Популярные записи:

Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы) Характеристика на ученика - один из…
Посмотри ей в глаза куда она отведет взгляд Женские заблуждения: посмотри мне в глаза Пристальный взгляд — это…
Почему женщины хотят мжм Жена хочет мжм [3755085196] – 26 февраля 2018 г., 17:56…
Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый…
Базаров перед лицом смерти Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)Каждый писатель, создавая свое произведение,…

Формы общения

Волевые процессы

Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Не могут быть отнесены к волевым действиям так называемые автоматические движения, совершаемые человеком без участия сознания.

Эмпирическая психология, исходя из идеалистического понимания природы воли, давала в свое время три различных ответа на вопрос о том, что лежит в основе воли и какова природа тех побудительных причин, которые толкают человека на выполнение волевых действий.

Психологи эмпирической школы, стоя на идеалистических позициях, видят основную черту волевых действий в их якобы индетерминированности (не обусловленности материальным миром, полнейшей не подчиненности господствующим в этом мире законам).

Волевое действие — это всегда действие, совершаемое по слову, хотя бы и внутренне произносимому.

Связь двигательного участка коры с корковыми концами всех других анализаторов играет первостепенную роль в физиологическом механизме произвольных действий. Лишь благодаря этой связи волевые действия имеют сознательный характер, могут производиться по представлению, в связи с намеченной целью и планом действия.

Все произвольные движения есть движения, приобретенные и заученные в процессе жизни и воспитания.

Волевые действия являются сложными сознательными актами, в структуру которых входят.

В своей законченной форме волевые действия являются сознательными поступками, совершаемыми человеком по определенным мотивам, в соответствии с обдуманным намерением и по намеченному плану.

Волевые действия в своем законченном виде всегда опираются на ясное сознание цели и средств действия и предполагают совершенное владение операциями, в процессе которых они реализуются.

Человек всегда ставит перед собой те или иные цели и стремится их достигнуть. Как и все происходящее в мире, его целенаправленная деятельность причинно обусловлена.

Основное условие успешного преодоления трудностей, связанных с волевым действием — наличие у человека твердых и определенных убеждений, сложившегося мировоззрения.

Прежде чем овладеть умением совершать волевые действия, ребенок должен овладеть своими движениями, научиться выполнять их произвольно.

Воля проявляет себя в двух взаимосвязанных функциях — побудительный и тормозной.

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительную о зарождении действия, которая основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о ее осуществления.

Как мы выяснили, по волевой регуляцию стоит единственное системное функционирование многих психических процессов, поэтому волю можно понимать только как высшую психическую функцию (ОПФ).

Традиционно волевую регуляцию поведения, все фазы сложной волевой действия связывают с особым эмоциональным состоянием, которое определяют как волевое усилие.

Своеобразие активности личности воплощается в ее волевых качествах.

Формы общения

Формы общения классифицируются по различным признакам. Воспользуемся той классификацией, в основу которой положен организационный аспект взаимодействия. В соответствии с ней к формам общения относятся индивидуальные и групповые беседы, разговоры по телефону, совещания, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссии, полемика и др.

Беседа является наиболее распространенной формой общения. Она осуществляется с целью передачи информации, обмена мыслями, чувствами и др.

Согласно цели общения различают беседы:

  1. Ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и прочего. Люди, общаясь, придерживаются определенного речевого этикета)
  2. Личностные (общение между близкими людьми — родными, друзьями, детьми и т.д. Считается, что именно в таких беседах проявляются этико-психологические основы общения, гуманистические установки индивида, его этнопсихологические особенности)
  3. Деловые (их предметом является , как правило, конкретное дело)

В зависимости от количества собеседников беседы делятся на индивидуальные и групповые. Поскольку каждая беседа — это акт творчества, проявления индивидуальности, то общих рецептов, которые бы способствовали ее эффективности нет. Между тем в практике общения, особенно делового, сложились определенные требования, рекомендации, принципы ее проведения. Именно о деловой беседе речь пойдет далее.

Деловая беседа может выполнять следующие функции: обмен деловой информацией, контроль и координация начатых действий, формирования перспективных мероприятий, стимулирование активности партнера по общению, его умственных способностей, поиск и разработка стратегий и межличностных отношений поведения и т.д.

Индивидуальная беседа характеризуется наличием диалога между двумя собеседниками. Целью проведения деловых индивидуальных бесед с уточнения позиции каждого участника взаимодействия, получение дополнительной информации о них, нахождение объяснения тем или иным их действиям.

Обычно деловые и индивидуальные беседы делятся на две группы:

  1. беседы «свободные» с двусторонним обменом информацией, происходит без специальной подготовки;
  2. беседы, специально подготовленные и строго регламентированы.

Одновременно деловая беседа может быть официальной и неофициальной, кратковременной или долгосрочной, полезной или бескорыстной, добровольной или вынужденной.

Каждую деловую беседу целесообразно рассматривать с таких позиций:

  1. достижение положительного результата для участников взаимодействия;
  2. презентация своих профессиональных характеристик, их проверка в процессе делового общения;
  3. утверждения своего имиджа средством эффекта «личной привлекательности», чтобы привлечь к себе симпатий присутствующих во время беседы;
  4. сбор данных о противоположной стороне как делового, так и личного характера;
  5. актуализация делового интереса и человеческого взаимопонимания.

Мастерское воплощение в жизнь названных аспектов — гарант высокой результативности деловой беседы. При этом «золотым правилом» проведения деловых бесед является известная фраза — «не сжигать мосты», то есть как бы ни складывалась деловая беседа, никогда не следует забывать, что мир «тесен», возможны эффекты «бумеранга» и «недоброй славы». Поэтому сохранение доброжелательных отношений (деловых и личных) всегда желаннее, чем обретение недоброжелательного отношения к себе.

В научной литературе описано немало рекомендаций, которые способствуют эффективности деловой беседы.Прежде всего пожелания касаются предварительной подготовки к деловой беседе.

Основные задачи которые необходимо ставить , при планировании деловой беседы:

  1. тщательно продумать цель данной акции;
  2. отработать логику ее осуществления;
  3. подобрать специальные приемы (средства) для стимулирования коммуникативной активности и нейтрализации негативного поведения оппонента.

Как видим, подготовка к деловой беседе начинается с разработки плана действий, установки его цели и задачи. Далее определяется стратегия и тактика поведения в ней. При этом особое внимание обращают на содержательный аспект выступления, постановку вопросов, ответы на возможные вопросы.

Человеку, который планирует беседу, необходимо проанализировать свою занятость, продолжительность предполагаемой беседы, продумать, удобно ли выбрано время для собеседника.

Искусству устанавливать деловые контакты с людьми можно научиться, но наряду с этим необходимо иметь еще и доброжелательный интерес к собеседнику, т.е. тон беседы с участниками взаимодействия должен быть доброжелательно-деловым, это быстро создает атмосферу взаимного доверия.

Известно, что человек, прождавший больше получаса встречи, вряд ли будет настроен доброжелательно на беседу. Поэтому пунктуальность укрепляет атмосферу, причем пунктуальность обоих собеседников, и если время беседы просрочено, нужно предупредить партнера о непредсказуемой задержке и попросить его подождать, указав время с небольшим запасом.

Важными являются рекомендации по воплощению в жизнь логики проведения деловой беседы, творческой интерпретации ситуаций, возникающих в их ходе (во время разговора), внутренней «мозговой атаки» с целью решения неожиданных проблем. Речь идет о своего рода русле ее прохождения, составными компонентами которого являются вступительная, основная и завершающая части.

Относительно вступительной части, то она охватывает такие фазы, как начало беседы и передачи информации. То, с чего и как начать беседу, имеет важное значение для успешного ее осуществления и достижения конечной цели. В практике делового разговора нередко много бесед «заканчиваются», так и не начавшись.

  • Во-первых, не было обеспечено психологического контакта, то есть духовной связи между собеседниками (его установка является важным элементом в начале беседы, который может быть вербальный — через «эффект первых фраз», невербальный — через «встреча взглядов », улыбку и т. п.
  • Во-вторых, не установлено эмоционального контакта с собеседником (если, скажем, собеседник возбужден, ему нужно помочь успокоиться, т.е. речь идет об ориентации в ситуации на человека);
  • В-третьих, не выдержано правил коммуникативной адаптации обеих сторон к визуальному имиджу участников беседы, в манере говорить и слушать;
  • В-четвертых, не соблюдение специфических и риторических приемов вступительной части (вот некоторые из них: визуальная презентация своего доверия и симпатий противоположной стороне, понятное и яркое освещение сути проблемы , жесткое соблюдение временного режима обмена информацией и т.п.).

Основная часть включает непосредственную деловой разговор по существу проблемы, то есть речь идет о таких фазах беседы, как аргументирование или опровержение доказательств собеседника.

Строя основную часть беседы, следует помнить, что в каждой деловой индивидуальной беседе ситуацию, которая сложилась, рассматривают с разных точек зрения два человека, причем каждая из них считает, что ее мнение самое правильное. Именно поэтому необходимо представить полную картину событий или обстановки, ориентируясь на слова собеседника. При этом чрезвычайно важным является умение слушать и правильно ставить уточняющие вопросы, которые помогают раскрыть мысли собеседника, и как вывод — правильно определить его взгляды. Поэтому первое слово за собеседником.

Внимательно слушая его, другой участник взаимодействия может понять, что он хочет или, наоборот, не хочет или не может сказать без его помощи. Практики советуют, что все уточняющие вопросы, которые вы ставите в процессе беседы, должны быть очень конкретными и тактично, не содержать двойного смысла и быть обоснованными.

Если деловая беседа строится на заранее подготовленных вопросах (имеет «сценарий»), первым из них следует сформулировать просто и интересно, но не дискуссионно. Именно поэтому, чем больше вы хотите убедить, тем меньше вы должны утверждать. И только после этого можно убедительно и подробно высказать свою точку зрения, причем так, чтобы оппонент увидел событие или проблему как бы с другой стороны и критически пересмотрел свои взгляды, исходя из более полного знания ситуации.

Очень неблагоприятной и неэффективной становится для беседы несдержанная категоричность суждений. Речь идет о таких фразах, как «здесь каждому понятно», «здесь не может быть двух мнений», которые не только не убеждают, но и уничтожают доброжелательность собеседника.

Практика организации деловых бесед показывает, что, обладая одинаковыми знаниями, люди часто не могут договориться. Такое случается потому, что у каждого из них свой взгляд, сквозь который они «пропускают» окружающий мир. Именно поэтому в процессе беседы всегда необходимо последовательно проводить основную мысль, что помогает выявить важные факторы и прийти к определенным выводам и решениям.

Также следует пытаться «услышать текст между словами»; не поддаваться мысли, что собеседник ошибается, выбирать правильные моменты для замечаний и делать их в тактичный форме; проявлять самокритичность в встречных замечаниях; терпеливо выслушивать возражения.

Формы общения

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны.

По типическим особенностям динамики психических процессов с давних пор различают четыре основные темперамента.

Долгое время в психологии безраздельно господствовала гуморальная теория темпераментов.

Тип нервной системы человека в основном обусловлен врожденными ее особенностями (генотипом).

Наряду с общими закономерностями работы коры больших полушарий в лабораториях И. П. Павлова были открыты и изучены различия в нервной деятельности, связанные с индивидуальностью животного.

Установленные в опытах с животными типы высшей нервной деятельности распространяются и на людей.

Учение о темпераменте имеет свою историю. Еще в древние времена ученые обратили внимание на различия между людьми.

Научное решение вопроса основ темперамента впервые дал И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы животных и человека.

Особенности типа темперамента начинают проявляться уже в раннем детстве. Задача учителей и воспитателей заключается в том, чтобы учитывать эти особенности и вырабатывать у детей умение владеть своим темпераментом.

Воспитывая ребенка, нельзя ставить задачу переработать темперамент, но при любом темперамента можно воспитать все необходимые положительные качества личности и ее поведения.

В некоторых видах деятельности от черт темперамента может зависеть не только ход исполнения, но и конечный результат.

Формы общения

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так .

Процесс мышления отличают следующие особенности .

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора.

Будучи обобщенными отражениями действительности, понятия относятся не к отдельным предметам, а всегда к группе сходных предметов или явлений.

Принято делить понятия на несколько видов по характеру отражаемых в них связей и отношений и по признаку общности понятия.

Суждение всегда представляет собой мысль о связи явлений, например: «бытие определяет сознание», «студент сдал зачет» и т. д.

Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций.

В ряде случаев истинность или ложность суждений устанавливается в результате непосредственного восприятия.

Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений — на основании присущих им общих признаков — под более общие понятия, обозначающие определенные классы тех или иных предметов или явлений.

Способность мышления, как отражения существующих между вещами связей и отношений, проявляется у человека в зачаточной форме уже в первые месяцы жизни.

Понятия формируются в процессе исторического развития человеческого общества.

Важное место в мыслительной деятельности занимает понимание, т. е. раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, в разных случаях носящее различный характер.

Всякая мыслительная деятельность, как было сказано, есть решение задачи, заключающей в себе вопрос, ответ на который находится не сразу и не непосредственно.

Подчиняясь общим закономерностям, мышление у разных людей протекает неодинаково.

Возникновение мышления неразрывно связано с практической деятельностью. Впервые мыслительная деятельность находит свое выражение во внешних, предметных действиях ребенка.

Вопрос о том, что такое мышление и какую роль оно играет в познании и деятельности человека, интересовало человечество издавна.

Мышление, выполняя любую функцию (понимание смысла текста и решения ситуаций, проблем, задач.

Мышление объективно выступает как системное и много качественное явление. Оно всегда возникает во взаимодействии субъекта с окружающей средой и с другими субъектами.

Мышление изучает не только психология. Для философии мышления выступает как общественно-исторический процесс, как процесс возникновения и исторического развития познания человеком мира.

Мышление всегда предполагает изменение содержания для того, чтобы сделать его понятным, доступным для полного и глубокого восприятия субъектом.

Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления.

Мыслительная деятельность всегда индивидуально своеобразная, она характеризуется индивидуально-психологическими различиями.

В анализе мышления трудно обойтись без понятий «интеллект» и «интеллектуальные способности».

Источники:
Волевые процессы
Воля с точки зрения психологии.
http://psyznaiyka.net/volya.html
Формы общения
Кратко о формах общения
http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=6
Формы общения
О том что такое темперамент и какие виды темперамента бывают, способы воспитания темперамента.
http://psyznaiyka.net/temperament.html
Формы общения
Мышление с точки зрения психологии статьи.
http://psyznaiyka.net/michlenie.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если девушка игнорирует значит любит Почему девушка меня игнорирует и избегает Приветствую друзья, сегодня я… (6)
Нравственный выбор пример из жизни Какие примеры из книг привести по теме - Что такое… (5)
Что чувствует мужчина когда у него стоит Что чувствуют парни, когда у них встает? Всё зависит от… (5)
Жена просит мужа куни Жена просит мужа куни Хороший массажист - Юлия Отзывы о… (5)
Характеристика на родителей Как написать положительную характеристику на родителя Характеристикой на родителя называют… (5)

COMMENTS