Почему ребенок обманывает

Почему ребенок обманывает?

Рекомендации педагога-психолога. Конструктивное взаимодействие приемного родителя и ребенка.

Почему ребенок обманывает?

«Мой ребенок постоянно врет. Врет по пустякам, все время увиливает, выкручивается. Я уже запуталась, где правда, где ложь. Почему это происходит, подскажите, что делать, ведь я его этому не учила!»

Таких «криков помощи» можно услышать от родителей нередко. Почему дети лгут? Потому что поняли в какой-то момент, что так проще. Дело в том, что человеку свойственно идти по пути наименьшего сопротивления. Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие к взрослым. Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе малыша беспричинно. В нем виноваты мы, взрослые. Не слишком ли мы скоры на расправу с детьми?

Другой причиной детской лжи может быть желание ребенка самоутвердиться. Это приукрашивание черт собственного характера и качеств близких, это потребность выдавать желаемое за действительное. Нужно внимательно прислушаться к подобной лжи и попытаться найти в ней истину. Но начинать следует не с ребенка; в первую очередь необходимо перевоспитать самих себя.

Причиной детской лжи может явиться и страх разочаровать взрослых. Ребенок старается во всем соответствовать их требованиям. Ожидая от малышей, что они будут хорошо себя вести, станут примерными учениками, мы неосознанно оказываем на них сильное психологическое давление. Оно может исходить как от родителей, так и от учителей. Многие дети считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не оправдывают ожиданий взрослых, не успевают в школе, то чувствуют, что у них нет другого выхода, кроме как обманывать. В таких случаях ложь выполняет функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.

Привычка, которую «несут» из прошлой жизни — еще одна причина лжи. Ребенок, воспитываемый в асоциальной семье «привык изворачиваться», привык лгать, чтобы избежать наказания, жестокого обращения с ним. Поэтому, живя уже в приемной семье, ребенок по-другому не умеет. Это его сформированная модель поведения в кровной семье.

Следующий вариант детской лжи — откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы. Это значит, что у ребенка живой, любознательный ум. И такую замечательную способность необходимо развивать и поощрять. Можно присоединиться к малышу и пофантазировать вместе с ним. Общение с ребенком поможет лучше понять его желание мечтать, создаст основу для взаимного доверия и духовной близости. Не путайте в данном случае ложь и фантазию.

Ребенку требуется много времени, чтобы уяснить разницу между действительностью и мечтой. У детей преобладает стремление разрешать реальные проблемы фантастическими способами.

Дети взрослеют по-разному. Чем спокойнее жизнь ребенка, чем меньше в его окружении создается поводов для лжи, тем позднее он осознает эту сторону психологической реальности. Планка начала лжи колеблется около трех лет. Многие психологи связывают ложь в этом возрасте с формированием речи.

До 7 лет малыши часто путают, что происходит на самом деле, а что — «понарошку». Воображение — одно из ценных качеств личности, его надо не разрушать, а направлять в нужное русло. Если же ребенок старше 7 лет продолжает хронически лгать, это может свидетельствовать о наличии у него каких-то внутренних проблем. Не исключено, что в подобной ситуации ребенку понадобится помощь психолога.

Фантазируя, ребенок не испытывает психологического дискомфорта. Фантазия становится его миром, сказкой и одновременно реальностью. Все это вызывает улыбку взрослых. Ложь, напротив, корыстна и напряженна. У лжи почти всегда есть мотив, как правило, достижение цели. Фантазия сама по себе является мотивом.

Ложь имеет множество смыслов и значений. Ложь во спасение. Ложь, как способ манипуляции. Ложь ради самой лжи, для «красного словца».

Когда ребенок начинает лгать постоянно, это значит, что у него накопились проблемы. Они требуют анализа со стороны взрослых. Одним из важных воспитательных моментов в этот период являются поступки взрослых. Требуя честности от детей, всегда ли мы правдивы по отношению к ним? Если мы хотим, чтобы дети усвоили, что ложь мешает доверию, а без доверия нет любви, то и поступать нам следует соответствующим образом. Чем старше ребенок, тем более изощренно он использует ложь. Вначале неосознанно, потом вполне осознанно и расчетливо. И как только ложь становится инструментом для достижения цели ребенка, пора призывать к ответу. Здесь заканчивается детство и начинается взрослая ответственность за свои слова

Итак, резюмируем выше сказанное.

Причины лжи могут быть разными:

— попытка избежать наказания;

— привычка из прошлой жизни;

— стремление привлечь к себе внимание, самоутвердиться;

— наличие у ребенка проблем, требующих решения;

— защита от стрессовых ситуаций;

— дурной пример окружающих — как детей, так и взрослых.

С чего начинается ложь? Ребенок начинает копировать поведение взрослых. Если родители лгут, то у ребенка будет больше шансов вырасти таким же, как родители. Пример. Звонок в дверь. Мама, посмотрев в окно, сказала ребенку: «Передай тете, что меня нет дома».

Ложь не всегда бывает осознанной. Половина неправды в нашей речи проходит вообще минуя сознание. Ложь великолепно считывается на невербальном уровне. Лгун прячет глаза, его дыхание более учащенное или напротив, задерживает дыхание. Тело напрягается и учащается пульс.

Советы психолога родителям в случае, если ребенок лжет.

1. Организуйте пространство. Удалите «барьеры», мешающие коммуникации.

2. Обратите внимание на собственную мимику, пантомимику (принимайте «открытую позу»).

3. Говорите на «временном» языке. («Не ты плохой, а твой поступок неправильный. Но это можно исправить».)

4. При разговоре используйте «Я -ТЫ выражения» («Когда я увидела в дневнике исправленные тобой оценки, то расстроилась. Я хотела, чтобы ты доверял нам. Из-за этого я почувствовала себя обиженной. Я хотела бы, чтобы ты лучше учился, если бы ты сказал о своих трудностях, мы бы постарались тебе помочь. Мы бы придумали что-нибудь вместе.»)

5. В разговоре признать, что вы понимаете, как ребенку трудно сказать правду, но что вы оба понимаете, что произошло.

6. Разобраться, что заставляет ребенка врать. Помните, что причинами этого может быть:

1) Привычка, которую «несут» из прошлой жизни.

2) Желание не огорчить приемных родителей.

3) Желание казаться лучше, значимее в глазах окружающих.

4) Фантазируют (уходят от травмирующих ситуаций в сферу иллюзий, возможно, «переживают» психотравму)

5) Попытка избежать наказания.

Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.

Что делать, если ребенок обманывает

Как разобраться в причинах и не дать вранью стать привычкой

Школа Профессиональных Родителей

«Я не разбивала эту чашку! Я не знаю, кто, но не я!», — улыбаясь, уверенно заявила моя дочь Маша, которой только-только исполнилось 3,5 года. В этот день я поняла — началось…

С понятием «детское вранье» сталкивается чуть ли не каждый родитель. И хотя ложь — это часть развития личности ребенка, обман не должен становиться привычным делом.

Чем младше ребенок, тем осторожнее мы называем детскую ложь фантазией, выдумкой… Так почему же, когда ребенок становится старше, его фантазию и выдумку начинают называть ложью и обманом?

Родители всерьез обеспокоены тем, как сделать так, чтобы ребенок не обманывал их, чтобы он вписался в принятые в обществе правила морали, чтобы привычка обманывать не привела к беде.

Давайте рассуждать логически. Что такое ложь? Пожалуй, это одно из немногих качеств, которое отличает человека от животного. Ведь если вдуматься, ложь — это то, чего не существует. Если у человека хорошо развито умение «создавать» то, чего не существует, в нашем современном обществе он может подняться очень высоко: писатели, архитекторы, композиторы, сценаристы — вот только небольшой перечень профессий, где просто необходимо обладать высокоразвитым умением придумывать то, чего нет на самом деле, да еще и так, чтобы в это поверили другие! И такая ложь прекрасно оплачивается!

Но если навык плохо развит, такие люди, как правило, осуждаются обществом, поскольку применяют его во вред себе и другим.

КОГДА ДЕТИ НАЧИНАЮТ ОБМАНЫВАТЬ?

До трех лет дети не могут лгать и фантазировать, потому что мышление ребенка предметно-действенное, другими словами, дети способны удерживать свое внимание только на одном, реально существующем объекте. Вижу игрушку — могу о ней думать, не вижу — не могу. Например, малыши, бывает, плачут, когда одевают варежки или ботинки — особенно в первое время — руки или ноги ребенка «исчезают» из его поля зрения и это вызывает у него страх.

Приблизительно в 3-3,5 года мозг ребенка начинает работать по принципу наглядно-образного мышления и это означает, что он способен удержать в единицу времени больше, чем один объект. Например: ребенок, раскрыв руки, увлеченно летает, как самолет, а такой простой объект, как палка, становится «волшебной» при помощи фантазии ребенка.

ВАЖНО — все люди в мире хотя бы раз обманывали, и это факт! и МИР НЕ РУХНУЛ! Что бы ни сказал вам ребенок, как бы вам ни было больно или обидно — соберитесь, успокойтесь и помните, что сейчас вы его обучаете, , вопрос — чему?. Если вы будете кричать на него, накажете — научите сопротивлению, а более слабого сломаете. Лучшая реакция — спокойная и доброжелательная, учите ребенка сотрудничеству.

Почему же лгут дети после 4,5 лет? Ответ прост — защищаются! Это означает, что они любым путем, даже таким саморазрушающим как ложь, хотят избежать давления со стороны окружающих. Дети пытаются избежать наказания, встроиться в картину мира взрослых, стать своим, проверить, как устроен мир (другие врут — почему мне нельзя?).

Родители боятся потерять контроль над ситуацией, поэтому им всегда важно знать, почему ребенок солгал.

ВАЖНО — главная задача родителей, у которых дети в возрасте 4,5 лет и старше, не отучить их обманывать, а создать условия, при которых ребенку просто не будет надобности лгать! Если ребенок защищается, нужно сделать так, чтобы он не боялся давления, наказания, обвинений со стороны родителей, а был уверен в том, что его любят таким, какой он есть. Когда ребенок перестанет чувствовать страх или давление — он перестанет обманывать!

Я никого не хочу убеждать или разубеждать в авторитетности своих слов. А просто поделюсь своим опытом и мыслями по этому поводу.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ «НАЗАР»

Моя мама всегда говорила: «Сколько бы Ложь ни бродила по свету, а Правда всегда выйдет наружу!» Я выросла с таким убеждением и воспитывала своего сына в полной правдивости — я была всегда абсолютно честна с ним и требовала взамен того же. Сейчас моему сыну 18 лет и последние годы я все четче понимаю, что наделала: Назар абсолютно правдивый человек, и жить с ним, порой, бывает трудно. Он всегда и везде считает своим долгом говорить все, что думает, неизменно спрашивая: «А что, разве это не правда?» Иногда так и хочется сказать, что в данном случае тебя точно никто не спрашивал, особенно если он прямо заявляет, что выгляжу я сегодня не очень, бывало и получше. Несколько лет ушло на то, чтобы научить сына гибкости — когда промолчать, когда сказать все прямо и откровенно.

ВАЖНО — у абсолютно правдивых людей мир делится только на черное и белое, они менее гибкие в общении и оценках событий, более категоричны в суждениях и поступках. Такие люди с трудом встраиваются в окружающий социум.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ «КСЕНЬЯ»

Ксенья — дочь моего мужа. Мы познакомились когда ей было 11 лет. Сейчас ей 24, и мы как родители спокойны, потому что знаем о ее жизни так много, как, наверное, никто другой. Почему? Потому что она просто купается в нашей с мужем безусловной любви! Она знает, что может, не боясь осуждения, поделиться любой мыслью или личной историей. Знает, что всегда найдет поддержку, сопереживание, уважение и любовь. Результат — она никогда не обманывает нас, просто нет необходимости.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ «МАША»

Когда родилась младшая дочь Маша, у меня за плечами уже был опыт воспитания Назара и Ксеньи, поэтому я стала мудрее. Я поняла: чтобы дети не обманывали, не нужно бороться за правдивость, нужно просто создать такие условия в семье, при которых им не нужно будет обманывать. Благополучно пройдя период первой лжи, Маша растет свободным и уверенным в себе ребенком, которому просто нет необходимости обманывать нас. Но Маша живет в реальном мире, ходит в школу, смотрит фильмы, поэтому время от времени пытается нас обмануть. Реагирую всегда одинаково — доброжелательно, даже шутливо говорю, что знаю, что она сейчас лжет. И что ей просто нет необходимости это делать. Если Маша не готова поменять свои «показания» сразу — не настаиваю, просто говорю, что если передумает, пусть подойдет и скажет. Маше 9,5 лет, и моя задача сделать так, чтобы она не боялась говорить правду.

Мои дети мне не врут — и не потому, что не врут вообще, а потому, что понимают — в этом нет необходимости.

Источники:
Почему ребенок обманывает?
Советы специалистов
http://cpmss.lysva.info/advice/pochemu_rebenok_obmanyvaet/
Что делать, если ребенок обманывает
Как разобраться в причинах и не дать вранью стать привычкой
http://womo.ua/chto-delat-esli-rebenok-obmanyivaet/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

ПОЧЕМУ МУЖЧИНАМ НУЖЕН ТОЛЬКО СЕКС Мужской и местами неприятный взгляд Ярослава Самойлова, который разобьет вдребезги… (1)

Интимная переписка примеры писем Возбуждающее письмо любимому на расстоянииПривет, мое Солнышко! Утром прилегла отдохнуть….и… (1)

Как пригласить девушку на первое свидание Как оригинально пригласить девушку на первое свиданиеКак оригинально пригласить девушку… (1)

отношения со взрослым мужчиной Взрослый мужчина и молодая девушка: безумство или обычная пара?Взрослый мужчина… (1)

Он не хочет серьезных отношений Как понять, что мужчина не хочет серьезных отношений? Рубрика: Отношения… (1)

COMMENTS