Что делать если я агрессивная

Агрессивность подростков: мы выкормили зверя, господа

Агрессивность подростков: мы выкормили зверя, господа.

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и неуправляем. Что мне делать?»
Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:
«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце.
Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка — это нормально, обыденно.

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и не управляем. Что мне делать?»

Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:

«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце.

Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка — это нормально, обыденно.

Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.

Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:

ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);

истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);

издеваться над бомжами («Они — отбросы общества, пусть знают своё место!»);

избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподаёт физкультуру!»);

надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);

отомстить бывшему возлюбленному (так одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей «неверной Джульетте»).

Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать « нормой» подросткового поведения?

Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает «нападение», «враждебность». Под агрессией, прежде всего, понимают действия.

Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.

Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия — не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.

Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Агрессивность же — свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:

1. Прямая физическая.

4. Обида, зависть, ненависть.

7. Вербальная агрессия.

Как видим, у агрессии — разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.

Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой — возникает в процессе социального научения.

Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия — своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.

Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко:

— Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст.

Другая по дороге в детский сад учит:

— Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.

Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.

Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.

В подростковом возрасте ребёнка мы «собираем урожай», «пожинаем то, что посеяли» на ниве его воспитания. Агрессивность подростков — одно из самых распространенных, болезненных последствий неправильного воспитания.

Когда родителям, педагогам становится совсем невмоготу и привычные методы не срабатывают, они бегут за помощью к психологам.

Агрессивное поведение современные психологи изучают при помощи различных методов: проводят опросы, наблюдают за проявлениями агрессии, выявляют агрессивность при помощи тестов. Самые распространенные в психодиагностике исследования: оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера), диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), 16 PF-опросник (тест Кэтелла), тест Люшера, тест «Руки» (по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).

При этом ни один вид исследований не даёт ответов на все наши вопросы об агрессивности подростков. Рекомендуется использовать несколько методов одновременно и учитывать тот факт, что в большинстве случаев проявляются некоторые устойчивые личностные черты, не меняющиеся в различных ситуациях.

Вам предложат разнообразные методы. Например, попросят перенаправить агрессию из социально неодобряемого русла в культурное. В этом помогает спорт или на мишени вывешивать фотографии ненавистных тебе людей и получать удовольствие от запущенных в них стрел.

Главным же образом даётся общий совет: в семье, где есть любовь и секс, нет места агрессии, скандалам и ссорам.

Замена объектов (или субъектов) агрессии не решает глубинных проблем, приводит только к временной разрядке, не более того. Внутреннее напряжение, фрустрация остаются и самым губительным образом сказываются на психике агрессора. Кроме того, примеры из жизни свидетельствуют о том, что некоторые подростки, несмотря на царящие в семье любовь и взаимопонимание, проявляют агрессивность по отношению к одноклассникам, учителям и т.п. Почему так происходит?

Можно довольствоваться сиюминутным снятием агрессивности, проходить через долгую и вероятностную диагностику, а можно воспользоваться наработками системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Чтобы справиться с агрессивным поведением, прежде всего необходимо понять его глубинные причины. Без познания себя, своих врождённых склонностей это невозможно.

Точная системная методика определения врождённых векторов, уровня их развитости, степени их реализации позволяет это сделать.

Подростковая агрессивность начинает приобретать понятные очертания, если её не обобщать, а рассматривать через призму восьми векторов. Обобщённая причина подростковой агрессии — что на фоне полового созревания подросток противопоставляет себя взрослым, доказывает свою самостоятельность, независимость — проясняется: мы осознаём, почему каждый ребёнок проживает подростковый период по-разному, почему одним детям свойственны одни формы проявления агрессии, другим — другие, почему одни ситуации вызывают у одних подростков агрессию, а другие реагируют на них совершенно спокойно.

Ни один ребёнок не рождается изначально культурным, он появляется на свет архетипичным зверёнышем и становится человеком в полном смысле этого слова при правильном воспитании.

Человек — биосоциальное существо, и частью биологической составляющей как раз и является агрессивность. Она звено механизма, позволяющего выживать. Отсюда и корни изначальной ненависти, которую мы испытываем к своему ближнему. Конкуренция, желание выжить, получить лучшие условия для жизни. В процессе воспитания ребёнок научается любить окружающих, а ненавидеть он умеет сам.

При неправильном воспитании детей, т. е. когда родители, педагоги воспитывают наугад, «на ощупь», не зная врождённые свойства чад, во-первых, они не развивают в них заложенный природой потенциал, своим непониманием, неподходящими конкретному ребёнку методами пытаются воспитывать, чем и вызывают у него агрессивное поведение, во-вторых, ребёнок остаётся архетипичным.

В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.

Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу — сверху вниз (например, похвала).

Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость — так ярость, любовь — так любовь.

В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.

Ключ к уретральному ребёнку — быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания — вы всё равно проиграете.

Уретрального подростка лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле, это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.

Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом, достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.

Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии — перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.

Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей — послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.

Для анального ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех — сначала на девочек, а потом на женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.

Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, «качает» права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».

Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).

Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для кожника — некий фундамент психологического комфорта.

Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние — монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного — умения позитивно применять свою силу.

Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону — мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».

Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник, и тогда он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали.

Мышечнику важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него — самая большая радость в жизни.

Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть — еды, причём простой, грубой — сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.

Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. Зрительный вектор добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: «Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась».

Звуковые подростки больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.

Оральный подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища «прилипают» обычно на всю жизнь.

Обонятельный вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности — мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию «выжить во что бы то ни стало», подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.

Итак, агрессивность подростка — это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать своё отношение к ребёнку, к методам его воспитания.

Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:

1. Нужно правильно воспитывать ребёнка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.

2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.

К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы, возвращаясь из школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.

Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.

Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас — их воспитателей.

Источник:
Агрессивность подростков: мы выкормили зверя, господа
«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и не управляем. Что мне делать?» Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать: «Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце. Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка — это нормально, обыденно.
http://www.yburlan.ru/biblioteka/agressivnost-podrostkov

Здоровая агрессия как показатель вашего успеха: почему они могут, а я нет?

Здоровая агрессия как показатель вашего успеха: почему они могут, а я нет?

В этой статье мы поговорим об агрессии и почему агрессия – это хорошо.

Часто под агрессией понимают негативные, разрушительные действия, которые направлены на причинение ущерба чему-либо или кому-либо. С такой точки зрения агрессия противопоставляется конструктивным поступкам и всячески осуждается.

Но психотерапия смотрит на агрессию совершенно иначе. Для психотерапевта агрессия не является чем-то плохим.

Агрессия – это жизненная сила действовать, добиваться результатов, реализовывать свои желания и потребности.

Агрессия – сила, которая направляет нас вперед. Чтобы жить, нужна энергия, а значит, нужна агрессия. Поэтому все живые организмы на земле обладают агрессией.

Иногда среда бывает настолько неблагоприятной, что возникает потребность не жить, а хотя бы выжить. Думаю, все слышали такой термин “борьба за выживание”. Так вот, чтобы выживать, нужно больше энергии. И эту энергию тоже обеспечивает агрессия.

Сегодня мы поговорим о том, что может ограничивать агрессию, сдерживать ее развитие.

Первый фактор, влияющий на уровень агрессии, – степень уверенности в себе. Вера в себя является опорой агрессии. Если человек внутри себя уверен: он может двигать горы и менять в своей жизни всё. Бывает, что человек не верит в себя, думает, что у него ничего не получится, или он не уверен, что сможет привлечь в свою жизнь хорошего партнера, не сможет заработать денег, избежать голода, финансовых катастроф и так далее. В таком случае и уровень агрессии, а значит, и уровень энергии у него будет низким.

В свое время Альфред Адлер много времени посвятил тому, чтобы раскрыть и объяснить агрессивную часть психики через призму неполноценности. Теория Адлера исходит из того, что изначально каждый ребенок чувствует себя неполноценным по сравнению со взрослыми. Если родители “поощряют” чувство неполноценности у ребенка, то уровень агрессии у такого человека остается низким, даже когда он повзрослеет. И наоборот, если они поддерживают ребенка, направляют его, то человек вырастает уверенным в себе и его уровень агрессии будет адекватным.

Однако не всегда низкая уверенность в себе означает низкий уровень агрессии. Иногда человек пытается компенсировать чувство неполноценности с помощью денег, власти, работы, статуса или количества партнеров. Внешними успехами он пытается закрыть свою внутреннюю проблему. Но это невозможно. Потому что чувство уверенности коренится внутри, а не вовне. Человек внутри себя чувствует или уверенность, или неуверенность. И ничто во внешнем мире в большинстве случаев не может ему помочь. Или вызывает только временный эффект.

Мы можем видеть, как люди идут в политику или бизнес, зарабатывают огромные деньги, но все равно испытывают неуверенность, тревогу, страх. Им кажется, что вот они заработают миллион, и тогда почувствуют себя уверенно. Но когда они его зарабатывают, оказывается, что есть те, у кого два миллиона. И они начинают заново. Потому что причина внутри. И несмотря на все достижения такие люди остаются глубоко несчастными и неуверенными в себе.

“Еще раз: уверенность в себе влияет на наш уровень агрессии. Поэтому воспитание в детстве, отношение родителей к нашим возможностям и способностям, поддержка или отсутствие поддержки имеют огромное значения и для уверенности в себе, и для уровня агрессии.”

Второе, что влияет на уровень агрессии, – отношения с отцом. Агрессивная часть психики – это внутренний мужчина, то, что в юнгианском анализе называется анимус. Каждый из нас состоит из женской и мужской части, из анимуса и анимы, из сексуальной части психики и агрессивной части психики. При этом сексуальная часть психики отвечает за все наши желания, а не только за сексуальные. То есть, желание поесть и желание купить себе машину исходят из сексуальной части нашей психики. Агрессивная же часть психики отвечает за реализацию этих желаний.

Агрессивная часть психики передается нам от отца. И то, как человек относится к своему отцу, влияет на то, как человек относится к своей агрессии.

Если у нас неконструктивные отношения с отцом, например, гнев, или обида, или нехватка отца, то это влияет на нашу агрессию. Почему? Потому что негативное отношение к отцу означает негативное отношение к агрессивной половине себя. То есть, мы начинаем злиться, или обижаться, или еще как-то негативно реагировать на собственную часть психики.

Благодаря доктору Хаусу (надеюсь, сериал смотрели многие) мы знаем, что такое аутоиммунное заболевание. Это когда наши клетки атакуют другие клетки нашего же организма. По сути, организм нападает сам на себя. Гнев на своего отца можно считать аутоиммунным психологическим заболеванием. Когда я злюсь на отца, я злюсь на агрессивную половину себя. То есть, моя психика набрасывается на агрессивную часть моей же психики. Разумеется, иметь при этом уровень агрессии, достаточный для комфортной и интересной жизни, – задача не из легких.

Поэтому психотерапия много времени уделяет тому, чтобы помочь человеку наладить отношения с отцом. Только после проработки этих отношений нам удастся получить доступ к своей агрессии. В противном случае она будет низкой, у человека будет недостаточно сил, чтобы идти вперед, добиваться поставленных целей и осуществлять свои желания.

Как садистский, так и мазохистский тип поведения негативно влияют на достижения и успешность в жизни. Конечно, при садистском типе человек может больше заработать или большего добиться в бизнесе, спорте или политике, но при этом в отношениях и в ощущении удовлетворения от жизни эти люди достигают очень малого.

Четвертый фактор, влияющий на агрессию, – формирование вины. Дело в том, что самые разные институты издревле пытаются управлять и манипулировать и агрессивной, и сексуальной частью психики. Это и родители, и государство, и религия. Они стремятся ограничивать и направлять агрессивную и сексуальную энергию так, как им нужно. Чувство вины – удобный инструмент, с помощью которого можно управлять и манипулировать агрессией другого человека.

Что такое вина с точки зрения психологии? Это эмоция гнева, изначально направленная на кого-то, но в итоге направленная на себя. По сути, вина – это подавленный гнев на кого-то. Это значит, что если вы чувствуете вину перед мамой, папой, женой или мужем, – изначально вы испытывали (и сейчас испытываете) по отношению к ним гнев.

С точки зрения психологии гнев не является негативной эмоцией. Гнев включается включается только в тот момент, когда обычной агрессии нам не хватает. Задача гнева – мобилизовать организм и включить дополнительные источники энергии. Когда агрессии недостаточно, подключается эмоция гнева. Если психика чувствует, что не может добиться своего при обычном состоянии энергии, она усиливает ее гневом.

Например, у ребенка возникает желание обнять маму. Желание – это сексуальная часть психики. Под это желание агрессивная часть психики выделяет агрессию, то есть, энергию. И вот ребенок бежит и хочет обнять маму. Но мама занята, она его отталкивает, мол, отойди, не мешай, не путайся под ногами. А у ребенка желание обнять становится еще сильнее, он еще настойчивее требует, чтобы мама его обняла, уделила ему время.

Желание можно сравнить с чувством голода. Чем более мы голодны, тем выше наш уровень агрессии и наше стремление поесть любой ценой. То же самое происходит и здесь. И когда ребенок начинает еще больше «прилипать» к маме, это у него уже включается гнев.

А мама может. например, накричать на него, вызвав чувство вины: «Ты что не видишь, что я занята?» То есть, она пытается проманипулировать, пристыдить, надавить на чувство вины ребенка. И тогда ребенок под словами мамы свою агрессию и свой гнев подавляет, проглатывает, зажимает в горле, в кулаках. И уже позже он эту эмоцию будет переживать или как обиду, или как чувство вины.

Еще вину формируют религии, национальные идеи, которые манипулируют людьми, внушая им определенную идеологию: что человек должен и чего не должен. Как мы можем гневаться на страну или на бога – нельзя. И поэтому гнев подавляется. И появляется чувство вины.

Любой человек, который испытывает чувство вины, пытается себя наказать. Он может наказывать себя тем, что не зарабатывает денег, ограничивает себя в каких-то удовольствиях, не позволяет себе быть счастливым в отношениях или создает себе какие-нибудь ограничения или запреты.

Кроме того, тот, кто чувствует вину, старается угодить как можно большему количеству людей. Например, он обещает им больше, чем может потянуть, потому что они ожидают от него большего. Потом он не может выполнить эти обещания или выполняет их только частично. И у него возникает еще более сильное чувство вины. Потому что он подвел других и не смог им угодить. И одновременно он чувствует сильный гнев, потому что эти «другие» могли бы и его понять, могли бы и его спросить, что ему нужно и что ему интересно. Разумеется, он этот гнев снова подавляет, чувство вины еще усиливается. И получается замкнутый круг.

“Вина очень разрушительна для агрессии. Если человек часто испытывает чувство вины, у него остается слишком мало здоровой агрессии, чтобы перестраивать свою жизнь и добиваться чего-то конструктивного.”

Пятая причина низкого уровня агрессии – могло не быть ни насилия, ни подавления гнева, просто не произошла сепарация от родителей. Иногда к такому может приводить сверхопека со стороны родителей. Человек вырастает, но остается в сфере влияния родителей и сам о себе не может позаботиться. Он никогда не развивал в себе агрессивную часть психики, чтобы самому решать свои проблемы. В этом случае человеку нужно работать над сепарацией, над увеличением своей агрессии, прокачивать веру в себя, в свои силы.

Ну, и не следует забывать, что бывают физиологические причины снижения агрессии: что-то не так с гормонами, определенные тяжелые или хронические заболевания, острые переживания болей или страданий. Все это может снижать агрессию или временно, или на очень длительное время.

Что делать, если вы чувствуете, что у вас низкий уровень агрессии по жизни, вы добиваетесь и реализуете меньше, чем хотелось бы? Можно пробовать прорабатывать причины снижения агрессии самостоятельно – есть специальные психотерапевтические методики. О некоторых из них мы расскажем в следующих статьях. Или можно обратиться к квалифицированному психотерапевту, который поможет определить и эффективно проработать истинные причины низкого уровня агрессии.

На нашем постоянно действующем практикуме “Точки соприкосновения” одна из сессий как раз направлена на проработку агрессивной части психики. Кроме того, все аспекты указанные в статье: Сепарация, Инициация, чувства Стыда и Вины и многое другое охватывает работа в практикуме.

Уже более 350 человек прошли наш курс и полностью изменили свою жизнь, Присоединиться к практикуму можно по ссылке: Точки соприкосновения

Источник:
Здоровая агрессия как показатель вашего успеха: почему они могут, а я нет?
Агрессия – это жизненная сила действовать, добиваться результатов, реализовывать свои желания и потребности.
http://blog.centrpersona.com.ua/zdorovaya-agressiya-kak-pokazatel-vashego-uspeha-pochemu-oni-mogut-a-ya-net/

Почему я агрессивный?

Здравствуйте уважаемые читатели.

Я достаточно часто встречаюсь с вопросом «я/мой друг/парень/муж – проявляю/проявляет агрессию. Почему так происходит? Откуда в нем/ во мне – вся эта агрессия ?»

Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с разными теориями о становлении агрессивного поведения.

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения а представлен в теории социального научения Л. Берковитц . Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое — чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе — чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессив­ное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя аг­рессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М.Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корре­ляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет.

Они обнаружили, что тяжесть совер­шенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет.

Механизм формирования агрессивного поведения посредством телеви­дения может выглядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами — агрессивные фантазии — ото­ждествление себя с персонажем — усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на людей — повторение агрессивных действий — использование агрессии для разре­шения проблем в межличностных отношениях — подкрепле­ние — агрессивные привычки — неразвитые социальные и учебные умения — фрустрация — чрезмерный просмотр теле­передач — и так далее.

Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное аг­рессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым .

Так, в состоянии физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и личность может совершить опасные агрессивные действия , не отдавая себе полного отчета в происходящем. Отдельно следует упомя­нуть о патологической агрессии, которая может быть следстви­ем психотического состояния и требует медицинского вмеша­тельства. Иррациональные убеждения, внутренние голоса, па­раноидальная подозрительность, идеи о божественных посла­ниях, мания величия — все это может выступать как патологи­ческий стимул к агрессии. Она может выступать как субъек­тивно воспринимаемое средство самозащиты, воплощение идей мессианства, проявления героизма и т.д. Однако наличие диаг­ностированной психической аномалии еще не является досто­верным прогнозом совершения деструктивных актов.

Агрессивное поведение – довольно обширная тема для освещения – и я обязательно продолжу говорить об этом в следующих блогах.

С уважением, Светлана Леонтьева .

Источник:
Почему я агрессивный?
Почему я агрессивный?
http://www.liveexpert.ru/journal/view/614912-pochemu-ya-agressivnij

С меня хватит! Что делать, если тебя переполняет агрессия

С меня хватит! Что делать, если тебя переполняет агрессия

Агрессия — совершенно нормальное чувство само по себе. Проблема в том , что выплескивать ее на окружающих мы не должны и понимаем это , но вот что с ней еще можно делать — не знаем. И тогда она остается внутри и разрушает нас самих. Сейчас расскажем , как с этим бороться , никого не убив.

Поскольку мы живем в очень тесном социуме и постоянно « тремся» о других людей разной степени близости с разной степенью интенсивности , нам периодически хочется кого-то из них обнять и прижать к сердечку , а кого-то « посадить на кол» и , попивая мохито , смотреть , как из него медленно уходит душа. Психопата от нормального человека отличает всего одна вещь. То , о чем нормальные люди иногда просто думают , психопаты идут и просто делают. Так что , если вы периодически чувствуете желание ранить другого человека ( неважно , физически или душевно), это еще не значит , что вы психопат и вас надо срочно госпитализировать. Вы всего лишь испытываете агрессию. Ее испытывают абсолютно все люди.

Когда человек испытывает агрессию , выделяется тестостерон. Тестостерон — это гормон действия. Он не может тихо сидеть , его вектор обязательно направится в какую-то сторону. Поэтому самое вредное при агрессии — это накинуть на себя облик французской аристократки и сказать: «Агрессия? Что вы , вовсе нет. Где мой веер , мне жарко. И давление похоже поднялось». Когда вы испытываете агрессию , знайте: вам придется действовать , если не хотите , чтобы агрессия пошла внутрь и стала разрушать ваш мозг и ваше здоровье.

Итак , поскольку законом убивать людей запрещено , а психопаты в советах и так не нуждаются , что можно посоветовать нормальным людям делать с агрессией по отношению к другим людям или к самим себе ( аутоагрессией)? Есть несколько эффективных вариантов.

Источник:
С меня хватит! Что делать, если тебя переполняет агрессия
Агрессия – совершенно нормальное чувство само по себе. Проблема в том, что выплескивать ее на окружающих мы не должны и понимаем это, но вот что с ней еще можно делать – не знаем. И тогда она остается внутри и разрушает нас самих. Сейчас расскажем, как с этим бороться, никого не убив.
http://www.cosmo.ru/psychology/psychology/s-menya-hvatit-chto-delat-esli-tebya-perepolnyaet-agressiya/

Что поможет побороть агрессию в себе: 10 правил

За последние десятилетия ситуация сильно изменилась. Мы все больше включены в сильно и быстро меняющийся мир и не можем оставаться равнодушными не только к дурному поведению соседей или родни, но и к горячим конфликтам мирового массштаба, экологическим и экономическим вопросам, многому другому.

В этих условиях злоба и агрессия может стать частью жизни, если вовремя не научиться отделять важное от несущественного для себя. Погружаясь в сложности всеми мыслями, мы можем не заметить, как сами превращаемся в трамвайных хамов, нервных коллег и неуживчивых родственников. Хотя буквально вчера не уважали и осуждали такое поведение.

Ошибку можно совершить в самом начале, поддавшись убеждению, что, раз мир неспокоен и динамичен, справиться с этим нереально и придется жить так. Есть люди, которые всерьез считают, что подобные качества необходимо даже развивать, чтобы морально выжить. Однако выход как раз в другом направлении – только спокойствие!

Терпеливость и толерантность, с одной стороны, пропагандируются в нашем обществе, хотя порой это выглядит больше как слабые попытки примириться с реальностью. Но желание отреагировать на все, что задевает, тут же можно реализовать в соцсетях, где пока еще сложно с контролем за оскорблениями. Но глупо перекладывать ответственность за свои чувства на модераторов интернет-изданий. Вопрос в том, насколько часто вы находите в окружающем мире угрозу для себя и насколько адекватно к этому относитесь.

Протестируйте себя по нескольким пунктам и задумайтесь, имеют ли к вам отношение следующие поводы для злости:

1. Сталкиваясь с ситуациями несправедливости к другим, вы чувствуете собственную обиду и вину за то, что происходит.

2. У вас есть склонность критиковать окружающих и наставлять их на путь истинный. Надо понять, какую цель вы преследуете – изменить человека, сорвать злость или защититься.

3. Вы совершаете поступки и говорите то, о чем потом сожалеете.

4. Ваша раздражительность сказывается на вашем здоровье – головные боли, усталость, бессоница.

5. Ваше настроение меняется от тех ситуаций, которые напрямую не влияют на вашу жизнь.

Все эти признаки могут говорить о том, что в вашей жизни слишком много избыточных негативных эмоций и стоит разобраться с этим подробнее.

1. Выражать гнев приемлемыми формами. Чаще всего мы не в силах контролировать именно способ выражения злости, а собственно эмоция имеет полное право на существование. Важно не путать запрет на грубость с запретом на само чувство. Известно, что подавлять уже вспыхнувшую агрессию еще вреднее, чем выпустить ее наружу. Старайтесь формулировать свою претензию и вежливо ее излагать.

2. Не вываливать на оппонента все, о чем вы давно молчали (даже если причина есть и не одна). Обсуждайте только тот повод, который волнует вас в текущий момент. Нередки случаи, когда и мы, и наши близкие, попав под раздачу, получаем не только за себя, но и за страну, правительство и международную ситуацию.

3. Стараться не копать глубоко. Наши фантазии заводят нас в такие дебри ложных причин и следствий, из которых выбираться потом приходится не один год. Толкнувший вас прохожий не хотел вас обидеть – он спешит, муж, проявивший холодность, не разлюбил, а просто устал. Остановите ход рассуждений на простых выводах, тем более, что скорее всего, так и есть.

4. Определить свою потребность. Наша злоба – показатель. Почему вы ввязываетесь в разговоры о политике? Жаждете общения, хотите привлечь к себе внимание, ищете применения интеллекту? Понимая главный мотив, реализуйте его и получайте удовольствие, не акцентируя на досадных мелочах.

5. Сообщать о своих трудностях. Если проблема повторяется, а вспышки ярости не удается контролировать, просите о помощи. Рассказать близким о своих чувствах и рассчитывать на то, что их учтут – вполне естественно. Так можно убедиться, что вокруг вас – не враги.

6. Сопереживать. Это высший пилотаж, но пробовать можно. То, что раздражает вас, скорее всего, и у другого человека вызвало тревогу. Иногда мы ссоримся просто потому, что находимся в одном эмоциональном поле, а делить нам нечего. Сочувствуя другому, мы можем увидеть, что повод не стоит реакции.

7. Ощутить свою авторитетность. В большинстве случаев мы испытываем ущемленность в момент злости, не осознавая своей значимости. Но на самом деле она никуда не девается и остается только ее показать. Важно вспомнить, что вы – человек уверенный и не впадаете в панику из-за ерунды.

8. Не искать причин и виноватых. В целом злиться и нервничать – нормально, если не начинать вдаваться в разбор полетов, поиск ответственного за все в этом мире и досаду на то, что мир несовершенен. Понервничать и перестать – лучший выбор.

9. Найти смысл жизни. Звучит сказочно, но работает вполне рационально. Держаться на плаву и не тонуть при каждой набегающей волне помогает понимание ценности своего существования. Когда вы спешите навстречу радостному событию (встречу с любимым, домой к детям, на увлекательные курсы языка), будете ли вы тормозить из-за мелкой ссоры или плохой погоды? Вряд ли.

10. Забывать. Этот механизм отказывает, если есть стремление накручивать себя и страдать не по делу. Но согласитесь, что в этом случае плохую память стоит даже потренировать. Негативные сценарии перестанут затягивать вас вглубь переживаний, если вы уже не помните, как вас обидели вчера или полчаса назад.

Бывает, что агрессивным становится близкий человек. Что делать? Смотрим видео!

Источник:
Что поможет побороть агрессию в себе: 10 правил
За последние десятилетия ситуация сильно изменилась. Мы все больше включены в сильно и быстро меняющийся мир и не можем оставаться равнодушными не только к дурному поведению соседей или
http://domashniy.ru/psihologiya/chto_pomozhet_poborot_agressiyu_v_sebe_10_pravil/

Я очень агрессивен

Спрашивает: Игорь

Категория вопроса: Самопознание

Ответов на сайте: 2317 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 93

Агрессия – это признак внутреннего дискомфорта, иногда неосознаваемого, иногда вытесненного.

В результате какая-то потребность остается неудовлетворенной, а когда нам чего-то не хватает, это вызывает негативные реакции, и чем сильнее не хватает, тем сильнее реакция, а если мы не понимаем, что нам не хватает, то это выливается в некотролируемую и необъяснимую агрессию.

Поэтому так важно Выявить причину, и уже потом работать над ней. Рекомендую обратиться к психологу.

Душкова Ольга Николаевна, психолог Сыктывкар

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Игорь!
Здорово, что вы это осознали. Видимо, когда вы ссоритесь, что-то в поведении вашей девушки задевает какое-то больное место, и настолько сильно, что вы способны ее избить. Чем раньше вы обратитесь к психологу, чтобы выяснить, в чем это больное место заключается и как выражать свои чувства иначе, тем больше шансов, что ваша жизнь сложится благополучно.
Очень важно, чтобы вы обратились к психологу ДО следующей такой вспышки, потому что чем большую вину вы будете чувствовать, тем больше вам захочется оправдать себя. Это в природе всех людей, но в вашем случае дело может плохо кончиться для всех. Психологи работают с такими случаями, и хороший специалист будет решать проблему, а не учить вас жить. Чем раньше вы начнете работать с этим поведением – тем быстрее вы разрешите проблему.

С уважением, Елена Ливач, психолог, Санкт-Петербург.

Хороший ответ 6 Плохой ответ 0

Ответов на сайте: 5104 Проводит тренингов: 2 Публикаций: 125

Игорь, для начала научитесь осознавать и выплескивать свои эмоции самостоятельно, с самим собой: http://psyhelp24.ru/emotional-crysis/

А потом, когда вы хоть немного научитесь выпускать пар самостоятельно и начнете осознавать, ПОЧЕМУ вам все это причиняет боль – учитесь разговаривать с девушкой корректно. Но так, чтобы она делала выводы относительно того, как с вами стоит говорить/поступать, а как – нет. Вот вам 2 статьи о межличностных конфликтах, думаю, вы сможете понять, что и как можно сказать, и что вообще происходит внутри ваших ссор:

С уважением,Несвитский Антон Михайлович, психолог Санкт-Петербург

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Игорь – скорее всего ты видет это поведение со стороны кого-то из близких, когда был совсем маленьким. Этот способ поведения просто въелся тебе в мозг и время от времени там проявляется. Ты даже не в силах это контролировать – это как автоматическая реакция. Как буд-то это отдельная часть тебя, которая просто ждет момента, чтобы проявиться – и когда настает подходящий момент, выскакивает наружу и захватывает контроль.

Надо с этим разбираться. Что могу посоветовать освой что-нибудь из следующего, а лучше все сразу – ДПДГ (информации в интернете много, есть даже видеоролики), EFT (описанна в книгах Гарри Крейга и Фреда Галло) и Турбо-Суслик (книга Турбо-Суслик). И работай самостоятельно.

Помимо этого, обратись за профессиональной помощью – это не заменит самостоятельной работы, но 1-2 занятия со специалистом придадут тебе мощьный импульс в нужном направлении.

Я буду вести прием в Питере 7-8 декабря, при желании обращайся. Телефон есть на моей страничке.

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Источник:
Я очень агрессивен
Мне 24 и мне страшно от моей агрессии. Раньше я был невероятно спокойным человеком, мне было практически невозможно вывести из себя. Но теперь я живу с девушкой и иногда когда мы ругаемся я её бью. И если раньше я хоть
http://www.all-psy.com/konsultacii/otvet/152234/