Доклад по психологии на тему страх

Доклад по психологии на тему страх

Страх, тревога и фобии — описание, диагностика, пути преодоления. Разбираются механизмы страха, физиология страха, психология страха, разделе вы можете скачать темы страх, тревога, фобии для своего реферата. Профессиональный разговор о страхах, фобиях, панических атаках, лечении фобии и страха. Психология страхов и фобий и психотерапия страха и. Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений — психологии эмоций. Так как каждый человек подвержен тем или иным страхам или фобиям, то эти методики приемлемы для всех.

Психология страха: понять и преодолеть. Сколько я психологов обошла, гадалок и экстрасенсов – не счесть. Обещали много, говорили о психологии жертвы, «снимали порчу», но так и не помогли. Так и жить?. 1. 61. Марта 2. 01. 5 в 2.

Оглавление.1 Страх в психологии общения. Фобии.1 Шкала Занга для самооценки тревоги. Тема реферата Недорогой доклад диплома Москва: +7 (499) 346-70-82; СПБ: (812) 244-92-79 Россия: (919) 918 2008. Доклад психологии тему Характер темперамент (Психология) должна отвечать вопрос о том.

Описание (план): Реферат на тему : ‘Фобии. Навязчивые состояния и действия’. MC Chuhonetz Мыслитель (7012), закрыт 4 года назад. Помогите плииз, делаю доклад на тему ФОБИИ. Притча на тему успеха и реализации своих желаний. К кому обращаться – к психологу, психотерапевту, психоаналитику или колдуну? Во взаимоотношениях проблема не с другим, а с собой Психология страха: понять и преодолеть. Сколько я психологов обошла, гадалок и экстрасенсов – не счесть. Обещали много, говорили о психологии жертвы, «снимали порчу», но так и не помогли.

Большой Каталог Рефератов — Страх Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений — психологии эмоций. Так как каждый человек подвержен тем или иным страхам или фобиям, то. Психология страха, раздел психологии, который посвященн изучению страхов и их влиянию на человека.Политехнический Институт» РЕФЕРАТ По курсу психологии Но тему «Страх». Большие затруднения часто связаны с тем, что страхи, кажущиеся поверхностными, неглубокими, в результате простого убеждения, разъяснения проблем не В исследованиях по психотерапии и медицинской психологии часто пишут о стремлении опереться.

Автор публикации. Татьяна Борздая, экономист Тридцать три несчастья! Вечно у меня то кошелек отберут, то нападут, то сумочку в метро дернут. У меня уже паническая атака начинается при мысли о скоплении людей или темных улицах.

Название: Страх Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 03:05:27 10 сентября 2005 Похожие работы Просмотров: 770 Комментариев: 3 Оценило: 1. Так как каждый человек подвержен тем или иным страхам или фобиям, то эти методики приемлемы для всех. Фобии.1 Шкала Занга для самооценки тревоги. Страх негативная эмоция, а фобия болезнь. В психологии фобией называют сильный страх, более ярко выраженный и более продолжительный по. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе. Природа детских Раздел: Рефераты по психологии. Фобия – это расстройство, при котором человек испытывает болезненный страх, вынуждающий его избегать относительно безопасных объектов или ситуаций. Все многообразие фобий (а их существует порядка пятисот) делится на два типа: простые и социальные.

И так всю жизнь. С меня хоть портрет вечной жертвы пиши в хронике «происшествия за неделю». Если рядом будет пролетать случайный снаряд, уж поверьте, я точно могу сказать, кого он заденет.

Сколько я психологов обошла, гадалок и экстрасенсов – не счесть. Обещали много, говорили о психологии жертвы, «снимали порчу», но так и не помогли. Так и жить? Разберем системно: Кто и почему становится жертвой? Что такое страх, и работает ли психология с вопросом «как избавиться от страха»? Существует ли возможность изменить свой жизненный сценарий?

Фобии могут быть связаны с развитием психозов, неврозов и психопатий. Психология спорта Тема 2.1. Психологические особенности спортивной деятельности. Термин номофобия возник относительно недавно. Он происходит от английского «no mobile phobia» (можно перевести и как «нетмофобия») и был введен специалистами для описания состояния беспокойства и даже паники у человека, который по тем или иным. Xreferat.com » Рефераты по психологии » Фобии: причины возникновения и влияния на поведение человека. Южно-Уральский Государственный Университет ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА по Психологии детско – родительских отношений на тему: «ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ДЕЙСТВИЯ.

Навязчивые состояния и действия’. Фобии: причины возникновения и влияния на поведение человека. Читать курсовую работу online по теме Фобии : причины возникновения и влияния на поведение человекаСтрах как психологическое явление&#39.1 Страх в психологии общения. Фобии.1 Шкала Занга для самооценки тревоги. Так как каждый человек подвержен тем или иным страхам или фобиям, то эти методики приемлемы для всех. Скачать реферат курсовую на тему Помощь с выполнением работ на любые темы. Коллектив специалистов.qip.ru — новости и развлечения. Сайт объединяет в себе все необходимые пользователям сервисы Звездный странник.

Человека, проживающего сценарий жертвы, буквально тянет в темные переулки навстречу «приключениям». Он даже пахнет по- особому для преступников. Но до Системно- векторной психологии Юрия Бурлана никто не давал четких описаний, кто именно и почему подвержен виктимному поведению. Как его в себе распознать, чтобы избежать опасных ситуаций. Виктимное (оно же жертвенное) поведение может возникать далеко не у всех – лишь у некоторых людей со зрительным вектором (менее 5% людей). Решающим является их психологическое состояние. Это по природе самые эмоциональные и впечатлительные люди.

Если их эмоции не получают должного применения в жизни, то весь нерастраченный потенциал проявляется в виде эмоциональных раскачек. Из чувства страха и тревоги — в беспричинную радость и экзальтацию, и обратно.

В корне всех эмоций зрительного вектора – страх смерти. Это та эмоция, с которой рождается каждый зрительный человек. Научаясь испытывать другие чувства, направленные на сопереживание – эмпатия, любовь, сострадание, человек освобождается от страха. В случае, если человек не находит применения своим эмоциям, остается сосредоточенным на себе и своих внутренних состояниях, то в повседневной жизни он испытывает много страхов. Бессознательно он таким образом наполняется – не отдавая себе отчет, ищет ситуации, провоцирующие страх и беспокойство.

Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией. Обратите внимание, реферат по психологии ‘Страх и тревожность’, также как и все другие рефераты, курсовые, дипломные и другие работы вы можете скачать бесплатно. Название: Страх Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 03:05:27 10 сентября 2005 Похожие работы Просмотров: 770 Комментариев: 3 Оценило: 1 Так как каждый человек подвержен тем или иным страхам или фобиям, то эти методики приемлемы для всех. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Развернутая классификация фобий по различным признакам. Ученые разработали несколько классификаций фобий на основе определенных признаков. Психологический стресс. Психология Раскрытие содержания понятия фобии как психологического состояния реферат Дословно социофобия – действительно, боязнь общества. Но на самом деле это не столько боязнь людей, сколько боязнь социальных ситуаций.

Детальная информация о работе. Главная Коллекция рефератов ‘Otherreferats’ Психология Страх как психологическое состояние. Так как каждый человек подвержен тем или иным страхам или фобиям, то эти методики приемлемы для всех. Примеры психологических консультаций. Фобии человека это неконтролируемые постоянные страхи перед различными объектами При анализе детских травмирующих воспоминаний Полина «красной нитью» выделила основную тему – страх. Рефераты, курсовые, сочинения. Схожие темы: Этикет международного сотрудничества!

Идет по темным переулкам, на кладбище, смотрит ужастики и т. Жертвами, как правило, становятся кожно- зрительные люди со зрительным вектором в состоянии страха и кожным вектором в состоянии мазохизма. Механизмы подобных фиксаций и психология страха в частности подробно разбираются на тренинге по системно- векторной психологии. Это помогает увидеть корень проблемы, осознать ее и поменять «- » на «+». Сотни результатов говорят о том, что тренинг Юрия Бурлана помогает избавиться от навязчивых состояний страха, перестать быть жертвой, изменить свое внутреннее состояние, мысли и поведение, а значит и жизненный сценарий.

Тренинг помогает понять, что кроется за словом «жертва» и избавиться от провоцирующего поведения. Вот что пишут люди, прошедшие тренинг: «. А любоваться ею можно и в парке, где людей много! Да, мне этот страх жизни спокойной не давал. Клянусь, сама не поняла, когда.

А осознала, что страх темноты ушёл, когда на очередном бесплатном занятии написала Юрию: ! Я 1. 5 лет боялась темноты! Слово- в- слово, один- в- один так, как описывает Юрий на занятии по Зрительному вектору на ПУ». Тысячи повторяемых результатов в различных сферах. В том, что тренинг позволяет увидеть причину и следствие. Он помогает увидеть мир объемным, делая наблюдаемыми отличия людей друг от друга.

Позволяет взглянуть на корень страха, который лежит у нас в подсознании. Подробнее об этом – уже на бесплатных онлайн лекциях. Регистрация здесь.

Автор публикации: Татьяна Борздая, экономист. Статья написана по материалам тренингов по cистемно- векторной психологии Юрия Бурлана.

Реферат: Страх

В «Философском энциклопедическом словаре» утверждается, что «страх в психологии — отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.)». В «Кратком психологическом словаре» страх трактуется как «эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности». H.И.Рейнвальд считает, что «потребность в самосохранении может, в зависимости от обстоятельств, выразиться в пассивно-обоpонительной эмоции — страхе».

Таким образом, страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезоpганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. страх — явление динамичное. Модусы стpаха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспpессивныйхаpактеp стpаха. Это дает возможность построить такой динамический ряд стpаха:

1.Тревога. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии — оценочная. Модели общения дезинтегpиpуются в силу большой концентрации внимания не на его содеpжательной стоpоне, а на оценке возможной угрозы.

2. Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее отражению.

3. Собственно страх как состояние полной дезорганизации психологической структуры личности (или ее гипеpсентогpация).

4. Состояние ужаса обусловлено вмешательством дезорганизующей функции. На этом этапе возможны: — деструкция отражательного механизма, — деградация личности, — разрушение организма. Пребывание личности как субъекта общения в том или ином модусе стpаха не дает ему возможности перейти на адекватный целям уровень общения.

ФОБИЯ (PHOBIA)представляется как:

1. Симптом, сутью которого является переживание ненужной или излишней ТРЕВОГИ в определенных ситуациях или в присутствии какого-то определенного объекта.

2. АГОРАФОБИЯ — страх открытых пространств. КЛАУСТРОФОБИЯ — страх замкнутых пространств.

3. НЕВРОЗ, при котором фобия в значении 1 является ведущим симптомом. В этом смысле рассматривается как синоним ФОБИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ и ИСТЕРИИ ТРЕВОГИ. Отсюда:

Социальная фобия — крайне мучительное состояние, поражающее каждого десятого. Она вызывает тяжелый, часто парализующий страх оказаться в ситуации, когда окружающие наблюдают за Вами или оценивают Вас. Этот страх гораздо сильнее обычного чувства робости или нервозности на публике. Страдающие социальной фобией могут перестроить всю свою жизнь, дабы избежать с ситуацией, где вероятность подвергнуться проверке или оценки выше всего.

Это крайне отрицательно влияет на личную жизнь, образование и профессиональный рост. Чтобы противостоять страхам, многие страдающие социальной фобией прибегают к медикаментам, алкоголю, наркотикам.

В ответ на чувство страха Человек еще в детстве осваивает стратегии, называемые механизмами защиты. Согласно теоретикам психоанализа – это обходной путь для того, чтобы снизить тревогу. К 5-6 годам дети выучиваются пользоваться защитными механизмами, чтобы скрывать или маскировать свои чувства, и продолжают поступать, так став взрослыми людьми.

Вот перечень самых распространенных защитных механизмов, усваиваемых детьми.

* Уход. Наиболее распространенный у маленьких детей механизм. Уход – это самая прямая из всех возможных защита. Если ситуация кажется слишком трудной, человек просто уходит от нее, физически или мысленно.

* Идентификация представляет собой процесс инкорпорирования ценностей, установок и взглядов других людей. дети перенимают установки таких могущественных в их глазах людей, как их родители, чтобы стать более похожими на них, то есть более привлекательными, сильными и признанными. это помогает ослабить тревогу, испытываемую детьми из-за свей относительной беспомощности.

* Проекция Защитный механизм, при использовании которого человек приписывает свои собственные непозволительные действия или мысли кому-то другому и тем самым искажает действительность.

* Смещение. Подмена реального источника страха менее опасной фигурой или объектом.

* Отрицание. отказ признать, что тревожащая ситуация действительно существует или что вызывающее тревогу событие произошло на самом деле. Например, при смерти близкого человек может делать вид, что умерший все еще жив и живет вместе с ним.

* Вытеснение. Как крайняя форма отрицания, представляет собой бессознательный акт пугающего события или обстоятельства в той области памяти, к которой у человека есть сознательный доступ.

* Регрессия – это совладение с тревожащей ситуацией путем возвращения к более ранним, не соответствующим возрасту формам поведения.

* Реактивное поведение. Защитный механизм, с помощью которого человек бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа.

Такие механизмы защиты, конечно помогают нервной системе справиться с возникшим эмоциональным напряжением, но они не дают решение проблемы. Так как человек не воспринимает свой страх, то он не может с ним справиться.

Так как же можно сознательно бороться со своими страхами?

Для решения этого вопроса разработано не мало методик, вот некоторые способы побороть в себе страх, предлагаемые доктором Зейном.

Переключайте отрицательные мысли на положительные. «В состоянии фобии у человека появляются неприятные мысли и страшные картины в воображении, которые в свою очередь запускают физические симптомы, — объясняет д-р Мануэл Д.Зейн, основатель и директор клиники для лечения фобий в Медицинском центре больницы в Нью-Йорке, а также доцент клинической психиатрии в Нью-Иоркском медицинском колледже. — Вы должны допустить, чтобы вам стало страшно, но попытайтесь перейти от отрицательных мыслей, типа: «Эта собака меня укусит» на что-нибудь реально положительное, типа: «Эта собака крепко привязана и не может сорваться».

Как бороться с приступом паники

«Я чувствовала себя так, будто стою в середине шести полосного скоростного шоссе и автомобили едут на меня со всех сторон» — вот так чувствовала себя 26-летняя Танис каждый раз, когда пыталась выйти из дома. Танис страдала агорафобией, наиболее частой из всех фобий, — страхом быть вдали от безопасного места или человека.

Только мысль о том, чтобы выйти из дома, приводила ее в состояние парализующего панического страха. ‘Только что вы прекрасно себя чувствовали, затем в следующий момент как будто вот-вот умрете, — вспоминает она. — Физически мое сердце начинало биться быстрее, подступала тошнота, меня била дрожь и я почти что падала в обморок». Это признаки фобии в полном расцвете. Однако Танис удалось покинуть свой дом для лечения, и оно помогло. Сейчас она спокойно выходит из дома. Вот некоторые из приемов, — она обучалась им во время лечения, которое помогло ей стать свободной.

Распознавайте приступ заранее. «Если наступает приступ паники, распознавайте его заранее, — советует она. — У вас они были раньше, поэтому вы знаете, что не умрете. Вы справлялись с ним раньше и сможете сделать это снова. Внушение — вот ключ».

Будьте снисходительны к себе. «Как правило, страдающие фобией обычно строги сами к себе, но вы не должны быть таким, — отмечает Танис. — Когда вы собираетесь пройти через лечение экспозицией (встретить поэтапно лицом к лицу свой страх), будьте снисходительны к себе. Похвалите себя, потому что вы сделали это, даже если это привело к приступу».

Продвигайтесь медленно. «Начинайте медленно, но проводите лечение экспозицией понемногу каждый день. Разработайте план, поставьте перед собой цели на 8 недель и на 16 недель. Если вы справитесь со своей фобией один раз и другой, она и в самом деле станет условной и вы сможете все сделать снова, как обычный человек».

Поверьте Танис. Когда мы позвонили ей домой в первый раз, чтобы взять интервью, нам сказали, что Танис нет дома.

Отвлекитесь. «Когда вы чувствуете, что вас охватывает страх, займитесь тем, с чем можете справиться; например, считайте обратно от 1000 по 3, читайте книгу, громко разговаривайте или делайте глубокие вдохи на счет, — советует д-р Зейн. — Когда вы отвлекаетесь, занимаете свои мысли чем-то другим, вы снижаете свою вовлеченность в мысли и образы, вызывающие страх, тело успокаивается, и вы сохраняете контроль над собой».

Измеряйте СВОЙ страх. «Проведите оценку силы своего страха по шкале от 0 до 10, — предлагает д-р Зейн. — Вы найдете, что острота вашего страха непостоянна, что она идет то вверх, то вниз. Опишите мысли или действия, которые заставляют его увеличиваться или снижаться. Знание этих точек, увеличивающих и уменьшающих страх, может вам помочь научиться их контролировать».

Глядите сквозь розовые очки. «Используйте мысли, фантазии, действия, от которых вы себя хорошо чувствуете, чтобы отвратить себя от пугающих мыслей, — советует д-р Зейн. — Например, больше думать о высокой вероятности безопасного полета и удовольствии лежать на Гавайском берегу, чем зацикливаться и реагировать только на маловероятные опасности полета».

Подбодрите себя. «Успешно действовать на уровне страха — это большое достижение, — отмечает д-р Зейн. — Успешно с ним справляться таким путем гораздо реалистичнее, чем пытаться полностью изгнать свой страх. Каждое столкновение, которое вы преодолеваете при лечении экспозицией, должно оцениваться вами как личная победа и укреплять уверенность в себе и в своей способности контролировать ситуацию».

Избегайте кофеина. «Люди, у которых бывают повторные приступы страха, могут быть чувствительны к кофеину, — предупреждает доктор философии Давид Х.Барлоу, директор клиники по лечению фобий и расстройств, профессор физиологии в Университете штата Нью-Йорк. — Кофеин повторно вызывает некоторые из симптомов, появляющихся во время приступа страха. Людям, склонным к приступам фобии, лучше исключить кофеин из своей диеты».

Как только стюардесса, идя по проходу, подходит к вам с картой напитков, вспомните, что кофеин содержится не только в кофе. Он также есть в чае, некоторых безалкогольных напитках, таких, как кока, и в шоколаде.

Сожгите этот адреналин. «При приступах страха у вас в организме появляется избыток адреналина, а когда вы двигаетесь, вы его сжигаете, — говорит доктор философии Кристофер Мак-Каллоу, директор Центра по лечению фобий в Сан-Франциско, Калифорния. — Пытаться сидеть спокойно и расслабиться — ошибка. Вам нужно двигаться, чтобы сжечь адреналин, поэтому походите или делайте физические упражнения во время приступа».

Поиграйте мускулами. «Если нет возможности подвигаться, самое лучшее, что вы можете сделать, — это начать сжимать и разжимать мышцы своего тела. Напрягите большую мышцу бедра, затем быстро отпустите, — предлагает д-р Мак-Каллоу. — Этот вид ритмического напряжения и ослабления также сожжет адреналин».

Кроме этих методов можно еще воспользоваться самовнушением, разобраться в причинах своего страха. Это может выглядеть таким образом:

4. Представьте, что Вы сидите в центре кинотеатра, и вверху на экране вы можете увидеть черно-белый фотоснимок, на котором видите себя в ситуации как раз перед тем, как у Вас появляется фобическая реакция.

5. Выйдите из своего тела наверх, в проекционную будку, откуда вы можете наблюдать за собой, наблюдающим\наблюдающей за собой. С этой позиции Вы будете способны увидеть себя, сидещего\сидящую посреди кинотеатра, а также себя на неподвижной картинке вверху, на экране.

6. Превратите снимок на экране в черно-белый фильм и просмотрите его от начала до момента сразу после завершения этого неприятного переживания. Когда дойдете до конца, остановите фильм – как слайд, – а затем впрыгните внутрь изображения и прокрутите фильм назад. Люди будут ходить задом наперед, и все остальное будет происходить наоборот – точно, как при перемотке фильма, за исключением того, что Вы будете внутри фильма. Прокрутите его обратно в цвете и потратьте на это только одну-две секунды.

7. Теперь подумайте о том, с чем была связана ваша фобия. Увидьте то, что вы увидели бы, если бы на самом деле были там.

Так как каждый человек подвержен тем или иным страхам или фобиям, то эти методики приемлемы для всех. Следует однако отметить специфику борьбы со страхами у детей, здесь не обойтись без помощи взрослых. Родители и учителя должны попытаться достичь следующих целей.

1. Научиться распознавать и интерпретировать стрессовые реакции у детей.

2. Обеспечить детям теплое, надежное пристанище, чтобы вернуть им уверенность.

3. Дать детям возможность рассказать о том, что они чувствуют, так как с разделенной беседой становится легче.

4. Не препятствовать регрессивному или не соответствующему возрасту поведению, такому как желание пососать палец, закутаться в одеяло, поприставать по пустякам или посидеть на коленях.

5. Помочь детям понять смысл событий или обстоятельств, давая им все необходимые объяснения.

1. Основы общей психологии. С.П. Рубинштейн.

2. Психология. Учебник под редакцией А.А. Крылова

3. Психология развития. Грэйс Крайг.

4. Основы психологии. Курс лекций. Е.Ф. Рогов.

Страх и тревожность

1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы;

2) Выявление страхов у детей;

3) Сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей;

4) Определение уровня тревожности у ребёнка перед школой.

Предметом данной темы является — коррекция страхов у детей. Объектом же исследования является, непосредственно, — изучение страхов у ребенка, какие они бывают.

Страх и виды тревожности

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и отрицательные эмоции. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до « эмоционального паралича ». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.

Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями нервной высшей деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности

Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься», «Не гладь – укусит». Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации.

К числу внешних страхов можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить об условно — рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда — то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов:

— наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребёнком;

— избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола;

— психические травмы типа испуга;

— постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.

Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в возрасте 6 – 7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.

Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. В 7 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог.

Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей. Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства детей. У молодых жизнерадостных родителей, дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (30 –35 лет) дети более беспокойны. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к неуверенности в себе.

Эти страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; избеганием объекта страха; относительной трудностью устранения страхов.

Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами.

И, так, первый раз в 1 класс.

Сколько тревог, волнений хлопот, разговоров… И, вот, наконец, долгожданный день наступил – ребёнок в классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу – серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться — надо подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо – он радостен, увлечён, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.

Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

Контрольные работы, домашние задания. Отметки. Давление родителей. Давление ровесников. Давление учителей. Проблемы в обучении. Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слишком сложная. Второй попытки не будет и т.д. Ещё одна школьная беда- волнение детей из-за возможных ошибок («Вдруг будет неправильно»), а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.

Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства нервной высшей деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они « всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются », будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они « всё держат в себе ».

Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов.

Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства нервной высшей деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой или системе целостных ориентаций. Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.

Коррекция страха и тревожности у детей

Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.

Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.

Для преодоления школьной тревожности у учащихся 1 класса, необходимо:

Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.

Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.

Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.

Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приёмов, упражнений. Однако центральную роль играют 2 метода.

Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и, кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету.

Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры — драматизации «в очень страшную, «страшилищную школу», где сначала с помощью кукол — петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.

Работая с тревожными детьми, используются специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные.)

Важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной «неполноценностью».

Для развития указанных мотивов следует использовать ряд специальных приёмов. Один из них «Я не могу — я могу — я сумею». Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря, что он с ним не справится, учитель просит его выполнить другого ребёнка, который знает меньше и не может справиться с заданием, и изобразить такого ребенка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием.

При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произносят «волшебное заклинание»: «Я не могу…»- и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание; «Я могу…» – дети по очереди говорят, что они могут сделать; «Я сумею…» — каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего — то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других.

Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. С ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. Это приём можно применять в зависимости от условий.

Работа учителя по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребёнка.

В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни — каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей.

Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений. В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся, используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

1.Вайзман Н. «Реабилитационная педагогика» — М., 1978 г.

2.Изард К. «Эмоции человека» — М., 1980 г.

3.Левис Ш., Левис Ш. «Ребёнок и стресс» – С — П.,

4.Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство — терапия» – М., «Школа-Пресс», 1996 г.

5.Овчарова Р.В. «Практическая психология» — М.,Т.Ц. «Сфера», 1996 г.

Что такое страх?

Страх – это отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает в ответ на опасность или угрозу. При этом, опасность может быть как реальная (здесь и сейчас), так и предполагаемая (возможная или ожидаемая).

Страх способен буквально парализовать человека, лишить его возможности рационально мыслить или наоборот может подтолкнуть к неожиданному, но эффективному решению. Каждый знает, как «прочно» внутри нас «сидит» эта эмоция, как тесно страх связан со всеми сферами личности, как он влияет на мысли, действия, эмоции. Почему страх обладает такой силой?

Дело в том, что страх основан на одном из самых мощных и жизненно необходимых инстинктах – инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. Именно эмоция страха побуждает человека спасаться и защищаться, а иначе человек бы не выжил. Иногда происходит путаница с понятиями «страх» и «смелость». Зачастую считается, что, смелый человек не боится, только смелость – это намерение, т.е. способность человека перешагнуть через обстоятельства, быть решительным, уверенным, мужественным. А страх – это эмоциональное состояние. Быть смелым – не означает не бояться.

Теперь о проявлениях страха, они знакомы каждому, я думаю. Страх проявляется не только на уровне психики, тревогой, беспокойством, нарушением настроения и т.д. Но и на уровне физиологии, повышением давления, учащением пульса и дыхания, потливостью и слабостью, пересыханием во рту и другими проявлениями.

Итак, страх – это сильная эмоция, которая призвана защитить нас от опасности, это обычный страх, когда он кратковременен, исчезает после устранения/избежания опасности и не влияет на характер человека, его поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Однако страх может быть и патологическим, когда он оказывает неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности, имеет затяжное (длительное, навязчивое) течение и непроизвольность, т.е. полное отсутствие контроля со стороны самого человека.

Когда страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств. Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, смеха и улыбок, жизнерадостности, ощущения полноты жизни. Вместо них развивается хроническая эмоциональная не¬удовлетворенность, т.е. неспособность радоваться, тревожно-пессимистическая оценка будущего, когда все вокруг воспринимается с позиции «черного цвета».

Такой человек прокомментирует рассказ подруги о любимом: «Признался в любви? Да ему одного от тебя надо!», или, посмотрев на красивую клумбу, скажет: «Засадили все кругом не пройти, дурацкие цветочки, чего умиляться-то?».

Ничто такого человека не порадует, а все по причине хронических беспокойства и тревоги, в связи со страхами, когда во всем человек видит скрытую угрозу, становится мнительным и озлобленным. В том числе и за других такой человек не порадуется, а только испортит настроение окружающим, «Второй ребенок будет? Куда вот нищету плодить с зарплатой в 10 тысяч, а еще ходят и улыбаются!».

Таким образом, нарушаются взаимоотношения в семье, с друзьями и на работе. Окружающие отворачиваются от такого человека, называют его пессимистом и эгоистом, который из-за своего плохого настроения портит настроение другим. И многим ведь даже не придет в голову, что такой человек испытывает длительное беспокойство, что его «давят» страхи, с которыми он сам справиться не может.

• Страх – не признак слабости, а естественная реакция организма на внешние раздражители, на какую-либо угрозу или опасность

• Повседневное чувство страха, которое не оставляет ни на минуту, влияет на взаимодействия с окружающими и сопровождается выраженными физиологическими проявлениями, скорее всего является патологической фобией (страхом).

• Если наблюдаются признаки патологического страха, необходимо обратиться к специалисту (психологу или психотерапевту), избавиться от такого страха самостоятельно практически невозможно, можно лишь «накрутить» себя сильнее.

О том, откуда впервые появляются страхи, что может повлиять на их формирование у человека и о том, что делать, читайте в статье: с чего начинаются страхи?

Получается, что любители поворчать — в душе боятся чего-то… Вот и недовольны вечно чем-то, вот видят во всем плохое… К старости мы все станем «трусами». 🙂

Серьезно, страх это естественно и нормально для человеческого организма, действительно работает инстинкт самосохранения.

Мда..Но ничего не бояться только дураки! Не правда ли?

Проявление страха — это вполне нормальная реакция организма, но бывает страх патологический,болезненный, так называемая фобия, вот это уже беда

У меня тоже есть страхи. Но я стараюсь с ними бороться, чтобы они не влияли на мою жизнь.

Конечно, страх — это естественно. Кто хоть раз чего-нибудь не боялся? Таких людей нет. Вот если страх патологический, когда человек не контролирует свое состояние не может полноценно функционировать, тогда нужна помощь специалиста. В другом случае, мы «приручаем» свои страхи

Страхи — это страшно (простите за тавтологию). Но не испытывать страх ненормально. Навязчивые страхи — самое паршивое, что может случится с человеком. Они не дают спокойно жить и трезво мыслить.

Да, можно привыкнуть к боли, но привыкнуть к страху, нет это вряд ли. Сила страха в том, что его не существует в реальности, в этом смысле страх как Бог — его нет, но в него не возможно не верить.

Источники:
Доклад по психологии на тему страх
Страх, тревога и фобии — описание, диагностика, пути преодоления. Разбираются механизмы страха, физиология страха, психология страха, разделе вы можете скачать темы страх, тревога, фобии для своего
http://softruleaf.fo.ru/wiki/382586_%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5/1404936_%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82+%D0%9F%D0%BE+%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8+%D0%9D%D0%B0+%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D1%83+%D0%A4%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B8
Реферат: Страх
>Реферат: Страх (Общая психология) читать онлайн или скачать бесплатно.
http://www.ronl.ru/referaty/obshaya_psihologiya/10276/
Страх и тревожность
Введение Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя пр…
http://referatbank.ru/referat/preview/9922/referat-strah-trevozhnost.html
Что такое страх?
<Блог психолога о психологии и жизни, о взаимоотношениях между людьми, детской психологии, детско-родительских отношениях, взаимоотношениях мужчины и женщины, психологии личности, психологии общения
http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/strah-chto-eto/

COMMENTS