Популярные записи:

Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы, Характеристика на ученика - один из самых востребованных документов в работе…Примеры конфликтных ситуаций и пути их разрешения Конфликтные ситуации и пути их преодоленияКраткое описание документа Конфликтные ситуации и пути их преодоления Типы…Если девушка игнорирует значит любит Почему девушка меня игнорирует и избегает Приветствую друзья, сегодня я хочу поговорить серьёзно с парнями,…Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый человек - одинок. Либо у…Что подарить парню с которым только начались отношения Что подарить парню: оригинальные и романтичные подарки на месяц отношений Первый месяц отношений — важная…

Бытовое общение

Бытовое общение

Сфера бытового общения – это многогранный процесс коммуникации людей на улице, общение в семье, транспорте и других публичных местах. Здесь существуют свои правила и запреты, поскольку такое взаимодействие людей может быть как эффективным, так и неожиданно привести к конфликту. Как же сделать общение приятным и соблюсти несложные, но важные правила бытового общения?

Итак, общение на улице подразумевает неофициальные отношения между говорящими и проходит в рамках бытовой тематики (разговоры о природе, погоде, власти и т. п.) Тоже же самое касается общения в магазине. Тема разговора в приведенных видах общения играет не маловажную роль, поскольку из-за нее, если она выбрана неправильно, может разразиться скандал. Отсюда первое правило: тема общения должна быть интересна обеим сторонам.

Второе: не следует вступать в спор и настаивать на своем, если ваш оппонент не готов принять, либо разделить вашу точку зрения.

Третье: следите за невербальными сообщениями собеседника, которые укажут вам на его истинное отношение к вашему разговору.

Четвертое: не нарушайте личное пространство собеседника.

Пятое и последнее: бытовое общение – это искусство управлять собой и окружающими в тех или иных обстоятельствах. Учитесь и вы найдете общий язык с любым человеком! Ведь успех общения зависит от вашего умения вовремя корректировать свою речь, поведение и понимать особенности людей, в том числе национальные.

Как уже было сказано выше, к сфере бытового общения относится и общение в семье. Оно представляет непринужденное общение членов семьи, основанное на родственных отношениях, и подразумевает ведение общего быта, материальную и моральную взаимоответственность.

Какие здесь могут быть правила и последствия в случае их несоблюдения?

Культура общения в семье строится на навыках полученных супругами ранее, в отчем доме. В зависимости от полученного семейного воспитания, родители с любовью и доверием относятся к своим детям или же наоборот, проявляют неучастие и жестокость. В первом случае ребенок будет доверять своим родителям, у него сформируется уверенность в себе, позитивное отношение к окружающему миру, и главное – он будет чувствовать себя любимым и нужным. Второй случай непременно приведет к недоверию, непослушанию, конфликтам в семье и с друзьями. У ребенка будет формироваться негативное восприятие мира, ведущее к неуравновешенности, агрессивности.

Это далеко не все проблемы общения, возникающие в семье. Внутрисемейные отношения строят два человека, которые на своем примере как бы показывают детям, какой должна быть семья. Общение дома – это важная составляющая формирования личности, ведь именно здесь мы учимся переживать, делиться самым сокровенным, решать сообща проблемы, радоваться успехам, помогать друг другу и т.п. Современный институт семьи мало похож на те отношения, которые представлялись в прежние времена. Тогда общение в семье носило доверительный, духовный и эмоциональный характер и строились на традициях и нормах того времени.

Сейчас общение в семье чаще представляет некий партнерский союз, где люди живут друг с другом, пытаясь успеть за стремительно меняющимся миром «на лету» решая бытовые проблемы, проблемы воспитания детей и прочее. В погоне за благами, мы становимся нетерпимы, раздражительны и забываем о том, как важна эмоциональная и духовная поддержка для здоровых отношений. Поэтому психология общения в семье должна строиться по следующим правилам:

  1. Взаимоуважении и взаимопонимании.
  2. Доверии и поддержке.
  3. Отступления от индивидуальных потребностей на благо общих.
  4. Совместном воспитании детей и участии в их жизни.
  5. Развитии духовного единения между членами семьи.
  6. Нахождении компромисса при разрешении конфликтных ситуаций.
  7. Отсутствие, либо минимизация нервно-психического напряжения и т.п.

Помните, что гармоничные отношения влияют на мироощущение, психическое здоровье ваше и ваших детей. У каждого человека есть весы, на одной чаше которых ваша счастливая семья, на другой погоня за благами цивилизации. И последнее не должно перевешивать.

Бытовое общение

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое «Бытовое общение» в других словарях:

бытовое общение — См.: сфера бытового общения … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Бытовое общение — См.: Сфера бытового общения … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

сфера бытового общения (бытовое общение) — Сфера общения, включающая в себя: 1) семейное общение; 2) общение вне семьи: на улице, в магазине, на базаре, в общественном транспорте и т.п. В сфере бытового общения употребление языка не поддается официальному регламентированию со стороны… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Общение — (Коммуникация) Употребление языка или одной из форм его существования в рамках какого л. языкового коллектива: от семьи до группы государств. В порядке количественного нарастания называют следующие сферы общения: 1) семейное; 2) внутри… … Словарь социолингвистических терминов

общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Общение и искусство: общение в искусстве — В социально психол. понимании искусство может рассматриваться как художественная коммуникация, к рая чаще имеет однонаправленный характер, и как межличностное О., к рое является 2 сторонним процессом обмена личностным содержанием. Еще Платон… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение мигрантов с коренным населением — это один из видов О., в к ром участвуют субъекты миграционных процессов. Под миграцией понимается совокупность разл. по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства и условий жизни (лат.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Управленческое общение: сферы — могут быть определены в зависимости от выполняемых им функций. 1) Управленческое общение (У. о.) в сфере реализации экспертной функции когда руководитель выступает как эксперт в оценивании продукта деятельности подчиненного или самого процесса… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Сфера бытового общения — (бытовое общение) Сфера общения, включающая в себя: 1) семейное общение; 2) общение вне семьи: на улице, в магазине, на базаре, в общественном транспорте и т.п. В сфере бытового общения употребление языка не поддается официальному… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Бытовое общение

Человек — существо общественное и по своей сути должен находиться в состоянии постоянного контакта и общения с себе подобными. Вне общества жить, в принципе, можно, но стать и быть человеком достаточно проблематично. Примеров деэволюции и деградации человеческой личности достаточно много. Человек — это не только и не столько единство природного и общественного, а преобладающе общественное.

Современный человек является активным, предприимчивым, деловым, а посему культура общения является одной из существенных его характеристик. Важнейшим средством коммуникации является слово и им необходимо владеть. В.А. Сухомлинский в свое время подчеркивал, что словом можно убить и оживить человека, слово и ранит и лечит, оно сеет сомнение и безнадежность и одухотворяет.

Речь развивается и приобретается в ходе общения. Мастерское владение речью, словом дает преимущества в установлении контактов вообще и деловых в частности, в ведении споров, диалогов и т.д.

Однако, прежде чем переходить к исследованию особенностей и содержания риторики, формированию навыков делового языка, остановимся на проблеме культуры бытового и делового общения.

Итак, что такое «общение»? Всякое общение включает в себя следующие составные элементы: мысль, слово, речь. У человека родилась мысль. Ее необходимо передать другому. Ее необходимо оценить.

Условие первое — в общении участвуют минимум два человека, то есть должен быть субъект и адресат общения;

условие второе — должна быть общая тема разговора, другими словами, предмет разговора;

условие третье — необходима общность языка, на котором происходит общение.

— это сложный процесс взаимодействия людей, который зависит от многих факторов. Результаты общения могут быть эффективными и неэффективными. Общение имеет свои виды, приемы и методы. По этим основаниям можно произвести классификацию общения.

Прежде всего, выделяется бытовое и деловое общение, связанное с жизнью, обиходом с ее деловой частью. Каждый из этих видов взаимосвязан с другим, они дополняют друг друга и их трудно отделить. Какбытовое,

так и деловое общение

имеют следующие свои виды

· контактно-дистанционное (различаются по положению коммуникаторов в пространстве и времени);

· непосредственное-опосредованное (различаются по взаимоотношению между коммуникаторами);

· динамическое-статическое (различаются по скорости освоения коммуникаторами передаваемой информации);

· продолжительное-темпоральное (различаются по длительности контакта между коммуникаторами);

· устное-письменное (различаются формой используемого языка);

· диалогическое-монологическое (различаются по ролевым установкам Я-говорящий ТЫ-слушающий);

· межличностное-массовое (различаются количеством участников общения);

· полезное-бесполезное (различаются конечным результатом).

Специфика бытового общения

Самым распространенным является бытовое общение, оно осуществляется дома, на работе, в транспорте и т.д. Одним из необходимых условий возможности бытового общения — желание вести диалог.

Существует несколько правил культуры общения

· правило первое: успех или неуспех общения зависят от того, насколько удачно или неудачно выбрана тема разговора (актуальна или неактуальна, интересна или неинтересна). Найти тему!

· правило второе: чтобы общение состоялось, необходимо говорить на одном языке (знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми общаешься). Найти общий язык!

Несколько золотых слов из народной мудрости по поводу общения:

Слово не зря молвится.

Когда говоришь — думай.

Слово не воробей; вылетит-не поймаешь.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Много наговорено, да мало сказано.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

Сказал, как обрил.

Разговор двух глухих.

Мы говорим на разных языках.

Не выругавшись, дела не сделаешь.

С брани люди сохнут, а с похвальбы толстеют.

Сколько не говори, а с разговору сытым не будешь.

От слов надо переходить к делу

Особенности делового общения. Виды делового общения

Деловое общение в жизни многих людей занимает значительное место, оно связано с решением профессиональных вопросов, с выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением деловых договоров, контрактов, оформлением документов и т.д.

В основе делового общения

лежат различные основания:

· равенство и неравенство партнеров (равенство предполагает сотрудничество и взаимопонимание; неравенство — угодничество, раболепие, чинопочитание, высокомерие одного и унижение другого);

· регламентированность (подчинение деловых отношений определенным правилам и ограничениям). Регламентированность подчиняется законам делового этикета. Этикет (от лат. ethica; от гр. еthos) привычка, обыкновение, обычай; книжное употребление: установленный порядок поведения.

— совокупность правил, приемов поведения, установленных в деловых отношениях.

Знание делового этикета вырабатывает в человеке уверенность и непринужденность, помогает избегать неправильных действий и промашек. Нормы делового этикета вырабатываются всем ходом развития культуры, они являются социокультурными явлениями. Это предписания приветствий и представлений, поведения при презентациях, на приемах, за столом, рекомендации при дарении и принятии сувениров, правила пользования визитной карточкой, ведения деловой переписки, умения одеваться и управления эмоциями.

Деловое общение требует речевого этикета

, то есть правил речевого поведения, устойчивых речевых формул общения.

нии нельзя пользоваться нецензурными словами, жаргоном, нельзя злоупотреблять иностранными словами.

Плохое впечатление оставляет незнание современного литературного языка, неверные ударения «режут» слух.

Речевой этикет является носителем национальных особенностей народа (например, в японском этикете предписывается не говорить «нет», «не могу», «не знаю»).

Регламентированность делового общения предполагает его временные рамки («время — деньги»).

Одним из важных компонентов делового общения являются умелое слушание, культура слушания.

Слушание включает в себя:

· понимание речи говорящего.

Как говорит статистика, умеют слушать примерно 10% людей. Манера слушания или стиль слушания зависят от личностных особенностей собеседников, от их служебного положения, пола и возраста, интересов, психологии и темперамента.

Различают два вида слушания:

· нерефлексивное, то есть умение внимательно слушать и молчать, не вмешиваться в речь собеседника;

· рефлексивное, то есть активное вмешательство в речь собеседника.

Условия эффективного слушания

Зрительный контакт между собеседниками

(куда смотреть: в глаза, мимо, стоять спиной и т.д.):

поза участников общения;

расстояние между собеседниками (друзья — 0,5-1,2 м, деловые разговоры — 1,2-3,7 м, публичное общение — 3,7 м и более);

мимика, жесты, интонация.

уточняющие фразы («Я Вас не понял…», «Не повторите ли Вы еще раз…»);

резюмирующие фразы («То, что Вы сказали, может означать…»);

фразы, отражающие чувства говорящего («Вы, вероятно, чувствуете это…»).

Существует ряд приемов хорошего слушания

· молчание не всегда есть слушание (состояние нирваны);

· поддерживайте с говорящим визуальный контакт (поза, жест, взгляд);

· не притворяйтесь, что Вы слушаете;

· дайте время высказаться, старайтесь быть внимательным;

· не перебивайте без надобности;

· не делайте поспешных выводов;

· не давите на свои эмоции, они не лучший помощник в общении;

· заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника;

· после высказывания собеседника, повторите главные идеи его монолога своими словами.

Разнообразие невербальных средств общения

Среди многообразия средств общения особо выделяются вербальные и невербальные. К вербальным средствам общения относятся такие, которые основываются на словесных, устных формах. Невербальные — представляют собой совокупность мимических, жестовых движений, поз, направленности взгляда и т.д.

У человека очень богата палитра мимических возможностей. При мимическом выражении своих чувств, эмоций, передаче информации мы используем губы, глаза, лоб. Лицо человека выражает многое. Необходимо работать над своей мимикой. Вспомним гоголевского героя Чичикова. Для достижения поставленной перед собой цели он достаточно тщательно подходил к использованию того или иного мимического выражения. Говорят, что лицо человека — зеркало души. Посмотрите на себя в зеркало критически, как бы со стороны, и Вы увидите свои слабые и сильные стороны.

Жестикуляция выражает характер и темперамент человека. В ее арсенал входят движения головы, рук и т.д. Можно опустить голову, вертеть ею в разные стороны, покачивать, положить руку на сердце, погрозить пальцем и т.д.

В свое время один из самых знаменитых ораторов Демосфен, на вопрос, что нужно для хорошего оратора, отвечал: «Жесты, жесты, жесты!». В зависимости от функционального назначения жесты классифицируются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, ускорение или замедление речи говорящего, указывают на место паузы.

передают разнообразие оттенка чувств говорящего и слушающего (радость и огорчение, недоумение, симпатию и ненависть, уверенность и растерянность, замешательство и т.д.). Эти жесты могут иметь следующую выразительную форму: битье в грудь, хлопанье по лбу или по бокам, пожатие плечами и т.д.

выделяют какой-то предмет, его место или порядок следования (постукивание по часам — регламент; указание на сердце — ради бога, увольте и т.д.).

используются в тех случаях, когда не хватает слов или их недостаточно, или когда необходимо усилить впечатление (изображение морской волны или спирали и т.д.).

При общении используются в зависимости от ситуации символические жесты

. Представим ряд типовых ситуаций:

а) жест категоричности или предельности

(сабельная отмашка рукой):

· никогда не соглашусь;

· это абсолютно ясно и т.д.;

б) жест интенсивности

(рука сжимается в кулак или сжимаются два кулака):

· он очень упорный;

· какая она упрямая;

· в нем чувствуется собранность, активность;

в) жест отказа, отрицания

(отталкивающее движение рукой (руками) ладонями вперед):

· не надо, прошу Вас;

г) жест противопоставления, антиномичности

(кисть руки «туда», «сюда»; «там», «здесь»);

д) жест разъединения

(ладони раскрываются, «разъезжаются в разные стороны»);

е) жест объединения

(пальцы соединяются в щепоть или в замок).

Мы рассмотрели в общих чертах специфические особенности общения, его основные виды. Общение для человека играет существенную роль в его становлении и развитии как личности, дает возможность устанавливать контакты для принятия и передачи информации, как в быту, так и в деловой сфере.

Платон и Аристотель уделили существенное внимание друже­ской беседе как предмету риторики. Аристотель считал наличие хорошего друга главным компонентом счастья: беседа облагора­живает людей, обогащает их, приносит радость. Но житейское общение далеко не исчерпывается беседами друзей. Это деловые переговоры, застольные речи, праздничное веселье, нравствен­но-назидательные советы и требования в семье, шутки, острой1 ные рассказы и парадоксы, литературные, научные, политиче ские споры и интимные обьяснения, светские этикетные турни­ры в антракте…

Все это — элементы культуры, и каждый человек должен вл1 деть ими и для самоутверждения, и для удовольствия, а нередко и с прагматическими целями. (

В XX в. сфера влияния риторической теории и практики раст рилась, ее цель теперь определяется как поиск оптимального ^ горитма эффективного общения в современном обществе (^ Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики 1991). В это определение, несомненно, включаются разнс ные формы бытовых речей.

Несмотря на разнообразие, удается выделить некоТ°Р^от щие особенности в этой области, не свойственные или ребительные в других.

чи чаще всего спонтанны, неподготовленны, отража-

^ Эти Р ные настроения, чувства, порывы. В них отчетливо

р-г сй1°мИ „Индивидуальность каждого субьекта. В этих ситуациях

рЫР^321 й часто сожалеет о сказанном, о своей поспешности.

гОвоРя1Х1И господствует диалог и часто бывает полилог как обще-

2. ЗЯесЪ собеседников или даже многих. Внутренняя связ-

ние «ьг0 текста очень высока, отдельные реплики могут ока-ность Ус^ нЯТНЫми вне текста. Здесь в высокой степени приме-заТЬ°теомин

ситуативная речь. ним ‘ цИ0Нальный уровень в бытовом общении также может ысок в диапазоне от восторженного до злобного, что мо-бь1ТЬ дИВест’и к сквернословию и оскорблениям. жет пр 0Гр0Мную роль играют невербальные средства обще-

паралингвистические коды, весь тот «поток жизни», кото-НИй’ учитывается в анализе дискурса. По этой же причине умеет-рЬ1 умолчания, намеки, аллюзии, ссылки на события, которые известны только собеседникам.

5 Соблюдение литературной нормы наблюдается не всегда, сти­ли — от литературно-разговорного с элементами патетики до раз­говорно-бытового с элементами просторечия, диалектизмами, ар­готизмами.

В общем бытовой речи часто бывает свойствен ролевой харак­тер общения и даже артистизм, раскованность.

6. Наконец о жанрах. В других видах речи (кроме внутреннего диалога) довольно четко выделяются жанры, типы документов и пр., что позволяет применять понятие «законы жанра». В бытовой речи эта возможность ослаблена, роль стандартов здесь понижена. Лишь в отдельных ситуациях возможно говорить в жанре анекдо­та, выступить с панегириком и т. п. В трактовке речевых жанров часто бывает нужна сдержанность.

Разговорная, бытовая речь представляет собой пространство активного применения правил культуры речи.

Бытовое общение, на первый взгляд, дело частное, однако

ельзя отрицать его социальной природы: она выражается в лич-

контактах не только в семье, но и за ее пределами. Бытовое

оно лИемельчаишими нитями связывает, цементирует общество,

Разви РМИруетУкажД°го человека черты коммуникабельности,

ТельВает гибкость языкопользования, чувство юмора, вырази-

сМягча°ТЬречи’ Умение непринужденно держаться в обществе,

дРУЖбнЬнапряженностьв отношениях, уступать во имя мира и

На:в сутг^ ^Ытовои Речи и ее языковых средств пока мало изуче­нных ^Ности> все языкознание построено на материале литера-ИнДивидуК°Т0В’ пРеимУЩественно письменных, где своеобразие МеРе сня Н°СТИ’ поиск новых средств выражения в большой

Лишь в последние десятилетия стали появляться ния в области разговорной лексики, разговорного фонетики, невербальных средств разговорной речи, ное место бытовому общению принадлежит в трудах вистов, социолингвистов. Отдельные исследования расцен»иП11т

языковые средства бытового общения как самостоятельный д°1 номен, противопоставленный литературному языку, но чаще рассматриваются как разновидность общенародного руссу01″1 языка. Исследователи в этой области: О. Б. Сиротинина, Е. A 3°t0 екая, Ю. М. Скребнев. — ‘ ^’

Бытовое общение

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется прежде всего в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения. Для облегчения анализа, изучения этого феномена все многообразие видов общения можно в самом первом приближении разделить на группы в соответствии с формами жизнедеятельности человека: общение в семье, в школе, на производстве, в сфере свободных отношений бытового характера (магазин, зрелищное учреждение и т.п.), общение в компаниях и группах непроизводственного характера и т.д.

Можно классифицировать виды общения по иному признаку:

1) функционально-ролевой (результатом такого типа общения является объединение усилий общающихся носителей социальных ролей); 2) личностный (сопереживание, эмоциональный контакт, понимание — результат общения в этом случае); 3) информационный (обмен информацией составляет главную цель и результат общения) (В.Г.Антонян).

Однако общение учителя с учениками практически невозможно отнести к какому-либо из этих типов: учитель и ученик -это носители социальных ролей, их отношения имеют личност-

1 См.: Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1980. — С. 97. 2 Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. — С. 83.

В значительной мере это характерно и для многих других существующих классификаций общения: педагогическое общение трудно или даже невозможно отнести к какому-либо из выделенных в них типов.

В определенной мере недостаток приведенных выше классификаций относительно педагогического общения преодолевается в классификации М. С. Кагана. Он выделяет материально-практический, духовно-информационный и практически-духовный типы общения’. Так называемые традиционные педагогические технологии в наибольшей степени соответствуют духовно-информационному типу общения. Однако общение учителя с учениками в условиях развивающего обучения, на основе личностного подхода опять-таки не укладывается в рамки этой классификации.

В самом деле, к какому из указанных типов общения можно отнести общение учителя с учениками в ходе выполнения лабораторной работы исследовательского характера, конструирования и моделирования на уроках труда в мастерских, проведения опытов на пришкольном участке? Ведь во всех этих случаях воспитатель и воспитанник занимаются практической деятельностью, обмениваются информацией в определенной изменяющейся эмоциональной атмосфере, придумывают, делают что-то в обстановке субъективного творчества.

Дело, конечно, не в оценке или хотя бы сравнительном сопоставлении различных классификаций, а в том, что любая из них дает возможность еще раз подтвердить исключительную сложность педагогического общения и фактическую невозможность поставить его в один ряд с каким-либо другим. Естественно, те или иные разновидности ущербного общения воспитателей с воспитанниками нетрудно ранжировать в системе любой типизации. Однако наша задача другая — рассмотреть педагогическое общение в его идеальном виде.

Чем же отличается педагогическое общение от других видов? Что ему присуще в большей мере, чем общению бытовому, например, или осуществляемому в производственных условиях?

Прежде всего, педагогическое общение, организуемое учителем -даже в тех случаях, когда его инициатором является воспитатель

1 См.: Каган М. С. Мир общения. — М., 1984. — С. 256.

Используя слово, тон голоса, мимику и др., воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношение, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности.

Таким образом, воспитатель воздействует на формирующиеся качества личности ее собственной деятельностью, направляя ее соответствующим образом и влияя тем самым на изменение тех или иных качеств, черт и т.п. личности. Почти так же, как хирург направляет свой скальпель, который держит в руках, на изменение органов или частей тела оперируемого. Следовательно, в педагогическом общении слово, жест, взгляд воспитателя — это, образно говоря, «руки», которые держат «скальпель» — деятельность воспитанника (его слова, чувствования, действия). Этот «скальпель» изменяет «части его духовного тела», формирует его духовное и физическое Я.

Ярким примером этого является общение матери с младенцем,

в котором не столько смысл обращенных к ребенку слов, сколько их эмоциональная окраска и несловесное выражение любви к нему составляют воспитательную силу матери.

У воспитателя «скальпель» — деятельность воспитанника — не внешний, чужеродный по отношению к воспитуемому инструмент, а достояние самой формирующейся личности, его чувства, его действия, его отношения, им контролируемое средство воспитания. Тем более контролируемое, чем более осознанно воспринимает он окружающий мир. В этом основа субъект-субъектных отношений в воспитании вообще и в педагогическом общении в частности. В этом же и суть важнейшего отличия педагогического

общения от всех других видов.

В значительной мере это качество присуще театральному общению. Но там оно неизбежно перерастает в демонстрацию профессионального мастерства артиста и имеет принципиально иное соотношение воздействующих средств на участников общения и

Другой особенностью педагогического общения является его воспитательный характер, оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

Общение бывает непосредственным и опосредованным, т.е. в форме прямых контактов общающихся и через кого-то (другого человека, группу людей) или что-то (игрушку, компьютер и др.).

Опосредованность в педагогическом общении проявляется в двух отношениях. Во-первых, в отношении контактов между самими участниками общения: воспитатель может прямо обратиться к воспитаннику с просьбой, советом, требованием, вместе с ним выполнять какую-либо работу и т.п. или передать воспитаннику через кого-либо свое мнение, совет, организовать его деятельность, используя инструкцию, знания и умения другого воспитанника и т.п. Воспитатель организует деятельность воспитанников через актив. Его воспитательная и организаторская позиция в этом случае становится скрытой (так называемый принцип параллельного действия, по А.С.Макаренко).

Во-вторых, Опосредованность проявляется в том, что воспитатель направляет свои воздействия не на воспитанника даже в случае прямых контактов с ним, а на те знания, которые воспитанник должен усвоить, на качества личности, которые он должен фор-

В субъект-субъектном взаимодействии объектом деятельности воспитателя (и воспитанника) становятся усваиваемые знания, формируемые качества личности и отношения, по поводу которых осуществляется педагогическое общение.

Таким образом, опосредующим звеном, на которое направлены эмоции воспитателя, учителя, его оценочные суждения, отношения являются процессы, предметы, свойства и качества, достоинства и недостатки. Как бы через них устанавливает воспитатель контакт с воспитанником. Как в театре артисты устанавливают контакт со зрителями, обращаясь не прямо к ним, а к своим партнерам по сцене, выражая им, а не зрителям свою любовь, страдание, ненависть, так и опытный воспитатель обращается к воспитаннику косвенно. Только его «партнерами по сцене» являются не артисты или вообще другие люди, а знания, добродетели и пороки, положительные и отрицательные человеческие качества.

В этом заключается одна из особенностей педагогического общения, которое не всегда, но по большей части осуществляется не в форме прямого воздействия, а опосредованно, особенно при выражении отрицательных оценок и суждений, при решении задач развития самостоятельности и активности воспитанников.

Есть немало других классификаций разновидностей общения, в том числе и в зависимости от характера отношений между его уча-

Источники:
Бытовое общение
Сфера бытового общения – это многогранный процесс коммуникации людей на улице, общение в семье, транспорте и других публичных местах. Здесь существуют свои правила и запреты, поскольку такое
http://kak-bog.ru/bytovoe-obshchenie
Бытовое общение
Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю.
https://sociolinguistics.academic.ru/56/%d0%91%d1%8b%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b5_%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5
Бытовое общение
Человек — существо общественное и по своей сути должен находиться в состоянии постоянного контакта и общения с себе подобными. Вне общества жить, в принципе, можно, но стать и быть человеком
http://live-leader.ru/bytovoe-obschenie-eto/
Бытовое общение
2. Особенности педагогического общения
http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov44.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Измена жены рассказы Измена жены рассказы На собственном опыте (горьком) убедился, что вычислить измену жены не сложно, даже… (10)Нравственный выбор пример из жизни Какие примеры из книг привести по теме - Что такое нравственный выбор? Тема нравственного выбора… (10)Письмо девушке на расстоянии Любовное письмо девушке в прозе – в разлуке или на расстоянии Не знаете, как написать… (9)Попросить прощения у подруги своими словами Слова прощения в прозе, в Прощенное Воскресенье Жизнь настолько быстротечна, что порой не замечаешь, как… (8)Проблема прощения аргументы Умение прощать Прощение, умение прощать – одна из самых почитаемых человеческих добродетелей. Прощению очень много… (8)

COMMENTS