Бодалев психология общения

Бодалев А

Алексей Александрович Бодалёв (13 октября 1923, Сарапул, Уральская область — 20 декабря 2014) — советский и российский психолог, специалист по проблемам общения и нравственного развития.

С 1969 г. руководил кафедрой общей психологии факультета ЛГУ. В 1976 г. организовал лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979 г. был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям.

С 1979 г. также исполнял обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ.

В его работах рассматривается феноменология, закономерности и механизмы социального познания. При этом межличностное общение трактуется как одна из сторон целостного процесса общения, в котором существует познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

А. А. Бодалев — автор четырехсот печатных работ, более пятидесяти из которых опубликованы за рубежом. Под его руководством выполнены и успешно защищены 119 кандидатских диссертаций и 24 докторские.

Из более 500 опубликованных А.А.Бодалевым трудов 50 переведены и изданы в других странах (США, Франции, Германии, Канаде, Японии, Мексике).

Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.

Книга относится к новой области человекознания — акмеологии. В ней освещаются объективные и субъективные условия и факторы, наличие которых позволяет человеку на определенном отрезке его жизненного пути выйти на вершину в своем развитии (достичь акме) как индивиду (сложнейшему живому существу), как личности и как высококлассному творчески проявляющему себя профессионалу в главной для него области труда, например в психологии.

Для специалистов различных областей человекознания, а также для студентов, овладевающих профессиями, относящимися к сфере «человек-человек».

Монография посвящена восприятию и пониманию людьми друг друга. В ней рассматриваются закономерности и механизмы восприятия и понимания человека как объекта познания, дается анализ психологической интерпретации личности личностью и показывается, как на эту интерпретацию воздействуют характеристики личности, связанные с ее возрастом, профессией и индивидуально-неповторимым своеобразием.

Соавтор: Рудкевич Л. А.

Книга «Как становятся великими или выдающимися?» относится к новой области человекознания — акмеологии.

В ней освещаются объективные и субъективные условия и факторы, позволяющие человеку на определенном отрезке его жизненного пути выйти на вершину в своем развитии (достичь акме) как индивиду (сложнейшему живому существу), как личности и как высококлассному творчески проявляющему себя профессионалу в главной для него области труда.

В книгу включены труды известного психолога, действительного члена Академии педагогических и социальных наук, автора многих работ по психологии общения и межличностного познания.

В книге рассматриваются психологические свойства личности, которые проявляются в общении людей, а также особенности восприятия и понимания человека человеком. Книга предназначена для психологов, педагогов, социологов.

В классическом фундаментальном базовом учебнике маститых отечественных психологов представлен весь круг тем психодиагностики: от психодиагностики как теоретической науки, до её различных направлений и практических методов.

Книга изобилует научными фактами, описаниями экспериментов и лабораторных работ, богато иллюстрирована практическими и методическими материалами.

Авторы книги последовательно, шаг за шагом, вводят читателя в мир психологических знаний, без которых сегодня трудно ответить на многие вопросы.

Как строить семью и укреплять супружеские связи, как вести себя будущей матери, как помочь ребенку в его развитии, как научить ребенка общаться со сверстниками, справляться со школьными трудностями и, наконец, как ему выбрать свой жизненный путь, профессию.

Книга поможет родителям научиться понимать и познавать не только ребенка, но и самих себя.

В монографии освещается понимание личности современной психологией и раскрываются такие ее основные проявления, как характер и способности, а также наиболее важные условия ее формирования; показывается роль деятельности и общений в становлении человека, черт, составляющих его индивидуальность; прослеживаются особенности, которые характеризуют взаимосвязь воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития школьников.

Для всех категорий специалистов, работающих над проблемами человекознания; интересна и для читателей, стремящихся лучше понять психологию развивающейся личности.

Книга избранных трудов видного психолога раскрывает психологическое содержание главных характеристик общения, роль творчества в общении, его значение в становлении личности. Здесь прослеживаются и объясняются трудности, которые люди испытывают, вступая в контакты друг с другом, описываются их причины.

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

Соавторы: Деркач А.А., Лаптев Л.Г.

Главная цель настоящего пособия — создание оптимальных научно обоснованных модели, алгоритма и технологии труда практического психолога, а также доведение знания о продуктивной психологической практике до заинтересованного потребителя.

В книге впервые представлен обобщенный материал теоретико-методологического и прикладного характера. Приоритетное место в ряду актуальных проблем заняли вопросы овладения практическими психологами современными технологиями эффективной деятельности.

Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования.

Монография посвящена психологии семейных отношений, проблемам диагностики нарушений семейных отношений и развития личности ребенка, а также задачам и методам психологической помощи семье в рамках Службы семьи.

В книге отражен научно-практический опыт Московского консультативного центра помощи семье в области взаимодействия и общения детей и родителей.

Вниманию читателя предлагается уже четвертый сборник материалов симпозиумов по проблемам смысла жизни и акме, с 1995 года ежегодно проходящих в Психологическом институте Российской Академии образования.

Бодалев А

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Психология общения,- М.: Издательство , Воронеж: НПО ,

Книга избранных трудов видного психолога раскрывает психологиче-

ское содержание главных характеристик общения, роль творчества в обще-

нии, его значение в становлении личности. Здесь прослеживаются и

объясняются трудности, которые люди испытывают, вступая в контакты

друг с другом, описываются их причины.

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовя-

щихся к психолого-педагогической деятельности.

c Издательство , 1996.

c НПО . Оформление, 1996.

На титульном листе этой книги Вы прочитали , и у одних из Вас наверняка возник вопрос:

что может прибавить к житейским знаниям об общении,

которые имеются практически у каждого человека, психо-

логическая наука? А у других — совсем скептиков, навер-

ное, даже возникла мысль: до психологии общения ли

сейчас, когда большинство из нас занято только одним —

Реформирование проводят люди, и как оно у них идет —

зависит в большой степени от того, какие у них контакты с

народом, а настрой каждого из нас — не только от того,

сколько денег и когда нам дают или сколько их мы добудем

сами. но и-от того, как относятся к дорогому для нас

дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, сло-

вом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, кото-

рые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш

Неформальных же контактов высокого начальства с

людьми, уже выполняющими или еще только осваивающи-

ми самые разные виды деятельности, из разных слоев обще-

ства, разных возрастных групп, разных национальностей,

которые дали бы ему подлинное и глубокое знание их ду-

шевного состояния и материального положения, очень ма-

ло. И столь же не часто, если иметь в виду основную массу

населения, мы встречаем руководителей, которые умеют

простого работяги; педагогов, которые

способны сопереживать неудачам учащихся как своим соб-

ственным, и работников сферы обслуживания, которые

умеют быть предельно внимательны к каждому клиенту. И

последствия этого очевидны — на государственном уровне

не попадающие в цель решения, точно не адресованная

работа средств массовой информации, ученики, идущие в

школу как на каторгу; на социально-гражданском уровне

— межлюдские конфликты в различных сферах, негативно

влияющие на деятельность и душевное самочувствие лю-

дей. И одна из причин всего этого — крайний дефицит пси-

хологически грамотного общения, неспособность его осу-

Девиз нравственно здорового государства — все челове-

ку, все для человека. А отношение к человеку как к высшей

ценности невозможно без гуманного в своей основе обще-

ния во всех областях нашей жизни. Поэтому автор этой

книги и поставил перед собой задачу с позиций психологи-

ческой науки .рассказать, с его точки зрения, главное об

общении и об его роли в развитии характера и других пси-

хических образований в личности каждого человека.

Предлагаемая вниманию читателя книга не является мо-

нографией. В ней собраны написанные в разные годы авто-

ром статьи, в основу которых положены результаты

исследования разных сторон общения, полученные как са-

мим автором, так и его учениками.

Статьи сгруппированы в шесть разделов. В первом раз-

деле речь идет о существенных признаках непосредствен-

ного или опосредованного техническими устройствами

взаимодействия людей, которое принято называть общени-

ем. Собственно, через него и в годы детства, и в зрелости, и

в старости в наш внутренний мир входят другие люди, а мы

в свою очередь с положительным или отрицательным эмо-

циональным знаком в их душах. И оно не

только способ, помогающий нам побольше узнать об окру-

жающей нас действительности, но оно одновременно и мощ-

ный инструмент формирования в нас отношений к этой

действительности и особенно к такому важному элементу

этой действительности как люди.

Наш выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубин-,

Поэтому в книге, которая лежит перед Вами, раскрыва-

ется главное, что характеризует общение — взаимодейст-

вие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными

мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средства-

ми, осуществляют свои цели, и одновременно показывается

влияние, которое оказывает на наши контакты с другими

людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны,

как ход и результаты самого общения воздействуют на от-

ношения, которые были характерны для его участников.

Занимая такое заметное место в структуре личности,

отношения оказывают влияние на особенности познава-

тельных процессов человека, когда они обращены на других

участников общения, и всегда сказываются на обращении

последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по-

знания, тем более, если они неожиданны, могут более или

менее сильно скорректировать характер отношения.

Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей,

насколько хорошо он систематизирован и насколько близко

к действительности содержание оценочных эталонов, на

которые он опирается в своем общении с другой личностью,

от этого в немалой степени зависят полнота и точность

расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор

способов обращения с этой личностью во время контактов с

нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зави-

симости не только прослеживаются, но и объясняются.

Общение людей может быть ситуационным (например,

обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой

прокомпостировать билет или обращение в магазине поку-

пателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже —

свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одно-

временно ярко выраженным ролевым (когда, например,

учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пи-

фагора, или когда начальник излагает суть задания, кото-

рое должен выполнить подчиненный). И оно может быть

межличностным, очень неформальным, когда участники

общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные

особенности друг друга и очень творчески выбрать способы

обращения друг с другом. Рассмотрению этих проблем по-

священ второй раздел книги.

Поскольку каждый из этих видов общения требует от их

участников определенной подготовленности — в одних

случаях, прежде всего, профессиональной, в других соци-

ально-гражданской, в третьих индивидуально-психологи-

ческой — не все люди чувствуют себя психологически

комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения.

И по объективным и по субъективным причинам возникают

психологические трудности общения.

В книге, которую Вы собираетесь читать, в ее третьем

разделе эти трудности описываются, анализируются их

причины и предлагаются пути, с помощью которых эти

трудности можно преодолеть.

Каждый из нас учится продуктивно общаться с окружа-

ющими в самых разных ситуациях с детства и затем обога-

щает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.

Поэтому в книге не обойдено вниманием и освещение фак-

торов, которые либо позитивно, либо негативно влияют на

формирование человека как объекта и как субъекта успеш-

ного или неуспешного общения, пока он еще учится в шко-

Сформировавшиеся отношения к другим людям и к са-

мой себе, если они становятся устойчивыми в личности,

образуют в ее структуре так называемое коммуникативное

ядро и очень определенно сказываются на характере чело-

века. Поскольку отношение — это не только обобщенный

эмоциональный отклик личности на человека (в виде люб-

ви, ненависти, симпатии, неприязни и др.) или на какую-то

общность, но и произошедшая во время встреч с ними ин-

теграция результатов познания их, то коммуникативное

ядро личности всегда оказывается обусловленным и этими

последними характеристиками, точно так же как присутст-

вие их обнаруживается в социальной части картины мира,

которая имеется у человека, а также в тех поступках и в

том поведении, которые отмечаются у него, когда он по

разным поводам вступает в контакты с другими людьми.

Отсюда и появление в книге четвертого раздела, в стать-

ях которого раскрываются зависимости между особенностя-

ми, отмечаемыми у человека при общении его с другими

людьми, и ставшими относительно устойчавыми-в структу-

ре его характера и в целом его личноо№ психическими

Заключает книгу пятый раздел , в котором вниманию читателя предложено оце-

нить подходы к раскрытию феноменологии, закономерно-

стей и механизмов общения, которые реализовали в своих

работах учителя автора книги — ученики академика В.М.

Бехтерева профессора Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.

Несколько лет тому назад наши сограждане с большим

интересом для себя прочитали переведенные на русский

язык и выпущенные большими тиражами советы Дейла

Карнеги, как завоевывать друзей и оказывать влияние на

людей, как заставить человека стать на вашу сторону и

побудить его изменить свое мнение, не вызывая при этом

обиды или негодования и, наконец, как сделать свою лич-

ную жизнь счастливой?

Построенные на большом числе очень тонких наблюде-

ний за реакциями людей после разных способов обращения

с ними окружающих их лиц, выступавших по отношению к

ним в разных социальных ролях, эти советы фактически

предлагали , а можно сказать грубее — техноло-

гию оптимального по его внешнему оформлению общения.

И люди, наиболее упорные, стали следовать этим сове-

там, и часть из них отмечала про себя положительный ре-

зультат от применения их в общении. Но, как бывает в

жизни, названной пользовались в одних случа-

ях высоко нравственные, настроенные на добрые дела люди,

а в других — люди бессовестные, стремившиеся с помощью

этой ; манипулировать другими людьми в своих

узко эгоистических целях.

Поэтому в об.щении надо всегда видеть не только внеш-

нюю сторону его, или, лучше сказать, форму

общения, но и обязательно фиксировать личностную суть

людей, которые хотят установить с нами контакты и по

возможности точно определять цели и мотивы их общения.

Отсюда (объединяющей помещенные в эту книгу статьи

является йысль, что подлинно человеческое общение, не-

важно ситуационное оно, деловое или межличностно-ин-

тимное,- это, прежде всего, общение, которое обязательно

несет в себе отношение к другому человеку как к высшей

и общие характеристики

СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ И ФАКТОРЫ,

Межличностное общение выступает необходимым усло-

вием бытия людей, без которого невозможно полноценное

формирование не только отдельных психических функций,

процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот

почему изучение этого сложнейшего психического феноме-

на как системного образования, имеющего многоуровневую

структуру и только ему присущие характеристики, являет-

ся актуальным для психологической науки.

Рассматриваемый нами вид общения — это всегда вза-

имодействие людей, при котором они познают друг друга,

вступают в те или иные взаимоотношения и при котором

между ними устанавливается определенное взаимообраще-

ние (имеется в виду поведение, выбираемое участниками

общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена,

то должны анализировать его как систему во всей многоаспектной динамике ее функциониро-

вания. Следовательно, объектом исследования при этом

должно выступать само общение как целостный процесс, а

не отдельные его участники, причем его необходимо изу-

чить как монообъект, а затем как элемент социальной сис-

Для межличностного общения как монообъекта типична

такая психологическая ситуация, когда его участники,

вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более

или менее значимые для каждого из них цели, содержание

которых может быть одинаковым или различным в той или

Среди других видов общения могут быть названы: общение личности с

различными общностями людей, общение этих общностей между собой.

Эти цели являются следствием действия определенных

мотивов, достижение которых постоянно предполагает ис-

пользование участниками общения разнообразных спосо-

бов поведения в зависимости от сформированности и

степени развития у человека качеств объекта и субъекта

Все это означает, что сущность межличностного обще-

ния заключается во взаимодействии человека с человеком.

Именно этим оно отличается от других видов деятельности,

когда происходит взаимодействие человека с каким-либо

предметом или вещью.

Общение как вид деятельности может иметь самостоя-

тельное значение и прямо не обслуживать никакую другую

Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют

свою потребность в общении друг с другом, в обмене инфор-

мацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими «кон-

фликтной ситуации, свидетелями которой они только что

оказались, или Общение при знакомстве молодых людейи

В подавляющем большинстве случаев межличностное

общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или

иную деятельность и выступает как условие ее выполнения.

И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом

немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою

очередь, тот вид деятельности, которую общение обслужи-

вает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого

процесса общения между ее исполнителями. Например,

учебная деятельность включает элементы программирова-

ния содержания и форм общения обучаемых как друг с

другом, так и с учителями. Вместе с тем это программиро-

вание нельзя рассматривать упрощенно, так как при реали-

зации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от

характера решаемых учителем в данный момент задач, спе-

цифики предмета, методической вооруженности учителя,

от подготовленности учащихся и др. .

Трудовая деятельность также обусловливает и програм-

мирует содержание и характер делового общения людей,

участвующих в создании материального продукта. Многие

факты свидетельству ют о том, что характеристики межлич-

ностного общения в труде связаны с технологией создания

продукта, распределением функций между исполнителями

и с конкретными особенностями того или иного трудового

Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обус-

ловливая главное содержание общения занятых ею людей,

инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникативную

активность, одновременно с этим непосредственно воздей-

ствует на распределение ролей между ними. При этом де-

терминирующее влияние как на содержание общения, так

и на его форму оказывают права и обязанности, которыми

наделен каждый конкретный участник деятельности. Так,

в законе, как правило, четко регламентированы права и

обязанности, с одной стороны, сотрудников уголовно-ис-

полнительной системы, а с другой — осужденных. Именно

эта регламентация решающим образом определяет поведе-

ние тех и других в процессе общения и ставит для каждой

стороны границы возможного в развертывающемся обще-

нии. Более того, характер такого общения во многом будет

зависеть от степени усвоения каждым из них своих прав и

Бодалев А

ние таким образом, чтобы оно помогало воплотить в жизнь

все те признаки межличностного общения, которые превра-

щают межлюдское взаимодействие в буквальном смысле в

общение, отвечающее высоким эталонам нравственности и

Статьи автора, включенные в книгу

Сущность общения и факторы, его определяющие //Из: . М., 1987.

Проблема активности в общении //Из: . Рязань, 1994.

Гностические характеристики общения //Из: . М., 1977.

Другие психологические факторы, влияющие на общение. //Из: . Саратов —

Межличностное познание, децентрация, рефлексия, идентификация,

эмпатия и их роль в общении. //Из: . Рязань, 1994.

Познание, общение, творчество. //Публикуется впервые.

О формировании отношения. //Из: . М., 1991,

О взаимосвязи общения и отношения. //Из: . М.,

Коммуникативное ядро личности и его проявления. //Из: . Рязань, 1994.

Диалог как форма психологического воздействия. //Из: . М., 1987, совместное Г.А; Ковалевым.

Проецирование или вкладывание себя в другого. //Из: .

О качествах личности, нужных для успешного общения. //Из: . Краснодар, 1979.

Психологические трудности общения и пути их преодоления. //Из:

. М., 1992, №№ 5-6. Совместное Г.А. Ковалевым.

Общение и формирование личности.//Из: . М.,1982.

Социальная среда и формирование ребенка как личности и как субъек-

та деятельности. //Из: .

Формирование личности школьника в современных условиях. //Из:

Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональ-

ный опыт. //Из: . Тарту, 1974.

Об управлении развитием отношений. //Публикуется впервые.

О факторах формирования у школьника отношения к другому человеку

как к высшей ценности. //Из: . Владимир, 1993.

Психологические условия гуманизации педагогического общения.

О связях некоторых характеристик круга ближайшего общения лично-

сти и ее свойств. //Из: . М., 1983.

Социальная психология личности. //Из: .М., 1-995, №1.

Об изучении характера. //Из: ,

серия психология, 1986, №1.

Постановка проблемы общения в работах Б.Г. Аяаньева. //Из: . Краснодар, 1981.

Проблема общения в трудах В.Н. Мясищева //Из: . Л., 1977.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.,

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

Аржакаева Т.А. Психологические трудности общения начина-

ющих учителей. Автореф.дис. канд.психол.наук. М., 1995.

Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1980.

Бабич Н.И. Психологические особенности первого впечатления

о другом человеке у младших школьников: Автореф.дис.

канд.психол.наук. М., 1989.

Баскина Ю.В. Воспитание пониманием //Популярная пси-

хология для родителей. М., 1989.

Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. О разработке проблем эмпатии

//Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л., 1975.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психологи-

ческие проблемы воспитания в современных условиях //Со-

ветская педагогика. 1991. №5.

Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности об-

щения и их преодоление //Педагогика. 1992. №5-6.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

Вербова К.В., Кондратьева С.В. Психология труда и личности.

Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего

и среднего школьного возраста: Автореф.дис. канд.психол.на-

Галунов В.И., Манерой В.Х. Восприятие эмоционального

состояния говорящего по речи //Теоретические и прикладные

проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар,

Гительмахер Р.Б. Социально-перцептивные процессы в уп-

равлении: Дис. в форме научного доклада, Спб., 1992.

Гуревич К.М. О значении основных свойств нервной системы

человека при определении пригодности к некоторым профес-

сиям //Научный семинар по психологии труда и производст-

венного обучения. Казань, 1961. Вып.1.

Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М., 1972.

Дашкова С.С. Личностная интерпретация человека по его

голосу и речи. Л., 1974.

; Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984.

Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенст-

вования деятельности воспитателя: Автореф.дис. д-ра пси-

Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

Захаров Л.И. Психологические факторы формирования не-

| в розов у детей: Дис. в форме научного доклада. Л., 1991.

|. Иванов В.П. Человеческая деятельность-познание искусство.

1 Иванская Л.Н. О воссоздании лица человека по представлению

//Проблемы психологии общения и познания людьми друг

друга. Краснодар, 1979.

Ильина А.И. Индивидуальные особенности общительности в

1 связи со скоростными проявлениями темперамента подвижных

и инертных групп учащихся: Автореф.дис. канд.психол.наук.

Каминский Е.И. Психологические особенности интонационной

речи, ее восприятия и воздействия: Автореф.дис. канд.пси-

Кграндышев Ю.Н. Проективные представления у детей на-

чальный этап становления познавательной рефлексии //Воп-

росы психологии познания людьми друг друга и самопознания.

Карандышев Ю.Н. Возрастная функционально-стадиальная

периодизация психического развития детей: Автореф.дис. д-ра

психол.наук. Л., 1991.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.

Князев В.Н. Психологические особенности понимания лично-

сти значимого другого как субъекта общения: Автореф.дис.

канд.психол.наук. М., 1981.

Ковалев Г.А. Активное социальное обучение как метод кор-

рекции психологических характеристик субъекта общения:

Автореф.дис. канд.психол.наук. М., 1980.

Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методоло-

гия, практика: Автореф.дис. д-ра психол.наук. М., 1991.

Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981.

Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося

//Вопросы психологии. 1980. №5.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции. М.,

Копьев А.Ф. Особенности индивидуального психологического

консультирования как диалогического общения. М., 1991.

Костюк Г.С. Психологические вопросы руководства развитием

способностей //Тезисы докладов на I съезде общества психо-

логов. М., 1959. Вып.З. У

Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов, 1976.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. О функции и механизме

идентификации во внутригруппбвом межличностном познании

//Психология межличностного познания. М., 1981.

Кряжев П.Е. Формирование личности как социальный процесс

//Личность при социализме. М., 1968.

Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.

Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Авто-

реф.дис. д-ра психол.наук. Спб., 1991.

Курячий С.Л..Роль установок личности в восприятии другого

человека: Автореф.дис. канд.психол.наук. М., 1986.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986.

Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1956,

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982.

Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности

общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет:

Автореа.дис. д-ра психол.наук. М., 1974.

Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Ме-

тодологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы

психологии. М., 1984.

Лукьянова З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на

его общение с другими людьми //Вопросы психологии. 1989.

Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М» 1957. Т. 4; 1958. Т. 5.

Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников

//Педагогическая наука реформе школы. М., 1988.

Маргулис А. В. Категория деятельности человека //Философ-

ские науки. 1975. №2.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3. С. 36.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. 4.11. С.

Мерлин В.С. Роль темперамента в эмоциональной реакции на

оценку //Вопросы психологии. 1955. №6.

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников:

Автореф.дис. д-ра психол.наук. Л., 1981.

Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отраже-

ния как проблеме общей и социальной психологии //Соци-

ально-психологические и лингвистические характеристики

;форм общения и развития контактов между людьми. Л., 1970.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования инди-

видуальных различий. М., 1976.

Некрасов Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушений

речевой общения //Вопросы психологии. 1986. №5.

г Новгородцева А. П. Взаимосвязь особенностей личности с

характером понимания других людей: Автореф.дис. канд.пси-

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 197.9.

Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологи-

|ческих исследований: Автореф.дис. д-ра психол.наук. М.,

Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее

.психических коррелятах //Вопросы межличностного познания.

Пашукова Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и

конкурентного взаимодействия: Автореф.дис. канд.психол.на-

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии

//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-пол-

итические произведения. М., 1951.

Ревенка Н.В. Психологический анализ стиля руководства:

Автореф.дис. канд.психол.наук. М., 1980.

Рождественская Н.А. Формирование когнитивного компонента

межличостного восприятия у старшеклассников: Авто-

реф.дис. канд.психол.наук. М., 1991.

Романов К. М. Взаимосвязи характеристик деятельности людей

и особенностей познания ими друг друга: Автореф.дис.

канд.психол.наук. М., 1983. «

Руденко И.Л. Стиль общения и его детерминанты: Авто-

реф.дис. канд.психол.наук. М., 1988.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

Русина И.А. Изучение оценочных эталонов и социальных

стереотипов с помощью семантических измерений //Вопросы

психологии. 1981. №5.

Самарова О.В: Зависимость выразительности речи от эмоци-

ональности человека и различных условий общения: Авто-

реф.дис. канд.психол.наук. М., 1986.

Свенцицкая Ю.А. Оценка лицевой экспрессии взрослого

человека детьми 6-7-летнего возраста: Автореф.дис.

канд.психол.наук. Спб., 1992.

Семчук Л.А. Понимание учителем ученика и самого себя в

конфликте: Автореф.дис. канд.психол.наук. Минск, 1992.

Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и стар-

шеклассников и пути их разрешения: Автореф.дис. канд.пси-

Скрипкина Т.П. Психологические особенности доверия в

юношеском возрасте: Автореф.дис. канд.психол.наук. М.,

Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе

его профессиональной подготовки. М., 1976.

Смирнова Е.Э. О методах измерения некоторых эффектов

восприятия человеческого лица: Автореф.дис. канд.психол.на-

Сниваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

Станкевич Л.П. Активность как мера деятельности личности

//Вести. МГУ. 1970. №6.

Степкин Ю.Л. Исследование авторитета личности как соци-

ально-психологического явления: Автореф.дис. канд.пси-

Суворов А.В. Школа взаимной человечности. М., 1995.

Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978.

Сухое А.Н. Психология криминогенного общения в среде

осужденных: Автореф.дис. д-ра психол.наук. Л., 1991.

Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985.

Творогова Н.Д. Психология управления общением личности:

Автореф.дис. д-ра психол.наук. М., 1992.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт

педагогической антропологии //Собр. соч. М., 1950. Т. 9.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической

психологии. М., 1995.

Флоренская Т.А. Диалога практической психологии. М., 1991.

Фрейд 3. Избранное. М., 1989.

Ханин Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности:

Автореф.дис. д-ра психол.наук. Л., 1986.

Харьковская Е.А. Особенности формирования понятия о

человеке по акустическим характеристикам его речи: Авто-

реф.дис. канд.психол.наук. М., 1986,

Хорошилова Е.А. К исследованию отражения значимых других

//Вопросы психологии познания людьми друг друга и само-

познания. Краснодар, 1977. .

Шафранская К.Д. Влияние объективных и субъективных

факторов на оценку психологического состояния по экспрессии

//Вопросы психологии познания людьми друг друга и само-

познания. Краснодар, 1977.

Щкопоров И. Б. К проблеме субъективной значимости другого

//Теоретические и прикладные проблемы психологии познания

людьми друг друга. М., 1979.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

Яценко Т.С. Методические основы активного социально-пси-

хологического обучения будущих учителей. Киев, 1986.

Раздел I. Понятие и общие характеристики общения

Сущность общения и факторы, его определяющие .

Проблема активности в общении .

Гностические характеристики общения .

О других психологических факторах, влияющих

на успешность общения 34

Раздел II. Социально-психологическая

Межличностное познание, децентрация,.

и их роль в общении .

Познание, общение, творчество .

О формировании отношений .

О взаимосвязи общения и. отношения .

Коммуникативное ядро личности его проявления

Диалог как форма психологического воздействия .

Проецирование или вкладывание себя в другого .

Раздел III. Психологические факторы,

или затрудненность общения

О качествах личности, нужных для успешного

Психологические трудности общения

и пути их преодоления . 109

Раздел IV. О формировании человека как личности

и как объекта и субъекта общения

Общение и формирование личности . 129

Социальная среда и формирование ребенка

как личности и как субъекта деятельности . 138

Формирование личности школьника

в современных условиях . 145

Воздействие стиля общения педагога с учащимися на

Бодалев психология общения

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Книга избранных трудов видного психолога раскрывает психологиче-

ское содержание главных характеристик общения, роль творчества в обще-

нии, его значение в становлении личности. Здесь прослеживаются и

объясняются трудности, которые люди испытывают, вступая в контакты

друг с другом, описываются их причины.

щихся к психолого-педагогической деятельности.

c Издательство , 1996.

c НПО . Оформление, 1996.

которые имеются практически у каждого человека, психо-

логическая наука? А у других — совсем скептиков, навер-

ное, даже возникла мысль: до психологии общения ли

сейчас, когда большинство из нас занято только одним —

зависит в большой степени от того, какие у них контакты с

народом, а настрой каждого из нас — не только от того,

сколько денег и когда нам дают или сколько их мы добудем

сами. но и-от того, как относятся к дорогому для нас

дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, сло-

вом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, кото-

рые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш

людьми, уже выполняющими или еще только осваивающи-

ми самые разные виды деятельности, из разных слоев обще-

ства, разных возрастных групп, разных национальностей,

которые дали бы ему подлинное и глубокое знание их ду-

шевного состояния и материального положения, очень ма-

ло. И столь же не часто, если иметь в виду основную массу

населения, мы встречаем руководителей, которые умеют

простого работяги; педагогов, которые

способны сопереживать неудачам учащихся как своим соб-

ственным, и работников сферы обслуживания, которые

умеют быть предельно внимательны к каждому клиенту. И

последствия этого очевидны — на государственном уровне

не попадающие в цель решения, точно не адресованная

работа средств массовой информации, ученики, идущие в

школу как на каторгу; на социально-гражданском уровне

— межлюдские конфликты в различных сферах, негативно

влияющие на деятельность и душевное самочувствие лю-

дей. И одна из причин всего этого — крайний дефицит пси-

хологически грамотного общения, неспособность его осу-

ку, все для человека. А отношение к человеку как к высшей

ценности невозможно без гуманного в своей основе обще-

ния во всех областях нашей жизни. Поэтому автор этой

книги и поставил перед собой задачу с позиций психологи-

ческой науки .рассказать, с его точки зрения, главное об

общении и об его роли в развитии характера и других пси-

хических образований в личности каждого человека.

нографией. В ней собраны написанные в разные годы авто-

ром статьи, в основу которых положены результаты

исследования разных сторон общения, полученные как са-

мим автором, так и его учениками.

деле речь идет о существенных признаках непосредствен-

ного или опосредованного техническими устройствами

взаимодействия людей, которое принято называть общени-

ем. Собственно, через него и в годы детства, и в зрелости, и

в старости в наш внутренний мир входят другие люди, а мы

в свою очередь с положительным или отрицательным эмо-

циональным знаком в их душах. И оно не

только способ, помогающий нам побольше узнать об окру-

жающей нас действительности, но оно одновременно и мощ-

ный инструмент формирования в нас отношений к этой

действительности и особенно к такому важному элементу

этой действительности как люди.

ется главное, что характеризует общение — взаимодейст-

вие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными

мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средства-

ми, осуществляют свои цели, и одновременно показывается

влияние, которое оказывает на наши контакты с другими

людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны,

как ход и результаты самого общения воздействуют на от-

ношения, которые были характерны для его участников.

отношения оказывают влияние на особенности познава-

тельных процессов человека, когда они обращены на других

участников общения, и всегда сказываются на обращении

последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по-

знания, тем более, если они неожиданны, могут более или

менее сильно скорректировать характер отношения.

насколько хорошо он систематизирован и насколько близко

к действительности содержание оценочных эталонов, на

которые он опирается в своем общении с другой личностью,

от этого в немалой степени зависят полнота и точность

расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор

способов обращения с этой личностью во время контактов с

нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зави-

симости не только прослеживаются, но и объясняются.

обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой

прокомпостировать билет или обращение в магазине поку-

пателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже —

свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одно-

временно ярко выраженным ролевым (когда, например,

учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пи-

фагора, или когда начальник излагает суть задания, кото-

рое должен выполнить подчиненный). И оно может быть

межличностным, очень неформальным, когда участники

общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные

особенности друг друга и очень творчески выбрать способы

обращения друг с другом. Рассмотрению этих проблем по-

священ второй раздел книги.

участников определенной подготовленности — в одних

случаях, прежде всего, профессиональной, в других соци-

ально-гражданской, в третьих индивидуально-психологи-

ческой — не все люди чувствуют себя психологически

комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения.

И по объективным и по субъективным причинам возникают

психологические трудности общения.

разделе эти трудности описываются, анализируются их

причины и предлагаются пути, с помощью которых эти

трудности можно преодолеть.

ющими в самых разных ситуациях с детства и затем обога-

щает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.

Поэтому в книге не обойдено вниманием и освещение фак-

торов, которые либо позитивно, либо негативно влияют на

формирование человека как объекта и как субъекта успеш-

ного или неуспешного общения, пока он еще учится в шко-

мой себе, если они становятся устойчивыми в личности,

образуют в ее структуре так называемое коммуникативное

ядро и очень определенно сказываются на характере чело-

века. Поскольку отношение — это не только обобщенный

эмоциональный отклик личности на человека (в виде люб-

ви, ненависти, симпатии, неприязни и др.) или на какую-то

общность, но и произошедшая во время встреч с ними ин-

теграция результатов познания их, то коммуникативное

ядро личности всегда оказывается обусловленным и этими

последними характеристиками, точно так же как присутст-

вие их обнаруживается в социальной части картины мира,

которая имеется у человека, а также в тех поступках и в

том поведении, которые отмечаются у него, когда он по

разным поводам вступает в контакты с другими людьми.

ях которого раскрываются зависимости между особенностя-

ми, отмечаемыми у человека при общении его с другими

людьми, и ставшими относительно устойчавыми-в структу-

ре его характера и в целом его личноо№ психическими

нить подходы к раскрытию феноменологии, закономерно-

стей и механизмов общения, которые реализовали в своих

работах учителя автора книги — ученики академика В.М.

Бехтерева профессора Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.

интересом для себя прочитали переведенные на русский

язык и выпущенные большими тиражами советы Дейла

Карнеги, как завоевывать друзей и оказывать влияние на

людей, как заставить человека стать на вашу сторону и

побудить его изменить свое мнение, не вызывая при этом

обиды или негодования и, наконец, как сделать свою лич-

ную жизнь счастливой?

ний за реакциями людей после разных способов обращения

с ними окружающих их лиц, выступавших по отношению к

ним в разных социальных ролях, эти советы фактически

предлагали , а можно сказать грубее — техноло-

гию оптимального по его внешнему оформлению общения.

там, и часть из них отмечала про себя положительный ре-

зультат от применения их в общении. Но, как бывает в

жизни, названной пользовались в одних случа-

ях высоко нравственные, настроенные на добрые дела люди,

а в других — люди бессовестные, стремившиеся с помощью

этой ; манипулировать другими людьми в своих

узко эгоистических целях.

нюю сторону его, или, лучше сказать, форму

общения, но и обязательно фиксировать личностную суть

людей, которые хотят установить с нами контакты и по

возможности точно определять цели и мотивы их общения.

является йысль, что подлинно человеческое общение, не-

важно ситуационное оно, деловое или межличностно-ин-

тимное,- это, прежде всего, общение, которое обязательно

несет в себе отношение к другому человеку как к высшей

и общие характеристики

вием бытия людей, без которого невозможно полноценное

формирование не только отдельных психических функций,

процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Источники:
Бодалев А
Алексей Александрович Бодалёв (13 октября 1923, Сарапул, Уральская область — 20 декабря 2014) — советский и российский психолог, специалист по проблемам общения и нравственного развития.
http://www.koob.ru/bodalev/
Бодалев А
Книга избранных трудов видного психолога раскрывает психологическое содержание главных характеристик общения, роль творчества в общении, его значение в становлении личности. Здесь прослежива
https://www.psyoffice.ru/10-1-11392.htm
Бодалев А
Книга избранных трудов видного психолога раскрывает психологическое содержание главных характеристик общения, роль творчества в общении, его значение в становлении личности. Здесь прослежива
https://www.psyoffice.ru/10-35-11392.htm
Бодалев психология общения
описание
http://www.libok.net/writer/3892/kniga/11392/bodalev_aa/psihologiya_obscheniya/read

COMMENTS