Педагогика межнационального общения

Модуль 11 Тема: Педагогика межнационального общения

Модуль 11 Тема: Педагогика межнационального общения.

Раскрыть содержание основных понятий темы.

Выявить социокультурные основания национального своеобразия воспитания.

Проанализировать принципы педагогики межнационального общения.

Определить пути и средства воспитания веротерпимости и толерантности в современной школе.

? Основные понятия темы

Интернационализм; патриотизм; гражданское воспитание; космополитизм; менталитет; толерантность; нетерпимость; веротерпимость; национальные чувства; культура межнационального общения; военно-патриотическое воспитание.

? Рекомендуемая форма изучения

Лекция, семинар, лабораторно-практическое занятие, самостоятельная работа студентов.

? Что записать в ваш педагогический словарь

Интернационализм – мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальной, расовой принадлежности; уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира.

Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.

Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, проявляющиеся в чувстве собственного достоинства, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, в сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.

Космополитизм – идеология отказа от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода под лозунгом «человек – гражданин мира».

Менталитет – совокупность воззрений, взглядов и умонастроений, воплощенных в традициях, обычаях и ритуалах, характерных для определенной социальной, национально-этнической или территориальной общности; отражает особенности психического склада и образ мыслей ее членов.

Толерантность – вообще терпеливость, выносливость, психическая устойчивость к неблагоприятным факторам; понимают также как терпимость к различным точкам зрения, мнениям, непредубежденность в оценке людей, концепций, событий.

Нетерпимость – противопоставление толерантности; жесткая, непримиримая позиция в отношении представлений, поведения других людей, социальных групп.

Веротерпимость – мировоззренческая установка на право разных людей и общностей исповедовать свои религиозные взгляды, конфессиональные традиции либо нерелигиозные убеждения, концепции.

Культура межнационального общения – совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным этническим группам, культурам.

? Основное содержание темы

Одним из основополагающих документов российской системы образования сегодня является Межведомственная программа «Формиро­вание установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (Национальная стратегия содействия становлению гражданского общества), составленная на 2000–2003 гг.

В разделе 1 Программы дается обоснование необходимости этого документа:

Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости:

– существенного развития нормативно-правовой базы и общественно-государственных институтов, обеспечивающих становление норм толерантного сознания;

– разработки действенных мер и механизмов по внедрению норм толерантного поведения в социальную практику и противодействию экстремизму, переориентации СМИ с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов;

– в полной мере задействовать в решении задачи формирования установок толерантного гражданского поведения у подрастающих поколений, профилактики национализма и экстремизма систему образования России, которая обладает значительным потенциалом и способна оказать решающее влияние на уменьшение риска социальных взрывов в России;

– развития методологической основы национальной политики России.

Разработка и реализация единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе является комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств, опоры на общественные движения. Комплексный характер задачи обусловил необходимость создания специальной межведомственной программы для ее решения. Необходимо отметить, что подобные программы успешно реализуются во многих демократических странах, как правило, под эгидой первых лиц государства (президенты, премьер-министры), а также рядом международных гуманитарных организаций.

Межведомственная Программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма» продолжает развивать складывавшиеся веками гуманистические традиции российского общества.

В сборнике «Ценности гражданского общества и личность» подробно анализируется сущность толерантности как важнейшей социальной ценности.

В любом гуманистическом и гуманистически ориентированном мировоззрении терпимость (или толерантность) рассматривается как важная ценность, а среди человеческих качеств – как безусловная добродетель.

Насколько важна эта проблема, говорит то, что 1995 г. был объявлен ЮНЕСКО Годом толерантности, а на 28-й сессии ЮНЕСКО в ноябре 1995 г. была принята Декларация принципов толерантности. Под терпимостью понимается уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

О важности, социальной и политический насущности терпимости для нашего общества говорит то, что в марте 2000 г. российское правительство приняло специальную программу содействия росту терпимости. Правда, в правительственной программе распространение терпимости поставлено в связь с противодействием экстремизму, и в таком соотнесении в терпимости акцентируется противостояние экстремизму, между тем в жизни проявления терпимости гораздо разнообразнее и не исчерпываются только конфликтными ситуациями.

Теперь следовало бы сделать некоторые лексические пояснения, на основе которых легче будет понять смысл терпимости. В наши публичные и академические дискуссии эта проблема вошла как проблема толерантности. Восходящее к латинскому tolerantia слово «толерантность» уже давно вошло в состав русского языка, правда, скорее, как научный термин: во-первых, медицинский, обозначающий, в частности, способность некого организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда, а также положительную восприимчивость организма конкретного пациента к определенному лекарству; во-вторых, как этико-политический термин, обозначающий (довольно близко к обиходному пониманию терпимости) признание каким-то человеком (людьми, группой) права другого человека (людей, группы) на собственное мнение, убеждение, вкус, позицию, независимо от возможного различия их интересов.

В обсуждениях этой проблемы иногда высказывается точка зрения о целесообразности различения терпимости и толерантности. Не вдаваясь в аргументацию этой точки зрения, лишь отмечу, что в ней есть несомненный смысл, обусловленный действительной спецификой того социального опыта, который сегодня легко просматривается за словом «толерантность» – а именно, опыт демократических, либеральных обществ преодоления разногласий, решения конфликтов, согласования социально-политических интересов.

Изначально латинское tolerantia имело то же значение, что и русское «терпение», как и соответствующие слова в европейских языках вплоть до XVI в. Потом в силу определенных социально-культурных и политических факторов происходит лексическая эволюция, которая в течение одного-двух столетий приводит к утверждению особого понятия «терпимость» – как понятия из лексикона гражданского общества.

Посредством концепции гражданского общества предлагается модель общества, сфокусированная не на политике и не на экономике, а на самом социуме.

Можно сказать, что гражданское общество – это общество, основанное на праве. Это – либеральное общество. Какое общество правовое? Правовое общество – это такое общество, в котором правит закон, стоящий на страже прав человека. Гражданское общество открыто. Это – плюралистическое общество, т. е. общество, которое предполагает и допускает в пределах закона широчайшее разнообразие политических, социальных и культурных норм самоопределения.

Каковы ценности гражданского общества? Равенство, свобода, вариативность и т. д. Но все это может существовать при условии действенности одной особой ценности – терпимости. Свободы и равенство недостаточно закрепить конституционно. В человеческих отношениях и равенство, и свобода, и плюрализм невозможны без терпимости. Терпимое общество – это общество, не допускающее предвзятости иди дискриминации, т. е. неуважения, понижения в правах и подавления. Дискриминация возможна по расовым признакам (в нашем традиционном политическом лексиконе дискриминация ассоциировалась главным образом с дискриминацией чернокожего населения в Америке), по этническим, социальным, конфессиональным признакам, а также по культурным (в том числе эстетическим), половым, возрастным и т. д.

Рассмотрим теперь терпимость с другой стороны, а именно как личное качество, человеческое качество. Терпимость как гражданская ценность утверждается (в идеале, конечно) самим порядком общественной жизни, внедряется посредством различных форм общественного воспитания. Однако никакой порядок общественной жизни, никакое воспитание не могут гарантировать действительность этой ценности в конкретных самоопределениях личности, в обычных действиях обычных людей. Терпимость должна стать индивидуальной добродетелью, или качеством характера, чтобы проявиться в отношении человека к другому человеку, к другим людям.

Про американское общество нельзя сказать, что толерантность как ценность там торжествует. Но за последние три-четыре десятилетия эта страна проделала огромный путь по преодолению расовых и этнических предубежденностей – в направлении к принципиально толерантному обществу. Там приняты и действуют мощные государственные программы по компенсации ущерба, нанесенного традиционно угнетавшимся меньшинствам, социальная пропаганда направлена на утверждение принципов толерантности. Все это говорит о сознательной установке общества на подавление всех форм неприятия, провоцируемого непривычным.

В третьих, когда выше было сказано, что терпимость предполагает уважение к самобытности другого – это и значит, что тем самым признается право другого на самовыражение, право другого быть другим и оставаться другим сообразно с собственными ценностными предпочтениями. Отсюда – терпимость выражается именно в уважении самобытности, инаковости другого.

? План семинарского занятия

1. Поликультурное воспитание. Национальное своеобразие воспитания. Этнопедагогический подход как методологический принцип педагогики.

2. Педагогика межнационального общения и педагогика национальной толерантности. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.

3. Пути и средства воспитания патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

? Методические рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке к семинару вам следует ознакомиться с Межведомственной программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (Национальная стратегия содействия становлению гражданского общества), составленной на 2000–2003 гг., а также с учебным пособием З. Т. Гасанова «Педагогика межнационального общения». Кроме того, при подготовке первого вопроса надо обратиться к историко-педагогическому аспекту проблемы. Поэтому внимательно проработайте статью К. Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» . Сделайте выписки и ответьте на вопросы: что составляет основу народности? как можно пользоваться опытностью другого народа?

Обратите внимание на определения базовых понятий по данной теме в разделе «Что записать в ваш педагогический словарь».

При подготовке второго и третьего вопросов семинара вам необходимо прочитать тексты и выполнить задания к ним. Особое внимание обратите на задания 3, 5 и 6.

? Работа с понятиями

1. Вставьте пропущенные слова:

А. …представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках.

Б. Изучением традиционной культуры воспитания этнической общности занимается…

2. Сопоставьте существенные признаки таких понятий, как национализм, этноцентризм, национальное достоинство. Подумайте, как на практике разграничить эти понятия.

А. Национализм – идеология, политика и социальная практика, сущностью которых является идея национальной исключительности, превосходства ценностей своего народа.

Б. Этноцентризм – склонность человека оценивать жизнь других народов через призму ценностей своего народа, служащих безусловным эталоном.

В. Национальное достоинство – чувство гордости за свой народ, его историю и культуру.

3. Сравните между собой понятия мировоззрение, мировосприятие, мироощущение, миросозерцание, менталитет, картина мира, система ценностных ориентаций. Что в них общего и чем они отличаются?

4. В 7-м классе новенький – ученик из таджикской семьи. Ребенок тихий, спокойный, но встретили его агрессивно, третируют, смеются над плохим знанием русского языка. Мама ученика, придя к классному руководителю, прямо заявляет: «Это – национализм». Как реагировать классному руководителю? Что сказать маме? Что – семиклассникам? Что – обижаемому мальчику?

5. 10-классники на уроке истории заявили: «Патриотизм – это хорошо, патриотом сейчас быть модно. Поэтому мы – патриоты». Как бы вы продолжили разговор с учениками на месте учителя?

? Работа с текстами

1. Попробуйте подтвердить тезис автора примерами культурных заимствований.

Культуры взаимозависимы. В ходе истории возникло огромное количество культурных заимствований и взаимопроникновений… Если бы такая взаимозависимость признавалась более широко, мы, возможно, сумели бы преодолеть ограниченность наших установок, порожденную нашей специфической культурой и убедились бы в том, что другие культуры могут иметь не меньше достоинств.

Клайнберг О. Культура и культуры // Курьер ЮНЕСКО.– 1982.– VIII.– С. 15–16.

2. Можно ли согласиться с мыслью Д. Андреева о предопределенности народов к «колоссальным» и «частным» ролям? Обоснуйте свое согласие или возражения.

…Есть народы – обычно они бывают и численно весьма велики,– предопределенные к колоссальным ролям планетарного значения; другие – к заданиям более частным, более узким. Но кому больше дано, с того больше и спросится. Как для личности, так и для народа повышенная одаренность и масштаб суть основания не для повышенных требованиям к другим, а только к самому себе. Одаренность и масштаб ОБЯЗЫВАЮТ к большему, а вовсе не дают права на то, на что остальные смертные не имеют права. Вообще, исключительность не дает абсолютно никаких дополнительных прав: она накладывает только дополнительные обязанности. Именно такое понимание заключает в себе опровержение любых расистских или националистических теорий.

Андреев Д. Л. Роза мира.– М., 1991.– С. 241.

3. Подумайте, как связаны «душевные наследия», о которых говорит автор, с понятием менталитет и с национальными традициями воспитания.

…Русские – по Ключевскому – соединяют три душевных наследия: славянское, финское и тюркское.

Пойдем от последнего, самого очевидного: от тюрок. От них у русских – государственный инстинкт, вселенский размах – замах (греками в свой час маркированный). Он финнов – мистика, таинственность (варягами маркированная): «мысли , тайны от туманов».

Что же от славян?

Я бы сказал (опираясь не только на Ключевского, но и на всех историков, описавших дотатарскую Русь): от славян в нас – любовь к нестандартным ситуациям. Эмоциональная взрывчатость, мгновенная мобилизация сил с мгновенной же демобилизацией. И – заражаемость. И – открытость. То, что русской классикой маркировано как всеотзывчивость, непредсказуемость, широта души…

Анненский Л. Взаимность // Родина.– 2001.– Янв.–февр.– С. 113.

4. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет отмечал:

Взаимодействия культур в принципе могут быть: а) нейтральными (культуры сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются); б) альтернативными или контркультурными (культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты); в) конкурентными, состязательными (в процессе саморазвития и борьбы за привлечение новых сторонников культуры могут смещаться в области конфликтных отношений).

Используя предложенную классификацию, оцените характер взаимодействия между:

а) западным и мусульманским миром;

б) театральной культурой и кинокультурой;

в) ценностям советского поколения 60-х годов и поколения россиян 90-х годов ХХ в.

5. Продолжите мысль Г. Гачева, развивая его метафору «мировой оркестр».

Все народы равно ценны именно своей непохожестью и друг на друга, и как инструменты мирового оркестра Культуры.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира.– М., 1988.– С. 7.

6. Проанализируйте данное ниже высказывание.

Если истребить в нации личностные начала, которые вненациональны, являются историческими началами человека как такового, не зависимо от его этнической принадлежности, то лучшие черты нации исчезнут. А между тем это основа любой духовности, ибо ее суть в том, что выше родины всегда стоит истина (это, кстати, христианская заповедь); лишь личность способна – превыше всего – искать ее и в последней прямоте высказывать.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // Хрестоматия по культурологии. Т. 2: Самосознание русской культуры.– СПб., 2000.– С. 461–462.

Согласны ли вы с позицией философа? Почему? Можно ли возразить М. К. Мамардашвили? Приведите свои аргументы.

7. Как вы думаете, изменилась ли ситуация с национальным самосознанием со времен Н. М. Карамзина?

Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве,– а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою.

Карамзин Н. М. О любви к отечеству и народной гордости // Хрестоматия по культурологии. Т. 2: Самосознание русской культуры.– СПб., 2000.– С. 10–11.

? Задания для самостоятельной работы студентов

1. Прочитайте выдержки из статьи Б. С. Гершунского «Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования» (Педагогика.– 2002.– № 7.– С. 3–12). Как можно конкретизировать предлагаемые ученым шаги по формированию менталитета толерантности (п. 1–10)? Попробуйте конкретизировать эти шаги на уровне деятельности учителя, классного руководителя, руководителя органов образования.

У каждого народа свой менталитет. Этого нельзя отрицать. Как нельзя отрицать и системной дифференциации мира по всей палитре критериев и признаков…

<…> Но можно ли найти мировоззренческие инварианты, которые при всех индивидуальных различиях людей и специфике той или иной человеческой общности, того или иного социума в целом, позволяют обнаружить спасительное единство в естественном многообразии человеческих устремлений?

Да, такое единство в самом подходе в важнейшим жизненным приоритетам человека и общества обнаружить можно.

<…> Так, например, тезис о наиболее полной жизненной самореализации как смысле жизни каждого вошедшего в этот мир человека фактически не противоречит ни одной религии, ни одной политической или идеологической доктрине. В той или иной мере, с теми или иными оговорками и уточнениями этот тезис признается как может быть признан всеми. В этом и состоит его инвариантность.

<…> Экономические факторы разъединения, поляризации и противостояния государств и народов… сводятся к факторам духовным, нравственным, принципиально поддающимся воспитанию.

Деятельность по формированию менталитета толерантности может включать следующие шаги в практикоориентированных направлениях:

1. Образование и диалог религий.

2. Образование и диалог культур.

3. Образование и диалог политических доктрин.

4. Образование и развитие человеческих контактов.

5. Участие специалистов в области образования в международных научно-исследовательских проектах по решению глобальных проблем.

6. Образование и интеграция философских доктрин (создание мирового «банка идей»).

7. Участие специалистов в области образования в экспертных группах по различным вопросам развития цивилизации.

8. Образование и интеграция правовых норм функционирования социумов.

9. Образование и совершенствование планетарной системы информации.

10. Интеграция национальных образовательных концепций.

2. Одно из интервью Бертрана Рассела посвящено проблеме фанатизма и терпимости (Фанатизм и терпимость. Искусство мыслить.– М., 1989.– С. 171–177). Прочитайте фрагменты этого интервью и сами попробуйте ответить на вопросы.

Как Вы думаете, почему большое число людей охвачено фанатизмом?

– Частично это происходит оттого, что фанатизм задает вам удобное чувство взаимодействия. У группы фанатиков, когда они собираются все вместе, возникает уютное чувство, что они все друзья. Они восхищаются одними и теми же вещами. Вы можете это увидеть в любой политической партии. В каждой политической партии всегда существует группа фанатиков, и они чувствуют себя друг с другом очень хорошо, и когда это распространяется и соединяется со склонностью ненавидеть какую-нибудь другую группу, вы получаете хорошо развитый фанатизм.

Каково Ваше определение терпимости?

– Оно зависит от направления ваших мыслей. Терпимость к мнениям, если она действительно настоящая, состоит в ненаказуемости любого мнения, пока оно не ведет к каким-либо криминальным действиям.

В другом своем интервью Б. Рассел говорит о национализме.

Почему Вы думаете, что национализм кажется сейчас более важным, чем когда-либо прежде?

– О, это все из-за образования. Образование приносит ужасно много вреда. Я иногда думаю, что было бы лучше, если бы люди были все еще неспособны читать и писать. Потому что огромное большинство из них, когда они научатся читать и писать, становятся открыты для пропаганды, а в каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут.

Есть ли какое-нибудь еще решение проблемы национализма, чем, скажем, угроза вторжения с Марса?

– Да, это остановило бы его сразу. Тогда бы у нас появился планетарный национализм нашей планеты против других планет. В школах мы бы учили, насколько более прекрасна наша планета, чем этот жалкий Марс, о котором мы не знаем ничего и поэтому можем вообразить любое количество присущих ему пороков, так что это будет очень простое решение. Но я боюсь, что мы не можем рассчитывать на это. Я думаю, мы должны надеяться, что у людей все же появятся позитивные цели… (с. 184–185).

Какая мысль является ключевой в ответе на последний вопрос? Что из этого следует для педагога, решающего задачу формирования толерантности, культуры межнационального общения?

1. Как современные ученые-педагоги определяют педагогику межнационального общения?

2. Каковы задачи, принципы и содержание патриотического воспитания в условиях современной России?

3. Каковы основные вопросы, обсуждавшиеся на «круглом столе» на тему «Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» (Педагогика. № 5. 2000)? Выпишите их по схеме:

Педагогика межнационального общения

Педагогика межнационального общения. Объект, цели, задачи.

Воспитание культуры межнационального общения, включающее широкий комплекс мер культурного характера, направленных на решение проблем языковой политики в стране, является одной из насущных задач российского государства. Объект исследования – воспитание культуры межнационального общения в школе. Предмет исследования –пед-е условия, влияющие на эффективность восп. межнац. общения шк-ов.

Межнациональное общение должно строиться на равноправии, уважении каждой личности и на основе законов принятых в Российском обществе и общечеловеческих ценностях.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Интернационализм – идеология и политика равенства и солидарности всех народов независимо от национальной принадлежности.

Веротерпимость- терпимость к чужой религии, признание ее права на существование.

Толерантность – терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам и идеям.

Задача педагога заключается в том, что на классных часах, индивидуальных беседах, раскрывать не только самоценность каждого ученика, но и формировать у учащихся мысль о том, что без другого человека, других людей, он не может прожить, существовать в этом мире.

Каждый человек своеобразная личность, хотя каждый подчиняется социальным законом поведения, совершает те или иные поступки, но в то же время он индивидуальность, который имеет свои мысли, взгляды, свой стиль, ритм жизни. Эту особенность личности необходимо учитывать и формировать в каждом ребёнке терпимое отношение к непохожему на него ребёнку, детям, учащимся, т.е. формировать толерантность.

Интернациональность – уважение людей других наций.

Основные идеи этнопедагогики:

Этнокультурная компетентность личности — совокупность знаний, представлений о других народах, реализующихся через навыки, модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями других культур. В применение к учителю – это еще и умение развить у школьников этнокультурную компетентность в межнациональном взаимодействии.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Этнопедагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычае, обрядах, детских играх, игрушках, традициях и т.д. Представляет собой исследование педагогической культуры народных масс. В этнопедагогике анализируются соц.ценности, что представляет собой научные знания на явление воспитания.

1. Достижение гармонии природно-экологического социального и духовного в развитии человека. Принцип природосообразности.

2. Формирование нравственных качеств.

3. Экологическое воспитание.

Основные методы и средства: метод примера; поговорки, сказки.

Осн. виды работы по развитию их этнокультурной компетентности

1. Этнокультурное просвещение школьников на уроках по истории, литературе, естественным дисциплинам, музыке, физ. культуре и других в связи с изучаемым нормативным материалом.

2. Подготовка и организация в рамках рег. школьного компонента специального курса по межнациональному общению

3. Внеклассная деятельность: организация и проведение среди учащихся праздников, спорт. соревнований, худож. выставок и т.д.

Самым главным условием, обеспечивающим успешность педагогических усилий, является активная включенность детей в подбор материала из книг, Интернета, разработку сценариев, выступления перед товарищами и т.д.

Знакомство учащихся с культурами отдельных народов необходимо проводить с использованием конкретных описаний, демонстрацией рисунков и предмета быта, слушанием народной музыки, разыгрыванием ситуаций, связанных с этноэтикетом, чтением мифов, сказок, изучением пословиц и поговорок.

Работа у учителя по воспитанию культуры межнационального общения у школьников предполагает:

1. самовоспитание учителя и учащихся по формированию собственной этнокомпетентности;

целенаправленное развитие культуры межнационального общения у школьников.

2. История психологии как наука. Ее отличие от психологической науки. Становление и развитие психологических знаний в нашей стране.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Предмет истории психологии – это попытки осмыслить процесс психологического знания, описать его содержание и структуру (взгляды, идеи, подходы, направления и т.д.).

В современное время существует 3 подхода в определении предмета истории психологии

1. Интернальный (логико-научный). Т.Кун, Карл Поппер. Этот подход акцентирует внимание на внутренней логической стороне познания и отвечает а вопрос каково содержание знания.

2. Экстернальный (принцип детерминизма). История рассматривается в социальном контексте, в ее зависимости от социальных условий и предпосылок. Почему наука в определенных социально-экономических условиях приобретает конкретно историческую форму.

3. Личностно-творческий (Ярошевский). На первом месте личность ученого, его научные идеи и взгляды.

Специфика предмета истории психологии

1. История психологии является отражением второго порядка, то есть отражением отраженного (рефлексия)

2. История психологии является диалектической научной дисциплиной.

3. История психологии находится на стыке и пересечении с другими научными отраслями -это комплексная наука (культурология, медицина, история)

4. История психологии обладает системной методологией.

Становление и современное состояние психологии в нашей стране

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 223 ; Нарушение авторских прав

Педагогика межнационального общения

Пат­риотизм можно определить как такое нравственное качест­во человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознания ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практически­ми делами укреплять ее могущество и независимость.

Не менее сложным является и понятие культуры межнаци­ональных отношений. Здесь нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает «высо­кий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное уме­ние» С этой точки зрения культура межнациональных отно­шений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнаци­ональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебре­жения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свобо­ды и независимости; уважительное отношение к историческо­му прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных националь­ностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов;

18.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШК-ОВ. Н.В- это центральная проблема всего проц-а восп-я. Н.В проявляется во всех элементах структурах деятельности, во всех видах деят-ти, как общественная ценность для общества. Структура Н. В. включает в себя -совокупность элементов в их взаимосвязи, последовательное обеспечение кот-х -обеспечивает нравственное становление личности. 1. Нравственные знания. 2. Положительное отношение к нормам нравственности. 3. Убеждение в необходимости нравств. норм. 4. Формирование нрав-х привычек. 5. Направленность личности(на других — это обществ-ая, на себя-эго, личностная — для себя не ущемляя др-их).

Пути нравств-го воспитания. 1. Орган-ия личностного общения Удовлетворение потреб-ти в личном общении. 2. Путь: нащупать реальные ценности возраста. 3. Высокий уровень обучения: он способствует созданию ид-ых представлений о нравственном человеке, вырабатывает нрав-ые оценки, убеждений. Формируется полож-ое отношение к труду. 4. планомерность и согласованность воспит-й работы, воспитание д. б. стихийным, его нужно планировать, т. е. обеспечивать непрерывность процесса нрав-го воспит-я. 5. Положительная эмоц-ая атмосфера жизни и деят-ти шк-ов. 6. Соблюдение обществ-го порядка, режима жизни детей.

20. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.Система работы с подроста-м поколен-м, направленная на формирование правиль-го взаимоотношения полов, в соответствии с общ-ми нормами.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЫЗВАНА: 1Акселирация. 2Рост бракоразводных процессов. 3 Молодежность. 4 Рост вензаболеваний. 5 Рождение в раннем возр-е(здоровье обоих) . 6 Рост абортов среди несовершеннолетних. ОШИБКИ В ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ: 1 Некомпетентность родителей, 2 Родители вообще не занимаются секс-ным просвящением

Задачи полового воспитания: 1. Формирование нравств-ных взаимоотношений м/у маль-ми и дево-ми. 2 Воспит-е культуры интимных чувств (привязонности, верности, дружбы). 4 Развитие женственности и мужественности. 5 Подготовить к браку. 6 Форм-е уважитель-го отнош я к противопол-у полу. 7 учет специфики развития м. и д.

Психологические особенности п. в. . 1 раннее пол. созр. девочек. 2 неравномерность пол-го созрев-я. 3 отчужденость полов в раннем подростковом возрасте. 4 специфика деятельности типичные особенности д. и м.

ЭТАПЫ СЕКСУАЛЬ-ГО РАЗВИТИЯ: 1 дошкетальный з-п (внутриутробный) б. после рождения 1-3 год. ) 2 постшкентальный этап (а. до полового созревания б. после полового созрев-я) 3. этап ролевых и половых игр в дошк-м периоде (приобретение сек-го опыта со сверстн-и) . 4 подростковый этап. 5 юношеский этап

21. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ. Воспитание человека в труде проявляется в его отношении к своей работе и через нее к обществу, к людям, к прцессу трудовой деятельности. В процессе труда развиваются умственные способности, физическая сила. "Труд, как воспитательное средство возможен только как часть общей системы" (Макаренко) Цели трудового воспитания: 1) всестороннее развитие личности 2) вооружение молодежи з, у, н, оказание помощи в выборе профессии. Задачи трудового воспитания: 1) цель- привитие уважения к труду своему и других. 2) формирование трудовых навыков, умений. 3) подготовка к выполнению определенных видов профессиональной деятельности.

Виды трудового воспитания: 1) производственный труд — включение учащихся непосредственно в такую деятельность, результатом которой является производство определенной продукции. 2) общественно-полезный — участие учащихся в трудовых делах, имеющих общественную ценность. 3) самообслуживание — характер бытового труда — поддерживание чистоты в классе, порядка. 4) домашний труд — помощь в семье. 5) профессиональный — получение специального профессионального образования.

требования к трудовому воспитанию: а) целеустремленность — нужно раскрывать его общую цель, задачи и одновременно помогать школьникам преодолевать трудносчти. б) коллективный характер труда — необходимые педагогические требования. в) систематичность и последовательность труда. только повседневное участие школьников в труде помогает сформировать навыки и привычки. г) посильность.

При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.006 сек.)

Педагогика межнационального общения Текст научной статьи по специальности — Народное образование

Педагогика межнационального общения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Гасанов Зайнулабид Тухтарханович,

Текст научной работы на тему «Педагогика межнационального общения»

ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. М., 1999. 390 с. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим дисциплинам.

В пособии излагаются методология и теория воспитания культуры межнационального общения (этническая и межэтническая социализация личности; сущность и содержание процесса воспитания; правовые, морально-этические и религиозные основы воспитания), осуществлен анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания интернационализма, патриотизма. В ряду наук, знания которых автор интегрировал, психология занимает центральное место. Педагогическое и психологическое знания в пособии взаимосвязаны и взаимообусловлены. В силу этого оно по существу является изложением содержания не только педагогики,

но и психологии межнационального общения.

Предназначено для студентов университетов и педагогических вузов, учителей школ и слушателей курсов повышения квалификации кадров, а также для курсантов военных учебных заведений.

Народы мира стремятся, с одной стороны, к взаимосближению, а с другой, к сохранению собственной социокультурной идентичности. В связи с этим усиливается взаимозависимость народов, интернационализируются все стороны человеческой жизнедеятельности. Насущными становятся интеграционные процессы международного сотрудничества.

В то же время интернационализация мировых явлений сопровождается разрывом научно-технического, экономического и культурного развития разных народов и государств, усилением напряженности между развитыми и слаборазвитыми странами, державными и малочисленными народами. Все более расширяющиеся связи народов не предохраняют бывшие колониальные и зависимые страны от экспансионистских притязаний бывших империй в области экономики, идеологии, культуры.

В чувствах, сознании и поведении части представителей державных наций проявляются пережитки идеологии шовинизма, национальной и религиозной исключительности.

Таким образом, объективно сложившиеся взаимоотношения народов мира, многонациональных госу-

дарств и регионов обусловливают необходимость воспитания у детей и взрослых культуры межнационального общения. Будущее противоречивого и единого человеческого сообщества, многонациональных государств и регионов зависит не только от деятельности международных ор-

Известия ДГПУ, №2, 2009

ганизаций и государственных органов власти по регулированию отношений народов, но и во все возрастающей мере от воспитания граждан в духе признания равенства народов, веротерпимости, формирования общечеловеческих, патриотических и национальных чувств. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств, противоречивость отношений народов рождают множество сложных проблем, в разрешении которых важное место занимает воспитание у детей и молодежи культуры межнационального общения.

Цивилизованное решение множества вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений народов, в значительной мере зависит от научной компетентности, политической, психологической и педагогической культуры лиц, обладающих реальной властью в многонациональном государстве. Поэтому в подготовке и повышении квалификации государственных служащих большое значение имеет формирование у них концептуальной базы педагогики и психологии межнационального общения.

Произошедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные резким переходом общества из одного состояния в другое, осложнили межнациональные и межконфессиональные отношения, обострили межэтнические конфликты, провоцируя вооруженные столкновения на межнациональной почве. В условиях нестабильности и отсутствия новых идеологических установок становится весьма сложным определить концептуально ориентированную перспективу, которая бы позволила знать, какого гражданина следует воспитать, какие качества необходимо у него формировать. Неправомерное противопоставление отечественному духовному наследию системы общечеловеческих ценностей привели к отказу от традиционно сложившегося воспитательного опыта, отрицательному отношению к

воспитанию вообще, снятию общественного и административного контроля за решением задач воспитания.

В результате распада Советского Союза дестабилизировалась жизнь населения всего постсоветского пространства, серьезные осложнения претерпели межличностные и межнациональные отношения. В особо сложной и противоречивой обстановке происходят отход граждан России от прежнего советского патриотизма и формирование у них нового российского патриотизма.

Все это требует новых подходов к разработке методологии и теории воспитания российского патриотизма, дружбы народов, веротерпимости и значительно повышает роль учебных заведений в выполнении социального заказа федеративного государства по воспитанию граждан страны. В Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 15 июля 1999 г. №909) сказано: «обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомление детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Вышеизложенное убеждает в необходимости воспитания у детей, молодежи, всего населения культуры межнационального общения и выделения педагогики межнационального общения в самостоятельную ветвь педагогической науки.

Предметом педагогики межнационального общения является воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Она разрабатывает методологию и теорию воспитания культуры межнационального общения; изучает цель, задачи, принципы,

методы, формы воспитания; раскрывает сущность и содержание процесса воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости; обобщает опыт воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимопонимания. Педагогика межнационального общения также исследует условия этнической и межэтнической социализации личности (вхождение индивида в систему отношений народов мира, своей страны, республики, региона и усвоение им влияния межнациональных отношений различных уровней).

Педагогика межнационального общения как обязательная вузовская учебная дисциплина вошла в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. №940). Она стала узаконенным компонентом государственной педагогической политики. Предлагаемое пособие служит внедрению этой дисциплины в учебный процесс высшего профессионального образования.

Педагогическая интеграция знаний ряда наук (философии, социологии, этнологии, языкознания, социальной и общей психологии), анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимоуважения позволили разработать методологические и теоретические основы педагогики межнационального общения, представляющие собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знаний. Характерной особенностью данного пособия является оснащенность его содержания психологическим знанием, которое в значительной степени составляет сущность самого процесса воспитания культуры межнационального общения (формирование чувств, сознания, самосознания и культуры общения; имперское мышление и этнические стереотипы и т.д.). В силу этого оно по существу является не

только педагогикой, но и психологией межнационального общения.

Во втором разделе рассматриваются психолого-педагогические основы процесса воспитания культуры межнационального общения, определены цели, задачи, принципы воспитания граждан многонационального государства в соответствии с интересами этноконфессионального состава населения и характером взаимоотношений народов, входящих в федерацию. В нем теоретически обосновывается необходимость взаимосвязи местного, национального, общенационального (федеративного) и общечеловеческого компонентов содержания школьного и вузовского образования. Раскрытию роли национальной школы в достижении взаимопонимания и уважения между людьми, народами, расовыми,

Известия ДГПУ, №2, 2009

этническими и религиозными группами отводится важное место. При этом показана несостоятельность изоляционистской политики в области образования, которая объективно ведет к противопоставлению школ различных республик, областей, национальных округов. Осуществлен анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимопонимания. Определены пути дифференцированного подхода к использованию этого подхода с учетом тех изменений, которые произошли в России и других странах СНГ. Обоснована необходимость воплощения общероссийской объединительной идеи через воспитание у граждан российского (государственного) патриотизма и дружбы народов страны.

Теоретическое и практическое значение содержания процесса воспитания культуры межнационального общения раскрывается в следующих аспектах: а) сообщение индивиду или группе определенного круга знаний; б) организация эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения (формирование национальных, гражданско-патриотических и общечеловеческих чувств и сознания); в) организация позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и конфессий, воспитание умения преодолевать личностно-психологические барьеры в межнациональном общении; г) формирование положительной мотивации поступков и поведения в процессе общения с людьми разных национальностей. Во втором разделе также рассказывается о том, какую роль в процессе воспитания играет разработка понятийно-терминологического аппарата, который отражает изменения, произошедшие в общественном сознании.

В третьем разделе анализируются правовые, морально-этические и религиозные основы воспитания культуры межнационального общения. Из

нормативных систем, определяющих отношения людей и социальных общностей, основополагающей является система правового регулирования взаимоотношений граждан, народов, стран, многонациональных госу-

дарств. Нормы международного права приоритетны по отношению к национальной системе права. Правовое регулирование отношений людей и народов федеративного государства характеризуется обязательностью выполнения его правил всеми гражданами и субъектами страны. Ведущей функцией правовой системы являются поддержка и защита прав народов, составляющих федерацию, прав и свобод гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии. Деятельность учреждений образования и культуры нацелена на повышение у граждан правовой культуры, формирования у них чувства патриотизма и дружбы народов.

В числе нормативных систем, регулирующих поведение людей в обществе, важное место занимают морально-этические нормы. Моральное воспитание — это освоение индивидом нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам и правилам морали. Оно призвано формировать у людей умения и навыки преодоления национальных, религиозных и культурных барьеров, научить их находить равновесие между личным и общественным. Такое сочетание личного и общественного особо важно в условиях безумной погони за деньгами, роскошью, властью. В нормативную систему, регулирующую отношения людей разных конфессий и наций, входят и религиозные нормы. Поэтому при организации воспитания детей и молодежи в духе мира между народами и веротерпимости следует учитывать и разумно использовать влияние религии на различные сферы общественной жизни, государства, права, культуры, образования, нацио-

нальных и семейно-бытовых отношений.

Пособие рассчитано на студентов университетов и педагогических вузов, учителей школ и слушателей курсов повышения квалификации кадров. Оно рекомендуется также курсантам военных учебных заведений, выпускники которых призваны воспитывать военнослужащих и сотрудников в духе российского патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.

Вопросы и задания для самоконтроля, а также литература для самостоятельной работы (по каждой главе) помогут студентам усвоить зна-

ния, умения и навыки, необходимые для эффективной организации процесса воспитания культуры межнационального общения.

Учебное пособие соответствует программе курса «Педагогика межнационального общения», разработанной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. При изучении настоящего пособия полезно одновременно ознакомиться с программой, в которой определена система знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению студентами.

Источники:
Модуль 11 Тема: Педагогика межнационального общения
Модуль 11 Тема: Педагогика межнационального общения. Раскрыть содержание основных понятий темы. Выявить социокультурные основания национального своеобразия воспитания. Проанализировать
https://studfiles.net/preview/2378544/page:28/
Педагогика межнационального общения
Педагогика межнационального общения. Объект, цели, задачи. Воспитание культуры межнационального общения, включающее широкий комплекс мер культурного характера, направленных на решение проблем
http://lektsii.com/2-31283.html
Педагогика межнационального общения
Пат­риотизм можно определить как такое нравственное качест­во человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознания ее величия и славы и переживания своей духовной связи с
http://studall.org/all4-74451.html
Педагогика межнационального общения Текст научной статьи по специальности — Народное образование
Педагогика межнационального общения Текст научной статьи по специальности « Народное образование. Педагогика » Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике ,
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-mezhnatsionalnogo-obscheniya

COMMENTS