Культура общения

Культура общения

1. Общие принципы культуры общения.

2. Специфика культуры общения военнослужащих.

Человечество живет уже тысячи лет, умирают и рождаются целые поколения. При этом с полной уверенностью можно утверждать, что ни один индивид, живший на земле в любые времена, не смог бы сосуществовать без взаимодействия своими соплеменниками.

Человек является биологическим и социальным существом. Потребность в общении, как считают большинство психологов, относится к числу основных, базовых потребностей человека. Человек не может жить без общения с другими людьми. В его душе наступает пустота, неудовлетворенность собой и жизнью.

Дать определение понятию «общение» сложно. Проблема определения данного термина всегда оставалась актуальной, во второй половине XX века она еще более актуализировалась, и появились десятки определений понятия «общение».

«Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» — так определяют общение психологи А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский.

Совместная деятельность в общении протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в том или ином обществе. Как любая сфера жизнедеятельности людей, процесс общения регулируется определенными нормами и правилами. Известная русская пословица гласит: «По одежке встречают — по уму провожают». Эта народная мудрость недвусмысленно указывает на то, что одно из превалирующих мест в обществе занимает именно культура общения, которой, к сожалению, сегодня мало кто обладает, особенно молодое поколение.

В общении закреплено определенное отражение социальных норм, усвоенных индивидом в обществе посредством литературы, произведений искусства, средств массовой коммуникации, социальной среды, уровня образования.

На определение уровня культуры общения влияет ряд факторов:

— особенности партнера по общению;

Существуют общепризнанные принципы культуры общения:

1. Точность — умение четко и ясно излагать свои мысли.

2. Понятность — доходчивость, доступность.

3. Чистота речи — отсутствие лишних слов-сорняков или слов- паразитов (например, «как бы», «типа»).

4. Выразительность — поддержание внимания и интереса слушателей.

5. Уместность речи — соответствие целям высказывания и ситуации.

Под этическим аспектом культуры общения, общепринятыми нормами общения понимается речевой этикет. К нему относятся речевые формулы обращения, приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращение на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени.

Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений — «ты» и «вы». Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальности обстановки.

В официальной обстановке, когда в разговоре принимают участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми людьми, с которыми установлены дружеские отношения, разговаривать на «вы».

Культура общения состоит из 3-х основных речевых формул:

1-й этап: начало общения.

Этикет в данном случае предписывает следующие обращения:

— Разрешите с Вами познакомиться.

— Я хотел бы с Вами познакомиться.

— Позвольте с Вами познакомиться.

Встречи знакомых людей начинаются с приветствия. Первым приветствует:

— молодой человек более пожилого;

— человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, того, кто находится на более высокой ступени.

Наиболее часто употребляемые приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро» (принято говорить до 12.00), «Добрый день» (до 18.00), «Добрый вечер» (после 18.00).

Существуют также приветствия, которые подчеркивают радость общения, радость от встречи:

— Очень рад Вас видеть.

2-й этап: основная часть общения. Он начинается после приветствия, когда завязывается разговор в зависимости от ситуации: торжественной, скорбной, рабочей, деловой и т.д.

Для каждой ситуации в процессе разговора этикетом предусмотрены определенные фразы, например:

— Примите наши самые теплые (горячие) поздравления!

— Разрешите (позвольте) выразить Вам мои глубокие (искренние) соболезнования.

Большое значение имеют в общении комплименты. Когда вы произносите их, лучше быть корректным и ненавязчивым:

— Вы хорошо (превосходно, великолепно) выглядите.

— Вы так обаятельны.

— Вы отличный специалист.

Услышав комплимент в свой адрес, покажите, что вам это приятно и вы цените доброе к себе отношение. Не следует кокетничать и оспаривать похвалу, к чему бы она ни относилась.

Поток неловких любезностей в вашу сторону лучше остановить как можно раньше, спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию.

— не рассказывать о своих личных делах;

— говорить мало или не говорить совсем о делах своих близких;

— если вам навязывают сплетни, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Если сплетничают о вас, не следует вовсе обращать на это внимания. Объяснения, опровержения, особенно «на всякий случай», никогда себя не оправдывают;

— не рассказывайте в обществе малознакомых людей сенсационных, но недостоверных новостей;

— невежливо говорить в обществе намеками, понятными лишь части присутствующих. Если общество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а не частные беседы по отдельности;

— не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют;

— не рекомендуется рассказывать о снах и предчувствиях, предаваться продолжительным воспоминаниям о прошлом, произносить в обществе длинные монологи;

— некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста;

— не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Не исправляйте публично чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово;

— опасной темой является возраст. В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не стоит говорить «Он уже старый» или «Ну в этом возрасте. ». Вообще интересоваться возрастом другого не следует;

— не следует спрашивать профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте;

— некрасиво постоянно жаловаться на неудачи, а также на физические недостатки.

— редко привлекает к себе симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.

По этикету не принято начинать обращение к человеку со слов: «женщина», «мужчина», «девушка», «бабуся» и т. д.

В среде государственных служащих, бизнесменов нормой становится обращение «господин», «госпожа» в сочетании с фамилией, должностью, званием.

Обращение «товарищ» продолжают использовать военнослужащие, члены левых партий, а также многие заводские и фабричные коллективы.

Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение обращению «коллеги», «друзья».

У старшего поколения встречается обращение «уважаемый».

К незнакомому человеку предпочтительней обращаться, используя этикетные формулы:

Если мы узнаем имя человека, то его надо всегда употреблять при обращении. Чем чаще мы произносим имя адресата, тем больше приятных ассоциаций вызываем у него.

3 этап: конец общения. Используются речевые формулы расставания:

— Всего Вам доброго.

— Разрешите проститься, попрощаться.

— Надеюсь на скорую встречу.

Таким образом, о культуре общения следует говорить как о важнейшем достижении человеческой культуры, цель которого — облагораживание человека, в его основе лежат доброта и нравственность.

Частная гражданская культура общения получила широкое распространение в специализированных областях культуры, например в среде военнослужащих. Зачатки военного красноречия появились еще в древнейших цивилизациях.

Русское военное красноречие, возникшее на национальной почве, развилось и оформилось под воздействием традиций и канонов ораторского искусства Древней Греции и Древнего Рима. Национальные особенности общения военнослужащих в России во многом определились как характером войн, так и общественно-политической ситуацией в государстве.

В старину в армии обращали исключительное внимание на составление речей и помещали в них всю ту информацию, которая в настоящее время передается войскам в виде печатных приказов.

Так, преподаватель словесности середины XIX века В. Плаксин в «Учебном курсе словесности» в 1843 году писал: «Речи воинские более всего нуждаются в быстроте воображения. В силе, отважности мыслей и чувствований, слог в них должен быть жив, быстр, краток и силен».

Воинский речевой этикет представляет собой совокупность правил поведения, общения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах деятельности, межличностных отношений, а также носящих ритуальный характер формы обращений и приветствий.

При этом он подразделяется на две группы правил:

1. Правила, регулирующие отношения между военнослужащими.

2. Правила, определяющие отношения военнослужащих с другими группами и слоями населения.

Культура общения военнослужащих имеет ряд особенностей:

— категорическая императивность (необходимость обязательного выполнения приказа);

— энергичная и четкая форма речевых действий;

— наличие «подъязыка» уставов и инструкций;

— эмоционально-образная выразительность в повелительной речевой форме;

— высокая импровизация, связанная с изменением боевой обстановки;

Военный историк и адъютант А.В. Суворова Е. Фукс в 1825 г. писал: «Главные достоинства речи суть: ясность для слушания, ограниченные периоды, счастливый выбор метафор и фигур, чистота, полнота и благозвучие. Военное красноречие действует на сердце и воображение».

Именно в таком духе выступал перед войском на поле Куликовом князь Дмитрий (будущий Донской): «Братья, бояре и воеводы, и дети боярские, здесь старый должен помолодеть, а молодой честь добыть».

Созвучна этим словам и речь князя Игоря перед полками: «Хочу копье преломить на границе поля Половецкого; с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону».

Основными критериями воинской культуры общения являются:

— тактичность — умение вести себя пристойно, соблюдение чувства меры в поведении и поступках;

скромность — моральное качество личности, проявляющееся в том, что человек не признает за собой исключительных достоинств или прав;

целесообразность — стремление к нравственному идеалу;

ситуативность — умение вести себя в соответствии с определенными ситуациями.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ как свод законов для военнослужащих армии и флота придают нормам и правилам воинского этикета законодательный характер. Это предусматривает их обязательное соблюдение всеми категориями военнослужащих.

Так, в статье 67 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (УВС ВС РФ) сказано: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о Вооруженных Силах в целом».

Наиболее полно правила воинской вежливости отражены в главе «О воинской вежливости и поведении военнослужащих» (статьи 67 — 74 УВС ВС РФ). Там нормативно закреплены следующие правила воинского этикета:

— порядок обращения к военнослужащему на «вы» с употреблением слова «товарищ» как символа войскового товарищества;

— применение утвердительного выражения «слово офицера» как символа офицерской чести;

— при прощании друг с другом офицеру допускается произношение ритуального «честь имею»;

— соблюдение норм уважения к старшему — спросить разрешения у старшего при обращении к другому военнослужащему, уступить дорогу, место в транспорте;

— соблюдение правил воинской вежливости по отношению к гражданским лицам;

— соблюдение правил ношения военной формы одежды.

Для военнослужащих будет интересным, поучительным и полезным знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в процессе общения. К ним относятся:

— формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному (несовпадающему) взгляду, мнению, оценке другого человека;

— целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к сослуживцам в сложных ситуациях взаимодействия;

— уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки;

— стремление и умение заметить и выделить в партнере его положительную сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;

— компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);

— критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.

Речь военнослужащего выражает его духовный мир и воздействует одномоментно на духовный мир окружающих, вызывая чувство прекрасного или безобразного.

Общение имеет огромное значение для обогащения всей системы отношений индивида с окружающим его миром, разрывает рамки непосредственного окружения, делает индивида причастным ко всем событиям мира, к разным поколениям, странам, эпохам.

Повышают эффективность нашего общения такие качества, как правильность речи, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение выразительных средств языка, пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, выражений, синонимов.

Чтобы обогатить словарный запас, ощутить красоту и образность языка, не теряться в поисках нужного слова, необходимо более внимательно и вдумчиво читать художественную литературу, посещать чаще театры, выставки, музеи.

Культура общения должна проявляться не только в знаниях принципов и правил, но и в способности к пониманию другого человека. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому человеку, беречь природу, не мусорить вокруг себя.

Язык всегда связан с культурой, как и культура с языком. Это отражается как в специфике языкового кода, так и в особенностях речевого поведения представителей культуры.

Таким образом, культура общения — это сложная, исторически изменчивая система, носящая интегративный характер и выражающая целостный подход к процессу общения.

Во вводном слове руководитель занятия по ОГП должен для повышения интереса к занятию указать на его злободневность как для всего общества, так и лично для каждого человека.

При изучении теоретических вопросов темы, связанных с рассмотрением основных правил, принципов и норм культуры общения, необходимо опираться на знания солдат (матросов), полученные ими в быту, школе, техникуме, вузе. Предложите в парах проработать вслух все реплики на этапах общения, проиллюстрировать примерами из собственной жизни ошибки в культуре общения как с их стороны, так и со стороны окружающих.

Для проверки понимания материала второго вопроса темы могут быть рассмотрены конкретные ситуации из жизни воинской части.

Также особое внимание следует уделить работе с понятийным аппаратом (общение, культура общения). Целесообразно записать на доске основные правила, принципы общения и привести примеры.

Конович Н. Культура речи и риторика. — С.-Пб., 2007.

Культура общения и риторика: проблемы, перспективы. — Салехард, 2008.

Тарасова Е., Селезцова В. Военное красноречие. — Смоленск, 2006.

Формановская Н. Речевой этикет в нашем общении. — М., Знание, 1987.

Фирсенков В. Правила этикета и культура поведения военнослужащего// Ориентир. — 2001. — № 8.

Капитан внутренней службы

старший преподаватель кафедры философии

Академии государственной противопожарной службы МЧС России

Культура общения

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Культура общения» в других словарях:

Культура общения — Культура общения  один из относительно новых учебных предметов, введённых в большинстве средних школ Российской Федерации после 2000 года, в особенности в школах с гуманитарным уклоном. Культура общения изучает не только традиционную для… … Википедия

Культура общения — сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства О. К. о. является неотъемлемой частью культуры личности. К. о. характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы О., содержание и сущность нравственно психол.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

культура общения — bendravimo kultura statusas T sritis Kuno kultura ir sportas apibreztis Zmoniu tarpusavio santykiu tobulumo laipsnis. atitikmenys: angl. communication culture vok. Kommunikationskultur, f rus. культура общения … Sporto terminu zodynas

Культура общения — система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения … Педагогический словарь

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ — – система знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях общения, одно из социально психологических условий предупреждения конфликтов. П. к. о. характеризует способность индивида не переносить деловые конфликты на эмоционально… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре. К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества,… … Российская педагогическая энциклопедия

культура — ы, ж. 1) Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом; совокупность таких достижений в определенную эпоху у какого л. народа. История мировой культуры. Древняя культура. Европейская культура. Культура древних… … Популярный словарь русского языка

Культура поведения — высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путем сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Культура поведения — совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. К.п. выражает, с одной стороны, нравственные требования… … Педагогический терминологический словарь

Культура мышления — высокий уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности, характеризующийся достоверным восприятием текстов (устных и письменных) в соответствии с замыслом, соблюдением законов построения речевых произведений, владением… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Культура общения: 10 главных способов эффективного диалога

Культура общения: 10 главных способов эффективного диалога

Общение – это больше, чем просто слова, которые мы произносим. Культура общения говорит о том, кто мы такие, как мы выражаем себя и как относимся к этому миру. Общение – это послание, которое мы выражаем вербальными и невербальными способами. Это целостное выражение того, кем мы являемся.

Десять идей, которые стоит взять на вооружение, — поэкспериментируйте с ними, чтобы ваша жизнь и общение стали более эффективными:

  • Четко выражайте то, что хотите выразить. Что вы хотите донести до человека или организации? В чем заключается главная мысль, суждение или взгляд, которые другие должны понять в результате общения с вами? Часто мы больше времени проводим, говоря о поверхностных вещах, вместо того чтобы обратиться к сути, важным или основным понятиям. Эффективное общение с кем-либо требует внутренней ясности и честного общения с самим собой (вы не можете обратиться к кому-либо с просьбой, если сами не знаете, чего хотите).

Совет: проверьте себя, задав себе вопрос, чего вы больше всего хотите от ситуации, любой ситуации.

  • Такт и хорошие манеры имеют значение. Но не позволяйте хорошим манерам препятствовать вам говорить правду. Если ваше общение не искренне, теряется прямота, и отношения страдают. Такт и честность одинаково важны.

Совет: спросите себя, не прячетесь ли вы за хорошими манерами Хорошие манеры – не устаревают , потому что думаете: «Я не хочу ранить их чувства». Используете ли вы это как отговорку, чтобы избежать подтверждения или выражения вашей точки зрения? Но развивайте такт и будьте сострадательны в своей правдивости.

  • Точность имеет значение. Выражая свои мысли во всей полноте, нужно точно подбирать слова. Мы часто бываем неточны и употребляем абстрактные термины. Из-за этого идеи и чувства не воплощаются в жизнь, когда мы не выражаемся ясно: наше общение не проникнуто жизнью. Эффективное общение включает в себя точность языка – использование слов, которые отражают и выражают наши переживания, представления, мечты, желания и разочарования.

Совет: чем более определенны ваши слова, тем точнее вас поймут другие.

  • Точка зрения имеет значение. С какой точки зрения вы говорите? У каждого из нас своя точка зрения, основанная на наших взглядах, мотивах и нуждах. Вы должны понимать концепцию, исходя из которой вы говорите и слушаете. Поймите, что ваша точка зрения влияет на то, как вы слушаете и для чего вы слушаете.

Совет: совершенствуйте общение, принимая во внимание те фильтры и парадигмы, через которые мы пропускаем то, что слышим.

  • Многообразие и общность взглядов. Многообразие придает непревзойденное богатство и глубину нашим переживаниям. Многообразие расширяет наши перспективы и, таким образом, обогащает наше общение. Изучите искусство объединения разных взглядов, определяя то общее, что есть между ними. Определите интересы человека, с которым вы разговариваете, чтобы найти общую цель, перспективу, средство мотивации или ценности. Это очень важно для построения взаимопонимания и согласия.

Совет: Определите общие взгляды и говорите с позиции общности, несмотря на различия в том, как мы живем и общаемся. Цените то, что разнообразные точки зрения расширяют наши перспективы. Уважайте различия и включайте их в свою точку зрения, чтобы достичь более богатого и эффективного общения. Создайте достаточно большой контекст, чтобы он мог включать в себя разные точки зрения.

  • Упорядоченность и согласованность. Когда слова и действия упорядочены, появляются мощные результаты. Недостаток согласованности между словами и делами создает конфликт и приводит к потере силы. Чем более последовательно мы согласовываем наши действия с нашими ценностями и намерениями, тем более эффективным становится наше общение.

Совет: проверьте себя и убедитесь в том, что ваши действия последовательно согласованы с вашими намерениями.

  • Молчание. Общение – это не только слова, которые человек произносит вслух. Мы узнаем новое друг о друге из того, что мы не говорим, точно так же как из того, что говорим. Мы узнаем друг друга, обращая внимание на то, какие темы мы обсуждаем, а каких избегаем. Это происходит в разных видах отношений – организационных, профессиональных, интимных. Какие темы ваша организация не обсуждает? Каких тем избегает ваш партнер по бизнесу, или ваш супруг/супруга? Каких тем избегаете вы?

Совет: слушайте молчание так же, как и слова, для более глубокого понимания того, что представляет собой данный человек или организация.

  • Природа конфликта. Конфликт и различия во мнениях неизбежны, неотвратимы и чрезвычайно продуктивны. Мы больше узнаем из различий во мнениях, чем из совпадений. В то время как совпадения производят поддержку и ободрение, именно различия между нами расширяют наши взгляды. Не избегайте конфликтов – старайтесь общаться с теми, кто ценит и может использовать в общении разницу во мнениях.

Совет: многообразие расширяет наши возможности. Развивайте способность к примирению разных взглядов, чтобы получить мощный и взаимно усиливающий результат.

  • Контекст, текст и подтекст. Общение – это совокупность нашей точки зрения (контекст), слов, которые мы используем (текст), а также наших личных средств мотивации и перспектив (подтекст). Подтекст — это также значение эмоции, которые мы присваиваем тексту. Общение включает в себя все эти составляющие. Эффективное общение, таким образом, требует осведомленности, гибкости и проницательного, живого слушания – а послушать всегда есть что.

Совет: обращайте внимание на контекст, текст и подтекст, чтобы слушание и общение были более детальными и результативными.

  • Ответственность. Общение предполагает стопроцентное слушание другого человека. Это означает, что, если вы не чувствуете себя понятыми, вы не выполнили задачу общения. Не вините других в том, что они не слышат вас. Возьмите на себя ответственность за то, чтобы снова выразить свою позицию, и убедитесь в том, что вас действительно услышали.

Совет: не будьте привязаны к словам, которые выбираете. Будьте гибкими в своем общении и будьте готовы снова подумать о том, как вы можете передать свою мысль другим способом так, чтобы ее услышали. Играйте со словами до тех пор, пока не найдете нужные слова, которые ясно выразят то, что вы хотите сказать. Если это необходимо, переформулируйте свои мысли.

Культура общения

Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.

Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Культурность общения позволяет индивиду не переносить конфликтные ситуации в профессионально-деятельной сфере на эмоционально-личностную область межличностных взаимодействий, понять смысл и мотивацию поступков оппонента, снизить или полностью ликвидировать излишний эмоциональный всплеск в отношениях.

В развитии и формировании индивида как личности, важную значимость имеют речь и культура общения. А зеркалом культуры является язык, так как в нем отображается реальная действительность, окружающая индивидов, истинные условия его существования, общественное сознание народа, его национальные черты, менталитет, традиции, обычаи, моральность, нравственно-ценностные ориентиры, мировосприятие и видение мира.

Язык – это своеобразная сокровищница или копилка культуры. Он сохраняет и оберегает культурное наследие и ценности благодаря своим компонентам, таким как лексика, грамматика, пословицы, поговорки, фольклор, литература; и формам письменной или устной речи.

Одним из наиболее значимых показателей степени культурности индивида, его мыслительной деятельности, интеллектуального развития служит речь. Она является одним из стержневых аспектов активной человеческой деятельности в современном социуме и способом познания действительности. Речь представляет собой один из видов коммуникативного взаимодействия, который нужен социуму для их совместно направленной деятельности, в общественной жизни, обмене сообщениями, познании, образовании. Она служит объектом искусства и обогащает личность духовно.

В жизни любого индивида речевая деятельность занимает одну из важнейших позиций. Ведь без нее практически невозможно овладение профессиональными умениями, общекультурное развитие, межличностное взаимодействие. Умение грамотно вести беседу является одной из главнейших черт личности в качестве социального феномена.

Коммуникативное взаимодействие между индивидами одновременно становится социально-психологической связью и своеобразным каналом трансляции сообщений. Итогом речевой коммуникации говорящего считается текст. Текст может быть выражен в устной и письменной формах. Основными его характеристиками являются цельность, связность и наличие смысловой нагрузки. Не менее значимым считается и понятие о качестве речи, обеспечивающим результативность коммуникаций и характеризующим степень речевой культурности индивида.

Различают речевую культуру общества в целом и личности отдельно. Речевая культура отдельного субъекта индивидуальна, характеризуется прямо пропорциональной зависимостью от уровня эрудированности в области вербальной культуры социума и демонстрирует умение использовать эту эрудированность. Она заимствует и перенимает часть вербальной культуры социума, но наряду с этим она намного шире этой культуры. Вербальная культура общества — это отбор, сбор и хранение наилучших штампов, образцов, моделей, шаблонов речевого взаимодействия, формирование литературной классики и соблюдение норм литературной речи.

Итак, рассматривая психологическое естество коммуникативного взаимодействия, можно сделать следующие выводы. Общение – это одна из форм психической деятельности индивида и его поведения. Коммуникации представляют собой межличностные взаимоотношения между субъектами. В коммуникативном взаимодействии людей проявляются индивидуальные свойства психики личности, ее особенности темперамента и прочие психолого-типологические черты. Личность индивида развивается только в процессе общения. Именно поэтому настолько важно правильное воспитание культуры общения, которое заключается в усвоении родного языка и предполагает овладение языковыми нормами, совершенствование красноречивых инструментов языка в живом вербальном взаимодействии.

Культура личности наиболее красочно и непринужденно выражается в ее речи. Как правило, первое представление и мнение об индивиде формируется на основе впечатления, возникающего вследствие коммуникативного с ним взаимодействия от его речевой манеры. Воспитание культуры общения рассматривается в современном обществе в качестве одной из важнейших задач воспитания, которое связанно с освоением родного языка. Ведь владение всем богатством литературного языка, грамотное употребление его изобразительных и красочных средств обусловливают степень вербальной компетенции личности и является ярчайшим показателем ее общей культурности.

Высокая культурность речи заключается в умении правильно, грамотно, четко и выразительно передать собственные мысли, мировоззрения, посредством средств языка. Она охватывает также и умение находить более простые, доходчивые формулировки, более уместные, подходящие для определенной ситуации средства, инструменты для аргументации позиции или точки зрения. Культурность речи обязывает индивида соблюдать обязательные нормы, приемы и правила, среди которых стержневыми считаются: содержательность (суть), логичность, обоснованность (доказательность) убедительность (аргументированность), ясность (четкость), понятность.

Содержательность (суть) представляет собой продуманность и максимальную информативность реплик. Ведь искусство риторики, как раз и заключается в том, чтобы суметь сказать все, что необходимо, однако не более того.

Логичность состоит в обоснованности, отсутствии противоречивости и последовательности высказываний, в которых ведущие тезисы, выражения связаны и подчинены единой позиции, мысли.

Доказательность (обоснованность) заключается в достоверности аргументов, которые должны наглядно продемонстрировать партнеру по диалогу, что обговариваемая тема или предмет разговора, существует в реальности и имеет объективный характер.

Убедительность (аргументированность) выражается в способности убедить партнера и добиться прочного укоренения в его сознании данного убеждения.

Ясность (четкость) соответственно предполагает четкость и ясность речи. Чрезмерно быстрая речь обычно трудна для восприятия, а излишне медленная – только вызовет раздражение. Речь, характеризуемая тусклостью и невыразительностью, вызовет скуку и приведет к погибели даже самых глубокомысленных заявлений.

Понятность заключается в употреблении терминов, понятий, слов, которые будут понятны для собеседника.

Формирование культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в школе. Ведь именно процессы образования и воспитания ориентированы на развитие индивида как субъекта персональной жизнедеятельности. Культура педагогического общения призвана выработать теоретические и практические основы формирования общей культуры коммуникативных взаимодействий учащихся. А умение грамотно выстраивать собственную речь, взаимодействовать с окружающими, правильно строить межличностные отношения, позволяют родителям эффективно прививать детям культурность коммуникаций.

На уровне обычного обывателя культура общения и поведения понимается в качестве своеобразной модели, на которую должны равняться индивиды. Иногда культурность личности ассоциируют с ее образованностью, интеллектуальностью, интеллигентностью и квалифицируют как определенное личностное свойство. Однако на уровне теории, культура — это специфическая характеристика социума, выражающая достигнутую человечеством степень исторической развитости, определяемую отношением личности к среде и социуму. Также многие воспринимают культуру в качестве творческого самовыражения индивида и общества в целом.

В свою очередь существует понимание культурности личности в качестве набора материальных, духовных ориентиров и ценностей, характеристики степени ее развитости, творческой деятельности по произведению, хранению, усвоению и передаче ценностей. В более широком смысле культура является устойчивой личностной характеристикой, которая охватывает мировоззренческий и аксиологический аспекты и определяет ее отношение к окружающей среде.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимоотношения субъектов социума, которые могут быть отдельными личностями и социальными группами.

Потребность в коммуникативном взаимодействии присуща не только людям, но и большинству живых существ. Изначально такая потребность у малыша имеет схожесть с потребностью животных, однако довольно скоро в процессе развития приобретает людской характер. Общение у малышей тесно связано в свою очередь и с уразумением того, что хотят от них взрослые.

В ходе коммуникативного взаимодействия обеспечивается жизнедеятельность индивида и социума, трансформируется структура и внутренняя суть социальных субъектов, происходит социализация индивида и превращение его в личность, как социальную сущность, наделенную сознанием. Именно общение отвечает за коллективную деятельность.

Сущность культуры общения содержит в себе обеспечение определенной техники коммуникации, отвечающей за взаимодействие. При этом в ходе такого взаимодействия индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранить персональное достоинство и личную индивидуальность.

Системой личностно-значимых нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями, воззрениями индивида, называют сформированной культурой общения. Неизбежным условием эффективной реализации культурности общения считается владение средствами межличностного взаимодействия при различных жизненных условиях и обстоятельствах социальной среды. Объективными показателями сформированности культурности коммуникаций являются определенные черты личности и ее поступки, действия, гармонично согласованные с требованиями морали, нравственности, духовности и этикета.

Культура коммуникативного взаимодействия – это сложнейший, многообразный процесс образования и развития отношений, различных контактов между индивидами, порождаемый потребностями в обоюдно направленной деятельности, который включает в себя обмен сообщениями, формирование единой концепции взаимосвязи, восприятие и постижение другого человека.

Можно выделить 6 приоритетных направлений, целей и задач формирования культуры коммуникаций, которые заключаются в выработке:

  • общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;
  • высокого уровня личных взаимоотношений;
  • высокого уровня развития группы;
  • высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;
  • академической успеваемости и, как следствие в дальнейшем, общественной активности;
  • способности к быстрой адаптации относительно различных видов деятельности – учебной, игровой, профессиональной и пр.

Львиную долю рабочего процесса любого руководителя отнимают различные переговоры, совещания, встречи, телефонные разговоры, поэтому без умения грамотно коммуникативно взаимодействовать, навыков деловых коммуникаций и знания культурных особенностей речи не обойтись.

Кроме повседневного делового общения, карьерный рост многих специалистов прямо пропорционально зависит от умения выстраивать беседу в соответствии с нормами речевой культуры и принципами делового коммуникативного взаимодействия. В противном случае диалог может быть направлен совершенно в другую сторону и вместо подписания выгодного договора, вы получите ничего не значащую беседу. Непрофессионализм в ведении делового разговора ведет также к тому, что у собеседника сложится неблагоприятное мнение о «говорящем» и о его деловой квалификации. Именно поэтому следует очень серьезно отнестись к приобретению опыта и навыков деловых коммуникаций.

Так сложилось исторически, что в наше время практически никто не придерживается правильности построения фраз в ходе дружественной беседы, мало кто обращает внимание на грамотность речи. К сожалению, сегодня сложилась такая тенденция общения, что большинство людей в ходе разговора стремится только донести общий смысл, не обращая внимания при этом ни на грамотность построения фраз, ни на ударения в словах, ни на правильность произношения этих слов. Если сейчас такая манера разговора допустима в обыденной жизни, то в деловом этикете такой подход абсолютно неприемлем.

На успешность деловых коммуникаций воздействует множество факторов, таких как: стиль речи, ее интонация, выражение лица, положение тела, внешний облик и пр. Именно поэтому стереотип общения и культурность речи делового человека имеют зависимость от соблюдения ряда определенных правил, без следования которым индивиду никогда не стать красноречивым и умелым оратором. Ниже представлены главные из них.

¦ Деловой человек должен иметь большой и разнообразный словарный запас, что позволит легко играть и манипулировать словами при этом, придавая речи эффектность и насыщенность. Ведь чрезвычайно сложно красиво изложить собственную точку зрения или доказать правильность идей без разнообразного лексикона.

¦ Также важна и структура речи. Следует придерживаться «чистоты» речи, которую можно разбавлять профессиональными терминами. Не рекомендуется в деловых коммуникациях употреблять жаргонизмы или нелитературные высказывания.

¦ Грамотность – это важнейшая составляющая культуры общения. Фразы нужно составлять с учетом грамматических и стилистических правил речи.

¦ При деловых коммуникациях следует обязательно обращать внимание на свое произношение и интонацию. Ведь часто окружающие не могут ухватить правильный смысл фраз вследствие дефектов речи «говорящего» или его неспособности выделить наиболее важные моменты при помощи интонации. Также не следует забывать и о важности невербальных компонентов речи. Неверные жесты, поза или мимика могут испортить даже самую успешную презентацию или блестящую речь.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что умение четко, грамотно и красноречиво выражать свои мысли абсолютно незаменимо в современном мире бизнеса и профессиональной деятельности.

Культура общения и поведения сегодня обладает своими отдельными общепризнанными принципами:

  • точность речи, которая представляет собой умение отчетливо и ясно выражать свою позицию;
  • понятность, которая обязывает информацию быть доходчивой и доступной для понимания среднестатистического носителя языка;
  • чистота речи, которая выражается в отсутствии жаргонизмов или лишних слов-паразитов;
  • выразительность речи заключается в поддержании внимания слушателей и их интереса в течение всего разговора;
  • уместность, которая проявляется в соответствии задачам высказываний и ситуации.

Речевой этикет под собой подразумевает этический аспект культуры коммуникаций и общепринятые нормы общения. Он содержит в себе речевые формулы благодарности, обращения или приветствия, просьбы или вопросы, уместность обращения на «ты» или «вы». Выбор той или иной формулировки зависит от социального статуса индивидов, которые находятся в процессе коммуникативного взаимодействия, характера их взаимоотношений, от официального статуса обстановки. В официальных ситуациях, когда в разговоре задействовано несколько лиц, даже если собеседники хорошо знают друг друга, следует обращаться к собеседникам на «вы».

Культура делового общения объединяет в себе 3 этапа: начало беседы, ее основная часть и завершение разговора.

Начало беседы происходит со знакомства, в случае если собеседник незнаком. Для этого подходят следующие формулировки: «разрешите познакомиться с вами», «позвольте познакомиться с вами», «я хотел бы …» и т.п. Если собеседники знакомы между собой, то беседа начинается с приветствия. В соответствии с общепринятыми нормами этикета мужчина должен первым поприветствовать женщину, индивид более младшего возраста – человека более старшего, человек, который занимает более низкую ступеньку в социальной иерархии – индивида, который занимает более высокую.

Основная часть общения начинается после знакомства и приветствия, когда идет завязка разговора в зависимости от обстоятельств. Комплимент в собственный адрес нужно принимать с достоинством. Если вам сделали комплимент, то следует показать, что вам он приятен, и вы оценили доброе отношение к себе. Однако лучше не кокетничать или оспаривать комплимент.

Для коммуникативного взаимодействия необходима тема для беседы, которую согласны поддержать все участники процесса. В ходе разговора следует избегать общения на личные темы, не нужно рассказывать о своих делах или делах своих близких. Также лучше не допускать распространения недостоверной, непроверенной информации или сплетен. Не допускается использование намеков, которые будут понятны только отдельным участникам процесса. Говорить нужно на том языке, которые понимают собеседники. Не нужно перебивать партнеров, пытаться им подсказывать или за них завершать реплики.

Конец общения характеризуется употреблением устойчивых и общепринятых «формулировок расставания», таких как: «всего вам доброго», «до свидания» и т.д.

Коммуникационное взаимодействие индивидов различных национальностей определяется наличием на нашей планете более нескольких тысяч этнических общностей. Вследствие современной ситуации глобализации мира, постепенно происходит приумножение межэтнического взаимодействия, что неминуемо ведет к возникновению различных конфликтов на почве национальностей. Сегодня одной из наиболее остро стоящих социальных проблем считается обострение взаимоотношений между индивидами, которые принадлежат к разным национальностям.

Коммуникативное взаимодействие является важнейшим фактором формирования и развития личности. Также оно выступает и в качестве стержневого средства воспитания. Коммуникативное взаимодействие регулирует поведение личности, ее отношения с окружающими, социумом, организовывает условия для целеустремленной и целенаправленной регулировки чувств, эмоционального настроя, поведения, ценностных и духовных ориентаций, оценок.

Взаимодействие представителей различных национальностей по аспектным вопросам их жизнедеятельности, определение взаимосвязей и взаимоотношений, в ходе которых индивиды, принадлежащие к различным национальным единствам и придерживающиеся различных религиозных убеждений, обмениваются информацией, опытом, знаниями, духовными и моральными ценностями, взглядами и чувствами – все это называется межнациональным общением.

Межнациональное общение может осуществляться на трех уровнях: межличностном т.е. между отдельными индивидами, межгосударственном, т.е. внутри одного государства и межгрупповом, соответственно между группами. Межличностное и межгрупповое взаимодействие обусловлены системой воспитания индивидов, их культурными традициями и обычаями.

Сегодня можно выделить три характеристики межэтнических взаимоотношений. Они бывают дружественными, нейтральными и конфликтными.

Межнациональное общение можно представить в качестве определенной формы выражения отношений, взаимодействия и взаимосвязей представителей различных национальностей. Вступая в межнациональное общение, индивид выступает своеобразным носителем национального сознания, культуры, языка и чувств. Поэтому сегодня настолько важно формирование культурности межнационального общения.

Формирование культуры межнационального коммуникативного взаимодействия является одним из важнейших инструментов средств гармонизации межнациональных отношений в целом.

Выделяют несколько трактовок понятия «культура межнационального общения»:

¦ Культура межнационального общения предстает в качестве комплекса специальных убеждений, знаний, воззрений, умений, а также соответственных им действий и поведения, которые проявляются одновременно в межличностных контактах и взаимодействиях целых этнических единств, и позволяют, основываясь на межкультурной компетентности безболезненно и живо достигнуть взаимопонимания и гармонии в общих интересах.

¦ Культуру межнационального общения можно также представить составным компонентом духовной жизни социума, общечеловеческой культуры, которая включает знание общепринятых норм, установленных правил поведения в конкретном социуме, положительные эмоциональные реакции на межэтнические проявления и процессы в жизнедеятельности.

¦ Культура межнационального общения охватывает определенный свод правил, комплекс ограничений, прав и свобод, которые позволяют личности и народу не являться ущемленными в своих правах. Наряду с этим культура межнационального коммуникативного взаимодействия должна помочь людям не ущемлять, не обижать и не оскорблять чувства и права других народов.

¦ Культура межнационального общения, в свою очередь, является особым видом культуры представителей разных национальностей, характеризующегося взаимодействием национальных культур, которые проявляются в национальном личностном самосознании, терпении, тактичности и устремленности к межнациональной гармонии во всех сферах.

Понятие толерантности является одним из центральных понятий, которое характеризует суть культуры межнационального коммуникативного взаимодействия. Толерантность дословно означает терпение. В современном мире толерантность понимается в качестве одной из причин конструктивной коммуникации между людьми абсолютно во всех областях социальной жизни. Она призвана выступать в качестве норм гражданского общества. Однако при этом толерантность также рассматривается и как целостное самовыражение личности, которое проявляется в позитивной взаимосвязи членов социума, на основе сохранения индивидуальных черт каждого индивида, взаимного уважения и равенства сторон.

Толерантность межэтнического характера понимается намного глубже, чем просто приемлемое отношение к индивидам, которые представляют различные этнические группы. Суть данного понятия содержит в себе принципы духовности, нравственности, общечеловеческой морали, которые выражаются в уважении и непременном соблюдении прав и свобод всех наций, в понимании единства и общей взаимосвязи различных этнических культур, в глубоком познании культуры своего народа и других, особенно тех, с которыми непосредственно осуществляется взаимодействие.

Сформировать культуру межнационального коммуникативного взаимодействия – это означает решить несколько задач, а именно:

  • воспитание уважения к представителю любой национальности, национальной культуре и достоинству;
  • формирование бережного и уважительного отношения к национальным эмоциональным переживаниям, чувствам и достоинству любого индивида, вне зависимости от его национальной или расовой принадлежности;
  • воспитание толерантности, патриотизма и гражданственности.

Таким образом, культура педагогического общения, деловых коммуникаций, межнационального и межличностного общения облагораживает личность человека. В основе культуры коммуникативных взаимодействий всех видов и направленностей лежит доброта, духовность и нравственность.

Источники:
Культура общения
1. Общие принципы культуры общения. 2. Специфика культуры общения военнослужащих. Человечество живет уже тысячи лет, умирают и рождаются целые поколения. При этом с полной уверенностью
http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2010/2010-08-1.html
Культура общения
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 . Смотреть что такое «Культура общения» в других словарях: Культура общения — Культура
https://pedagogical_dictionary.academic.ru/1639/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Культура общения: 10 главных способов эффективного диалога
Общение – это больше, чем просто слова, которые мы произносим. Культура общения говорит о том, кто мы такие, как мы выражаем себя и как относимся к этому миру
http://www.luxemag.ru/etiquette/3758.html
Культура общения
Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности
http://psihomed.com/kultura-obshheniya/

COMMENTS