Партнеры по общению в социальной психологии называются

Классификация общения (виды и типы)

Самой общей классификациейявляется выделение непосредственного и опосредованного общения.

· Непосредственное – это общение прямое, без посредников.

· Опосредованное общение– если оно обусловлено внешними факторами – преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Человек живет в обществе, и выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, судья), семейные (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат) и т.д.

Общение, обусловленное социальными функциями, регламентировано как по содержанию, так и по форме. Такое общение называют формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, т.к. в этом нет необходимости. Вместо знаний о личности собеседника в этом случае оперируют знанием его социальной роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предполагает, что в ответ на требования контролера он предъявляет ему билет, а в случае его отсутствия – оплатит штраф.

Совершенно разные люди в сходных условиях будут действовать одинаково. Это вырабатываемые обществом и принятые личностью нормы общения. В то же время это не застывшие формы: они совершенствуются, формируются самим человеком. Каждый из партнеров в таком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Когда эти ожидания не оправдываются или понимание личностью своей социальной роли расходится с пониманием ее другими людьми, возникает конфликт. Однако и формальное общение не свободно от личностных отношений.

В беседе с пациентом один врач может быть сухим или даже суровым, другой, наоборот, дружелюбным и приветливым.

Но в таком общении личностные характеристики имеют как бы второстепенное значение, отдвигаются на задний план.

Неформальное общение более наполнено личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформального общения – дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от множества факторов. Такие черты личности, например, как направленность на общение, доверие, не замкнутость и т.д., способствуют установлению личностных, т.е. неформальных отношений между партнерами. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контакта, умения увидеть и понять другого человека и др. Поэтому овладение коммуникативными умениями – эффективное средство к достижению неформального общения.

Для понимания природы общения необходимо рассмотреть, как соотносятся понятия общение и отношения.

Общественные отношения – устойчивые связи индивидов как членов, объективно существующих социальных групп воспроизводятся, изменяются и порождаются в общении и только через общение, люди вступают в те или иные отношения. В свою очередь общественные отношения определяют как содержание, так и внешние формы общения.

Так, например, экономическая зависимость женщины от мужчины в классовом обществе определяет характер личных взаимоотношений в семье: муж видит в своей жене свою собственность, служанку, рабыню. Социальная обусловленность внешних форм общения наиболее отчетливо видна в кастовых обществах Индии, Египта. Здесь изобретаются специальные языки знаков, приветствий для каждой касты. По этим внешним признакам можно без ошибки определить кастовую принадлежность человека.

Таким образом, общественные отношения пронизывают все отношения, существующие между людьми. В общении общественные отношения конкретизируются, приобретают личностную форму.

В зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают следующие его виды:

· Социально-ориентированное общение – общественные отношения здесь выражены наиболее ярко. Это лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.

Лектор, докладчик выступает как представитель общества и решает социальную задачу. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет убеждения, социальные установки и т.п.

Т.е. такое общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие.

· Групповое предметно-ориентированное общение – здесь более четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью.

Это общение, например, в процессе труда, обучения.

Цель такого общения – решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда – производственных задач, в сфере обучения – познавательных. Но непосредственная задача предметно-ориентированного общения тоже социальная – организация коллективного взаимодействия.

· Личностно-ориентированное общение – это общение одного человека с другим. Оно может быть в двух вариантах:

1. деловое общение, т.е. направленное на совместную деятельность, по сути совпадающее с предметно-ориентированным;

2. второй вариант – общение типа «выяснения отношений».

Общественные отношения здесь как бы отдвигаются на задний план. Субъективно для человека в центре стоят личностные отношения. И он порой не догадывается, что за ними скрыты общественные отношения. И только когда между теми и другими возникает явный конфликт, становится ясно, что общественные отношения присутствуют в самых, казалось бы, интимных взаимоотношениях и играют главенствующую роль.

Разумеется, границы между отдельными видами общения условны, т.к. в реальности коммуникативные ситуации часто бывает невозможно отнести к какому-то одному типу.

Примером может служить общение преподавателя со студентами.

В своей основе педагогическое общение – это предметно-ориентированное, т.к. обеспечивает только одну специфическую деятельность – учебную. Вместе с тем оно включает в себя элементы социально-ориентированного и личностно-ориентированного типов общения.

Психологи выделяют 3 типа общения:

1. Императивное общение– еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. К такому типу общения нередко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всем своих детей. Они говорят, когда надо встать с постели и когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать с их знакомыми и т.д. В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.

2. Манипулятивное общение– сходно с императивным. Его цель – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чем-то, сделаете ему небольшой подарок или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам на встречу.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

3. Диалогическое общение– противостоит авторитарному и манипулятивному типам, т.к. основано на равноправии партнеров. Так мы общаемся с товарищами, коллегами и пр. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

· психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование по принципу «здесь и сейчас»);

· полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

· восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);

· направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);

· обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).

Деловое общение обычно рассматривается как «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Следовательно,деловое общениевключает в себя все многообразие функций общения: коммуникативную, социально-перцептивную и интерактивную.

1. коммуникативную(или информационную), которая заключается в обмене информацией между общающимися людьми: мы узнаем что-то новое, интересное, поучительное, т.е. приобретаем знания;

2. интерактивную (или взаимодействия), проявляющуюся в обмене между участниками общения не только занятиями, идеями, состояниями, но и действиями, что способствует установлению особых взаимоотношений между людьми;

3. перцептивную(или понимания), представляющую собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, умениями, но и действиями. Стратегия взаимодействия определяется характером отношения участников к деятельности, а тактика определяется непосредственным представлением о партнере взаимодействия. Таким образом, реальная ситуация взаимодействия создается единством стратегии и тактики. Во взаимодействии проявляются субъективные личностные параметры и те межличностные отношения, которые сложились до момента начала взаимодействия. Именно они определяют тип взаимодействия (успешность сотрудничества, соперничество, участие и т.д.).

· восприятие другого человека в актах общения;

· оценку (взаимооценку), в том числе и эмоциональную;

· интерпретацию (понимание) поведения;

· создание образа другого или уточнения представления.

Если в деловом общении не возникает взаимопонимания, то коммуникацию нельзя назвать состоявшейся. Таким образом, деловое (ролевое) общение и неформальное (личностное) переплетаются друг в друга и могут переходить одно в другое. В каких бы психологических формах ни проявлялось общение – оно деловое, если его определяющим содержанием является социально-значимая совместная деятельность.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  1. потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;
  2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
  3. ориентировка в личности собеседника;
  4. планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;
  5. бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести;
  6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
  7. корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически – психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Партнеры по общению в социальной психологии называются

/ ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 31. Понятие общения в социальной психологии. Структура, этапы, типы и функции общения

31. Понятие общения в социальной психологии. Структура, этапы, типы и функции общения.

Общение в социальной психологии трактуется как специфическая информационно — коммуникативная деятельность, включающая познание партнерами друг друга (взаимопознание), отношения между ними (взаимоотношения), влияние друг на друга (взаимовлияние) сопереживание и взаимодействие.

Критерии общения делятся на 2 группы: формальные и содержательные.

К формальным относятся:

Семиотическая специализация общения (знаковая система)- вербальное и невербальное общение.

ориентированность общения: объектное – субъектное; ролевое – личностное.

степень опосредованности общения: непосредственное – опосредованное общение

результат общения: эффективное — неэффективное;

качество общения: оптимальное — неоптимальное;

Степень субъективности (личностности) общения: суб-суб, суб-объектное, об-об.

На этой основе выделяют: монологическое общение (суб-об)

Коммуницирование (передача информации, об-об) — примитивное общение.

Диалогическая и монологическая установка в общении

Диалогическая установка в общении – это установка на принятие личности партнера.

Монологическая установка в общении – это подавление и не принятие индивидуальности партнера

знак, модальность отношения к партнеру;

тип «пристройки» партнеров;

образ, понятие о партнере по общению и самом себе;

способы, средства вхождения и выхода из контакта.

На основе этих критериев выделяют:

духовное (личностно — развивающее)

Показатели творческого, личностно-развивающего общения

субъект — субъектная система отношений;

признание уникальности, неповторимости, ценности партнеров друг для друга;

отношение друг к другу как к цели общения;

предоставление себе и партнеру свободы в выборе способов поведения.

психологическая безопасность, атмосфера открытости,

удовлетворенность общением всех его участников.

Виды общения: : 1. Конвенциональный. Это свод правил поведения в общении, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества. предполагает равенство позиций собеседников, уважение и внимание друг к другу, определенную культуру поведения. Он оптимален для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. По сути это пристройка “рядом”, когда каждый из собеседников принимает другого и принимает себя. 2. Примитивный. Этот уровень общения всегда означает со стороны одного из собеседников пристройку “сверху”, т.е. одна из сторон диалога совершенно не принимает во внимание, какие чувства, мысли, переживания может вызвать у партнера разговор. Собеседник воспринимается как предмет.

3. Манипулятивный. партнер — соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду — если не материальную или житейскую, то хотя бы психологическую. студент во время экзамена начинает отвечать по билету и вдруг “Вы знаете, это место всегда было для меня волнующей загадкой. Почему получается так, что . ” — и тут он ставит перед экзаменатором вопрос, на который должен был ответить сам. По форме манипуляция может напоминать пристройку “рядом» или пристройку “снизу” (когда в ход пускается лесть, угодничество), но по сути это всегда пристройка “сверху”, т.к. манипулятор всегда хозяин ситуации и ведет общение к той цели, которую поставил перед собой.

Любой вид общения выполняет определенные функции.

Реферат: Общение

Тип: реферат Добавлен 12:39:45 16 ноября 2003 Похожие работы

Просмотров: 3696 Комментариев: 4 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Анализ межличностных отношений как отношений, складывающихся не где- то вне общественных отношений, а внутри них, позволяет расставить акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме общения в социальной психологии. Вся эта проблема является специфической проблемой социальной психологии.

В первой главе дается описание общения в системе межличностных отношений. Вторая глава посвящена рассмотрению двух взаимосвязанных компонентов – общения и деятельности. Наконец, в заключительной главе дается структура общения; здесь же рассмотрены три его взаимосвязанных аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. В частности, в этой главе содержатся основные положения соответствующих теорий отечественных и зарубежных психологов.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема хорошо освещена как в отечественной психологической литературе, так и в специализированной периодике.

В этой схеме не рассматриваются ни механизм, ни формы, ни функции общения в том широком смысле слова, о котором шла речь выше. В принципе, следует, например, говорить о двух рядах функций общения: социальных и собственно социально- психологических. Однако практическая социальная психология анализирует преимущественно вторые, проблемы же, связанные с пониманием общения в более широком плане, здесь просто не ставятся. Это объясняется тем обстоятельством, что в сложившейся традиции проблемы эти исследуются в русле других дисциплин, в частности в социологии. Считать это большим достоинством психологии не приходится. Однако на данном этапе ее развития практически к такого рода проблемам она не приступала.

Рассмотрим характеристики каждой из выделенных сторон общения.

Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику даже в самом процессе обмена информацией, который, действительно, имеет место и в случае коммуникации между двумя людьми.

Во- вторых, характер обмена информацией между людьми, а не между, предположим, кибернетическими устройствами определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояние участников коммуникационного процесса. Коммуникационное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

В- третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Еще Л.С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов». Поэтому у общающихся должны быть идентичны- в случае звуковой речи- не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более «чисто» выраженный психологический характер: они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого- то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах.

Необходимо добавить, что сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое- то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, то есть тоже побуждение, но побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация- рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в сам текст сообщения явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна соответствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Однако, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.

Первым среди них нужно назвать оптико- кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико- кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах. Значимость оптико- кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований- кинетика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система- это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон тональность. Экстралингвистическая система- включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха наконец, сам темп речи.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

В целом все системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения- это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные методологические просчеты. Главными из них являются два.

Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируется системой символов, т. е. деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлены символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество, действительно, регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры — все сводится только к символам.

Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма: интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия. Поскольку символ остается «последней» социальной детерминантной взаимодействия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недостаточен.

Как отмечалось выше, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В любом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Термином «Социальная перцепция» исследователи, в том числе и в социальной психологии, называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Однако этот термин не является для нашего случая точным.

Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.

Но кроме этого возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».

Таким образом, для социальной психологии весьма значимым является исследование не только кооперативной формы взаимодействия.

Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема общения в социальной психологии. Как нами было показано- общение связано и с общественными. и с личными отношениями человека.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение.

Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны.

1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

2. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.

Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С.5.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289.

Социальная психология

Первые социально-психологические концепции сложились на … этапе становления социальной психологии

В разработку одной из первых социально-педагогических концепций «психология народов» внёс основополагающий вклад …

Согласно Г. Лебону, поведение человека в толпе характеризует преобладание ..

интеллекта над чувством

ответственности перед другими

чувств над интеллектом

Горме выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение, по мнению …

Авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства выделил

В ходе дискуссии о предмете социальной психологии в 20-е года 20-го века, предложил, защищая позиции идеалистической психологии, разделить психологическую науку на 2 части: социальную и собственно психологию …

Первым в социальную психологию ввёл понятие «Я-концепция» …

Социальная психология – это та самая общая психология, которая усвоила идею культурно-исторической детерминации психи, полагал…

Социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, по мнению …

Первый этап в становлении социально-психологического знания называется…

К стихийным группам НЕ относится…

К большой социальной группе можно отнести

Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта называется …

Процесс усвоения социального опыта осуществляется в соответствии с принципом…

При восприятии людьми друг друга НЕ возникает эффекта…

передачи информации друг другу

К первым социально-психологическим концепциям НЕ относится…

психология народов М. Лазаруса

теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла

психология личности К. Юнга

психология масс Г. Тарда

По типу доминирующей эмоции выделяют … вид толпы

Жест, состоящий из различных «почёсываний» головы означает…

Группы, объединённые по какому-то общему признаку, например, по возрасту, называются…

Процессы, обуславливающие превращение человека в жертву обстоятельства или насилия других людей, называются…

К мезофакторам, влияющим на социализацию человека НЕ относится…

Произношение, тембр, высота и громкость голоса относятся к средствам общения…

Механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнёром, называется ….

Вербальная коммуникация использует к качестве знаковой системы…

оптико-кинетическую систему знаков

Социальная психология НЕ исследует такие феномены, как..

восприятие и понимание людьми друг друга

Социальная психология изучает и массовые психические процессы и положение личности в группе по мнению…

Ситуация, в которой индивид, имеющий определённый статус, сталкивается с обстоятельствами, не совместимыми с ожиданиями, называется…

Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы называется…

К стратегиям поведения в межличностном конфликте НЕ относится …

Первым в социальной психологии ввёл понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе…

Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний, при стиле общения…

К жестам открытости партнёров по общению относятся…

«руки, скрещённые на груди»

Основными методами исследования социальной психологии являются…

тестирование и эксперимент

наблюдение и эксперимент

опрос и наблюдение

беседа и наблюдение

Второй этап в становлении социально-психологического знания характеризуется как…

В отличие от общей психологии социальная психология изучает…

особенности познавательной сферы

особенности волевой сферы человека

психические процессы в связи с системой социальных взаимодействий

Лидерство – феномен, рождаемый специфическими чертами лидера, полагает…

теория, определяющая роли последователей

Особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха изучает психология…

Определение социальной психологии как науки, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, исходит из методологического принципа…

перехода количественных изменений в качественные

К макрофакторам, влияющим на процесс социализации, НЕ относится…

К малой группе относится…

К задачам социальной психологии НЕ относится…

исследование всего многообразия отношений и общения, в том числе их деформации

раскрытие психологических закономерностей формирования человека как творческой личности

анализ источников и условий возникновения и функционирования социально-психологических феноменов

прогнозирование политических, экономических и других процессов в развитии государства

К функциям социальной психологии НЕ относится…

К средствам психологического воздействия НЕ относят…

готовность к самопожертвованию

Механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнёром, называется ….

Разновидность немногочисленной публики, находящейся в замкнутом помещении с какой-либо целью, представляет собой…

Социальная психология оформилась в самостоятельную науку со своим понятийным аппаратом, проблемами и методами изучения специфических психологических явлений в …

конце 19-го века

середине 19-го века

конце 20-го века

середине 20-го века

Одна из первых книг по социальной психологии «Исследования по социальной психологии» была написана…

Группы, несущие наибольший воспитательный потенциал для личности, называются…

группами по интересам

Самый первый институт социализации …

Средства пространственной организации процесса общения называются…

Приятные и неприятные запахи окружающей среды, относящиеся к невербальным средствам общения, называются…

Социальная перцепция НЕ включает в себя…

восприятие окружающей среды

Успешное общение предполагает ….

владение монологической речью

Процесс и результат включения индивида в социальные отношения называется…

Ключевым объяснительным понятием в теории инстинктов социального поведения было понятие…

Конструктивный ряд влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнёру цель нашего взаимодействия, называется ….

Передача любой информации возможна лишь посредством ….

речи или речевых единиц

знаков или знаковых систем

языка или языковых структур

Психология народов, согласно Вундту, должна заниматься анализом…

языка, мифов, обычаев, искусства

поведения, инстинктов, реакций

представлений, образов, знаний

Социальная фасилитация предполагает …. влияние одного человека на другого

….. молодого человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды

Группа, с которой ребёнок соотносит себя и чьи нормы, ценности являются эталонными для его поведения и самооценки, называется…

Группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы, определяется как…

Устойчивая система отношений человека к определённым сторонам действительности называется …

все ответы верны

Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности называется …

социальной ситуацией развития

Проявление моральной и психологической силы личности, благодаря которой определённые члены группы мотивируют, мобилизуют и ведут за собой группу, называется …

Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы называется…

Суть эффекта заражения в процессе общения людей составляет…

непосредственная передача партнёру информации в виде эмоционального заряда

Нормативная функция референтной группы заключается в том, чтобы…

ранжировать групповые санкции

устанавливать определённые стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им

стать эталоном, с помощью которого индивид может оценивать себя и других

распределять социальные роли

Проблема социальной установки является важной в силу того, что призвана объяснить…

как формируется характер

чем регулируется поведение человека

как развиваются способности

как действует наследственность на поведение человека

Перцептивная сторона общения выражается …

в восприятии людьми друг друга

во взаимодействии людей

в организации совместной деятельности

в передаче информации от одного человека к другому

Интердисциплинарный подход в понимании места социальной психологии означает, что эта наука…

находится на стыке социологии и психологии

имеет самостоятельное положение

составляет часть психологии

не выделяется как самостоятельная наука

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема …

Вербальная коммуникация осуществляется с помощью …

Процесс усвоения социального опыта осуществляется в соответствии с принципом…

Социальная психология как самостоятельная наука возникла на границе психологии и …

Эффективным приёмом разрешения конфликта выступает..

конструктивная критика с указанием положительных моментов

перемещение критики на другой объект

Интерактивный аспект общения связан с …

восприятием друг друга

пониманием друг друга

К различным видам общения НЕ относится … общение

К механизмам социализации НЕ относятся…

стыд и чувство вины

К основным разделам социальной психологии НЕ относится…

К видам слушания НЕ относится …

К психологическим механизмам социализации НЕ относится…

стыд и чувство вины

К приёмам деперсонализации, позволяющим повысить обезличенность и анонимность индивида, НЕ относится…

подчёркивание своей индивидуальности

К признакам малой группы НЕ относится …

осуществление непрерывных контактов

наличие общей цели

наличие двух и более людей

восприятие и понимание людьми друг друга

К теоретическим методам социальной психологии относятся …

обобщение, эксперимент, ранжирование, наблюдение

сравнение, синтез, тестирование, корреляция

дедукция, обобщение, эксперимент, ранжирование

моделирование, синтез, сравнительно-исторический анализ, индукция

Наиболее близкими по своим предметам науками к социальной психологии являются…

философия и педагогика

социология и психология

физиология и социология

социология и педагогика

Основными методами исследования социальной психологии являются …

наблюдение и эксперимент

опрос и наблюдение

беседа и наблюдение

тестирование и эксперимент

Существенным признаком делового уровня общения является…

интерес к партнёру

подчёркивание высокой деловой активности

демонстрация деловых качеств

Отличительным признаком коллектива НЕ является…

добровольность объединения в группу

социально-одобряемая цель совместной деятельности

совместная деятельность антисоциального содержания

Воспроизводство социального опыта, полученного и преобразованного человеком, осуществляется по принципу…

Коммуникативная сторона общения выражается…

во взаимодействии людей

в передаче информации от одного человека к другому

в восприятии людьми друг друга

в организации совместной деятельности

Эксперименты Э .Мейо о влиянии неформальных отношений между членами группы на производительность труда относятся к …. Этапу

Датой окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном статусе считают…

Источники:
Классификация общения (виды и типы)
Самой общей классификациейявляется выделение непосредственного и опосредованного общения. · Непосредственное – это общение прямое, без посредников. · Опосредованное общение– если оно
https://studopedia.ru/7_9698_klassifikatsiya-obshcheniya-vidi-i-tipi.html
Партнеры по общению в социальной психологии называются
/ ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 31. Понятие общения в социальной психологии. Структура, этапы, типы и функции общения 31. Понятие общения в социальной психологии. Структура, этапы, типы и функции
https://studfiles.net/preview/2615954/
Реферат: Общение
Общение в системе межличностных отношений. Структура общения.
http://www.bestreferat.ru/referat-15652.html
Социальная психология
Первые социально-психологические концепции сложились на … этапе становления социальной психологии В разработку одной из первых социально-педагогических концепций «психология народов» внёс
https://studfiles.net/preview/5877407/

COMMENTS