Общение и речь

Библиотека Гумер

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь — могучий фактор психичес­кого развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравствен­ные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все познава­тельные психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Итак, речь — это познавательный пси­хический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык — система условных символов, с помощью которых пере­даются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

В речи выражается психология отдельного человека. Речь являет­ся индивидуально своеобразной, в которой выражается психология отдельно взятого человека, а язык один для всех.

Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.

Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обоб­щает и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация — об­щение состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.

Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков — эле­ментов разной сложности (звуков, слогов, слов и предложений) — безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека.

Существует большое число систем знаков (дорожные, знаки ма­тематики, химии и т.д.). Наиболее важной и универсальной по воз­можности использования, является система естественного языка (национального по форме — русский, английский и т.д.) языка. Его основными функциями являются:

  1. хранение и передача общественно-исторического опыта (наря­ду с материальными орудиями и продуктами труда);
  2. общение (коммуникативная функция).

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий го­ловного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой дея­тельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слухо­вому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, об­разующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включа­ющих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется, одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.

Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связан­ными со всей деятельностью нервной системы.

  1. Содержательность — характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.
  2. Понятность — обусловлена в основном объемом знаний слу­шателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступ­ного слушателям.
  3. Выразительность — связана с эмоциональной насыщеннос­тью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.
  4. Действенность — определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слу­шателей.

В восприятии речи можно выделить 2 уровня, или две стороны, этого двуединого процесса:

  1. анализ и синтез звуков;
    1. понимание речи или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.

Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, аффек­тивной, диалогической и монологической. Она является одной из важ­нейших форм взаимодействия и общения.

Общение — это связь между людьми, в результате которой проис­ходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется по­требность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обменива­ются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целе­сообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне об­щения невозможно формирование личности. Именно в процессе об­щения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убежде­ния.

Структура общения (по Андреевой):

  1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между об­щающимися индивидами).
  2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).
  3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга парт­нерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

  1. Кто (передает сообщение) — коммуникатор.
  2. Что (передается) — сообщение.
  3. Как (осуществляется передача) — канал.
  4. Кому (направлено сообщение) — аудитория.
  5. С каким результатом передается сообщение — эффективность.

Функции общения (по Ланову):

  1. Информационно-коммуникативная.
  2. Регуляторно-коммуникативная.
  3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным. Формаль­ным называется общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые ус­тановились между партнерами. Высшие формы неформального обще­ния — любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

  1. Социально ориентированное, при котором общественные от­ношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).
  2. Групповые предметно ориентированное общение, при ко­тором четко обозначены отношения, обусловленные совместной дея­тельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.
  3. Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством зна­ков (знаковых систем). В этой связи различают:

  1. вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, ис­пользуется речь);
  2. невербальную (используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомика).

Особый вид общения — это педагогическое общение — профес­сиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и вос­питания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в кол­лективе и обеспечивать благоприятный психологический климат. Вопросы:

  1. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, и для себя?
  2. В чем различие между двумя понятиями речь и язык?
  3. Определите сущность каждого вида речи.
  4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.
  5. Чем отличается письменная речь от устной?
  6. Раскройте взаимосвязь и различие общественных и личных отно­шений.
    1. Определить роль и функции общения.
    2. Покажите значение и роль вербальных и невербальных средств об­щения.

Внутренняя речь — особый вид беззвучной речевой деятельнос­ти человека, характеризующийся предельной свернутостью граммати­ческой структуры и содержания. Является основным инструментом мышления.

Диалогическая речь — вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Знак — материальный, известно воспринимаемый предмет, явле­ние и действие, выступающий в процессе познания и общения в каче­стве заместителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации.

Коммуникация (в психологии) — передача информации посред­ством языка и других знаковых средств.

Монологическая речь — высказывание, объединенное одной сложной мыслью.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящие в обмене информацией между ними познавательного или аффективно­оценочного характера.

Речь — процесс общения людей посредством языка; часто рас­сматривается как особый вид деятельности.

Язык — (в психологии) — система словесных знаков, опосред­ствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятель­ность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Лекция 6

Одна из главных особенностей человека – это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.

Возможность речевого общения – это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.

Классификация видов речи (рис. 16) осуществляется на основании наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.

Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь – средств мышления.

Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

Рис. 16. Классификация видов речи

В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских – согласие, в Китае цвет траура – белый, а на Западе – черный. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

В психологии понятия «речь» и «язык» разделяются.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.

Речь без усвоения языка невозможна, в то же время язык существует и развивается по законам, не связанным с психологией и поведением человека.

Речь человека может быть развернутой и сокращенной. Развернутый тип речи характеризуется большим словарным запасом и разнообразными грамматическими формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке.

Общение и речь

Общение — это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.

Для того чтобы общаться, необходимо:

принимать сигналы через органы чувств (слух, зрение и т.д.);

понимать значение услышанного, увиденного и т.д.;

передавать сообщение партнеру своим поведением, действиями, выразительными движениями лица и тела, интонацией, жестами, словами;

иметь желание вступать в контакт.

Слова, интонация, выражение лица, жесты, движения тела, взгляд, действия взрослых могут казаться малышу как бессмысленными, так и имеющими смысл. Это зависит от его опыта. В 3-8 месяцев младенец запоминает события, повторяющиеся изо дня в день. С 8-9 месяцев к этим знаниям добавляются их обозначения (слова, жесты). Десятимесячному шалуну бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Вы сказали «ладушки» — и он уже хлопает в ладоши. После года по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. Если для 12-15-месячного ребенка слово «часы» означает лишь те, которые висят на стене в вашей комнате, то к 1,5-2 годам он знает, что часы бывают разные.

Его пассивный словарь (слова, которые он понимает) к двум годам может достигать нескольких сотен слов. Он понимает многое из того, что вы говорите о знакомых для него предметах и событиях. К трем годам он может ориентироваться в таких понятиях, как «большой» и «маленький», «да» и «нет», «плохой» и «хороший».

Этапы развития общения первый месяц жизни: «Приспособление к жизни после рождения «

Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль. ) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне — не адресованы никому. Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого — лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект. С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно, если он медленно перемещается на расстоянии 20-40 см от ребенка.

С малышом стало интересно: он улыбается всем, смотрит в глаза, прислушивается к голосу, произносит гласные звуки. Впрочем, не меньший интерес он может проявлять к игрушкам, висящим у него над кроваткой. Такая неразборчивость кончится с появлением способности запоминать. А пока вся его «сознательная» жизнь состоит из настоящего, точнее — из отдельных мгновений, не связанных между собой. То, что исчезает из поля зрения, перестает для него существовать. Наиболее заметный прогресс наблюдается в сфере эмоций: он уже плачет и смеется. Это величайшее приобретение, потому что богатая в эмоциональном отношении психическая жизнь позволит ребенку научиться любить и не любить, желать и не желать, понимать — «что такое хорошо и что такое плохо».

С этого возраста малыш способен удерживать полученные впечатления в памяти значительное время. Теперь он подолгу рассматривает ваше лицо, следит за интонацией, за вашим поведением. По мере нарастания привязанности к близким, появляется и усиливается недоверие к чужим, перерастающее у некоторых детей в страх. В результате мир людей оказывается поделенным на «своих» и «чужих». Все чаще ребенок проявляет инициативу, стараясь обратить на себя внимание. Ему нравится трогать ваше лицо, таскать за волосы, добиваться, чтобы вы его потискали, покатали на себе и т.д. Такой тесный контакт, выглядит как баловство. Но это именно то, что ребенку нужно для хорошего настроения.

Общение и речь

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по русскому языку и культуре речи. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по русскому языку и культуре речи — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культу

Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности нормально общаться (состояние космонавтов, ужас одиночного заключения). Дело в том, что общение связано с самой сущностью человека и является одной из главных его потребностей: человек – общественное существо.

Общение и речь. Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей.

Общение и речь. Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей.

Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре – это органы речи и слуха (слуховой контакт).

Шпаргалки Русский язык и культура речи. Общие понятия о русском языке. Язык есть важнейшее средство человеческого общения.

Достаточно скачать шпаргалки по психологии общенияи никакой экзамен вам не страшен!

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи.

Шпаргалки Русский язык и культура речи. Общие понятия о русском языке. Язык есть важнейшее средство человеческого общения.

Общение и речь. Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытан.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ

* во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации.

Достаточно скачать шпаргалки по русскому языку и культуре речи — и никакой экзамен вам не страшен!

Речевое общение – это частный случай знакового.

Выделяются средства коммуникации, которые состоят из знаковых систем, а они в свою очередь разделяются на вербальную речь и.

найдено похожих страниц:10

Источники:
Библиотека Гумер
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь — могучий фактор психичес­кого развития человека, формирования его как личности. Под
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/pip/09.php
Лекция 6
Читать "4. Общение и речь, Лекция 6. Межличностные отношения. Стр.28" Луковцева А. К.
http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl28.shtm
Общение и речь
Общение — это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях. Для того чтобы общаться, необходимо:
https://studfiles.net/preview/5454062/page:3/
Общение и речь
Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности нормально общаться (состояние космонавтов, ужас одиночного з
https://cribs.me/russkii-yazyk-i-kultura-rechi/obshchenie-i-rech

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Парень говорит Как говорить с парнямиНе каждая девушка знает о том, как… (2)

Девушки киева Девушка из Киева, резюме которой взорвало Сеть, нашла работуДевушка из… (2)

Что чувствует мужчина когда у него стоит Что чувствуют парни, когда у них встает? Всё зависит от… (2)

Если муж дал пощечину жене что делать Дала пощечину мужу при всехДала пощечину мужу при всех. Рушится… (2)

Моральные нормы примеры Моральные принципыКаждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые… (2)

COMMENTS