Компоненты общения

Компоненты общения

  1. Коммуникация состоит из компонентов:

  • сообщение (что передается)

  • канал коммуникации (средство передачи сообщения)

  • получатель (человек, который получает сообщение)

  • эффект (какое воздействие оказало сообщение на получателя)

  • обратная связь (ответное сообщение, передаваемое получателем, который превращается в отправителя)

    • помеха физического характера, которая оказывает воздействие на передаваемое сообщение

  • функциональное и эмоциональное состояние получателя, которое выступает в качество внутренней помехи
  • поле опыта (весь накопленный опыт общения, который привносится отправителем и получателем в актуальный процесс коммуникации)

  • контекст (условия, в которых протекает коммуникации)
  • Перед отправлением сообщения отправитель его кодирует помощью слов, символов или знаков; получатель сначала воспринимает, декодирует полученное сообщение, а потом интерпретирует его, то есть пытается понять, найти смысл, значение принятого сообщения.

  • Рассматривая коммуникацию как деятельность, можно сказать, что на нее влияют внешние и внутренние факторы. Условно барьеры коммуникации можно разобрать на внутренние и внешние.

  • К внешним барьерам коммуникации относится канал коммуникации и шум как помеха физического характера, контекст.

  • К внутренним барьерам коммуникации относится отправитель; получатель; их поле опыта; шум как функциональное и эмоциональное состояние; процесс восприятия, кодирования, декодирования и интерпретации сообщения, которые они осуществляют при передаче и приеме информации с помощью познавательных психологических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; само сообщение и эффект, который оно оказывает на получателя; а также обратную связь.

  • Наибольшую сложность представляет сами участника коммуникации, так как у каждого есть дополнительные психологические барьеры:

  • работоспособность органов чувств

  • уровень развития познавательных психологических процессов (внимания, памяти, ощущения, восприятия, мышления), интеллекта в целом

  • эмоциональное состояние, чувства, настроение; функциональное состояние всего организма;

  • структура ценностей и мотивов

  • актуальные мотивы и потребности, интересы

  • знание этих компонентов и того, что они влияют на качество коммуникации, могут помочь установить контакт, баз искажений принять информацию и понять контакт, без искажений принять информацию и понять собеседника, а могут и вызвать конфликт, — позволяет сделать вывод, что необходимо учитывать их влияние. В связи с этим рассмотрим их подробнее, каждый в отдельности с соответствующими рекомендациями для преодоления тех или иных барьеров.
  • Компоненты общения

    Выделяют несколько компонентов общения: вербальное, невербальное и паравербальное.

    Вербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами — это словесное общение.

    Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

    Паравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

    Рекомендации по ведению: Примерные вопросы для обсуждения:

    — Когда Вы общаетесь, Вы используете только один из компонентов общения, несколько или все?

    — На что при общении Вы ориентируетесь больше: на то, ЧТО говорит человек, или на то, КАК он это сказал?

    — На какие особенности поведения человека мы обращаем внимание, общаясь с ним?

    Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встрече. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами), для нас выразит совсем иной смысл сказанного.

    Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

    Чаще всего, в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи.

    Рекомендации по ведению:Восприятие информации можно рассмотреть с помощью таблицы.

    Компоненты общения

    Общение. Виды, функции, типы, компоненты. Вербальные и невербальные ком-ции. Барьеры

    Обще́ние – взаимодействие людей друг с другом, включающее в себя обмен информацией и оказание воздействия друг на друга. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

    1. Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

    2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как ненужный или мешающий объект: если нужен — активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут. Если получили желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

    3. Форм-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и ср-ва общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его соц роли.

    4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи Слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, инТонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

    6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман) в зависимости от особенностей личности собеседника.

    7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорит в подобных случаях, это общение закрытое

    Ф-ции: коммуникативная – осущ взаимосвязи между людьми; информационная; когнитивная – осмысление знач-й на основе представлений; эмотивная – проявление эмоц связи индивида с действительностью; конативная – управление и коррекция взаимных позиций; креативная – развитие людей и создание новых отн-й между ними.

    Типы общения. Обычно выделяют 2 типа общения: личностное(разговор по душам – открытость намерений, мнений) и ролевое(кажд из нас носитель опред соц категории).Общение на уровне социальных ролей диктуется исполняемой ролью, фиксирует то место, которое занимает человек в системе обществ соц отношений. Под межличностным общением подразумевается участие двух конкретных личностей, обладающих уникальными индивидуальными качествами, кот раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.

    Наиболее распрост явл деление всех взаимодействий на 2 противоположных вида: кооперация (упорядочивание сил, сплоченность) и конкуренция (напр, конфликт – столкновение целей, интересов – противоп позиции и цели).

    Компоненты: Перцептивный компонент общения характеризует его как восприятие человека другим человеком (социальная или межличностная перцепция). Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные (дополнение речи). Интерактивный компонент общения – это особенности взаимодействия партнеров, кот определяются их личностными состояниями.

    Коммуникация — обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.Вербальная общение с помощью слов, невербальная — передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков. Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоц, физиол состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. невербальные средства: Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).Тактильные (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

    Общение и его структурные компоненты

    Общая характеристика общения. Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

    В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу Действий.

    В процессе общения формируются, проявляться и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.

    Можно выделить главные трактовки общения: общение — вид самостоятельной человеческой деятельности; общение — атрибут других видов человеческой деятельности: общение — взаимодействие субъектов.

    Структурные компоненты общения. Основными структурными компонента и общения (но Г. М. Андреевой) являются: коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами); интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами но общению и установления на этой основе взаимопонимания).

    Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других люден, к самопознанию; действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия); задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения: продукты общения — образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения.

    Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности, при этом имеют значение мотивы и цели общения каждой из сторон, их взаимодействие, виды взаимодействия — содружество, конкуренция, конфликт.

    Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга. Основными механизмами взаимопонимания являются:

    1) идентификация — способ понимания другою человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

    2) апереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам;

    3) рефлексия — осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера но общению;

    4) обратная связь — получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал иа партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

    Источники:
    Компоненты общения
    Коммуникация состоит из компонентов: сообщение (что передается) канал коммуникации (средство передачи сообщения) получатель (человек, который получает сообщение)
    http://lechchka.narod.ru/obschenie1.html
    Компоненты общения
    Выделяют несколько компонентов общения: вербальное, невербальное и паравербальное. Вербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами — это
    https://studopedia.ru/17_46036_komponenti-obshcheniya.html
    Компоненты общения
    Общение. Виды, функции, типы, компоненты. Вербальные и невербальные ком-ции. Барьеры Обще́ние – взаимодействие людей друг с другом, включающее в себя обмен информацией и оказание
    https://studopedia.org/5-137933.html
    Общение и его структурные компоненты
    Общая характеристика общения. Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это сложный,
    https://psyera.ru/obshchenie-i-ego-strukturnye-komponenty-1047.htm

    COMMENTS