Функции общения психология

Функции общения психология

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном.

Сложные нервные процессы в коре головного мозга, лежащие в основе восприятия, характеризуются тем, что они вызываются комплексными раздражителями, действующими одновременно на разные рецепторы.

Классификация восприятий по виду анализаторов представляет значительно большие трудности по сравнению с соответствующей классификацией ощущений.

На наши органы чувств всегда воздействуют многочисленные и разнообразные предметы и явления. Между тем в каждый отдельный момент мы воспринимаем их не все и не с одинаковой ясностью и отчетливостью. Только некоторые из них становятся объектами восприятия.

Все предметы и явления окружающей действительности находятся в пространстве и протекают во времени. Поэтому восприятие пространственных и временных отношений между предметами является необходимой составной частью всякого процесса восприятия.

Сложный характер восприятия пространственных свойств и отношений предметов, в котором участвуют как непосредственные зрительные и мышечно-двигательные ощущения, так и временные связи между ними, приводит иногда к зрительным иллюзиям.

Все явления окружающего нас мира представляют собой процессы, закономерно развивающиеся и изменяющиеся во времени. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности.

Всякое движение представляет собой совершающийся во времени процесс перемещения движущегося тела в пространстве.

Апперцепцией называется обусловленность содержания и направленности восприятия знаниями и предшествующим.

Наблюдением называется целенаправленное восприятие, осуществляемое по определенному плану.

Уже в первые недели после рождения ребенок не только ощущает, но и воспринимает окружающую действительность.

Одной из характерных особенностей восприятий является их целостность: объект восприятия, будучи комплексным раздражителем, обладающим разными признаками и состоящим из разных частей, воспринимается все же как единое целое.

Характерной особенностью восприятий у человека является их осмысленность. Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом.

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов (или одних свойств, признаков, качеств предметов) по сравнению с другими.

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Различия в жизненном опыте, в знаниях, взглядах, интересах, в эмоциональном отношении людей к предметам и явлениям действительности порождают значительные индивидуальные различия в восприятии.

Основой классификации восприятий, так же как ощущений, являются различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

Элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители.

Восприятие не только включается в действиях людей и регулирует их. Оно становится особой перцептивной действием, направленным на создание образа нужному человеку объекта.

Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия.

Восприятия и наблюдения человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями.

В чувственного познании ощущения и восприятия проявляются в единстве. Восприятия вне ощущения не бывает.

Важным условием успешного восприятия объектов действительности является его избирательность. Избирательность предмета восприятия обусловливается потребностями и интересами человека, необходимостью в знаниях, профессиональной направленностью и т.д.

Функции общения психология

Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями.

Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы.

Всякое запоминание или заучивание предполагает установле­ние соответствующих нервных связей, или ассоциаций.

Запоминание по своим физиологическим механизмам представляет собой .

Преднамеренное запоминание требует повторения изучаемого материала, без чего нельзя добиться длительного сохранения его в памяти. При этом повторения должны быть осмысленными и планомерными, а не являться механическими.

В зависимости от приемов заучивания различают механическую и логическую (или смысловую) память.

Физиологической основой воспроизведения является оживление установившихся в процессе запоминания или заучивания временных нервных связей. Исходным толчком для такого оживления всегда является тот или иной раздражитель, закономерно связанный по принципу условного рефлекса с процессами, обеспечивающими воспоминание.

При воспроизведении всегда имеет место узнавание в его различных степенях — от слабого чувства некоторого знакомства с воспроизведенным материалом до чувства полной уверенности в его точности.

По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти.

Типы памяти различаются в связи с ее индивидуальными особенностями у тех или других людей.

Физиологической основой памяти является постепенное накопление и усложнение условнорефлекторных нервных связей в коре головного мозга.

Воспроизведение того, что было воспринято раньше, может происходить в наглядной, образной форме — в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.

Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей.

Жизненные наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что память у разных людей неодинакова.

Развитие памяти у детей начинается с возникновения первых условных рефлексов.

В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти.

Исследователи отмечают существенное разнообразие индивидуальных особенностей памяти у людей, что проявляется в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воссозданию.

Функции общения психология

Воображение, или фантазия (от греч. фантасия, фантадза-май — воображаю) есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс.

Воображение необходимо в любой деятельности человека:учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Так, ребенок, играя в железную дорогу, воображает себя машинистом, который ведет поезд; школьник, изучая.

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

Творческое воображение подчиняется определенным законам; соединение разнообразных элементов в процессе творческого воображения всегда носит не механический, а структурный характер.

Особенностью воображения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока еще неосуществленного, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого.

Многообразие видов воображения показывает, что его физиологические механизмы представляют собой сложные нервные процессы в коре головного мозга.

Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления. Представления, как было отмечено, отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью.

Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что воздействует на него в данный момент, или представляет то, что воздействовало раньше, но и создает новые образы.

От воспроизводящего, или воссоздающего, воображения надо отличать творческое воображение, создание новых образов без опоры на готовое описание их.

Когда труд является подневольным, человек не заинтересован в нем и часто с отвращением, механически выполняет одну операцию за другой.

Как и в области производственного труда и техники, творчество в области науки обусловлено потребностями общества.

Велика роль воображения в области художественного творчества. Искусство — это образное отражение действительности.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения.

Источники:
Функции общения психология
Статьи о восприятии с точки зрения психологии.
http://psyznaiyka.net/vospriyatie.html
Функции общения психология
Психология о памяти.
http://psyznaiyka.net/pamat.html
Функции общения психология
Раздел о воображении и его видах.
http://psyznaiyka.net/voobragenie.html

COMMENTS