Методы общения

Методы общения

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ . (Практические рекомендации для экспертов и руководителей.)

В работе эксперта главную роль играет умение правильно, профессионально оценить компетентность человека в его должности. Без знания основных методов психологии общения бывает очень трудно правильно поставить беседу с аттестуемым, найти нужные слова для аргументации, и, наконец, снизить напряженность конфликтной ситуации, если она возникла.

1. Общение различается по видам:

— Опосредованное общение — предполагает не полный психологический контакт — по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

— Непосредственное — общение “лицом к лицу”, при контакте визуальном.Формальное общение — деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу “эксперт — аттестуемый”,

— Неформальное общение — доверительное, товарищеское, интимное.

— Диалогическое общение — общение между двумя людьми.

— Групповое — общение в группе людей

2. Общение осуществляется разными средствами:

— Вербальное общение (знаковое) — осуществляется с помощью слов.

— Невербальное общение — средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Общение в системе эксперт- аттестуемый всегда является диалогическим, формальным, непосредственным, с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Невербальные средства общения.

Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. “Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому (Эмерсон). Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайний мере, не менее древним, чем язык слов. Есть предположение, что устная речь развивалась как вариант жестикуляции. По мере того, как человек овладевает речью, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план Тем не менее в непосредственном общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным.

1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, поддержка человеку, выраженная словесно, подчеркивается прикосновением к нему, пожиманием руки, объятием)

2. Неречевое сообщение противоречит речевому (вы говорите собеседнику, что заинтересованы в его вопросе, а сами зеваете, смотрите в сторону, думаете о своих проблемах)

3 . Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. (Собеседнику говорят “о погоде”, а на речевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми). Неречевое поведение меньше подведено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяет интонации, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения. Лишь 1/3 информации воспринимается по вербальным каналам, а на 2/3 мы доверяем тому, как человек передает информацию, и что он при этом думает. В общении старайтесь избегать несоответствия между передаваемой информацией и теми неречевыми реакциями, которые ее сопровождают,

Рассмотрим основные невербальные средства общения.

1. Проксемика, или дисциплина, изучающая взаимное расположение и позы собеседников. Пороксемика исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство — дистанцию между собой и другими людьми, а положение относительно них и ориентацию в пространстве. Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоя или сидя на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений. Э. Холл выделяет 4 межличностных расстояний для взаимодействия:

1) Интимное расстояние (0-50см.) — на таком расстояние общаются близкие люди или хорошо знакомые люди. “Вход” чужого человека в эту сферу ощущается к весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор.

2) Персональная дистанция (50-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса — средняя.

3) Социальная дистанция (120-400см.) — на этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. На этом расстоянии каждый может заниматься своим делом, не мешая друг другу.

4 ) Публичная дистанция (400-750см.) — на таком расстоянии детали лиц, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и выговариваются. Общение формальное, чаще всего — с группой людей. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше нашего (социальная дистанция), тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии (персональная дистанция). У каждого человека есть свое “персональное пространство” — такая область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение в нее воспринимается негативно. Вторжение в персональное пространство приводит к росту раздражительности, тревоги, стрессу и конфликтам. Замечено, что люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные, уживчивые и покладистые.

При беседе эксперта с аттестуемым старайтесь не переходить черту персонального пространства, выдерживайте расстояние от 100 до 150 см., и старайтесь не удаляться от собеседника, иначе он будет чувствовать себя в роли “подчиненного” и это может вызвать эмоциональное напряжение в разговоре. Кроме дистанции важно обращать внимание на взаимное расположение собеседников и их позы.

— Люди хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бок о бок.

— Стол между собеседниками обычно ассоциируются с властью и различием в положении: “Я хозяин, а ты гость”

— Когда слушающий садится сбоку от стола, возникают наиболее благоприятные условия для контакта.

Для беседы эксперта с аттестуемым лучше расположить стулья под углом 90 друг к другу. Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, это воспринимается как любезность, внимание с его стороны. Менее удобно мы чувствуем себя с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Ниже приводятся схемы расположения собеседников при общении.

Позы отражают состояние человека и его отношение к происходящему. Существуют лишь самые общие правила, распространяющиеся на большинство людей.

1) Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу, как

правило “открытую”. “Открытая” поза определяется:

— поворотом корпуса и головы к собеседнику;

— не скрещенным положением ног;

— прямым взглядом в лицо

2) Скрещенные руки или ноги обычно отражают защитную реакцию и нежелание общаться.

— Руки заведенные за голову, выражают превосходство над другими.

— Быстрый, резкий наклон или поворот головы, жестикуляция часто указывает на

то, что слушающий хочет высказаться. Под движениями понимают перемещения в пространстве всего тела, а под жестами -движения различных частей тела. Доказано, что основное значение имеют движения головы, плеч и рук. В таблице переведены значения некоторых жестов и поз отражающие эмоциональные состояния. Значения некоторых жестов и поз.

Раскрытие руки ладонями вверх

Расстегнут пиджак (или снимается)

Открытость дружеское расположение _

Руки спрятаны (за спину, в карманы)

Чувство собственной вини или напряженное восприятие ситуации

Руки скрещены на груди

Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)

Кисти рук расслаблены

Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку.

Голова слегка наклонена на бок

Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаза)

Ладонь захватывает подбородок

Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла

Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению

Человек расхаживает по комнате

Обдумывание трудного решения

Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания

Человек прикрывает рот рукой во время слушания

Сомнение, недоверие к говорящему

Человек старается на вас не смотреть

Скрытность, утаивание своей позиции

Взгляд в сторону от вас

Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем)

Слушающие слегка касаются века, носа

Недоверие к говорящему

При рукопожатии человек держит свою руку сверху

При рукопожатии человек держит свою руку снизу

Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе

Ноги или все тело человека обращены к выходу

Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи

3. Паралингвистические особенности невербального общения .

Речью владеют все, но как она влияет на другого человека, как мы воспринимаем речь, какую информацию мы можем получить о партнере слушая его? Цицерон сказал: “Ведь бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить ев мысли не может”. В настоящее время — это одна из проблем человеческого общения. Несовершенно! владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют людям прийти к взаимопониманию. Рассмотрим те Паралингвистические явления, которые являются наиболее значимыми для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего.

1) Громкость и высота звука.

Люди говорят быстро: когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо; — когда говорят о личных трудностях;

когда хотят убедить в чем-то собеседника или уговорить его. Медленная речь свидетельствует об усталости, угнетенном состоянии, или, с другой стороны — о высокомерии. Если один собеседник увеличивает длину высказываний, то другой тоже это делает! Удлиняются также высказывания того собеседника, в чьих словах усомнились.

Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели однако не всегда делают поправку на волнение говорящего . Чем больше прерывиста его речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов, тем более некомпетентным кажется он слушателям.

Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько минут молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

5) Интонация (тон голоса)

Интонация-это не только модуляция высоты тона и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания. Это способ выражения чувств, эмоций, отношение говорящего 1 собственным словам и к тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.) По образному выражению М. Бахтина, “в интонации соприкасается говорящий со слушающим”. Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость — мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы. Важно понимать, что, если между тем, что вы говорите, и тем, как говорите, существует расхождение, люди больше будут доверять тону голоса. Расхождение — признак наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.

Практика делового общения.

Деловое общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно охарактеризовать с помощью 4-х компонентов.

Д — дело, во имя которого мы общаемся, причина общения.

Э — эмоциональное состояние партнеров по общению.

Л — личностные особенности собеседников, их интересы, состояния, отношения.

С — смысл беседы, ее конечная цель.

Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как собеседники умеют налаживать контакт друг с другом. Общение всегда подразумевает принятие или внутреннее согласие. При всем многообразии форм делового общения, деловая беседа является наиболее распространенной.

Основные этапы деловой беседы.

1. Начало беседы. Установление контакта. Цель этапа: расположит к себе партнера по общению, сныть эмоциональное напряжение.

2. Ориентация в проблеме. Информирование. Цель: определение истинной проблемы общения, используя техники активного слушания.

3. Аргументация и контраргументация. Цель: принятие обоюдного решения, достижения согласия.

4. Завершение беседы. Цель: оставить хорошее впечатление, дать положительные эмоции. Рассмотрим психологические особенности ведения беседы, а также те техники, которые помогают собеседникам добиться оптимального результата в ходе беседы.

1. Позитивная — переоцениваем положительные качества и игнорируем слабые качества человека: проявляем неосознанное доверие симпатию.

2. Адекватная установка — воспринимаем, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

Известный психолог К. Роджерс, выделил 3 условия установления контакта с человеком:

1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

2. Безусловное принятие другого человека — принятие без предупреждений, без “наклеивания ярлыков”

3. Эмпатия — сопереживание, настроенность на другого человека, способность её глазами увидеть ситуацию.

У эксперта должно быть минимальное проявление эффекта проецирования на люд собственных качеств. Это обычно вызывает установку на ожидание соответствующего поведения (делай, как я это делаю). Часто это проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого (“Я бы так не поступил”). В начале беседы настройтесь на человека, войдите в его положение, почувствуйте его, используйте для этого и вербальные, и невербальные средства. Вспомните простой и эффективный способ снятия напряжения — комплимент. Комплимент-это любезные слова, лестный отзыв, не противоречащий действительности и соответствующий ожиданиям партнера. Достаточно сказать несколько теплых слов человеку, подчеркнуть его значимость напряжение сразу станет убывать. Шутка, которая вызовет улыбку, также способствует разрядке первоначальной напряженности.

Этап 2. Ориентация в проблеме. Этот этап беседы предполагает активное слушание собеседника и понимание его проблемы. Понять невозможно, не услышав. Сообщение может не дойти до Вас, если Вы сам] “не умеете слушать”, и если Ваш партнер “не умеет излагать свои мысли”. Вспомним некоторые изречения, ставшие “крылатыми”: “Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего” (Восточная мудрость “Бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может” (Цицерон) “Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо” (Плутарх). Если Вы желаете повлиять на ситуацию — послушайте, что Вам говорят.

Тот, кто говорит, может сказать нечто ценное для Вас. Слушайте внимательно, добывайте из этого пользу для себя. При этом концентрируйте внимание на таких аспектах: слушайте, чтобы найти ключевые слова; слушайте, чтобы определить узкие места; слушайте, чтобы определить возможность собственного маневра; слушайте, чтобы найти противоречие в рассуждениях собеседника. Подумайте над этим перечнем, попробуйте его расширить и улучшить.

Высказывание, принижающие личность партнера, например: “Глупости ты говоришь”, “Ты видишь это в неправильном свете” и т.д. 2. Игнорирование. Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями. 3. Эгоцентризм. Собеседник пытается найти у партнера понимание лишь тех проблем, которые волнуют его самого. 4. Перебивание. Попытка развить его идею или сделать вывод не дослушав.

В. Промежуточные техники: 5. Выспрашивание. Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику. 6. Замечание в ходе беседы. Высказывается впечатление о том, как протекает беседа: “Мы несколько отвлеклись от темы”, “Мы настолько эмоционально беседуем, что нам это мешает” и т.д. 7. Поддакивание. Собеседник сопровождает высказывание партнера реакциями типа: “Да-да”, “Угу” и

т.п. С. Способствует пониманию партнера (активное слушание): 8. Проговаривание (эхо-техника). Собеседник своими словами передает высказанные мысли и чувства партнера: “Как я понял. ”, “Другими словами. ” и т.д.

9. Развитие идеи. Собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположение относительно причин высказывания : “Видимо, потому что. ”, “Если исходить из того, что вы сказали, то. ”

10. Резюме. Собеседник воспроизводит высказывание партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в нем “Вашими основными идеями, как я понял, является . ”, “Итак. ”Сообщение о переживаемом влияет на ход беседы. А. Не способствует взаимопониманию партнеров: противоречивость

Между собственными высказываниями или поведением и самочувствием, например говорится: “я вас понимаю”, когда нет истинного понимания, формально. В. Способствует взаимопониманию партнеров: Сообщение о восприятии другого партнера. Вы сообщаете партнеру, как вы его воспринимаете в данный момент, например: “Мне кажется, Вас это очень огорчает”, “Вас что-то смущает?” и т.п. Сообщение о собственном самочувствии. Вы сообщаете партнеру, как Вы себя чувствуете в данной ситуации, например: “Я опечален тем, что Вы мне не верите”, “Мне очень обидно это слышать” и т.д. Когда вы хотите сообщить партнеру о вашем эмоциональном состоянии, которое возникло в процессе общения, или связано с каким-либо действиями собеседника, лучше всего использовать технику “Я — послания”.Я — послание. Я — послание — это способ без угроз и оценок дать понять собеседнику, что вы

Предоставление партнеру возможности выговориться.

Вербализация эмоционального состояния: — своего — партнера

Игнорирование эмоционального состояния: — своего — партнера

Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и ДР-)

Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего

Проявление интереса к проблемам партнера

Демонстрация не заинтересованности в проблеме партнера

Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

В случае вашей неправоты — немедленное признание ее

Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее

Предположение конкретного выхода из сложившейся ситуации

Поиск виноватых и обвинение партнера

Обращение к фактам

Переход на “личности”

Спокойный уверенный темп речи

Резкое убыстрение темпа речи

Поддерживание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела

Избегание пространственной близости контакта глаз

6.Техники психологической самообороны . Задача техники психологической самообороны предохранить себя от разрушительных действий аргументации собеседника, нападения и манипуляций помочь самому себе справиться со смятением, эмоциональной бурей в душе. Эти техники позволяют выиграть время, нужное для того, чтобы вновь обрести самоконтроль и восстановить свои способности к функционированию в интеллектуальном пласте взаимодействия с партнером. Психологическая самооборона требует: 1. использование четких речевых формул;

Таблица 1. Сравнительная характеристика базовых педагогических парадигм

Естественнонаучная педагогическая (технократическая) парадигма

Гуманитарная педагогическая парадигма

Сциентизм как признание самодостаточности науки в постижении человека

Вера в человека. Опора в его понимании на искусство, религию, культуру в целом, в том числе и на науку

Субъект педагогической деятельности (ученый-педагог, учитель) беспристрастен, сопереживание не обязательно

Субъект педагогической деятельности лично заинтересован, поэтому есть сопереживание, вживание

Активность объекта педагогического воздействия во внимание не принимается (отношения носят субъект-объектный характер)

Предусмотрена активная роль ребенка в его постижении, обучении, воспитании (имеют место субъект-субъектные отношения)

Главный метод познания — индуктивный: единичные факты жизни конкретных людей подводятся под общие законы

Преобладает метод дедукции: единичный факт неповторим и самоценен.

Критерий истины — проверяемость и воспроизводимость результатов

Нет точных критериев, поскольку результат всегда неповторим и нов

В познании действительности преобладает логика

Главная роль в постижении пед. действительности и ребенка отведена чувству, интуиции, основанным на любви и доверии к человеку

Гипотеза в познании пед. реальности носит преимущественно закрытый, завершенный характер

Гипотеза носит открытый, вероятностный характер, так как человек до конца не познаваем, в полной мере не постижим

2. Умение вести отчетную документацию по своей деятельности и представить ее на должном уровне. Рекомендации

Указанные выше формы могут рассматриваться и как методы получения информации об уровне сформированности профессиональной деятельности педагога. В этом случае они заносятся экспертом в аттестационную карту в соответствующую графу. Пункт “Программа, которую реализует педагог”. В данном пункте можно отразить:

Четырехлетняя образовательная программа “Инструментальное музицирование на фортепиано” индивидуального обучения детей 6-14 лет. Утверждена решением педсовета 9 сентября 2002 г. Соответствует требованиям дополнительного образования.

Следует отметить, что в заключении не целесообразно указывать степень авторства программы (модифицированная, адаптированная, авторская и т.д.), т.к. данный показатель носит крайне субъективный характер. Это связано с тем, что в каждом конкретном учреждении разработаны и используются свои подходы к классификации программного обеспечения. В экспертном же заключении можно указать авторство программы педагога, если оно подтверждено соответствующим официальным документом — либо сертификатом, либо дипломом участника Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Также можно отметить, если педагог работает по типовой программе (напечатанной в сборнике Министерства образования или официальных сборниках авторских программ).

Принципиального значения степень авторства программы на экспертное заключение не имеет, поскольку наличие данного показателя не находит отражения в нормативных документах по аттестации.

Пункт “Основные методы и технологии, которые использует педагог” экспертного заключения.

Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»

Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»

Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»

1. Выступление старшего воспитателя Юдановой Н. А.: «аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»

2. Проведение практикума по теме педагогического совета.

3. Выступление педагога – психолога Шмыгля С. В.: «Психологический аспект общения педагогов с детьми, принципы общения с ребенком»

4. Принятие решения педагогического совета.

1. Выступление старшего воспитателя Юдановой Н. А.: «аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»

2. Проведение практикума по теме педагогического совета.

Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Методы эффективного общения с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что «Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта- это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с ними. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.

Нашу работу мы начнем со знакомства. Я прошу вас назвать свое имя и ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самым важным в общении с детьми?».

Игра «Разрезные картинки». Цель: активизировать участников, объединить их в группы по 4 человека.

У вас — часть разрезанной картинки. Ваша задача – найти как можно быстрее участников, у которых продолжение вашей картинки.

Инструкция: «Паровозики» ездят по 4 человека, стоя в затылок друг другу. У второго и третьего глаза закрыты- это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой. Задача паровоза- проехать без аварий. По сигналу «стоп» движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему участнику.

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали во время этой игры? Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили? Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?

Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция- вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.

А сейчас рассмотрим модели общения педагога с детьми.

Я предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой представлены характеристики разных стилей общения педагогов с детьми. Какие стили общения вам известны?

Участникам выдается таблица 1.

Вопрос к участникам:

Каждая группа отвечает на вопрос: «Какие качества формируются у детей в процессе данного педагогического подхода? Как можно назвать этот стиль общения?».

Авторитарный стиль говорит о твердой воле педагога, но не несет ребенку любви и уверенности в хорошем отношении педагога к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного педагога и начинают бояться его. У детей появляется сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослыми вообще, т. н. «дидактогенный невроз», по некоторым данным, составляет 30% от всех детских неврозов. Кроме того, у детей складывается впечатление, что недовольство педагога направлено не на их поведение в конкретной ситуации, а непосредственно на них самих. Авторитарный стиль управляет дисциплиной, но искажает развитие личности ребенка.

Либеральный стиль мешает педагогу квалифицированно организовать воспитательный процесс. Он хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но и не дает ему позитивных условий для развития личности.

Демократический стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, объединяет детей. Демократический стиль предполагает общение с ребенком на равных. Конечно, ребенок не равен взрослому в опыте и знаниях. Общение взрослого на равных означает признание взрослым чувства собственного достоинства ребенка, уважение его как личности. Этот стиль требует большого профессионального мастерства, но является единственно приемлемым для воспитания позитивных качеств личности ребенка.

Таблица 1. Модели взаимодействия педагогов с детьми

Цель Вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками.

Акцент на организационно-деловую, обучающую и дисциплинирующую сторону педагогического процесса и его результативность. Учитывать желания детей.

Педагог легко подчиняется противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, развитие индивидуальности. Акцент на воспитание у детей определенных нравственных качеств и черт характера.

Лозунг Делай, как Я Делай, как хочешь Сделаем ВМЕСТЕ

Способы взаимодействия Наставления, разъяснения, запрет, требование, нотация. Уход за ребенком, наблюдение. Принятие, понимание, поддержка.

Тактика Диктат, опека, жесткая дисциплина. Высокая степень контроля. Опора на интеллектуальные возможности детей. Максимум свободы, минимум контроля Сотрудничество, совет, просьба, побуждение к действию, предложение, «опосредованное» требование. Опора на положительное в личности ребенка.

Взаимодействие строится «от педагога» Педагог-миротворец

Взаимодействие строится с учетом интересов детей и их взаимоотношений Педагог-партнер

Взаимодействие строится «от ребенка»

Организация Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети — только исполнители. Организацию и контроль деятельности воспитанников осуществляет без системы, проявляя нерешительность и колебания. Непоследователен в предъявлении требований к детям. Разъясняет вводимые правила поведения, оценки. Учит управлять своим поведением, принимать решения. Предоставляет возможность проявить самостоятельность, поощряет ответственность детей

Позиция по отношению к ребенку НАД ребенком (давление) РЯДОМ, но НЕ ВМЕСТЕ (приспособление) ВМЕСТЕ с ребенком

Отношение к своим ошибкам Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Попытается «спустить дело на тормозах», замаскировать допущенные им ошибки. Не боится признавать свои ошибки, не придает этому особого значения. Умеет признавать свои ошибки, несмотря на то, что это трудно.

Отношение к детям Сухость в обращении с детьми. Слабый интерес к ребенку как к личности. Избирательно относятся к детям. Есть «любимчики», гордость группы и «неспособные», «серая масса» Открыт для общения с детьми, предоставляет им много свободы. Доброжелательное и ровное отношение ко всем воспитанникам

Оценка детей Низко оценивает возможности и способности детей. В его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Поддержку получают послушные, умные дети. Ситуативен и непоследователен в оценочных высказываниях в адрес детей. Переоценивает их возможности. Оценка объективная, «поддерживающая», стимулирующая дальнейшее развитие. Эмоциональная поддержка всегда, как бы ни поступили дети

Ожидания Беспрекословное послушание и повиновение. Желания детей для него мало значат. Находится во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда ему удается. В связи с этим часто непоследователен в принимаемых решениях и действиях, недостаточно решителен. Ждет эмоционального отклика, общения, проявления индивидуальности. Учитывает желания и интересы детей, особенности их взаимоотношений.

Детские впечатления влияют на взрослого человека и движут его поведением. Стиль взаимодействия со взрослым непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения.

Мне бы хотелось выделить главные принципы общения с ребенком – ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ.

3. И с содержанием этих принципов на познакомит Шмыгля Светлана Викторовна.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен. Если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации.

Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

ПРИНЯТИЕ- безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка — значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Вопрос к участникам: «Как ребенок узнаёт о том, принимаем мы его или нет?»

Правильно, он ориентируется на наши интонацию, взгляды, мимику, слова, реакцию на его поступки. Ведущий каждому из участников предлагает вспомнить, что входит в «язык принятия», чем характеризуется «язык непринятия».

«Язык непринятия» вывешивается на «грозовую тучку», «язык принятия» — на «солнечное облачко».

Язык принятия Язык непринятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, «нравоучительные» интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка «Жесткая» мимика, равнодушное выражение лица

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи,

Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

Оценка поступка («Мне жаль что ты не захотел поделиться игрушками») Негативная оценка личности («Ты очень жадный мальчик»)

«Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»)

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба, Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опора на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить. Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.

Следующий принцип — ПОНИМАНИЕ

Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанное на понимании.

У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

В ПОДДЕРЖКЕ ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается.

Поддержка – это процесс, в котором:

— взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,

— помогает ребенку поверить в себя и свои способности,

— помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Чтобы показать веру в ребенка, взрослому нужно:

— забыть о прошлых неудачах ребенка,

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,

— позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него и в достижение успеха,

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Я предлагаю потренироваться в понимании чувств ребенка.

Участникам предлагается ролевая игра: «Говорим на «языке чувств»»

Ребенок говорит Ребенок чувствует Вы отвечаете

Я не умею… Чувство затруднения, неуверенность в своих силах

Просьба о помощи Ты боишься, что у тебя не получится. Давай, я тебе помогу. Я уверена, вместе мы обязательно справимся.

Вася меня толкну-у-л (плачет).

Смотрите, какой я построил гараж!

Никто не хочет со мной играть.

Врач – плохой! (ребенку сделали укол).

Я не буду перед ним извиняться, он первый меня стукнул!

Вы – плохие, я все про вас маме расскажу!

Наташка- жадина, не буду с ней играть! (не поделили игрушки).

Я не буду убирать игрушки,

я ими не играла!

Методы эффективного общения с ребенком

2. Метод отражения чувств ребенка- проговаривание чувства, которое испытывает ребенок

«Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Ты боишься, что у тебя не получится», «Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».

Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше боятся негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает»,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось».

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

Сравните: «Опять ты все перепачкал!» // «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» // «Мне неприятно такое поведение».

«Опять подрались. Будете оба наказаны» // «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

«Да сколько же можно повторять!» // «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» // «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» // «Ребята могут на тебя обидеться».

— на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» // «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» // «Об игрушки на полу можно споткнуться».

Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!») // «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»)

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».

Выражение удивления, сопоставления достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».

7. Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. (“Ребенок хорош, плох его поступок”).

Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» // «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…»

4. Принятие решения педагогического совета.

1. Продолжать углубленную работу по развитию речи дошкольников, с учётом данных рекомендаций.

2. Использовать в своей деятельности с детьми методы эффективного общения с детьми.

3. Утвердить положение «Мониторинг в ДОУ».

Заключение. Подведение итогов работы.

Закончить нашу встречу я хочу релаксационным упражнением. Мы очень активно потрудились, давайте теперь отдохнем, чтобы с новыми силами идти к детям. Сядьте удобно. Закройте глаза, дыхание становится медленным и ровным. Отбросьте все мысли, слушайте только мои слова:

«Ребенок, которого я воспитываю – человек. Не будущий, а сегодняшний, настоящий. Поэтому он другой, как и все люди. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет.

Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я принимаю ребенка, понимаю, терплю, прощаю.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю ребенку учить меня.

Ребенок, которого я воспитываю, верит мне. Поэтому я охраняю его детство.

Я не применяю силу к нему, потому что я его уважаю. За это я уважаю себя и ему благодарна».

Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш педсовет подошел к концу.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.

Педагогического совета педагогов МБДОУ – д/с «Вишенка» по теме:

«Методы эффективного общения педагогов с детьми»

04. 04. 2013 г. №3 г. Семикаракорск

Председатель: Юданова Наталия Александровна.

Секретарь: Молоканова Любовь Анатольевна

Присутствовали: 13 человек.

1. Выступление старшего воспитателя Юдановой Н. А.: «аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»

2. Проведение практикума по теме педагогического совета.

3. Выступление педагога – психолога Шмыгля С. В.: «Психологический аспект общения педагогов с детьми, принципы личностно-ориентированного общения с ребенком»

4. Принятие решения педагогического совета.

Старшего воспитателя Юданову Н. А.: «Аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»

Наталия Александровна подвела итог тематического контроля и дала рекомендации по каждой форме проверки.

2. Провели практикум по теме педагогического совета.

Рассмотрели конкретные методы эффективного общения с детьми. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.

Выступление педагога – психолога Шмыгля С. В.: «Психологический аспект общения педагогов с детьми, принципы общения с ребенком»

1. Продолжать углубленную работу по развитию речи дошкольников, с учётом данных рекомендаций.

2. Использовать в своей деятельности с детьми методы эффективного общения с детьми.

3. Утвердить положение «Мониторинг в ДОУ».

Председатель___ Юданова Н. А.

Секретарь___ Молоканова Л. А.

Обновление содержания образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ В нашем городе в декабре прошлого года проходила методическая неделя на тему «Первые шаги по внедрению ФГТ». Нашему детскому саду был предоставлен.

Тема: Виды и методы общения 8

Тема: Виды и методы общения 8

Тема: социальная психология как наука.

Социальная психология это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные их вхождением в различные социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.

СП связана с другими науками.

Психология совместной деятельности и общения (изучаются механизмы общения, помогающие людям организовывать совместную деятельность);

Социальная психология личности (изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей);

Психология межличностных отношений (симпатия, апатия, совместимость, срабатываемость);

Психология социальных групп (изучает психологические механизмы возникновения функционирования и развития различных социальных общностей);

Этническая психология (изучает психологические особенности людей как представителей этнических общностей);

Психология религии (изучает психологию людей вовлеченных в религиозные общности);

Политическая психология (исследует различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни);

Психология управления (Занимается анализом проблем связанных с воздействием на группы людей и общество в целом);

Психология семьи и семейных отношений (изучает специфику отношений между членами семьи);

Психология конфликтных отношений (изучает психологические особенности различных конфликтов и пути эффективного их предотвращения и разрешения).

Выявление и изучение психологических феноменов составляющих сущность и содержание общественного сознания людей;

Всесторонне осмысление и обобщение данных о различных социально психологических явлениях и процессах;

Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития социально-психологических явлений и процессов в обществе;

Анализ межличностных отношений;

Выявление роли и значения религии в жизни общества её социально психологического содержания и особенностей её влияния на людей;

Изучение психологического содержания политической жизни, изменения сознания общества под воздействием политических процессов;

Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства и общества.

Методы социальной психологии:

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства исследователя.

Эксперимент – метод предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания условий для изучения социально психологических явлений и процессов.

a) лабораторный и естественный

b) констатирующий и формирующий

Метод анализа документов – представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально психологических явлениях и процессах (документы, научные исследования, архивные материалы, научная, художественная, публицистическая литература).

Метод обобщения независимых характеристик – выявление и анализ мнений различных людей о тех или иных социально психологических явлениях и процессах.

Опрос – может быть письменным (анкетирование) или устным (интервью).

Тестирование – это метод во время применения, которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия – это метод который используется для диагностики симпатий и антипатий структуры взаимоотношений, наличия формальных и неформальных лидеров и т. д.

Методы коррекции и терапии

Социально-психологический тренинг (ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у людей умения общаться).

Психодрамма — метод, в котором для изменения внутреннего мира личности используется драматическая импровизация.

Гештальт-терапия – метод, основанный на следующей идее: вся человеческая жизнь представляет собой целостную структуру. Главным препятствием на пути личностного роста человека является незавершенность прошлых ситуаций.

Тест самооценка психических состояний.

Период накопления знаний в сферах философии и общей психологии

Ученые строили теории о человеке, его душе, об обществе, о его социальном и политическом строе, мироздании в целом.

Предпосылки социальной психологии:

Опыт использования законов общественной жизни.

Ораторское искусство древней Греции (приемы и техники управления вниманием толпы эмоционально психологическим состоянием больших и малых групп).

Опыт использования средств искусства в обыденных и праздничных ситуациях для формирования социально-приемлемых ценностей.

Опыт действия жрецов, шаманов (приемы суггестивного воздействия на аудиторию).

Культурно психологические традиции буддизма (приемы психотренинга и психорегуляции)

Выделение социальной психологии из философии в самостоятельную область знания(50-60гг XIXв – 20е годы XXв)

Это стадия на которой происходил сбор эмпирических данных

Предпосылки социально-психологических теорий:

Особенности поведения масс, теория массовых соц. явлений

Идеи об общественных инстинктах, объединяющих социум

Социально-психологическое объяснение процессов общественной жизни

Создал теорию, объясняющую, как на развитие личности влияет социум

Объяснил роль и сущность социально-психологического общения для развития личности

Научный анализ социально-психологических явлений (социальные настроения, общественное мнение, нравы, обычаи)

Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку и его современного развития (с 20х г XXв. По наст. время).

На современном этапе социальная психология разрабатывает следующие вопросы:

агрессия и аутоагрессия

социальные аспекты преступлений

кросскультурные исследования (социальные особенности представителей различных культур, народов …).

Тема: Понятие социально психологической компетентности

Социально-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т.д. Иными словами, социальнопсихологическая компетентность по своему содержанию напоминает то, что в свое время называлось мировоззрением. Она позволяет личности ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.

умение ориентироваться в социальных ситуациях

определение личностных особенностей и эмоционального состояния

выбор адекватных способов взаимодействия

умение поставить себя на место других

способность работать в группе

рефлексия (способность анализировать свои поступки, действия планы)

готовность к саморазвитию самосовершенствованию и к самообразованию

Тема: Понятие общения функции и типы общения

Общение – многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии действий, восприятие и понимание другого человека.

общественные отношения – индивиды являются представителями определенных общественных групп. При этом выполняются определенные социальные роли – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности.

Межличностные психологические отношения – особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений. При этом выполняется межличностная роль – положение человека в группе на основе индивидуальных психологических особенностей личностей личности.

Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе деятельности. При помощи общения деятельность планируется, ставятся цели, осуществляется контроль.

Формирующая – проявляется в процессе формирования и изменения личности человека. На определенных стадиях развития общение со взрослыми формирует психику ребенка.

Функция подтверждения – в процессе общения человек получает возможность узнать и подтвердить самого себя.

Функция организации и поддержания межличностных отношений – эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми и накладывают свой отпечаток на все виды отношений: от деловых до духовных.

Внутриличностная – реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь. Это способ мышления человека и его самоанализ.

Императивный тип – авторитарная форма взаимодействия с целью достижения контроля над поведением другого человека, представляет собой принуждение к определенным действиям и решениям. Эта цель открыта. В качестве средств влияния используются приказы, требования, предписания, угрозы.

Манипулятивный тип – это форма межличностного общения при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрыто. Цель общения – контроль над поведением и мыслями человека. Чаще всего манипулятор использует в своих целях такие человеческие качества как гордыня, тщеславие, самолюбие, гордость, неуверенность, жалость итд.

Диалогическое общение – равноправное взаимодействие с целью взаимного познания партнеров по общению. Этот тип общения личностно ориентирован, истинное желание и чувства открыты; общающиеся настроены на состояние друг друга.

Диалог возможен при соблюдении ряда правил:

наличие психологического настроя на собеседника

использование безоценочного восприятия личности партнеров

восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнения и решения

следует вести разговор от своего имени, представлять свои истинные чувства и желания.

Формальное общение – когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, внутреннее состояние. При таком общении используются маски.(вежливость, строгость, безразличие, внимание) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть реальные эмоции, отношение к собеседнику.

Деловое общение – при деловом общении учитываются те особенности личности, характера, которые влияют на дело

Светское общение – люди говорят не то что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях.

Примитивное общение – оценивает другого человека как нужный или мешающий объект

Формально ролевое общение – содержание средство общения подчинены исполнению определенной социальной роли.

Духовное общение – общение с целью узнать личность, интересы убеждения человека.

По специфике обратной связи:

Прямое (непосредственное) – прямое естественное общение, когда субъекты находятся рядом и общаются при помощи речи и невербальных средств.

Косвенное (опосредованное) – происходит в тех ситуациях, когда субъекты отдалены друг от друга временем или расстоянием. При этом существует неполный психологический контакт. Обратная связь затруднена.

Массовое общение – представляет собой множественные контакты малознакомых или незнакомых или незнакомых людей.

речь – основное средство общения, при её помощи передается основная масса информации.

— мимика – движение мышц лица (можно распознать основные эмоциональные состояния человека: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение).

— жесты (коммуникативные, модальные(выражающие оценку отношение), описательные)

поза – положение тела типичное для данной культуры

— просодические средства (ритмико-интонационные стороны речи)

— экстралингвистические – включение в речь пауз, покашливаний, смех, звуков итд.

— проксемические – специальная область психологии которая занимается пространственной временной организацией процесса общения. Существуют определенные зоны общения

1) интимная или личная 15-45см

2) персональная зона 45-120см возможен индивидуальный зрительный контакт

3) социальная зона 120-400см общение на официальных встречах или с людьми которых не очень хорошо знают

4) публичная зона больше 4м общение с большими группами людей

Требования к речи:

умение удерживать внимание

В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками итд.

Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Содержание этого механизма заключается в том что при общении происходит уточнение информации. Обратная связь осуществляется за счет процесса активного слушания.

Внимание к человеку (установка на разговор и визуальный контакт).

Правильная установка на общение (одобрение, самоодобрение, эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека).

Выяснение – обращение к говорящему за уточнением.

Перефразирование – формулировка той же мысли другими словами.

Отражение чувств – перефразирование эмоционального состояния собеседника.

Резюмирование – подведение итогов основных идей и чувств говорящего.

Процессу обмена информацией могут препятствовать коммуникативные барьеры – психологические препятствия на пути адекватной передачи информации.

социальные – возникает из-за различий социальных статусов

политические – из-за различий политических взглядов

эмоциональные барьеры (отвращение, гнев, страдание, презрение, страх, стыд, вина, плохое настроение)

субъективные барьеры (сформировались на базе темперамента, характера, типа акцентуации)

фонетические (невыразительная речь, скороговорка, слишком медленный темп речи, звуки и слова паразиты)

семантические – барьеры связанные с ограниченным словарным запасом.

Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.

Противодействие – ориентация на свои цели без учета целей партнера.

Компромисс – взаимная уступчивость.

Уступчивость – жертвование собственными целями ради целей другого человека.

Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей и целей партнера.

По мнению Берна в личности человека существуют различные состояния Я.

Родитель — та информация которая была получена в детстве от значимых взрослых (наставления поучения социальные нормы запреты . то есть информация о том как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации).

фразы: прекрати немедленно хватит итд.

Взрослый – способность человека объективно оценивать действительность по информации полученной в результате собственного опыта и на этой основе принимать независимые адекватные решения.

Ребенок – чувственное начало в человеке. Включает в себя все импульсы присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творчество, капризность, обидчивость, легкомыслие эгоцентризм, упрямство.

Берн разработал понятие игры

Я хороший и все хорошие

Я хороший, а все плохие

Я плохой, а все хорошие

Я плохой и все плохие

Когнитивный (познавательный) аспект – способность по внешним проявлениям понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности.

Эмоциональный аспект – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент.

Познание партнера по общению.

Организация совместной деятельности на основе взаимопонимания.

Установление эмоциональных отношений.

Схема процесса социальной перцепции:

Восприятие внешнего облика и поведения человека.

Создание представлений о психологических особенностях и состоянии человека.

Создание представлений о причинах и следствиях наблюдаемого поведения.

Создание стратегии собственного поведения.

Структура перцептивного процесса:

Наблюдатель (субъект) – эффективное понимание ситуации зависит от следующих особенностей наблюдателя:

Высокий культурный уровень;

Высокий рефлексивный уровень, позволяющий отделить свои мысли от реального поведения наблюдаемого;

Высокий интеллектуальный уровень;

Высокий уровень личностной зрелости;

Наблюдаемый (объект) – является автором сообщения. Для восприятия важны следующие признаки:

Ролевая – ситуация в которой партнер воспринимается как носитель определенной роли принадлежащей определенной социальной группе;

Межличностного взаимодействия – требует не просто соотнесения с какой-то ролью, но и понимания, установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности;

Механизмы социальной перцепции:

Стеоритипизация – процесс формирования впечатления о человеке на основе групповых стереотипов.

Тема 12. Уровни, формы и методы научного познания Тема 13. Естественные и социально-гуманитарные науки

Отличие делового общения от личностного. Организация как пространство осуществления делового общения. Служебные и профессиональные.

Тема состав и виды землеустроительных работ – землеустроительные работы на местном уровне

Изменчивость – это свойство живых организмов приобретать в процессе онтогенеза признаки, отличающие их от родителей

Информационная логистика (цель, задачи, что такое информационный поток, виды инф потоков, информационные системы)

Три этапа конкуренции: ценовая, неценовая, маркетинг (стимулирование сбыта). Роль предпринимательства в рыночной экономике. Понятия.

Методы патофизиологии. Эксперимент, его значение для решения фундаментальных проблем медицины. Виды экспериментов. Основные этапы.

Тема: Биологическая роль калия, кальция, фосфора. Клиническое значение дисэлектролитемии. Методы определения показателей минерального.

Структура общения. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения

Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности

Успех в жизни

Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни.

Частенько случается так, что мы начинаем применять на практике советы о самосовершенствовании, которые были кем-то созданы на скорую руку. Вообще-то, удивляться здесь не приходится, так как мы находимся в постоянном поиске возможностей, которые могут помочь нам занять определенное положение в обществе, расположить к себе определенных, полезных для нас, людей, или же получить определенный социальный статус. Возможно, первоначально подобного рода советы действительно были направлены в помощь тем, кто испытывает трудности в жизни. Но в наши дни зачастую они являются просто методом манипулирования для того, чтобы добиться желаемого эффекта. Слишком многие из них лишь помогают использовать других в своих целях, или же добиться карьерного роста настолько быстро, насколько это возможно. Методы эффективного общения, далее в статье.

Методы эффективного общения наиболее удачны если в них служат не слова и фразы, произносимые людьми, а чувства, которые они испытывают к тому, что именно говорят. Эмоции, которые мы испытываем при общении, работают гораздо сильней, нежели самые правильные слова. Знаете ли вы, что слова при общении составляют лишь 7%, остальное же составляют приемы визуальные, которые наш собеседник может заметить достаточно просто.

Источники:
Методы общения
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ . (Практические рекомендации для экспертов и руководителей.) В работе эксперта главную роль играет умение правильно, профессионально оценить компетентность человека в его
http://sinmun.narod.ru/zayavkahtm.htm
Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»
Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»
http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-sovet-metody-yefektivnogo-obschenija-s-detmi.html
Тема: Виды и методы общения 8
Тип: Анализ; Size: 151.03 Kb.; Социальная психология это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные их вхождением в различные социальные общности, а также психологические особенности этих общностей
http://www.userdocs.ru/psihologiya/7909/index.html
Успех в жизни
Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни. Частенько случается так, что мы начинаем применять на практике советы о самосовершенствовании, которые были
http://www.yourfreedom.ru/metody-effektivnogo-obshheniya/

COMMENTS