45000on

Формальное общение

Неформальное общение

«Тайные тропы» организаций. Несложно себе представить, на­сколько важным может оказаться поток информации внутри орга­низации. Людям свойственно передавать информацию тем, с кем они входят в контакт, создавая, таким образом, пути, по которым сообщения могут передаваться. Мы предпочитаем общаться с теми, кто похож на нас по возрасту и по времени работы в данном месте.

Поскольку нам приятнее находиться с людьми, похожими на нас, чем с непохожими, мы стремимся проводить больше времени с пер­выми и, конечно, больше с ними общаться. В результате возникает тенденция формирования в организации множества неофициаль­ных, как правило, разделенных по тендерному (половому) признаку групп.

В какой-то мере такие объединения, или неформальные груп­пы, могут изолировать одних людей от других только потому, что они отличаются друг от друга. Однако в то же время общение с себе подобными, в кругу которых люди чувствуют себя комфортно, спо­собствует появлению ценных источников информации. Например, многие афроамериканские лидеры в бизнесе сформировали неофи­циальные связи с людьми той же расы с целью помочь им в дости­жении успеха в мире бизнеса, где они представляют этническое меньшинство. Подобные альянсы способствовали многим карьерам. Это неофициальное наблюдение дополняется научно установлен­ным фактом, показывающим, что чем более многочисленны такие связи в организациях, тем более сильными и влиятельными они становятся.

Идея о том, что люди связаны неформально, использовалась для объяснения такого организационного феномена, как увольне­ния по собственному желанию. Увольняются ли люди по случай­ным причинам или не сойдясь с окружающими? Американские ис­следователи Д. Кракхардт и Дж. Хэнсон считают, что большинство таких увольнений являются следствием неформального общения между людьми. Эти исследователи построили модель эффекта «снежного кома» для объяснения добровольного увольнения сотруд­ников. «Снежный ком» не накапливает снежинки случайно, но под­бирает те, которые находятся под ним в направлении движения.

По аналогии было обосновано, что увольнения по собственному желанию являются результатом влияния одних людей на других. Та­ким образом, предвидение того, кто уволится, может быть во мно­гом основано на изучении отношений внутри групп. Сотрудник, ко­торый намеревается уволиться и перейти на работу в другую, луч­шую, с его точки зрения, организацию, возможно, делает это под влиянием другого члена группы, который уже уволился и поступил на другую работу. Д. Кракхардт и Дж. Хэнсон нашли поддержку своей гипотезе «снежного кома» при изучении причин увольнения молодежи, работающей в ресторанах быстрого питания. Увольнение особенно распространено в группах людей, которые уже давно об­щались перед тем, как уволиться. Эта модель представляет прекрасный пример того, насколько большую роль играет неформальное общение в организациях.

Сети неформального общения характеризуются тем фактом, что они часто состоят из отдельных людей на различных организацион­ных уровнях. Люди могут передать любому члену сети ту нефор­мальную информацию, которую они захотят. Так, один исследова­тель обнаружил, что шутки и смешные истории пересекают грани­цы организации и свободно передаются как на управленческом, так и на неуправленческом уровнях в организации. С другой стороны, сообщение работником низового уровня работнику высшего уровня как следует выполнять работу, практически всегда крайне нежела­тельно и будет оценено как «нарушение правил». То, что проходит по «тайным тропам» неофициального общения, — это неформаль­ная информация, сообщения, которые необязательно относятся к функциональным обязанностям отдельных людей.

Проблема информационной неточности. Как уже отмечалось ра­нее, устные сообщения передаются быстрее, чем письменные, но могут быть очень неточными, небрежно интерпретирующими факты или просто наполненными субъективизмом персонального воспри­ятия происходящих в организации событий и явлений.

Организации могут быть заражены слухами и потерпеть крах из-за них. Люди, которые когда-нибудь становились жертвой слуха, знают, как тяжело этот слух развеять и насколько глубокими могут оказаться его последствия. Это особенно важно в тех случаях, когда жертвами слухов становятся организации. Так, например, слухи о возможном крахе компании могут не только вызвать падение курса акций данной компании, но и разрушить нормальную работу ме­неджмента организации. Порой слухи об изъянах в продукции ком­пании могут обходиться очень дорого.

ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. «МАСКИ», ОГРАНИЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ

С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения — процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Формальное общение принято называть деловым, так как это общение предметно –целевое, предполагающее достижение управляемым коллективом индивидуально-личностных (обучение, профессиональный рост, карьера) и социально-значимых (развитие организации, внедрение инновационных проектов) целей. Формальное общение является функционально-ролевым, т.е. статус каждого члена школьного коллектива определен штатным расписанием и должностной инструкцией, где фиксируются требования к специалисту, его права, обязанности и должностные функции. В связи с этим, деловые отношения должны строиться с учетом функционала и субординации.

Формальное общение принято называть деловым, так как это общение предметно –целевое, предполагающее достижение управляемым коллективом индивидуально-личностных (обучение, профессиональный рост, карьера) и социально-значимых (развитие организации, внедрение инновационных проектов) целей. Формальное общение является функционально-ролевым, т.е. статус каждого члена школьного коллектива определен штатным расписанием и должностной инструкцией, где фиксируются требования к специалисту, его права, обязанности и должностные функции. В связи с этим, деловые отношения должны строиться с учетом функционала и субординации.

Формальный — это однозначно несовершенный?

В русском языке слово «формальный» имеет несколько значений. Формальный – это может быть и такой, что соответствует форме, то есть является характерным для нее, и такой, что соблюдает лишь внешнее проявление какого-либо дела в ущерб его существу. Формальным часто называют что-то существующее лишь для видимости. Но всегда ли термин «формальный» имеет отрицательный подтекст?

Формальное общение по-иному называют контактом масок. То есть это такая ситуация, когда не учитываются особенности личности собеседника, отсутствует стремление глубже понять его. Формальными, как правило, являются дипломатические или иные деловые отношения, где контакты вынуждены и происходят строго на официальном уровне. При таком общении собеседники используют маски вежливости, скромности, учтивости, при этом старательно скрывая за набором стандартных улыбок, жестов и телодвижений свое истинное отношение к происходящему.

Формальное общение тесно связано с формальными отношениями, в которых заранее известны позиции каждого. Они определяются правилами и не допускают никаких выходов за рамки регламента. Благодаря этому человек может избегать личных взаимоотношений с теми людьми, которые могут казаться неприятными или нежелательными для контакта.

Ведь при формальных отношениях собеседники, как правило, ориентированы на внешнюю цель (например, как в отношениях покупатель–продавец), и общение в таком случае – это лишь способ достижения цели, а собеседник – инструмент ее достижения. Между прочим, чем сильнее запрограммированным является поведение такого вот «инструмента», тем проще его использовать, поддерживать с ним деловой контакт.

Следует сказать, что для развитого общества формальные отношения являются весьма экономичными. Они не требуют затрат эмоциональной энергии и времени на попытку знакомства, выработку мнения о собеседнике, стремление расположить его к себе и т. п. Они позволяют действовать сразу, вступать в контакт на короткий срок и забывать о собеседнике сразу же после достижения желаемого результата.

Отношения, которые имеют статус «формальный», – это способ превратить какое-то сообщество в единый организм. При этом каждого, кто не выходит за рамки установленного регламента, такие отношения превращают в составляющую организма, награждая взамен ощущением безопасности, стабильности и единения, которые и являются другой стороной формальных отношений.

Если общаться в рамках таких отношений, то результат, даже если он и не до конца известен или не обязательно положителен, все равно будет находиться в рамках ожидаемого или предполагаемого. А это значит – можно заранее приготовиться отреагировать на него определенным образом.

Ведь нас пугает часто не сам результат, а именно то, что он может застать врасплох, и человек не сумеет достойно отреагировать. Значит, «формальный» – это такой алгоритм общения, который позволяет нам поддерживать отношения, не затрудняясь во многих мелочах и предвидя исход.

Описываемые отношения могут подчинять себе достаточно большие группы людей, которые составляют организацию. То есть сообщество, где отношения четко структурированы и подчиняются уставу, правилам и внутреннему распорядку – это и есть формальная организация. Человек здесь действует в первую очередь как функционер. Каждой такой организации присущи рациональность отношений, их однозначность и безличность.

Правда, иногда все это может начать носить характер бюрократической структуры, приметами которой становится абсолютизация отдельных элементов организации, потеря содержательных целей ее деятельности и подчинение функционирования лишь укреплению самой организации. Отсюда берут начало понятия бюрократизм, формализм и бездушие.

Государство – это та же формальная организация со строго структурированными отношениями внутри нее и уставом в виде Законодательства, которое регламентирует все происходящее.

Но живущему в современном государстве гражданину приходится помнить о двух вариантах права, существующих в обществе: формальном и реальном. Формальное право опирается на Закон (часто несовершенный) и судебную систему (часто не вполне разработанную и независимую), и поэтому не может справиться со всем многообразием проявлений общественной жизни. Реальное же право – это набор традиций, общепринятых поведенческих стереотипов и повторяющихся явлений общественной жизни. И поэтому формальное и неформальное право часто не пересекаются, имея разные сферы применения.

Как видите, какую бы отрасль общественных отношений мы ни наделили термином «формальный», это слово может оказаться весьма неоднозначным. Формальные отношения в любом проявлении – признак прогресса лишь до тех пор, пока они не становятся «вещью в себе», не превращаются в шелуху, упаковку, в которой ничего нет.

Источники:
Неформальное общение
Неформальное общение | Образовательный портал
http://magref.ru/neformalnoe-obshhenie/
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. «МАСКИ», ОГРАНИЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм,
http://bukvi.ru/obshestvo/etika/formalnoe-obshhenie-ponyatie-i-obshhaya-xarakteristika-maski-ogranicheniya-v-kontekste.html
Формальный — это однозначно несовершенный?
В русском языке слово «формальный» имеет несколько значений. Формальный – это может быть и такой, что соответствует форме, то есть является характерным для нее, и такой, что соблюдает лишь внешнее проявление какого-либо дела в ущерб его существу. Формальным часто называют что-то существующее лишь для видимости.
http://fb.ru/article/145517/formalnyiy—eto-odnoznachno-nesovershennyiy

(Visited 38 times, 1 visits today)

Популярные записи:

как проучить мужчину близнеца Как завоевать мужчину-БлизнецаЛегкие и общительные, веселые и сговорчивые. На первый… (1)

Как записать девушку в телефоне Как ваш любимый (-ая) записан у вас в телефоне?А как… (1)

Откуда девочки писать Как девочки писали и какали с дерева Наш отец был… (1)

Как бороться с одиночеством мужчине Борьба с одиночеством: Действенные рецепты Большой город вынуждает людей обращать… (1)

Притяжение между людьми ВЕЛИКА ЛИ СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ?«Если бы мы не наблюдали ежеминутно падения… (1)

COMMENTS