Личностная тревожность

КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ

Личностная и ситуативная тревожность по Спилбергеру у людей разного пола и возраста

Личностная и ситуативная тревога в норме и в условиях экзаменационного стресса.

(Раздел из докторской диссертации Ю.В.Щербатых "Вегетативные проявления экзаменационного стресса")

Состояние тревоги формируется под действием различных факторов, затрагивающих разные функциональные системы организма человека. Так, Nutt D . J . (1990) выделяет четыре компонента, играющие важную роль при формировании состояния тревожности: настроение (антисипации, волнение и пр.), когнитивную сферу ( неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов), физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор) и поведенческие реакции. Отсюда вытекает вариативность возможных классификаций тревожности, так как тревожность можно различать по природе (нормальная или патологическая), по периодичности (эпизодическая или хроническая), по происхождению (врожденная или ситуативная), по степени осознанности, по уровню коморбидности, по силе и т. д. (Калуев А.В., 1999).

В литературе имеются сведения, что у студентов, предрасположенных к развитию артериальной гипертензии отмечаются более высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, чем в группе контроля (Борисова Н.А., 2001; Гарганеева Н,П., Леонов В.П., 2001). По данным некоторых исследователей, длительность экзаменационного стресса зависит от формы экзамена — при письменном экзамене, сопровождающемся длительным ожиданием оценки, негативные последствия экзамена на уровне физиологических систем проявляются в большей степени ( Будылина С.М., Наумова Т.С., 1985).

4.4 Собственные исследования тревожности у студентов в норме и условиях экзаменационного стресса.

В то же время, в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюдались студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8.6% — сверхвысокие уровни ситуативной тревожности ( Рис.3.4):

Уровень тревожности (как личностной, так и ситуативной) мало менялся с возрастом в пределах от 16 до 25 лет. Незначительный рост отмечался только по отношении личностной тревожности, а разница в показателях ситуативной тревожности школьников и студентов разных курсов была недостоверной, что отражено в Табл. 3.1.

Табл. 3.1. Показатели ситуативной тревожности у школьников и студентов различных курсов:

Личностная и Реактивная (Ситуативная) Тревожность

Тест Спилбергера-Ханина позволяет измерить тревожность как свойство личности и как состояние, связанное с текущей ситуацией.

Личностная тревожность — это склонность воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги. Высокая личностная тревожность может быть причиной невротического конфликта, эмоционального срыва и психосоматического заболеваниями.

Реактивная тревожность характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.

Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Личностная тревожность

Находясь в обществе, человек взаимодействует с другими, проявляя свои качества. В таких ситуациях, в социальной сфере, он лучше всего может испытывать чувство тревожности.

Личностная тревожность являет собой повышенную склонность к беспокойству и тревожным переживаниям без особых на то причин. Ее появление может быть связано с некоторыми изменениями в гормональном фоне организма человека, а также с тем, что человек привлекает к себе всеобщее внимание и ему от этого неприятно.

Ситуативная и личностная тревожность проявляется, когда человек попадает в неприятную для него ситуацию (к примеру, для студента это может быть сдача экзамена, которого он с опасением ждал). В данной ситуации негативные психологические состояния, тревожность накапливается у человека еще задолго до появления неприятной ситуации. И достигает своего максимума личностная тревожность в момент, например, когда студент тянет билет. Ситуативная тревожность иногда, в зависимости от своей масштабности, может перерасти в невроз.

Любая тревога отрицательно влияет на психологическое состояние личности, поэтому не будет лишним диагностика и коррекция личностной тревожности.

Диагностика беспокойных состояний

Уровень как страхов, так и личностной тревожности измеряется при помощи тестов Кеттела. Опрос создан для оценки дополнительных личностных качеств опрашиваемого. А тест Спилберга-Ханина применяется для определения уровня вашей тревожности в обычном состоянии. На вопросы опросника необходимо отвечать, не обдумывая долго.

Шкала реактивной и личностной тревожности позволяет также определить степень неуверенности, внушаемости и несамостоятельность личности в принятии в любых решений и осуществления каких-либо действий. Она состоит из двух частей-опросников. С их помощью определяется уровень реактивной личностной тревожности в атмосфере сложной, неприятной психологической ситуации и уровень тревожности личности, как индивидуальной черты человека, что на момент прохождения теста не зависит от какой-либо конкретной ситуации.

Также существует еще один вид шкалы для определения тревожности: шкала личностной тревожности Прихожан. Она была разработана на основе «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Ее особенность в том, что уровень тревоги определяется оцениванием самой личности обыденных ситуаций , которые могут вызвать чувство страха, беспокойства, тревоги.

Данная методика дает возможность проводить опрос не индивидуально, а при помощи раздачи бланков опрашиваемым. Стоит отметить, что причины появления личностной тревожности стоит искать, проанализировав ход своих мыслей, связанных с определенным страхом, беспокойством. Тревога может быть вызвана чем-то, что когда-то вас пугало и было вытеснено вашим сознанием в подсознание.

Личностная тревожность

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Шкалы: тревожность — общая, школьная, самооценочная, межличностная, магическая

Определение уровня личностной тревожности.

• Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1.

• Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2.

• Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3.

• При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

1 Отвечать у доски

2 Оказаться среди незнакомых ребят

3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

4 Слышать заклятия

5 Разговаривать с директором школы

6 Сравнивать себя с другими

7 Учитель смотрит по журналу, кого спросить

8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают

9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

10 Видеть плохие сны

11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

12 После контрольной, теста – учитель называет отметки

13 У тебя что-то не получается

14 Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна

15 На тебя не обращают внимания

16 Ждешь родителей с родительского собрания

17 Тебе грозит неуспех, провал

18 Слышать смех за своей спиной

19 Не понимать объяснений учителя

20 Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем

21 Слышать предсказания о космических катастрофах

22 Выступать перед зрителями

23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

24 С тобой не хотят играть

25 Проверяются твои способности

26 На тебя смотрят как на маленького

27 На экзамене тебе достался 13-й билет

28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

29 Оценивается твоя работа

30 Не можешь справиться с домашним заданием

31 Засыпать в темной комнате

32 Не соглашаешься с родителями

33 Берешься за новое дело

34 Разговаривать с школьным психологом

35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»

36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)

37 Слушать страшные истории

38 Спорить со своим другом (подругой)

39 Думать о своей внешности

40 Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

1 Отвечать у доски

2 Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку

3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

4 Слышать заклятия

5 Разговаривать с директором школы

6 Сравнивать себя с другими

7 Учитель делает тебе замечание

8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают

9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

10 Видеть плохие или «вещие» сны

11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

12 После контрольной, теста учитель называет отметки

13 У тебя что-то не получается

14 Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил

15 На тебя не обращают внимания

16 Ждешь родителей с родительского собрания

17 Тебе грозит неуспех, провал

18 Слышать смех за своей спиной

19 Не понимать объяснений учителя

20 Думаешь о своем будущем

21 Слышать предсказания о космических катастрофах

22 Выступать перед большой аудиторией

23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

24 Ссориться с родителями

25 Участвовать в психологическом эксперименте

26 На тебя смотрят как на маленького

27 На экзамене тебе достался 13-й билет

28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

29 Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)

30 Не можешь справиться с домашним заданием

31 Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи

32 Не соглашаешься с родителями

33 Берешься за новое дело

34 Разговаривать со школьным психологом

35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»

36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)

37 Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса

38 Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях

39 Смотреться в зеркало

40 Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого

Ключ является общим для обеих форм.

Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39

Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38

Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет

дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.

1 0-33 0-26 0-34 0-26 0-34 0-37 0-33 0-27

2 34-40 27-32 35-43 27-32 35-43 38-45 34-39 28-34

3 41-48 33-39 44-50 33-38 44-52 46-53 40-46 35-41

4 49-55 40-45 51-58 39-44 53-61 54-61 47-53 42-47

5 56-62 46-52 59-66 45-50 62-70 62-69 54-60 48-54

6 63-70 53-58 67-74 51-56 71-80 70-77 61-67 55-61

7 71-77 59-65 75-81 57-62 81-88 78-85 86-74 62-68

8 78-84 66-71 82-89 63-67 89-98 86-93 75-80 69-75

9 85-92 72-77 90-97 68-73 99-107 94-101 81-87 76-82

10 93 и более 78 и более 98 и более 74 и более 108 и более 102 и более 88 и более 83 и более

10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет

дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.

1 0-8 0-7 0-2 0-7 0-8 0-7 0-7 0-6

2 9-11 8-10 3-5 8-9 9-10 8-9 8-9 7

3 12-13 11-12 6-7 9-10 11-13 10-12 10-11 8

4 14-16 13-14 8-10 11-12 14-15 13-15 12-13 9

5 17-18 15-16 11-12 13 16-18 16-17 14 10

6 19-20 17-18 13-15 14-15 19-20 18-20 15-16 11

7 21-22 19-20 16-17 16 21-22 21-22 17-18 12-13

8 23-25 21-22 18-20 17-18 23-25 23-25 19-20 14

9 26-27 23-24 21-22 19-20 26-27 26-28 21-22 15

10 28 и более 25 и более 23 и более 21 и более 28 и более 29 и более 23 и боле 16 и более

10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет

дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.

1 0-10 0-7 0-9 0-5 0-8 0-7 0-6 0-7

2 11 8-9 10-11 6-7 9-10 8-10 7-8 8-9

3 12-13 10 12-13 8 11-13 11-13 9-11 10-12

4 14 11-12 14-16 9-10 14-16 14-16 12-13 13-15

5 15-16 13 17-18 11-12 17-18 17-19 14-16 16-17

6 17-18 14-15 19-20 10-11 19-21 20-22 17-18 18-20

7 19 16-17 21-22 13-14 22-24 23-25 19-21 21-23

8 20-21 18 23-24 15 25-26 26-28 22-23 24-25

9 22-23 19-20 25-27 16-17 27-29 29-31 24-26 26-28

10 24 и более 21 и более 28 и более 18 и более 30 и более 32 и более 27 и боле 29 и более

10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет

дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.

1 0-8 0-7 0-8 0-8 0-6 0-8 0-6 0-7

2 9 8 9-10 9 7-9 9-11 7-8 8-9

3 10 9 11-12 10 10-12 12-14 9-11 10-12

4 11 10 13-14 11-12 13-15 15-17 12-13 13-15

5 12-13 11-12 15 13 16-17 18-20 14-15 16-17

6 14 13 16-17 14-15 18-20 21-23 16-18 18-20

7 15 14 18-19 16 21-23 24-26 19-20 21-23

8 16-17 15 20-21 17-18 24-26 27-29 21-23 24-26

9 18 16 22-23 19 27-29 30-32 24-25 27-28

10 19 и более 17 и более 24 и более 20 и более 30 и более 33 и более 26 и боле 29 и более

10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет

дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.

1 0-7 0-6 0-7 0-4 0-5 0-6 0-6 0-5

2 8 7 8-9 5-6 6-7 7-8 7-9 6-7

3 9-10 8-9 10-11 8-10 9-10 10-11 8-9 4

4 11-12 10 12-13 8-9 11-13 11-12 12-14 10

5 13-14 11-12 14-15 10 14-15 13-14 15-16 11-12

6 15-16 13 16-17 11-12 16-18 15-16 17-19 13

7 17-18 14 18-20 13 19-21 17-18 20-22 14-15

8 19-20 15-16 21-22 14-15 22-23 19-20 23-24 16-17

9 21-22 17 23-24 16 24-26 21-23 25-27 18

10 23 и более 18 и более 25 и более 17 и более 27 и более 24 и более 28 и более 19 и более

Источники:
КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ
Научные работы по изучению тревожности. Личностная и ситуативная тревожность по Спилбергеру у мужчин и женщин
http://www.no-stress.ru/anxiety/scientific_research/uneasiness.html
Личностная и Реактивная (Ситуативная) Тревожность
Тест Спилбергера-Ханина позволяет измерить тревожность как свойство личности и как состояние, связанное с текущей ситуацией. Личностная тревожность — это склонность воспринимать,
http://www.b17.ru/article/26871/
Личностная тревожность
Находясь в обществе, человек взаимодействует с другими, проявляя свои качества. В таких ситуациях, в социальной сфере, он лучше всего может испытывать чувство тревожности. Личностная
http://womanadvice.ru/lichnostnaya-trevozhnost
Личностная тревожность
Определение уровня личностной тревожности. Описание теста Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова. Инструкция к тесту (На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх. Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх. • Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик "Ответ" поставь цифру 0. • Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1. • Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2. • Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3. • При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4. Переверни страницу. (На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).
http://gurutestov.ru/test/78

COMMENTS