критика в деловом общении

Деловое общение: Критика и комплименты в деловой коммуникации

Деловое общение:Критика и комплименты в деловой коммуникации

Если бы мы не имели собственных недостатков, нам не доставляло столько радости подмечать промахи окружающих.

Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом.

В деловой коммуникации критика «вплетена» в жизнь, поэтому важно корректно подходить к таким вопросам, как кто имеет право на критику, а кто – нет; о мере критики, о соотношении критики и дела; о зонах вне критики; о том, как осуществлять критику, не обидев критикуемого и не испортив с ним отношения.

Слово «критика» греческого происхождения и имеет несколько значений: а) обсуждение с целью дать оценку; б) отрицательное суждение с целью указания недостатков; в) проверка достоверности чего-либо.

Позитивная критика всегда ситуативно уместна, осуществляется в присутствии объекта критики. Предметом критики являются дела и поступки, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал. Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы. Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем. Цель критикующего – выявить действительные причины допущенных ошибок. Критика должна быть щадящей!

Разрушительная критика по форме выражения монологична. Она не предполагает конструктивного взаимодействия, сотрудничества критикующего и критикуемого. Она не предполагает двух позиций, взаимно уточняющихся или вырабатывающихся в процессе критики. У автора такой критики только одна позиция, одна точка зрения, он заранее присвоил себе право быть правым.

Конструктивная критика ставит своей целью не уничтожение оппонента, а совместный поиск средств преодоления обнаружившихся трудностей и проблем. Здесь налицо две равноправные позиции, во взаимодействии которых и осуществляется критика. Критический диалог – это не просто средство обнаружения недостатков, относительно которых нужно потом «принять меры», но и сам процесс устранения этих недостатков.

Как критиковать правильно?

1. Создать доброжелательную атмосферу в начале разговора.

2. Высказать критические замечания.

3. Осуществить «обратную связь», то есть определить реакцию на критику:

а) реакция адекватная (есть контакт глаз, доброжелательное лицо, кивки головой);

б) реакция интрапунитивная (вовнутрь) – обида (нет контакта глаз, плечи опущены, закрытые жесты, т.д.) – необходимо снять обиду с помощью психологических приемов. Например, сказать о том, что основная работа сделана хорошо, недостатки вполне устранимы, эта работа не займет много времени, затем использовать прием «авансированная похвала» — высказать уверенность в том, что критикуемый вполне справится с предлагаемыми изменениями;

в) реакция экстрапунитивная (вовне) – агрессия (суженные зрачки, сжатые зубы, стиснутые кулаки, одно плечо направлено вперед и т.д.) – целесообразно предложить критикуемому самому решить, принимать ли высказанные пожелания или отвергать.

4. Завершить критику, предложить возможную помощь, эмоционально поддержать: «уверен, вы с этим отлично справитесь».

Автор книги «Преуспевать с радостью» Н.Энкельман говорит о том, что большинство людей, которые при деловом взаимодействии предпочитают критику, обладают негативными чертами характера.

Ведь если у человека открытые, положительные установки, то любое сообщение или событие он сначала воспримет нейтрально и попытается выделить в них положительные и отрицательные стороны, поразмышляет над ними и постарается найти решение, не связанное с критикой. Как показывает реальная практика делового взаимодействия, успехи при использовании критики невелики. Более того, отрицательный эффект иногда гораздо выше, чем положительный:

· плохое настроение у критикуемого;

· появление у критикуемого потребности защищаться;

· бесполезные споры и оправдания;

· появление враждебных отношений;

· упадок сил как у критикуемого, так и у критикующего;

· состояние неуверенности, безразличия у критикуемого;

· желание «свести счеты»;

· появление страха перед дальнейшей критикой;

· чувство оскорбленного самолюбия у критикуемого.

Все это подтверждает мысль о том, что необходимы серьезные размышления перед вступлением на путь критики. Но если без критики не обойтись, воспользуйтесь некоторыми практическими советами:

· прежде чем приступить к критике, постарайтесь выяснить, нельзя ли исправить дело без критики;

· постарайтесь предельно четко определить цели критики: что и как конкретно должно измениться;

· до начала критики важно выяснить позицию критикуемого по сути негативного события;

· помните, что обязательные условия успеха критического анализа деятельности работника – это знание его способа восприятия и выбор соответствующей формы критического воздействия;

· прежде чем высказывать критическое замечание, выслушайте до конца позицию критикуемого;

· не оглупляйте действия и высказывания критикуемого для того, что разнести его «в пух и прах»;

· критика должна обладать достаточным эмоциональным накалом, но одновременно она не должна превращать сотрудников в непримиримых врагов;

· не критикуйте в общих словах, без точного указания ошибки;

· нельзя использовать понятия или речевые формы, оскорбляющие достоинство человека;

· не повторяйте критические замечания в адрес человека, исправившего ошибку;

· будьте предельно корректны, когда критикуете неприятных вам людей;

· критикуя подчиненных, не подавляйте в них чувство самостоятельности;

· помните, что при произнесении критических высказываний человека можно оскорбить не только словами, поза, жесты, мимика часто не менее выразительны;

· не копите замечания для публичного разноса;

· руководствуйтесь принципом уместности критики по отношению к конкретным людям (начинающий работник, новый партнер, депрессивное состояние, т.д.)

Позитивные установки на восприятие критики

· Самая важная установка – понимание того, что все, что я делаю или сделал, можно сделать лучше.

· Если меня критикуют – значит, верят в мои способности исправить дело.

· Если критика в мой адрес отсутствует – это показатель пренебрежения ко мне как к работнику.

· Критика моих действий дает возможность своевременно предотвратить сбои в работе.

· Критика заставляет задуматься: чем она вызвана, как исправить положение.

Приемы снижения негативного воздействия замечаний

Замечания имеют много общего с критикой потому, что они, так же как и критика, акцентируют отрицательные стороны высказываний. С другой стороны, замечания имеют и положительные моменты, так как показывают, что оппонент вас внимательно слушал, интересуется вашей проблемой, размышляет о деле, проверяет вашу аргументацию и все тщательно обдумывает. Поэтому замечания, высказанные вам в ходе деловой коммуникации, не следует рассматривать как препятствия на пути взаимодействия. Просто необходимо овладеть техникой нейтрализации замечаний при защите своих мнений и убеждений. Рассмотрим некоторые приемы, позволяющие снизить негативное воздействие замечаний:

· ссылки на чужой опыт и высказывания

(выясните с помощью наводящих вопросов, кто для вашего собеседника является авторитетом в обсуждаемой области, и в ходе делового общения сошлитесь именно на его опыт или высказывания для подтверждения своей точки зрения);

· «сжатие» нескольких замечаний

(как показывает опыт деловой коммуникации, целесообразно не отвечать на каждое замечание в отдельности, а, объединив их вместе, ответить на них одной фразой);

· одобрение плюс уничтожение

(если вам сделаны объективные замечания в корректной форме, то можно снизить их значимость сначала согласившись с ними, а затем, развернув дополнительную аргументацию, подтвердить свое прежнее высказывание);

(создавая новую речевую конструкцию, вы повторяете слова партнера, смягчая его замечание и нейтрализуя его смысл);

(если вас засыпают замечаниями и возражениями, да еще в некорректной форме, то лучше не отвечать на замечания, а продолжая взаимодействие, раскручивать дискуссию дальше и, в случае возвращения партнера к критике, помнить, что она уже утратила свою актуальность );

(не следует парировать замечания субъективного характера, лучше согласиться с ними, отказав партнеру в ответе);

(используя вместо прямого ответа сравнения из знакомой партнеру области знаний можно легко нейтрализовать высказанное замечание);

(вместо ответа на критические замечания, ставьте перед партнером вопросы, отвечая на которые, он сам даст ответы на свои замечания);

(для смягчения замечания партнера вы включаете замечание в текст своей речи, упреждая возможность критики, и, когда это необходимо, отвечаете на него);

(так как со временем острота замечания снижается, целесообразно использовать прием отсрочки: «Позвольте вернуться к этому вопросу позднее…»).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие значения имеет термин «критика»?

2. Считаете ли вы критику эффективным средством делового взаимодействия?

3. Какие виды деструктивной критики вы знаете?

4. Вспомните характеристики позитивной критики.

5. Какова цель щадящей критики?

6. При каких формах деловой коммуникации уместна критика?

7. При каких формах деловой коммуникации критика неуместна? Почему?

8. Прежде чем выступать с критикой, что необходимо сделать?

9. Каковы психологические издержки критики?

10. Как вести себя, если критикуют вас?

11. Что относится к технике нейтрализации замечаний?

12. Какие приемы используются для снижения негативного воздействия замечаний?

13. Как вы понимаете позитивные установки на восприятие критики?

14. Должна ли меняться тактика реагирования на замечания в зависимости от того, объективны они или субъективны?

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы.

Подчиненный вам работник, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как добиться того, чтобы довести до нее свои соображения?

У вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

Вы приняли на работу молодого способного специалиста, только окончившего престижный институт. Он отлично справляется с работой. Уже закончил несколько проектов, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

Во время делового взаимодействия с вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?

Критика в деловой коммуникации

В ходе делового взаимодействия в целом и деловых бесед и совещаний в частности, возникает потребность в критической оценке действий коллег, и здесь неизбежно возникают этические проблемы.

Понятие "критика" (от др.-греч. искусство разбирать, судить), согласно словарям, имеет два значения:

1) разбор (анализ) чего-нибудь с целью дать оценку;

2) отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков.

В первом случае речь идет о научной критике, без которой наука немыслима, литературной критике, призванной дать квалифицированный анализ того или иного литературного произведения. Есть даже профессия такая — литературный критик.

Во втором случае дается негативная оценка другого человека, его действий, манеры вести себя, уровня профессионализма, умственных способностей и т.д. Именно во втором случае встает вопрос, насколько этична критика вообще, и какие этические нормы нужно соблюдать в процессе критики.

Согласно евангельским текстам, одной из заповедей Иисуса Христа была заповедь, возбранявшая видеть чужие пороки и критиковать их, не замечая своих: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" [1] .

Многие ученые, в первую очередь психологи, отмечали деструктивную роль критики, направленной на другого человека. М. Е. Литвак на основе психотерапевтического опыта рекомендует: "Никого не критикуй — критикуй только себя. Выгодно и безопасно" [2] .

В этих ситуациях и в заповеди Иисуса Христа, и в рекомендации психолога речь идет о критической оценке личностных черт другого человека, что является деструктивным в отношениях между людьми.

Другое дело — деловое общение. Деловая критика необходима. Именно она позволяет обратить внимание на слабые места, на недоработки и упущения, выбрать другой путь решения проблемы. Великий русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский по этому поводу писал: "Будь все тихо и чинно, будь везде комплименты и вежливости, тогда какой простор для бессовестности, шарлатанства, невежества: некому обличить, некому изречь грозное слово!" [3]

В теории и практике делового общения вопрос стоит не о том, нужно ли критиковать, а о том, как критиковать и как реагировать на критику, а для этого следует разобраться в видах критики.

В литературе по деловому общению выделяют такие виды критики, как критиканство, псевдокритика и позитивная критика [4] .

Само слово "критиканство" употребляется в неодобрительном смысле и обозначает придирчивую, но поверхностную и огульную критику. Думается, нет нужды пояснять, что критиканство аморально.

Псевдокритика представляет собой имитацию конструктивной критики с целью демонстрации себя как честного, неподкупного сотрудника, не боящегося резать правду в глаза.

Позитивная, деловая критика ориентирована на устранение недостатков и решение проблем, и здесь возникают вопросы этического порядка: как критиковать и как относиться к критике?

Обратимся к этическим аспектам критики, а именно, к тому, как можно и как должно критиковать.

Какова цель критики, зачем критиковать коллегу, подчиненного, начальника? Очевидно, предметом критики являются дела и поступки, а не личность человека. Процесс делового взаимодействия требует конструктивного обсуждения проблем, выбор наилучшего пути их решения, отказа от непродуктивных решений. Без конструктивной критики здесь не обойтись. Цель критики — выявление ошибок и недостатков в работе, а поскольку их допускают конкретные люди, то критикуются их дела и поступки, но это критика не личностей деловых партнеров, а критика их действий и занимаемых ими позиций. Задачей критики является не изменение личности другого человека, не его перевоспитание, что невозможно в принципе, а изменение его поведения.

Этически недопустимо критиковать характер человека, его вкус, умственный потенциал, внешность и т.д. Кроме того, что такая критика непродуктивна, она еще и безнравственна, поскольку тот, кто критикует, занимает позицию превосходства по отношению к критикуемому.

Французский писатель Андре Моруа (1885—1967) в открытом письме молодому человеку о науке жить [5] очень тонко подметил, что люди очень чувствительны к тому, как к ним относятся; малейшая критика ранит их, особенно если попадает по больному месту.

Критические замечания нужно делать таким образом, чтобы свести психологические издержки критики к минимуму.

Обратимся к этическим аспектам критики.

Общее правило критики, которое должно неукоснительно соблюдаться: критикуются действия, а не личность.

Критикуя человека, нельзя унижать его человеческое достоинство.

С этической точки зрения алгоритм критики должен быть следующим:

• создание доброжелательной атмосферы путем выделения положительных качеств сотрудника;

• высказывание претензий по существу дела;

• установление обратной связи и отслеживание реакции на критику: реакция может быть адекватная ситуации, и неадекватная, когда критикуемый демонстрирует гнев или обиду;

• позитивный выход из критики с демонстрацией надежды на способность сотрудника исправить ситуацию.

Критика должна быть соразмерной критикуемому проступку. Иначе, по словам А. Шопенгауэра, "как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости".

Не менее важен вопрос: как реагировать на критику?

Не обижаться, не гневаться, а радоваться и благодарить: "Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки" писал французский философ и моралист Блез Паскаль. Чему радоваться и за что благодарить? Радоваться надо тому, что мы и наши действия вызывают интерес, ведь человека, который не вызывает интереса, не критикуют. А благодарить за помощь. Если смотреть на критику объективно, то вне зависимости от того, кто и с какими мотивами критикует, она является формой помощи, поскольку помогает человеку увидеть его слабые места и может способствовать устранению недостатков в работе.

Как рекомендуют специалисты в области делового общения: "Первый шаг правильного восприятия критики — фиксация; второй — осмысление и выявление возможности использовать для дела; третий — исправление недостатка; четвертый — создание условий, исключающих его повторения".

Даже если критика неприятна и несправедлива, она в любом случае стимул к личностному росту и совершенствованию, исходя из сделанных замечаний.

КРИТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

КРИТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ — раздел Социология, ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ .

Критика— это отрицательная оценка действий человека. Если мы ею хотим добиться результатов воздействия, она должна быть конструктивной. Используя критику необходимо помнить: любая критика

Ø вызывает инстинктивное напряжение человека и люди с удвоенной силой защищают свои позиции

Ø критику всегда следует смягчать сопереживанием, сожалением, удивление, надеждами, предупреждением о последствиях

Эта тема принадлежит разделу:

среднего профессионального образования. Вологодской области. quot Сокольский педагогический колледж quot.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КРИТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения

Социализация – это процесс становления личности, ее обучения и воспитания, усвоения социальных норм, ценностей, образцов поведения. Социализация носит непр

1. Младенчество — первичная социализация Детство Юность 2. Зрелость — вторичная социализация 3. Старость

Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны: вербальную (речевую) и невербальную (без слов). Исследования показывают, что словесное общение в жизни занима

Ø Акустическая (слуховое восприятие) Ø Оптическая (зрительное восприятие) Ø Тактильно-кинестезическая (прикосновения) Ø Ольфакторная (восприят

1. Социальный контакт. Социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми. Социальный контакт – это первый шаг

Социальная роль – это модель (образец) поведения, ориентированная на данный статус человека в соответствии с требованиями ситуации социального взаимодействия. Таким образом,

Конфликт – это столкновение противоречивых целей, интересов, позиций, взглядов партнеров по общению. Причины конфликтов. Н

— соперничество — сотрудничество — компромисс — избегание — приспособление 1. Приспособление – изменение своей позиции,

Этика (обычай, нрав, характер) – это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики

1. Комплимент– это слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. В отличие от комплимента, лесть представляет собой сильное преувеличение до

1. Не отмалчиваться от критики и не занимать оборонительную позицию. 2. Не давать волю закипающей ярости. Показать, что хотите найти ценное, позитивное замечание.

В тяжелые периоды жизни отрицательных эмоций гораздо больше, нежели положительных: накапливается тревога, боль, гнев, раздражительность. Люди пребывают в затяжном стрессе, а в худше

Картины, которые рисует воображение, могут существенно влиять на нашу психику. Если это красивый пейзаж, милое животное или любимый человек, то на душе появится спокойствие. Также вы может

Выберите себе хобби и занимайтесь им на здоровье. Ваша энергия будет растрачиваться с максимальной пользой: коллекционирование, уход за животными, помощь старикам, инвалидам, рисование и многое дру

1. Постарайтесь позитивно относиться к жизни! Если у Вас появятся негативные мысли, постарайтесь тут же переключиться на что-то приятное. 2. Чаще улыбайтесь

Релаксация- это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Выполнять упражнения релакса

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков. Людей обычно выдают: ·

а) переплетение пальцев рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга; б) пощипывание кожи, в) грызть авторучку, г) жест усиления уверенности (для женщин) – под

а) тесно сплетены руки — жест подозрения и недоверия. А если i сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг дру| потребность в усилении уверенности, тенденция к перестраховке;

1. Наизусть заучите следующую фразу «Я имею право принимать комплименты. Человек, произносящий их, делает это по собственной воле и без принуждения. Я имею право испытывать чувство радости от того,

Понятие и роль критики в деловом общении

Управление персоналом основывается на анализе деятельности работников: видеть её результаты, замечать положительные и отрицательные стороны, корректировать суть и направление – обязанности любого руководителя. Поэтому конструктивная критика является неотъемлемой частью менеджмента, суть которого заключается в поиске и выработке оптимальных средств для решения деловых задач.

Конструктивная или позитивная критика – это всегда называние, проговаривание недостатков в работе коллег и подчинённых. Её роль заключается в указании на важные конкретные ошибки в результатах работы, недочёты в процессе, некорректность поведения или несоблюдение правил или условий. Однако важно понимать, что выражение несогласия с происходящим, недовольства или претензий, высказанные без конкретики и доказательств, не являются конструктивными и вряд ли улучшат работу коллектива.

Это интересно: Существуют две неконструктивных разновидности критики: критиканство и псевдокритика. Их главные черты – отсутствие позитивной направленности на результат и решение эгоистичных задач: например, повысить свой мнимый авторитет или продемонстрировать деловитость.

При формулировании критических замечаний в деловой коммуникации основная задача – поиск оптимальных и эффективных вербальных и невербальных средств, которые бы способствовали конструктивному диалогу, а значит – дальнейших условий для корректировки работы или её результатов.

Основными принципами позитивной критики выступают:

  • предметность: ошибки, недочёты, неверные высказывания, неверные умозаключения, некорректные поступки – основной предмет для рабочей конструктивной критики, особенности, характер, ценности личности ни в коем случае не могут быть подвергнуты критике,
  • уместность: критика возможна только в присутствии работника, совершившего ошибки, и в ситуации tete-a-tete, публичная критика оскорбительна и недопустима при деловой коммуникации,
  • нацеленность на результат: критика нужна только для того, чтобы улучшить работу и скорректировать недостаток,
  • конкретность, фактичность и доказательность: критике могут подвергаться только недостатки и промахи в работе, которые имеют основу и ясные доказательства.

Критика воспринимается более спокойно, когда выступает в щадящей форме и следует алгоритму:

  1. Первый этап: создание позитивного настроя, перечисление положительных моментов в проделанной работе, отчёте, похвала и высокая оценка приложенных усилий,
  2. Второй этап: непосредственно критика, указание на минусы и недостатки, доказательство и примеры ошибок,
  3. Третий этап: обратная связь, ожидание реакции и ответ на неё,

На всякий случай… Реакция на критику может быть различной: адекватная – в этом случае устанавливается визуальный контакт и критикуемый спокойно соглашается с необходимостью дальнейшей работы – или неадекватная – уход в обиду или агрессию, тогда критикующему необходимо сгладить негативные реакции и применить психологические приёмы, чтобы не допустить развития конфикта.

  1. Четвёртый этап: предложение помощи или эмоциональная поддержка, формулирование пожеланий или уверенности в том, что дальнейшие результаты будут выше и качественнее.

Критикующим может выступить руководитель или более опытный коллега, однако в первую очередь и тот, и другой должны быть уверены, что обладают достаточной компетенцией и профессионализмом, так как их задача – не столько отметить недостатки, сколько указать на возможности их исправления и реальные позитивные результаты в итоге работы и корректировки ошибок.

Необходимо: решить, насколько необходима критика и в каких объёмах её изложить, а также подумать, есть ли способы обойтись без неё.

Желательно: дождаться адекватной обратной связи, дать возможность критикуемому защитить свой труд и работу.

И такое может быть… Квалифицированный критик может ошибаться более квалифицированно. Манфред Хинрих.

Можно: советовать, предлагать пути решения, подсказывать возможные варианты.

Нельзя: повышать голос, проявлять агрессивность и эмоциональность, выражать недовольство поведением критикуемого или другие негативные реакции.

Обязательно: не допускать критиканства или псевдокритики как от начальства, так и от коллег, с достоинством и самоуважением отстаивать право на неприкосновенность личности и требовать оценки деятельности, выполненных заданий или распоряжений.

Необходимо: осознать, что конструктивная и позитивная критика деятельности работника – это главный критерий того, что его принимают всерьёз и начальник или коллега уверен в том, что недочёты невелики и ошибки исправимы.

Желательно: соглашаться с критикой, благодарить за рекомендации и советы, задавать вопросы, если есть необходимость уточнить детали изменений и корректировок.

Можно: предоставить свое видение ситуации, защитить свою позицию, доказать верность своих подсчётов, предположений или выводов.

Нельзя: эмоционально или агрессивно отвечать на конструктивную критику, демонстрировать критикующему недовольство или обиду.

Умение критиковать и способность воспринимать критику адекватно – условия успешной работы в современном офисе. Деловой этикет, здравый смысл и опыт помогут избежать грубых ошибок и выработать оптимальные механизмы для различных ситуаций и коллективов, однако самоуважение и самокритика – немаловажные индивидуальные черты, необходимые как для топ-менеджера, так и для пока незначительного клерка.

Источники:
Деловое общение: Критика и комплименты в деловой коммуникации
Деловое общение:Критика и комплименты в деловой коммуникации Если бы мы не имели собственных недостатков, нам не доставляло столько радости подмечать промахи окружающих. Прежде чем
http://cased.ru/doc_r-ek4_149_cased.html
Критика в деловой коммуникации
В ходе делового взаимодействия в целом и деловых бесед и совещаний в частности, возникает потребность в критической оценке действий коллег, и здесь неизбежно возникают этические проблемы. Понятие
http://studme.org/41186/etika_i_estetika/kritika_delovoy_kommunikatsii
КРИТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
КРИТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Социология ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c3/3rkr2/p12/
Понятие и роль критики в деловом общении
Роль и общие принципы критики, особенности восприятия критических замечаний, советы для того кто критикует и кого критикуют.
http://delovoi-etiket.ru/video/pravila-obscheniya/1414-ponyatie-rol-kritiki-v-delovom-obshhenii.html

(Visited 219 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Что такое сквиртинг — Секс Сквирт (сквиртинг, струйный оргазм) – это резкий выброс мутноватой жидкости,… (1)

Не чувствую себя мужчиной рядом с женой 8 наиболее частых причин, почему мужчины чувствуют себя несчастными в… (1)

Психологический тренинг для младших школьников Психологический тренинг для младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города… (1)

Если мужчина говорит что не любит Без любви: если мужчина не любитБывают ситуации, когда в паре… (1)

Графологическая экспертиза подписи Графологическая экспертиза подписи от 65 000 Точная стоимость зависит от… (1)

COMMENTS