Общение в группе

Взаимодействие и общение в группе

Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1978 г.

Книга приведена с некоторыми сокращениями

Исследование эмоционально-психологических феноменов межличностного общения является, безусловно, важной проблемой и само по себе не может вызывать возражений. Действительно, учет нюансов общения, особенностей межличностной избирательности и предпочтений может оказаться очень важным при изучении феноменов группового развития. Но самые серьезные возражения вызывает стремление современных зарубежных психологов (в первую очередь американских) перенести акцент с социально-психологического на эмоционально-психологическое, т. е. попытка свести общественное бытие к межличностным отношениям, растворить специфику социального и социально-психологического в психологическом.

Подобное смещение акцентов неизбежно приводит к неправомерной психологизации тех явлений, которые имеют явную социальную природу и могут быть объяснены и поняты лишь при исследовании отношений социально обусловленной групповой деятельности. Последние и определяют собой на самом деле все оттенки межличностных отношений. Социальные, классовые, общественные детерминанты поведения, общения и взаимодействия являются первичными, психологические характеристики групповых взаимоотношений — вторичны.

Согласно мнению представителей групповой динамики (М. Аргайл, Р. Бейлс, А. Зандер, Д. Картрайт, А. Харе), характер и особенности межличностного общения индивидов в малых группах определяют и обусловливают собой все важнейшие групповые характеристики. Таким образом, сплоченность группы, уровень интегративной деятельности ее членов, положение индивида в группе, его самооценка, уровень притязаний, устойчивость или конформность, способность группы противостоять силам, направленным на ослабление или разрыв внутригрупповых связей, тип лидерства — все эти важнейшие характеристики якобы зависят прежде всего от характера и особенностей протекания коммуникативных актов между членами группы, или, другими словами, от особенностей взаимодействия индивидов.

«Я ставлю знак равенства между коммуникативным актом и социальным взаимодействием. Более того, поскольку речь идет об обмене информацией в процессе общения, я предпочитаю термин «коммуникация» термину «взаимодействие», — пишет, например, Т. Ньюком.

Все важнейшие феномены, при помощи которых можно описать процессы взаимоотношений личностей с группами, раскрываются в современной зарубежной социальной психологии исходя из анализа социального взаимодействия (social interaction) и коммуникативных актов (communicative acts) — такой подход разработан и предложен М. Аргайлом, Р. Бейлсом, Д. Картрайтом, Т. Ньюкомом, А. Харе, Г. Хомансом.

Решающими критериями для формулирования понятия «малая группа», ее существеннейшими характеристиками указанные авторы считают количество, частоту и продолжительность взаимодействий индивидов в группе. «Частота общения и время приводят к созданию и сплочению групп. Один из объективных критериев группы — частота взаимодействий», — утверждает Р. Бейлс, один из активнейших сторонников интеракционистского подхода. «Качества группы являются результатом ее коммуникативной практики. » — подводит итог цикла своих исследований Т. Ньюком.

Такой взгляд на основные специфические характеристики малых групп восходит еще к работам Г. Зиммеля и Ч. Кули, которые количество, частоту и глубину взаимодействий (контактов «лицом к лицу») считали главными критериями малых групп, рассматривая их как психологическое образование.

И наконец, при возрастании (даже вызванном искусственным путем) взаимодействий между членами группы легче достигается однородность ориентации в направлении определенных объектов, увеличивается сплоченность группы и сходство психологических установок отдельных членов.

Таким образом, вольно или невольно получается так, что сложнейшие проблемы группового развития, источники групповой и индивидуальной активности, формирование установок, норм и ценностных ориентации — все это связывается в первую очередь с уровнем межличностного общения и эмоциональной окраски первичных связей между членами группы.

Рассмотрение малой группы как эмоционально-психологического феномена необычайно суживает и ограничивает возможность анализа межличностных отношений с учетом социальных факторов, оно приводит в конце концов к простой регистрации взаимодействий, так как не принимает во внимание определенной системы норм, ценностных ориентации, установок, которые могут сложиться в группе не на основе нюансов межличностного общения, а на единственно возможной и реально существующей основе — активной деятельности всех членов группы, причем деятельности, имеющей общественную значимость, определенную направленность, характер, цели.

Серьезным просчетом являются поиски групповой активности в первую очередь в количественном анализе актов социального взаимодействия. Единство установок, норм, ценностных ориентации членов, составляющих группу, возникающее в процессе активной деятельности, и является той основой, на которой возможно взаимное общение индивидов, связанных общими задачами и целями. Правильнее считать частоту взаимодействий (коммуникаций) в группе следствием, а не причиной единства установок и ценностных ориентации членов группы, единства, к которому она приходит в результате совместной, имеющей общественно полезную направленность активной деятельности своих членов.

Исследование взаимодействий (коммуникативных актов) как процесса обмена информацией (с точки зрения Т. Ньюкома, пощечина, например, это тоже коммуникативный акт, своеобразный обмен информацией), на основе которого в первую очередь возникает, как считают Р. Бейлс и Т. Ньюком, взаимное понимание и способность личностей идентифицировать себя друг с другом, понимать роли другого, потребовало от психолога хорошо развитой техники измерений.

Зная процентное отношение каждой из перечисленных выше категорий к общей совокупности коммуникативных актов, можно составить себе определенное представление о каждом члене группы, его месте в структуре групповых отношений, утверждает Р. Бейлс. Существуют и другие способы регистрации взаимодействий индивидов в составе малых групп: система Хейнса, Картера, однако наиболее доступной и простой является система, предложенная Р. Бейлсом.

Таким образом, продолжительность взаимодействий, их частота и содержание стали в современной зарубежной психологии исходными понятиями для анализа малых групп и их феноменов.

Рассматривая систему Р. Бейлса, нельзя не заметить ряда уязвимых мест в его построениях. В первую очередь речь идет о мотивационной стороне любой деятельности, в том числе и любых взаимодействий. Система регистрации взаимодействий, предложенная Р. Бейлсом, оставляет в стороне одну из важнейших сторон любого поведенческого акта — она не предполагает учета мотивационных детерминант поведения.

Не зная, чем вызваны те или иные взаимодействия, что скрывается за внешней стороной их проявлений, трудно сколько-нибудь объективно судить об истинном характере взаимоотношений, которые устанавливаются между членами групп в процессе общения, взаимодействия и деятельности. В ряде работ убедительно показано, что различие в мотивах, которыми руководствуются члены группы в процессе взаимодействия, приводит к различным типам коммуникаций. Не зная этих мотивов, трудно, а зачастую и невозможно судить о личности на основе даже самого скрупулезного анализа всех категорий, которые определяют содержание актов взаимодействия.

Дальнейшее развитие техники измерений поставило перед исследователями задачу разработать приемы и средства исследования «внутреннего плана» взаимодействий, как одной из форм межличностных отношений в группе.

Общение в группе

1. Старайтесь, чтобы ваши сообщения/изображения были размещены в соответствующих темах/альбомах.

2.1. Публиковать в темах сообщения, изображения и любые другие файлы, нарушающие морально-этические нормы, непристойности.

2.2. Умышленно размещать провокационные сообщения с целью вызвать конфликты.

2.3 Распространять заведомо ложную, клеветническую информацию.

2.4. Публиковать рекламу в виде ссылок, изображений, сообщений и другом виде.

2.5. Публиковать сообщения, не имеющие никакого отношения к игре, такие как просьбы проголосовать, помочь, вступить в группу и другие.

2.6. Оскорблять, использовать бранные выражения по отношению к игрокам или администрации. Крайне НЕ рекомендуется использовать символы и слова «заменители» мата, а именно: скрытые символы, звездочки, переставленные местами буквы, графические изображения с нецензурными словами. Степень допустимости грубых выражений и «заменителей» мата определяется модератором в каждом конкретном случае особо, исходя из контекста и здравого смысла.

2.7. Оставлять сообщения, написанные ЗАГЛАВНЫМИ буквами или применять к ним другое редактирование, которое выделяет сообщение на фоне других.

Общение в группе

Важный аспект в жизнедеятельности коллектива, знания которого имеет важное практическое значение для каждого, кто работает с людьми, являются отношения между людьми в группе

Эти отношения неизбежно возникают между членами коллектива во время общения и взаимодействия в процессе реализации задач, на выполнение которых направляются их усилия

Цель деятельности, ее мотивы, организация действий сотрудников определяют характер отношений, складывающихся в группе

Отношения между людьми имеют сложную структуру. В этой структуре действуют не только объективные факторы (характер цели, условия для ее достижения, особенности руководства, отношения между членами группы, с сложились), но и субъективные (уровень сознания и самосознания членов коллектива, уровень их притязаний, индивидуально-психологические особенности, способности и др. ^ иі)

Главный метод исследования взаимоотношений в коллективе — наблюдение. Оно позволяет всесторонне выяснить содержательность жизни в группе, ее структуру, уровень развития, статус отдельных членов. Плодотворными для вы ивчення коллективов также различные формы анкетирования, опросы, интервью, результаты которых дают представление о ценности группы, видение ее членами различных аспектов жизни определенной общноститі.

Эффективным инструментом оперативного изучения межличностных отношений является предложенный американским психологом и микросоциологом. Дж. Морено метод социометрии. Засадовим для него принцип синтонности и — эмоциональных влечений и симпатий, которые проявляются в отношениях между членами группы и определяют их характеер.

Процедура социометрического исследования заключается в том, что каждому члену группы предлагается ответить на вопрос»С кем бы ты хотел?»

Критерии выбора могут быть сильными и ориентированными на существенные психологические качества личности — ее нравственные принципы, силу характера, волевые и интеллектуальные способности, например:

«С кем бы ты пошел в разведку?»

«К кому бы ты обратился за помощью для разрешения конфликтной ситуации?»

Критерии могут быть слабыми, когда это касается выбора партнера для развлечений, отдыха или для обеспечения психологического комфорта. Таковыми могут быть вопрос:»С кем бы ты хотел проводить свое д досуг?»,»С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»При этом предоставляется возможность выявить степень желательности партнера, которого выбирают, предлагается последовательный тройной выбор по принципу:»очень ба. Жанны»,»желанный»,»менее желателенquot;, «бажаний», «менш бажаний».

Полученные результаты — выборы — записываются в социометрической матрицы и анализируются путем подсчета количества выборов отношении каждого члена группы

Информация может быть математически проработана и выраженная графику-Социограмма. Популярность членов группы, их статус имеет такой характер выражение:»звезды»- те, кого выбирают чаще, уступают им»желательные», имеющие по три-четыре выбор по три-чотири вибори.

Менее популярных называют»мало желательные»- один-два выбора, вне поля выбора остаются»изолированные», с которыми никто не желает сотрудничать. Представители последней подгруппы составляют контингент повышенной щеного социально-психологического риска и требуют особого к себе внимания и пониманиябе уваги та розуміння.

Однако результаты социометрии не является исчерпывающе информативными и не всегда раскрывают истинные мотивы, которыми руководствуются члены группы, выбирая одних партнеров и игнорируя других

Совместная деятельность — один из основных видов человеческого общения

Она невозможна без наличия контактов между подчиненными, без обмена информацией с целью успешного решения задач. Поэтому совместная деятельность — важнейший фактор организации жизни и социализации лиц бистостиі.

Конкретными формами совместной деятельности могут быть: в дошкольном возрасте — игра, в школьном — учение, у взрослых — труд. Но это не значит, что каждому возрасту присущ определенный, а не какой-то другой стиль с общения во время совместной деятельности рациональные процессы общения, а значит и развитие личности, возможны при условии гармоничного сочетания всех трех видов совместной деятельности, которые привлекают к активности все виды общения, и обогащает личностьть.

В совместной деятельности как виде общения людей возможно информационное общение, предусматривающий передачу и обмен информацией не только как аспекта деятельности, но и вне ее. Такое общение предполагает н наличие отправителя (коммуникатора) и получателя (реципиента) информацииї.

В акте общения надо четко различать такие его элементы: а) задачи общения, б) его содержание в) средства общения г) социально-психологический продукт общения. Если хотя бы одного элемента этой целостности не хватает, общения превращается в бессодержательную разговорову.

Настоящее информационное общение всегда выполняет следующие основные функции:

1) информационную, главное свойство которой — оригинальность сообщения;

2) командную — в форме устного приказа действовать так или иначе, распоряжение, в котором формулируется содержание задачи или указывается способ ее решения;

3) интегративную, что обеспечивает целостность организации того или иного процесса;

4) убеждения, что позволяет реципиенту рассеять сомнения, окончательно убедиться в правильности предполагаемого действия, приобрести крепкого убеждения в успехе

Общение в коллективной действия может принимать различные формы. К ним относят: оповещение, предложение, просьба, требование, приказ и установку. Все это может осуществляться как в устной, словесной, так и в знаковой форме передачи информации — с помощью жестов, мимики, условных движений и других кодов для передачи информации с целью использования при выполнении делви.

Обмен информацией в ходе общения иллюстрирует разное отношение реципиента к сообщению, которое он получает

В положительном смысле — это проявление сочувствия, согласия, солидарности, доверия, симпатии, дружбы, помощи, когда реципиент воспринимает полученную информацию как руководящую или интегративную и включает ее в регуляцию свои их ди.

В негативном смысле возникает безразличие, несогласие, враждебность, антипатия, противодействие желанию других, что и приводит к возникновению конфликтных ситуаций в коллективе, который может распасться на несколько групп

Модель группы. Это эмоционально-психологическое образование. Но она не является объектом социометрических исследований, потому что не способствует надлежащему осуществлению анализа взаимоотношений людей на основе общественных норм, ценностных них ориентаций, оценитеок.

Значение правильно найденного ключа к пониманию коллектива трудно переоценить, поскольку это дает возможность целенаправленно направлять и точно регулировать такие психологические феномены, как взаимоотношения и взаимодействие я членов коллектива, сплоченность, психологический климат и совместимость, самочувствие и самошанування личности, ее перспективы, связанные с коллективами.

Эти феномены делают коллектив звеном, которое связывает личность и общество

Психология накопила опыт понимания и формирование коллектива, его лучших образцов. Этот опыт следует из идей и закономерностей, выявленных. А. С. Макаренко, который рассматривал коллектив как группу людей, в объединенных признанной обществом целью деятельности, где отношения строятся на взаимопонимании и взаимной поддержкемці.

Предложенная. А. В. Петровским стратомстрична концепция внутригрупповой активности дает возможность иначе рассматривать ее проблематику в историческом контексте. В основе такого взгляда — представление о том,, что психические свойства личности имеют опосредованный характер. Функцию опосредствования выполняют знаки, с помощью которых человек овладевает свое поведение, свои действия, социально их детерминирует. Вик ористання знаков и знаковых систем корне перестраивает и активизирует деятельность человекюдини.

Психические функции человека состоят сначала в социальном плане, в процессе взаимодействия между людьми, а после этого они переносятся во внутренний план

Отсюда и вытекает значение первичных групп, в которые сначала включается каждый человек с детства. Высшие психические функции выражаются в этих группах как отношения между детьми, а потом, когда дети их овладеют, приобретают форму качеств личности, которые становятся частью системы регуляции поведения и деятельностиі.

Отношения между подчиненными в коллективе влияют на формирование личностных качеств. Овладение знаков и знаковых систем позволяет подчиненным применять социальный опыт и знания, приобщаться к культ ных достижений человечества. Сложившиеся во время общения и группового действия психические функции становятся внутренней детерминанты активности личноститі.

Становление личности осуществляется в одном направлении — от коллектива к личности противном процесс в другом направлении — от личности к коллективу. При этом каждая личность вносить во что-то свое, влияет на других, на ход межличностных отношений и характер групповой диії.

Такой взгляд на проявление детерминант активности личности позволяет руководителю осуществлять анализ зависимости характера их обнаружения от уровня развития группы или коллектива и в связи с ценностями особо ного значение такой подход приобретает, когда создаются коллективы из лиц различных специальностей, которым нужен не только профессиональный развитие, но и воспитание лучших качеств личности и культури.

Что же принципиально отличает коллектив от менее развитых групп людей?

В коллективе определяющими принципами является взаимодействие, взаимоотношения, опосредованные целью, задачами и ценностями совместной деятельности, что составляет ее содержании

К важнейших свойств совместной деятельности коллектива относятся достижения в коллективе преимущества самоопределению человека и заметное уменьшение (по сравнению с группой, ассоциацией и диффузной группой). Конфи ормних реакций в важных для коллектива ситуация.

Поэтому, привлекая человека в систему общественных отношений, коллектив формирует его как личность

Особенность коллектива в том, что он создается руководителем, в нем активно возникают межличностные отношения, присущие демократическому обществу. Коллектив можно рассматривать как особое социал ное среду, формирует и развивает духовные и профессиональные способности подрастающего поколения. Правильное построение и организация взаимодействия между подчиненными в коллективе является одной из задач воспитанияня.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Правила поведения в группе Ватсап

Как и в любом сообществе, в группе Ватсап существуют свои правила поведения. Они регулируют нормы морали, устанавливают цензуру и решают спорные ситуации.

Чтобы общение приносило только положительные эмоции, каждый участник должен придерживаться следующих ориентиров:

  1. Нельзя любым способом мешать коммуникации других пользователей Вацап;
  2. Необходимо придерживаться общепринятых норм общения, не использовать мат в сообщениях;
  3. Нельзя хамить, оскорблять или разжигать конфликты;
  4. Запрещена пропаганда алкоголизма, насилия, наркомании, азартных игр;
  5. Не приветствуется какая-либо политическая пропаганда;
  6. Возбраняется обсуждение администрации, ее действий и правил;
  7. Запрещено публичное отрицание или игнорирование требований модераторов;
  8. Нельзя разглашать личные данные других собеседников без их согласия;
  9. Возбраняется спам и флуд Whatsapp, не соответствующий тематике чата;
  10. Нельзя публиковать нецензурные материалы;
  11. Жестко карается обман других участников чата;
  12. Нельзя печатать с включенным CAPS LOCK.

За несоблюдение правил общения в группе Whatsapp, модератор может вынести предупреждение. Если участник получает несколько предупреждений, то администратор вносит в бан неблагонадежного пользователя. В особых случаях удаление может последовать без предупреждения. Все это вполне логичные и оправданные правила, которые воспитанный человек и так всегда соблюдает в жизни. Но, если все же анархия — твоя кармическая мать, то сейчас уже начали создавать чаты без тормозов. Добавляйся к ним и чувствуй себя как рыба в воде.

Источники:
Взаимодействие и общение в группе
Учебное пособие по социальной психологии коллектива
http://www.detskiysad.ru/ped/kollektiv22.html
Общение в группе
1. Старайтесь, чтобы ваши сообщения/изображения были размещены в соответствующих темах/альбомах. 2.1. Публиковать в темах сообщения, изображения и любые другие файлы, нарушающие
https://m.ok.ru/group5diff/topic/66464825704544
Общение в группе
Важный аспект в жизнедеятельности коллектива, знания которого имеет важное практическое значение для каждого, кто работает с людьми, являются отношения между людьми в группе Эти отношения
https://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/vidnosini_mizh_osobistostyami_grupi.htm
Правила поведения в группе Ватсап
Полезно ознакомиться с правилами поведения в группе Ватсап, прежде, чем вступать в нее. Тогда общение в группе Whatsapp будет проходить без сюрпризов
http://w-hatsapp.ru/pravila-povedeniya-v-gruppe.html

COMMENTS