Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Последнее позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви или же, напротив, в конфронтации, соперничестве, неприязни. В любом случае главное значение имеет процесс восприятия одним человеком другого, называемый перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция — это процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Используется в социальной психологии и понятие межличностной перцепции, или межличностного восприятия. Кроме того, в отечественной социально-психологической литературе в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (Бодалев А. А., 1982).

На основе перцептивной стороны общения мы, по словам С. Л. Рубинштейна (2000), как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения, потому что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Осознание себя через другого человека происходит путем идентификации и рефлексии.

Одним из способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, которое носит название эмпатия. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Социальные психологи выделили факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств.

6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию.

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать это впечатление.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках человека, происходящих со временем по естественным причинам. Однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Стремление найти объяснение поведения человека (каузальная атрибуция) включается в систему закономерностей, оказывающих влияние на понимание людьми друг друга:

события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины;

если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка;

неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант;

фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям;

культура также влияет на ошибку атрибуции.

Западные ученые склонны считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее, они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых имеются скудная информация и установки. Установка — это неосознанная готовность человека привычно воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения" (Краткий психологический словарь). Функция прочтения заключается в выборе субъектом адекватных способов общения.

Термин "прочтение" или "чтение" другого человека был введен С.Л.Рубинштейном для характеристики механизма ориентирования в поведении другого человека в процессе взаимодействия с ним. Это "чтение" протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению".

На что ориентируется человек, "читая" т.е. познавая другого человека? А.А.Бодалев (-1981) указывает на связь познания людьми ДРУГ друга с "прочтением" их вербального и невербального поведения, с испытываемыми друг к другу чувствами, с личностными образованиями (потребностями, интересами, ценностными ориентациями, общими и специальными способностями, чертами характера), с представлениями памяти друг о друге и образами воображения, со спецификой деятельности, объединяющей людей и программирующей для каждого определенные роли, с характеристиками коллектива (малой группы), членом которой является человек и положением(позицией) человека в коллективе, а также с познанием человеком самого себя.

Характеристики восприятия человеком других людей, интерпретации их внутреннего мира изменяются в процессе жизнедеятельности человека (Бодалев, 1983).

Если психологический автопортрет есть интеграция множества "Я-образов", то разговор с самим собой можно представить как общение с собой в роли другого, или в другой своей индивидуальной роли. Переход от автокоммуникации к внешней предполагает вытеснение своего "Я-образа" на периферию внимания, чтобы в центр внимания поставить восприятие реального внешнего партнера, его социальной роли на данный момент и его межличностном роли (т.е. отношения ко мне), а также восприятие своей актуальной роли глазами партнера (что он ждет от нас). В дальнейшем, в ходе общения эти образы уточняются, приводя, в свою очередь к уточнению ролей, т.е. к более эффективному общению, к лучшему взаимопониманию.

При этом следует учитывать, что в отличие от восприятия объектов, восприятие человека влечет за собой двойное взаимодействие: воспринимающий самим фактом своего присутствия и особенностями поведения при восприятии другого может изменить характеристики человека, которого он воспринимает и оценивает ( McDavid, Harari ( £968). Это особенно важно иметь в виду при анализе терапевтом процессов общения в малых терапевтических группах больных, так как это общение происходит, как правило, в присутствии и под наблюдением экспериментатора, если только он сам не становится участником группового общения. Но и в этом последнем случае он остается (в большей или меньшей степени) наблюдателем для остальных членов группы, являющихся, в свою очередь, объектом восприятия.

Таким образом, упомянутый выше «психологический подтекст" К воспринимаемому поведению, описанный С.Л.Рубинштейном, воздействует не только как перцептивный фактор, но и как механизм, видоизменяющий поведение воспринимаемого, адаптирующий его к последующему восприятию. Это еще раз подчеркивает единство перцептивной и коммуникативной стороны общения.

Иным механизмом "прочтения другого" в общении является процесс рефлексии, т.е. осознания того, каким тебя воспринимают другие. Это сложный процесс, включающий, как минимум, шесть позиций взаимоотображений субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности, субъект, каким он видит самого себя, субъект, каким он видится другому, и те же три позиции, но в восприятии другого субъекта, ибо рефлексия есть процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга. " (Краткий психологический словарь, -1985. — С.304).

Можно себе представить в таком случае, насколько сложными становятся процессы восприятия друг друга при групповом общении, где число позиций взаимоотображения бесконечно увеличивается, где каждый субъект является объектом наблюдения сразу нескольких членов группы, каждый из которых, даже не ставя такой задачи, самим своим присутствием, т.е. ролью воспринимающего и оценивающего, может видоизменять поведение воспринимаемого.

Изменение деятельности человека в присутствии других может происходить в двух направлениях: с одной стороны, как уже указывалось выше, существенно интенсифицируется индивидуальная активность, продуктивность деятельности, а с другой — понижается ее качество, т.е. она становится менее оригинальной и нестандартной (Aiiport, 1920). А.У.Хараш объясняет эти экспериментально полученные факты тенденцией к утрате свободы самовыражения и усреднению индивидуальной деятельности в присутствии других, что выражается в деиндивидуализации ее конечного продукта, вследствие осознанного или неосознанного стремления субъекта удовлетворить предполагаемому им в наблюдателе ожиданию понятности (Хараш. Восприятие человека.

Однако возможна такал организация общения в группе, и прежде всего мотивационной основы общения, когда деятельность в присутствии других улучшается не только количественно, но и качественно, т.е. становится более оригинальной, более индивидуализированной. Это происходит тогда, когда общающийся ориентируется в своей деятельности, в первую очередь, "смыслом для себя", не требующим другого мотива, кроме того предмета, на который направлена его деятельность, в то время как "смысл для других" предполагает "наличие за каждым элементом поведения, презентируемого воспринимающему определенного социально кодифицированного, конвенционального и общедоступного значения".

По мнению В.А.Петровского, генетически начальной формой восприятия человека человеком является переживание собственной динамики в контакте с другим человеком. Над этим уровнем надстраиваются уровни объектного и субъектного восприятия. Способность индивида "быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою отраженность ("персонализированность") в них" (В. А. Петровский, 1985) характеризует особое "системное" по А.Н. Леонтьеву качество индивида, т.е. личность. Поэтому экспериментальное исследование личности должно охватывать, как минимум, 2-х участников: исследуемого и испытуемого (носителя отраженной субъектности исследуемого).

Иначе говоря, экспериментальное исследование личности, как в норме, так и в патологии невозможно без учета неразрывной связи личности и общения.

Перцептивная сторона общения: психологическое содержание

Перцептивная сторона общения: психологическое содержание

Перцептивная сторона общения подразумевает, что в нем должно обязательно быть взаимопонимание между участниками. Речь идет об осознании установок, мотивов и целей своего партнера, а также их принятии и разделении. Только в этом случае появляется восприятие одного человека другим и можно говорить о наличии межличностного понимания.

Перцептивная сторона общения имеет следующие функции:

  • формирует содержание межличностного восприятия;
  • содействует установлению взаимопонимания;
  • обеспечивает влияние партнеров по общению друг на друга.

Все это возможно благодаря «работе» конкретных механизмов. К ним можно отнести следующие.

  • Во-первых, аттракция, эмпатия и идентификация, которые способствуют познанию и пониманию друг друга людьми.
  • Во-вторых, рефлексия, которая помогает познанию самого себя в общении.
  • В-третьих, каузальная атрибуция, которая будет способствовать прогнозированию поведения в процессе общения каждого партнера.

Перцептивная сторона общения должна обязательно включать в себя работу всех этих механизмов. Остановимся более подробно на их характеристике.

Идентификация — это механизм познания друг другом людьми, когда мнение о внутреннем состоянии другого человека будет строиться на основании попытки себя поставить на место партнера.

Эмпатия подразумевает наличие эмоционального сопереживания ему.

Привлечение или аттракция представляет собой форму познания собеседника, которая основана на формировании позитивного устойчивого чувства к нему.

Перцептивная сторона общения будет зависеть во многом от того, насколько хорошо развиты эти механизмы, помогающие понять другого человека. Помимо этого, необходима рефлексия и каузальная атрибуция.

Рефлексия представляет собой механизм, при помощи которого происходит самопознание в общении. В его основе лежат способность представлять то, каким образом он воспринимается своим партнером.

Каузальная атрибуция подразумевает интерпретацию поступков и чувств другого человека, когда имеется намерение выяснить причины его поведения.

Когда изучалась перцептивная сторона общения учеными, то были выделены интересные закономерности:

  • причина успеха людьми приписывается всегда себе, а вот неудач — обстоятельствам или другим людям;
  • человек, который отрицательно относится к своему собеседнику, всегда будет характеризоваться последним более негативно;
  • партнер по общению воспринимается обычно через призму «первого впечатления» и его ошибок.

На последней закономерности остановимся более подробно.

Обычно при оценке незнакомого человека на пятьдесят процентов мнение будет правильным, а на остальные же пятьдесят — ошибочным. Это происходит из-за трех факторов, которые и были выделены, когда изучалась перцептивная сторона общения. Психология человека гласит, что на него, вне зависимости от опыта, пола и возраста, всегда будут влиять:

  • Ошибка превосходства. Человека, который нас превосходит по каким-либо параметрам, мы всегда будет оценивать, как более умного и талантливого. В противном же случае, наоборот.
  • Ошибка отношения к нам. Человеку, который относится к нам доброжелательно и уважительно, всегда будут приписываться положительные черты характера.
  • Ошибка привлекательности. Человек, который нам нравится внешне, либо же по индивидуальным качествам, будет восприниматься совсем иначе. Ему будут приписываться даже несуществующие качества личности.

Итак, обобщая сказанное: перцептивная сторона общения — это необходимый его компонент. Она должна включать в себя:

  • самопознание в процессе общения;
  • понимание и познание собеседника;
  • прогнозирование поведения своего партнера.

Перцептивная стороны общения

Коммуникативная, интерактивная и МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Что же такое общение? Общениеэто многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Итак, многоплановый процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них.

В начале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Они многообразны, но обычно выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга.

Коммуникативная сторона общения — это передача информации.

В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена.

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника обладают единой системой кодирования.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее — знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему. К средствам вербальной коммуникации относится речь. Речь — это деятельность общения (выражения, взаимодействия, сообщения) посредством языка. Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.

Итак, речь — это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная — на монологическую и диалогическую. Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. При подготовке к устной или письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной или письменной. Под письменной речью понимают речь с использованием письменных знаков. Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью.

Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки.

Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную ( в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация — процесс общения с помощью языка; использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Под речью здесь понимается естественный звуковой язык.

Невербальная коммуникация — это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание; система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, диапазон, тональность, плач, смех, темп речи.

Визуальное общение (“контакт глаз”) — новая область исследования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

Интерактивная сторона общения — взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Итак, исходным условием успешного общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью — возникает межличностный конфликт. В совместной деятельности причинами конфликтов могут быть предметно-деловые разногласия и личностные интересы. Причиной возникновения конфликтов являются также неопределенные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся.

Смысловой барьер в общении — это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия. Поэтому в общении важную роль играет умение поставить себя на место того, с кем общаешься, иными словами, понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации.

Немаловажное место в общении занимает психологическое воздействие. Психологическое воздействие — структурная единица, компонент общения. По своей сущности это проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатами этого проникновения являются изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, установок, состояний и т.п.). Психологическое воздействие отнюдь не всемогуще, хотя при определенных условиях можно вызвать известные изменения в психике людей, а через нее — в их деятельности и поведении.

Особую форму общения людей представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом. Развитие дружбы предполагает следование ее неписанному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, бескорыстие чувств. Серьезные нарушения кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным, приятельским отношениям, либо даже к превращению в свою противоположность — вражду.

Идеальная дружба — это глубочайшая искренность, полное взаимное доверие, безоглядное раскрытие своего интимного я. Ценность дружбы заключается не только в полном самораскрытии, но и в безоговорочном принятии другого.

Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида “накладываются” на представления о партнере, иными словами, как формируется образ партнера по общению.

Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Перцептивная сторона общения — восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков. Речь идет не только о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самопознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой — чем полнее раскрывается другой человек, тем шире становятся и представления о самом себе. Таким образом, человек осознает себя через другого человека. Анализ осознания себя через другого человека включает две стороны — идентификацию и рефлексию. Рассмотрим эти механизмы.

Идентификацияэто способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Рефлексия — еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он сам воспринимается партнером по общению.

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает наличие обратной связи — получения субъектом информации о результатах взаимодействия.

Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя.

Семьяэто первая социальная группа, активно воздействующая на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений и общения между ее членами создают в семье специфическую морально-психологическую атмосферу. Взаимоотношения родителей и детей и специфика их общения, в которой эти взаимоотношения проявляются в семье, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга, обеспечивающего нормально протекающее общение в семье. Взаимная информированность родителей и детей может быть обеспечена только за счет разнообразия и сфер и тем их общения.

Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние на формирование навыков общения детей с другими людьми.

Источники:
Перцептивная сторона общения
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок
https://psyera.ru/2395/perceptivnaya-storona-obshcheniya
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и
http://biofile.ru/psy/2245.html
Перцептивная сторона общения: психологическое содержание
Перцептивная сторона общения подразумевает, что в нем должно обязательно быть взаимопонимание между участниками. Речь идет об осознании установок, мотивов и целей своего партнера, а также их принятии и разделении. Только в этом случае появляется восприятие одного человека другим и можно говорить о наличии межличностного понимания.
http://fb.ru/article/38955/pertseptivnaya-storona-obscheniya-psihologicheskoe-soderjanie
Перцептивная стороны общения
Коммуникативная, интерактивная и МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Что же такое общение? Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной
https://studopedia.ru/2_65364_pertseptivnaya-storoni-obshcheniya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Секрет семейного счастья по Тимуру Гагину, Тимур Гагин — тренер НЛП международного класса, Президент Межрегиональной ассоциации… (2)

Нравственность и здоровье обж Нравственность и здоровьеНравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов Значение… (2)

Вопросы с подменой ответов Видео розыгрыши с гостями “Шиша-шиша” - Видео розыгрыш с гостями… (2)

как наказать мужчину деву Как наказать мужчину девуСрок регистрации доменного имени истек 2018-02-11T00:15:59Z. Заявку… (2)

Что происходит с парнем после первого раза Изменения в организме после первого раза интимной близостиИзменения в организме… (2)

COMMENTS