Межнациональное общение

Виктор Янукович обсудил проблемы нацменьшинств

Вчера состоялось заседание общественного гуманитарного совета при президенте, посвященное межнациональным отношениям. Виктор Янукович заявил, что в Украине отсутствуют расизм и ксенофобия. В ответ он услышал о фактах притеснения ромов. За дискуссией наблюдала корреспондент “Ъ” ЮЛИЯ РЯБЧУН.

На заседание общественного гуманитарного совета пришли представители министерств и ведомств, отвечающих за реализацию государственной этнонациональной политики. Во вступительном слове президент Виктор Янукович сообщил, что в нашей стране проживают представители «более 130 национальностей», но при этом, в отличие от других государств, в ней практически отсутствуют проявления расизма и ксенофобии. По словам господина Януковича, во время Евро-2012 не было зарегистрировано ни одного преступления на межэтнической или религиозной почве: «Украинский народ в очередной раз подтвердил свою миролюбивость и терпимость».

Виктор Янукович также отметил недостаточное финансирование культурных программ национальных меньшинств и диаспор — по его словам, в 2012 году на эти цели выделили менее 5 млн грн. Кроме того, президент призвал местные органы власти активнее сотрудничать с представителями национальных меньшинств и помогать им в аренде помещений «государственной и коммунальной собственности без использования конкурсных процедур и на льготных условиях».

После вступительного слова президента заседание продолжилось в закрытом режиме. Как удалось узнать “Ъ”, представители общественных организаций в основном благодарили главу государства за проявленное внимание и политическую волю. На этом фоне неожиданностью стало внеплановое выступление президента Конгресса ромов Петра Григориченко. Он заявил, что ромы в Украине ежедневно сталкиваются с проявлениями ксенофобии, а также терпят притеснения со стороны правоохранительных органов. В частности, господин Григориченко напомнил, что в апреле решением исполнительного комитета сельского совета села Новые Петровцы (Киевская область) цыганам был запрещен вход на кладбище во время проведения поминальных дней.

Виктор Янукович удивился услышанному и тут же потребовал разъяснений от присутствовавшего на заседании министра внутренних дел Виталия Захарченко. Господин Захарченко растерялся и пообещал разобраться.

Представителей других национальных меньшинств волновали не столько проявления ксенофобии, сколько вопросы участия в законодательной работе. «С представителями нацменьшинств не советуются при принятии законов, нам преподносят уже готовый продукт. Хартия о региональных языках, закон о национальных меньшинствах — все принималось без участия нацменьшинств!» — сказал “Ъ” президент Еврейского совета Илья Левитас.

Господина Левитаса поддержала председатель Федерации греческих обществ Александра Проценко-Пищаджи. Она предложила президенту создать консультативный совет по вопросам нацменьшинств. Виктор Янукович пообещал рассмотреть прозвучавшие предложения и дать чиновникам соответствующие распоряжения.

Культура межнационального общения базовый индикатор межнациональных отношений Текст научной статьи по специальности — Социология

Культура межнационального общения базовый индикатор межнациональных отношений Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Маркова Надежда Григорьевна

Главным в развитии межнациональных отношений и в целом человечества был и остается диалог культур . Взаимодействие культур , их диалог это та благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. Межнациональное общение предполагает культуру общения, исключая пренебрежения к истории, культуре , достижениям какого-либо народа, а предполагает уважение, внимание к личности, политолерантность независимо от его национальности. Под культурой общения принято понимать высоко развитое умение осуществлять коммуникацию соответственно нормам, которые исторически сложились в данном обществе.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Маркова Надежда Григорьевна,

Текст научной работы на тему «Культура межнационального общения базовый индикатор межнациональных отношений»

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ -БАЗОВЫЙ ИНДИКАТОР МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Главным в развитии межнациональных отношений и в целом человечества был и остается диалог культур. Взаимодействие культур, их диалог — это та благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений.

Межнациональное общение предполагает культуру общения, исключая пренебрежения к истории, культуре, достижениям какого-либо народа, а предполагает уважение, внимание к личности, политолерантность независимо от его национальности.

Под культурой общения принято понимать высоко развитое умение осуществлять коммуникацию соответственно нормам, которые исторически сложились в данном обществе.

Ключевые слова: культура, культура понимания, диалог культур, межнациональное общение, толерантность, толерантное поведение.

всеобщего духовного образа жизни — выделяет В. С. Библер: «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных — прошлых, настоящих и будущих культур форма диалога и взаимопорождения этих культур; . это форма самодетерминации индивида в горизонт личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; это изобретение мира впервые».

Способность к межнациональному общению можно считать врожденной, но и как другие способности ее надо развивать в процессе воспитания. Жизненная необходимость воспитания культуры межнационального общения объясняется тем, что население многих государств и регионов по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими во всем мире.

Межнациональное общение — это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль [2].

Ф. С. Бабейко рассматривает межнациональное общение как «обусловленную социальной потребностью активную деятельность наций и народностей по взаимному познанию и выражению своего отношения к национальному» [1] .

З. Т. Гасанов определяет межнациональное общение как «взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами» [6].

Анализируемые определения понятия межнациональное общение не противоречат друг другу, а лишь отражают разные стороны этого сложного конструкта.

Основу культуры межнационального общения составляют национальные и общечеловеческие ценности, именно, они определяют поведение человека, позволяют оценивать ему свои поступки, действия и, конечно, поведение людей других культур с точки зрения их определенных представлений и выбирать конструктивные способы межнационального общения.

З. Т. Гасанов под воспитанием культуры межнационального общения понимает «организованный, целенаправленный процесс, который включает в себя:

1) сообщение индивиду или группе знаний о человеческом сообществе, о народах, расах и религиях мира, основных правах и свободах человека; о Российской Федерации — Родине населяющих ее народов, общности их жизненных интересов, российском гражданстве и свободе совести;

2) организацию эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения:

а) воспитание национального, общенационального (республиканского, регионального, российского (гражданско-патриотического) и общечеловеческого чувства;

б) формирование национального, общенационального (республиканского, регионального, российского (гражданско-патри-отического) и общечеловеческого чувства;

3) организация позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций и рас, представителями различных конфессий, этнических и языковых групп; воспитание умений и навыков преодоления лич-ностно-психологических барьеров в межнациональном общении, конфликтной ситуации;

4) формирование высоконравственной мотивации поступков и поведения учащихся в процессе их общения с людьми различных национальностей, рас, конфессий» [5].

ИСТОРИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

ние, внимание к личности, политолерантность независимо от его национальности.

Важнейшим ориентиром поведения и поступков студенческой молодежи в межнациональных отношениях являются моральные ценности. Именно в межнациональном общении необходимым условием является возникновение духовно-нравственной силы. Только в межнациональном общении человек постигает смысл своего бытия, свою нравственную самоценность и незаменимую значимость. Жизнь без дружбы, любви, доброго участия «другого» не может быть индивидуально и социально полноценной.

Культура межнационального общения подчеркивает гуманистическую направленность межнационального общения, в котором каждый человек выступает как высшая ценность. Культура межнационального общения предполагает воспитанность таких качеств, как способность к эм-патии, любовь к Родине, национальную гордость, этнокультурную толерантность.

Успешность и результативность целенаправленной работы по формированию культуры межнационального взаимодействия у студенческой молодежи в интегра-тивном процессе зависит от исходных положений, т. е. принципов, которые приняты за основу в процессе формирования культуры межнациональных отношений. В качестве основных принципов организации системы формирования культуры межнациональных отношений в практике нашей работы наиболее значимыми являются следующие: политолерантности, ин-культурации, аккультурации, этноаттрак-ции, полиидентичности, этнорефлексии, этнокоммуникативной потребности, этно-синергизации, этнопреемственности поколений, этноаксиологии, ассертивности, культуросообразности.

Воспитание культуры межнационального общения предполагает формирование у молодежи установок этнотолерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия. Важными критериями этното-

лерантного поведения являются согласие, уважительное отношение к инонациональному, милосердие, взаимопонимание, взаимоподдержка, доброжелательность. В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001—2005 г.)» ставится задача создания и применения в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу.

В исследованиях Р. Г. Абдулатипова, Ф. С. Бабейко, Ю. В. Бромлея, З. Т. Гасанова, Р. К. Грдзелидзе, Н. Д. Дашдамирова, М. С. Джунсова, Л. М. Дробижевой, Р. Г. По-дольного, И. И. Серовой и др. Для формирования устойчивых взглядов и убеждений по вопросам культуры межнационального общения необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.

Анализ исследований показывает, что проблеме межнациональных отношений и межнационального общения посвящено значительное количество философской, социологической и психолого-педагогической литературы. Философский аспект этой проблемы представлен в трудах Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, Г. Г. Шпета и др. Общение-коммуникация вообще рассматривается в философских трудах Ж. В. Ильенкова, М. С. Кагана, М. И. Сетрова и др. Эт-носоциологический аспект исследуемой проблемы представлен в трудах Ю. В. Ару-тюняна, Л. М. Дробижевой, А. Г. Здраво-мыслова, А. А. Сусоколова и др.

Без формирования культуры межнационального общения реализация демократической и гуманистической стратегии и тактики образования у любого народа, региона, государства невозможна, будь регион моно- или полинациональным. Несомненно, только при диалоге культур, при взаимодействии и взаимопонимании возможно ослабление и межнациональных

конфликтов. Только диалог культур способствует формированию национального самосохранения и эффективному развитию традиционных культур.

Межнациональные отношения требуют от людей компетентности, что и наука, той же изобретательности и воображения, что и искусство, того же профессионализма и творческого подхода, что и сфера человеческого духа. Межнациональные отношения требуют как четкого осознания собственных, государственных интересов, так и учет интересов противоположной стороны, при этом применение эффективной техники, ведущей к взаимной выгоде. Важно, при решении значимых вопросов партнерам по общению быть порядочными, открытыми и дружелюбными людьми, следует каждому знать и учитывать некоторые психологические закономерности общения: по-

мнить о первой заповеди общения — стремиться быть самим собой. Еще Стендаль заметил, что «стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех».

Поэтому поликультурное воспитание может свести к минимуму культурный шок, увеличить и разнообразить опыт межкультурного общения между странами, народами, которые активно сотрудничают во всех сферах жизни. Приобщаясь к культурному наследию, человек познает жизненный опыт не одного поколения, всего человечества. На современном этапе перед всеми учебными заведениями стоит задача поликультурного образования подрастающего поколения. Поэтому важным условием является создание поликультурной среды, способствующей признанию культурной самобытности народов и формированию политолерантности.

1. Бабейко Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теорем и методологии / Ф. С. Бабейко. — Кишинев: Штиинца, 1983. — С. 19.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. — М., 1986. — С. 11.

3. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. — М., 1978. — С. 111—117.

4. Верещагин Е. М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — М.: Русский язык, 1990. — С. 26.

5. Гасанов З. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика / З. Т. Гасанов. — Махачкала, 1998. — С. 226.

6. Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 1996. — № 6. — С. 51.

7. Гасанов З. Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 1992. — № 5. — С. 12.

8. Джунусов М. С. Национализм: словарь-справочник / М. С. Джунусов. — М.: Славянский диалог, 1998. — С. 178.

9. Кертанов Р. А. Межнациональные отношения в массовом сознании реформирующегося общества. Автореф. дисс. . канд. полит. наук / Р. А. Кертанов. — М., 2000. — С. 14.

10. Леонтьев А. АА. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969.

11. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Б. Ф. Ломов. — М., 1976. — С. 8.

12. Сафонова В. В. Культуроведческие аспекты языкового образования: Сб. научных трудов / В. В. Сафонова. — М.: Еврошкола, 1998. — С. 30.

13. Тавадов Г. Т. Этнология. Словарь-справочник / Г. Т. Тавадов. — М., 1998. — С. 201.

14. Тарасов Е. Ф. Сб. Языковое сознание: формирование и функционирование. Сб. ст. / Е. Ф. Тарасов; Отв. ред. Н. В. Уфимцева. — 2-е изд. — М., 2000. — С. 7—9.

15. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие / С. Г. Тер-Мина-сова. — М.: Слово/БЬто, 2000. — С. 14.

Межнациональное общение

11.1. Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте

Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»

Определение в основных международных правовых документах и правовой системе многонационального государства такой общей цели воспитания имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.

Общение ? важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение ? это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

Межнациональное общение ? конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения. Существует несколько трактовок этого понятия:

Культура межнационального общения ? это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. (Крысько); Культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

Культура межнационального общения ? это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач:

1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.

2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.

3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.

4. Воспитание гражданственности и патриотизма.

5. Воспитание толерантности.

Термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний. Практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общения (Султанбаева К.И.).

Формирование культуры межнационального общения в начальной школе предполагает следующие этапы:

1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.

2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.

В структуре культуры межнационального общения как характеристике личности целесообразно выделяют три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента:

? когнитивный (знания человеком своей и инокультур, знание общечеловеческих ценностей, на которых строится любая национальная культура; признание равноправия и равнозначимости всех этнокультур);

? эмоциональный (эмоционально-ценностные отношения к людям другой национальности, чужим мнениям, культуре, традициям, обычаям и т.п.);

? деятельностный (поведение человека на основе взаимоуважения и взаимного согласия с людьми другой национальности в целях позитивного сотрудничества с ними).

Критериями культуры межнационального общения являются:

u знание своей культуры и особенностей инокультуры народа-носителя этой культуры на уровне осознания сходств и различий между своей и чужой культурами;

u оценивание людей разных этнических групп прежде всего с позиции знания общечеловеческих ценностей;

u проявление уважения и терпимости к разным привычкам, вкусам, взглядам, нормам жизни преставителей чужих этнокультур;

u осознание значимости разнообразия культур и их равноценности;

u эмпатии к людям разных этнических групп как стремление к сопереживанию, готовности принимать их позицию, восприимчивость к нуждам людей других этнических групп, способность и готовность прийти к ним на помощь;

u стремление и способность к эффективному взаимодействию на основе взаимоуважения и взаимосогласия, на основе диалога культур.

Показатели культуры межнационального общения (Р.И. Кусарбаев):

· интерес к культуре, истории и т.п. другого народа;

· потребность в усвоении языка, истории, культуры другого народа;

· развитие отношений с людьми другой национальности.

· уважение к многонациональному народу страны, любовь к Отечеству;

· ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения цивилизации;

· обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств.

· проявление тактичности, чуткости к человеку;

· отовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения;

· формирование умения преодолевать конфликтные ситуации.

· реакция на совместную деятельность, межнациональные браки;

· умение оценить успехи людей другой национальности;

· развитие чувства национальной гордости.

· понимание совместной жизнедеятельности разных народов;

· непримиримое отношение к проявлению шовинизма, национализма, расизма;

· ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; осознание принадлежности к мировому сообществу;

· терпимость к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения межконфессиональных конфликтов.

· отношения к людям на работе, в быту;

· отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности;

· реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой

По данным показателям можно определить динамику развития культуры межнационального взаимодействия и выбрать в зависимости от уровня индивидуальный алгоритм работы.

В межэтническом общении важным требованием является учет национально-психологических особенностей контактирующих. Национально-психологические особенности – это своеобразное проявление национальных форм функционирования общечеловеческой психики. В полной мере они проявляются у отдельной личности или этнической группы только в деятельности. При этом проявляются отличия в способах деятельности, национальном характере, формах демонстрации психических состояний, эмоционально-волевом компоненте личностного самовыражения. На проявлении национальной специфики значительно влияют этническая культура, ее атрибуты, предпочитаемые национальные и народные ценности. Поэтому учителю необходимо владеть знаниями особенностей национальной культуры, языка, традиций и обычаев, что позволит ему полноценно осуществлять педагогический процесс и предотвращать межэтническую напряженность.

Особую роль в формировании культуры межнационального общении играет национальное самосознание личности.

В словаре С.И. Ожегова сознание определяется как способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. Психологи чаще всего понимают под сознанием свойственный человеку способ отношения к действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Под самопознанием понимают:

— полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни общества;

— оценку человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостную оценку самого себя. Мера и исходный пункт отношения человека к самому себе носят общественный характер;

— осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Сравнивая обозначенные понятия можно сделать вывод, что посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, а самопознание направлено главным образом на познание самого себя.

Под национальным сознанием понимается часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, философских, социальных, политических, нравственных, эстетических и других взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации. Национальное сознание включает отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического и современного развития. В нем отражается весь спектр ценностных ориентаций, установок в развитии культуры, динамика национальных чувств.

Национальное сознание является важнейшим компонентом национального самосознания. При этом национальное сознание отражает обобщенные представления этнической группы, а национальное самосознание – индивидуализированное понятие. При этом национальное самосознание показывает степень усвоения тех или иных компонентов обобщенного сознания отдельными членами национальной общности. Т.е. благодаря национальному самосознанию личности человек отождествляет себя с другими, соотносит свои представления, ценности, статус с социальными ценностями этноса, с требованиями своей этнической среды.

Таким образом, под национальным самосознанием понимают осознание принадлежности к определенной социально-этнической общности, достигаемое на основе представлений об истории и культуре не только своего народа, но и тех социально-этнических общностей, с которыми он вступает во взаимоотношения. Одним из важнейших компонентов национального самосознания являются национальные чувства.

В формировании национального самосознания участвуют многие факторы: идеологически, социокультурные, национально-исторические и др. Особое значение при этом занимает социокультурная среда, в которой формируется и функционирует национальное самосознание. Поэтому важнейшее место в его становлении занимает семья и школа.

В научной литературе национальное самосознание определяется неоднозначно, но их объединяет главная мысль, что национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенному виду этноса, т.е. этническая идентичность. Показателем национального самосознания является знание своей этнической культуры. В процессе своего становления этническая культура проходит ряд этапов. Пиаже выделяет три: в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности, которые носят фрагментарный характер; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации (национальность родителей, место проживания, язык); в 10-11 лет этническая культура формируется в полном объеме. Хотя другие исследования говорят, что уже у ребенка 3-4 лет обнаруживается диффузная идентификация с этнической группой.

Вопросы и задания

1. Что изучает педагогика межнационального общения?

2. Дайте определение культуре межнационального общения.

3. Что включает понятие межэтнической толерантности?

4. Перечислите этапы формирования культуры межнационального общения в начальной школе.

5. Назовите критерии и показатели культуры межнационального общения.

6. В чем проявляются национально-психологические особенности личности? Что означает их учет в учебно-воспитательном процессе?

7. Дайте характеристику феномену «национальное самосознание». Назовите особенности проявления этнического самосознания у младших школьников.

11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников

Россия является многонациональным государством и проблема межнациональных отношений всегда была и будет приоритетной в политике нашего государства. Школа – один из институтов государственного воспитания. Формирование культуры межнационального общения – это важнейшая задача, которую ставит государство перед школой.

Начальная школа – это первая ступень образования. Именно здесь закладываются основы мировоззрения и культуры личности, закладываются основы культурного общения и первичные ценностные ориентации. При этом следует учитывать, что современная школа, как и общество в целом, является полиэтническим, а умение строить нормальные взаимоотношения со сверстниками разных национальностей наблюдается не у всех детей.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Чем больше они узнают, тем больше у них проявляется интерес к их жизни, культуре, желание дружить, выучить язык – все это начинает ярко проявляться с приходом ребенка в школу. Младшие школьники в большинстве своем остаются непредубежденными и вообще не имеют сколько-нибудь определенных стереотипов. Но с течением времени под непосредственным влиянием взрослых у них уже вырабатываются известные эмоциональные предпочтения. Впоследствии, примерно в возрасте девяти лет и старше, под влиянием взрослых эти предпочтения формируют соответствующие стереотипы, и изменить их становится уже трудно.

Учащиеся младшего школьного возраста обладают целым рядом особенностей. Так, ребенок в своей самооценке ориентируется на мнение взрослых, что обусловлено такими его особенностями, как подчинение, доверительность, открытость, подражание, послушание, исполнительность, доверие к взрослым; потребность в деятельности, в движении; быстрая смена эмоций. В этом возрасте недостаточно развиты волевые действия, вследствие чего дети испытывают затруднения при выполнении однообразных действий. Потребность в игровой форме обучения ярко проявляется в начальных классах. Младшие школьники зависимы от общественного мнения, их интересуют внешние факты, особенно яркие. Их отличает ярко выраженная эмоциональность.

Л.И. Божович отмечает, что «новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции», образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям». Память в этом возрасте является ведущим познавательным процессом, психической функцией, поэтому именно сейчас возможно прививать ребенку интерес к «иному», с легкостью пополнять его знания и обогащать словарный запас о других культурах, традициях, обычаях.

Формирование культуры межнационального общения длительный процесс, одной из главной составляющих которого является формирование межэтнической толерантности. Данный процесс проходит несколько ступеней: терпимость, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий.

В педагогике межнационального общения задачи формирования культуры межнационального общения решается при помощи разнообразных средств и методов.

Все средства можно разделить на:

? материальные (книги, музыкальные инструменты, кинофильмы, предметы быта, национальные символы и атрибуты, национальная одежда, дидактические наборы и т.п.);

? нематериальные, которые представлены элементами культуры (традиции, обычаи, игры, песни и танцы, народный календарь и т.п.).

Средствами воспитания культуры межнационального общения являются все элементы национальной и межнациональной культуры (язык, фольклор, искусство, архитектура, литература, музыка, народные промыслы, обряды, народные традиции и др.).

Специфическими средствами воспитания будут являться те, которые целенаправленно выбраны учителем для формирования межэтнической толерантности и формирования этнического самосознания младших школьников. К ним, прежде всего, относятся средства и факторы этнопедагогики: природа, народная игра, религия, труд, общение, икусство, фольклор и т.п. Все они применимы в воспитании культуры межэтнического общения детей.

Методы воспитания культуры межнационального общения – это способы формирования у детей готовности к пониманию и принятию людей другой национальности, терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере культуры межнационального общения необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях культуры. Для этого используют такие методы воспитания как беседа, метод убеждения, рассказ и т.п.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с эмпатией и транспекцией представителей других культур. К таким методам относится метод внушения.

Методами воздействия на мотивационную сферу ребенка является методы стимулирования. Чтобы сформировать устойчивые привычки, связанные с толерантными взаимоотношениями необходимо использовать различные упражнения в общении (ситуации выбора, методы коррекции, метод дилемм, тренинги, организация различных видов деятельности).

Реализация каждого метода формирования культуры межнационального общения предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации. Особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов. Можно выделить три группы приемов формирования культуры межнационального общения: первая связана с организацией деятельности детей, вторая связана с организацией диалоговой рефлексии, третья, связанная с использованием материальных средств воспитания.

Эффективность работы по воспитанию культуры межнационального общения возможна лишь при соблюдении ряда педагогических требований. К ним следует отнести:

u развитие в учениках чувства гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, обычаи, фольклор и т.д.);

u включение полиэтнического материала во все аспекты обучения и воспитания;

u развитие принятия и уважения этнических форм и отличий, гуманного отношения к людям различных национальностей;

u создание в классе атмосферы доброжелательности, товарищества, на основе взаимоуважения и сопереживания;

u проведение идеи равенства всех этнических групп России, не выделяя ни один из этносов;

u учета характера национальных отношений региона и межэтнического состава класса;

u сочетание в воспитании национального и общечеловеческого;

u использование положительных примеров из жизни и деятельности людей различных национальностей;

u включение младших школьников в общественно полезную и художественно-творческую мультикультурную деятельность (проведение различных акций, совместных творческих дел, выполнение общественных трудовых поручений, участие в художественно-эстетических мероприятиях, музейной работе, проведение народных праздников и фестивалей ит.п.);

u использование задач с различными ситуациями нравственного характера в процессе учебной и воспитательной работы (разные виды тренингов в правильном поведении в многонациональной среде, проектирование межэтнической коммуникации и т.п.);

u использование игр и других активных методов формирования национального самосознания и межэтнической толерантности младших школьников в процессе проведения уроков и воспитательных мероприятий, в том числе сюжетно-ролевых игр, тренингов в поведении в ходе которых они должны будут приспосабливаться к особенностям действий друг друга. При этом постепенно усложняются задачи, которые младшие школьники должны решать в общении и взаимодействии. Эта форма деятельности будет в дальнейшем позитивно воздействовать на коммуникативные способности подрастающего поколения для жизни в полиэтническом обществе;

u привлечение к организации работы по формированию межэтнической толерантности родителей учащихся.

Вопросы и задания

1. Перечислите и охарактеризуйте средства, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в начальной школе.

2. Какие требования предъявляются к работе учителя при организации процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников?

3. Перечислите и охарактеризуйте средства, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в начальной школе.

4. Какие требования предъявляются к работе учителя при организации процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников?

Литература для самостоятельной работы

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 176 с.

2. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 448 с.

3. Султанбаева, К.И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие /Автор-сотавитель К.И. Султанбаева. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007.- 96с.

Межнациональное общение

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое «Межнациональное общение» в других словарях:

межнациональное общение — Общение, в процессе которого используются национальные языки или всеобщий язык межнационального общения … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Межнациональное общение — Общение, в процессе которого используются национальные языки или всеобщий язык межнационального общения … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

межнациональное общение (на личностном уровне) — взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители различных этнических общностей … Этнопсихологический словарь

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ (НА ЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ) — взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители различных этнических общностей … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия

Общение — (Коммуникация) Употребление языка или одной из форм его существования в рамках какого л. языкового коллектива: от семьи до группы государств. В порядке количественного нарастания называют следующие сферы общения: 1) семейное; 2) внутри… … Словарь социолингвистических терминов

общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

ОБЩЕНИЕ — взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений О. форма их реализации, обеспечивающая наряду с предметными опосредованиями воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и… … Современный философский словарь

ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь

Источники:
Виктор Янукович обсудил проблемы нацменьшинств
Межнациональное общение — Виктор Янукович обсудил проблемы нацменьшинств — "Коммерсантъ-Украина. Online" — Издательский Дом КоммерсантЪ. Вчера состоялось заседание общественного гуманитарного совета при президенте, посвященное межнациональным отношениям. Виктор Янукович заявил, что в Украине отсутствуют расизм и ксенофобия. В ответ он услышал о фактах притеснения ромов. За дискуссией наблюдала корреспондент “Ъ” ЮЛИЯ РЯБЧУН.
https://www.kommersant.ru/doc/1973308
Культура межнационального общения базовый индикатор межнациональных отношений Текст научной статьи по специальности — Социология
Главным в развитии межнациональных отношений и в целом человечества был и остается диалог культур. Взаимодействие культур, их диалог это та благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. Межнациональное общение предполагает культуру общения, исключая пренебрежения к истории, культуре, достижениям какого-либо народа, а предполагает уважение, внимание к личности, политолерантность независимо от его национальности. Под культурой общения принято понимать высоко развитое умение осуществлять коммуникацию соответственно нормам, которые исторически сложились в данном обществе.
https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-mezhnatsionalnogo-obscheniya-bazovyy-indikator-mezhnatsionalnyh-otnosheniy
Межнациональное общение
11.1. Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы.
http://kursak.net/mezhnacionalnoe-obshhenie/
Межнациональное общение
Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю.
https://sociolinguistics.academic.ru/352/%d0%9c%d0%b5%d0%b6%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5_%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5

(Visited 14 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Ролевые игры Ролевая игра Ролева?я игра? или RPG (Role-Playing Game) — игра… (1)

Игнорирование как метод психологического влияния Игнорирование - один из старейших видов эмоционального насилияИгнорирование - один… (1)

как проучить пьющего мужа Как можно проучить мужа за пьянку: действенные способыКак можно проучить… (1)

Психологическая фиксация Основные понятия психоанализа Фиксация - Основные понятия психоанализа. Фиксация -… (1)

Жена не чувствует мужа после негра Жена бизнесмена и негр- Слушай, Димас, а давай бизнес замутим,… (1)

COMMENTS