Опосредованное общение

Опосредованное общение

Чаще всего люди общаются друг с другом напрямую. При этом они используют язык и речь или жесты и мимику, а в последнее время компьютерные технологии. Однако люди для передачи мыслей, представлений, переживаний могут использовать письма, рисунки, книги или какие-то другие предметы. При этом не имеют значения расстояние или время. Такое общение называют косвенным или опосредованным. Известно, что Петр Ильич Чайковский общался много лет с одной из поклонниц своего таланта, с которой был лично знаком, с помощью писем. Мы читаем книги, иногда написанные несколько веков назад и представляем себе мир, который окружал автора, чувствуем его жизни, радуемся вместе с ним или сочувствуем ему, хотя ни слова между нами напрямую не было сказано.

Одной из важнейших форм опосредованного делового общения является переписка. Почти все то, что является предметом устного общения с другим человеком, можно изложить на бумаге. Однако при этом следует помнить, что в устной форме неудачно высказанное слово может быть не очень заметным, а в письменной — оно может акцентировать на себе внимание и вызвать обиду.

Люди с давних времен использовали как косвенное средство общения рисунки. С древности до нас дошли, например, пиктограммы, с помощью которых передавали информацию наши предки. Мы с удивлением рассматриваем рисунки, высеченные в пещерах или на скалах, и благодаря им понимаем, как жили люди, что их беспокоило. Художник передает свое состояние и отношение к чему-либо, рисуя образы, а другой человек, разглядывая, понимает его. Известный датский художник Херлуф Видструп вообще считал, что «рисунком можно выразить мнение острее, чем словом». Ему удавалось с помощью 8-12 рисунков передать целую историю из жизни человека, на рассказ которой было бы потрачено много времени. К тому же речь рисунка не имеет национальности и поэтому всем понятна. Вообще специалисты отмечают, что искусство тесно связано с общением между людьми.

Люди могут общаться, находясь на расстоянии и используя какие-то предметы. Такие предметы является аллегорическим сообщению другим людям о себе. Известно, что в древние времена, например, информация передавалась от одного человека к другому на определенные расстояния с помощью узелков, палочек и других символических вещей. В наше время моряки, например, используют семафорные флажки, автоинспекция — жезл.Очень красноречивыми могут быть очки, духи, украшения, одежда человека, то, как она держит сигарету. Статус человека подчеркивают ручка, которой она пишет, органайзер, часы, кейс, мобильный телефон и т.д.. Эти символы психологи чаще всего относят к невербального общения. Однако их язык отличается от языка человеческого тела, и, пожалуй, их можно рассматривать как самостоятельное средство общения.

Используются различные символы для общения и в деловых кругах. Подчиненные, например, хорошо знают, что значит, когда их начальник накладывает одинаковую по содержанию резолюцию «Рассмотреть» на деловых бумагах разными карандашами: то синим, то красным. Для них это сигнал: синий цвет — надо дать положительный ответ, красный — отрицательный. Или такой пример: две стороны заключают договор на продажу какого-либо товара или на сотрудничество. Сначала проект договора кладут в центре стола между клиентом и менеджером — это значит, что обе стороны спокойно относятся к будущему проекту. Если клиент придвигает проект к себе, то этим он бессознательно подает сигнал, что готов рассмотреть какой-то вопрос подробнее. Если он внезапно отодвигает проект на территорию менеджера и при этом ничего не говорит, то этим показывает свое несогласие.

В кабинете любого начальника есть стол. Чем выше статус хозяина кабинета, тем больше стол. Посетителю место предлагается напротив хозяина и немного сбоку (кстати, часто для клиентов ставят не очень удобное кресло). Этим подчеркивается, что посетитель — проситель. Хозяину кабинета в такой позиции легче сказать «нет». Когда он хочет сказать «да», то бессознательно встанет из-за стола и подошел поближе к посетителю. Когда хозяин хочет подчеркнуть равенство статуса с посетителем, то он вместе с ним садится к другому, часто журнального, столика.

Об отношении участников к переговорам, например, свидетельствует то, как они размещаются за столом:

• если они садятся за одним боком стола — это свидетельство делового взаимодействия. Это удачная стратегическая позиция для обсуждения и выработки совместных решений;

• если они садятся рядом, но за разными гранями стола, то это свидетельствует, что у них есть различия, но незначительные. Угол стола служит частичным барьером;

• если они садятся напротив друг друга, то занимают конкурирующим-защитные позиции. Каждая сторона в таком случае придерживается своей позиции. Такую же позицию занимают люди с разным статусом (начальник и подчиненный);

• если участники занимают места за столом не только напротив друг друга, но и по диагонали, то это свидетельствует, что они договариваться и взаимодействовать не собираются.

Квадратный стол способствует созданию отношений соперничества и формированию желания дискутировать, круглый — создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и поэтому его лучше использовать, когда нужно достичь согласия. Если совещание проводится за столом, имеет округлую форму, то этим вроде снимаются статусные различия, и присутствующим легче вести свободный обмен мнениями. Недаром есть даже форма общения, которая называется «беседа за круглым столом». Но и здесь, тем, кто сидит рядом с ведущим обсуждения, предоставляется больше уважения и власти, чем другим присутствующим. При этом тот, кто сидит справа, имеет больше власти, чем тот, кто сидит слева от ведущего обсуждения.

Для того чтобы успешную профессиональную деятельность, менеджеру необходимо научиться читать различные сигналы, поступающие от другого человека, — в вербальной или невербальной форме, в виртуальном пространстве или с помощью каких-то предметов. Понимая природу таких сигналов, можно узнать клиента, партнера, сотрудника или о любом другом человеке, которую видим впервые, еще до того, как она начнет разговаривать.

В «Письмах к сыну» лорд Честерфилд писал: «Умение читать приобретается считыванием книг, но гораздо более необходимо умение — познание мира — можно приобрести, только научившись читать человека». Первое считывания человека, как правило, происходит на бессознательном уровне, благодаря этому формируется наша установка на этого человека, а ее изменить потом трудно. Поэтому менеджеру, который хочет действовать успешно, готовясь к первой встрече, следует до мелочей продумывать и свой внешний вид, и первые фразы и жесты и мимику, и размещение в пространстве. На ход общения могут положительно или отрицательно повлиять и цветы на столе, и цвет и размер шрифта визитки, и юбочка секретарши и многое другое. Ко всему этому менеджеру не следует относиться как к мелочам.

ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ» в других словарях:

ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности; необходимое условие формирования и развития личности, а также овладения языком. Принято выделять … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Общение межэтническое — интерсубъектное взаимодействие личностей как носителей самосознания и культуры опр. этнич. общностей, осуществляющееся в процессах коммуникации (обмена информацией), интеракции (обмена действиями) и социальной перцепции (восприятия и понимания… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение приватное — специфический вид неформального О., к рый отличается своим содержанием, мерой включенности в личные отношения, способами и средствами психол. воздействия, степенью доверия общающихся друг другу, задействованностью механизма саморефлексии.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение: виды — Существуют разные виды и разновидности О. и их классификации. Обычно рассматриваются такие виды О., как прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное), активное и пассивное, кратковременное и устойчивое, заинтересованное и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение как предмет междисциплинарного изучения — Феноменология, закономерности и механизмы познания человеком действительности, отношение к ней и поведение в интегрированном виде прослежены российскими психологами в осн. в общей психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс … Педагогическое речеведение

Общение : структура и модель процесса — Феномен О. сложное системное и многоуровневое явление, к рое имеет содержательный и динамический аспект. В содержательном плане выделяются когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие, в динамическом параметры времени (длительность… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов — Термин «крупномасштабный критический инцидент» (ККИ) обобщает психотравмирующий характер оказываемых на людей ситуациями бедствий и катастроф. ККИ является причиной нарушения нормативного коридора жизненного пути человека и его окружающих. Эти… … Психология общения. Энциклопедический словарь

дистантное общение — Опосредованное общение с помощью телефона, сети Интернет … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Профессиональное общение: виды — Эффективность решения профессиональных задач в ходе профессионального взаимодействия во многом обеспечивается релевантностью О. субъектов деятельности. Релевантным (англ. relevant существенный, уместный, относящийся к делу) называют О., в к ром… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Опосредовать — это

Опосредовать — это. Определение, использование, примеры

Над нами всегда властвует опосредованное и непосредственное. Мы существуем между нашим сознанием, мышлением, восприятием и общением с окружающим миром.

Слово «опосредовать» — это глагол, который обозначает выполнение действия не напрямую, а через посредника, получение результата переносом функции с одного объекта на другой. Им может выступать все что угодно: предмет, действие, знание, человек и т. д. Объект получает результат, не совершая прямолинейного действия для этого — опосредованно.

Противоположное по смыслу понятие — непосредственно. То есть можно узнать, который сейчас час (непосредственно), посмотрев на часы или (опосредованно) спросив у кого-нибудь.

Мы получаем информацию об окружающей среде посредством кожи (температура, влажность, характеристики материала и т. п.), глаз (свет, цвет, движение и т. д.), ушей (громкость, вибрации и т. п.). Но само это восприятие считается непосредственным, потому что дает нам ответы напрямую. Подставил руку под струю воды и определил, мокро и холодно, вытер полотенцем — тепло и сухо, а само полотенце мягкое и пушистое. Силы нашего зрения недостаточно, чтобы разглядеть далекие звезды и планеты — мы берем в посредники телескоп и изучаем их уже опосредованно.

Оно базируется как раз на восприятии, которое мы получаем, используя органы чувств и рецепторы.

Узнать о температуре воды можно, потрогав ее (непосредственно) или опустив в нее градусник (опосредованно). И нам совсем не нужны точные знания физических законов, повинуясь которым столбик ртути поднимается или опускается. Достаточно общих представлений о данном явлении.

Так люди узнают о составе далеких звезд и планет, не используя их вещества для непосредственных лабораторных опытов. О высоте различных предметов, не поднимаясь на них. Мы получаем эти данные благодаря знанию необходимых закономерностей, явлений, фактов. Наше мышление позволяет опосредовать это знание для другого объекта. То есть посредством теории движения планет мы можем узнать массу Урана, не взвешивая его.

Жизнь часто ставит перед нами такие задачи, которые невозможно решить напрямую, непосредственно. Умея находить ответ (совершать определенный алгоритм действий) в аналогичных, но более простых ситуациях, мы можем опосредовать это знание для ситуаций, неподвластных нам напрямую (как с планетами).

Когда какой-либо закон, проверенный и достоверно доказанный на элементарных объектах, мы применяем для объектов сложных, абстрактных и получаем новое знание, новые результаты, работает наше опосредованное мышление.

Мы применяем его, когда:

  • работа с объектом напрямую невозможна из-за неразвитости или отсутствия у нас необходимых рефлексов, органов чувств и т. п. (ультразвук, радиация);
  • непосредственное познание возможно, но не в реальном времени (история, археология);
  • опосредованное познание, изучение объектов является более рациональным (измерение массы, объема, высоты крупных предметов).

Это очень распространенное современное понятие. Непосредственное общение предполагает диалог «глаза в глаза», когда говорящий сразу видит, ощущает реакцию на сказанное. Беседа за столиком в кафе — это непосредственное общение.

Все, что встает между собеседниками, делает общение опосредованным. Немые передают друг другу информацию посредством жестов. Большинство современных людей общаются посредством телефона, электронных писем, видеозвонков и т. д.

В данном контексте опосредовать — это передать некоторые сведения с помощью какого-то средства связи (рации, письма, жестов).

Непосредственное общение является основным, в нем важны мимика, жесты, взаимное расположение партнеров, касания — все это помогает донести до собеседника сведения, не высказывая их (настроение, интерес, раздражение).

У опосредованного общения таких возможностей мало, все нужно проговаривать.

Источники:
Опосредованное общение
Психология коммуникации
http://psy-top.ru/2012-11-26-16-57-17/31-2012-11-26-16-55-46.html
ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 . Смотреть что такое «ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ» в
https://methodological_terms.academic.ru/1193/%d0%9e%d0%9f%d0%9e%d0%a1%d0%a0%d0%95%d0%94%d0%9e%d0%92%d0%90%d0%9d%d0%9d%d0%9e%d0%95_%d0%9e%d0%91%d0%a9%d0%95%d0%9d%d0%98%d0%95
Опосредовать — это
Над нами всегда властвует опосредованное и непосредственное. Мы существуем между нашим сознанием, мышлением, восприятием и общением с окружающим миром…
http://fb.ru/article/148181/oposredovat—eto-opredelenie-ispolzovanie-primeryi

COMMENTS