45000on

Культура педагогического общения

Культура педагогического общения

Все вышесказанное о педагогическом общении как сущностной характеристике обучения и воспитания позволяет утверждать, что готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим условием эффективной педагогической деятельности. Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и коммуникативные умения.

Готовность к профессионально-педагогическому общению включает: знание основ педагогического общения, его закономерностей, функций, структуры, содержания; сформированность умений организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием, а также сформированность определенных личностных, в том числе нравственных качеств педагога. Эти знания, умения и личностные качества определяют культуру педагогического общения, позволяющую педагогу осуществлять педагогическое общение, а значит воспитание и обучение, на достаточно высоком профессиональном уровне.

Очевидно, что культура педагогического общения — составная часть профессионально-педагогической культуры и проявляется во всех ее компонентах. Например, гуманистическая направленность личности педагога выражается в создании благоприятного психологического климата на уроке или вне его. Более того, на уроке должно присутствовать не только деловое, но и личностное общение: соучастие в проблемах друг друга, сопереживание, сострадание, сопереживание, сорадование и т.п.

Культура педагогического общения невозможна также без знания личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, а также без знания преподаваемых учебных предметов. Выделяют следующие показатели культуры педагогического общения.

Основу этой культуры составляет общительность. Это интегральное качество выражается в устойчивой потребности в систематическом общении с детьми, коллегами, родителями; в умении быстро устанавливать контакты; в чувстве удовлетворения и радости от общения, в эмоциональном благополучии на всех этапах общения. Общительность проявляется также в интересе к детям, в понимании душевного состояния ребенка, в сопереживании его чувствам.

Общительность связана с такими чертами педагога, как легкость, непринужденность, простота, искренность, приветливость, отзывчивость в общении с учащимися; чувство юмора, сдержанность и терпеливость в конфликтных ситуациях, проявление расположения, уважения и требовательности, педагогическая интуиция, а также тактичность в общении с детьми.

Общительность проявляется и в системе коммуникативных умений и навыков, основанных на способности руководить общением учащихся и воздействовать на них в процессе общения. В частности, педагогу необходимо умение ориентироваться в конкретной ситуации; умение моделировать стиль общения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, других партнеров по общению; умение создавать комфортный психологический климат в процессе общения; умение анализировать свое общение с учащимися и т.п.

Вторым показателем культуры педагогического общения является культура речи. Действительно, педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами. Слово педагога – это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В.А. Сухомлинский). В речевой деятельности проявляется и эрудиция, и профессиональное мастерство педагога.

В педагогическом общении «присутствует» все многообразие видов речи, но независимо от того, что делает педагог (убеждает, внушает, информирует, обращается к чувствам и эмоциям учащихся, призывает их к действию и т.п.), к его речи предъявляются особые требования:

правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

точность (употребление слов, выражение в свойственных им значениях);

ясность, простота, логичность, доступность;

богатство (разнообразие используемых языковых средств);

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Искусству речи учит риторика. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, поэтому важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, громкость, тембр голоса, сила, паузы, ритмика и т.п.

Невербальные средства дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога. Умение ими владеть – третий показатель культуры педагогического общения. Невербальные средства общения – мимика, пантомимика (движения тела, рук, глаз и т.д.) — это эмоциональный язык общения. Для многих учащихся важно, чтобы, когда они отвечают на вопрос, учитель поддерживал их, высказывал свою заинтересованность в их успехе, например, кивая головой. Напротив, непросто отвечать или даже получать хорошую оценку у учителя, лицо или взгляд которого ничего не выражают. Важно, чтобы лицо учителя «светилось улыбкой». По мнению известного психотерапевта В. Леви, учитель должен уметь включать «внутренний свет».

Таким образом, культура педагогического общения достигается как за счет речи, так и невербальных средств. В педагогической литературе приводятся данные опроса учащихся. Так, отвечая на вопрос «Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде всего?», учащиеся на первое место поставили выражение лица и глаз (80% опрашиваемых), а затем голос (60% опрашиваемых). Эти данные свидетельствуют о том, насколько значимы вербальные и невербальные средства педагогического общения.

Следующий показатель культуры педагогического общения – это наличие умений управлять своими эмоциями, настроением, то есть умения саморегуляции психической деятельности. К этим умениям относятся, например, умение управлять своим психическим состоянием, поддерживать у себя доброжелательный настрой, творческое настроение, а также умение снимать психическое напряжение, которое накапливается у учителя, как ни у кого другого.

Особо следует выделить такой показатель культуры педагогического общения, как педагогический такт. Быть тактичным – значит проявлять уважение к человеку в любой ситуации.

В педагогической литературе педагогический такт определяют как соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в разных сферах деятельности, избежание крайностей в общении с ними, сочетание уважения и требовательности к ним, умение выбрать правильный подход к ученику.

Из определения следует, что педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия собеседника, в умении организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении сдерживать свои чувства и эмоции, в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляется в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении быть терпеливым и внимательным, поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает место и время общения с учеником.

Такт учителя на уроке проявляется в умении выслушать ответ ученика, не прерывая его репликами и комментариями, в умении оценить работу ученика. Такт выражается и в искренней радости успехам ученика, и в огорчении его неудачам. Педагогический такт – это и проявление доверия ученику.

Напротив, всякое отклонение от меры может выступать как бестактность. Бестактность педагога является причиной его конфликтов с учащимися. Она проявляется, например, в грубых замечаниях ученику относительно его внешнего вида, его способностей, личностных качеств и т.п. Важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога, была доведена им до уровня нравственной привычки.

Культура педагогического общения находит свое выражение в стиле общения педагога с учащимися и в стиле его руководства деятельностью учащихся.

Стили педагогического общения и педагогического руководства

Стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования и поведения человека (А.А. Бодалев). Исходя из этого под стилем общения в педагогике понимают «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» (В.А. Кан-Калик). К этим особенностям относятся: особенности коммуникативных возможностей педагога, достигнутый уровень его взаимоотношений с воспитанниками, творческая индивидуальность педагога и особенности детей, группы учащихся, с которыми он общается.

Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе. Наиболее эффективный из них – общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок.

Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к группе учащихся, в стремлении понять мотивы их деятельности и поведения, в открытости контактов. Вместе с тем, при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности». Названные стили общения взаимосвязаны, стимулируют друга. Это гуманистические стили общения, являющиеся субъект-субъектными взаимодействиями «педагог-воспитанник».

Достаточно распространенным стилем педагогического общения является стиль общение-дистанция. Дистанция в отношениях педагога и воспитанника должна существовать, она необходима, так они занимают различные социальные позиции. Важно, чтобы эта дистанция была для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу же важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении.

К негативным стилям общения относят: общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство. Эти стили характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками. Так, стиль общение-устрашение строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе, на ориентации детей на то, чего делать нельзя. Данный стиль делает невозможным сотрудничество педагога и детей.

Общение-заигрывание как стиль педагогического общения основывается на желании педагога нравится воспитанникам, завоевать у них авторитет, который скорее всего будет «дешевым», ложным. Нередко молодые педагоги избирают именно этот стиль общения с учащимися.

Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей; мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся.

Охарактеризованные стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства, то есть в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия педагога с отдельной личностью и группой и т.д.

Наиболее распространенной является следующая классификация стилей педагогического руководства. Их подразделяют на авторитарный, демократический, либеральный.

При либеральном стиле педагогического руководства отсутствует система в организации деятельности учащихся и контроля за нею. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога. Формами обращения являются увещевания, уговоры. Этот стиль ведет либо к панибратству, либо к отчуждению. Он не способствует развитию личности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. Главное, что отсутствует целенаправленное педагогическое взаимодействие «педагог-воспитанник». Словами этот стиль можно выразить так: «Как все идет, так и пусть идет».

В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства. Таким образом, стиль зависит от конкретных условий педагогического взаимодействия.

Культура педагогического общения

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимся, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. В целостном процессе педагогического общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты.

Коммуникативный аспект составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями в связи с предметным взаимодействием.

Предметное взаимодействие — на уроке, в процессе подготовки и проведения какого-либо мероприятия.

Общение — это форма сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир.

Общение — это источник и канал информации: рои этом в процессе общения человек приобретает и передает не только факты, представления, идеи, но и ценностное отношение, интересы, настроения, чувства.

Общение создает условия для воспитания человека: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания — это прежде всего — искусство общения.

В общении осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств.

Мир общения можно представить как: общение с реальным партнером (подлинным субъектом): межличностное, групповое, представительское, общение культур; Общение с иллюзорным партнером (субъектированным партнером): общение с животным, общение с вещью; общение воображаемых партнеров (художественных персонажей): общение с образом отсутствующего реального человека, общение со своим вторым «я» (самообщение).

Общение как коммуникация делится на вербальное (речь) и невербальное (неречевые средства). Речь может быть внешней и внутренней. Внешняя речь, в свою очередь, бывает устная и письменная, устная же делится на монологическую и диалогическую. Невербальное общение делится на кинетическое, т. е. общение с помощью жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела); визуальное — информационный контакт с помощью глаз; паралингвистическое — передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.; экстралингвистическое — передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т. д.

Вступая в общение, человек несет в себе: сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие социально-нравственную позицию; стиль поведения в общении; стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться; намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания; сложившийся способ воздействия на партнера по общению.

Стадии педагогического общения

1. Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап).

2. Организация непосредственного общения.

3. Управление общением в педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия. Можно выделить следующие рекомендации по реализации первой стадии общения:

— представить конкретный класс, в котором предстоит проводить урок или мероприятие;

— попытаться восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, причем стремиться развивать положительные эмоции и блокировать отрицательные;

— вспомнить, какой стиль общения присущ вам именно в данном классе, возможен ли он на предстоящем уроке;

— попытаться представить как класс воспримет вас и материал урока;

— соотнести присущий вам стиль общения с классом с целями (обучающими, развивающими, воспитательными) на предстоящем уроке;

— работая над конспектом, планируя фрагменты урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;

— вспомнить взаимоотношения с отдельными учащимися и постараться избегать стереотипных психологических установок по отношению к учащимся;

— попытаться почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке или мероприятии.

Вторая стадия предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляются:

— осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися;

— мысленное восстановление опыта общения с данным классом;

— уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях.

На этой стадии происходит и конкретизация объекта общения, причем обычно в качестве объекта выступает класс в целом, но это может быть группа детей или отдельные учащиеся. Важным моментом второй стадии является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

Суть третьей стадии в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др.

Для завоевания инициативы в общении необходимо соблюдение следующих условий (В.А.Кан-Калик):

— оперативность при организации начального контакта с классом (уход от трех «Д» — дистанции, дидактизма, демонстративности);

— отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

— преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;

— организация контакта со всем классом;

— постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

— сокращение запрещающих педагогических требований;

— внимание к внешности;

— использование речевых и невербальных средств взаимодействия;

— умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружелюбность;

— нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;

— достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

В процессе осуществления непосредственного общения нередко возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока или мероприятия, самочувствием педагога и учащихся.

Четвертая стадия чаще всего называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учебного материала учащимися. Главное назначение этой стадии — диагностически-коррекционное.

Педагогический такт и авторитет учителя.

Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт.

Педагогический такт — это соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними.

Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения и действий учителя, обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольнооценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.

Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не терпят никаких запретов (особенно необоснованных). Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.

Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей «свободе». Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педагогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося.

Рассматривая вопрос о влиянии личности учителя на воспитанника, необходимо отметить, что установление педагогически целесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагогическом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическому процессу. Наличие в личности учителя таких качеств, как самомнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистливость, не может остаться незамеченным.

Культура педагогического общения

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.

Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).

Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.

Продуктивные способы активного слушания

Сущность: возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Начать можно так: «Как я Вас понял. », «По Вашему мнению. », «Другими словами, Вы считаете. ».

Главная цель «эхо-техники» – уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.

Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога. «Если теперь подытожить сказанное Вами, то. ».

Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.

Резюмирование позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры и может быть действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.

Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, дает возможность получить информацию без прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона.

Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт.

Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является чисто формальное следование правилам. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что. », но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает.

Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таком состоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, и только потом с ним можно общаться. В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания.

Пассивное слушание – умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-угу», «ну, конечно», кивание головой. Эмоциональное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после с ним можно будет общаться нормально. Главное в этом виде слушания:

  • не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем более;
  • не задавать уточняющих вопросов, потому что это только вызовет ответный взрыв негодования;
  • не говорить партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладится» – он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, т. е. вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, в противном случае повторение действий будет оценено как издевательство над его чувствами.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

Правила эмпатического слушания:

Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка, помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке. Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становиться причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, т.е. в «состояние взаимной вражды».

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил (И. И. Рыданова):

  • Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.
  • Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.).
  • Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус.
  • Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося.

Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.).

Таким образом, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит:

  • проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
  • проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
  • признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
  • учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка: «Вы всегда ведете себя так. », «Ты как всегда не готов. », «Ты снова начинаешь оправдываться. ». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывания» учителя характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Схема «Я-высказывания» такова:

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты. », «Когда это происходит. », «Когда я сталкиваюсь с тем, что. ».
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации: «Я чувствую. », «Я не знаю, как реагировать. », «Я огорчаюсь. ».
  3. Называние причин этого чувства: «Потому что я не люблю грязь», «Потому что ты нарушил обещание».

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович):

Культура педагогического общения

Культура общения это мера умений и способностей педагога выбирать и использовать необходимые формы, методы и средства взаимодействия с участниками педагогического процесса: учащимися, родителями, коллегами. Основу культуры педагогического общения составляет гуманное отношение к детям.

Критериями оценки культуры общения являются: вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброжелательности, формы приветствия, благодарности, извинений, правила поведения в общественных местах, формы общения между учителем и учащимися, родителями, коллегами и т.п.

Педагогическая культура общения проявляется в культуре речи, этикете и такте, эмпатии, аттракции, рефлексии.

Культура речи — это речевое мастерство, умение найти, выбрать стилистически уместный вариант языкового средства, выразительно и доходчиво его применить в процессе педагогического общения. Она предполагает владение педагогом нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать адекватные выразительные языковые средства в различных условиях общения. Роль речи в педагогической деятельности чрезвычайно высока, т.к. именно она является основным инструментом коммуникации и средством воздействия на личность учащегося. В.А.Сухомлинский называл речевую культуру зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувств и мыслей.

Речь учителя должна быть всегда обращена к ученику как к партнеру по общению, вне зависимости от того, отвечает ли он в словесной или несловесной форме, и таким образом влияя на говорящего. Каждое последующее высказывание учителя, как ведущего партнера по взаимодействию, должно учитывать реакцию ученика или класса в целом.

Особенностью культуры речи учителя физической культуры, тренера является умение сочетать объяснение с показом физического упражнения, т.е. владение речедвигательной координацией.

Культура речи служит показателем духовного богатства педагога. Речь каждого педагога должна отличаться оригинальностью, глубиной мысли, творческим выражением содержания, убедительностью, красотой и яркостью. Поэтому в процессе профессионально-педагогической подготовки и последующей практической деятельности необходимо постоянно работать над развитием речевой культуры.

Этикет педагога включает в себя определенный, соответствующий времени и социальному статусу порядок поведения, выраженный в различных формах и видах обхождения с людьми. Иными словами, этикет определяет, какое место занимают воспитанники в системе ценностей педагога. Причем, в восприятии истинного педагога ученики должны располагаются в центре его внимания. Одновременно ребенок должен постоянно ощущать на себе доброжелательное отношение к нему.

Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Такт — это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось уважение к человеку, позволяет избежать конфликта или, если это необходимо, использовать конфликтную ситуацию в гуманных целях. Быть тактичным — это нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся .личностью.

Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного, осознанного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость и т.п.), но и умение выбирать правильный подход к учащимся, то есть воспитывающее, действенное средство влияния на детей. В педагогическом общении такт выступает регулятором поведения учителя, средством, с помощью которого он может направлять и корректировать воздействие на личность ребенка.

Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя, т.е. тактику. Ведь педагог выступает перед детьми в разных ролях, которые требуют проявления такта в различных его оттенках. Выбор тактики общения связан с умением поль­зоваться ролевыми позициями: «родителя» — демонстрировать независимость, принимать решения, брать ответственность на себя; «ребенка» — играть роль зависимого, подчиняемого и неуверенного в себе человека; «взрослого» — выражать корректность и сдержанность в поведении, уметь считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и воспитанниками.

Показателем педагогической культуры и тактики общения является умение соблюдать социальную дистанцию. От него во многом зависит эффективность педагогического общения. Уменьшение этой дистанции, наблюдаемое у молодых начинающих учителей, зачастую приводит к фамильярности отношений и утрате авторитета. Чрезмерное увеличение социальной дистанции также влечет за собой отрицательные последствия (отчужденность, взаимное непонимание друг друга) и затрудняет установление контакта между учеником и учителем, что, в конечном счете, негативно сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса, ,

Овладение педагогическим тактом осуществляется при условии знания индивидуальных и возрастных особенностей детей, способов воздействия на занимающихся и умении выбрать и использовать наиболее целесообразный из них для конкретной ситуации. Наряду с этим, для выработки педагогического такта не менее важны знания основ морали, умения наблюдать и видеть нравственный смысл и побудительные мотивы в поступках воспитанников, способность ориентироваться в обстановке и принимать адекватные решения.

В процессе педагогического общения истинный педагог ярко проявляет свойства аттракции, эмпатии и рефлексии.

Аттракция — способность педагога обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обаятельным и открытым.

Эмпатия умение педагога точно чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, понимать душевно-эмоциональное состояние ближнего и обладать способностью к сопереживанию.

Рефлексия — способность педагога осознавать себя, свои психические состояния, видеть себя со стороны и чувствовать, как тебя оценивают люди, т.е. способность видеть себя со стороны.

Вышеназванные качества позволяют говорить о педагоге как об интересной, ищущей и целостной личности, вызывающей доверие у воспитанников, и способной успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Источники:
Культура педагогического общения
Все вышесказанное о педагогическом общении как сущностной характеристике обучения и воспитания позволяет утверждать, что готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим
https://studopedia.ru/11_189179_kultura-pedagogicheskogo-obshcheniya.html
Культура педагогического общения
Тема 3. Культура педагогического общения
http://txtb.ru/86/19.html
Культура педагогического общения
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных
http://psylist.net/pedagogika/kulpedob.htm
Культура педагогического общения
Культура общения — это мера умений и способностей педагога выбирать и использовать необходимые формы, методы и средства взаимодействия с участниками педагогического процесса: учащимися,
https://studopedia.su/8_47939_kultura-pedagogicheskogo-obshcheniya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

как проучить мужчину близнеца Как завоевать мужчину-БлизнецаЛегкие и общительные, веселые и сговорчивые. На первый… (1)

Как записать девушку в телефоне Как ваш любимый (-ая) записан у вас в телефоне?А как… (1)

Откуда девочки писать Как девочки писали и какали с дерева Наш отец был… (1)

Как бороться с одиночеством мужчине Борьба с одиночеством: Действенные рецепты Большой город вынуждает людей обращать… (1)

Притяжение между людьми ВЕЛИКА ЛИ СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ?«Если бы мы не наблюдали ежеминутно падения… (1)

COMMENTS