Общение со сверстниками

Архивный форум центра — Рожана

kleo_is » 05 окт 2007, 14:55

Николаша » 15 окт 2007, 14:47

Солнечный круг » 19 окт 2007, 09:34

Alenkina mama » 19 окт 2007, 17:16

Вот и пусть смотрит, это закономерный этап, который надо пройти. Видно другие детки уже нагляделись друг на друга. Не волнуйтесь, не форсируйте события. Попробуйте на глазах у дочки сами общаться с другими детьми — дайте им ваши игрушки или помогите сделать кулич и т.п. На вашем примере и дочка научится. Она все же совсем маленькая для самостоятельного общения!

Аксюта » 17 дек 2007, 23:55

Alenkina mama » 19 дек 2007, 13:41

Аксюта » 19 дек 2007, 15:54

КатяРу » 19 дек 2007, 18:04

Что касается общения со сверстниками, ближе к трём годам это будет происходить с куда большей охотой.

Alenkina mama » 19 дек 2007, 22:36

Николаша » 19 дек 2007, 23:40

Моя вот доча вашей постарше немножко, так вот у нее только только интерес к сверстникам проявляется Мы ходим на занятия в Монтессори группу, два раза в неделю по полтора часа, занятия с мамой. Потом планирую, что она будет ходить там же в другую группу, где 3,5 часа, но без мамы. Мне очень понравилось. Поищите что-то похожее. В нашей группе дети и песенки поют, и лепят, и рисуют, и чай вместе пьют.

Что интересно, из всех детей только мой ребенок говорит, да и вообще общается с воспитательницей. НИКТО из детей не играет со свертниками. Воспитательница говорит, что это годам к трем появляется. А до трех лет дети в большинстве своем сами с собой играют и за другими наблюдают. Особенно первые детки, т.е. у кого ни братьев ни сестер пока нет.

Общение ребёнка со взрослыми и сверстниками

Общение ребёнка со взрослыми и сверстниками

Прежде чем рассуждать о развитии и особенностях общения ребёнка 6 – 7 летнего возраста, определим, что же такое общение, коммуникативные способности, зачем они нужны и как проявляются в реальной жизни.

О бщение (М. И. Лисина) – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение — это, прежде всего, процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание общающимися людьми, а также взаимное восприятие, понимание и оценка ими друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Только общаясь с другим человеком, мы можем лучше узнать особенности его поведения и характера, достоинства и недостатки. Благодаря общению, мы обретаем себе друзей, получаем нужную нам информацию, можем что-то делать вместе. Общение сопровождает нас повсюду.

В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и своим друзьям. Взаимодействуя с ними, ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и коммуникативные навыки. Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих, «три кита», на которых она основывается, и без которых не может существовать:

мотивационную («Я хочу общаться»);

когнитивную («Я знаю, как общаться»);

поведенческую («Я умею общаться»).

Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении — третья составляющая способности к общению («область умений»). Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, умение эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликтные ситуации и множество других коммуникативных умений.

Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трех своих составляющих. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей.

Развитие коммуникативных способностей начинается в семье при общении с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками и продолжается на протяжении всей жизни ребёнка. Влияние характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие ребенка огромно.

Особое место в психологическом развитии ребенка занимает общение его со взрослыми, особенно оно имеет большое значение в формировании важных для ребёнка изменений, подготавливающих для него смену ведущей деятельности (игры на учение). Он пошёл в первый класс.

У ребёнка возникает необходимость умения войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, уметь уступить в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию ребёнка к новым социальным условиям.

Большая часть трудностей в обучении детей 6 – 7 лет связана с тем, что необходимо долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, которую ставит перед ребёнком учитель, способность сосредоточиться на учебном действии. Чаще всего учителя связывают эти особенности поведения с неразвитостью произвольности внимания, познавательных процессов и поведения. Но является ли это единственными причинами?

Общение можно охарактеризовать потребностью ребенка во внимании и сопереживании со стороны взрослого, её удовлетворением. Для детей, которые достигли этой формы общения, свойственно внимание ко взрослым, стремление их услышать и понять то, что они говорят, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослых. Такой ребёнок способен различать функции взрослого, которые соответствуют разным ситуациям общения (на улице, в своем доме, в чужом доме, в учреждении и т.п.). В силу этого сознания такие дети проявляют адекватное отношение и ко взрослому, к учителю.

Если же у ребенка потребность в подобном общении еще не сформирована, то и такое отношение ко взрослому пока не возникнет, и это качественно затруднит процесс обучения. Коммуникативная готовность ребёнка к обучению обеспечивается мотивами общения со взрослыми.

В конце дошкольного детства преобладает особая форма общения — внеситуативно-личностная (М.И. Лисина). Ребенок, который достиг этой формы общения, усваивает новую для него позицию в отношении взрослого — позицию ученика, которая способна создать особо благоприятные условия для обучения в школе, где ребёнку придется знакомиться и воспринимать достаточно много новой информации, принимая ее без возражения, как бы необычна она ни была. Именно в ходе личностного общения дети впервые приобретают такие интеллектуальные умения, как способность принимать и перерабатывать внеситуативную информацию, способность самим ее отбирать и обрабатывать для обсуждения с другими людьми. Все это — ценные предпосылки для обучения в школе.

При этом, р ебенок 6 – 7 летнего возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, которые отвечают его социальным ожиданиям. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы, позволяющие установить отношения со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности . В этот период перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Учебная деятельность становится главной в притязаниях ребенка данного возраста.

«Я хороший» – это внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе.

Благодаря притязанию на признание ребёнок будет стараться выполнить все нормативы поведения, будет стараться вести себя правильно, стремиться к знаниям, так как его хорошее поведение и знания теперь становятся предметом постоянного интереса. Стимулом ребенка к нормативному поведению, чтобы взрослые подтвердили его достоинство, является с тремление к самоутверждению. Но, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают (в первую очередь это его успехи в школе), то это может стать причиной его безудержных капризов.

Каприз — часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми примитивными, по существу асоциальными формами поведения.

Ребёнок не может удовлетворить своё стремление к самоутверждению другими способами и поэтому выбирает инфантильный и бесперспективный способ обратить на себя внимание.

В норме же притязания на признание со стороны взрослых способны поддаваться социальным ожиданиям, подлежат коррекции на уровне бытового общения ребенка со взрослыми, а также подвержены воздействию здравого смысла.

Ребёнок поступает в школу. Это для него переломный момент, который меняет иерархию его притязаний на признание. Это переход к новому положению в обществе, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми. Меняются фактор места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от существования, свободного от постоянных обязанностей, к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Сейчас он подчинен системе обязательных и строгих для всех школьных и связанных со школой общих социальных правил.

Учитель и ученик. В школе между ними зарождается и складывается особый тип взаимоотношений. Учитель – это не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он — источник знаний, именно он передаёт знания, культуру, опыт человечества ребенку. Происходит совместное участие учителя и ученика в учебной деятельности, которое порождает новый тип взаимоотношений: учитель спрашивает — ученик отвечает; учитель объясняет — ученик должен понять и выполнить; учитель оценивает — ученик принимает как должное. В этой схеме отношений ребенок должен быть ориентирован на то, чтобы соответствовать ожиданиям учителя и быть им признанным.

Школьник, приступивший к обучению, учится ответственно относиться к учебе, так как он вынужден подчиняться требованиям и правилам школьной жизни и оправдывать ожидания его семьи.

Это побуждает ребенка к развитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки.

Характер общения со сверстниками к началу школьного возраста также преобразуется. Появляются дружба, привязанность, забота о другом человеке. При этом общение детей все более опосредуется правилами, принятыми в детском обществе. Помимо правил совместной игры, начинают работать правила, которые регулируют детские отношения: правила справедливости, честности, очередности и др.

Входя в новую, более широкую социальную общность , это становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, которые ребёнок получает от сверстников, являются для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее. Чтобы заслужить признание, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирующим обращенные к нему ожидания. Но, обычно эти правила не оформлены в четкие инструкции, а существуют в форме, определённой и конкретной социальной роли. Ребенок стремится исполнить эту роль, которая предлагается ему новой общностью и которую он сам берет на себя.

В 7 лет дети впервые начинают выделять для себя критерий, как социальный статус человека (его положение в обществе, профессия, семейный статус и пр.). Ребенок начинает размышлять о своем будущем и у него появляется желание занять определенное место в обществе (милиционера, врача, учителя, начальника, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве выступает у детей 7 лет в виде освоения ролевого поведения.

В то же время большое значение для развития личности ребёнка приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Первейшая человеческая потребность — потребность в положительных эмоциях. Одним из основных мотивов поведения ребёнка — желание заслужить одобрение и симпатию других детей.

Стремление к положительным взаимоотношениям со сверстниками определяет и характер поведения ребенка: он хочет быть приятным другим детям, лояльным для них.

В данном возрасте отмечается уменьшение отношений и коллективных связей между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада.

Взаимоотношения между детьми в первом классе во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности.

Таким образом, у ребёнка шести лет преобладает высшая форма коммуникативной деятельности – внеситуативно — личностное общение. Со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым.

Первое – яркая характеристика общения сверстников заключается в его эмоциональной насыщенности. Контакты отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то при разговоре со сверстниками могут наблюдаться резкие интонации, крик, смех.

Вторая важная черта контактов детей — их нестандартность и нерегламентированность. При общении свойственна непринуждённость. Их движениям свойственна раскованность и естественность: дети прыгают, бегают, кривляются, визжат, передразнивают друг друга, изобретают новые слова, придумывают небылицы и т.п.

Третья отличительная особенность общения сверстников – это преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложение.

Если ребёнок испытывает трудности в общении со взрослыми, с одноклассниками, это свидетельствует о том, что ему необходима психологическая поддержка, направленная на развитие желания общаться, вступать в контакт со взрослыми и другими детьми, а также на развитие коммуникативных навыков ребёнка.

При этом не стоит забывать, что в процессе жизни и воспитания ребенка формируется его внутренняя позиция, которая является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. -М.; Воронеж, 1995.

Бершедова Л. И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Автореф. дисс. докт, психол. н. — М., 1999.

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. — М., 1967.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. -Т. 4.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 1996.

Драгунова Т. В. Подросток. — М., 1976.

Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1972. -№ 2. -С. 51 -63.

Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. — 1989. — № 1. — С. 37 — 42.

Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. — М., 1991.

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. -М., 1991.

Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.

Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. — М., 1978.-С. 268-294.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М.; Воронеж, 1997.

Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Образцова Т. Н. – М.: Лада, 2010. – 192 с.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов // Вопросы психологии, № 4, 2007. с.37-42

Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: «Просвещение», 1991.

Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. — М. «Академия», 2004, с.46.

Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — С. 41 — 52.

Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М., 1997.

Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. Ростов н/Д.: «Феникс», 2008.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. — 808 с.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: «Просвещение», 1989.

Общение ребенка со сверстниками 3 – 6 (7) лет

Выполнила: студентка 4-го курса

психология в образовании»

образования и развития

Ивушкина Наталья Юрьевна

Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие.

Целевая аудитория: направлена наспециалистов, которые работают или готовятся к работе с детьми, педагогов, психологов, социальных работников, воспитателей детских садов, дефектологов, , студентов соответствующих вузов и факультетов. Ну и, конечно, всем тем, у кого есть ребенок или кто ожидает его в скором будущем, всем мамам и папам.

Возможности использования: использование информации в целях наиболее успешного воспитания ребенка, обеспечения его психического здоровья, успешного формирования психических свойств и качеств личности.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Общение со сверстниками

В общении с друзьями подросток начинает анализировать и черты характера — опять-таки с точки зрения примерки на себя: Вот такая черта мне импонирует, а вот эта просто бесит.

Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии, то есть самоанализу. С другой стороны, они же получают и обратную связь от сверстников — какими их видят другие.

Подростки с интересом изучают себя и других. И такая взаимная заинтересованность и совместное постижение окружающего мира становятся самоценными.

Это оказывается таким увлекательным занятием, что ребята просто забывают обо всем на свете: об уроках, домашних обязанностях и остальном. И тогда на первый план выходят ОБЩЕНИЕ И ДРУЖБА.

Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять на все сто, как самому себе, который будет предан.

И обретение такого друга будет иметь большое значение в жизни подростка. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Подросток эмоционально уже менее зависит от родителей. Он хочет иметь свою личную жизнь, в которую доступ взрослым закрыт. Поэтому именно обретенному другу он будет поверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы.

Практически друг будет являться аналогом психотерапевта. При этом ребенок будет ревностно отстаивать право на общение именно с этим сверстником. И чем отрицательнее вы отнесетесь к выбору вашего ребенка, тем категоричнее будет он это право отстаивать. Он не потерпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но иногда и достоинств друга. Впрочем, вспомните себя: как часто вы позволяете своему ребенку обсуждать ваших друзей? Так что, возможно, ваш ребенок прав?

Именно идеализация и юношеский максимализм накладывают отпечаток парадоксальности на дружеские отношения.

С одной стороны, потребность в единственном преданном друге, с другой — частая смена друзей.

Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение к своим недостающим чертам).

Дружба носит избирательный характер, и подростки очень оберегают эти отношения. Но подростковому возрасту свойственен максимализм. Они все видят очень контрастно, их суждения бывают излишне резки и категоричны. Они не утруждают себя нюансами.

Вот почему так часто из их уст звучит слово ИЗМЕНА, которая не прощается. А под изменой может подразумеваться все что угодно, вплоть до Он не позвонил мне вовремя, значит, изменил нашей дружбе.

У каждого ребенка свое представление о том, каким должен быть друг (чаще всего это внешнее, поверхностное видение). И если реальное поведение хоть в чем-то уступает идеалу, то этот сверстник быстро переходит в другой лагерь, не друзей.

Подростку очень важно быть успешным, утвердиться в среде сверстников. Поэтому немалую роль в формировании личности подростка играет РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и дети соседей по лестничной площадке.

Вот когда родителям надо быть особенно внимательными, ведь такая группа является в глазах ребенка большим авторитетом, чем сами родители, и может влиять на его поведение и отношения с другими. Именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, именно в ней будет пытаться утвердиться.

Почему подростки так стремятся в группы? При всей их индивидуальности и желании утвердить себя подросткам требуется чувствовать рядом плечо, быть кому-то нужными.

Групповое МЫ делает их сильнее, поддерживает их внутренние позиции, но иногда и подталкивает к необдуманным поступкам. Ведь никому из подростков не хочется остаться одному, а группа — это сила, это друзья.

И чтобы подчеркнуть свою принадлежность, причастность к определенной компании, ее члены начинают носить одежду одного вида (стиля), вырабатывают свою систему тайных знаков, включают в свою речь определенные сленговые слова.

Это подчеркивает малую дистанцию между членами группы, их близкие отношения. Самое трудное в отрочестве — чувство ненужности. Оставшись один, подросток начинает комплексовать, испытывать тревогу и растерянность. Такая потребность в группе, чувстве мы выражает страх перед одиночеством.

Группы часто возникают стихийно. И в зависимости от воспитания и уровня развития каждая такая группа формирует свой кодекс чести, которого будут придерживаться все члены группы. И конечно, эти нормы и правила в целом будут списаны с отношений взрослых, но более идеализироваться. Высоко ценятся честность, верность, долг, помощь и поддержка. Не прощаются предательство, нарушение данного слова, измена, жадность, эгоизм.

Контроль за соблюдением кодекса будет осуществляться всеми членами группы, и в максималистских формах. Если с точки зрения других из группы подросток бросил, предал, его могут избить, объявить бойкот или подвергнуть гонениям.

Подростки особенно ценят тех, кто имеет свое мнение и умеет его отстаивать (пусть даже кулаками), а непохожим белым воронам приходится в таких компаниях трудно. Мир четко делится на своих и чужих.

К 11-12 годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ взаимодействия с противоположным полом.

Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на увлечение. Вожатые летних лагерей, наверное, неоднократно отмечали одну особенность подростковой влюбчивости.

Например, в начале смены мальчик влюблен в одну девочку, в середине ревнует другую, а в конце смены обменивается телефонами с третьей. И ведь каждая из привязанностей имеет вполне серьезные намерения, в которые сам мальчик (и девочка) искренне верит. Но на самом деле не все так просто.

Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гормональный фон — все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.

Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

Начинается процесс идентификации со взрослым — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.

Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка — женщиной. Прическа, особенности внешности, манера держаться — все это дает сведение о том, какой я как мужчина (или я как женщина).

Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах сверстников.

А вот ответ на свой вопрос Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины? подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и эстрадных певцов становятся объектом подражания.

И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих переживаний.

В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так необходима поддержка близких взрослых!

Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные, неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.

Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом любви, как раньше, уже не получается.

Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне противоположное влюбленности — типа дергания за косички. Но это и есть форма привлечения к себе внимания.

И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое внимание — игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают, но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.

Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо стеснительность при общении с противоположным полом.

Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.

И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже — группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.

Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это сложно.

Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают выбирать, что называется, своих.

Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной ситуации.

Старшие подростки (14—15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным негативным эмоциям.

Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями дочерей, их поздними возвращениями домой.

В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит, самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать его как личность.

Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.

Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать людей вообще.

Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.

В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений.

Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам.

Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают — это признак принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!

Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит! Что мне делать?

Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют. Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.

Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.

Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А значит, любовь — единственная, серьезная и на всю жизнь!

И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.

И тогда рядом должен быть друг. Лучше всего взрослый — родитель или значимый для ребенка человек. Он сможет поддержать, объяснить, утешить. Если рядом такого человека не окажется, то горе может настолько сильно захлестнуть, что подросток (а ведь, в сущности, он еще ребенок!) не сможет сам справиться с потоком эмоций. И тогда может случиться непоправимое.

Достаточно большое число суицидов в этом возрасте подростки совершают из-за несчастной любви или чувства одиночества. В этом возрасте подростки очень ранимы и при всей своей взрослости испытывают потребность поделиться переживаниями, рассказать о событиях своей жизни именно родителям, в чьей поддержке они по-прежнему нуждаются. Но самим им трудно начать столь близкое общение.

Постарайтесь сохранить доверительные отношения с вашим ребенком, будьте ему другом. Поддержите его в трудную минуту, не осуждая и не читая нотации. Просто будьте рядом и первыми пойдите на контакт.

Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом. Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.

Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не выражают это при всех.

Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.

Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища отголоски этих переживаний во взрослой жизни.

Что нужно помнить об особенностях общения подростка со сверстниками?

  • Общение со сверстниками имеет особое значение в жизни подростка: для него это школа социальных отношений и способ познать себя и других. Помогите ему сориентироваться в мире ценностей.

  • Ребенок имеет право на свою личную жизнь, тайны, выбор друзей. Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии, то есть самоанализу. Поэтому не просите подростка постоянно отчитываться, что он делал, с кем гулял, о чем разговаривал. И помните: он имеет право на уединение, закрывшись в своей комнате.

  • Особую роль в формировании личности подростка играет референтная группа, его компания. Именно через нее можно будет косвенно влиять на подростка. Появившийся сленг и особенности стиля одежды просто являются атрибутами принадлежности к определенной группе. Примите эти изменения внешности своего ребенка, даже если они вам не по душе. Для него это важно — выглядеть не хуже других.

  • Отнеситесь внимательно к кодексу чести. Пусть с вашей точки зрения он не так уж справедлив и очень категоричен. Но именно по этим законам будет жить ваш ребенок. Постарайтесь не ставить подростка в такие условия, когда ему придется его нарушать. Ведь спокойствие ребенка и его самоутверждение в среде сверстников в большой степени зависят от соблюдения этих норм.

  • Подростки очень ранимы, и они по-прежнему нуждаются в вашей поддержке и помощи — просто иногда им не хватает смелости и умения ее попросить. Если вы замечаете, что с вашим ребенком что-то творится, постарайтесь сами первыми разговорить его. Но если он дает понять, что хочет решить проблему сам, не настаивайте на своей помощи. Он учится самостоятельности.

  • Знакомьтесь с его друзьями. Пусть ваш дом будет открыт для друзей вашего ребенка. Если вы будете в курсе интересов подростка, то сможете вовремя прийти ему на помощь, дать совет, поддержать. К тому же, имея возможность общаться с друзьями у себя дома, ребенок вряд ли попадет под влияние улицы.

  • Примите всерьез первые увлечения вашего ребенка. Конечно, они редко вырастают в серьезную привязанность или любовь, но для ребенка это первые и важные переживания, справиться с которыми в одиночку он порой не в состоянии. Не ругайте его и не говорите, что все это ерунда и скоро пройдет. Помогите подростку разобраться в своих чувствах: он нуждается в нашем опыте.
  • Источники:
    Архивный форум центра — Рожана
    kleo_is » 05 окт 2007, 14:55 Николаша » 15 окт 2007, 14:47 Солнечный круг » 19 окт 2007, 09:34 Alenkina mama » 19 окт 2007, 17:16 Вот и пусть
    http://www.rojana.ru/forum/viewtopic.php?f=59&start=0&t=14893
    Общение ребёнка со взрослыми и сверстниками
    Cкачать: Общение ребёнка со взрослыми и сверстниками
    https://infourok.ru/obschenie-rebyonka-so-vzroslimi-i-sverstnikami-1716877.html
    Общение ребенка со сверстниками 3 – 6 (7) лет
    Выполнила: студентка 4-го курса психология в образовании» образования и развития Ивушкина Наталья Юрьевна Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением
    https://studfiles.net/preview/2623743/
    Общение со сверстниками
    Все о подростке: Общение со сверстниками
    http://www.psibib.ru/rodit/podrostok/obsver.php

    COMMENTS