Факторы общения

Внешние факторы общения

К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность партнера по общению, социально-психологические особенности коллектива, наличие общего тезауруса у партнеров по общению.

1. Ситуация общенияво многом определяет и характер, и эффективность об­щения. Одно дело — общаться в спокойной ситуации, другое дело — в напряженной или конфликтной ситуации. В последнем случае меньше возможностей реализо­вать цель общения, так как приходится сталкиваться с внутренним сопротивле­нием партнера по общению. В конфликтной ситуации усиливается роль психоло­гических установок, предвзятости мнений; логические доводы воспринимаются плохо. С другой стороны, в напряженной ситуации, вызванной отсутствием ин­формации для достижения значимой цели, общение руководителя с подчиненны­ми может быть облегчено, так как последние ждут помощи извне, чтобы выйти из тупика.

2. Обстановка общения.Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно проходит. При этом в зависимости от целей общения обста­новка должна меняться. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки (мягкая мебель, отсутствие других людей, шума, оптимальная темпе­ратура воздуха и т. д.). Для проведения деловых совещаний, обсуждения пове­дения подчиненного или ученика необходима строгая официальная обстановка.

Имеет значение и размещение партнеров. Например, общение между людьми, впервые вступившими в контакт, проходит легче и успешнее, если стулья, на ко­торых они сидят, расставлены не в ряд, а свободно вокруг небольшого столика. Начальник, желающий вести с подчиненным интимную беседу, должен выйти из-за своего стола, так как в кресле за этим столом подчиненные привыкли уже иметь дело с авторитетом. И наоборот, если предстоит официальный разговор, то интим­ная обстановка и выход начальника из-за стола только помешают этому.

3. Особенности коллективатоже влияют на эффективность общения. Ведь каж­

дый его член является представителем какой-то социальной группы. Если группа

является зрелой в социальном отношении, то воздействия руководителя или пе­

дагога оказываются более эффективными.

Социальный статус подчиненных и учащихся по отношению к руководителю и педагогу ниже, что придает процессу общения между ними субординационную окраску. Руководитель и педагог обладают правом не только убеждения, но и при­каза, распоряжения, принуждения. Однако это не может служить основанием для проявления ими высокомерия. Несмотря на неравенство в социальном статусе, взаимоотношения между руководителем (педагогом) и подчиненными (учащимися) должны быть гуманными. Занимающий высокий статус должен видеть в подчи­ненном прежде всего человека, требующего к себе уважения и внимания. Обще­ние свысока является психологическим барьером, возникающим по вине руково­дителя или педагога.

4. Наличие общего тезауруса.Тезаурус — запас слов, которым обладает дан­

ный человек. Совпадение тезауруса у партнеров общения означает, что они разго­

варивают друг с другом «на одном языке». Особенно это важно при употреблении

специальных слов, связанных с той или иной профессией. Проблема в том, что в каж­дой профессии имеются слова, сходные по звучанию с нашей обычной речью, но имеющие специфическое смысловое содержание (семантику). Неучитывание это­го может приводить к казусам. Известна, например, команда при ходьбе строем «Взять ногу!». Но на уроке физкультуры в младшем классе эта команда была вос­принята школьниками буквально и во время ходьбы они действительно пытались рукой взять ногу. Или пример, который привел А. А. Ивин (1983) в отношении на­рушения логики приказа: «Бригадиру строителей надо было поправить балконную стойку, покривившуюся на видном месте. Он влез туда вместе с молодым рослым парнем — новичком на стройке, поддел стойку ломом и приказал:

Парень удивился и спросил:

— Ты что, с ума сошел?

— Бей по ребру, так тебя. — закричал бригадир и добавил несколько крепких слов. Тогда парень размахнулся и ударил бригадира кувалдой по ребрам. Брига­дир птицей полетел с третьего этажа, к счастью, в сугроб.

Суд новичка оправдал, а в частном определении указал: «Прежде чем отдавать команды, надо объяснять, что они означают» (с. 10).

ГЛАВА 3 Факторы, обусловливающие эффективность общения

ГЛАВА 3 Факторы, обусловливающие эффективность общения

Факторы, обусловливающие эффективность общения

Эффективность общения определяется многими факторами (рис. 3.1). Одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другие факторы неуправляемы, по крайней мере в момент общения, и поэтому должны лишь учитываться при построении стратегии и тактики общения.

Рис. 3.1. Факторы, обусловливающие эффективность общения

3.1. Внешние факторы общения К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность партнера по общению, социально-психологические особенности коллектива, наличие общего тезауруса у партнеров по общению.1. Ситуация

ГЛАВА 4 Свойства личности, влияющие на эффективность общения

ГЛАВА 4 Свойства личности, влияющие на эффективность общения Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность,

ГЛАВА 7 Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

ГЛАВА 7 Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий Эффективность воздействия определяется не только тем, каким способом воздействуют на человека, но и тем, как оно осуществляется (вежливо или грубо обращаются друг к другу субъекты общения), а также

17.2. Умения учителя, влияющие на эффективность общения

17.2. Умения учителя, влияющие на эффективность общения Эффективность педагогического общения зависит прежде всего от наличия у учителя коммуникативных, гностических и экспрессивных умений.Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, коллегами по

9.1. Профессиональная деструкция и факторы, ее обусловливающие

9.1. Профессиональная деструкция и факторы, ее обусловливающие Профессиональная деструкция — это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Возникновение и развитие профессиональных

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ Первая — самооберегание. Общей для всех неврозов особенностью такого поведения является избегание необходимых в реальной жизни сложностей. А в случаях, когда избегание не удается, допущение такой

Факторы, влияющие на показания к применению групповой психотерапии и на ее эффективность

Факторы, влияющие на показания к применению групповой психотерапии и на ее эффективность Групповая психотерапия показана тогда, когда разрешаемые в ней конфликты также первоначально возникли в группах. Такие конфликты обязательно реактивируются в ситуации группы, и

Авторитет преподавателя и эффективность общения Общение преподавателя со студентами на лекциях и практических занятиях имеет свои особенности. Оно существенно отличается от общения в роли куратора. Специфика его — в значительной монологичности. Такая форма

Глава 3. Личность, отношение к работе и ее эффективность

Глава 3. Личность, отношение к работе и ее эффективность 3.1. Индивидуально-типические различия в отношении к работе Будучи занятыми одной и той же деятельностью, люди по-разному видят ее личностный смысл, предъявляют к выполняемой работе разные требования, испытывают

ГЛАВА 19 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СВОБОДА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ Если Вы хорошо поработали с этой книгой, уверен, Вы уже почувствовали положительное влияние, которое Седона-Метод может оказать на любую организацию, где Вы работаете. «Sedona Training Associates» не раз разрабатывала тренинговые

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах:1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга;2) разлад,

Глава 4 ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА С МОДЕЛЬЮ DISC

Глава 4 ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА С МОДЕЛЬЮ DISC С кем бы ты ни имел дело, тебе надо знать, какова его натура, привычки, чтобы суметь его провести, и каковы его цели, чтобы суметь его убедить. ФРЕНСИС БЭКОН Как мы уже говорили, модель DISC значительно реже используется в

Глава 7 ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ

Глава 7 ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ 7.1. Бизнес-ланчи и другое неформальное общение В целом описанные выше правила делового взаимодействия не изменяются в зависимости от степени формальности встречи. В этой главе мы покажем, как

Глава 12 Эффективность мышления В этой главе мы подведем итог: насколько те советы, которые вы узнали из настоящей книги, применимы к вашей жизни и как можно проверить, действительно ли они работают.Как мы уже говорили, главный признак работы интеллекта –

Приемы, повышающие эффективность делового общения Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания атмосферы взаимного доверия, умения обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и

Факторы, влияющие на общение

Воспитание в человеке полезных норм культуры поведения и общения дело не простое. Они закладываются в детском, юношеском возрасте и закрепляются в зрелые годы. Но как же влияет характер человека на его манеру общения с другими людьми?

· Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять участие к собеседнику, заряжать его оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы. Подлинная культура общения несовместима с равнодушием, с появлением таких качеств как тщеславие, эгоизм, зависть и т.п.

· Конечно, любой человек может поддаться различным, в том числе и отрицательным эмоциям. Но культура общения, поведения и проявляется в умении управлять своими эмоциями, сдерживать их и даже стараться изжить отрицательные черты характера, не переносить свое дурное настроение на других, не заражать им окружающих.

Поведение человека, обладающего культурой общения, отличается тактом и чувством меры, умением учитывать настроение и чувства других людей. Его характеризуют благожелательность, приветливость, участие и т.п.

Противоположностью общительности является замкнутость. Замкнутый человек, как правило, не делится с окружающими своими мыслями и чувствами, хотя ему есть что сказать. В общении с другими замкнутость не порок, и ее причина может лежать не в отсутствии доверия, уважения и нежелании поделиться с близкими людьми своими переживаниями, а в том, что человек в силу склада своего характера и темперамента не склонен делиться своими мыслями, не вырабатывая у себя привычки межличностного общения. Но замкнутый человек просто не хочет вступать в контакт с другим человеком. Меня же интересует случай когда человек хочет общаться, но не может по каким-то внутренним причинам.

Можно сделать вывод, что общительным человек может быть независимо от того, хороший у него характер или плохой. Собеседнику может и не очень нравится общаться с самовлюбленным эгоистом, но он то этого не замечает и с удовольствием вступает в контакт. Если характер не влияет на способность человека к общению, тогда что?

Отличительной особенностью данного исследование является критика используемых ранее методов и попытка поиска лучшей модели исследования. Так, авторы утверждают, что прошлые исследования опирались на модели с существенными минусами: возможность анализа структуры только дисперсий и ковариаций исследуемых параметров; наличие необоснованных .

1. Умение управлять — важнейшее качество офицера любого звена управления. 2. Знание основ управленческой деятельности необходимое условие успешной службы офицера. 3. Основным вопросами, психологии управления на мой взгляд являются: — управленческие отношения (групповые и личностные взаимоотношения; отношения руководства, лидерство), .

Общая характеристика функциональных состояний Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточ .

Факторы затрудненного общения ребенка Текст научной статьи по специальности — Психология

Факторы затрудненного общения ребенка Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна, Кашницкий Виктор Ильич

В статье обобщаются результаты многочисленных исследований феномена коммуникативной компетентности личности и проблемы затрудненного общения на ранних этапах онтогенеза, проводимых на кафедре социальной психологии КГУ имени Н.А. Некрасова. Представлена классификация факторов затрудненного общения , описано влияние некоторых биологических и социальных факторов на возникновение коммуникативных трудностей у детей и подростков.

The article summarizes the results of numerous studies of the phenomenon of communicative competence and personality problems of hindered communication in the early stages of ontogeny, held at the Department of Social Psychology of Nekrasov Kostroma State University. The classification of factors of hindered communication is presented, the effect of some biological and social factors on the occurrence of communication difficulties in children and adolescents is described.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна, Кашницкий Виктор Ильич,

Текст научной работы на тему «Факторы затрудненного общения ребенка»

?Факторы затрудненного общения ребенка

В центре внимания представляемой научной школы находится проблема развития коммуникативной компетентности личности, к которой исследователи КГУ им. Н.А. Некрасова обратились еще несколько десятилетий назад.

Одними из актуальных аспектов работы школы являются исследования социальных факторов затрудненного общения детей, подростков и взрослых, изучение коммуникативных трудностей подростков, принадлежащих к различным неформальным субкультурам, .

Самохвалова Анна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Кашницкий Виктор Ильич

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

ФАКТОРЫ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА

В статье обобщаются результаты многочисленных исследований феномена коммуникативной компетентности личности и проблемы затрудненного общения на ранних этапах онтогенеза, проводимых на кафедре социальной психологии КГУ имени Н.А. Некрасова. Представлена классификация факторов затрудненного общения, описано влияние некоторых биологических и социальных факторов на возникновение коммуникативных трудностей у детей и подростков.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, затрудненное общение, коммуникативные трудности, факторы, ограниченные возможности здоровья, одаренность, задержка психического развития, неформальная субкультура.

Полноценное, гармоничное межличностное общение — это важнейшее естественное условие социального развития личности; доминирующий фактор развития человека как субъекта собственной жизни; специфическая среда, в которой происходит самопознание, самопонимание, самоактуализация и самосовершенствование, а также познание и понимание других людей. Г арантом эффективного и незатрудненного общения личности является высокий уровень коммуникативной компетентности.

Проблемы развития коммуникативной компетентности личности, начиная с ранних этапов онтогенеза, являются одним из векторов научных исследований, проводимых в КГУ имени Н.А. Некрасова. Научный интерес к данной проблематике возник, начиная с работ Л.И. Уманского и его учеников — Н.М. Рассадина, А.Г. Кирпичника,

A.Л. Уманского, Н.П. Фетискина, Т.Л. Крюковой,

B.И. Кашницкого, В.В. Рогачева и др. Практикоориентированные исследования были направлены на развитие коммуникативных качеств, ценностей, техник подростков и юношей методами социально-психологического тренинга [2].

Коммуникативная компетентность в диссертационной работе В.И. Кашницкого рассматривается как многоуровневая совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей личности, выступающих как внутренние сред-

ства ориентировки и регуляции ее коммуникативных действий с целью установления, поддержания и развития ее коммуникативных контактов с другими людьми в разнообразных ситуациях межличностного общения и взаимодействия [3].

Позднее проблемам развития коммуникативной компетентности личности на ранних этапах онтогенеза были посвящены диссертационные работы, выполненные под руководством В.И. Каш-ницкого. В исследовании О.Н. Диановой рассматривалась проблема совершенствования коммуникативного поведения подростков с задержкой психического развития (2001); в диссертации

А.Н. Смолонской раскрывались механизмы формирования уверенности в себе у неуспевающих младших школьников с ограничениями здоровья (2002); исследование Н.М. Ивановой было посвящено воспитанию толерантности у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (2012). Т.е. признавалось, что механизмы затрудненного общения начинаются складываться на ранних этапах онтогенеза; зависят от множества биологических и социальных факторов; необходимо целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение коммуникативного развития ребенка.

Проблема затрудненного общения ребенка исследуется в работах А.Г. Самохваловой и ее учеников, начиная с 2000 года. Особый акцент делается на изучении факторов, обусловливающих возник-

новение коммуникативных трудностей ребенка на разных этапах онтогенеза.

Затрудненное общение при этом понимается как нарушение взаимодействия между людьми, препятствующее эффективному решению коммуникативных задач; сопряженное с возникновением субъективных переживаний его участников; непониманием партнерами друг друга; негативными изменениями в межличностных отношениях; актуализацией деструктивных моделей взаимовлияния. Непременным атрибутом затрудненного общения является наличие коммуникативных трудностей у одного или нескольких участников общения.

Коммуникативные трудности — различной силы и степени выраженности объективные или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие детей в ситуации общения; требующие от партнеров внутренних усилий, направленных на их преодоление [8].

Базируясь на структурных компонентах коммуникативной компетентности, выделенных

В.И. Кашницким, — базовом, содержательном и инструментальном [3], А.Г. Самохвалова классифицирует коммуникативные трудности ребенка на 4 группы — базовые, содержательные, инструментальные и рефлексивные [7].

В системе факторов, обусловливающих возникновение различных коммуникативных трудностей у ребенка, мы выделяем 3 уровня:

1. Микро-уровень, включающий в себя индивидуальные факторы, — деструктивное влияние наследственных, врожденных и личностных качеств ребенка на процесс его коммуникативного развития. На микро-уровне выделяются биологические и диспозиционные факторы: к биологическим относятся факторы, обусловленные наследственными или врожденными свойствами ребенка (ограниченные возможности здоровья; одаренность; синдром дефицита внимания и гиперактивности; особенности темперамента ребенка и т.д. ); диспозиционными факторами является соотношение личностных черт, качеств ребенка, сформировавшихся в процессе социализации, задающих ребенку выбор стратегий коммуникативного поведения в ситуации общения (эгоцентризм как свойство личности; акцентуации характера; застенчивость и др.).

2. Мезо-уровень, включающий в себя средовые факторы, — деструктивное или дефицитное влияние семьи, близкого социального окружения на коммуникативное развитие ребенка (социальная депривация; деструктивный стиль семейного воспитания; негативное влияние различных субкультур на личность ребенка и др.).

3. Макро-уровень, включающий в себя социокультурные факторы, — деструктивное влияние общества, культуры на коммуникативное развитие ребенка (полиэтническое общество, в котором развивается ребенок; значительное социальное

расслоение общества; идеологический кризис современного российского общества и др.) [8].

Факторы затрудненного общения взрослой личности изучались в диссертационном исследовании С.В. Котовой, выполненном под руководством А.Г. Самохваловой, в рамках которого выявлялись коммуникативные деформации в условиях социальной депривации женщин, отбывающих наказание в пенитенциарном учреждении [5]; в настоящее время аспиранткой О.Н. Вишневской изучается креативность как фактор затрудненного общения субъекта [1]; П.В. Копыловой — влияние гендерных характеристик личности на возникновение специфических коммуникативных трудностей [4].

В данной статье нам бы хотелось более подробно остановиться на результатах квалификационных исследований студентов-психологов, проводимых под руководством А.Г. Самохваловой, в которых рассмотрены биологические и средовые факторы затрудненного общения ребенка.

В исследовании, проведенном Ю.В. Березиной, выявлялась специфика затрудненного общения и типичные коммуникативные трудности детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речевыми нарушениями. В исследовании принимали участие 3 группы детей (45 человек) в возрасте от 8-9 лет:

1 группа — 15 детей с речевыми нарушениями,

2 группа — 15 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учащихся Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната У-УГ вида г. Костромы, 3 группа — 15 де-

тей без диагноза, являющихся условно здоровыми, учащихся общеобразовательной школы МОУ СОШ № 31. Все респонденты имеют сохранный интеллект.

Выяснилось, что дети с речевыми нарушениями не любят проявлять инициативу, брать на себя ответственность, уклоняются от заведомо «трудного» общения, стараются речь заменять невербальными действиями.

Обобщая результаты данных исследований, можно утверждать, что

1. Ограниченные возможности здоровья являются фактором, обусловливающим возможность возникновение различных коммуникативных трудностей ребенка (базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных).

2. В коммуникативных ситуациях дети с ОВЗ гораздо чаще являются субъектами затрудненного общения, испытывая субъективные переживания, связанные с чувством собственной ущербности, неполноценности, зажатости, застенчивости; и создавая коммуникативные трудности для своих партнеров по общению, проявляя повышенную требовательность к ним, агрессивность, враждебность, зависть, нежелание признавать и исправлять ошибки, неумение конструктивно отстаивать свою позицию, неготовность сотрудничать и договариваться с ними. Особо остро эти тенденции проявляются в общении со здоровыми сверстниками.

3. Затрудненное общение детей с различными нарушениями здоровья (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речевые нарушения), имеет специфические особенности, связанные с характером заболевания, психофизиологическими характеристиками ребенка и накопленным коммуникативным опытом. Вместе с тем, существу-

ют типичные коммуникативные трудности, характерные для всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья:

— у детей с ОВЗ часто возникают «смысловые барьеры» в общении, когда ребенок не понимает требований взрослого или желаний сверстников; иначе смотрит на определенные факты; не воспринимает предложений партнеров потому, что для него они приобретают особый смысл (придирки, насмешки); когда требования непосильны для ребенка (в силу ограничений возможностей); в случаях негативного восприятия субъектом своих партнеров;

— в ситуациях общения нередко возникает чувство стыда, неловкости за себя; дети, имеющие тот или иной дефект, проявляют тревожность, страх вступления в контакт, трудности планирования и самоконтроля в общении, застенчивость, уход в себя;

— дети зачастую ждут негативного к себе отношения, насмешек, вербальной агрессии, поэтому часто находятся в оборонительной позиции, насторожены, готовы к защите, мнительны, болезненно воспринимают критику;

— у некоторых детей в ситуациях общения проявляется деспотизм, капризность, желание «захватить» все внимание взрослых; они любят, чтобы их жалели, баловали, уступали, выполняли все желания; такие дети нередко специально подчеркивают свои недостатки, чтобы вызвать жалость или проманипулировать своим партнером; в коммуникациях проявляется обидчивость, эгоизм, демонстративность, вспыльчивость.

Результаты исследований затрудненного общения одаренных детей (исследование одаренных младших школьников (п=28 чел. в возрасте 910 лет), проведенное И.Н. Назаренко, 2011) и детей с задержкой психического развития (исследование младших подростков с задержкой психического развития (п=23 чел. в возрасте 13-14 лет), проведенное Ю.А. Федоровой, 2012), позволяют утверждать, что отклонение от нормы интеллектуального развития (опережение или задержка) являются биологическим фактором, обусловливающим возникновение специфических коммуникативных трудностей детей:

1. Одаренные дети и дети с ЗПР, сравнивая в общении себя с другими детьми, нередко осознают свою непохожесть, странность, неадекватность, чувствуют непринятие, отвержение со стороны сверстников, что приводит к формированию психологических комплексов, зажатости, неуверенности в себе, зависимости от других, актуализации защитных форм поведения. Результаты исследования подтверждают данные Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкова, утверждающих, что замкнутость и неуверенность являются следствием не только низкого, но и высокого интеллекта, т.к. люди со средним уровнем умственного развития склонны отвергать как менее, так и более умных людей [6].

2. Одаренный ребенок как субъект общения развивается более интенсивно по сравнению со своими сверстниками, отмечается ускоренное развитие субъектных свойств (самостоятельность, смыслообразование, избирательность контактов, способность осознанно выбирать коммуникативные стратегии, креативность, индивидуальная ответственность за результаты общения; высокий уровень саморегуляции и рефлексии).

Ребенок с ЗПР как субъект общения развивается медленнее, чем сверстники с нормальным уровнем интеллектуального развития, отмечаются трудности саморегуляции, самостоятельности, трудности целеполагания и коммуникативного планирования, инфантилизация вербального и невербального поведения; склонность к агрессивно-защитным реакциям; низкий уровень рефлексивности.

Однако в обоих случаях велик риск, что ребенок в коммуникативной ситуации становится субъектом затрудненного общения; разница лишь в том, что у одаренного ребенка преобладает субъективная составляющая затрудненного общения (внутриличностные конфликты, негативные переживания, фрустрация потребностей, недовольство собой, отчужденность и т.д.); а у ребенка с ЗПР — объективная составляющая (агрессивное поведение, склонность к протестам, конфликтам, обидам, провокациям и т.д.). Одаренный ребенок чаще сам испытывает и осознает коммуникативные трудности, а ребенок с ЗПР — является «трудным» партнером, создавая коммуникативные трудности для своих собеседников, и не осознавая себя источником возникновения этих трудностей.

Еще одна серия исследований, организованных нами, была посвящена выявлению коммуникативных трудностей подростков, принадлежащих к различным неформальным субкультурам, т.е. изучался социальный фактор затрудненного общения подростков. В общую выборку вошли эмо-под-ростки (И.В. Атокина, 2010, п=40 чел.); подростки-готы (С.Ю. Никитина, 2011, п=20 чел.), под-ростки-рэперы (А.О. Максимов, 2012, п=25 чел). Контрольные группы были уравнены по количеству, половому и возрастному критериям, состояли из подростков, не являющихся представителями какого-либо подросткового неформального течения. Кроме того студенты-психологи 3 и 4 курсов КГУ им. Н.А. Некрасова вели систематическую онлайн-переписку с подростками, представителями различных субкультур, с целью выявления специфических для них коммуникативных трудностей (п=97 чел.).

Обобщая результаты всех исследований, можно сделать следующие выводы:

1. Неуверенные, тревожные, застенчивые, чрезмерно эмпатийные подростки, испытывающие фрустрацию аффилиативных потребностей, трудности самопонимания и негативное самоотношение, склонны к активному поиску пространства для

самоутверждения, коим являются разнообразные неформальные подростковые субкультуры. Т.е. чаще всего причиной группирования подростка с представителями неформальных объединений являются субъективно переживаемые трудности общения, чувства одиночества и коммуникативной некомпетентности, стремление к самовыражению в межличностном общении.

2. Включенность подростка в неформальную субкультуру способствует преодолению субъективно переживаемых коммуникативных трудностей, однако детерминирует возникновение объективных проявлений затрудненного общения; т.е. сам подросток перестает воспринимать себя в качестве субъекта затрудненного общения, однако существенно затрудняет коммуникативный процесс для своих партнеров, проявляя агрессивность, враждебность, доминантность, демонстративность, самоуверенность, нетерпимость к инакомыслию, критике.

3. С одной стороны, неформальная субкультура помогает подростку создать индивидуальный имидж в общении; отреагировать негативные эмоции; сублимировать деструктивные переживания; преодолеть страх публичного выступления и самовыражения. С другой стороны, подросток, безоговорочно принимая общегрупповые нормы коммуникативного поведения, теряет индивидуальность; становится более зависимым от мнения группы; сужает круг своего общения; становится менее гибким и толерантным — т.е. наблюдается стагнация (а в некоторых случаях и регресс) в развитии подростка как субъекта общения.

4. Существуют общие коммуникативные трудности, свойственные представителям различных подростковых субкультур — демонстративность, чрезмерная потребность в признании, агрессивность, болезненное отношение к критике, повышенная эмпатийность, деструктивные установки на общение со сверстниками, не разделяющими их субкультурных норм и взглядов. Однако выявились и различия затрудненного общения подростков, относящихся к различным субкультурным группам:

— подростки-эмо отличаются недоверчивостью, скрытностью, обидчивостью; чрезмерной чувствительностью, эмоциональностью; брюзжанием, ри-туализацией агрессии;

— подростки-готы проявляют депрессивность, тревожность; коммуникативную вялость, безразличие; доминантность, завуалированную жестокость в отношении к людям, в суждениях о них; склонность к отраженной агрессии;

— подростки-рэперы склонны к вербальной агрессии, язвительности, сарказму; проявляют навязчивость, недоброжелательность, занудливость; долго помнят негативный личный опыт общения с окружающими; не способны тормозить спонтанные агрессивные вспышки.

5. Представители подростковых субкультур склонны преодолевать травмирующие переживания в ситуации затрудненного общения с помощью таких защитных механизмов, как регрессия, компенсация, проекция, оппозиция, отрицание, интеллектуализация. Особой формой защитного поведения подростков-неформалов можно считать Интернет-общение, которое удовлетворяет актуальные коммуникативные потребности, поддерживает имидж и позитивный образ Я, снимает психоэмоциональное напряжение, связанное с их некомпетентностью в ситуациях реального межличностного общения.

6. Люди разных поколений (сверстники, поколения родителей и прародителей) чаще всего негативно воспринимают подростков-представи-телей неформальных объединений, приписывают несвойственные им качества и особенности поведения, без ориентации на различия субкультур. Отмечается стереотипизация и искаженность восприятия подростков-неформалов: их воспринимают либо как враждебных подростков, представляющих опасность для общества; либо как нуждающихся в помощи, дезадаптированных; что не соответствует реальности [9]. Непонимание и недоверие со стороны окружающих усугубляет и без того проблемный коммуникативный мир подростка, приводит представителей неформальных субкультур к конфликтам в среде сверстников, детско-родительским проблемам, негативно отражается на Я-концепции.

Несомненно, исследования факторов детского затрудненного общения продолжаются на кафедре социальной психологии по сегодняшний день -выявляется роль стилей семейного воспитания и детско-родительских отношений в возникновении коммуникативных трудностей ребенка (И.В. Котова, магистрант 2 года обучения); семейная депривация как фактор затрудненного общения (М.А. Лях, аспирант 2 года обучения); социальнопсихологические условия и механизмы раскрытия коммуникативных потенциалов личности (О.С. Осипова, аспирант 2 года обучения). Значимая часть студенческих курсовых и квалификационных работ посвящена проблемам психокоррек-

ции актуальных коммуникативных трудностей и оптимизации межличностного общения детей на разных возрастных этапах.

1. Вишневская О.Н., Самохвалова А.Г. Роль креативности личности в выборе основных стратегий влияния // Психология индивидуальности: материалы ГГГ Всерос. науч. конф. — М.: Изд. дом «Гос. ун-т — Высшая школа экономики», 2010. —

2. Кашницкий В.И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». — 2008. — Т. 14. — № 4. — С. 131-137.

3. Кашницкий В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: Дис. . канд. пед. наук. — Кострома, 1995.

4. Копылова П.В., Самохвалова А.Г. Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика». — 2012. — Т. 18. — № 2. —

5. Котова С.В., Самохвалова А.Г. Коммуникативные деформации личности в условиях социальной депривации. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. — 256 с.

6. Одаренные дети / общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкова. — М.: Прогресс, 1991.

7. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. -СПб.: Речь, 2011. — 432 с.

8. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. — 418 с.

9. Самохвалова А.Г., Атокина И.В. Восприятие эмо-подростков людьми разных поколений // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». — 2010. — Т. 16. — С. 121-125.

Источники:
Внешние факторы общения
К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность партнера по общению, социально-психологические особенности коллектива, наличие общего
https://studopedia.ru/11_72851_vneshnie-faktori-obshcheniya.html
ГЛАВА 3 Факторы, обусловливающие эффективность общения
ГЛАВА 3 Факторы, обусловливающие эффективность общения Факторы, обусловливающие эффективность общения Эффективность общения определяется многими факторами (рис. 3.1). Одни из них управляемы и
https://psy.wikireading.ru/9857
Факторы, влияющие на общение
Воспитание в человеке полезных норм культуры поведения и общения дело не простое. Они закладываются в детском, юношеском возрасте и закрепляются в зрелые годы. Но как же влияет характер человека на
http://www.psinside.ru/ndos-785-1.html
Факторы затрудненного общения ребенка Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье обобщаются результаты многочисленных исследований феномена коммуникативной компетентности личности и проблемы затрудненного общения на ранних этапах онтогенеза, проводимых на кафедре социальной психологии КГУ имени Н.А. Некрасова. Представлена классификация факторов затрудненного общения, описано влияние некоторых биологических и социальных факторов на возникновение коммуникативных трудностей у детей и подростков.
https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-zatrudnennogo-obscheniya-rebenka

COMMENTS