Культура межнационального общения

Культура межнационального общения

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое «культура межнационального общения» в других словарях:

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Культура Южного Судана — Модель Алек Век из Южного Судана Культура Южного Судана охватывает религию, языки, этносы, традици … Википедия

список использованной литературы — Абхазский узел. М., 1994. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1993. Акишина А. А., Кано X. Жесты и мимика в русской речи: лингвострановедческий словарь. М,, 1991. Актуальные проблемы этнической психологии. Тверь, 1992. Арутюнян Ю.… … Этнопсихологический словарь

Малинин, Геннадий Васильевич — (р. 06.12.1937) казах. философ, спец. по соц. филос. и социол.; д р филос. наук, доц. Род. в г. Ярцево Смоленской обл. Окончил филос. ф т МГУ (1968). В 1970 1972 инженер социолог лаборатории науч. организации труда Кара ганд. металлург, комбината … Большая биографическая энциклопедия

Азербайджанцы в Дагестане — Карта Дагестана. Регионы с азербайджанским населением показаны в жёлтом цвете. Азербайджанцы в Дагестане часть азербайджанского этноса, коренное население … Википедия

СССР. Население — Численность населения СССР в 1976 составила 6,4% общемировой. Население территории СССР (в современных границах) менялось следующим образом (млн. чел.): 86,3 на 1 января 1870; 124,6 на 1 января 1897; 159,2 на конец 1913; 194,1 на… … Большая советская энциклопедия

Русский язык в Казахстане — Русский язык в Казахстане  второй по числу носителей и первый по владению и уровню распространения язык в республике Казахстан. Содержание 1 Статус 1.1 Политические партии 2 … Википедия

Русский язык в мире — Основная статья: Русский язык В XX веке русский язык вошёл в число так называемых мировых (глобальных) языков. Распространение русского языка географически и территориально было во многом следствием деятельности Российской империи, затем СССР, а… … Википедия

Русский язык — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский язык (значения). Русский язык Произношение: ?rusk??j j??z?k … Википедия

Культура межнационального общения (отношений)

Вопрос о формировании культуры межнациональных отношений становится одним из острейших не только на всем постсоветском пространстве, но и в целом в мире. Национальная и расовая терпимость и уважение к другим народам при развитом патриотаческом чувстве к собственной стране, своему народу, культуре — противоядие фашизму, национальным раздорам и войнам. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: "Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами. "

Культура межнационального общения (отношений) — совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Составными компонентами культуры межнациональных отношений выступают патриотизм и интернационализм, по доведенные до крайности они превращаются в свои противоположности: шовинизм (когда моя нация превыше всех) и космополитизм (отказ от патриотизма, национальной культуры и традиций).

Важной стороной развития культуры межнационального общения является формирование этнической толерантности. Этническая толерантность означает признание самоценности любого человека, независимо от его расы, национальности, вероисповедания и терпимое отношение к иному мировоззрению, ценностным ориентациям, стереотипам поведения. Это признание нрава человека быть непохожим, иным, принятие его таким, какой он есть. В. А. Сухомлинский считал, что межнациональная терпимость является важнейшим элементом духовной культуры личности, показателем ее нравственной воспитанности, позволяющим ориентироваться в сложном мире человеческих страстей и характеров.

Результатом формирования культуры межнациональных отношений выступает сформированная этнокультурная компетентность личности, понимаемая как совокупность знаний, представлений о других народах, реализующихся через навыки, установки, модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями других культур.

Высокая культура межнационального общения предполагает:

• осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизацию общечеловеческих и национальных интересов;

• нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому;

• чувство дружбы между народами страны проживания;

• заботу о судьбах малой и большой Родины, всей планеты;

• понимание необходимости трудиться на благо своей нации, во имя сохранения человечества;

• стремление и содействие расширению взаимосвязей с другими народами и нациями;

• неразрывный и постоянный интерес к культуре своего и других пародов;

• знание родного языка и языков других народов;

• глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей и других стран, независимо от национальной принадлежности (Этнопсихологический словарь).

Эффективность формирования культуры межнациональных отношений во многом зависит от того, в какой степени учащиеся вовлечены в совместную деятельность, способствующую развитию гуманных взаимоотношений, сплочению многонационального коллектива.

Этапы формирования культуры межнационального общения (отношений):

• освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей;

• формирование чувства гордости за принадлежность к родному народу, уважение к культуре других народов;

• формирование потребности в освоении родной культуры и культуры других народов, в формировании культуры межнациональных отношений;

• перевод нравственных знаний о межнациональном общении в поведенческие нормы.

Формирование культуры межнационального общения возможно, если у воспитанников:

• развивать способность ценить свободу;

• развивать умение общаться, сотрудничать с "другими", открытость;

• формировать восприятие и понимание основ взаимодействия между людьми, полами, народами и культурами;

• развивать навыки ненасильственного урегулирования конфликтов, вырабатывать такие качества, как терпимость, сострадание, отзывчивость и сопереживание;

• вырабатывать гармоничное сочетание между индивидуальными и коллективными ценностями и установками;

• формировать понимание необходимости уважать мировое культурное наследие, охранять окружающую среду.

Культура межнационального общения

Культура межнационального общения -это особое качество общественных отношений, возникающих на основе развития и сближения национальных общностей и предполагающих фактическое равенство народов в экономическом, политическом, культурном, научно-техническом развитии, дружескую взаимопомощь между ними, учет национальных интересов и национальных особенностей друг друга, уважительное отношение к национальным языкам. Эти особенности обусловлены общностью экономической, социально-политической и культурно-духовной жизни дружественных наций, народностей, национальных и этнических групп, единством научного мировоззрения.

В структурном отношении культура межнационального общения предполагает наличие двух основных ее компонентов, которые диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первый включает совокупность таких качеств человека, как степень научного знания и понимания сущности национальных процессов, убежденность в необходимости соблюдения принципов и требований научной национальной политики. Он характеризует глубину осознания субъектом общения, т. е. уровень индивидуального интернационалистского сознания. Второй реально отражает возможность целесообразно использовать знания об интернационализме, интеграции, о национальном вопросе, позволяет судить о практическом отношении человека к требованиям функционирующей системы национального взаимодействия. Неслучайно состояние повседневной культуры общения людей разных национальностей служит критерием социальной зрелости народа.

Национальные отношения — это специфическая форма общественных отношений, представляющая собой систему отношений внутри нации и между нациями, основанных на взаимном доверии равноправных граждан, народов. В систему входят экономические, социально-политические, государственно-правовые, идеологические, нравственно-психологические, культурно-бытовые и другие отношения национальностей. Специфика национальных отношений определяется и тем, что субъектом их является социально-этническая общность: нации, народности, национальные и этнические группы. Это значит, что на экономические, политические, духовные отношения внутри и между народами непосредственное и опосредованное влияние оказывает национальное. Все это обусловливает, в свою очередь, относительную самостоятельность национальных отношений и характерные для них закономерности.

Таким образом, межнациональное общение есть необходимая сторона как национальных отношений, так и общения вообще, поскольку отношения людей не могут быть ничем иным, как их взаимными отношениями. В результате межнационального общения создаются различные формы интеграционных процессов. Межнациональные контакты осуществляются в пределах небольшого региона, в рамках многонациональной страны, а также в масштабах международных связей. Следовательно, они весьма многообразны в силу географической распространенности и состава лиц — участников общения.

Итак, межнациональное общение — это естественный, объективный диалектический процесс, выгодный для всех народов и поэтому реализующийся на основе добровольности и взаимности. Он является результатом развития культуры людей, главным условием, способом существования и совершенствования каждого человека. Межнациональное общение людей можно определить как форму национальных процессов и часть общего процесса развития национальных отношений, охватывающую все сферы жизнедеятельности народов — экономику, политику, науку, культуру и т. д. В каждой из них формируются конкретные формы и способы межнационального общения людей, которые взаимодействуют и дополняют друг друга. Конкретные же внутренние «механизмы» межнационального общения определяются социальными ми кроструктурами и индивидуальными характеристиками общающихся.

Научно-техническая революция и духовное обновление общества оказывают огромное и постоянно возрастающее воздействие на развитие культуры межнационального общения населения. Она во многом зависит от целенаправленной национальной, научно-технической политики государства и правительства, их постоянного внимания к интересам всех национальностей.

Курс правительства и государства, поддержанный всеми слоями многонационального общества, на обновление общества, социально-экономическое развитие страны и ускорение научно-технического прогресса означает дальнейшее укрепление фундамента, на котором базируется культура межнационального общения населения.

При рассмотрении содержания понятия «культура межнационального общения» отправной точкой является соотношение категорий «общечеловеческое» и «национальное». В культуре межнационального общения общечеловеческое и национальное выступают в диалектическом единстве. В этом единстве ведущий элемент — общечеловеческое. Такое понимание соотношения между общечеловеческим и национальным гарантирует правильное развитие культуры межнационального общения населения, ставит заслон националистическому, шовинистическому, расистскому влиянию.

Примат общечеловеческого в условиях обновления общества и научно-технической революции не ведет к отрицанию национального в культуре межнационального общения. Такие поведенческие принципы, как толерантность, уважение национального достоинства других людей, понимание специфической особенности и глобальной ценности каждой из национальных культур, обогащающих цивилизацию, а также забота об охране окружающей среды, становятся не только достоянием каждой национальной культуры, но и фундаментом их последовательного развития. При этом глубоко национальное всегда содержит общечеловеческие ценности. Поэтому общечеловеческое, по В. Г. Белинскому, заключено в национальную сферу и выражено наиболее ярко только как национальное.

Общенациональное самосознание — это форма отражения жизни и роста культуры межнационального общения, которое представляет собой концентрированное выражение прогрессивных черт и общечеловеческую ценность в национальном сознании народа. Это своего рода призма, через которую субъектом воспринимаются все процессы развития и сближения наций, народностей, национальных и этнических групп. Общенациональное самосознание, являясь «сквозным» элементом культуры межнационального общения, не исчерпывает ее содержание. Культура межнационального общения предполагает не только понимание, осознание национальной политики, не только интернационалистические убеждения, но и способность субъекта к таким действиям, которые делают его участие в области национальных отношений эффективным. Таким образом, культура межнационального общения — понятие более широкое, чем общенациональное самосознание.

Интересными представляются с точки зрения определения зрелости культуры межнационального общения и поиска путей роста культуры и общения ответы на вопрос: «С людьми каких национальностей у нас сложились наиболее тесные, дружественные отношения?». Приводим результаты социологического исследования, проведенного нами на Алматинском хлопчатобумажном комбинате (675 респондентов), Шымкентском свинцовом заводе (401) и среди тружеников села Алматинской области (349 респондентов). У лиц казахской национальности тесные отношения сложились, %: с людьми своей же национальности — 66,7 респондентов; русскими — 57,4; уйгурами — 32,4; татарами — 20,9; немцами -20; узбеками — 17,4 и украинцами — 14,3. Улиц русской национальности наиболее тесные отношения сложились, %; с русскими — 65,6; казахами — 55,6; немцами — 39,7; украинцами — 37,8; уйгурами — 24,7; татарами -21,1; узбеками-14,2.

Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы

Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте

Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»

Определение в основных международных правовых документах и правовой системе многонационального государства такой общей цели воспитания имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.

Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение ¾ это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения. Существует несколько трактовок этого понятия:

Культура межнационального общения ¾ это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. (Крысько); Культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

Культура межнационального общения ¾ это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.

Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности». В переводе на русский язык оно означает терпение. Однако, данный перевод не достаточно точно отражает сегодняшнее понимание этого понятия. В современном обществе толерантность рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества. При этом толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражающееся в позитивном взаимодействии членов общества, на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон.

Межэтническая толерантность понимается значительно шире, чем просто терпимое отношение к представителям разных этнических групп. В содержание этого понятия входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о культуре своего народа и культурах различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач:

1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.

2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.

3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.

4. Воспитание гражданственности и патриотизма.

5. Воспитание толерантности.

Термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний. Практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общения (Султанбаева К.И.).

Формирование культуры межнационального общения в начальной школе предполагает следующие этапы:

1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.

2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.

В структуре культуры межнационального общения как характеристике личности целесообразно выделяют три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента:

— когнитивный (знания человеком своей и инокультур, знание общечеловеческих ценностей, на которых строится любая национальная культура; признание равноправия и равнозначимости всех этнокультур);

— эмоциональный (эмоционально-ценностные отношения к людям другой национальности, чужим мнениям, культуре, традициям, обычаям и т.п.);

— деятельностный (поведение человека на основе взаимоуважения и взаимного согласия с людьми другой национальности в целях позитивного сотрудничества с ними).

Критериями культуры межнационального общения являются:

— знание своей культуры и особенностей инокультуры народа-носителя этой культуры на уровне осознания сходств и различий между своей и чужой культурами;

— оценивание людей разных этнических групп прежде всего с позиции знания общечеловеческих ценностей;

— проявление уважения и терпимости к разным привычкам, вкусам, взглядам, нормам жизни преставителей чужих этнокультур;

— осознание значимости разнообразия культур и их равноценности;

— эмпатии к людям разных этнических групп как стремление к сопереживанию, готовности принимать их позицию, восприимчивость к нуждам людей других этнических групп, способность и готовность прийти к ним на помощь;

— стремление и способность к эффективному взаимодействию на основе взаимоуважения и взаимосогласия, на основе диалога культур.

Показатели культуры межнационального общения (Р.И. Кусарбаев):

— интерес к культуре, истории и т.п. другого народа;

— потребность в усвоении языка, истории, культуры другого народа;

— развитие отношений с людьми другой национальности.

— уважение к многонациональному народу страны, любовь к Отечеству;

— ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения цивилизации;

— обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств.

— проявление тактичности, чуткости к человеку;

— отовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения;

— формирование умения преодолевать конфликтные ситуации.

— реакция на совместную деятельность, межнациональные браки;

— умение оценить успехи людей другой национальности;

— развитие чувства национальной гордости.

— понимание совместной жизнедеятельности разных народов;

— непримиримое отношение к проявлению шовинизма, национализма, расизма;

— ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; осознание принадлежности к мировому сообществу;

— терпимость к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения межконфессиональных конфликтов.

— отношения к людям на работе, в быту;

— отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности;

— реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой

По данным показателям можно определить динамику развития культуры межнационального взаимодействия и выбрать в зависимости от уровня индивидуальный алгоритм работы.

В межэтническом общении важным требованием является учет национально-психологических особенностей контактирующих. Национально-психологические особенности – это своеобразное проявление национальных форм функционирования общечеловеческой психики. В полной мере они проявляются у отдельной личности или этнической группы только в деятельности. При этом проявляются отличия в способах деятельности, национальном характере, формах демонстрации психических состояний, эмоционально-волевом компоненте личностного самовыражения.

На проявлении национальной специфики значительно влияют этническая культура, ее атрибуты, предпочитаемые национальные и народные ценности. Поэтому учителю необходимо владеть знаниями особенностей национальной культуры, языка, традиций и обычаев, что позволит ему полноценно осуществлять педагогический процесс и предотвращать межэтническую напряженность.

Особую роль в формировании культуры межнационального общении играет национальное самосознание личности.

В словаре С.И. Ожегова сознание определяется как способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. Психологи чаще всего понимают под сознанием свойственный человеку способ отношения к действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

— полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни общества;

— оценку человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостную оценку самого себя. Мера и исходный пункт отношения человека к самому себе носят общественный характер;

— осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Сравнивая обозначенные понятия можно сделать вывод, что посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, а самопознание направлено главным образом на познание самого себя.

Под национальным сознанием понимается часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, философских, социальных, политических, нравственных, эстетических и других взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации. Национальное сознание включает отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического и современного развития. В нем отражается весь спектр ценностных ориентаций, установок в развитии культуры, динамика национальных чувств.

Национальное сознание является важнейшим компонентом национального самосознания. При этом национальное сознание отражает обобщенные представления этнической группы, а национальное самосознание – индивидуализированное понятие. При этом национальное самосознание показывает степень усвоения тех или иных компонентов обобщенного сознания отдельными членами национальной общности. Т.е. благодаря национальному самосознанию личности человек отождествляет себя с другими, соотносит свои представления, ценности, статус с социальными ценностями этноса, с требованиями своей этнической среды.

Таким образом, под национальным самосознанием понимают осознание принадлежности к определенной социально-этнической общности, достигаемое на основе представлений об истории и культуре не только своего народа, но и тех социально-этнических общностей, с которыми он вступает во взаимоотношения. Одним из важнейших компонентов национального самосознания являются национальные чувства.

В формировании национального самосознания участвуют многие факторы: идеологически, социокультурные, национально-исторические и др. Особое значение при этом занимает социокультурная среда, в которой формируется и функционирует национальное самосознание. Поэтому важнейшее место в его становлении занимает семья и школа.

В научной литературе национальное самосознание определяется неоднозначно, но их объединяет главная мысль, что национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенному виду этноса, т.е. этническая идентичность. Показателем национального самосознания является знание своей этнической культуры. В процессе своего становления этническая культура проходит ряд этапов. Пиаже выделяет три: в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности, которые носят фрагментарный характер; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации (национальность родителей, место проживания, язык); в 10-11 лет этническая культура формируется в полном объеме. Хотя другие исследования говорят, что уже у ребенка 3-4 лет обнаруживается диффузная идентификация с этнической группой.

1. Что изучает педагогика межнационального общения?

2. Дайте определение культуре межнационального общения.

3. Что включает понятие межэтнической толерантности?

4. Перечислите этапыформирования культуры межнационального общения в начальной школе.

5. Назовите критерии и показатели культуры межнационального общения.

6. В чем проявляются национально-психологические особенности личности? Что означает их учет в учебно-воспитательном процессе?

7. Дайте характеристику феномену «национальное самосознание». Назовите особенности проявления этнического самосознания у младших школьников.

Источники:
Культура межнационального общения
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 . Смотреть что такое «культура межнационального общения» в других словарях: КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — совокупность
https://ethnopsychology.academic.ru/162/%d0%ba%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%83%d1%80%d0%b0_%d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be_%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f
Культура межнационального общения (отношений)
Вопрос о формировании культуры межнациональных отношений становится одним из острейших не только на всем постсоветском пространстве, но и в целом в мире. Национальная и расовая терпимость и уважение
https://studme.org/46448/pedagogika/kultura_mezhnatsionalnogo_obscheniya_otnosheniy
Культура межнационального общения
Культура межнационального общения необходима человеку для познания, освоения, изменения и совершенствования межнациональных отношений и выступает
http://www.kazportal.kz/kultura-mezhnatsionalnogo-obshheniya/
Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы
Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте Общение людей разных национальностей
https://studopedia.ru/3_50353_ponyatie-kulturi-mezhnatsionalnogo-obshcheniya-ee-strukturnie-elementi-natsionalnoe-samosoznanie-osobennosti-ego-proyavleniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html

COMMENTS