Эмоциональное общение

Детям не хватает эмоционального общения с родителями

Детям не хватает эмоционального общения с родителями

Психологи с тревогой замечают, что современным родителям проще делегировать свои обязанности профессионалам, чем выделить время на теплое и эмоциональное общение с собственным ребенком. Из таких профессионалов состоит уже целая «индустрия детства» и почти каждый год эта сфера пополняется новыми специальностями, многим из которых в русском языке даже названий не хватает.

Еще не все успели привыкнуть к появлению школьных психологов, разобраться в том, кто такие эти удивительные аниматоры и непонятные тьюторы, а уже появилась новая отрасль педагогики – детский коучинг.

Сегодняшние родители школьников, как правило, это мужчины и женщины 30-40 лет, на самом деле имеют намного больше времени, которое могли бы уделить семье, посвятить общению с детьми. Однако все чаще они приглашают не только репетитора к старшекласснику для подготовки к поступлению в престижный вуз, но и педагога, который помогает ученику начальной школы выучить уроки. Все чаще в семьи требуется работник, который сопровождает ребенка на кружки, в музыкальную школу или спортивную секцию, водит в музеи, на выставки и в театры.

У нас нет традиции эмоционального общения

Тридцати- сорокалетних родителей современных школьников вырастили дети тех, чье детство прошло в военные годы. В суровых условиях выживания, в голодные или полуголодные годы не велись дискуссии о роскоши эмоционального и теплого общения. Люди не разрешали себе погружаться в свои чувства, необходимо было хотя бы просто выжить, вырастить детей, то есть элементарно не дать им физически погибнуть. Получается, что только сейчас психологическому комфорту в семье, тонким душевным струнам подрастающего человека начали всерьез уделять внимание. А наработанной традиции эмоционального общения в российских семьях нет, ей неоткуда взяться.

Желанные и любимые дети тем не менее не получают достаточного тепла и понимания от родителей. Так формируется комплекс обид на родителей, любой психолог встречает эти ситуации практически ежедневно. Умные, адекватные, любящие мамы и папы смотрят на своих детей и не знают, как и о чем с ними разговаривать. От собственных родителей им достались почти исключительно репрессивно-дисциплинарные модели воспитательного процесса.

Эти модели внедрены глубоко и прочно в мозгу: не приучать младенца к рукам, кормить по часам, лишний раз не хвалить, пока все не съешь – из-за стола не встанешь, замечание в детском саду – в угол, замечание в школьном дневнике – выговор, тройка за контрольную – выговор. При этом взрослые люди интуитивно ощущают ущербность данной репрессивной схемы, но как от нее избавиться и перейти на другую модель воспитания – не знают. И тогда эмоциональное общение с детьми делегируется профессионалам.

Коучинг – это, прежде всего, умение слушать и слышать

Из профессиональных направлений родители все чаще выбирают коучинг как психологическую практику, позволяющую достичь поставленных целей с помощью развития тех или иных навыков. При детском (как и при взрослом) коучинге большая часть работы – это умение слушать и разговор с обязательной обратной связью. Это позволяет человеку самому найти проблему, назвать ее и найти верный способ ее решения. Это и есть важнейшая функция любого родителя – терпеливо и внимательно слушать, понимать ребенка. И принимать сделанный им выбор, что для родителей во все времена часто остается весьма сложной задачей.

Посторонний человек, профессионально разбирающийся в психологии, но не имеющий личных связей с ребенком, существенно быстрее поймет школьника, сможет услышать его и согласиться с тем, что он, например, будет заниматься верховой ездой, а не игрой на виолончели. Или будет учиться на художника, а не на инженера, как папа и дедушка.

Очень часто коуч становится действительно реальным решением многих семейных проблем. Но при условии, что на него записываются не в приступе родительского нарциссизма, когда человек не может преодолеть свое желание добиться от ребенка небывалых побед, которые ровесникам и не снились. Взрослые люди часто проецируют на детей собственные несбывшиеся мечты, требуют от них прожить жизнь лучше, чем получилось у мамы с папой.

В мировой литературе достаточно часто описывается ситуация: родители требуют от выросшего чада продолжать семейное предприятие, а молодой человек видит себя счастливым совсем на другом поприще. При этом директивном, но экономически целесообразном педагогическом концепте реализуется постулат: «Мы отдаем тебе то, что имеем и умеем. Ты должен это сохранить и продолжить». Идея нарциссичного родителя другая: «Отдавать тебе нечего. Ты принеси нам то, чего у нас нет. Стань таким, каким я не смог».

Нарциссизм развивается при внутренней пустоте человека, неуверенного в себе, не способного ощутить собственную ценность. Чтобы чувствовать себя живым, нарциссу необходимо постоянное сравнение себя с другими людьми. Вне системы сторонних оценок он не существует. Такой же подход у него к ребенку: «Ты должен быть лучше соседских детей». Когда не знают, как получить желаемое, обращаются к новинкам, коучингу, например. Как минимум, можно будет похвастаться приобщением к модному тренду.

Только вряд ли при таком подходе коучинг принесет пользу ребенку. Родителям-нарциссам самим нужна большая работа с психологом, им необходимо строить приемлемую самооценку, независимую от внешних факторов. Если это им удастся, тогда и к детям своим они смогут относиться по-другому. Уважая личность ребенка, ценя его таким, каким он есть, понимая его мечты и принимая его.

Эмоциональное общение

Человеческая деятельность невозможна без общения; в течение всей жизни мы обмениваемся информацией с себе подобными. Существуют разные виды и формы общения. Давайте поговорим о том, что представляет собой эмоциональное общение.

Некоторые ассоциируют общение исключительно с речью, но это неправильный подход: человек начинает общаться задолго до того, как осваивает связную речь. Поэтому условно можно выделить два типа общения: речевое и эмоциональное общение.

Потребность в общении у ребенка появляется в возрасте примерно одного-двух месяцев, задолго до того, как он начинает осваивать речь. Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает использовать эмоциональное общение, в то время как вербальный язык общения он начинает осваивать в возрасте около года.

Эмоциональное общение — это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций. В младенческом возрасте непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком (физический контакт, интонации голоса, адресованная ребенку улыбка и т. п.) очень важно, так как оно помогает установить более прочную связь между мамой и малышом.

Задача матери (или другого близкого человека, который ухаживает за ребенком) — как можно полнее удовлетворить его потребность в эмоциональном общении. Непосредственно-эмоциональное общение дарит ребенку радостное настроение, повышает его активность. Кроме того, эмоциональное общение предоставляют основу для развития восприятия, мышления и речи ребенка.

Со временем ребенок овладевает речью, однако это не значит, что пришла пора навсегда распрощаться с эмоциональным общением. В контексте общения между взрослыми людьми под эмоциональным общением часто подразумевают такой вид общения, при котором ведущим в процессе общения является обмен эмоциональной информацией.

В принципе, это не противоречит тому, что было сказано выше: при эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации).

Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного. Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект — это переживания, вызываемые межличностными отношениями. Экспрессивный аспект — это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное).

Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ манипуляции людьми. Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими. Как мы уже говорили, этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты. Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию. Это и есть манипуляция.

Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый эмоциональный интеллект. Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца при эмоциональном общении.

Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать. К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю.

Итак, эмоциональное общение наиболее важно в младенческом возрасте, но даже после того как мы осваиваем речь, оно продолжает играть значительную роль в наших взаимоотношениях с окружающими людьми.

Эмоциональное общение

Фотогалерея: Эмоциональное общение

Некоторые ассоциируют общение исключительно с речью, но это неправильный подход: человек начинает общаться задолго до того, как осваивает связную речь. Поэтому условно можно выделить два типа общения: речевое и эмоциональное общение.

Потребность в общении у ребенка появляется в возрасте примерно одного-двух месяцев, задолго до того, как он начинает осваивать речь. Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает использовать эмоциональное общение, в то время как вербальный язык общения он начинает осваивать в возрасте около года.

Эмоциональное общение — это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций. В младенческом возрасте непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком (физический контакт, интонации голоса, адресованная ребенку улыбка и т. п.) очень важно, так как оно помогает установить более прочную связь между мамой и малышом.

Задача матери (или другого близкого человека, который ухаживает за ребенком) — как можно полнее удовлетворить его потребность в эмоциональном общении. Непосредственно-эмоциональное общение дарит ребенку радостное настроение, повышает его активность. Кроме того, эмоциональное общение предоставляют основу для развития восприятия, мышления и речи ребенка.

Со временем ребенок овладевает речью, однако это не значит, что пришла пора навсегда распрощаться с эмоциональным общением. В контексте общения между взрослыми людьми под эмоциональным общением часто подразумевают такой вид общения, при котором ведущим в процессе общения является обмен эмоциональной информацией.

В принципе, это не противоречит тому, что было сказано выше: при эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации).

Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного. Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект — это переживания, вызываемые межличностными отношениями. Экспрессивный аспект — это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное).

Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ манипуляции людьми. Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими. Как мы уже говорили, этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты. Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию. Это и есть манипуляция.

Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый эмоциональный интеллект. Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца при эмоциональном общении.

Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать. К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю.

Итак, эмоциональное общение наиболее важно в младенческом возрасте, но даже после того как мы осваиваем речь, оно продолжает играть значительную роль в наших взаимоотношениях с окружающими людьми.

Эмоциональное общение

Эмоциональное общение с матерью — ведушая деятельность младенческого периода жизни человека. Признаки общительности у детей

Влияние социального статуса группы на развитие личности ребенка

Особенности межличностного общения дошкольников со сверстниками. (Барьеры)

Игротерапия общения дошкольника

.. Многие проблемы взрослого человека уходят своими корнями во младенчество. Характер будущей привязанности ребенка к своей семье напрямую зависит от реакции матери, ее способности откликаться на сигналы ребенка, ее чувствительности и отзывчивости.

Присутствие матери — основа безопасности для малыша. Он чувствует себя не уязвимым, испытывает меньше страхов, если уверен, что мать рядом.

Стиль младенческой привязанности служит внутренним психологическим ориентиром при возникновении эмоциональной привязанности взрослого человека, его отношений к людям: родителям, супругу, детям.

Ученые заметили, что все малыши, разлученные с матерью, реагируют на это одинаково. Сначала ребенок горько плачет, надрывно зовет ее, сопротивляется любым попыткам его утешить или заменить мать кем-то другим. Потом наступает отчаяние, полная пассивность. И, наконец, приходит защитное отчуждение, очевидное равнодушие, если мать вернется в этот момент — ребенок станет ее избегать.

Один из самых известных экспериментов, изучающих привязанность младенца обезьяны, проведен психологом Харлоу в 1959 году. Использованы манекены из шерсти и из металла. В последнем — еда. В ситуации опасности детеныш бежал к шерстяному манекену, т. к. он напоминал ему о матери.

Привязанность формируется постепенно.

1 этап от 0 до 3 месяцев готов общаться с любыми близкими, не осознает мать как отдельное особое существо.

2 этап от 3 до 6 месяцев выделяет мать, т.к. она быстрее и активнее реагирует на нужды малыша. Выделяет мать даже по отношению к бабушке.

3 этап от б до 8 месяцев возникает чувство привязанности по отношению к тем, кто к ним проявляет любовь и заботу . Общение ребенку в этом возрасте важнее, нежели кормление.

У детей в домах малютки, где большой недостаток теплых отношений, человеческого общения у детей развивается «эффект госпитализма». Дети отстают в физическом развитии (весе, росте), они не улыбаются, у них нет комплекса оживления, они не реагируют на игрушки. В ситуации длительной изоляции, даже когда ребенок накормлен и здоров» возможна «смерть в колыбели».

Кризис одного года

Связан с всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций (истерик), спровоцированных непониманием взрослыми его слов, жеста», мимики или неудовлетворенными потребностями.

Ребенок уже умеет ходить, выполняет многие действия с предметами, понимает речь взрослого начинает сам говорить. Познавательное и эмоциональное развитие основывается на потребности общения со взрослым.

Новообразования: появление речи, доверие или недоверие к людям.

Полноценное общение родителей с ребенком первых лет жизни — важнейшее условие его нормального психического развития.

Как и у взрослого у ребенка способность к общению включает в себя:

— желание вступать в контакт с окружающим миром; • знание норм и правил, которым надо следовать;

— умение организовать общение (слушать, сопереживать, выходить из конфликта). Общение сверстников представляет собой драматичный сценарий межличностных отношений: дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, мстят, ябедничают. Общение окрашено множеством эмоций. Взрослые не придают должного значения детским дружбам, ссорам, обидам, они даже не подозревают, какая гамма переживаний захватывает ребенка в общении.

Опыт первых переживаний, первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Он определяет отношение человека к себе, к другим, миру в целом. Если у ребенка формируется отрицательное отношение к окружающему, оно может иметь очень печальные последствия во взрослой жизни.

Взрослым важно понимать психологические причины, лежащие в основе проблем межличностного общения. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребенка со сверстниками приводят его к объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себе одиноким — а это одно из самых разрушительных переживаний человека. Для детей 1 го года жизни общение — ведущая деятельность.

В чем же особенности детского общения? Особенности детского общения проявляются:

I )в разной величине потребности в общении (зависит от темперамента); Потребность в общении со сверстниками ярко проявляется с 3 лет. Это ситуативное общение. В раннем возрасте оно отличается высокой эмоциональностью, раскованностью, непосредственностью. Дети часто кричат, смеются, жестикулируют. Экспрессивность в 9-10 раз выше, чем у взрослых. Дети легче «читают с лица».

2) Нерегламентированность (отсутствие знаний о нормах и правилах общения) Дети часто прыгают, кривляются, визжат, принимают причудливые позы, бегают друг за другом. Такое свободное поведение является важным элементом развития. Ребенок проявляет свою естественность и оригинальность.

3) Отсутствие настоящего взаимодействия. Один из сверстников обычно более доминантен в общении (не умеет слушать другого, быть внимательным к его чувствам). Это причина конфликта. В общении со сверстниками дети подражают взрослым, осуждая товарищей за их проступки. До 4 лет детей важно научить сочувствовать.

На 5 году сверстники сознательно выбирают партнером по общению ребенка, а не взрослого. Содержанием общения становится – игра. У детей появляется потребность в признании, уважении со стороны сверстника. Открыто показывают завистъ, злорадство, ревность, хвастают. К 5 годам у детей сформированы основы самооценки.

Через сравнение себя с другими ребенок оценивает и утверждает себя.

В 6-7 лет меняется отношение к сверстникам. Возрастает дружелюбие, желание защищать товарища, узнать его настроение, реже — злорадство. Общение обусловлено не только сюжетом игр, а интересом к товарищу, могут подолгу разговаривать с ним. Возникают устойчивые привязанности — дружба. Дети ищут друга. Важно понимать, что ребенку хочется поделиться с кем-то своими переживаниями. надо уметь понять, подсказать способ поведения.

Т.О. особенности общения в том, что у детей слабый волевой контроль, небольшой опыт, не сформированы коммуникативные навыки, отсутствуют знания этикета, неполный речевой арсенал. чтобы выразить свои эмоции.

Нарушения общения, трудности общения и коммуникативные барьеры. Барьеры непонимания: логический, стилистический, семантический и фонетический. Барьеры социально-культурных различий: социальные, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.

Барьеры отношений: эмоциональное неприятие, недоверие к коммуникатору, неуверенность в обществе коммуникатора. Группы трудностей (В.Н.Куницина): субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера и «объективные», то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием. Первичные и вторичные трудности. Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Дефицитное общение: одиночество, отчуждённость. Дефектное общение: акцентуации характера и развитие у субъекта психологической защиты. Деструктивное общение: понятие, формы.

Источники:
Детям не хватает эмоционального общения с родителями
В наши дни эмоциональное общение родителей с детьми часто заменяется работой профессионалов. И почти каждый год эта сфера пополняется новыми специальностями: аниматорами, тьюторами, коуч-тренерами.
https://prouchebu.com/children_communication/comment-page-1/
Эмоциональное общение
Человеческая деятельность невозможна без общения; в течение всей жизни мы обмениваемся информацией с себе подобными. Существуют разные виды и формы общения. Давайте поговорим о том, что представляет
https://studfiles.net/preview/3052934/
Эмоциональное общение
Эмоциональное общение — это обмен эмоциональной информацией с использованием невербальных методов общения (жесты, позы, мимика, интонации)
http://strana-sovetov.com/psychology/6962-emotsionalnoe-obshchenie.html
Эмоциональное общение
Скачать:Эмоциональное общение с матерью; Эмоциональное общение с матерью — ведушая деятельность младенческого периода жизни человека. Признаки общительности у детей Влияние социального статуса группы на развитие личности ребенка Особенности межличностного общения дошкольников со сверстниками.
http://ifreestore.net/761/

COMMENTS