Как простить врага

Прощеное воскресенье: шесть советов, как простить своего врага

Простить своего врага – как такое возможно? Священник Константин Кобелев, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, считает, что к прощению врагов лучше подходить поэтапно.

Самый правильный способ поведения с врагами – вовсе врагов не иметь. Иными словами, первая стадия достижения любви к обидчикам – избегать ситуации, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Даже если подельники через грех совместно достигают обоюдновыгодных целей – рано или поздно они начнут враждовать.

Также следует помнить, что главное зло, делающее из людей врагов – это гордыня. Ведь при ссоре и обиде что в первую очередь в нас задевается, что ведет к озлоблению? Именно гордыня, мать всех пороков. Поэтому на первом этапе важнее всего – смиряться, воспитывать в себе терпение к людям, уклоняться от зла.

Но, допустим, не хватило сил удержаться на первой ступени, и конфликт все-таки произошел. Здесь надо отметить, что конфликты с людьми возникали даже у самого Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить на земле, сохранив свои взгляды и убеждения, свою душу. Иногда действительно возникают ситуации, когда нужно открыто постоять за правду, не побоявшись противостоять злу.

Но при этом нужно бороться не с человеком, а с его грехом: не переходить на личности.

Но вот ссора уже в прошлом, но в отношениях с человеком появился разлом – обида. В нас горит жажда мести – желание взять реванш, отыграться, наказать. На этой стадии правильнее всего не изыскивать подобные возможности, не ратовать «за справедливость» — а всецело предать своего обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания – пусть его накажет Бог.

Важно помнить: простить – не значит безвольно позволять человеку и дальше совершать неприглядные поступки. Прощение не имеет ничего общего с подобным попустительством. Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.

От нас не требуется продолжать отношения с без конца обижающим нас человеком. Не надо держать внутри себя зла и обиды против него – да, но тянуть лямку дружбы или иных близких отношений необязательно и даже вредно.

Например, если муж без конца изменяет жене, то ей, внутренне простив изменника, позволяется оставить такого мужа, чтобы сохранить самое себя от разрушения. Нельзя попустительствовать греху еще и потому, что он все усугубляется и усугубляется, и привести это может к настоящей трагедии. Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена – в могиле…

Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости – и отойди.

На приходе бывают ситуации, когда кто-то из прихожан не ладит друг с другом, хотя оба – замечательные люди, но вот есть какое-то недопонимание. Ну что поделать, не всегда получается во всеми быть в друзьях. Это было бы идеально, но люди не всегда дотягивают до идеала. Священники в таком случае советуют: не клеятся взаимоотношения – попросите друг у друга прощения ну и держитесь друг от друга подальше. И неважно, кто прав, кто виноват. Чем навязываться друг другу и искушаться – лучше заранее убежать от греха.

Но как ощутить это внутреннее прощение? Попробуйте мысленно предать обидчика в руки Божьи. Что такое наша обида, наша месть перед тем наказанием, которое может устроить Господь? Но речь ни в коем случае не идет о злорадном ожидании человеческих мук. Ни в коем случае. Даже чувствуя, как все внутри кипит и болит, даже будучи не в состоянии лично простить, мы должны просить обидчику Божьего прощения. Это самое лучшее, самое высшее на пути прощения – когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас.

Наказание Господне – это не столько кара за грех, сколько вразумление человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ». Видя, что мы сами бессильны вразумить грешника, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.

Но время все идет и идет, а мы все никак не можем простить обидчика. Наша вражда перешла в хроническую стадию. На этом этапе правильнее всего постараться искренне забыть врага своего. Перестать о нем думать.

Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении. Вот этот тормозной путь и остановка – и есть путь от гнева и ненависти к прощению и обретению любви. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия, спокойствия по отношению к обидчику.

Умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать. И не в последнюю очередь это умение взглянуть на человека шире, чем мы привыкли. Ведь когда мы причисляем кого-то к врагам, то мы видим в нем только одну какую-то грань, которая нас раздражает и обижает. Мы можем даже приравнять человека со всем его многообразием к какому-то одному его поступку. Но люди-то не одномерны, а многомерны!

Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает его сущность. И важнейшее из умений – навык видеть в каждом нечто доброе. Представьте, как прощает нас Бог, видя в нас за множеством грехов – доброе начало.

Следующая стадия избавления от греха вражды – это молитва. Безусловно, она должна присутствовать и на всех предыдущих этапах. И на первой стадии мы молимся Богу, прося уберечь нас от зла. И во время конфликта, как учат нас святые, следует не запальчиво отвечать собеседнику – но после хотя бы самой краткой молитвы. Не зря же говорят, что доброе слово – серебро, а молчание – золото. Если мы сможем хоть недолго промолчать, посвятив это время молитве, то конфликт имеет шанс угаснуть, не разгоревшись.

Тем не менее, на предыдущих стадиях молитва – это средство, на данном же этапе она становится целью. Именно молитва за человека – самое большое добро, самое главное проявление любви, которое мы можем сделать. Ведь на самом деле всерьез, искренне простить, дотянуться в этом смысле до идеала, не получается. Надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного. А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.

И не надо выискивать всюду своих старых недругов, чтобы «испытать» себя – мол, простил я или нет. Во-первых, это может воспламенить старую обиду. А во вторых, это может привести еще к худшему греху: к гордости. Мол, вот я такой хороший и замечательный, прощаю всех своих обидчиков. Чтобы уберечь нас от этого, Господь может и не дать нам этого сладкого чувства прощения. Но следует сделать тот максимум, на который мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно сказать – вслух или мысленно – «Бог простит».

Может быть, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается даже больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, надо их поддерживать… но друзья и так нас любят. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с нашим обидчиком. Ведь такое наше поведение, возможно, послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться и нас просить. В конце концов, вражда – обоюдоострое оружие, и на другой ее стороне – такой же человек, такая же обида, которую так же надо исцелять.

Подготовил Степан АБРИКОСОВ

Автор(ы) материала

Реклама

Просмотров сегодня: 5122

Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.

Как простить врага

Разное.

Самые комментируемые.

  • Женская самореализация. Или о том, как сделать так, чтобы рядом появился стоящий человек. (459)
  • Что делать, если муж переписывается с другими женщинами по СМС. И о доверии в семье. (368)
  • Толковый список художественных книг – рекомендации, что почитать. (291)
  • Как подняться «из грязи в князи». Дайте совет хорошему человеку! (240)
  • Чему родители должны научить своих детей? Как считаете? (188)
  • Как поступить, если человек не делает то, что должен. Делимся опытом! (184)
  • Нужны ли вам такие отношения? Потрясающие советы от Космо:-))) (160)
  • Можно ли изменить близкого человека? Или подождать, пока он изменится сам? Или надежды нет? (146)
  • Как сделать правильный жизненный выбор. Подскажите человеку! Он запутался. (145)
  • Родители и дети. Что мы можем, а что нет. Обсудим? (144)

С фэйсбука

4 стадии прощения. Как простить обидчика или врага или близкого и любимого человека.

Рассмотрим четыре уровня прощения. Я сама разработала эти стадии и уже много лет использую их в работе с травмированными людьми. Каждая стадия состоит из нескольких слоев. Их можно использовать в любом порядке и столько времени, сколько пожелаете, но я перечисляю их в том порядке, который советую своим пациентам, приступающим к этой работ

  1. Отключиться – сделать передышку
  2. Превозмочь – воздержаться от наказания
  3. Забыть – вычеркнуть из памяти, прекратить пережевывать
  4. Простить – вычеркнуть из списка должников

Чтобы начать прощать, хорошо на время отключиться, то есть временно перестать думать о человеке или событии. Это не значит, что вы оставляете что-то недоделанным, – просто вы устраиваете себе отдых от него. Это помогает не доводить себя до изнеможения, стать сильнее в других областях, испытать в жизни другое счастье.

Это хорошая практика для окончательного освобождения, которое придет позже, вместе с прощением. Расставайтесь с ситуацией, воспоминанием, проблемой столько раз, сколько необходимо. Суть не в том, чтобы не обращать внимания, а в том, чтобы вдали от проблемы стать сильнее и выносливее. Отключиться – значит заняться ткачеством, литературным трудом, уехать на море, заняться учебой или любимым делом, которое придает вам силы, и на время позволить проблеме исчезнуть с вашего горизонта. Это правильно, полезно и целительно. Проблемы пережитой травмы будут донимать женщину гораздо меньше, если она заверит раненую душу, что сейчас даст ей заживляющие снадобья, а вопросом, кто в чем виноват, займется попозже.

Второй этап – превозмочь, и главное здесь – воздержаться от наказания: не думать о нем и совершенно ничего не предпринимать в этом направлении. Сдерживать себя таким образом чрезвычайно полезно, потому что при этом проблема собирается воедино, а не разлетается по сторонам. Это помогает сосредоточиться к тому времени, когда можно будет перейти к следующим стадиям. Это не значит, что нужно ослепнуть или умереть и потерять защитную бдительность. Это значит, что нужно подарить ситуации каплю милосердия и посмотреть, что из этого выйдет.

Превозмогать – значит иметь терпение, вынести, несмотря ни на что, направить эмоции в другое русло. Это сильные средства. Приложите максимум усилий. Это режим очищения. Не обязательно делать все сразу – можно выбрать что-то одно, скажем, терпение, и упражняться только в нем. Можно

воздерживаться от уничижительных высказываний, от ворчания, от неприязненных и враждебных действий. Воздерживаясь от сведения счетов, вы укрепляете целостность действия и души. Превозмогать – значит открывать путь великодушию, позволяя великой сострадательной природе участвовать в том, что раньше вызывало совсем другие эмоции – от мелочного раздражения до ярости.

Забыть – значит вычеркнуть из памяти, перестать пережевывать, иными словами – отпустить, ослабить хватку; особенно это касается воспоминаний. Забыть – не значит умертвить свой мозг. Сознательное забывание – это когда вы избавляетесь от события, так, чтобы оно не маячило на переднем плане, а сошло со сцены и ограничивалось задворками вашей памяти.

Занимаясь сознательным забыванием, мы отказываемся извлекать на поверхность огнеопасный материал, отказываемся вспоминать. Забывание – занятие активное, а не пассивное. Это значит: не затрагивать конкретные материалы, не ворошить их снова и снова, не взвинчивать себя навязчивыми мыслями, картинами, эмоциями. Сознательно забывать – значит перестать себя изводить, отказаться от этой привычки и не вспоминать о ней, не оглядываться назад и таким образом жить в новом окружении, творя новую жизнь и новые переживания взамен старых, о которых можно будет думать впредь. Такое забывание не стирает воспоминания, а окончательно успокаивает окружающие память эмоции.

Есть много способов и уровней прощения, от кого или от чего бы ни исходила обида: от человека, общества или народа. Важно помнить, что «окончательное» прощение – это не смирение. Это сознательное решение прекратить лелеять неприязнь, в том числе простить долги и отказаться от желания отомстить. Это вы решаете, когда простить и какой использовать ритуал, чтобы ознаменовать это событие. Вы решаете, какой долг объявить не требующим оплаты.

Одни выбирают полное прощение, на веки вечные освобождая человека от какого бы то ни было возмещения ущерба. Другие предпочитают остановить процесс возмещения и отказаться от остатка долга, сказав: «Что было, то прошло, хватит». Еще один вид прощения – отпустить человека, даже если от него не получено никакого возмещения, ни эмоционального, ни какого-либо иного.

Для некоторых людей окончательное прощение означает возможность оказать обидчику снисхождение, и сделать это легче всего, когда нанесенная обида сравнительно невелика. Один из самых глубоких видов прощения – оказать обидчику сострадательную помощь в том или ином виде . Это не значит, что вы должны совать голову в змеиное гнездо, – просто нужно действовать с позиции милосердия, защищенности и подготовленности .

Прощение – это вершина процесса, состоящего из отключения, превозможения и забывания. Оно подразумевает отказ не от защиты, а от холодности Одна из глубоких разновидностей прощения – перестать отгораживаться от человека, то есть перестать держаться с ним натянуто, пренебрежительно или холодно и при этом не впадать ни в покровительственный, ни в лицемерный тон. Для души-психики лучше строго ограничить общение с людьми, которых вам трудно видеть, чем вести себя как бездушный манекен.

Прощение – творческий акт. Для этого у вас есть большой набор опробованных временем методов. Можно простить на время, простить до каких-то пор, простить до следующего раза, простить, но не дать больше шансов – это своеобразная новая игра, если есть возможность ее продолжать. Можно дать еще один шанс, еще несколько шансов, дать много шансов, дать шансы при условии. Можно простить часть или половину обиды, а можно всю целиком. Можно устроить всепрощение. Все зависит от вас.

Как узнать, что вы простили? Вы ощущаете уже не ярость, а печаль, жалеете человека, а не злитесь на него. У вас в памяти не остается ничего, что можно было бы сказать по этому поводу. Прежде всего, вы понимаете страдание, с которого началась обида. Вы предпочитаете держаться вне толпы. Вы ничего не ждете. Вы ничего не хотите. Вы уже не привязаны за ногу веревкой, которая тянется за вами, куда бы вы ни пошли. Вы свободны. Может быть, у вас не получилось жить «счастливо до конца дней», зато впереди вас несомненно ожидает новый «один прекрасный день».

Из книги Кларисса Пинкола Эстес БЕГУЩАЯ С ВОЛКАМИ

фрагмент из фильма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» по роману Федора Достоевского

12 комментариев на «“4 стадии прощения. Как простить обидчика или врага или близкого и любимого человека.”»

И я соглашусь с комментарием выше! Чем больше человеку прощаешь, проявляешь милосердие, тем меньше он задумывается, что у тебя тоже есть чувства! И уже потом абсолютно даже виноватым себя не считает, а обижает, как будто это в порядке вещей. А мне кажется, что простить можно, только когда поставишь своего обидчика на «свое место» – раз и навсегда отбить охоту обижать для начала, а потом прощение и сострадание само собой приходит. И милосердие – сразу его, обидчика, жалко.

Прощать нужно для самого себя. Держать злость и обиды – разрушать в первую очередь себя. Например, если мужчина бросает жену с ребенком – она его ненавидит, проклинает и т.д. Но от этого плохо только ей. А если она его простит (не равно примет обратно, а отпустит) – то сможет жить дальше и наладит свою жизнь. А если не простит, не отпустит, будет мстить/строить планы мести – то это будет жизнь, подчиненная этому человеку.

Автор правильно пишет, как прощать – это личное дело каждого (дать шанс, не дать) – главное простить. т.е. обрести спокойствие.

Дарья: полностью с Вами солидарна! Вот именно – ПРОСТИТЬ и как можно полнее! И тогда обиды, ожесточения, рассеяться по мере того, как растёт прощение!

Виктория,то,что с Вами произошло,это ужасно,но это уже БЫЛО,поэтому простите,и отпустите ситуацию,глупых людей учить бесполезно,»гуманный наш суд» самый гнилой и бесправное наше государство заставляет вершить самосуд многих людей,которые защищая себя,попадают в тюрьму,а подлые провокаторы преступления ходят на свободе.Не грустите,представьте их жалкими трусами,которые не смогли ответить за свое хамство.

Лично я верю в карму… Если вас обидели то скорей всего вы сами когда то сделали тоже самое. Ну и какой смысл обижаться, если вам вернулось..- ваше же…?

мне очень помогло то ужее сколько не могу простить врага

простить, сложно сказать простить….. лет 7 назад мой родной брат выгонял меня из дому – выкинул мою кровать, всячески грубо оскорбляя. Мне было очень горько и больно, даже сейчас мы из-за этого не можем здраво общаться. Ведь тогда виноват был он, а теперь по большей части я… И, даже родители не могут нас примирить. Мы не говорим, даже не здороваемся. Ничего общего, просто обида душит и все

со всеми согласен\мне должны много денег,отдавать не хочет внаглую!хочу простить но пока не могу\мысль эта давит днем и ночью хочетсе мстить!надо надо надо уметь прощать!прощу потом попробую в рамках закона!прощение как ипокояние дается свыше!буду вымаливать\душевный покой всеравно дороже любых денег\вообщето советы давать легко,а кто как поступит в таких ситуациях ВОПРОС.

Если юридически человека принудить отдать не получается, а «чисто по человечески» он казел – забыть и отпустить.

Цитата в тему о людях-один не разберет чем пахнут розы,другой из горьких трав добудет мед,комуто мелочь дашь и он запомнит,другому жизнь отдашь а он и не поймет!Омар Хаям)так что не все оценят твое прощение,ибо люди часто доброту принимают за слабость\прощение нужно лично для того кто прощает!

Как простить врага

Войти через uID

О прощении. Как простить врагов?

«… Я его спрашивала: «А если попадешь в такую ситуацию, что тебя изводят те, от кого невозможно уйти, как в себе погасить неприязнь, желание отомстить, как не попасться в ловушку обиды?»

Он (протоиерей А. Мень) сказал: «Надо думать не об обидчике, а … об Иисусе Христе. Как только мысль об обидчике прокралась в голову, гнать ее. Чаще смотреть на облака, на звезды, устанавливать в себе такую тишину, как там, в вышине. А на обстоятельства смотреть как бы издали и сверху, словно Вы умерли и просматриваете свою жизнь из другого мира… Нельзя погружаться в конфликты».

«Таинство жизни» архимандрит Виктор ( Мамонтов)

.«Ты живешь в мире разлияния зла, оно всегда провоцирует, но ты не поддавайся ему. Н зло не отвечай злом, а стремись устоять в любви. На всякое понижение нравственного, духовного уровня вокруг тебя старайся отвечать не понижением его, а повышением. Если устоишь – будешь жить, нет – будешь умирать духовно и телесно.

(с.110) Простить – дать жизнь. Не прощаю тебя – значит, я не даю тебе жизни.

Простить – дать свободу. Я тебя освобождаю. Очень многие люди говорят: «Я рад бы простить. Да не могу забыть».Но разве нравится человеку состояние, когда он занозил себе палец? Он же не будет держать занозу в пальце и говорить, что ему хорошо. Он спешит вынуть занозу.

Тот, кто отказывает в прощении, наносит вред самому себе. Эта заноза в нем сидит, и ему от этого больно. Злопамятство разрушает того, кто это делает. Надо стараться освободиться от него, потому что человек находится в рабском, несвободном состоянии. Зло держит его, и он уже не может сделать ничего хорошего.

Когда я прощаю обидчика, я отпускаю его на свободу, я даю ему жизнь. Тогда получается, я и себе ее даю. Польза духовная и ему, и мне.

А память? Я его простил, но все помню. Заноза вынута, но рука еще долго болит. Может даже рубец остаться навсегда. Но видя этот рубец, мы не ощущаем боли. Мы просто его видим. Поэтому, если и вспоминается прежнее, то не потому, что я этого хочу. Ну вспомнилось – и отпустить надо. Нельзя долго помнить зло, это разрушительно. Память надо очищать. Имеется ввиду и память человеческая , и память целых народов, в которых накопилось много взаимных обид.

Мы боремся с помыслами. Они приходят – мы их контролируем, проверяем, кто их внушает. От Господа идут добрые помыслы, от дьявола – только злые. Хорошие помыслы мы принимаем, плохие – прогоняем. Когда человек сидит в натопленной комнате и вдруг открывается дверь, врывается ветер, заносит снег – человек не будет продолжать сидеть, ничего не делая,- он встанет, закроет дверь, чтобы не простудиться. Так и здесь: чтобы не заболеть духовно, надо закрыть дверь плохим помыслам.

Нередко можно услышать такие слова: « Я готов его простить, но он не просит прощения. Как же я могу его простить?»

Надо всегда начинать с себя. За человека нельзя решить этот вопрос. Ну не просит – и не просит. Надо сказать Богу, показать ему эту ситуацию : «Ты видишь, что происходит? Он не хочет моего прощения. Я не могу исправить этого человека, это можешь только Ты».

А как будет действовать Господь – это тайна. Может случиться так, что человек кипел ненавистью, раздражением и непрощением, застрял в этом, и вдруг каким-то таинственным образом он начинает меняться.

Одна женщина очень огорчалась, что ее соседка годами с ней не здоровалась. Ей было очень трудно жить рядом с ней. Даже приходили мысли, что лучше бы ее не было на свете. Я спросил:

— ты пыталась когда-нибудь помолиться о ней?

— Это противно, невозможно.

— Все, что ты сейчас сказала мне, скажи Богу, — говорю я ей.

— А разве это будет молитвой?

— Можно помолиться Богу и из своего «не могу». Ты думаешь, что молитва – это экстаз, слезы? Молитва – это общение с Богом. Ты можешь трезво сказать о себе, не прихорашиваясь, что вот, Господи, я такая, у меня есть злоба на эту женщину и я даже не хочу молиться о ней.

Она сделала попытку помолиться о соседке. Потом приходит и говорит мне мне:

— Вчера она мне улыбнулась.

Когда мы не можем прости т ь, мы можем поручить этого человека Богу. Отдать его в руки Божии.

Так молился митрополит Антоний. Когда он хотел помочь человеку, делал усилия, но ничего не получалось, он говорил Богу:» Ты, Господи, создал этот мир. Все в Твоих руках, жизнь каждого человека. Возьми эту душу, Твое создание, и сотвори с ней то, что Ты хочешь, что я хотел бы сделать, но не могу, потому что Ты Бог, а я человек»,

Надо предать все Господу. А как он будет действовать, мы не знаем, это тайна. Но если мы просим, он не может не откликнуться. Бог всегда хочет, чтобы человек стал живым, не мертвым.

Покаяние означает поворот. Если мы видим, что человек раньше сделал нам какое-то зло, а сегодня злодеяний никаких не совершает, то это означает, что он повернулся к Богу. Он уже не играет с грехом, не оглядывается назад, а идет вперед.

Ингода спрашивают: «Я обидел человека. Он меня простил, я принял прощение, но я себя не могу простить».

Надо просить у Бога, чтобы он избавил от этого. Я себя не могу освободить от греха, а Бог может. Можно помолиться: Господи, я себя не могу простить, а Ты можешь!»

Богу все возможно. Святой Шарль де Фуко говорил: «Господь – Владыка невозможного».

Лев Николаевич Толстой ю «Притчи, сказки, афоризмы»М., Амрита-Русь 2009

«с . 228. ГНЕВ. Чем выше считает себя человек, тем легче он держит зло на людей. Чем человек смиреннее, тем он добрее и меньше сердится.

Не думай, что добродетель в храбрости и силе: если ты можешь стать выше гнева, простить и полюбить того, кто обидел тебя, то ты делаешь лучшее, что можешь сделать человеку.

Правда, что ты может не в силах не рассердиться на того, кто оскорбил, обидел тебя. НО ты вчегда можешь сдержаться от того, чтобы ни словом, ни делом не показать своего сердца.

Злость всегда от бессилия.

«Человек бранит, оскорбляет тебя – не поддавайся ему, не становись на тот путь, на который он хочет завести тебя, не делай того же, что он.» (Марк Аврелий). ….

Для того, чтобы хорошо жить с людьми, надо, когда сходишься с ними, помнить, что важно не то, что мне нужно, и не то, что нужно тому, с кем я сошелся, а то, что от нас обоих нужно тому богу, который живет в нас обоих.

Только вспомни про это, когда в тебе поднимется недоброе чувство к человеку, и тотчас освободишься от него. …..

……Правда, трудно быть добрым с человеком развратным, с лгуном, особенно если он еще и оскорбляет нас, но с ним-то, с этим именно человеком, и нужно быть добрым и для него, и для себя.

Жалко человека, когда он раздет, холоден, голоден, но во сколько раз больше жалеть надо человек, если он обманщик, пьяница, вор, грабитель, убийца! Тот человек страдает телом, а этот тем, что дороже всего на свете – душою.

Хорошо пожалеть бедного и помочь ему, но самое хорошее то, чтобы не осудить развратного, а пожалеть его и помочь ему.

Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться.

А можешь отвечать на обиду как разумный человек, — можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; мое же дело – делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю.

С. 232 . Как ни вреден гнев для других людей, он более всего вреден тому, кто гневается. Люди могут избежать последствий злобы своих врагов, но никогда не избегнут последствий своих грехов….. Ты думаешь, что тот на кого ты сердишься, ьвой враг; а твой главный враг – это гнев, который запал тебе в сердце. И потому скорее мирись с врагом своим, потуши в себе это мучительное для тебя чувство….

…. Ни на небе, ни на море, ни в глубине гор, нет во всем мире места, в котором человек мог бы освободиться от зла, которое в его сердце.»

…Каждому из нас много раз в жизни приходили такие ситуации, когда нас предавали, обкрадывали, обижали… И когда надо было прощать. И в моей жизни тоже. Кого-то прощать было относительно легко и быстрее забывалось. А бывало и так, что в душе возникала невыносимая боль, обида, которая заполняла все мысли, поднимались в душе злость, и этот яд разъедали меня, мою душу. Отравляли мои дни, события, меняли мой характер и постепенно окрашивали этой тональностью все, что исходило от меня. В душе ад…

Я была не в силах была справиться с этим и простить. Я долго молилась о врагах, о ненавидящих и обидящих нас ( есть такая молитва), просила Бога освободить меня от боли непрощения, терзающей меня. На исповеди каялясь в том, что не могу простить. И не на первой, и не на второй исповеди (при постоянной ежедневной молитве — просьбе о прощении врагов о освобождении моей души от обиды) пришло вдруг долгожданное состояние чистоты, мира в сердце и безмерный покой.

Почему не сразу Бог дал мне освобождение? На определенном этапе моих трудов молитвенных мне хотелось и мира в сердце, как бы простить. И в то же время увидеть воздаяние обидчикам. Это прощение? Нет. Это иллюзия прощения. На самом деле я хочу осудить, наказать, отомстить. Я, а не Бог будет вершить справедливость. Вот такая на самом деле была тогда моя молитва.

Только когда сначала через силу, через свое Эго просила блага для обидевших меня, и когда эта молитва стала искренней, только тогда и произошло действительно прощение.

Интересно, что когда очистилась и освободилась в мире моя душа, начались проблемы у моих обидчиков. И узнала я об этом, потому что они обратились ко мне за помощью. Меня поразила сумма денег, которую срочно должен был отдать один из моих обидчиков кому-то, т.к. ему угрожали и » поставили на счетчик» — каждый день неуплаты росли проценты — 62 7 лат: ровно на эту сумму он обманул меня. И тогда я поняла, что я действительно простила, потому что не было ни злорадства, ни удовлетворения. эти эмоции были мне чужды и неприятны. Я обратилась в молитве: » Господи, я не хочу отмщения, мне этого не надо, я не хотела им зла, ведь я все отдала на Волю Твою и на Твое Милосердие». Но в этой ситуации Бог решил так.

С другой стороны, за много лет до этой ситуации один человек очень меня обидел, обокрал, поставил в тяжелую моральную и материальную ситуацию. Мне тоже было нелегко простить и принять, особенно видя, как он процветает… Я молилась и просила Бога помочь простить и помочь выбраться из тяжелой ситуации. Все произошло. И простила, и наверное, благодаря этому в течение двух тяжелый лет мое положение стало не блестящим, но выровнялось. У того человека не было и нет никаких потерь, наказаний… Но для меня это не имеет значения, это дело Бога, а не моего Эго. Главное – что в моей душе. Кто прощает, тому простится.

Мы все здесь на Земле ученики. Каждая ситуация это наши уроки и в каждой ситуации мы узнаем что-то новое о себе. Возрождаясь через прощение мы поднимаемся на другую частоту, наши души обретают новое звучание, что-то темное растворяется навсегда, в нашем сердце больше любви. А прощать становится все легче.

Мир в сердце снимает внутреннее напряжение и конфликт

Я люблю тебя ( Джо Витале .Жизнь без ограничений. М. эксмо 2011)

« Всегда будет окружать тебя прекрасное, чистое, высокое и благотворное для тебя, когда ты следуешь по пути собственного «Я».

Идти по этому Пути – значит жить совершенной жизнью, наполненной божественными мыслями, намерениями и поступками.

И напротив, ставя на первое место свои греховные мысли, ты своими руками выбираешь несовершенную жизнь, наполненную болезнями, смятением, обидами, угнетением, осуждением и бедностью.».

«Молитва за тех, кто причинил нам огорчения, вносит в душу мир, и оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву действенной». ( Протоиерей А. Мень. «Практическое руководство к молитве. Рига 1991)

Как простить врага?

Фотографии Владимира Монастырева

Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12) — обращаемся мы к Господу. Но выполняем ли это обещание? Оставляем ли с легкостью сердца обиды, нанесенные нам? Подчас и просто обидное слово не можем выкинуть из головы, что уж говорить о в самом деле серьезных обидах и оскорблениях… а ведь без прощения нет спасения. Как научиться прощать и всегда ли нужно промолчать в ответ на грубость — и врагам, и ближним? Об этом мы беседуем с настоятелем храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной протоиереем Владимиром Волгиным.

В первую очередь, конечно же, мы должны быть требовательны к себе. Я вспоминаю слова старца Иоанна (Крестьянкина), когда я спрашивал у него напутствия на свое пастырское служение: «Прежде всего относитесь строго к себе и великодушно к людям». Эти слова я запомнил на всю жизнь.

Прощать мы можем тогда, когда относимся строго к себе. А что значит «строго»? Это значит, что мы должны непрестанно наблюдать за своими поступками. И если чаще обращать внимание на свою душу, то окажется, что там такое засилие страстей, так много змеиного яда, что, по сравнению с этим, причиненная нам обида от другого человека — ничто.

Прощение — это противоположность обиде. Чем страшна и опасна обида?

Любая праведность — это не заслуга человека, это не то, что мы сами приобрели, а то, что нам дал Господь по милости Своей, помиловал или уберег нас от чего-либо . Обида — это нехорошее чувство, связанное с самолюбием и нелюбовью к людям. А нелюбовь или ненависть, как известно, начинаются с равнодушия. Также и с обидой. Что это такое? Это же не просто «я ушел обиженный». Это значит, что внутренне я ропщу, негодую на несправедливое отношение того человека, который так ко мне отнесся. Обида может привести человека к унынию, к отчаянию, к мысли о мести, а это есть грех. Обида связана с эгоизмом.

Удивительно, что мы не уделяем должного внимания заповедям блаженств, ведь в них об этом все сказано. Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное (Мф. 5, 3) . Что такое духовная нищета? Это понимание того, что я не могу спастись без помощи Божией, что все, что я совершаю доброго — только с помощью Божией. Без Меня, — говорит Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна, — не можете совершить ничего (Ин. 15, 5) . Кому же возможно спастись? — Человекам это невозможно, но все возможно Богу (Мф. 19, 26) , — отвечает Спаситель. Мы немощны, поэтому должны умалиться и понять, что от нас зависит только наше намерение ко спасению! Но, ни в коем случае, не само спасение. И тогда, когда мы понимаем это, в нас рождается сочувствие к другому человеку, ведь он также слаб, как и мы, а может быть, мы гораздо слабее его. И вот когда мы осознаем это, обидеться уже не так просто.

Батюшка, бывает так, что ты просишь у человека прощения, а он не прощает. Надо ли «добиваться» прощения?

Нет, я думаю, главное — иметь раскаяние перед другим человеком. А тот человек может и не простить. Но главное — свое отношение, свое чувство. Понимаете, можно просить прощения с лестью, не осознавая, что ты виноват, можно просить прощения теплохладно, лишь для перемирия — лучше худой мир, чем добрая война. Можно просить прощения из-за лицеприятия, когда нам хочется, чтобы высокое лицо относилось к нам по-доброму . Но все эти виды прощения — фальшь. Мы должны просить прощения от всей глубины сердца!

В своем руководстве духовными детьми, в особенности, близкими (близкие это не те, которых я больше люблю, а те, которые более сотрудничают со мной в духовной жизни, нуждаются в моей помощи), когда вижу, что кто-то из них просит прощения неискренне, стараюсь добиваться этой самой искренности. Потому что без нее прощение — это ложь. А отец лжи — диавол. И приходится разными способами и ухищрениями добиваться того, чтобы человек из самой глубины своего сердца попросил прощения. Я так добивался прощения у своего дитя, когда она была маленькой, и у многих других людей. Только такое прощение и просьба о нем приносит умиротворение и душе, просящей прощения, и душе, у которой его просят.

Как вести себя с обидчивым человеком? Нужно ли постоянно осторожничать, угождать ему или прямо высказывать свое мнение?

Батюшка, а как надо относиться к грубости от посторонних — например, в магазине, общественном транспорте?

Кто ударит тебя в левую щеку, подставь правую — это идеальные отношения. Но, конечно, очень трудно переносить хамское поведение по отношению к себе, и, если вы им огорчились, то не нужно отвечать злом на зло, а мысленно нужно помолиться об этом человеке.

А как себя вести, если при нас оскорбляют наших родителей или детей? Должны ли мы терпеть и прощать это?

Нужно постараться, как мне думается, с кротостью остановить беззаконие. Можно сказать обидчикам: «Зачем вы оскорбляете людей, которые старше вас? Почему вы так обращаетесь с теми, кого не знаете?» Но, если эти люди попытаются чинить насилие, то нужно вспомнить слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13) . И, конечно, надо встать на защиту, не задумываясь о том, чем закончится эта брань. Может быть, мученичеством. Мы, в принципе, должны быть к этому готовы. Я говорю об идеале.

Батюшка, а о прощении в более глобальном масштабе — как относиться к тем, кто заведомо сознательно возводит хулу на нашу веру, Православную Церковь, на русский народ и его вековые традиции?

Святитель Иоанн Златоуст для своего времени говорил так: «Если кто-то в твоем присутствии хулит имя Господа, подойди и ударь хулителя по щеке» (см. «Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1, ч. 12). Но сейчас другое время. Сейчас нужно подойти и, если это ваш знакомый, то нужно попросить его хотя бы ради вас не хулить Бога и Церковь Его. Если незнакомый человек говорит гадости, то нужно сказать ему, что он многого не знает, и попросить его воздержаться от резких выражений. Если ничто на него не подействует, то нужно помолиться за хулителя также, как за врагов своих: «Прости ему, Господи, ибо не ведает, что творит». И, конечно же, с хулителями не общаться, если они сознательно и убежденно поносят Бога и Церковь.

Думаю, что нельзя. Другое дело, что не все мы мученики, не многие из нас способны к мученическому подвигу. Господь говорит: Если тебя гонят в одном городе, иди в другой. Если ты видишь, что ни словом, ни делом не можешь помешать хулению, отойди от этого человека, не общайся с ним, помолись за него.

Беседовала Елена Волкова

Помощь монастырям, храмам и др

с письменного разрешения администрации сайта.

Если вы нашли ошибку — нажмите Ctrl-Enter

Источники:
Прощеное воскресенье: шесть советов, как простить своего врага
Простить своего врага – как такое возможно? Священник Константин Кобелев, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, считает, что к прощению врагов лучше подходить поэтапно.
http://pravlife.org/content/proshchenoe-voskresene-shest-sovetov-kak-prostit-svoego-vraga
Как простить врага
Как простить врага Разное. Самые комментируемые.
http://www.gennadij.pavlenko.name/blog/archives/4167
Как простить врага
Как простить врага Войти через uID О прощении. Как простить врагов? «… Я его спрашивала: «А если попадешь в такую ситуацию, что тебя изводят те, от кого невозможно уйти, как
http://celitelj.ucoz.ru/publ/moi_statji/o_proshhenii_kak_prostit_vragov/2-1-0-18
Как простить врага?
Как простить врага? Фотографии Владимира Монастырева Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12) — обращаемся мы к Господу. Но выполняем ли это
http://www.slavianka.com/archive/read/Mart-aprel-2013/Azy-pravoslaviya/

(Visited 4 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как проходит собеседование в магнит косметик Вакансии в магазинах «Магнит Косметик»«Магнит Косметик» – набирающая популярность сеть… (1)

Что чувствует мужчина когда у него стоит Что чувствуют парни, когда у них встает? Всё зависит от… (1)

Альберт Эйнштейн: правила для жены, В письмах друзьям Эйнштейн хвастал: "С женой я обращаюсь как… (1)

Муж послал на три буквы мнение психолога 23 урока(для женщин), которым не учат в школе это маст… (1)

Товары алиэкспресс меньше доллара Все о АЛИЭКСПРЕСС Добро пожаловать, гость! Для участия в форуме… (1)

COMMENTS