Официальное общение

5 класс Урок №8 Официальное и неофициальное общение

5 класс Урок №8 Официальное и неофициальное общение

Все учащиеся смогут: понять, чем официальное общение отличается от неофициального

Большинство учащихся смогут: написать короткое официальное и неофициальное письмо по образцу

Некоторые учащиеся смогут: самостоятельно различать официальное общение от неофициального и писать письмо самостоятельно, в котором выразят свои идеи по развитию государственного язык

«5 класс Урок №8 Официальное и неофициальное общение»

Тема раздела, подраздела

5.1 Культура: язык и общение

1.7 Официальное и неофициальное общение.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5.СГ2: определять тему и основную мысль. опираясь на вопросы

5.Ч1: понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему;

5.П4: создавать тексты повествования и описания в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление , дневник, стихотворение. сказка) с учетом целевой аудитории.

Все учащиеся смогут: понять, чем официальное общение отличается от неофициального

Большинство учащихся смогут: написать короткое официальное и неофициальное письмо по образцу

Некоторые учащиеся смогут: самостоятельно различать официальное общение от неофициального и писать письмо самостоятельно, в котором выразят свои идеи по развитию государственного язык

Ключевые слова и фразы: официальное, неофициальное общение, письмо, сообщение, интернет-сообщество, форум.

Письменные подсказки: лингвистическая копилка «эмотиконы», таблица «особенности склонения существительных», кластер «Общение»

Данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках: учащиеся имеют представление о сплошных и несплошных текстах, сетевом этикете.

Планируемое время и этапы

Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

Постановка целей. Стратегия «Прогнозирование»

В чем разница между этими ситуациями общения?

О чем мы будем говорить на уроке?

П: Работа с иллюстрациями

Учащиеся должны ответить на вопросы. Определить и сформулировать тему урока.

Слайд с иллюстрациями

Работа с текстами

Чтение 1 части текста. Выполнение тестовых заданий. Метод «Инсерт».

Чтение 2 части текста. Метод «Вырази свое чувство»

Назовите чувства, которые выражают данные сообщения на форуме при помощи смайликов.

Сравнение двух текстов. Стратегия «Диаграмма Венна»

Сравните, чем первая часть теста (письмо школьников) отличается от второй части (обсуждение на форуме). Какую из них вы бы отнесли к официальному общению, а какую – неофициальному? Почему?

Сверьте свои наработки с таблицей учебника, стр. 23. Дополните свои записи.

Написать два коротких письма в официальной и неофициальной форме

Это должно способствовать..

Сообщение для форума в интернете

Для более точной передачи эмоций в сообщении учащиеся могут использовать эмотиконы.

П: Учащиеся отвечают на тестовые вопросы к тексту, проводят взаимопроверку по ключу (1А; 2В; 3 А).

ФО: «Светофор» (зеленый – 3 б., желтый – 2 б., красный – 1 б.)

Учащиеся будут записывать примеры из текста с использованием эмотиконов и в парах объяснять друг другу причины применения тех или иных символов.

Г: Учащиеся будут сравнивать официальное письмо и сообщения на форуме, заполняя диаграмму теми признаками официального и неофициального общения, которые они выделили в тексте.

Спикеры по кругу обходят одну группу за другой и рассказывают о тех особенностях, которые они выделили в тексте. При этом учащиеся могут дополнять или редактировать представленные им работы. Возвратившись в группу, спикер сможет представить своей команде те дополнения, которые им внесли, учащиеся могут согласиться с ними или оспорить.

Д: учащиеся С,В могут воспользоваться шаблоном учебника, а учащимся А – самостоятельно написать тексты.

Критерии к работе:

раскрытие в тексте идеи о сохранении и развитии государственного языка,

написание текста в определенной форме (официальной и неофициальной),

соблюдение последовательности изложения,

использования конструкций из текста для чтения и признаков официального и неофициального общения,

грамотность в согласовании существительных с другими частями речи.

Официальное общение

Представьте, что вы беседуете «в кулуарах» с бывшим одноклассником, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, которым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут — перед вами уже Роман Сергеевич, руководитель совещания, лидер, директор. Стиль взаимодействия сразу меняется. Эта простая иллюстрация показывает, что с точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).

Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.

Частное общение — это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий, на так называемых «корпоративах» — словом, тогда, когда оно характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собеседников.

В большой аудитории часто действует эффект эмоционального заражения, когда эмоции слушателей вызываются эмоциями тех людей, которые находятся рядом (в одной «толпе»). Это особо значимо для митинговой речи.

Страница 3 ); Русский язык и культура речи

Официальное – неофициальное общение

Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.

Официальное общение происходит в сфере производственно-деловых отношений, т.е. там, где в

озможно исполнение человеком той или иной должности (начальника, подчиненного, коллеги, представителя власти и т.д.). Неофициальное, т.е. частное, общение, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

Свободное – стереотипное общение

Стереотипный вид общения используется, прежде всего, тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, т.е. о типовом поведении в типовых ситуациях. Обычно в таких случаях в качестве руководства к словесному и несловесному действию выступают рекомендации речевого этикета. Он включает определенные правила поведения и готовые словесные выражения (формы приветствия, извинения, просьбы, соболезнования, поздравления и т.д.), а также ответные речевые клише для речевого поведения, соответствующего каждой типовой ситуации.

4. Как добиться оптимального общения

Речь представляет собой одновременно форму индивидуального поведения и форму общечеловеческой культуры. Кроме того, умение общаться зависит и от того, насколько человек умеет преодолевать барьеры общения. Барьеры общения можно разделить на: внутренние и внешние.

Внутренние барьеры, которые могут возникнуть у одного из участников общения или у нескольких, — это чувства, мысли или состояния, при которых общение затрудняется. Барьером такого рода может быть усталость или плохое самочувствие, страх общения вообще или с данным партнером. Но бывают внутренние барьеры этического характера, когда «примитивные межличностные реакции» препятствуют полноценному общению. Это, прежде всего амбиции, сомодовольство, зависть, злорадство, агрессия, безразличие.

Барьеры общения внешнего плана носят, скорее, коммуникативный характер. Это могут быть препятствия, связанные с отсутствием самого контакта (зрительного или звукового), отсутствием внимания и т.д. барьеры могут быть вызваны и характером общения: его однообразием, монотонностью, отсутствием нового, бессодержательностью или невозможностью удовлетворять в плане содержания из-за некомпетентности, лжи, отсутствия необходимых знаний как у говорящего, так и у слушающего.

Взаимодействие на разных уровнях может существенно отличаться как по целям, так и по характеру. Существуют три уровня общения (по В.П.Третьяковой и Ю.С.Крижанской):

1. Ритуальный – это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект-объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей» или на уровне взаимодействия «масок».

2. Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъект-объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели.

3. Дружеский. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большой долей фактического общения, поскольку главное в таком общении – понимание и принятие человека как личности.

Оптимальное общение – это такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого.

Как добиться оптимального общения?

1. Повышать свою собственную культуру, стремиться к тому, чтобыбыть высококультурным человеком. А это значит – сочетать в себе внешнюю и внутреннюю культуру. Культурный человек – это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.

2. Учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника; постоянно воссоздавать его внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.

Для этого человечество выработало нормы общения и нормы речи, которые и помогают сделать общение оптимальным.

· Этические нормы – нормы, относящиеся к мотивам речи, к области культуры общения, — это доброжелательность, приятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Это нормы можно условно отнести к нормам стратегического уровня – взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.

· Коммуникативные нормы – нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование общения – к тактике.

· Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.

ТЕКСТ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ

1. Что такое речевая деятельность?

Речевая деятельность – это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения.

В процессе восприятия текста человек формирует мысль, выраженную автором, условно говоря, создает новый текст, свидетельствующий о том, как, в какой степени адекватно было воспринято исходное сообщение.

Другими словами, речевая деятельность – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (текст) в процессе речевой коммуникации.

Речевая деятельность осуществляется поэтапно.

1. Побудительно-мотивационный этап предполагает возникновение мотива речевой деятельности. В процессе деятельности возникает ситуация, которая побуждает человека свою точку зрения, возразить по поводу сказанного.

2. Ориентировочный этап является одним из важнейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания. На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор характера речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания.

3. Исполнительный этап. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками – говорение, или кодирование письменными знаками – письмо. Другими словами, мы произносим или записываем обдуманное высказывание.

4. На этапе контроля необходимо проанализировать достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности.

2. Механизмы речи.

Для того чтобы создать текст или понять его в процессе чтения (слушания), человек должен обладать целым рядом способностей, без которых он не сможет определить тему высказывания, его основную мысль и тем более сформулировать ее при создании собственного текста.

Источники:
5 класс Урок №8 Официальное и неофициальное общение
Языковая цель.Все учащиеся смогут: понять, чем официальное общение отличается от неофициальногоБольшинство  учащихся смогут: написать короткое официальное и неофициальное письмо по образцуНекоторые  учащиеся смогут: самостоятельно различать официальное общение от неофициального и писать пи
https://multiurok.ru/files/5-klass-urok-8-ofitsial-noie-i-nieofitsial-noie-ob.html
Официальное общение
Представьте, что вы беседуете «в кулуарах» с бывшим одноклассником, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, которым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут — перед
http://studbooks.net/1500302/menedzhment/obschenie_ofitsialnoe_neofitsialnoe
Страница 3 ); Русский язык и культура речи
Официальное – неофициальное общение Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение
http://www.refsru.com/referat-10935-3.html

COMMENTS