Продуктивное общение

ПОМОГИТЕ СРОЧНО! ЗАРАНИЕ СПАСИБО СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Разговор — это тот процесс, который конкретизирует наши отношения. Допустим, вы правильно выбрали позу, уловили настроение собеседника, так сказать, заложили благоприятный фундамент для начала разговора. Теперь главной задачей является правильное построение самой беседы.

При организации общения необходимо правильно определиться с выбором его стратегии. К основным стратегиям и тактикам продуктивного общения относятся:

— Стратегия открытого общения предполагает желание и умение выразить полно и доходчиво свою точку зрения, с одной стороны, а с другой — готовность учитывать позицию собеседника.

— Стратегия закрытого общения — нежелание, неумение выразить полно и доходчиво свою точку зрения. В отдельных случаях она приемлема и даже необходима при различном уровне субъектов общения и когда бессмысленно тратить время на поднятие уровня компетентности одного из собеседников; или в конфликтных ситуациях.

— Полузакрытое общение — одностороннее выспрашивание, попытка выяснить позицию собеседника не раскрывая собственной.

— Стратегия монологического общения — излагается собственная позиция и не планируется выяснения позиции других участников.

— Диалогическое общение — на равных в общении участвуют все собеседники.

— Ролевое общение — предполагает общение исходя из выполняемых социальных ролей (отец, мать, брат, сестра, ребенок, муж, жена).

— Личностное общение — общение «по душам».

Если общение с другими людьми проходит гладко, то мы не задумываемся об обоюдных мотивах общения. Если же возникают препятствия и конфликты, мы невольно начинаем задумываться о мотивах другого, проверяем предположения о них и корректируем собственные ожидания и поведение. Чем сложнее деятельность, тем труднее осознавание и точная постановка ее цели. В общении цели чаще всего выражены недостаточно отчетливо. Точно так же мы имеем недостаточно ясные представления о целях общения другого человека, особенно если он и сам их плохо осознает. Поэтому одним из главных факторов, дезорганизующих общение, является неопределенность его целей.

Общение зависит от того, в какой степени нам удалось вызвать в партнере желательные переживания, стремления и виды поведения. На улыбку, как правило, отвечают улыбкой, на приветствие — приветствием, на вопрос — ответом. Поэтому искусство общения состоит как раз в том, чтобы непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение.

Техника вовлечения другого в общение будет различной в зависимости от того, какая потребность актуализируется в данной ситуации, какие образы возникают в сознании партнера по общению.

Каждая потребность имеет свою специфическую технику удовлетворения, которая вырабатывается большей частью бессознательно в повседневном общении и может быть адекватной или неадекватной, эффективной или неэффективной. Она способствует удовлетворению потребностей, вызвавших необходимость общения.

Продуктивное общение

Если Вы бываете недовольны тем, как Вам удаются переговоры, то попробуйте тезисно набрасывать план разговора, делайте пометки. Репетируйте, в конце концов.

Умение вести разговор складывается из умения слушать, умения говорить, а также умения уловить настроение собеседника, контролировать направление беседы. Сам разговор состоит из приветствия, которое может включать знакомство, самого содержания, в процессе которого происходит основной обмен между собеседниками, завершение его, которое подытожит результат переговоров, и прощания.

Начинается разговор с приветствия. Приветствие может сопровождаться рукопожатием. Иногда сложно определить, когда оно уместно, а когда – нет. Если речь идет о знакомстве, то первым представляется тот, кто пришел.

Если Вы идете с запланированным визитом к незнакомому человеку, например, на собеседование, то постарайтесь заранее узнать его имя. Лучшее обращение, если Вы рассчитываете на дальнейшее общение – это обращение по имени-отчеству. Если Вы хотите подчеркнуть официальность посещения, то можно ограничиться фамилией с обращением, или должностью. Но эта форма, например, «господин инспектор», не прижилась еще в нашем обществе настолько, чтобы можно было считать ее общеупотребительной. Правда, отдельным господам она очень нравится. Если Вы собрали и использовали такие сведения – большой плюс Вам, как карьеристу.

Но вообще, обращение по имени или имени-отчеству открывает большие перспективы. Не забывайте о том, что имя – это сакральная метка человека и часть его сущности. Безличное обращение гораздо менее эффективно. Людям нравится, когда их имя звучит уважительно и значимо. Эта симпатия к своему имени переходит на того, кто его произносит, и активизирует внимание собеседника. Если вы не знаете имени человека, можно сказать что-то вроде: «очень приятно», представиться, и сделать паузу.

Никогда не начинайте говорить, пока на Вас не обратят внимание, если Вы вошли в кабинет. Подождите.

Имя собеседника следует употреблять почаще, это поможет установлению контакта.

Существуют правила для слушающих и правила для говорящих.

Говорящий должен начинать с легкой, нейтральной темы, чтобы логически подвести разговор к главному. При этом для стимуляции интереса собеседника рекомендуется вставлять в речь обороты, которые положительно характеризуют того, кто слушает. Естественно, это должно делаться с достоинством и без подобострастия, так как оно раздражает и создает впечатление неискренности. Уместны будут выражения вроде «зная Вашу компетентность» – эта фраза поможет выяснить отношение к вопросу и получить информацию, «если я Вас правильно понял»– этот оборот тактично напомнит о данном обещании, и тому подобные вставки.

Говорящий правильно поступит, если без крайней необходимости не станет высказываться категорично, а вместо этого пригласит собеседника к выработке общего мнения. «Мне кажется» с успехом можно заменить «не кажется ли Вам». Смысл один и тот же, а впечатление и результат могут быть противоположными. Делайте паузы, чтобы дать осознать то, что говорите. И наоборот, ускорьте темп речи, если хотите избежать возражений, делайте паузы в тех местах, где собеседник, скорее всего, согласится с Вами.

Отдельный вид разговора – телефонный. Люди независимые и уверенные в себе любят этот вид коммуникации. Обычно он нравится тем, кто легко облекает свои мысли в слова. Но некоторым этот вид общения труден. Почему, и как это изменить?

Не видя собеседника, иногда трудно просчитать его реакцию. Но ведь он тоже не видит Вас, так что не думайте об этом. То, что ценится в телефонном разговоре – вежливый, энергичный тон, внятная лаконичная речь, отсутствие длинных отступлений. Если Вам не удаются телефонные разговоры, то нужно поработать над голосом. Он должен звучать приятно и естественно, без режущих или тянущих интонаций. Дикция должна быть хорошей.

Тот, кто звонит, должен обязательно представиться. Даже если Вам ответит хорошо подготовленный офис-менеджер или секретарь, или сам руководитель или тот сотрудник, который Вам нужен, представьтесь обязательно.

Для чего все это нужно? Общение – это одно из главных средств карьериста. Но, повторяю, это не цель, а средство. Цель – завязывание полезных знакомств, где только можно, и расширение кругозора, а также сбор информации, приобретение возможных союзников, покровителей и последователей. Ищите возможности для приобретения союзников везде. В процессе общения Вы обязательно получите массу полезной информации, которая Вам обязательно пригодится. Уже не говоря о том, как необходимо умение общаться на службе для того, чтобы обеспечить себе карьерный рост.

НАУЧИТЕСЬ ВЫГЛЯДЕТЬ, КАК ЧЕЛОВЕК, ДЕЛАЮЩИЙ КАРЬЕРУ – И ВЫ ЕЕ СДЕЛАЕТЕ.

НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ СЕБЯ ВЕСТИ, КАК ТОТ, КОМУ КАРЬЕРА ПОД СИЛУ

Как стать замеченным, рассмотрим позже, а сейчас поговорим о самом главном – как наилучшим образом войти в новый коллектив.

Новичка, пришедшего в любую компанию, в первую очередь волнуют проблемы взаимоотношений с начальством, а также с коллегами по работе.

Тем более что эти проблемы часто неразделимы. Неудачно сложившийся первый день, глупый конфликт или просто неосторожное высказывание могут заметно подпортить вашу репутацию в глазах начальства. И наоборот, даже поддержка руководства может не спасти человека, у которого хронически не складываются отношения с остальными членами дружного коллектива. В большинстве же случаев люди увольняются именно потому, что не «приживаются» в компании.

Слово «прижиться» нередко вызывает в сознании образ только что посаженного в почву растения. И чаще всего именно оно отражают суть вхождения человека в новый коллектив. К счастью, адаптация сотрудника на новом месте работы зависит все-таки в большей степени от самого человека, нежели от его начальника. А иначе статистика ухода новобранцев из фирм была бы еще более печальной.

Хороший совет – представьте себя на месте старожила компании, и подумайте, какой бы новый работник понравился Вам. Достаточно просто ответить на этот вопрос. Вот описание человека, который не вызывает ни у кого в старом коллективе неприязни:

Аккуратный, немногословный, вежливый сотрудник, который ведет себя с достоинством, демонстрирует желание узнать, как остальным работникам было бы удобнее с ним сотрудничать. Он готов к тому, чтобы принять правила, которые сложились до его прихода, но не позволит собой помыкать.

Такой человек спросит, в чем заключается его работа и к кому следует обращаться за указаниями. Он не должен приставать с расспросами. Но произведет хорошее впечатление, если новый работник не станет сразу же рассказывать свою биографию, начиная с ясельного возраста. Неприятно также слышать, какие глупые и непорядочные люди окружали его на прошлом месте работы. Рассказ, как человека «съели», но как он потом всем отомстил, вызывает опасения и осторожность и никак не способствует установлению контакта. Прямые расспросы о личных качествах сотрудников и начальства – также дурной тон.

Еще хуже, если, только переступив порог учреждения, человек начинает расписывать планы, согласно которым он все изменит и перестроит. Такие высказывания обеспечат новобранцу множество врагов.

К сожалению, некоторые новоиспеченные работники склонны уповать на поддержку руководства. Человек считает, что если он прошел конкурс, и его сочли пригодным для данной должности, то он может рассчитывать а то, что руководство ему поможет в установлении контакта с коллективом, поддерживать все начинания. Действительно, логика в таких рассуждениях есть. Любой нормальный руководитель заинтересован в плодотворной работе своего подразделения, а значит, и каждого его сотрудника. Но в жизни не всегда есть место стройным логическим рассуждениям.

Бывает и так: в погоне за новыми нестандартными решениями, некоторые руководители высшего и среднего звена иногда просто не знают, чего хотят. А, как известно, угодить такому человеку чрезвычайно сложно. Поэтому Вы сами в первую очередь должны определиться, чего же хотите Вы. От этой компании, от этой должности, а также от сослуживцев. И тогда можно выстроить свою линию поведения таким образом, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями. Поверьте, через полгода вопрос выживания уже не будет для вас таким острым и болезненным. Если, конечно, Вы снова не решите сменить место работы.

Часто люди вынуждены увольняться по истечении испытательного срока. Причин для увольнения обычно всего две. Либо специалисты не оправдали надежд руководства, либо не сумели за это время правильно построить отношения с коллективом. И предпосылки для таких неудач часто кроются в первых днях пребывания в компании.

Во многих организациях и фирмах существует корпоративный кодекс.

Лучше всего ознакомиться с ним сразу после того, как Вас приняли в фирму, или в первый же рабочий день. Главное – в подробностях ознакомиться с тем, что можно делать в компании, а что нет. Ни в коем случае не критикуйте его вслух. Правила игры, которые, как известно, определяет работодатель, нужно уважать. И к тому же, о Вашем негативном отношении сразу станет известно начальству. Вы сделаете сразу три ошибки: дадите повод для доноса, продемонстрируете свою недалекость и невежливо поступите по отношению к новым коллегам, которые этот кодекс соблюдают. В любом случае, вам придется им подчиниться или же отказаться от идеи работать на этом месте.

Не всегда в корпоративном кодексе правила изложены исчерпывающе ясно. Если у вас появятся вопросы, касающиеся корпоративных правил, не задавайте их сразу. Подумайте, в какой форме это лучше сделать и к кому из сотрудников следует обратиться. Желательно сразу же определить, кто в компании наиболее опытный и уважаемый человек. Именно он лучше всех знает, что нужно и можно делать в компании, а возникающие у вас вопросы – прекрасный повод пойти на контакт.

Бывает, что нового сотрудника провоцируют. Следует тактично уклоняться от высказывания каких-то суждений, пока не сориентируетесь в обстановке.

В действительно хороших фирмах за вновь пришедшим сотрудником вне зависимости от его квалификации обязательно закрепляют консультанта из числа опытных сотрудников. Так что если вы уже топ-менеджер, а вам вдруг приставляют какого-то наставника, не торопитесь обижаться. Это свидетельство реальной заботы руководства о вашем будущем. По крайней мере, вам уже не придется ломать голову над тем, кого побеспокоить по интересующему вас вопросу. Кроме того «опекун» может в будущем оказать вам добрую услугу. Быть может, он и окажется тем самым человеком, который будет способствовать сокращению вашего испытательного срока. И потом, вы же ищете союзников, разве не так?

Завяжите теплые отношения с более старшим сотрудником компании, попросите его стать Вашим наставником. Это вовсе не означает, что Вы будете выполнять его поручения и служить ему «мальчиком на побегушках», просто в случае каких-либо неудач Вам будет к кому обратиться и спросить совета. К тому же в ситуации, когда необходимо будет решить какие-то карьерные вопросы, Ваш «наставник», возможно, сможет Вам помочь одной только силой своего авторитета.

Займите выжидательную позицию, осмотритесь. В предыдущих главах Вы узнали достаточно о способах коммуникации, получили представление о том, как моделировать отношение к себе, надеемся, что немного научились читать информацию между строк разговора.

Присмотреться нужно и к коллегам, и к начальству, и к отношениям между ними.

Многое можно почерпнуть, побывав в приемной. Если секретарь постоянно занята и говорит ледяным голосом, скорее всего, у шефа трудный характер. Если в приемной всегда толпятся люди, то по выражению тех, кто выходит из кабинета, можно примерно составить себе представление о том, каков начальник в общении. Но к такого рода выводам следует подходить статистически. Ведь день на день не приходится, да и посетители бывают разные. Но особенно нужно быть осторожным, если еще в приемной Вас встречает атмосфера «супер» – длинноногая секретарша, которая смотрит на Вас как на моль, но бодро носит подносы с кофе. Если везде ковры, цветы, шикарная дверь, и никогда нет шефа. Если приемная выглядит таким образом в то время, когда остальные отделы все в мыле и постоянно не хватает бумаги для принтера, возможно, Вы выбрали не ту фирму.

Убранство кабинета босса может рассказать о некоторых его чертах, но для полноты картины следует пообщаться с его хозяином. Возможно, что это вообще кабинет от прошлого владельца, а нынешнему просто все равно, он слишком занят работой. И вообще, не торопитесь делать выводы.

Итак, тем, кто только пришел в коллектив, можно посоветовать:

Продуктивное общение

Дарья Крапивиначлен делегации Свердловской области

Приехала на площадку «Молодежные общественные объединения», прияла участие в соревнованиях по фрироупу

Участие в соревновании мне доставило большое удовольствие. Впечатлений получила много, и все они положительные! В детстве я ездила в палаточный лагерь и знаю, что такое скаутская тропа, в чем-то это направление и фрироуп схожи. В целом спорт мне не чужд. Я занималась скалолазанием, что помогло в прохождении сегодняшнего соревнования, потому что там тоже необходимо правильно распределять вес собственного тела. Также мне близки плавание, бадминтон, танцы. Вообще я считаю, что занятие спортом и физической культурой способствуют повышению успешности человека. Спорт дисциплинирует, начинаешь следить за своим здоровьем. Но и, конечно, о духовной составляющей забывать нельзя.

Сергей Шамрай – председатель комитета по социальной политике в молодежном парламенте при Думе Ханты-Мансийского автономного округа

Приехал на площадку «Молодые политики и парламентарии», посетил мастер-класс «Основы эффективной коммуникации. Успешная презентация»

Я пришел на мастер-класс, потому что эффективные коммуникации – это одна из тех вещей, которых нам не хватает. То есть говорить умеют все, но делать это эффективно – немногие. Дмитрий Сергеев – это человек, с которым я уже пересекался, и наш опыт общения был положительным. Как отличный специалист он обладает уникальной техникой передачи информации. Те примеры и та манера изложения, которые он использовал, оставляют в памяти у каждого человека определенные зацепки. Это первый преподаватель, который пел перед нами, провоцировал участников делать ошибки и самостоятельно исправлял их. Он провоцировал раскрывать свои стереотипы и выходить за рамки шаблонов, которые мы используем в общении.

Андрей Адамов – директор ООО «Интернет-компания “Приоритет”»

Приехал на площадку «Предпринимательство», посетил видеосеминар Игоря Манна «Маркетин без денег»

На мастер-классе нам продемонстрировали успешные стратегии продвижения с минимальными затратами. Для себя я вынес несколько важных моментов. Эти знания пригодятся в ведении бизнеса, чтобы составить здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг. Нашим модератором выступил генеральный директор ГК «Маркетинг-Консультант» Сергей Разуваев. Стоит отдать ему должное – информацию он подает в очень интересной форме, выстраивает конструктивный диалог с аудиторией. Я бывал на разных мастер-классах и могу сказать, что Разуваев не отстает от московских тренеров. Кстати, я был на занятиях Манна и, если честно, его выступление, по сравнению с сегодняшним тренером, мне понравилось меньше.

Андрей Калашниковмолодой предприниматель, имеет 2 высших образования, делегация Свердловской области

Приехал на площадку «Предприниматели», посетил ток-шоу с молодыми предпринимателями «Как открыть свой бизнес и стать успешным»

Андрей Потаповпредседатель Общественной молодежной палаты при Тюменской областной Думе

Приехал на площадку «Молодые парламентарии и политики», посетил образовательный мастер-класс «Управление карьерой»

За несколько дней я успел посетить много занятий, но этот мастер-класс привлек мое внимание больше предыдущих. Харизматичный бизнес-тренер, исполнительный директор московского Центра коммуникативных технологий Денис Дегтярев поделился с нами хорошими примерами построения успешной карьеры. А главное, он дал алгоритм, придерживаясь которого ты непременно достигнешь поставленной цели. Все вместе мы отвечали на вопрос, какие ресурсы и задачи должен ставить перед собой человек для достижения цели. Важно, что тренер озвучил моменты, на которых человек может сломаться и отказаться от своей цели. Это важно, потому что теперь мы знаем, каких ситуаций лучше избегать.

Продуктивное общение

4 Условие и способы эффективного общения

Основными параметрами эффективности общения являются умения и навыки человека в использовании двух техник общения: техники понимающего общения и техники директивного общения.

Техника понимающего общения – это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т. п.

Существенными условиями для создания такого климата доверия являются следующие установки субъекта общения на взаимодействие с партнером:

Установка на понимающее реагирование означает наше осознанное стремление реагировать на высказывания и эмоциональные состояния партнера без оценок, стремясь понять их его собственными глазами.

Правила понимающего реагирования. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт, целесообразно придерживаться в общении ряда правил:

больше слушайте, меньше говорите сами, «следуйте» за высказываниями и эмоциями партнера;

воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить с вашей точки зрения;

стремитесь реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера;

стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Перечислим приемы понимающего реагирования:

простые фразы, подтверждающие наличие контакта (выражение внимания и интереса);

перефразирование высказываний и открыто выражаемых чувств партнера (выражение внимания и проверка правильности понимания);

выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто (реагирование на то, что, по вашему мнению, находится всезнании партнера);

зондирование не полностью осознаваемых эмоциональных состояний собеседника («вытягивание» в поле сознания партнера причин эмоциональных состояний);

молчание как прием реагирования (осознанное использование молчания в ходе беседы);

невербальные реакции (осознанное использование в общении «языка тела»);

интерпретация (вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера);

резюмирование (вариант расширенного перефразирования логически завершенного фрагмента разговора);

подбадривания и заверения (способ подтверждения того, что вы хотите понять и принять без оценивания мысли и чувства собеседника);

вопросы, проясняющие позицию собеседника (неоценочные вопросы, которые являются вашей реакцией на сказанное и выраженное собеседником в разговоре).

Установка принятия личности партнера – это наша готовность к стремлению проявлять к нему, безусловно, положительное уважение, независимо от его достоинств и недостатков.

Установка на согласованность своего поведения в содержательном плане означает в определенном смысле правдивость и открытость своего поведения в общении с партнером. Согласованность поведения достигается тогда, когда то, что мы открыто, выражаем собеседнику словами и жестами, согласуется с нашими внутренними чувствами и переживаниями в момент беседы, и когда мы осознаем свои внутренние эмоциональные состояния.

Техника директивного общения – это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей.

Техника директивного общения как раз и ориентирована на то, чтобы преодолевать защитно-агрессивные навыки и привычки и достигать свои цели во взаимодействии с людьми с большей эффективностью и с меньшими психологическими и иными издержками.

В основе директивного подхода лежат следующие установки и правила:

на открытое, прямое и ясное выражение своих позиций, намерений и целей;

на открытое, активное поведение и действия по достижению своих целей;

на прямой и открытый отказ выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам;

на эффективную и решительную защиту себя от агрессивного поведения партнера;

на достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера.

Приемы директивного реагирования:

директивные вопросы (ориентация партнера на проблему, которую вы считаете целесообразным обсуждать в соответствии с вашими целями);

открытое выяснение противоречий в позиции партнера (ориентация партнера на осознание противоречий в рассуждениях и аргументах);

выражение сомнения по поводу высказываний собеседника;

выражение согласия или несогласия (одобрения, неодобрения);

совет, предложение, разъяснение (рекомендации собеседнику в связи с реализацией его целей);

принуждение (скрытая или прямая угроза партнеру, если он откажется действовать в соответствии с вашими намерениями).

В определенном смысле техника понимания – это техника оказания косвенного (не прямого) психологического воздействия или техника «активного слушания». Директивная техника – это техника оказания психологического воздействия на партнера [16, С. 93].

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Главное в успехе контактов заключается в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность.

Реакции приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся мы друг другу или нет.

На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой он приобретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал. Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внешнему облику и уделяют ему много внимания [16, с. 44]. Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности. Какое общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальным общение является в том случае, если реализуются цели участников общения в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.

При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение – это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.

Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное не достижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером [17, с. 50].

Принципы эффективного общения:

Это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они. Воспринимать мир с их позиций. Это умение «влезть в шкуру» другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.

Это способность не только чувствовать доброжелательность к людям, но и показывать всем своим существом это свое доброжелательное отношение к ним. Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки. Для этого надо научиться отделять человека и его поступки. Это готовность поддерживать других людей.

Это умение быть естественным в отношениях. Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем. Мы и роли – не одно и то же. У каждого человека их множество: мама, дочка, жена, профессионал, руководитель, ученик и т. д. Это способность быть собой в любых контактах с окружающими.

Это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных. Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях, действиях.

Это склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми. Это умение идти вперед в отношениях, а не только реагировать на то, что делают другие. Это способность устанавливать здоровые контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других. Это готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Это умение говорить и действовать напрямую. Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям.

7. Открытость и искренность.

Это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя. Это возможно сделать только тогда, когда мы нацелены на установление крепких отношений, и понимание того, что открытость способствует этому.

8. Умение принимать чувства других людей.

Это очень важное качество, отсутствие которого часто разрушает отношения на корню. Это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д.

Это исследовательское отношение к своей жизни и поведению. Стремление воспользоваться для этого помощью окружающих и готовность принять эту помощь через общение в том числе.

Это умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за происходящее. Здесь главный постулат: мы воспринимаем отношение человек к нам – позитивное или негативное, но мы сами режиссеры своей жизни и самооценки [18].

Закомплексованность в общении это такое психическое состояние, которое искажает или полностью блокирует поведение и действия человека тогда, когда он оказывается в центре внимания в непривычной обстановке. Закомплексованность в общении – это то, что не дает вам вести себя естественно и непринужденно, ощущать внутреннюю свободу и быть раскованным в общении, мешает нормально жить и развиваться [19, с. 6].

Если не избавиться от закомплексованности в общении, то это может сдерживать реализацию ваших лучших качеств, мешать развиваться профессионально и творчески, и вы со временем превратитесь в незаметного, серенького, издерганного человечка. И вместо радости полноценной жизни вашим уделом станет подавленность и угнетенность. Будете плохо говорить потому, что стесняетесь и закомплексованы. А оттого что плохо говорите, будете комплексовать еще больше. Не сможете отстаивать свое мнение, отсюда – постоянные обиды и внутренние конфликты. Духовная жизнь сильно обедняется. Станете замкнутыми, обидчивыми, ранимыми, будете избегать компаний. Вот что вас ждет, если вовремя не избавиться от закомплексованности в общении [19, с. 11].

Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Эти факторы являются предметом исследования в отечественной и зарубежной социальной психологии. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов. Имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что возрастные и профессиональные характеристики участников общения существенно влияют на процессы передачи и восприятия информации [20, с. 139].

Следовательно, можем сделать вывод, что основными параметрами эффективного общения являются умения применять правила и приемы реагирования, направленных на понимание партнера, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт необходимо уметь выслушать собеседника, выражать внимание и интерес к собеседнику. В общении должна присутствовать открытость и искренность. Препятствием эффективного общения является закомплексованность в общении. Оно искажает или полностью блокирует поведение и действия человека тогда, когда он оказывается в центре внимания в непривычной обстановке. Если не избавиться от закомплексованности в общении, то это может сдерживать реализацию ваших лучших качеств, мешать развиваться профессионально и творчески.

4.1 Особенности эффективного общения студентов

Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов.

Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: сидят в одной аудитории на лекциях, некоторые живут в одном здании (общежитии), участвуют в общественных мероприятиях.

Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как личностно формирующей среды, вызывают интерес к студенческой группе со стороны различных наук.

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм принятых в обществе образцов поведения, осуществляющих взаимодействие и взаимоотношения людей. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Нарушение этих норм приводит к разногласиям и конфликтам [21, с. 103].

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

На основе большого статистического материала и результатов собственных психологических экспериментов ученые исследовали поведение человека в социальной группе, сделали попытки выявления и научного обоснования различных форм и методов управления социальными группами на производстве. Ими были рассмотрены причины и способы повышения эффективности взаимодействия членов группы, этапы формирования группового взаимодействия, а также использованы различные методики изучения групповых процессов.

Значительный интерес во всем мире вызвали исследования О.Мёде и Ф.Олпорта. Они положили начало исследованиям по выявлению влияния, которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения ими определенной деятельности. При этом интерес привлекали случаи как позитивного, так и негативного отношения индивида к группе. Выяснилось, что общий эффект деятельности групп находится в прямой зависимости оттого, «рядом» или «вместе» они действовали, выполняя определенные задания. Было даже обнаружено, что присутствие наблюдателей из числа авторитетных для группы лиц создавало атмосферу, которая приводила к повышению производительности [22, с 53].

Исследования межличностного взаимодействия и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте объединить в две группы по параметру эффективности – неэффективности.

Основными параметрами эффективности взаимодействия являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения: техники понимающего общения и техники директивного общения.

Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения, как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия – неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения или прекращения установившегося контакта. И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживают доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий [23, с 104].

Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

Источники:
ПОМОГИТЕ СРОЧНО! ЗАРАНИЕ СПАСИБО СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Школьные знания.com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с учебой, обмениваются знаниями, опытом и взглядами.
https://znanija.com/task/27273898
Продуктивное общение
Продуктивное общение: Разговор – это тот процесс, который конкретизирует наши отношения. Допустим, что Вы правильно выбрали позу, уловили настроение собеседника, так сказать, заложили благоприятный фундамент для начала разговора. Теперь главной задачей является … — —
https://scicenter.online/karera-scicenter/produktivnoe-obschenie-38734.html
Продуктивное общение
Дарья Крапивина — член делегации Свердловской областиПриехала на площадку «Молодежные общественные объединения», прияла участие в соревнованиях по фрироупуУчастие в соревновании мне доставило большое удовольствие. Впечатлений получила много, и все они положительные! В детстве я ездила в палаточный лагерь и знаю, что такое скаутская тропа, в чем-то это направление и фрироуп схожи. В целом спорт мне не чужд. Я занималась скалолазанием, что помогло в прохождении сегодняшнего соревнования, потому что там тоже необходимо правильно распределять вес собственного тела. Также мне близки плавание, бадминтон, танцы. Вообще я считаю, что занятие спортом и физической культурой способствуют повышению успешности человека. Спорт дисциплинирует, начинаешь следить за своим здоровьем. Но и, конечно, о духовной составляющей забывать нельзя. Сергей Шамрай – председатель комитета по социальной политике в молодежном парламенте при Думе Ханты-Мансийского автономного округаПриехал на площадку «Молодые политики и парламентарии», посетил мастер-класс «Основы эффективной коммуникации. Успешная презентация»Я пришел на мастер-класс, потому что эффективные коммуникации – это одна из тех вещей, которых нам не хватает. То есть говорить умеют все, но делать это эффективно – немногие. Дмитрий Сергеев – это человек, с которым я уже пересекался, и наш опыт общения был положительным. Как отличный специалист он обладает уникальной техникой передачи информации. Те примеры и та манера изложения, которые он использовал, оставляют в памяти у каждого человека определенные зацепки. Это первый преподаватель, который пел перед нами, провоцировал участников делать ошибки и самостоятельно исправлял их. Он провоцировал раскрывать свои стереотипы и выходить за рамки шаблонов, которые мы используем в общении. Андрей Адамов – директор ООО «Интернет-компания “Приоритет”» Приехал на площадку «Предпринимательство», посетил видеосеминар Игоря Манна «Маркетин без денег»На мастер-классе нам продемонстрировали успешные стратегии продвижения с минимальными затратами. Для себя я вынес несколько важных моментов. Эти знания пригодятся в ведении бизнеса, чтобы составить здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг. Нашим модератором выступил генеральный директор ГК «Маркетинг-Консультант» Сергей Разуваев. Стоит отдать ему должное – информацию он подает в очень интересной форме, выстраивает конструктивный диалог с аудиторией. Я бывал на разных мастер-классах и могу сказать, что Разуваев не отстает от московских тренеров. Кстати, я был на занятиях Манна и, если честно, его выступление, по сравнению с сегодняшним тренером, мне понравилось меньше. Андрей Калашников – молодой предприниматель, имеет 2 высших образования, делегация Свердловской области Приехал на площадку «Предприниматели», посетил ток-шоу с молодыми предпринимателями «Как открыть свой бизнес и стать успешным»Остальные площадки представляли для меня наименьший интерес. Плюс форума, и в том числе этого ток-шоу, – в возможности встретиться и пообщаться с людьми твоей сферы и твоего возраста. Когда я вижу, что напротив меня сидит такой же молодой предприниматель и рассказывает мне о своих успехах, я запоминаю и анализирую, что он говорит. Конечно, это колоссальный опыт. Единственное, что меня смутило в этой площадке – это то, что сфер предпринимательства много. Я работаю только в одной – IT-сфере, и мне не очень интересно слушать про другие. Лекторы на этом ток-шоу находились со мной на одном уровне. У них нет сверхвыдающихся успехов, которые бы меня поразили. Мне казалось, что я с ними на равных. Я задал несколько отраслевых вопросов и получил на них развернутые ответы, что повысило для меня оценку этого мероприятия. То, что мы посетили не мастер-класс и не лекцию, это здорово. Обычно на этих мероприятиях дают информацию из учебников. Именно ток-шоу помогло нам пообщаться в форме диалога, то есть мы как будто находились в «кружке по интересам». Андрей Потапов – председатель Общественной молодежной палаты при Тюменской областной ДумеПриехал на площадку «Молодые парламентарии и политики», посетил образовательный мастер-класс «Управление карьерой»За несколько дней я успел посетить много занятий, но этот мастер-класс привлек мое внимание больше предыдущих. Харизматичный бизнес-тренер, исполнительный директор московского Центра коммуникативных технологий Денис Дегтярев поделился с нами хорошими примерами построения успешной карьеры. А главное, он дал алгоритм, придерживаясь которого ты непременно достигнешь поставленной цели. Все вместе мы отвечали на вопрос, какие ресурсы и задачи должен ставить перед собой человек для достижения цели. Важно, что тренер озвучил моменты, на которых человек может сломаться и отказаться от своей цели. Это важно, потому что теперь мы знаем, каких ситуаций лучше избегать.
https://moi-portal.ru/blogi/123485-produktivnoe-obshchenie/
Продуктивное общение
4 Условие и способы эффективного общения Основными параметрами эффективности общения являются умения и навыки человека в использовании двух техник общения: техники понимающего общения и техники
https://studfiles.net/preview/2491851/

(Visited 66 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если мужчина обижается значит любит Если мужчина обиделся Спросите у любого мужчины, что его может… (1)

Введение в психологию отношений Бизнес Академия МБА Сити Лицензии на образовательную деятельность №034972, 038379… (1)

Психологические игры на знакомство Игры на знакомство Игры на знакомство, они же "ледоколы" -… (1)

Как защититься от сущностей Защита от негативных астральных сущностейЗащита от негативных астральных сущностей 08.05.35… (1)

Если мужчина спрашивает люблю ли я его Почему муж спрашивает, люблю ли я его? Бывают такие ситуации,… (1)

COMMENTS