Проблема общения в социальной психологии

14 ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

14 ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблема общения в отечественной социальной психологии не решается простым суммированием его составляющих. По мнению А. Н. Леонтьева, через общение реализуется вся система отношений человека. Отношения человека к окружающему миру всегда опосредованы его отношением к людям и обществу. Общение одновременно существует и в структуре общественных и межличностных отношений. Наиболее изучено в рамках социальной психологии общение как реализация межличностных отношений.

Развитие общения в мире определяется развитием всех общественных процессов. Оно меняется вследствие совершенствования средств технической связи, а также из-за изменения социальных функций человека. Преобладавшее ранее непосредственное общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным и становится более массовым. Само же непосредственное общение характеризуется увеличением вынужденных контактов между людьми.

Общение может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации, общей культурой и др.

Фатический (от лат. fatuus – «глупый») – самый примитивный уровень общения, предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.

Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.

Личностный (духовный) уровень – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.

Отличительной особенностью человека является общение с самим собой. Это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться. В ходе такого разговора человек мысленно может общаться с тем, с кем общался недавно, продумывать тактику будущего общения и т. п.

В рамках социальной психологии уместна следующая классификация видов общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.

В последние годы наиболее актуальным является вопрос рассмотрения общения с позиций гуманистической психологии, в основе которой лежат открытость и искренность контактов.

Лекция 22

Лекция 22. Проблема общения в социальной психологии

В реальной жизни человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (И.С.Кон). Роль предполагает не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности..

Г.М. Андреева представила межличностные отношения как особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

Общение– взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций для установления взаимоотношений.

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Поскольку общение понимается как реальность человеческих отношений, и предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.

Характер связи деятельность и общения понимается по-разному:

1) Б.Ф. Ломов рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

2) А.Н. Леонтьев понимает общение как определенную сторону деятельности, по его мнению, оно включено в любую деятельность, является ее элементом, а деятельность является условием общения;

3) Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности, причем с этой позиции общение может пониматься как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза (Д.Б. Эльконин), или может рассматриваться как один из видов деятельности, в котором отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев)

Виды общенияпредставленны дихотомиями.

1) Непосредственное общение – опосредованное общение.

Непосредственное общение – прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и невербальных сигналов.

Опосредованное или косвенное общение – общение в ситуациях, когда общающиеся индивиды отдалены друг от друга расстоянием или временем. В современном обществе такое общение реализуется преимущественно с помощью различных средств связи.

2) Межличностное общение – массовое общение.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в различных группах. В процессе межличностное общение общающиеся индивид имеет необходимый минимум информации о собеседники или аудитории, что позволяет ему контролировать процесс взаимодействия.

Массовое общение – это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью радио, телевидения, газет журналов, т.е. с помощью СМИ. Общение с помощью средств массовой информации характеризуется сложностью или полным отсутствием обратной связи, а также анонимностью аудитории, которой предоставляется информация.

3) Межперсональное общение – ролевое общение.

Межперсональное общение предполагает контакт людей как личностей, как носителей уникальных качеств. В ходе межперсонального общения общающиеся узнают друг друга, раскрываясь и проявляя эти качества, и обмениваясь ими.

Ролевое общение предполагает контакт людей как носители определенных ролей. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств и оценивается другими по качеству выполнения функций, которые предписаны ему ролью.

4) Доверительное общение – конфликтное общение

Доверительное общение предполагает передачу особо значимой информации. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

5) Личное общение – деловое общение.

Личное общение — это обмен неофициальной информацией, а деловое — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Выделяют также два типа общения, которые определяются по критерию равноправия партнеров: монологическое общение предполагает субъект – объектное взаимодействие, диалогическое общение осуществляется на субъект – субъектном уровне.

Монологическое общениереализуется при неравноправных позициях партнеров и может быть императивным и манипулятивным. В ходе императивного (авторитарного или директивного) общения один из партнеров стремится подчинить себе другого, контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При манипулятивном общении один из партнеров стремиться оказать скрытое воздействие на другого.

Диалогическое(гуманистическое) основано на равноправии партнеров и реализуется лишь в случае соблюдения ряда принципов:

принцип «здесь и теперь» предполагает ориентацию на собеседника,

принцип доверительности реализуется в безоценочном отношении к личности собеседника, принятии его,

принцип паритетности связан с восприятием партнера как равного, имеющего право на свое мнение и решения,

принцип «проблематизации» предполагает направленность диалога на решение проблемы,

принцип персонификации выражается в обращении от своего имени, выражении своих истинных чувств и желаний.

1) Самый примитивный уровень общения – фатический, который заключается в обмене репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение крайне ограничено, поверхностно, реализуется на уровне автоматизма, по инерции, конвенционально и часто не предполагает передачу полезной информации.

2) Информационный уровеньпредполагает обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности.

3) Личностный (духовный) уровеньхарактеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Общение на данном уровне направлено на активацию позитивного отношения общающихся к себе, другим и окружающему миру в целом.

4) Внутренний уровеньпредполагает общение человека с самим собой, которое проявляется в функции самосознания.

Основными целями общениямогут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека

По своему значению общение многофункционально:

Инструментальная (прагматическая) функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

Функция самовыражения предполагает раскрытие индивидом в процессе общения своих идей, мнений, ценностей, точек зрения и т.д.

Функция социализации (формирующая функция) проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;

Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми индивид может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах, получая положительное подкрепление от собеседников;

Функция организации и поддержания межличностных отношений (синдикативная функция) связана с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных;

Внутриличностная функция проявляется в диалоге с самим собой, в понимании речи как универсального способа мышления.

Общение имеет свою структуру, в которой условно выделяют три взаимосвязанные стороны:

Коммуникативная сторонаобщения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

Интерактивная стороназаключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

Перцептивная сторона, означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  • МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  • ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  • ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ (коммуникативная сторона общения)

  • ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (интерактивная сторона общения)

  • ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА (перцептивная сторона общения)

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

  • ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  • ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

  • СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

  • ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

  • ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

  • ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  • ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    Социальная психология

    Социальная психология — это раздел научной (теоретико-эмпирической) и практической психологии, предметом изучения которой являются взаимоотношения людей, их поведение, совместная деятельность и явления, формирующиеся непосредственно в процессе взаимодействия и общения малыми, средними и большими социальными группами.

    Социальная психология исследует социальную зависимость личностных качеств и особенностей.

    Основным понятием в социальной психологии считается понятие социальная группа — объединение людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Для формирования группы может быть достаточно и одного из выше перечисленных факторов.

    Предметом социальной психологии является исследовательская работа по изучению:

    • взаимосвязи психических взаимодействий людей,
    • различных способов влияния на отдельного человека и социальные группы,
    • социально-психологических характеристик человека и социальных групп как субъектов социальных отношений;
    • взаимосвязи деятельности и поведения людей, состоящих в социальных группах.

    Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

    Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

    • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
    • Массовые психические явления;
    • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
    • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
    • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
      • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
      • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
      • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
      • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

    Краткий список основных проблем социальной психологии:

    • Внутригрупповые колебания;
    • Ступени развития социальных групп;
    • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
    • Психологические характеристики социальных групп;
    • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
    • Межгрупповые социальные отношения;
    • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
    • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
    • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
    • Управление социально-психологическими процессами.
    • Более подробно в статье проблемы социальной психологии

    Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

    • анкетирование;
    • интервьюирование;
    • беседа;
    • групповой эксперимент;
    • изучение документов;
    • наблюдение (включенное и не включенное).

    Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии — измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

    Рис. 1. Социограмма. По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

    Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

    Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

    Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением, Г.Лебон — с точки зрения психического заражения, Г.Тард — теорией подражания.

    1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию» У. Мак-Дауголла.

    В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии — экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

    Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

    У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

    Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

    Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества — микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

    В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

    Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами: агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

    1. Психоаналитическое;
    2. Необихевиористское;
    3. Когнитивистское;
    4. Интеракционистское.

    Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа — макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

    Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

    Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

    Одна из самых известных теорий необихевиористского направления — теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

    У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

    В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

    Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе — интеракции, базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль» ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

    Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

    Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

    Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

    Ниже представлен список рекомендуемых учебных книг по социальной психологии:

    • Социальная психология — Андреева Г.М. Скачать
    • Психология социального познания — Андреева Г.М Скачать
    • Современная социальная психология — Шихарев П.Н. Скачать
    • Социальная психология — Майерс Д. Скачать

    Источники:
    14 ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    14 ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Проблема общения в отечественной социальной психологии не решается простым суммированием его составляющих. По мнению А. Н. Леонтьева, через общение
    http://www.razlib.ru/psihologija/socialnaja_psihologija_shpargalka/p14.php
    Лекция 22
    Лекция 22. Проблема общения в социальной психологии В реальной жизни человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать
    https://studfiles.net/preview/2437651/page:25/
    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
    http://psylib.ukrweb.net/books/andrg01/index.htm
    Социальная психология
    Статья по социальной психологии: определение, предмет и объект, основные задачи, проблемы и методы; история и направления и лучшие учебные книги.
    http://1vc0.ru/socialnaya-psixologiya

  • COMMENTS