Популярные записи:

Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы, Характеристика на ученика - один из самых востребованных документов в работе…Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый человек - одинок. Либо у…Если девушка игнорирует значит любит Почему девушка меня игнорирует и избегает Приветствую друзья, сегодня я хочу поговорить серьёзно с парнями,…Психологические тренинги для студентов Ваш психолог. Работа психолога в школе. Поиск Занятие с элементами тренинга «Знакомство» (адаптация студентов-первокурсников к…Моральные нормы примеры Моральные принципыКаждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или…

Понятие общения

Все о психологии

Понятие общения , если говорить более официальным научным языком, — это особенный специфический тип отношений между отдельными личностями, посредством которого происходит обмен информацией, а также производится оценка и оказывается влияние личностей друг на друга. Конечно же с общением связаны практически все мировые процессы, особенно те, которые касаются социальной сферы жизни человека. Само собой с развитием общения в мировом масштабе мы можем говорить и о развитии в этом же масштабе и других общественных процессов.

Так, к примеру, благодаря развитию технологий, в настоящее время все больше людей стали воспринимать нормальным общение в виртуальной реаьности, некотоые индивиды уже сейчас предпочитают общаться именно таким пособом, а по данным последних социологических опросов более 54% признались, что не они не прочь полностью заменить реальное общение на виртуальное. Конечно же многие ученые начинат бить тревогу, возможно не зря, но в целом, если посмотреть на то, что происходит, то это вполне соответствует самому понятию общения и полностью выполняет все функции общения .

Если говорить об общении, то просто нельзя не учесть данные о структуре общения, которые предоставляют нам постоянно ученые, напоминая вновь и вновь о том, какие именно фнкции общения должны выполняться, а также к чему мы, как личности должны приходить в процессе правильного общения между собой.

Думаю, говорить о вербальном и невербальном общении много говорить не нужно, в своем большинстве, практически каждый школьник прекрасно понимает, что к вербальным способам общения относят различные речевые средства общения, а к невербальным поведеньческие факторы. Стоит отметить, что при здоровом общении задействуется комбинация из вербальных и невербальных символов, которые и содействуют лучшему пониманию нас самих, а также для лучшего понимания нами нашего собеседника.

В данном случае мы начинаем полностью соотвтствовать структуре общения, которая является классической и из-за которой виртуальное общение, некоторые специалисты до сих пор не могут навать настоящим.

Итак, если говорить об основных компонентах, которые составляют базовый скелет структуры общения, то это будут:

  • передатчик, отправитель,
  • адресат, приемник, получатель,
  • канал связи,
  • сигнал, шумы,
  • декодер, код

Если же говорить об основных элементах в структре и функциях общения , то в данном случае это будут:

  • интерактивный или контактный элемент,который связан очень сильно с поведенческими факторами личности,
  • коммуникативно-информационный, обозначает передачу определенной информации другому адресату, подразумевая под этим какую-то обратную реакцию,
  • познавательны элемент оснавывается на процессе понимания ситуации и получаемой в процессе общения информации, как вербальной, так и невербальной.

Все это еще раз указывает на большое значение правильного понимания понятия общения, которое слишком часто, особенно в последнее время искажается и становится непонятным. Стали теряться и сглаживаться практически все функции, которые ранее был и присущи ему, так эмоцональная сторона общения начинает страдать только от того, что за экраном монитора можно выдумать фактически любого героя, при этом человек начинае фантазировать, завирать сам себе, и в итоге просто забывается в придуманном мире, подобный бег от реальности и реального общения с другими индивидами далеко не оправдан, и не может пооощрятся со стороны других.

Понятие общения

Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и взаимодействия людей.

Итак, общение — это процесс установления и развития контактов между живыми существами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:

— как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;

— и как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культуры и социального опыта.

Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.

Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей. Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида.

Как мы видим, существует множество видов общения, поэтому их можно классифицировать следующим образом :

А) Виды общения по средствам:

1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

В) Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Существует и множество других видов общения:

1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;

2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;

3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т.п.);

4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений. И т.д.

Понятие общения

Понятие общения обозначает сложный и многосторонний процесс коммуникационного взаимодействия индивидов, который имеет зависимость от множества обстоятельств. Результативность общения бывает эффективной, малоэффективной или абсолютно неэффективной. Общение бывает разных видов, форм и имеет специфические способы и методы. Любой вид коммуникаций тесно взаимосвязан между собой и характеризуется неотделимостью от других.

Для эффективности коммуникаций нужно соблюдать три обязательных критерия. Первый критерий коммуникативного взаимодействия предполагает то, что как минимум двое индивидов должны принимать участие в общении. Другими словами любые коммуникационные взаимодействия предполагают наличие субъекта, передающего информацию, и адресата. Вторым непреложным условием является наличие общего предмета или темы разговора. Третье условие заключается в необходимости общности (одинаковости) языковой системы, которой владеют два субъекта коммуникаций.

Понятие общения в психологии обозначает форму деятельности, реализуемой между индивидами, которые являются равноправными партнерами по коммуникациям, приводящей к появлению психического взаимодействия.

Понятие общения предполагает обмен сообщениями, восприятии и понимании товарищами по разговору друг друга. Субъектами коммуникаций являются люди. Хотя общение и характерно для всех живых существ, однако только лишь на уровне индивида коммуникационный процесс является осознанным, т.е. связанным речевыми и невербальными актами. Субъект, транслирующий информацию, имеет название коммуникатор, а получающий ее называется реципиентом.

В коммуникативных взаимодействиях можно выделить целый ряд аспектов: суть, задача, средства. Суть коммуникаций лежит в сведениях, которые при межличностных контактах передаются от одной живой сущности другой. Такие сведения могут транслировать информацию об эмоциональном настрое, об условиях внешней среды.

Задача общения должна отвечать на вопрос – с какой целью существо вступает в процесс общения. Такие цели могут быть довольно разнообразными и представлять собой инструменты удовлетворения социокультурных, созидательных, когнитивных, эстетических, нравственных и других потребностей.

Инструментами общения являются способы шифрования, трансляции, преобразования и декодирования сообщений, которые передаются в ходе коммуникационных взаимодействий от одного создания другому. Шифровка сообщений – это так называемый прием передачи данных. Информация между индивидами передается при помощи речи, органов чувств и других систем знаков, письменности, технических механизмов записи и сохранения данных.

К коммуникационным взаимодействиям относят такие виды общения, как терапевтическое, межличностное, прямое и опосредованное, групповое и межгрупповое, массовое, интимное и криминогенное, доверительное и конфликтное, деловое и личное, ненасильственное.

Под педагогическим общением подразумевают специфическое межличностное отношение педагога и ученика, которое опосредует усвоение знаний и развитие личности при помощи учебно-воспитательной деятельности.

Понятие общения в психологии изображается в качестве обоюдно направленных поступков субъектов педагогической деятельности, реализуемое знаковыми инструментами, имеющее направленность на существенные трансформации качеств, состояний, поступков и личностно-содержательных формирований партнеров. Коммуникативное взаимодействие является неразделимым элементом педагогической деятельности, поскольку невозможно достижение установленных целей учебы и воспитательного процесса вне общения.

Стержневая цель педагогической коммуникации лежит в трансляции социальной компетенции и профессиональных сведений, умений, навыков, опыта от преподавателя обучающимся субъектам. Вместе с этим она заключается и в обмене личностными смысловыми нагрузками, имеющими связь с изучаемыми явлениями, объектами, предметами и в целом жизненной средой.

Кроме информационной функции педагогических коммуникаций, выделяют и другие, например, контактную, побудительную и эмотивную.

Контактная функция предполагает установление взаимосвязи в качестве состояния двусторонней готовности к получению и трансляции учебной информации, поддержания взаимосвязанности в форме постоянного обоюдно направленного ориентирования.

Побудительная функция лежит в стимуляции активности обучающегося индивида, которая направляет его на исполнении необходимых учебных действий.

Эмотивная функция отображается в побуждении в ученике требуемых эмоциональных переживаний – так называемый обмен эмоциями, а также в изменении посредством него личных переживаний и настроений.

Высшей ценностью педагогических коммуникаций считается индивидуальность педагога, учителя и обучающихся индивидов.

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «этика общения», нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «этика».

Коммуникативное взаимодействие в узком смысле – это взаимодействие индивидов посредством вербальных и невербальных инструментов коммуникаций. А этика представляет собой дисциплину, изучающую нравственность и мораль. Поэтому этика общения являет собой нравственный, морально-этический анализ ценностей общения, его особенностей (добродетелей и пороков), и техник. Такой анализ пронизывает все многообразие феноменов общения. Одновременно с этим этика общения рассматривает и оценивает процессуальную сторону коммуникаций, т.е. она рассматривает искусство общения, основываясь на морально-этическом опыте и ценностно-нравственных ориентирах.

Этика общения в узком смысле представляет собой совокупность определенных практических приемов, правил и норм (в основном, морально-нравственных) общения. Она охватывает изучение проблем коммуникаций, как с точки зрения существующего, так и с позиции должного.

Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции. Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.

Этика общения обучает тому, как нужно правильно взаимодействовать в сфере коммуникативных взаимоотношений, и как не следует общаться. Целью этики являются не знания в общем смысле, а поступки, поведение. И этику человеку следует изучать для того чтобы сделаться добродетельным.

Понятие общения и коммуникации с точки зрения этики – это привитие индивиду культуры речи и морально-нравственных норм поведения, добродетели и ценностных ориентиров, которые приняты в конкретном социуме или обусловлены национальностью, местом жительства. Понятие речевого общения в этике сводится к процессу установления и дальнейшему следованию культурному целенаправленному, прямому или опосредованному контакту между индивидами при помощи языковых систем.

Понятие речевого общения сегодня рассматривается в качестве некого определенного аспекта жизнедеятельности. Общение играет роль одного из стержневых условий, при котором происходит проявление и раскрытие наилучших черт личности, образование и развитие ее сознания, формирование самосознания. Рефлексируя, поддавая анализу отношение окружающего социума к собственной особе, общаясь с окружающими, индивид выявляет потребность в самосовершенствовании, которую осуществляет в ходе самовоспитания.

Выделяют стержневые функции коммуникаций: эмотивную, функцию понимания, координационную, побудительную, функцию установления взаимоотношений и оказания влияния.

Эмотивная функция прослеживается в возбуждении в собеседнике необходимых эмоциональных настроений, а также трансформации собственных переживаний с его помощью.

Информационная – охватывает обмен данными, мировоззрениями, позициями, планами, решениями и др.

Контактная – проявляется в становлении контактов в качестве обоюдной готовности к приобретению и трансляции сведений, поддержании взаимодействия в виде устойчивого обоюдного ориентирования.

Функция понимания охватывает адекватное восприятие, осознание сути сообщения и обоюдное понимание замыслов, целей, намерений, переживаний, установок.

Координационная функция демонстрируется в обоюдно направленном ориентировании, координированности и гармоничности действий, поступков в процессе совместного взаимодействия.

Побудительная – выражается в стимуляции активности собеседника с целью придания ему направления на исполнение определенных действий.

Функция установления отношений выражается в постижении и фиксации собственной персональной позиции в системах ролевых, деловых, статусных и прочих взаимосвязей социальных групп, в которых взаимодействует субъект.

Функция оказания влияния проявляется в трансформации настроя, поведения, состояний, личностных и смысловых образований собеседника.

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «культура общения» нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «культура».

Коммуникативный процесс, объединяющий людей между собой, носит название общение. Культура в общем смысле термина означает воспитание, формирование личности. Это людское взаимодействие в самых различных его проявлениях, которое охватывает личностное самовыражение и самопознание, накопление человеком отдельно и социумом в целом опыта.

Культурой общения именуют своеобразный свод правил, норм, которые надлежит соблюдать каждому уважающему себя человеку. Показателем уровня образованности и культурности является именно соблюдение этих правил и норм поведения. Ведь без культуры невозможно полноценно взаимодействовать с социумом в развитом и цивилизованном государстве, нельзя вести преуспевающий бизнес и успешно налаживать деловые контакты.

С развитием речи появилась возможность разнообразия сути транслируемого и получаемого в ходе коммуникаций сообщения. Также появилась возможность обогащения средств и инструментальных аспектов коммуникаций.

Последующее развитие коммуникативного взаимодействия можно представить в качестве постепенного накопления человеком культуры общения. Такое накопление происходит, в первую очередь, на основе рефлексии, саморегуляции и обратной связи.

Высокоразвитая личность с позиции психологии отличается от менее развитой личности не только своей проявленной потребностью в коммуникациях с разными людьми, но также и богатым содержанием, многочисленностью целей и большим выбором инструментов для коммуникаций. Также несомненна и связь культуры общения с деятельностью, так как коммуникационное взаимодействие и деятельность формирует неразрывную цельность. Ведь одно невозможно без другого.

Человечество просто не в состоянии осуществлять полноценную и эффективную взаимную деятельность без установления контакта между отдельными индивидами, в нее включенными, и обществом в целом. Также деятельность невозможна и без установления должного уровня взаимопонимания между субъектами.

Понятие общения и коммуникации сегодня представляет собой достаточно сложный и многосторонний процесс формирования и развития взаимных контактов между индивидами, который происходит вследствие «рождения» потребностей совместной деятельности и содержит в себе обмен данными, выработку целостной стратегии деятельности, прием и постижение другой личности.

Коммуникативное взаимодействие бывает словесным, т.е. вербальным, и бессловесным, т.е. неречевым. Словесное представлено языковыми системами, а неречевое – мимикой, разнообразными жестами, пантомимикой, положением тела при взаимодействии и др.

Коммуникации содержат в себе три уровня: внутри- и межличностное, общественное. Внутриличностные коммуникации выражаются в мысленном общении индивида с собственным «Я». Такой уровень встречается, когда субъект строит планы, намечает задачи и цели, вырабатывает стратегии, готовится к взаимодействию с социумом. Межличностные коммуникации соответственно означают общение как минимум между двумя особами. Общественные – подразумевают коммуникации субъекта с большой социальной группой.

Выделяют три важнейших аспекта коммуникаций между субъектами – это соответственно коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативный аспект проявляется в выявлении специфики процесса обмена сообщениями между индивидами.

Интерактивный демонстрируется во взаимодействиях партнеров при создании и выполнении обоюдно направленной деятельности.

Перцептивный заключается в формировании образа другого субъекта, благодаря соотношению физических особенностей с психологическими характеристиками поведения.

Источники:
Все о психологии
Понятие общения, если говорить более официальным научным языком, — это особенный специфический тип отношений между отдельными личностями, посредством которого происходит обмен информацией, а также про
http://www.edu-psycho.ru/struktura-obscheniya-ponyatie-obscheniya.html
Понятие общения
Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет
https://studopedia.ru/3_40440_ponyatie-obshcheniya-vidi-obshcheniya.html
Понятие общения
Понятие общения обозначает сложный и многосторонний процесс коммуникационного взаимодействия индивидов, который имеет зависимость от множества обстоятельств
http://psihomed.com/ponyatie-obshheniya/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

как отвечать на положительные отзывы Как написать классный отзыв: 7 шагов примеры Всем добрый день! С Вами снова Даниил Шардаков,… (4)Что испытывает мужчина когда хочет женщину 15 признаков, что женщина нравится мужчине. Если мужчина хочет женщину: признаки Каждая женщина хочет быть… (4)Как забыть человека к которому привык Как быстро забыть любимого человека — советы психолога Разрыв отношений все люди переживают очень тяжело.… (3)как проявляется страсть у мужчин Как проявляется ревность у мужчин: типичные признакиКак проявляется ревность у мужчин: типичные признаки Пожалуй, каждая… (3)Заморозить врага магия Клуб Практиков Итак заморозка: Берется фото злоумышленника, на обратной стороне с чувством пишется всё- что… (3)

COMMENTS