированию навыков общения у детей 3-7 лет являются базисными. Однако содержание этих разделов соответствует особенностям психического развития детей дошкольного возраста.

Особое внимание уделяется формированию у взрослых людей-педагогов, воспитателей, родителей – ответственного отношения к воспитанию маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми.

Программа послужит установлению взаимопонимания между родителями детьми, воспитателями воспитуемыми.

Девиз программы Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья.

Программа Азбука общения – это новый разносторонний теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 7 лет со сверстниками и взрослыми.

Цели программы: знания полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Теоретический курс для обучения педагогов, психологов, дефектологов особенностям коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, развитию у детей навыков общения и коррекция возникающих трудностей.

Практический курс для детей дошкольного возраста (от 3 до 6), направленный на формирование у них коммуникативных навыков. Учебный план программы.

Методы оценки эффективности использования программы.

Методическое руководство по обучению детей (конспекты занятий).

Программа убеждает детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценивать других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, возможности завоевать сердца людей.

Данная программа в значительной степени облегчит работу любому педагогу при подготовки плана занятий на год. Материал построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с ребенком. В качестве основного метода авторы предлагают метод сопереживания ситуации.

Метод сопереживания рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное — прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.

Книга адресована специалистам, которые работают или готовятся к работе с детьми, педагогам, психологам, воспитателям детских садов, дефектологам, педиатрам, а также родителям.

Аннотацию выполнила студентка Ильина Марина Александровна

Советы педагогам 5

План подготовки педагога 7

Пожелания родителям 7

I. ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА «ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ» 11

Основные положения 13

Краткое содержание теоретического курса 15

II. ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» 25

Основные положения 27

Основные понятия 29

Краткое содержание разделов 36

Учебный план 57

III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ 63

Для чего нужна оценка 65

Методика диагностики форм общения (по М. И. Лисиной) 67

Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптированный вариант) 73

Методика исследования эмоционального состояния (по Э. Т. Дорофеевой) 78

Методика исследования внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи») 93

Анализ структуры рисунка (по Г. Т. Хоментаускасу) 100

Методика изучения личностного поведения ребенка (по Т. В. Сенько) 106

Оценка детей родителями 110

Обращение к родителям 111

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПЕДГОГА (КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ) 115

Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья.

Уважаемые читатели! Перед вами программа «Азбука общения». Кому она адресована?

В первую очередь — специалистам, которые работают или готовятся к работе с детьми, педагогам, психологам, социальным работникам, воспитателям детских садов, дефектологам, педиатрам, студентам соответствующих вузов и факультетов. Ну и, конечно, всем тем, у кого есть ребенок или кто ожидает его в скором будущем, всем мамам и папам, бабушкам и дедушкам, тетям и дядям Безусловно, программа адресована малышу, который, как маленький росточек, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место, т. е., за редким исключением, программа нужна всем.

В 1991 году мы предложили программу «Основы коммуникации» для развития навыков общения у детей 6—7-летнего возраста. По этой программе работали педагоги более чем 100 первых классов и подготовительных групп детских садов Санкт-Петербурга, более 2000 детишек побывали в чудесной стране, которая зовется Общением, пытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать своих сверстников, этот странный сложный мир .

Это был наш первый опыт, но он позволил утвердиться во мнении о необходимости таких целенаправленных занятий с детьми, о нужности данной программы. Об этом говорили педагоги, психологи, родители, а самое главное — дети. Им было интересно, им это было нужно, значит, наши идеи, взгляды, позиции отражают потребности в такого рода программах развития личности ребенка. Однако опыт убедил нас и в том, что начинать работу по обучению навыкам общения ребенка со взрослыми и сверстниками надо не с 6—7 лет, а гораздо раньше, поэтому сегодня мы предлагаем Вашему вниманию программу для более маленьких детей — от 3 до 6 лет.

Программа «Азбука общения» построена по учебному плану. Основы разделов курса практических занятий по формированию навыков общения у детей 3—7 лет являются базисными. Однако содержание этих разделов соответствует особенностям психического развития детей дошкольного возраста.

В нашей программе особое внимание уделяется формированию у взрослых людей — педагогов, воспитателей, родителей — ответственного отношения к воспитанию маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми.

Самое главное, мы надеемся, что программа послужит установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми. У нас стала уже крылатой фраза: «Счастье — это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться. Поэтому девиз нашей программы: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».

Предлагаемая программа «Азбука общения» — это новый разносторонний теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Цели программы сводятся к следующему. Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Структура программы. Программа включает в себя следующие компоненты:

  1. Теоретический курс для обучения педагогов, психологов, учителей-дефектологов, социальных работников, воспитателей, студентов особенностям коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, развитию у детей навыков общения и коррекция возникающих трудностей.
  2. Практический курс для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), направленный на формирование у них коммуникативных навыков. Учебный план программы.
  3. Методы оценки эффективности использования программы.
  4. Методическое руководство по обучению детей (конспекты занятий).

Согласно данной структуре и построена настоящая книга.

Уважаемые коллеги! Мир детского сознания сложен и строится из других миров.

Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Как и почему прикасается к сокровищам нравственности? Когда и как становится независимым? Как возникает и развивается его личность?

Мир познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный и субъективный? Как решает для себя вечные человеческие проблемы — проблемы истины и существования? Как соотносит свои ощущения с вызвавшими их предметами? По каким признакам отличает реальность от фантазии?

Мир истории и культуры. Как и любой человек, ребенок связан невидимыми нитями истории с далекими предками, с их традициями, культурой, мышлением. И понять детство вне истории невозможно. Как и когда возникло современное детство? Чем оно отличается от детства наших далеких предков? Как изменяют история и культура представления людей о ребенке, способы его воспитания и обучения?

Прав был А. С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Процесс работы по программе должен быть непрерывным: желательно и участие родителей в нем. На одном из первых родительских собраний надо рассказать родителям о всей системе работы по программе. В течение года целесообразно проводить для них лекции-беседы на темы, которые представлены в этой программе. Также педагог может предложить родителям присутствовать на беседах, упражнениях, играх, которые он проводит с детьми по программе. Полезно наметить план совместной работы с родителями по программе.

Приведем в качестве примера темы бесед для родителей:

  1. Расширяйте кругозор ребенка.
  2. Как научить малыша играть?
  3. Как научить малыша думать?
  4. «На этой фотографии я сам. Я — маленький».
  5. «Я люблю это дружное слово — „вместе"».
  6. Дети и родители: мы разговариваем.
  7. Трудно ли держать слово?
  8. Как вести себя за столом?
  9. Ребенок плачет — как его утешить?
  10. Причины плохого настроения.
  11. Хорошие и дурные манеры.
  12. Детские конфликты.
  13. Ребенок говорит неправду.
  14. Культура половых отношений в дошкольном возрасте.
  15. Как преодолеть страхи ребенка?

Как предупредить отклонения в поведении ребенка?

Важно, чтобы родители каждого ребенка побывали на таких занятиях. Отдельные занятия могут быть подготовлены только с активной помощью родителей, например по темам: «Помни о других», «Умей общаться со старшими». На занятиях в детском саду родители могут провести небольшую беседу с детьми. Педагог должен заранее помочь им в подготовке к проведению таких бесед.

В конце учебного года целесообразно подвести итоги. На итоговом родительском собрании педагог рассказывает родителям о том, как проводилась работа в группе, и о ее результатах. Родители, в свою очередь, сообщают о своих достижениях, впечатлениях. Только совместными усилиями можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Предлагаемая вашему вниманию программа «Азбука общения» в значительной степени облегчит работу любому педагогу при подготовке плана занятий на год. Однако целесообразно пройти специальное обучение — курс теоретической и практической подготовки.

Подготовка педагога. Обучение педагогов продолжается 5—6 дней в начале учебного года до введения программы. Не рекомендуется начинать преподавание этой программы без специальной подготовки. Подготовка осуществляется координаторами программы — преподавателями Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга — и включает в себя овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по педагогике и психологии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.

Материалы, необходимые для успешного прохождения обучения:

  • программа теоретического курса «Основы коммуникации»;
  • программа практического курса «Азбука общения»;
  • список рекомендуемой литературы;
  • методическое руководство по обучению детей;
  • образцы анкет и тестовых заданий для оценки программы;
  • стимульный материал.

Подготовка педагогов осуществляется по следующему плану.

I. Цели и задачи подготовки. Обзор программы, история ее разработки.

II. Теоретические аспекты программы «Основы коммуникации». Особенности психического развития детей в возрасте от 3 до 6 лет и их коммуникативной деятельности.

III. Методики оценки результатов программы (анкетирование, психометрические тесты).

IV. Практическая часть программы «Азбука общения». Планирование разделов и тем программы, примерное содержание и возможные типы занятий.

V. Работа с родителями (проведение собраний, лекций, консультаций с семьями детей по разделам программы).

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы — первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» — так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Цель этой программы — помочь вам радоваться вашим детям, даруя им опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, думать.

Программа ставит своей целью не только «дать понятие». Мы хотим помочь вам привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру общения. Как знать, может быть, эта программа станет для малышей началом пути в удивительный и полный тайн мир единения природы и человека, людей разных национальностей и вероисповеданий, мир ненасилия, добра и красоты.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.

Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте. Наша книга призвана стать вашим помощником в этом.

В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее.

Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»

Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение — это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

Процесс развития личности — это этап развития отношений между ребенком и взрослым, в первую очередь матерью. Ее материнская любовь вызывает у малыша ответное теплое чувство. Что может быть лучше, чем слова четырехлетней девочки Гали: «Мама, ты меня любишь, как свое сердце, а я люблю тебя, как праздник».

Мы надеемся, что в воспитании детей вам помогут методические материалы, вошедшие в четвертую главу настоящего издания. Возможно, не все, пусть частично они будут востребованы вами в организации досуга, но эффективность обучения по нашей программе проявится без промедления. Очень скоро вы убедитесь, что дети охотно поддаются обучению.

Методическая разработка (1 класс) по теме: Азбука общения

Адаптированный курс для ребят начальной школы с использованием психологических игр и упражнений К. Фопеля.

Идея курса : идея мира и ненасилия в общении.

Цель курса : развитие коммуникативных навыков.

  1. воспитание терпимости к мнению людей
  2. формирование у детей навыков самостоятельной деятельности
  3. воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим
  4. формирование личностных качеств детей (эмоции, чувства)
  1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Т Ц « Сфера», 1996г.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: « Генезис», 2006г.
  3. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития. 1996г.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей. Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. И наоборот.

«Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями и чувствами и поведением в процессе общения есть тесная связь. Эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.

  1. Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка.

Для детей общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления

Мимика – выразительные движения мышц лица, передающие определенные чувства и настроение ребенка.

Жесты – движения руками, которые бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными и эмоциональными.

Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции «съеживают» его фигуру, а положительные, наоборот, «разворачивают»

  1. Чувство собственного достоинства. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не могут спокойно общаться. Это дети, которым плохо. Надо помочь этим детям научиться ценить себя.
  2. Сопереживание. Научить детей входить в положение собеседника по совместной деятельности.
  3. Самоконтроль. Учим детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей.

Проект «Азбука общения»

Проект «Азбука общения»

Старый Оскол 2016

Предлагаемый проект «Азбука общения» определяет процесс и результат включения ребёнка в целостную систему социальных отношений через развитие культуры речевого общения и нравственных качеств личности. «Азбука общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т. А. Ладыженской, М., 2000 г.

Практическая значимость – развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

«Азбука общения» направлена на формирование базового умения –общаться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

Актуальность проекта в его способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие дошкольников – одно из центральных направлений в ДОУ. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.

Новизна этого направления в использовании средств языка и речи в психическом развитии детей. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и художественно-творческой деятельности. В активный словарь ребёнка вводится достаточное количества стереотипов общения, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

При разработке проекта «Азбука общения» рассматривались примерные типовые программы «Познай себя» Гуниной О. В, и «Творим добро» Дюкаревой О. А., Мацневой О. А., ориентированные на формирование у ребёнка собственной значимости, ощущения и осознания причастности к миру окружающих его людей. Авторы решали следующие задачи:

— обучить коммуникативным умениям

— развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу;

— воспитывать культуру общения;

Цель проекта: — совершенствование речи через развитие культуры речевого поведения, литературных способностей, чувства коммуникативной целесообразности.

1. Познакомить с нормами литературного языка.

2. Формировать умение общения и создания положительного эмоционального благополучия.

3. Развивать навыки вербального и невербального общения.

4. Совершенствовать навыки творческого воображения и умения последовательно излагать свою мысль.

5. Воспитывать потребность в самопознании и саморазвитии.

Основные средства обучения

— упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

— анализ заданных ситуаций;

— свободное и тематическое рисование;

— чтение художественных произведений;

— упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Данные занятия — это общение педагога с детьми, во время которого дети познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации. Определённую роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.

Требования к уровню подготовки детей.

Первый уровень результатов — приобретение детьми социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для старшей группы – работа ориентирована на приобретение детьми социальных знаний в различных видах деятельности: правила общения с друзьями, родителями; способы общения, виды общения; значение семьи в нашей жизни, история каждой семьи. Дружба в нашей жизни. Наши друзья – животные, живущие в доме. Добрые и волшебные слова. Что такое общение. Виды общения. Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи.

Второй уровень результатов — получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом. В подготовительной группе– формирует ценностное отношение к социальной реальности: правила знакомства, значение семьи в нашей жизни, как беречь дружбу. Отличие ссоры от спора. Применение правил хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор. Использование упражнений и дидактических игр на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.). Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию).

— использовать в речи слова приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности

— решать коммуникативные ситуации и задачи

— грамотно обосновывать и высказывать своё мнение

— считаться с мнениями и интересами других

— справедливо разрешать возникающие споры и конфликты

— проявлять внимание и терпимость к детям.

— отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения)

— подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом)

— сформировать коммуникативные навыки

2. Давай играть вместе

3. Секреты твоего успеха

4. Речевой этикет

5. Искусство спора и диалога

6. Развитие связной речи

Учебно-тематический план для старшей группе.

№ п/п Наименование разделов и тем

Мир взрослых людей

(развитие потребности общения со взрослыми)

1. Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

1.2 Моё любимое имя!

1.3 Что в имени моём?

1.4 Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!

1.5 Есть ли семья у ….?

1.6 Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!

1.7 Я с бабушкой своей дружу…

1.8 Дом, в котором я живу.

2 Давайте играть вместе!

(развитие потребности в общении со сверстниками)

2.1 Мы в группе дружно все живем.

2.2 Это — ты, а это – я, а это – все мои друзья.

2.3 Винтики – конфеточки — мальчики и девочки.

2.4 Ссоры и споры

2.5 «Если весело живётся».

2.6 Весёлая хохотальница-перепутаница.

3 Секреты твоего успеха

3.1 Мои умные помощники

3.2 Язык жестов и движений

3.4 Зачем пишут письма?

3.5 Самое удивительное чудо на свете

3.6 Зрители и актёры

3.7 Умеет ли разговаривать природа

4 Речевой этикет

(формы обращения — приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение)

4.1 Всё начинается со слова «Здравствуйте»

4.2 Это слово говорят, если вас благодарят

4.3 Как обратится с просьбой к вам? (к тебе)

4.4 Когда без извинения не обойтись?

5 Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения)

5.1 Слово-мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора).

5.2 У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.)

5.3 В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя).

5.4 К нам гости пришли!

6 Развитие связной речи

6.1 Что такое рассказ?

6.2 В гости к сказкам.

6.3 Детки в клетке.

6.4 Мы и наши игрушки.

1. Мир взрослых людей

1. Ввести детей в мир общения. Правила речевого этикета. Речь — средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Значение эмоций и жестов.

2. Имя выделяет человека среди других. Формы имён, клички добрые и обидные.

3. История возникновения имён и фамилий, отчеств. Значение имён.

4. Члены семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Проявление тёплых отношений в семье. Потребность радовать близких добрыми делами.

5. Рассказ К. Ушинского «Петушок с семьёй» (приложение). Обогащение словаря (образование названий детёнышей зверей, птиц, их места обитания).

6. Самый близкий и дорогой человек – мама. Как я помогаю маме. Мамины глаза, улыбка, руки, доброе сердце.

7. Воспитание уважения к старшим. Соблюдение норм общения в семье. Забота о старших, помощь им.

8 Дом – жильё для человека, план моей квартиры, моё любимое место в квартире. Предметы, создающие уют.

1. Речевая разминка «Кто умеет улыбаться». Игровая ситуация «Игра в знакомство», игра «Волшебная палочка», мимические этюды.

2. Речевая ситуация, игра «Кто скорее соберёт» (собрать членов семьи, опираясь на имена, отчества и фамилии.)

3. Чтение и обсуждение стихотворения и пословиц. Речевая ситуация, игра «Кто у кого?», игра «Кто, где живёт».

4. Выставка «История моего рода»

5. Художественное слово. Игра «Кто, где живёт».

6. Игра-драматизация «Всё в порядке» Э. Ушинский

7. Составление памятки «Как не надо». Беседа, игра «Внимательный ли ты слушатель?»,

8. Игра: «Где, чей домик?», игра «Найди по плану».

Форма проведения: учебное занятие, беседа, речевая разминка, игровая ситуация.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, чтение рассказов, наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов, деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок, иллюстративный, практический (игры).

2. Давайте играть вместе!

1. Мои друзья в детском саду. Культура общения в группе, навыки социального поведения. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие речевой памяти и произносительных навыков.

2. Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо.

Культура общения между друзьями. Типы собеседников. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие невербальных средств общения, интонационной выразительности.

3. Девочки и мальчики могут быть друзьями. Мальчики первыми приветствуют девочек, уступают место, пропускают вперёд. В разговоре с девочками не допускают фамильярности, делают комплименты. Девочки не унижают достоинство мальчиков, не навязывают свое мнение, поддерживают беседу.

4. Ссоры и споры. Играем вместе. Поиск конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развитие навыка импровизации и пантомимики. Воспитание доброжелательности, коммуникативности.

5. Вид общения – игра. Игры для ума и тела. Обучающие и развлекательные. Обучение в процессе игры партнёрству, взаимовыручке. Соперничество — это не конкуренция. Поведение вовремя игр. Игра должна быть весёлой, доброй.

6. Небылицы, весёлый диалог, весёлый рассказ, стихотворение. Что такое слова-рифмы, слова-ассоциации. Учить умению фантазировать, сочинять, рассказывать. Развивать творческое воображение, память, внимание.

1. Дидактическая игра «Мы разные», разыгрывание речевой ситуации.

2. Беседа «Мой друг». Игра «Говорящая ладошка».

3. Игровой тренинг «Что не так» (речевые фразы в общении с противоположным полом, театральные этюды.

4. Обыгрывание речевой ситуации, составление памятки «Спор – не ссора».

5. Игровой тренинг «Словотворчество». Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

6. Игра «Продолжи». Сценки-этюды. Дикционные и дыхательные упражнения.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, речевые ситуации, наглядный (наблюдения, демонстрация, частично-поисковый (этюды, иллюстративный, практический (игры).

3. Секреты твоего успеха

1. Происхождение языка. Древние языки. Первые звуки, слова, язык жестов. Выражение мысли различными структурами предложений.

2. Невербальные (несловесными) средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Роль эмоций в жизни людей – радость, грусть, страх. Как воспринимать несловесную информацию. Обогащение эмоционально-волевой сферы ребёнка. Развитие воображения, пантомимических навыков.

3 Что такое общение? Виды общения. Правила общения. Цели общения. Для чего общаются люди? Средство общения. Умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Мастерская успешного общения.

4. Письмо. Общение на расстоянии, современные виды общения. Устное и письменное общение. Развитие творческой инициативы.

5. Общение с книгой, природой, людьми. Устное и письменное общение. Роль книги в жизни человека. Любовь к книге, бережное отношение к ней.

6. Театр, актёры, зрители. Говорим тихо, во время действия молчим и слушаем. Театральная речь – образец для подражания.

7. Давай дружить с тобой, волшебница природа! беседа о правилах поведения на природе. Закрепить правила поведения, общения с природой.

1. Речевая разминка, лексико-грамматические игры и упражнения, «Сказка о язычке».

2. Этюд на выразительность, мимическая игра, словесная игра «Что было потом».

3. Беседа по теме. Словесная игра «Салат из сказок».

4. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Игровая ситуация, написание письма.

5. Инсценировка стихотворения, дикционное упражнение, словесная игра «Сказка наизнанку».

6. Моделирование театральных ситуаций, сказка «Вежливые слова». Сочинять этюды на заданную тему и по сказкам.

7. Игра-пантомима «Угадай кто».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, моделирование, инсценировка.

Методы и приемы: словесный (сказка, беседа, объяснение, речевые ситуации, работа с книгой, наглядный (наблюдения, демонстрация, проблемный, игры-тренинги.

4. Речевой этикет

1. Форма вежливого приветствия, значение вежливых слов, правильное их употребление. Выразительное произношение фраз, несущих различную эмоциональную окраску. Правила ведения диалога. Диалоги на нравственно-этические, экологические и другие темы. Основные правила для участников диалога. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление). Форма вежливого приветствия, значение вежливых слов.

2. Слова благодарности в зависимости от ситуации. Культура речевого общения. Уместное употребление слов благодарности в зависимости от ситуации. Обращение с просьбой к собеседнику. Работа над интонационной выразительностью.

3. Вежливое обращение с просьбой к собеседнику. Правила общения, которые используются при просьбе.

4. Выход из конфликтных ситуаций, с использованием речевых формул извинения. Доброжелательное отношение в игре. Правила общения, которые используются при извинении.

1. Игра «Назови вежливое слово — приветствие» (прощание). Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности).

2. Сказка «Город Спасибоград».

3. Мини-сценка «Рак-бездельник». Артикуляционные и дидактические упражнения.

4. Памятка «Слова-извинения».

Форма проведения: игровое учебное занятие, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, инсценирование.

Методы и приемы: словесный (сказка, тренинги. беседы, игровой (объяснение сочетается с игрой, наглядный (наблюдения, демонстрация, объяснительно-иллюстративный, деятельностный, проблемный.

5. Искусство спора и диалога

1. Понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.

2. Телефон – это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Снимает трубку тот, кто находиться рядом с телефоном. Специальное слово «алло». Телефонный этикет.

3. Какие бывают магазины. «Поход» в магазин за товаром. Поведение в магазине, классификация товара. Описание предмета, которого покупаешь. Речевое общение в модельной ситуации.

4. Я принимаю гостей (правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом). Правила гостевого этикета.

1. Беседа. Разговор про вежливость.

2. Разыгрывание мини-диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в транспорте, театре (речевая разминка, речевая игровая ситуация, словесная игра «Испорченный телефон»).

3. Речевая разминка, дыхательные упражнения. Игра: «Опиши предмет»

4. Обыгрывание ситуации «Приём гостей» (речевая разминка, речевая ситуация, художественное слово).

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, ролевая игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, художественное слово, наглядный (наблюдения, демонстрация, проблемный, игровой (объяснение сочетается с игрой)

6. Развитие связной речи

1. Рассказ. Виды рассказа, пересказ с помощью взрослого.

2. Мои любимые сказки. Пальчиковый театр «Теремок». Короткий рассказ с опорой на предметы.

3. Животные нашего зоопарка. Где живут, чем питаются, повадки.

4. Виды игрушек. Составление плана описания «Моя любимая игрушка».

1. Составление короткого рассказа с опорой на картинки.

2. Обыгрывание и пересказ сказки (речевая разминка, игровая ситуация, художественное слово, беседа).

3. Манипуляции с картинками, словесные игры. Игры-тренинги «Рыбы–птицы–звери», «Кто где живет?».

4. Дикционное упражнение, конкурс на лучший рассказ, словесная игра. Форма проведения: игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация, тематическое занятие.

Методы и приемы: словесный (сказка, беседа, характеристика, объяснение, наглядный (демонстрация сюжетных картинок, схемы описательных рассказов, деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок, иллюстративный, практический (игры).

Психологический тренинг по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Интерактивные формы работы с родителями ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Тема.

Конспект НОД по этикету «Азбука общения» для детей среднего дошкольного возраста Конспект ООД в средней группе «Азбука общения». Ст. воспитатель МБДОУ № 33 Григоренко М. А. Цель: дать представление о различных формах.

Педагогический проект «Дорожная азбука» Обоснование проекта В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой.

Проект «Азбука безопасности» Актуальность проекта Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же пытаются найти от него защиту. Можно много назвать факторов влияющих.

Проект «Азбука общения» Актуальность Общение и совместная деятельность – важнейшие составляющие жизни дошкольников, неотъемлемая часть процесса социализации ребенка.

Проект «Азбука витаминов» Автор проекта: Илясова Оксана Анатольевна, воспитатель детского сада №355 Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий. Место проведения:.

Проект «Азбука здоровья» Паспорт проекта Название проекта: «Азбука здоровья» Адрес:с. Визинга, улица Школьная, 7 Тип проекта: информационный, исследовательский.

Проект «Ягодная азбука» Проект рассчитан на детей 2 – 3 лет. Продолжительность проекта 3 недели. Цель проекта: Сделать изучение букв интересным и познавательным.

Проект «Лесная азбука» Проект в подготовительной группе тема: «Лесная азбука». Участниками проекта являются дети и воспитатели 9 садовой группы. Возраст участников:.

Проект по ОБЖ «Дорожная азбука» Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо.

Источники:
Азбука общения» для обучающихся 5-7 классов
для обучающихся 5-7 классов организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата); формирование и развитие межличностных
http://shkolnie.ru/kultura/15377/index.html
Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками
Книги, хрестоматии, монографии, сборники статей, методические и учебные пособия по детской психологии. Основные публикации по отраслям психологической науки и практики. Наиболее интересные и редкие издания, книжные новинки. Рецензии на публикации, отзывы специалистов, развернутые аннотации
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8459.php
Методическая разработка (1 класс) по теме: Азбука общения
Адаптированный курс для ребят начальной школы с использованием психологических игр и упражнений К. Фопеля.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/04/10/azbuka-obshcheniya
Проект «Азбука общения»
Проект «Азбука общения»
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-azbuka-obschenija-441558.html

COMMENTS