Этика общения

Этика делового общения

Что же такое этика? Это совокупность нравственных норм правил, по которым регулируется поведение индивидов. Соответственно, этика в деловом общении будет регулировать поведение и отношения людей между собой в процессе производственной деятельности и при решении различных бизнес-задач. Разумеется, этика и культура делового общения присутствует не только в бизнесе, но и в сферах управления, образования, государственной службы , здравоохранения и т.д.

Правила делового общения бывают как негласные, так и оформленные в виде определенных норм поведения, закрепленных локальным нормативным актом (т.е. гласные).

К негласным относятся те, которые вроде бы понятны большинству людей не только в рамках делового общения. Определенные рамки воспитания прививают людям такие негласные правила, как проявление уважения к собеседнику, недопустимость оскорблений, грубости, ненормативной лексики. Предполагается, что сотрудник, занимающий должность в компании, где необходимо выстраивать коммуникации с коллегами, клиентами, подчиненными и руководством, обладает базовыми навыками этики и этикета в общении.

Некоторые компании считают важным прописывать правила этики делового общения в своих локальных нормативных актах.

Рассмотрим основные принципы этики делового общения.

Независимо от того, закреплены ли как-то нормы поведения в локальном акте компании, к базовым относятся следующие:

Проявление уважения (соблюдение личного пространства, удержание от вопросов личного характера и выяснения проблем, корректность в общении и др.)

Доброжелательный тон в беседе (всем известные моменты, что собеседника надо дослушать до конца и не перебивать, не повышать голос, не использовать грубые слова и ненормативную лексику и др.)

Контакт с глазами собеседника при личных беседах и иные.

Если компания решит закрепить все же принципы и нормы делового этикета применительно к своей деятельности, то делается это, как правило, в таком документе как кодекс деловой этики. Хотя называться локальный нормативный акт может и по-другому, например, положение или инструкция. В ней компания прописывает правила поведения, которые ожидаются от сотрудников и выполнения которых компания вправе требовать.

Подробнее о том, как составить такой документ и что в него включить, описано здесь

В любых бизнес-коммуникациях сотруднику приходится выстраивать общение как со своими подчиненными (если речь идет о руководителе любого звена), так и с начальниками (любого уровня).

Этика и поведение делового общения руководителя строится на принципах доверия сотрудникам. Как правило, то, как ведет себя руководитель, во многом определяет и поведение подчиненных. Именно руководитель задает атмосферу в коллективе, предоставляет образец для взаимоотношений между сотрудниками.

Базовыми принципами делового общения руководителя являются такие:

  1. не следует критиковать личность подчиненного, а исключительно его поступки и его действия;

Профессиональная этика делового общения подчиненного с руководителем строится на иных немного принципах. Например:

навязывание своей точки зрения, агрессия, командный тон, упрямство – все это не является этичным по отношению к руководителю;

соблюдение иерархии, установленной в организации, является признаком хорошего тона в плане этики делового общения. Иными словами, не обращайтесь к более высокому по статусу руководителю, минуя иных руководителей ниже его по иерархии — это недопустимо при деловом общении;

максимально деликатные и прямые формулировки своих просьб, пожеланий и соображений исключат недопонимания и шероховатостей при общении.

Подробнее про общение с руководителем читайте здесь

С коллегами этика и этикет делового общения начинается также – с взаимного уважения в первую очередь. Без этого никуда. И здесь желательно помнить о том, какие цели вообще преследует деловое общение. В первую очередь, это решение бизнес-задач, а, следовательно, протекать диалоги должны именно в данном русле.

Если выстраивается коммуникация с сотрудниками одной компании, то здесь важна корпоративная культура, общая атмосфера в коллективе. Сотрудник, чувствующий себя комфортно, оцененный по достоинству, вряд ли будет «строить козни» специально своему коллеге. Общность интересов, понимание стратегии компании, ощущение ценности каждого сотрудника – основы правильной и здоровой коммуникации между коллегами.

Базовые принципы этики делового общения по горизонтали, между коллегами:

  1. надо стремиться к тому, чтобы круг прав и обязанностей сотрудников был максимально определен и не пересекался;

О том, как не ошибиться в выборе тактики общения с коллегами, читаем здесь

Этика и культура делового общения применима не только при личных переговорах. Современные реалии позволяют вести бизнес, осуществлять решение текущих бизнес-задач даже удаленно. Такие средства деловой коммуникации, как электронная переписка, видео-конференции, постановка задач с помощью специальных программных продуктов и даже применение электронно-цифровой подписи предоставляет все больше возможностей уходить в сферу виртуального общения и в бизнесе тоже. Поэтому все те принципы этики делового общения, нормы применимы и в общении виртуальном.

Аналогичным образом недопустима грубость в переписке и во время онлайн-встреч. Если в компании отсутствует свод принятых правил этики, то сотрудники придерживаются общих базовых принципов деловых коммуникаций.

При телефонном общении принято называть наименование компании, свою должность и имя. Доброжелательный тон беседы и внимание к вопросу – залог создания благоприятного впечатления и поддержание хорошего имиджа компании.

Знания в этой сфере и навыки деловых коммуникаций уже давно входят в базовый набор компетенций профессионального сотрудника. Разумеется, если должность предполагает ведение деловых переговоров, достижение результата в бизнесе через общение и деловые коммуникации – эти профессиональные качества выходят на первый план и иногда даже перекрывают требования по уровню образования или иные.

Современный спрос на такого рода информацию и компетенции рождает и предложение. Любой стремящийся вверх по карьерной лестнице сотрудник в том или ином варианте знаком с понятием «этика делового общения», курсы предлагаются многими тренерами и коучами. В настоящее время программа «этика делового общения» доступна как в онлайн режиме, так и на очных обучающих программах. Недостатка в информации и способах обучения нет. Кроме того, эта тематика стала предметом огромного количества книг, статей, интервью, поэтому информация доступна и для самостоятельного изучения и ознакомления.

Этика общения

В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения, психология общения, философия общения, эстетика общения, педагогика общения. И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения» не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения, наверное, самый значимый и сложный, несомненно, предполагает свое отражение в соответствующем термине. Кроме того, особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения выражают целесообразность создания специализированного раздела этического знания, которое будет называться — «этика общения». Нельзя сказать, что проблемы общения не рассматриваются в этике; в учебных курсах этики изучается тема «нравственные основы общения», которая, на наш взгляд, должна

быть существенным образом преобразована и расширена до особого раздела этики. Статус этого раздела может быть подобен, например, статусам таких разделов как: «прикладная этика», «профессиональная этика», «биоэтика». Этика общения не предполагает создание особой дисциплины вне рамок этики, однако общение как предмет исследования определяет специфику подходов и методологических принципов.

Поэтому этика общения представляет собой нравственный анализ и ценностей общения, и качеств (добродетелей и пороков общения), и даже «техники» общения: этот анализ пронизывает всю глубину и все многообразные проявления феноменов общения. Этика общения, конечно же, не связана, например, с изучением конкретных, специальных деталей общения на экспериментальном уровне, с использованием аппаратно-технических исследований, «методов шкалирования», с изучением «динамики, циклов психических процессов», «задач зрительного и информационного поиска» и т.п. Но этика общения все-таки не может не рассматривать, не оценивать процессуальную сторону общения, так называемую «технику общения», разумеется, на основе этического опыта.

Этика общения отражает уровень нравственной культуры личности. Так как этика общения представляет собой нравственное содержание культуры общения, то и анализ в ней культурологического материала занимает особое место. Принято считать, что этика общения выражает уровень должного в культуре общения, культура же общения отражает уровень сущего, хотя, на самом деле, выделить нравственный аспект из культуры общения, отделить этику общения от культуры общения можно лишь в рамках теоретического анализа. Понятия культура и этика общения можно рассматривать как в теоретическом, так и в практическом, нормативном смыслах. Этика общения является, можно сказать, ядром, сущностью культуры общения, связаны они самым тесным образом и в самых разносторонних аспектах.

Этика общения призвана не только концептуально исследовать процессы общения, но и учить общению, воздействовать на реальные процессы общения посредством создания новых нормативных конструкций. Этика общения призвана выполнять множество функций, среди которых можно выделить синтезирующую (этика общения синтезирует моральный опыт в сфере общения) и императивно-формирующую (обосновывает выбор гуманистических норм морали и убеждает в необходимости следования им). Этика и мораль учат должному, этика общения учит тому, как должны общаться, и как не должны общаться. Всеобще известно, что Аристотель утверждал: цель этики не знания, а поступки, и этику человек изучает для того, чтобы стать добродетельным. Если продолжить эту идею, то, наверное, можно было бы отметить, что цель этики — это создание этики общения и повышение культуры общения.

Этика общения

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр . Под общей редакцией А. А. Бодалева . 2011 .

Смотреть что такое «Этика общения» в других словарях:

ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия

“ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА” — “ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА. Проблемы Закона и Благодати” основное философское произведение Б. П. Вышеславцева. Опубликовано в 1931 в Париже, современное издание: М., 1994. Свою работу Вышеславцев рассматривал как 1 и том исследования,… … Философская энциклопедия

«ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА. — «ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА. Проблемы Закона и Благодати» – основное философское произведение Б.П.Вышеславцева. Опубликовано в 1931 в Париже, современное издание: М., 1994. Свою работу Вышеславцев рассматривал как 1 й том исследования,… … Философская энциклопедия

Этика делового общения — Эту страницу предлагается объединить с Этика деловых отношений. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/19 апре … Википедия

Этика — I. Предмет этики и ее основные направления. II. Исторический очерк этических учений. III. Этика как философская дисциплина. I. Этика (от греч. ???? нрав) или мораль (от лат. mos нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Так как все … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Этика фехтовального манежа — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

этика национальных отношений — совокупность норм и правил внутри и межнациональных отношений, способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этнических общностей и групп. В процессе совместной деятельности люди вступают между собой в… … Этнопсихологический словарь

ЭТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ — совокупность норм и правил внутри и межнациональных отношений, способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этнических общностей и групп. В процессе совместной деятельности люди вступают между собой в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ — учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, в экономических и человеческих взаимоотношениях деловых партнеров … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Культура общения — сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства О. К. о. является неотъемлемой частью культуры личности. К. о. характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы О., содержание и сущность нравственно психол.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источники:
Этика делового общения
Насколько важна этика и психология делового общения в карьере, что означает этика, ведение делового общения – правила.
https://www.sekretariat.ru/article/211086-etika-delovogo-obshcheniya-17-m9
Этика общения
Культура и этика общения
https://chidag.ru/yetika/yetika-povedenija/yetika-obschenija.html
Этика общения
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр . Под общей редакцией А. А. Бодалева . 2011 . Смотреть что такое «Этика общения» в других словарях: ЭТИКА — 1) наука о
https://communication_psychology.academic.ru/1087/%d0%ad%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b0_%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f

COMMENTS