Общение и речь

Библиотека Гумер

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь — могучий фактор психичес­кого развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравствен­ные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все познава­тельные психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Итак, речь — это познавательный пси­хический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык — система условных символов, с помощью которых пере­даются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

В речи выражается психология отдельного человека. Речь являет­ся индивидуально своеобразной, в которой выражается психология отдельно взятого человека, а язык один для всех.

Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.

Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обоб­щает и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация — об­щение состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.

Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков — эле­ментов разной сложности (звуков, слогов, слов и предложений) — безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека.

Существует большое число систем знаков (дорожные, знаки ма­тематики, химии и т.д.). Наиболее важной и универсальной по воз­можности использования, является система естественного языка (национального по форме — русский, английский и т.д.) языка. Его основными функциями являются:

  1. хранение и передача общественно-исторического опыта (наря­ду с материальными орудиями и продуктами труда);
  2. общение (коммуникативная функция).

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий го­ловного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой дея­тельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слухо­вому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, об­разующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включа­ющих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется, одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.

Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связан­ными со всей деятельностью нервной системы.

  1. Содержательность — характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.
  2. Понятность — обусловлена в основном объемом знаний слу­шателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступ­ного слушателям.
  3. Выразительность — связана с эмоциональной насыщеннос­тью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.
  4. Действенность — определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слу­шателей.

В восприятии речи можно выделить 2 уровня, или две стороны, этого двуединого процесса:

  1. анализ и синтез звуков;
    1. понимание речи или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.

Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, аффек­тивной, диалогической и монологической. Она является одной из важ­нейших форм взаимодействия и общения.

Общение — это связь между людьми, в результате которой проис­ходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется по­требность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обменива­ются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целе­сообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне об­щения невозможно формирование личности. Именно в процессе об­щения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убежде­ния.

Структура общения (по Андреевой):

  1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между об­щающимися индивидами).
  2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).
  3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга парт­нерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

  1. Кто (передает сообщение) — коммуникатор.
  2. Что (передается) — сообщение.
  3. Как (осуществляется передача) — канал.
  4. Кому (направлено сообщение) — аудитория.
  5. С каким результатом передается сообщение — эффективность.

Функции общения (по Ланову):

  1. Информационно-коммуникативная.
  2. Регуляторно-коммуникативная.
  3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным. Формаль­ным называется общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые ус­тановились между партнерами. Высшие формы неформального обще­ния — любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

  1. Социально ориентированное, при котором общественные от­ношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).
  2. Групповые предметно ориентированное общение, при ко­тором четко обозначены отношения, обусловленные совместной дея­тельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.
  3. Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством зна­ков (знаковых систем). В этой связи различают:

  1. вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, ис­пользуется речь);
  2. невербальную (используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомика).

Особый вид общения — это педагогическое общение — профес­сиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и вос­питания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в кол­лективе и обеспечивать благоприятный психологический климат. Вопросы:

  1. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, и для себя?
  2. В чем различие между двумя понятиями речь и язык?
  3. Определите сущность каждого вида речи.
  4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.
  5. Чем отличается письменная речь от устной?
  6. Раскройте взаимосвязь и различие общественных и личных отно­шений.
    1. Определить роль и функции общения.
    2. Покажите значение и роль вербальных и невербальных средств об­щения.

Внутренняя речь — особый вид беззвучной речевой деятельнос­ти человека, характеризующийся предельной свернутостью граммати­ческой структуры и содержания. Является основным инструментом мышления.

Диалогическая речь — вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Знак — материальный, известно воспринимаемый предмет, явле­ние и действие, выступающий в процессе познания и общения в каче­стве заместителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации.

Коммуникация (в психологии) — передача информации посред­ством языка и других знаковых средств.

Монологическая речь — высказывание, объединенное одной сложной мыслью.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящие в обмене информацией между ними познавательного или аффективно­оценочного характера.

Речь — процесс общения людей посредством языка; часто рас­сматривается как особый вид деятельности.

Язык — (в психологии) — система словесных знаков, опосред­ствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятель­ность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Лекция 6

Одна из главных особенностей человека – это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.

Возможность речевого общения – это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.

Классификация видов речи (рис. 16) осуществляется на основании наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.

Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь – средств мышления.

Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

Рис. 16. Классификация видов речи

В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских – согласие, в Китае цвет траура – белый, а на Западе – черный. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

В психологии понятия «речь» и «язык» разделяются.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.

Речь без усвоения языка невозможна, в то же время язык существует и развивается по законам, не связанным с психологией и поведением человека.

Речь человека может быть развернутой и сокращенной. Развернутый тип речи характеризуется большим словарным запасом и разнообразными грамматическими формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке.

Общение и речь

Общение — это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.

Для того чтобы общаться, необходимо:

принимать сигналы через органы чувств (слух, зрение и т.д.);

понимать значение услышанного, увиденного и т.д.;

передавать сообщение партнеру своим поведением, действиями, выразительными движениями лица и тела, интонацией, жестами, словами;

иметь желание вступать в контакт.

Слова, интонация, выражение лица, жесты, движения тела, взгляд, действия взрослых могут казаться малышу как бессмысленными, так и имеющими смысл. Это зависит от его опыта. В 3-8 месяцев младенец запоминает события, повторяющиеся изо дня в день. С 8-9 месяцев к этим знаниям добавляются их обозначения (слова, жесты). Десятимесячному шалуну бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Вы сказали «ладушки» — и он уже хлопает в ладоши. После года по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. Если для 12-15-месячного ребенка слово «часы» означает лишь те, которые висят на стене в вашей комнате, то к 1,5-2 годам он знает, что часы бывают разные.

Его пассивный словарь (слова, которые он понимает) к двум годам может достигать нескольких сотен слов. Он понимает многое из того, что вы говорите о знакомых для него предметах и событиях. К трем годам он может ориентироваться в таких понятиях, как «большой» и «маленький», «да» и «нет», «плохой» и «хороший».

Этапы развития общения первый месяц жизни: «Приспособление к жизни после рождения «

Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль. ) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне — не адресованы никому. Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого — лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект. С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно, если он медленно перемещается на расстоянии 20-40 см от ребенка.

С малышом стало интересно: он улыбается всем, смотрит в глаза, прислушивается к голосу, произносит гласные звуки. Впрочем, не меньший интерес он может проявлять к игрушкам, висящим у него над кроваткой. Такая неразборчивость кончится с появлением способности запоминать. А пока вся его «сознательная» жизнь состоит из настоящего, точнее — из отдельных мгновений, не связанных между собой. То, что исчезает из поля зрения, перестает для него существовать. Наиболее заметный прогресс наблюдается в сфере эмоций: он уже плачет и смеется. Это величайшее приобретение, потому что богатая в эмоциональном отношении психическая жизнь позволит ребенку научиться любить и не любить, желать и не желать, понимать — «что такое хорошо и что такое плохо».

С этого возраста малыш способен удерживать полученные впечатления в памяти значительное время. Теперь он подолгу рассматривает ваше лицо, следит за интонацией, за вашим поведением. По мере нарастания привязанности к близким, появляется и усиливается недоверие к чужим, перерастающее у некоторых детей в страх. В результате мир людей оказывается поделенным на «своих» и «чужих». Все чаще ребенок проявляет инициативу, стараясь обратить на себя внимание. Ему нравится трогать ваше лицо, таскать за волосы, добиваться, чтобы вы его потискали, покатали на себе и т.д. Такой тесный контакт, выглядит как баловство. Но это именно то, что ребенку нужно для хорошего настроения.

Общение и речь

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по русскому языку и культуре речи. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по русскому языку и культуре речи — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культу

Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности нормально общаться (состояние космонавтов, ужас одиночного заключения). Дело в том, что общение связано с самой сущностью человека и является одной из главных его потребностей: человек – общественное существо.

Общение и речь. Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей.

Общение и речь. Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей.

Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре – это органы речи и слуха (слуховой контакт).

Шпаргалки Русский язык и культура речи. Общие понятия о русском языке. Язык есть важнейшее средство человеческого общения.

Достаточно скачать шпаргалки по психологии общенияи никакой экзамен вам не страшен!

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи.

Шпаргалки Русский язык и культура речи. Общие понятия о русском языке. Язык есть важнейшее средство человеческого общения.

Общение и речь. Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытан.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ

* во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации.

Достаточно скачать шпаргалки по русскому языку и культуре речи — и никакой экзамен вам не страшен!

Речевое общение – это частный случай знакового.

Выделяются средства коммуникации, которые состоят из знаковых систем, а они в свою очередь разделяются на вербальную речь и.

найдено похожих страниц:10

Источники:
Библиотека Гумер
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь — могучий фактор психичес­кого развития человека, формирования его как личности. Под
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/pip/09.php
Лекция 6
Читать "4. Общение и речь, Лекция 6. Межличностные отношения. Стр.28" Луковцева А. К.
http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl28.shtm
Общение и речь
Общение — это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях. Для того чтобы общаться, необходимо:
https://studfiles.net/preview/5454062/page:3/
Общение и речь
Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности нормально общаться (состояние космонавтов, ужас одиночного з
https://cribs.me/russkii-yazyk-i-kultura-rechi/obshchenie-i-rech

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

COMMENTS