Коммуникация и общение

Коммуникация и общение

1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) отношений, взаимовлияние, регуляцию совместной деятельности.

В процессе общения происходит:

В общении выделяются:

— содержание (передаваемая информация),

— средства; могут быть естественными (жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения) и искусственными (языки, письменность, технические средства).

2. Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.

Структура общения по Г. М. Андреевой:

— коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,

— интерактивная составляющая – взаимодействие людей,

— социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.

Функции общения (по Борису Федоровичу Ломову):

— информационно-коммуникативную (передача информации),

— регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и организация совместной деятельности),

— аффективно-коммуникативная (передача эмоций).

Структура коммуникации по Гарольду Ласуэллу:

— кинетика (мимика, пантомимика),

— паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),

— проксемика (организация пространства и времени в общении),

— визуальное общение (контакт глаз).

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.

Часто невербальное общение помогает получить информацию:

— о признаках принадлежности человека к социальным группам,

— о физическом и психологическом состоянии человека,

— об эмоциональном отношении человека к чему-либо,

— о возможных вариантах поведения человека,

— о степени воздействия на человека тех или иных события,

— о психологическом климате в группе.

3. Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность.

Этапы онтогенеза общения:

— до 2-3 месяцев – биологическое по содержанию, контактное общение, служащее удовлетворению органических потребностей ребенка,

— от 2-3 до 8-10 месяцев – начальный этап познавательного общения,

— от 8-10 месяцев до 1,5 лет – возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности,

— от 1,5 до 3 лет – появление простейшего делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры,

— от 3 до 6-7 лет – становление произвольности в выборе и использовании разнообразных средств общения, развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры,

5. Социальная перцепция – отражение социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция).

Социально-психологическая компетентность = межличностная компетентность + коммуникативная компетентность.

На глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека влияют:

— темперамент, экстра- и интроверсия,

— профессиональные и личностные особенности субъекта межличностного познания.

Коммуникация и общение

Коммуникация — передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе.

К коммуникациям относят деловую переписку, переговоры, межличностную, межгрупповую, публичную, массовую и политическую коммуникацию. В межличностной коммуникации всегда отличают вербальную и невербальную коммуникацию, подчеркивая важность последней.

Понятия «коммуникация» и «общение» в жизни часто употребляют как синонимы, но это не вполне справедливо, между ними есть существенная разница. Бытовое — чаще общение, профессиональное — чаще коммуникация. Бесцельное и без правил — чаще общение, с осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) — чаще коммуникация. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Общение — легкое, неглубокое взаимодействие между людьми и в большей степени обмен эмоционально значимыми сообщениями и чувствами, в том числе чувствами важными и глубокими. Общение — чаще женское. Коммуникация — взаимодействие собеседников, каждый из которых из имеет задачу влияния на другого и знает, у его партнера по коммуникации задача такая же. Эмоции и чувства для коммуникации не то что мало характерны, они скорее не запускают процесс, а являются служебным моментом коммуникации. Коммуникация — чаще мужское. Коммуникатор выразит вам любые чувства, если сейчас они необходимы для решения ситуативной задачи, и не выразит вам чувств никаких, если это в ситуации неуместно.

Коммуникатор — человек со склонностью (задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ. Противоположный тип — простой человек, действующий без цели, по причине, по принципу «потому что». Простой человек хорош в качестве друга и не уместен в деловой обстановке, где требуются выстроенные коммуникации.

Люди общаются, потому что им это нравится и хочется. Основная задача коммуникации — эффективность, эффективная передача нужной информации либо оказание необходимого воздействия.

Общение и коммуникации отличаются использованием манипуляций. В обычном общении манипуляции происходят стихийно, в большей степени от настроения и типа личности общающихся людей, и обычно ими мало осознаются — как и в принципе мало осознается все, что происходит в общении. Говоря метафорически, манипуляций в общении столько же, сколько пыли в воздухе — всегда есть, но у дороги больше, в парке меньше. Что касается коммуникации, то это взаимодействие, где количество и характер манипуляций строго регламентируется: в сотрудническом взаимодействии, при планировании совместных действий манипуляции исключены практически полностью, в переговорах с конкурентами — разрешены, в полемике — являются основным содержанием взаимодействия. Говоря метафорически, манипуляций в коммуникации столько же, сколько красящих и ароматических веществ в аптечной и парфюмерной продукции: все выверено до миллиграмма.

Когда разговаривают два человека, один из них может общаться, а другой вести коммуникацию. Когда общаются клиент и психолог во время консультации, клиент обычно общается. А что в это время делает психолог? Психолог в это время ведет профессиональное общение: общение, в котором есть осознанные цели и правила, но в котором, в отличие от коммуникации, особую важность имеют чувства и эмоции.

Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантические шумы — первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. При этом, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.

Факторная модель коммуникации Г. Малецки является одним из многочисленных вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Вивера включила, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов.

В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.

Коммуникативные навыки — навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах. Освоите главные навыки — будете общаться эффективно, не освоите — будете размышлять «почему у меня не строятся отношения».

Коммуникация и общение

Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»? Одни ученые разводят эти понятия, другие отождествляют их, считая синонимичными.

Коммуникация (от лат. communicatio: общение, сообщение, связь) представляет собой трехтактный процесс односторонней информационной связи субъекта-коммуникатора, или адресанта (продуцента и отправителя сообщения), с объектом-реципиентом (от лат. recipiens (recipientis): получающий) — получателем, адресатом послания. Это может быть другой человек, животное или принимающее техническое устройство.

Коммуникация включает: продуцирование (создание) сообщения (послания); его передачу отправителем (адресантом) и получение адресатом.

Коммуникация — это односторонняя информационная связь между людьми, животными и/или техническими устройствами, которая носит однонаправленный, безответный и монологичный характер.

Коммуникация между людьми — это частный случай общения.

Акт коммуникации (продуцирование — передача — получение сообщения) может быть разовым или многократным, но при этом она по-прежнему остается однонаправленной и монологичной до тех пор, пока коммуникатор и реципиент не поменяются ролями, т. е. пока не будет получен осознанный ответ.

Только после этого коммуникация из однонаправленной превращается в дву- или многосторонний взаимный обмен посланиями с обратной связью в форме диалога или полилога (если участников коммуникации больше двух). Это и есть общение между людьми.

Общение — это взаимный обмен посланиями между коммуникатором (адресантом) и реципиентом (адресатом), которые меняются ролями.

Это взаимная коммуникация с обратной связью, протекающая в форме диалога или полилога между людьми, сообщающимися между собой.

Таким образом, отличие коммуникации от общения состоит в том, что первая является односторонней информационной связью, которую могут устанавливать и животные, и технические устройства, а второе — информационный обмен между людьми.

В разговорной же практике между коммуникацией и общением нет непереходимой грани. А главное, их роднит и объединяет общий для них признак — сообщение. Сам этот термин — сообщение — в русском языке имеет строение и значение взаимного, объединенного и объединяющего (со-вместного, со-вокупного) общения (со-общения).

Человек живет среди людей, и социокультурное общение является необходимым условием его личностного и общественного совершенствования. В процессе общения происходят освоение, усвоение и передача культурных ценностей, социализация человека, формируется внутренняя культура личности, без общения невозможны ни совместный труд, ни приращение культуры, ни само продолжение человеческого рода на Земле.

Общение — это специфическая форма человеческого взаимодействия, необходимое условие и универсальный способ общественного и личностного развития, процесс взаимообмена продуктами (результатами) духовного производства и психической деятельности (взглядами, представлениями, мыслями, идеями, знаниями, опытом, чувствами и переживаниями).

Необходимое условие осуществления культурной коммуникации — наличие общего языка у субъектов общения. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим историко­социокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значение символов (кода), что способствует взаимопониманию между ними.

В зависимости от степени этой общности результаты культурной коммуникации могут колебаться от полного совпадения (взаимопонимания) до существенного разногласия (непонимания) между субъектами в интерпретации символов (и смысла сообщения).

Чем выше общность жизненного и социокультурного опыта адресанта и адресата, тем эффективнее их взаимопонимание в процессе общения и адекватнее интерпретация смысла послания.

В общении информация циркулирует между партнерами (соавторами) по общению, духовно обогащая их. Это процесс взаимной выработки новой информации, общей для партнеров по общению и рождающей их общность (или повышающей ее степень) и протекающий в режиме диалога (общения двух партнеров) или полилога (общения многих партнеров).

Общение есть функция человеческого сознания, оно является феноменом культуры и, как и культура, возникает с появлением человека и невозможно без него.

Животные, которые не обладают сознанием и культурой, не имеют и способности к общению. Разнообразное по формам предобщение в животном мире представляет собой генетически предопределенную сигнальную коммуникацию как разновидность биологических отношений. Схожая сигнальная коммуникация происходит и между человеком и машиной, машиной и животным, машиной и машиной. Отношения человека с животным (особенно домашним) представляют из себя общение со стороны человека и предобщение — со стороны животного.

Нередко в культурологической литературе со значением общения используется термин «культурная коммуникация».

Культурная коммуникация (общение) — процесс информационного взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи (коммуникация) или обмена (общение) сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством тех или иных знаковых систем (естественных или искусственных языков).

Основными элементами культурной коммуникации являются: отправитель (коммуникатор) и получатель (реципиент) сообщения; средства коммуникации (код, используемый для передачи сообщения в знакомо-символической форме, и канал, по которому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); результат (эффект) коммуникации (изменение в поведении получателя, которое происходит вследствие приема сообщения); шум (помехи и искажения в процессе коммуникации, которые препятствуют достижению заданного результата).

Существует два типа средств коммуникации:

1) естественно возникшие (жесты, мимика, язык);

2) искусственно созданные (технические), которые подразделяются на традиционные (письменность, книгопечатание, пресса) и инновационные, или современные (телефон, радио, телевидение, Интернет, SMS-сообщения и др.).

Происхождение, сущность, формы, виды и языки общения и коммуникации изучают философия, культурология, социология, психология, лингвистика, семиотика, информатика и другие науки.

Разница между общением и коммуникацией

Общение как понятие по-разному воспринимается психологами, философами, творческими личностями и просто людьми, которые не особо задумываются над содержанием этого понятия, когда говорят друг с другом по телефону или обсуждают с близкими семейные проблемы. В определения смысла терминологически строгого слова коммуникация расхождение мнений не настолько выражено. Многие вообще считают, что коммуникация и общение – одно и то же. Так ли это?

Общение – многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми.

Коммуникация – совокупность вербальных и невербальных операций, в результате которых происходит обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия.

Важнейшее свойство общения – универсальность, способность объединять все виды человеческих взаимоотношений, которые удовлетворяют потребность в совместной деятельности и дают возможность каждому через взаимопонимание с другими осознавать себя уникальной личностью.

К этим видам относятся, прежде всего, коммуникация, взаимодействие между участниками общения и их непосредственное восприятие друг друга в качестве партнеров, ведущих диалог.

Коммуникация как вид общения обладает важнейшими функциями, включающими, кроме речевой деятельности человека, визуальные и тактильные способы восприятия им информации в виде жестов, мимики, позы, интонации.

В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию речи и собеседнику. Он может улыбаться или хмуриться, произносить фразы в ироничном тоне или подчеркивать важность сказанного легким касанием руки партнера, кивать в ответ на услышанное в знак согласия или, наоборот, чуть откидываться, демонстрируя недоверие к чьим-то словам. Вербальный контакт дополняется невербальной информацией, и только в такой форме становится основой общения.

Коммуникация и все ее процессы тесно связаны со знаковыми системами. В них входят алфавит, числовые и другие символы, дорожные знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы. Их использование позволяет устанавливать дистанционное общение, если непосредственный контакт участников невозможен.

Общение как форма межличностных отношений сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными. Если коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией между людьми, то перцептивная регулирует их восприятие друг другом, а интерактивная способствует организации взаимодействия между ними по типу личного, делового или официального общения.

Источники:
Коммуникация и общение
1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) отношений, взаимовлияние, регуляцию совместной деятельности. В процессе
http://dedovkgu.narod.ru/porm/porm19.htm
Коммуникация и общение
Психологос энциклопедия практической психологии
https://www.psychologos.ru/articles/view/kommunikaciya
Коммуникация и общение
11.1. Коммуникация и общение
http://textb.net/30/105.html
Разница между общением и коммуникацией
Коммуникация – один из видов межличностного взаимодействия. Общение объединяет все виды человеческих взаимоотношений.
https://thedifference.ru/chem-obshhenie-otlichaetsya-ot-kommunikacii/

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как быть строгим с девушкой Как вести себя в отношениях с девушкойЧто такое отношения между… (2)

Если мужчина говорит найди себе другого Ваш любимый мужчина нашел другую? Любимый мужчина нашел другую? Встречается… (2)

Корпоративная культура Корпоративная культура "Отдел кадров коммерческой организации", 2014, N 3 Наша… (2)

Интимная переписка примеры писем Возбуждающее письмо любимому на расстоянииПривет, мое Солнышко! Утром прилегла отдохнуть….и… (2)

как воспитать мужчину под себя Как воспитать мальчика без отца? «Не верьте психологам, утверждающим, что… (1)

COMMENTS