Корпоративное общение

Корпоративная культура делового общения

Автор: Виталий Третьяков, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, вице-президент Санкт-Петербургского Фонда культуры.

Корпоративное общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Цель корпоративного общения — постановка определенных целей и конкретных задач. Этим оно отличается от общения в широком смысле слова. Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации. Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника.

Знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату, — все это включает в себя коммуникативная культура.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией.

Корректность — умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, когда появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

Тактичность — также одно из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т.д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью.

Предупредительность — это стремление первым оказать любезность избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Человек с высоким уровнем коммуникативной культуры обладает:

  • эмпатией — умением видеть мир глазами других, понимать его также, как они;

    Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.

    Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

    Показателями культуры речи в деловом общении являются:

  • словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

    Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяют говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

    Корпоративное общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Цель корпоративного общения — постановка определенных целей и конкретных задач. Этим оно отличается от общения в широком смысле слова.

    В деловом корпоративном общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации.

    Однако деловое (корпоративное) общение — понятие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, которое происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и пр.

    Корпоративное общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

    Различают два вида корпоративного общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. verbalis — словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и пр.

    Три основных стиля корпоративного общения:

  • ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер — лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличие от следования роли — социальной, профессиональной, личностной;

    К формам корпоративного общения относятся деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка.

    Деловая беседа — передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно.

    Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе:

  • взаимное общение работников из одной деловой сферы;

    Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.

  • Деловые переговоры — основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.

    Главные функции корпоративного общения:

  • организация совместной деятельности;

    Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника. Работник, как профессионал, должен уметь:

  • формулировать цели и задачи общения;

    Социально-психологические методы управления общением

    Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

    Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

    Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т.п. другого человека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

    Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его цель — активизировать мышление личности при усвоении информации, формировать у нее убежденность.

    Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до основательного содержательного познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т.е. собственная позиция.

    Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации.

    Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.

    Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Еще Аристотель говорил, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. Подражание как сознательная или бессознательная имитация чьих-то действий, манеры поведения и мышления широко распространено в жизни, в том числе и деловой практике.

    Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

    Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании цель достигается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа — основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

    Принуждение по сравнению с предыдущими методами — это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

    В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.

    Как бы ни был профессионально подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми, как на массовом, так и на индивидуальном уровне. Найти свой стиль в общении с людьми — важное условие успеха.

    Состав аудитории. Здесь полезно принимать во внимание все то, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные качества. Различные аудитории предполагают специфические подходы к достижению наилучшего коммуникационного воздействия.

    Содержание и характер материала выступления. Например, в выступлении, в котором рассматриваются актуальные вопросы профессиональной деятельности, недопустим авторитарный тон, безаппеляционность высказываний. Необходимо проявлять больше доверия к людям, советоваться с ними в процессе выступления. Здесь допустим доверительный обмен мнениями, открытое желание взаимно обогатиться знаниями — надежный вариант коммуникационного общения.

    Объективная самооценка выступающим своих личностно-деловых качеств, научной компетенции в тех проблемах, с которыми он вышел к людям. Важно не переоценивать и не занижать свою научно-экономическую и практическую подготовленность. Следует самокритично оценить свои коммуникабельные качества. Выступающему следует серьезно задумываться над техникой общения, контролировать себя в процессе общения.

    Существуют несколько видов делового общения:

  • менторский — поучительный, назидательный;

    Следует всячески стремиться освободиться от менторского общения, остерегаться появления у руководителя ноток поучающего общения. Не должно быть позы, какого-либо проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакций на излагаемый материал.

    Современные люди сдержанно относятся к информационному общению. Они хотят обмена мыслями, утверждения себя в научном понимании реальных факторов, выработки собственных убеждений. Не случайно сейчас популярно одухотворяющее общение. В его процессе люди проникаются достоинствами интеллектуального общения. У них актуализируется потребность в совершенствовании своего духовного мира. Одухотворяющее общение — наглядный показатель высокой культуры общения.

    Конфронтационное общение в ряде случаев дидактически необходимо. Бывают пассивные аудитории или аудитории, которые, как говорят, ничем не удивишь. Бывают темы выступления, которые не вызывают у людей по самым разным причинам живого интереса. Конфронтационная манера общения используется для активизации внимания людей, втягивая их в обсуждение проблемы, она наиболее предрасполагает к возникновению дискуссий, к противоборству различных точек зрения.

    Корпоративная культура делового общения

    В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

    Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией.

    Корректность — умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, когда появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

    Тактичность — также одно из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т.д.

    Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

    Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью.

    Предупредительность — это стремление первым оказать любезность избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

    Человек с высоким уровнем коммуникативной культуры обладает:

    Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.

    Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

    Показателями культуры речи в деловом общении являются:

    Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяют говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

    Виды корпоративного общения

    Корпоративное общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Цель корпоративного общения — постановка определенных целей и конкретных задач. Этим оно отличается от общения в широком смысле слова.

    В деловом корпоративном общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации.

    Однако деловое (корпоративное) общение — понятие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, которое происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и пр.

    Корпоративное общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

    Различают два вида корпоративного общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. verbalis — словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и пр.

    Три основных стиля корпоративного общения:

    К формам корпоративного общения относятся деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка.

    Деловая беседа — передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно.

    Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе:

    Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.

    Главные функции корпоративного общения:

    Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника. Работник, как профессионал, должен уметь:

    Социально-психологические методы управления общением

    Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

    Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

    Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т.п. другого человека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

    Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его цель — активизировать мышление личности при усвоении информации, формировать у нее убежденность.

    Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до основательного содержательного познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т.е. собственная позиция.

    Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации.

    Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.

    Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Еще Аристотель говорил, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. Подражание как сознательная или бессознательная имитация чьих-то действий, манеры поведения и мышления широко распространено в жизни, в том числе и деловой практике.

    Более сложным является метод внушения . Это приведение путем слова или каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

    Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании цель достигается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа — основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

    Принуждение по сравнению с предыдущими методами — это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

    В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.

    Как бы ни был профессионально подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми, как на массовом, так и на индивидуальном уровне. Найти свой стиль в общении с людьми — важное условие успеха.

    Факторы, влияющие на выбор стиля общения

    Состав аудитории. Здесь полезно принимать во внимание все то, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные качества. Различные аудитории предполагают специфические подходы к достижению наилучшего коммуникационного воздействия.

    Содержание и характер материала выступления. Например, в выступлении, в котором рассматриваются актуальные вопросы профессиональной деятельности, недопустим авторитарный тон, безаппеляционность высказываний. Необходимо проявлять больше доверия к людям, советоваться с ними в процессе выступления. Здесь допустим доверительный обмен мнениями, открытое желание взаимно обогатиться знаниями — надежный вариант коммуникационного общения.

    Объективная самооценка выступающим своих личностно-деловых качеств, научной компетенции в тех проблемах, с которыми он вышел к людям. Важно не переоценивать и не занижать свою научно-экономическую и практическую подготовленность. Следует самокритично оценить свои коммуникабельные качества. Выступающему следует серьезно задумываться над техникой общения, контролировать себя в процессе общения.

    Существуют несколько видов делового общения:

    Следует всячески стремиться освободиться от менторского общения, остерегаться появления у руководителя ноток поучающего общения. Не должно быть позы, какого-либо проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакций на излагаемый материал.

    Современные люди сдержанно относятся к информационному общению. Они хотят обмена мыслями, утверждения себя в научном понимании реальных факторов, выработки собственных убеждений. Не случайно сейчас популярно одухотворяющее общение. В его процессе люди проникаются достоинствами интеллектуального общения. У них актуализируется потребность в совершенствовании своего духовного мира. Одухотворяющее общение — наглядный показатель высокой культуры общения.

    Корпоративное обучение и его роль в формировании компетенции корпоративного общения Текст научной статьи по специальности — Народное образование

    Корпоративное обучение и его роль в формировании компетенции корпоративного общения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

    Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Макарова Е. Л.

    В статье рассматриваются педагогические особенности корпоративного обучения и его роль в формировании компетенции корпоративного общения . Проведен анализ способов организации и целей корпоративного обучения сотрудников многонациональной компании

    CORPORATE LEARNING AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF CORPORATE COMMUNICATION COMPETENCE

    This paper presents the pedagogical characteristic of corporate learning and its role in the formation of corporate communication competence. It is analyzed the ways of organization and objectives of corporate employees learning by the multinational company

    Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Макарова Е.Л.,

    Текст научной работы на тему «Корпоративное обучение и его роль в формировании компетенции корпоративного общения»

    КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Е.Л. Макарова

    В статье рассматриваются педагогические особенности корпоративного обучения и его роль в формировании компетенции корпоративного общения. Проведен анализ способов организации и целей корпоративного обучения сотрудников многонациональной компании

    Ключевые слова: корпоративное обучение, организация корпоративного обучения, корпоративная культура, корпоративное общение, корпоративная компетенция, компетенция корпоративного общения

    В связи с появлением в России многонациональных компаний, действующих по принципам и стандартам Европейского Союза, как правило, отличных от российских, возрастают требования работодателей к компетенциям современного специалиста.

    Актуальные потребности в сфере квалификации и компетентности сотрудников компании, а также необходимость

    целенаправленного развития компетенций сотрудников компании повлекли за собой развитие системы непрерывного корпоративного обучения.

    Анализ отечественных и зарубежных публикаций, посвященных исследованиям феномена корпоративного обучения, позволяет

    охарактеризовать корпоративное обучение как специально организованную педагогическую систему, функционирование которой обеспечивает: устранение несоответствия между требованиями к специалисту внутри компании и уровнем его подготовки; формирование новых компетенций в связи с необходимостью изменения профессиональных обязанностей в интересах компании и сотрудника.

    В работах отечественных исследований были определены следующие возможности

    корпоративного обучения [4]:

    — возможность удовлетворения запросов работающего персонала путем его участия в различных формах корпоративного обучения;

    — возможность постоянной адаптации к

    требованиям производства, рынка труда,

    структурным изменениям в экономике страны;

    — возможность осуществления сближения и

    разумного объединения интересов работодателей и работников, направленного на повышение

    конкурентоспособности, как самих работников, так и производимых ими товаров и услуг;

    — возможность представления корпоративного обучения в качестве механизма, позволяющего руководителям гасить социальные противоречия внутри организации.

    Макарова Елена Леонидовна — ВГАУ им. императора Петра I, ст. преподаватель, e-mail: maklena79 @vandex .ru, тел. (473) 253-74-40

    Целью корпоративного обучения является не столько передача знаний, сколько формирование корпоративных компетенций и ориентации на

    изменение индивидуального и группового

    По мнению немецких специалистов В. Бартца и X. Шайбла, цели корпоративного обучения с точек зрения работодателя и сотрудника

    существенно отличаются. С позиции работодателя целями корпоративного обучения являются:

    — организация и формирование персонала управления;

    — овладение умением определять, понимать и решать проблемы;

    — гибкое формирование персонала;

    Цели, которые ставит перед собой сотрудник, по мнению В. Бартца и X. Шайбла, заключаются в следующим:

    — поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;

    — приобретений профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;

    — развитие способностей в области планирования и организации производства;

    — развитие корпоративных компетенций.

    Таким образом, корпоративное обучение это

    непрерывный процесс, который инициирован и управляется самой компанией и основан на стремлении к достижению единства интересов каждого отдельного сотрудника и компании в целом.

    Среди основных факторов, отражающих особенности корпоративного обучения, можно выделить следующие [5]:

    1. Активное внедрение новой техники и технологий, являющееся следствием бурного технического прогресса, часто влечет за собой отмирание или изменение некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация работника и управленца не может быть гарантирована базовым образованием и опытом предыдущей деятельности.

    2. Мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем соревновательности, поэтому

    организации, имеющие современную систему инженерной и управленческой подготовки, а также программы непрерывного образования, находясь в первых рядах совершенствующих свои методы работы, лидируют в условиях конкуренции.

    3. Значительно более экономичным и эффективным для фирмы является повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

    Корпоративное обучение существенно отличается от традиционного «профессионального обучения» и характеризуется следующими отличительными чертами:

    — все сотрудники организации должны участвовать в корпоративном обучении;

    — корпоративное обучение должно мотивировать сотрудника и быть направлено на формирование потребности овладения новыми компетенциями, поскольку приобретая новую компетенцию, повышается конкурентоспособность сотрудника;

    — корпоративное обучение должно носить опережающий характер по отношению к структурным изменениям и обновлениям в компании;

    — корпоративное обучение способствует общему интеллектуальному развитию сотрудника компании, повышает общую самооценку сотрудника компании;

    — корпоративное обучение это непрерывный процесс (например без перерывов на каникулы);

    — корпоративное обучение должно быть способным адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, экономике, т.е. быть гибким и мобильным;

    — корпоративное обучение это, прежде всего формирование компетенций, повышение качества трудовой деятельности сотрудника компании. В связи с этим на первый план выдвигается не получение сотрудниками компании большого объема знаний, а повышение эффективности деятельности компании;

    — корпоративное обучение должно быть инновационным, с использованием современных информационно — коммуникационных технологий и базируется на активных методах обучения;

    — корпоративное обучение базируется на профессиональное образование, развивая и совершенствуя компетенции, приобретенные в вузе;

    — корпоративное обучение направленно не только на обновление профессиональных компетенций, но и на социальное развитие сотрудников компании, формируя их ценности, убеждения, мировоззрения, т.е основано на корпоративной культуре компании.

    Важную роль в корпоративном обучении играет планирование и организация корпоративного обучения. Планирование и организация корпоративного обучения требует особенного внимания, так как от количества

    сотрудников компании в учебной группе, ее состава во многом зависит качество теоретического и практического обучения.

    По мнению, В.В. Кузнецова в структуру планирования корпоративного обучения входят цели, мотивы, способы, приемы. Основным структурным компонентом планирования является действие, которое должен выполнять сотрудник, понимающий и осознающий, что представляет образовательный процесс, корпоративное обучение, знакомый с основами профессионального обучения, профессиональной психологии, педагогической диагностикой. [2]

    Т еория планирования корпоративного обучения сотрудников компании только

    складывается, и основываться на теоретических положениях дидактики и социальной психологии, педагогической психологии, особенно теориях обучаемости и профессионального общения.

    При планировании корпоративного обучения сотрудников компании проводится

    предварительный анализ профессиональных компетенций сотрудников компании,

    прогнозируются ее изменения, учитываются показатели сложности выполняемых сотрудником работ.

    Основной задачей корпоративного обучения является его качество, «которое определяется

    субъектами образовательного процесса -педагогами корпоративного обучения и составом обучаемых, их обучаемостью, материальнотехнической базой учебной структуры компании. Хотя естественно, что распределение по профессиям, квалификации, учету перспективных потребностей производства просто необходимо. [1]

    Целью корпоративного обучения является, прежде всего, формирование корпоративных компетенций сотрудников многонациональной компании.

    Корпоративные компетенции применимы к любой должности в компании и следуют из ценностей компании, которые фиксируются в таких корпоративных документах, как стратегия, кодекс корпоративной этики и т. д. Разработка корпоративных компетенций является частью работы с корпоративной культурой компании.

    Корпоративная культура — это искусственно созданная реальность, включающая в себя миссию, стратегию, идеологию, материальные и духовные ценности компании, которая развивается и существует благодаря взаимодействию

    корпоративных компетенций каждого члена корпоративного сообщества.

    Данное определение подчеркивает, что в основе корпоративной культуры лежат

    корпоративные компетенции — процесс приобретения знаний в результате социального взаимодействия в условиях меняющейся реальности и умение пользоваться данными знаниями в профессиональной среде. Корпоративные компетенции в свою очередь представляют собой совокупность умений, которые обеспечивают

    успешное выполнение специалистом

    профессиональной деятельности. Другими словами, корпоративные компетенции — интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки специалиста-выпускника вуза для выполнения деятельности в профессиональных областях.

    Корпоративная культура включает в себя: миссию, стратегию, идеологию, материальные и духовные ценности компании, корпоративные компетенции. Оптимальное количество

    корпоративных компетенций в корпоративной культуре компании составляет от 5 до 7 компетенций.

    Формирование корпоративных компетенции в условиях корпоративного обучения представляет собой динамический цикл, названный в работах немецких ученых (С. Лютгенс, О. Шмидт и д.р.) «A.K.T.I.O.N.», где

    A — Analyse Анализ: состояние дела (анализ мнений сотрудников, постановка целей, разработка стратегии, планирование программы развития);

    K — Konzeption Концепция: советы,

    рекомендации по ведению стратегического общения;

    T — Text Текст: креативное оформление, обработка информации, использование технических средств обучения;

    I — Implementierung Реализация: принятие решения, планирование мероприятий, затраты и временная шкала;

    O — Operation Операция: перераспределение запланированных мероприятий согласно

    запланированной программы развития;

    N — ^еЬагЬеії Усовершенствование: оценка, анализ эффективности, коррекция Одной из важных корпоративных компетенций специалиста является компетенция корпоративного общения.

    В связи с тем, что многонациональные компании стали неотъемлемой частью российской жизни корпоративное общение занимает важную роль в функционировании компании. Но необходимо отметить, что в процессе общения с сотрудниками и менеджерами, которые

    представляют почти весь национальный спектр мира, российские специалисты испытывают трудности, связанные с корпоративным общением. Во многом от того, насколько успешно специалисты осуществляют корпоративное общение в поликультурной команде, зависит также и успех их профессиональной деятельности.

    Все это позволяет рассматривать процесс формирование компетенции корпоративного общения сотрудника компании, как проблему, важную для корпоративного обучения.

    Компетенция корпоративного общения является инструментом реализации стратегии компании и складывается из корпоративной и профессиональной компетенции. Корпоративная и профессиональная компетенции вместе должны создавать целостную систему требований компании к знаниям и навыкам работников и не должны дублировать друг друга.

    Динамический цикл формирования компетенции сотрудников компании в процессе корпоративного

    Основу компетенции корпоративного общения составляет корпоративное общение, с помощью которого происходит передача сведений большому количеству людей внутри компании и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами.

    Компетенция корпоративного общения предполагает знание корпоративной культуры, а также готовность специалиста осуществлять корпоративное общение, в том числе и иноязычное, как в устной, так и письменной форме, в профессиональной и непрофессиональной сферах деятельности.

    Под компетенцией корпоративного общения мы понимаем умение сотрудников компании вести иноязычное общение в деловой и производственной сфере, которое распространяется на все сферы деятельности компании, а также имеет решающее значение при выполнении задач, стоящих перед организацией в профессиональной среде.

    Формирование компетенции корпоративного общения наиболее эффективно в процессе корпоративного обучения. Корпоративное обучение является непрерывным образовательным процессом внутри компании, отвечающим актуальным требованиям корпоративной культуры компании и

    постоянно адаптируется к новым требованиям компании и рынку труда, что, несомненно, важно при формировании компетенции корпоративного общения.

    1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. — 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. -М.: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.

    2. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Кузнецов.-Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. Ун-та, 2010. -227 с.

    3. Матрусова, Т.Н. Внутрифирменная подготовка кадров в Японии // Проблемы теории и практики управления. — 1994. — № 5. — С. 69 — 73.

    4. Саакова, В.А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда / В.А.Саакова // Ежемесячный теоретический и научнометодический журнал «Среднее профессиональное образование». — 2007. №2. — С.60-61.

    5. Симбирева А. Л. Внутрифирменное обучение:

    теория и практика осознанной необходимости.

    [Электронный ресурс]. — Режим

    hunter.com/lib/practicum/28 (Дата обращения: 25.01.2012)

    Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

    CORPORATE LEARNING AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF CORPORATE COMMUNICATION COMPETENCE

    This paper presents the pedagogical characteristic of corporate learning and its role in the formation of corporate communication competence. It is analyzed the ways of organization and objectives of corporate employees learning by the multinational company

    Key words: corporate learning, organization of corporate learning, corporate culture, corporate communication, corporate competence, corporate communication competence

    Корпоративное общение

    Корпоративное общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

    Слайд 23 из презентации «Деловая коммуникация» к урокам психологии на тему «Деловое общение»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Деловая коммуникация.ppt» можно в zip-архиве размером 254 КБ.

    «Психология делового общения» — Деловая коммуникация. Убеждение. Психология делового общения. Способы воздействия на партнеров. План. Этика и психология делового общения. Способы установления психологического контакта. Подражание. Каждому человеку присущ свой стиль общения. Особенности межличностного взаимодействия в ДО. Принципы делового этикета.

    «Искусство делового общения» — Деловой этикет включает две группы правил. Деловое общение. Диалогические виды. Недостатки при ведении переговоров. Общение может происходить на различных уровнях. Пускать все на самотек. Особенности. Невербальное общение. Формы. Специфика. Деловой этикет. Приветственная речь. Теория делового общения.

    «Сущность делового общения» — Деловое общение. Формы делового общения. Особенности служебно-делового общения. Совещание. Процесс беседы. Сущность делового общения. Виды делового общения. Иерархичность. Прямое общение. Коммуникативные установки. Установление контакта. Принципы деятельности. Беседа. Непродуктивные совещания. Речевые действия.

    «Особенности делового общения» — Деловая коммуникация. Дистанциирование. Дела «о`кей». Тенденция двуименного официального обозначения. Смех. Немцы. Особенности речевого этикета. Особенности общения через переводчика. Общие принципы. Выражения приветствия и прощания. Первым представляют «низшего» «высшему». Организация пространства.

    «Деловая коммуникация» — Деловое общение и его основные принципы. Совместная деятельность. Деловая коммуникация. Профессиональные навыки. Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации. Непосредственное – осуществляемое с помощью естественных органов. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала. Совместимость и сработанность членов коллектива.

    «Особенности деловой коммуникации» — Как построить основную часть выступления. Виды монологического делового общения. Требования к публичной речи. Виды монологического общения. Монологические жанры делового общения. Особенности публичной речи. Подбирайте уместную тему. Публичное выступление. Подготовка к публичной речи. Быть эрудированной и высоконравственной личностью.

    Всего в теме «Деловое общение» 9 презентаций

    Источники:
    Корпоративная культура делового общения
    Автор: Виталий Третьяков, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, вице-президент Санкт-Петербургского Фонда культуры. Elitarium.ru
    http://hr-portal.ru/article/korporativnaya-kultura-delovogo-obshcheniya
    Корпоративная культура делового общения
    Знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический
    https://delovoymir.biz/korporativnaya_kultura_delovogo_obscheniya.html
    Корпоративное обучение и его роль в формировании компетенции корпоративного общения Текст научной статьи по специальности — Народное образование
    В статье рассматриваются педагогические особенности корпоративного обучения и его роль в формировании компетенции корпоративного общения. Проведен анализ способов организации и целей корпоративного обучения сотрудников многонациональной компании
    https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnoe-obuchenie-i-ego-rol-v-formirovanii-kompetentsii-korporativnogo-obscheniya
    Корпоративное общение
    Содержание: Корпоративное общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное. Слайд: 23, Презентация: Деловая коммуникация.ppt, Тема: — Деловое общение — Презентации по психологии, Вид: Презентации
    http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/Delovaja-kommunikatsija/023-Korporativnoe-obschenie.html

  • COMMENTS