Проповедь о прощении обид

Храм Святителя Николая Мирликийского в городе Лекко — Parrocchia San Nicola di Myra

Русская Православная Церковь Московского Патриархата / Parrocchia di San Nicola di Myra a Lecco del Patriarcato di Mosca Chiesa Ortodossa Russa.

О прощении обид (проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф.18:35).

Во время беседы Господа с учениками о том, как надо поступать, когда согрешит перед нами в чем-либо брат наш, святой апостол Петр, слушая слово о прощении обид, спросил Господа: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф.18:21-22). То есть сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат твой, должно прощать ему всегда, тем более никогда и ни в каком случае не должно мстить ему. И в подтверждение этой заповеди Господь сказал нам чудную притчу – изобразил учение Свое в примере одного неоплатного должника, который был уже прощен и помилован, но за жестокость к собрату своему снова предан жестокому мучению – чтобы нам легче было видеть, что бывает с теми, которые не прощают ближним согрешений их, и чтобы мы поняли, что произойдет в подобном случае с нами:

Притча эта научает нас, дорогие братия и сестры, той истине, что Господь бывает немилостив к нам, если мы сами немилостивы. Он не прощает согрешений наших, если мы сами не прощаем ближним согрешений их против нас.

Для назидания разберем эту притчу. Царство Божие во многом похоже на земные царства человеческие, ибо оно есть прообраз всех человеческих царств. И как в царствах земных есть царь и есть подданные, так и в Царстве Божием есть Царь – Господь наш Иисус Христос, Который есть Царь царям и Господь господствующим. И есть подданные – все мы, верующие во имя Господа Иисуса Христа, искупленные Его честною Кровию от вечной погибели и за то обязавшиеся при крещении во имя Его веровать в Него, как в единого истинного Бога со Отцем и Святым Духом, любить Его от всего сердца и от всей души, почитать Его и поклоняться Ему, как Господу, Владыке и Творцу, повиноваться и служить Ему со всем усердием и ревностью во все дни жизни нашей.

Не воздавая должной дани царю и не исполняя своих обязанностей, подданный становится должником царя, и чем более он так поступает, тем более возрастает его долг. Так и подданный Царя Небесного, если не исполняет того, что требует от него закон Божий, становится должником перед Богом.

Что же делает прощенный и помилованный должник? Найдя своего товарища, который был должен ему сто динариев, он начинает его душить и отдает в темницу. Не так ли поступаем и мы, когда, помилованные Отцом Небесным, гневаемся и злобствуем за малое оскорбление, нанесенное нам нашим братом или сестрою, преследуем и язвим его всеми средствами, лишь бы очернить и обвинить обидевшего? Жестокость лукавого раба по отношению к своему товарищу стала известна царю. Так и наши взаимные памятозлобные и мстительные чувства ведомы Господу. Неотступные наши приставники – святые Ангелы, видя нашу жестокость друг к другу, с прискорбием возвещают об этом Отцу Небесному, так что ни одно гневливое и злостное движение нашего сердца не утаить от Его всевидящего ока и не укрыть от Его карающего гнева. За злой поступок злого раба государь предал его истязателям, пока не отдаст своего долга. Так поступает Господь и с нами, если не прощаем согрешений ближнему – отвергает Он нас от лица Своего и предает вечному мучению.

Таков вечный и непреложный закон правды, таково неизбежное следствие жестокосердия к ближнему.

Может ли человек раздражительный и мстительный быть в Царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Духе Святе? Достойно ли сострадания и милосердия Отца Небесного сердце жестокое и безжалостное к своему брату? Кто преследует гневом и мщением других, не заслуживает ли сам отмщения и гнева Божия? Суд без милости не оказавшему милости… (Иак.2:13), – нам нужно это и помнить, и исполнять.

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим.12:21), – тогда и Господь помилует тебя не только в этом веке, но и в будущей жизни. Ибо только милостивые помилованы будут. Аминь.

Проповедь о прощении обид

Ты должен простить

«снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3:13)

Павел пишет: «но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32).

Потому что Христос простил нас, мы тоже можем прощать других. Потому что у Него прощающее сердце, у нас тоже может быть прощающее сердце. Когда Христос действительно живет в нас, у нас нет никакой лучшей альтернативы. Существует невообразимая сила в словах: «Я прощаю тебя, я люблю тебя; пойдем вперед». Есть ли кто-нибудь, сидящий за твоим столом, кто нуждается услышать о твоем прощении?

«Наблюдайте, …чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда…» (Евр.12:15)

Слово «наблюдайте» происходит от греческого «епископос», которое означает «смотреть, надзирать, присматривать». (Отсюда происходит слово епископ). Таким образом, ты являешься надзирателем за своим сердцем. Каждый день ты должен отслеживать, направлять и исправлять то, что там происходит. Ты не можешь обвинять других в плохом отношении, в обидах и непрощении. Ты сам несешь ответственность! Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, то зависит от тебя, дашь или нет укорениться горечи. Ты не можешь контролировать то, что делают другие люди, но Бог возлагает на нас ответственность за ту часть, внутреннюю часть, ту, которую можешь контролировать ты. Ты должен решать стоит ли раздражение превращать в гнев, гнев в обиду, а обиду в возмездие.

Павел говорит: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр.12:15).

По какой причине сорняки размножаются по всему саду? Это происходит, потому что садовник недостаточно быстро выдернул их. Когда твой сад душат сорняки, ты не можешь сказать: «Я не знаю, почему это произошло!» Когда ты внимательно «наблюдаешь», ты увидишь, как они прорастают. Единственный способ освободиться от сорняков, которые враг хочет посеять в твоей жизни, – быть внимательным к состоянию своего сердца. Когда ты встречаешься с пагубной, оскорбительной ситуацией, не позволяй неправильному отношению пустить корни и произвести худой плод. Вместо этого попроси Бога помочь тебе поменять эти разрушительные мысли на милость и прощение к тем людям, которые обидели тебя. Библия говорит: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23).

«И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего» (Ис.57:14)

В библейские времена марафонцы бегали не по гладким дорожкам, но по путям, заполненными препятствиями, о которые бегун мог споткнуться и сойти с дистанции. Вот три препятствия, которые тебе надо иметь в виду, когда ты пробегаешь свой жизненный путь.

1) Отношения непрощения. «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мар.11:26). Когда при упоминании чьего-то имени внутри тебя возникает возмущение, остановись и помолись: «Отче, я прощаю его так же, как и Ты простил меня. Какое бы благословение я ни просил для себя, я прошу, чтобы Ты благословил его вдвойне». Когда ты мстишь, ты не допускаешь право Бога проявить милость и разобраться в этой ситуации так, как Ему угодно. Не становись богом. Ты получил милость, передай ее дальше!

2) Нездоровые отношения. Павел пишет: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). На дороге жизни ты должен выбрать себе спутников. Если ты отдаешь свое время тем, кто не заслуживает, ты не имеешь никакого права жаловаться. Будь более избирательным. Избирай себе друзей из тех, кто разделяет твои ценности, понимает Богом данные цели и укрепляет тебя.

3) Нерешительное сердце. Павел пишет: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:13,14). Решительное сердце – это результат подготовленного разума. Вот что отличает победителей от проигравших. Излей свою жизнь в нечто большее, чем личный интерес; посвяти себя цели, которая тебя переживет!

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф.5:7)

Немецкий философ Шопенгауэр сравнивал человечество с дикобразами, прижавшимися друг к другу зимней ночью: «чем холоднее становится на улице, тем больше мы жмемся друг к другу, чтобы согреться. Но чем ближе мы становимся, тем больше раним друг друга нашими острыми иглами. И в одиночестве ночи земной зимы мы, в конечном итоге, начинаем отдаляться друг от друга, бродить самостоятельно, и замерзаем до смерти в своем одиночестве». Какое же решение? «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф.6:12).

Президент Рональд Рейган понимал это. После покушения на его жизнь в 1981 году, его дочь Пэтти Дэвис сказала: «На следующий день мой отец сказал, что он знал, что его физическое исцеление напрямую зависело от способности простить Джона Хинкли. Показывая мне, что прощение – это ключ ко всему, в том числе физическому здоровью и исцелению, он дал мне пример, такого мышления, какое было у Христа».

Возможно, твои раны уже застарелые: жестокий родитель, измена супруга, рухнувший бизнес. Или, может быть, они еще свежи: не состоявшееся повышение по службе, неоплаченный долг, дети, забывшие о твоем существовании. В любом случае, ты должен принять решение. Преодолеть, или свести счеты. Дать себе исцелиться, или являть ненависть. Отпустить обиду, или возмущаться тем, что было. Обида позволяет всему, что съедает тебя, доесть до конца. Она поддерживает огонь, раздувает пламя и повторяет боль. Задумайся об этом: принесет ли обида облегчение тебе? Если бы ты сегодня стоял у могилы того, кто обидел тебя, почувствовал бы ты освобождение? Сомнительно. «Милостивые …помилованы будут», потому что они испытали еще большую Божью благодать, и прощение – ключ к пониманию этого.

«…прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1:7)

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Матф.18:21,22).

Но на этом мы не должны останавливаться. Если бы Бог дал каждому из нас только семижды семьдесят случаев прощения, то мы были бы в беде! Ты не можешь истощить свой счет прощений, которые ты получаешь у Бога. Но, когда ты отказываешься прощать других, ты не делаешь то, что сказал Иисус:

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье…» (Матф. 5.25).

Иисус сказал: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мар.11:25).

Будь то семь, семьдесят семь, или семь тысяч раз, вы всегда пожнешь то, что посеял (Гал. 6:7). Все мы люди, и когда кто-то ранит нас, мы хотим справедливости. Но Бог хочет, чтобы ты простил грешника, прежде чем тот просит или проявит какой-то признак раскаяния. Значит ли это, что он избежит последствий своих действий? Нет, это просто означает, что ты не несешь ответственности за то, что произойдет, но Бог. Вынашивание обиды иссушает духовно, эмоционально и физически; прощение же дает энергию и освобождает, чтобы двигаться дальше.

Помни, ты получил «…прощение грехов, по богатству благодати Его». Но это приходит с требованием, чтобы ты прощал других!

Когда ты задумаешься о долге, который тебе простил Бог, то по сравнению с этим меркнет все, что кто-либо когда-либо сделал тебе, так ведь?

Ты испытал обильную благодать!

«…прощая взаимно… как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3:13)

Одна дама пишет: «Я застала своего мужа с другой женщиной. Хотя он умолял меня о прощении, но я стояла на точке закона, поэтому подала на развод, но дети просили меня не делать этого. Еще два года муж все еще пытался вернуть меня, но я этого не хотела. Он обидел меня, и я хотела отомстить. Наконец он сдался и женился на молодой вдове, у которой было два ребенка, и начал заново строить свою жизнь, но без меня. Все они были так счастливы, и только я была одинокой, несчастной женщиной, которая позволила горечи разрушить жизнь».

Конечно, нет никаких сомнений, что неверность – это неправильно. Но без прощения, что остается? Есть точки, в которых гнев перестает быть здоровой эмоцией, а становится движущей силой. Подобно наркотику, тебе требуются все бóльшие и бóльшие дозы. Как только это происходит, ты все дальше и дальше уходишь от прощения, потому что без гнева у тебя вообще нет энергии. Это то, что движет ненавистью групп и ненавистью экстремистов. Без горечи они не видят смысла существования. Если отнять нетерпимость у расизма, отмщение у зилотов и шовинизм у сторонника гендерной дискриминации, что останется?

«Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».

Горечь смертельно опасна – она убивает твою душу. Так как же ты можешь остановить себя, чтобы не проникла горечь, когда тебя обидят?

а) Посмотри в лицо того, кто обидел тебя, и вместо него постарайся увидеть лицо Того, Кто явил тебе милость тогда, когда ни один человек не дал тебе шанса.

б) Представь день, что пройдет день, неделя, месяц или год, и ты будешь сам нуждаться в милости.

Без любви невозможно прощенье,

Без прощенья уходит любовь,

Поселяется в сердце смятенье,

Замерзает, сгустившись вдруг, кровь.

Просто так, безо всякой причины,

Взять и ближнего просто простить

Невозможно, когда солью стынет

Нелюбви ярко-чёрная нить.

Только Богу отдав своё сердце,

Можно рану любую забыть

И любовью навечно согреться,

Растопив зла бесовскую прыть.

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

Новые Проповеди

  • Аудио проповеди (35)
  • Видео проповеди (39)
  • Иван Адамович Тоги (29)
  • Крестный путь Иисуса (9)
  • Летопись Искупления Видео проповеди (27)
  • Ответы (33)
  • Письма о спасении (8)
  • Проповеди о Вечности (1)
  • Проповеди о Голгофе (11)
  • Проповеди о молитве (11)
  • Проповеди по Ев. от Луки (82)
  • Проповедь Евангелия (14)
  • Статьи (24)
  • Хорошо забытое старое (4)
  • Христианская жизнь (128)
  • Обсуждаемые проповеди

    Для вывода облака тегов WP_Cumulus необходим Flash Player 9 или выше. Бесплатные русские шаблоны для WordPress.

    «До конца возлюбил их»

    Я, Виктор Семенович Рягузов, аявляюсь пастором и руководителем Местной религиозной организации «Церковь Евангельских Христиан-баптистов «Преображение» г. Самары и, как руководитель, священнослужитель и член коллегиального органа религиозной организации, в соответствии с п. 2 ст. 24.1 Федерального Закона от 26 сентября 1999 года № 125-ФЗ, вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени Местной религиозной организации «Церковь Евангельских Христиан-баптистов «Преображение» г. Самары.

    На данном сайте постоянно размещаются проповеди Виктора Семеновича Рягузова. Здесь собраны христианские проповеди на разные темы. Библейские проповеди излагаются в очень доступной форме. На сайте Вы можете послушать онлайн аудио проповеди, посмотреть онлайн видео проповеди, а так же поделиться ими с Вашими друзьями. Пусть Бог благословит и преобразит Вашу жизнь через эти материалы.

    Копировать проповеди с сайта разрешается только с указаниием активной ссылки на сайт и автора.

    Дэвид Вилкерсон: «Сила прощения» (Текстовые проповеди)

    Прощение – это не однократное действие, это способ жизни, цель которого – исполнить нас всяким благословением во Христе:

    «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Матфея 5:44-45).

    Согласно словам Иисуса, прощение не состоит в том, чтобы выбирать, кого мы могли бы простить. Мы не можем сказать: «ты меня очень сильно обидел, поэтому я не прощаю тебя». Христос говорит нам: «ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (5:46).

    На кого бы мы ни держали обиду, если мы будем упорствовать в ней, её горечь, как яд, будет отравлять всю нашу жизнь. Непрощение приносит с собой духовный голод, слабость и утрату веры, огорчая не только нас, но и всех, кто с нами общается.

    За мои последние пятьдесят лет служения мне доводилось видеть не раз, к какому глубокому опустошению в жизни приходили те, кто отказывался прощать. Однажды я видел, как один человек настолько сильно был терзаем чувством обиды, которую он никак не желал отпустить от себя, что упал и умер. Кто-то в чём-то упрекнул его, и он с тех пор никак не желал отпустить от себя эту обиду. И вот однажды, сжав кулаки в очередном припадке негодования, он настолько напрягся, что его нервы и сердце не выдержали и он безжизненно опустился на стол.

    Но мне также приходилось быть и свидетелем великой силы прощающего духа. Прощение преобразует жизни, открывая настежь для нас окна неба. Оно наполняет чашу наших благословений до краёв глубоким миром, радостью и покоем во Святом Духе. Учение Иисуса Христа по этому поводу очень конкретно, и если вы хотите войти в это удивительное царство благословения, тогда внимайте Его словам и усваивайте.

    1. Прощение других – не является какой либо заслугой перед Богом.

    Иисус говорит нам:

    «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфея 6:14-15).

    Только поймите правильно: Бог здесь не заключает с вами сделку. Он не говорит этим: «так как вы простили других, то Я прощу вас». Мы никогда не сможем заслужить Божие прощение. Только пролитая Кровь Христа заслуживает прощения грехов.

    Наоборот, здесь Христос говорит, по сути, вот что: «для полноты исповедания греха необходимо, чтобы вы простили других. Если вы держите в себе какое-то непрощение, значит, вы исповедали не все ваши грехи. Истинное покаяние означает исповедание и оставление всякой обиды, распятие всякой тени горечи в отношении других. Всё, что меньше этого, не является покаянием».

    Это перекликается с одной из Его заповедей Блаженств из той же Нагорной проповеди: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матфея 5:7). То есть, прощайте других, чтобы вы могли войти в благословения и радость сыновства. Тогда только Бог сможет излить на вас свидетельства Своей любви. Ведь когда Иисус говорит: «любите и благословляйте проклинающих вас, и будете детьми Отца вашего Небесного» (см.5:44-45), этим Он хочет сказать: «прощение – отличительный признак истинных детей Божиих. Когда вы прощаете, вы тем самым являете миру сущность Отца».

    «Но вы любите врагов ваших, и благотворите. не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд… Прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Луки 6:35-38).

    Согласно словам Иисуса, враг – это тот, кто проклинает вас, ненавидит вас, обижает и гонит (см. Мтф.5:44). Если следовать Его определению, то мы имеем врагов не только в мире, но иногда и в церкви и, наверно, даже в могиле.

    Я беседовал с одной христианкой, которая много лет носила в своей душе груз непрощения по отношению к своему отцу. Он давно уже умер, но она всё равно не могла простить его за годы жестокого обращения с ней в детстве. Обида за жестокое обращение пустила глубокие корни в её сердце, и это отразилось на всей её жизни. Её радость во Христе не достигала должной полноты, и всегда, когда она молилась, небеса были, как из меди. Совсем недавно она стала чувствовать в себе какое-то беспокойство, которое шло откуда-то из глубин её души.

    Поэтому она начала внимательно изучать Слово Божие, и слова Иисуса из этих стихов обличили её. Хоть и медленно, но она начала оставлять свою обиду. Сегодня эта женщина живёт в царстве благословения, потому что она нашла во Христе силу простить своего отца. Она сказала мне: «я предала этот дух непрощения в руки Господа, и я просто не могу передать словами, какой источник радости это открыло в моей жизни! Я благодарна Богу за то, что Он показал мне силу прощения».

    Я думаю сейчас о той страшной боли, какую причиняет развод, и той обиде, которая за ним следует. Многие из тех, кому пришлось пройти через развод, говорят, что это ещё хуже, чем смерть, так как он превращает бывших любимых и друзей в непримиримых врагов. Наше служение получает трагические письма от христиан, мужчин и женщин, о том, как их супруг или супруга оставляют их, возненавидев их и в своей ненависти к ним пытаясь разрушить и то последнее, что осталось от их семьи.

    Всё это ужасные, очень тяжёлые трагедии. Но Бог бескомпромиссен в отношении тех, кто таит в себе непрощение. Как часто вам доводится слышать от кого-то, кто прошёл через трагедию развода, эти жёсткие слова, от которых веет холодом: «я не могу простить его», или «вы просто не знаете, что она мне сделала», или «у меня есть на то свои причины»? И, тем не менее, ни одна из этих причин не будет принята в Судный день. А ведь именно такое непрощение закрывает сегодня небо человеку.

    Согласно Божию Слову, существует четыре требования, которые нужно исполнить, чтобы прощение считалось полным:

    1. Первые два требования к прощению формулирует Павел.

    «Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Колоссянам 3:13).

    Снисходить друг ко другу и прощать друг друга – две разные вещи. Снисходить означает воздерживаться от всяких действий и мыслей о мщении. Здесь, таким образом, говорится: «не берите дело мщения в свои руки; вместо того лучше снесите эту обиду. Оставьте всё так, как есть».

    И всё же снисхождение друг ко другу – не только новозаветний принцип. В Притчах мы читаем:

    «Не говори: “как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его”» (Прит. 24:29).

    Замечательный пример этого увещевания мы находим в жизни Давида.

    В 25-й главе 1 Царств мы находим Давида в ярости мщения против неблагодарного человека по имени Навал. Давид со своими людьми охраняли огромные стада овец Навала в течение нескольких месяцев, и за всё это время не взяли себе ни овечки. И вот теперь Давид находился в бегах от Саула, и его люди со своими семьями прятались в пещере, голодные. И Давид послал некоторых из своих людей к Навалу спросить его, не мог бы ли он выделить нескольких овец для них.

    Но Навал рассмеялся, говоря: «кто такой Давид? Всего лишь беглый раб!» Услышав это, Давид тут же воспламенился гневом, и во гневе сказал: «дайте, я посчитаюсь с ним». И он взял 200 воинов и пошёл с ними к стану Навала, чтобы убить его.

    Но жена Навала Авигея поняла суть дела, и вовремя вмешалась. Она нагрузила осла едой и вышла на дорогу навстречу Давиду, остановив его такими словами: «не мсти сам за себя, Давид. Дай Господу сражаться за тебя. Он Сам расправится с твоими врагами. Потерпи сейчас, и жизнь твоя останется завязана в узле жизни у Господа Бога твоего. Ты станешь царём Израиля, но если ты сейчас расправишься с ним, ты будешь сожалеть об этом всю твою жизнь».

    Давид понял, что это был совет от Господа, поэтому он поблагодарил Авигею и повернул назад, сказав ей:

    «благословенна ты за то, что не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя» (1Цар. 25:33).

    И когда Навал умер вскоре после этого, Давид возблагодарил Бога за Его вмешательство: «благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесённое мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла мщения за себя».

    У Давида была ещё одна возможность легко отомстить за себя, когда он нашёл своего преследователя, Саула, в пещере, где он сам прятался. Люди Давида толкали его к мести, говоря: «это Бог предал в твои руки Саула. Убей его сейчас, и отомсти за себя». Но Давид удержался от мести, и отрезал только край одежды Саула, чтобы позже показать ему как доказательство того, что он мог его убить. Столь мудрое поведение – это Божий способ приведения наших врагов к стыду, и такой стыд испытал Саул, когда Давид показал ему кусок его одежды. Саул тогда ответил: «ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом» (1Царств, 24:18). И сердце Саула, огорчённое обидой на Давида, было расплавлено.

    Именно так и проявляется сила прощения: она заставляет наших злейших врагов испытывать стыд, потому что человеческое сердце не может понять такого доброго к себе отношения в ответ на причинённое им зло.

    2. Кроме снисхождения друг ко другу, мы должны ещё простить от всего сердца.

    Теперь мы переходим непосредственно к самому прощению, которое базируется на двух заповедях: 1) любви к своим врагам, и 2) молитве за них. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:44).

    Один мудрый старый проповедник сказал: «если вы можете молиться за своих врагов, то вы можете и всё остальное». Я проверил истинность этих слов на своей собственной жизни. Когда я молюсь за тех, кто обидел меня, Христос начинает удалять из меня мою боль вместе с моим желанием постоять за себя и моим плотским желанием поквитаться. И когда Он делает это, моё сердце смягчается, и я обычно спрашиваю: «Господи, что Ты повелишь мне сделать, чтобы восстановить эти отношения?» Иногда Его повелением бывает позвонить, написать письмо или встретиться с тем человеком и поговорить с ним один на один. И когда я делаю так, как Он мне велит, моё сердце буквально утопает в Его покое.

    Конечно же, Иисус никогда не говорил, что труд прощения будет лёгок. В Его заповеди: «любите врагов ваших» греческое слово, переведённое как «любите», употреблено не в смысле «почувствуйте к ним симпатию», но – «проявите к ним нравственный подход». Проще говоря, простить кого-то не значит возбуждать в себе симпатию к нему как к человеку, но принять нравственное решение удалить ненависть из наших сердец.

    Трудно представить себе глубокую горечь и обиду одного человека, который описал нам свою жизнь, когда подавал заявление на поступление в нашу библейскую школу! Его родители развелись, когда он был ещё очень юн, и его мать взяла опекунство над ним и его братом. Затем, когда ему исполнилось четыре года, она упаковала два маленьких чемоданчика и выставила их за дверь, сказав мальчикам: «больше никогда не возвращайтесь». Братья сели у обочины дороги, не зная, что им делать, испытывая в сердце горькую обиду. Наконец, к ним подъехал отец, забрал их в машину и увёз с собой. С тех пор прошло уже много лет, но этот мальчик продолжал ненавидеть свою мать за то, что она отказалась от него. Много лет он жил с обидой и горечью в сердце, потому что никак не мог простить её.

    Затем, в возрасте тринадцати лет, его приняли в церковный лагерь, где он пришёл ко Христу. Бог тогда проговорил к нему: «если ты простишь свою мать и начнёшь молиться за неё, Я изменю её». И он начал молиться, и Господь постепенно изменил его отношение к своей матери. Он начал любить её, и через шесть месяцев после того его мать пришла ко Христу.

    Я очень рад, что этот молодой человек поступил к нам в библейский колледж, желая стать молодым евангелистом. Он знает не понаслышке, как невероятно велика сила прощения.

    Что касается меня, то для меня это – самая трудная часть прощения. Как христиане, мы всегда с готовностью являем миру всю милость нашего Господа, тогда как себе зачастую оставляем очень скудную часть её.

    Вспомните царя Давида, который совершил прелюбодеяние и затем убил мужа, чтобы скрыть свой неблаговидный поступок. Когда его грех был раскрыт, Давид покаялся, и Господь послал пророка Нафана сказать ему: «твой грех прощён». И всё же, хотя Давид и знал уже, что прощён, он лишился радости надолго. Он молился: «дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые… Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:10,14).

    Отчего Давид был всё ещё так обеспокоен? Этот человек был уже оправдан перед Господом, и получил мир в сердце чрез Божие обетование о прощении. Тем не менее, как мы видим, грехи могут быть изглажены из Книги жизни, но не изглажены из совести. Давид написал этот псалом потому, что он хотел, чтобы его совесть перестала осуждать его за его грехи. И к тому же, Давид просто не мог простить самого себя за это. Теперь он терпел наказание за то, что так долго держится своего непрощения, непрощения по отношению к себе самому, которое выражалось в отсутствии радости. Видите ли, радость Божия приходит к нам только как плод принятия Его прощения.

    Я помню, как много лет назад я был глубоко поражён, прочитав биографию Хадсона Тейлора, основателя китайской миссии China Inland Mission. Тейлор был одним из самых плодовитых миссионеров в истории; он был благочестивым мужем молитвы, основавшим церкви по всей огромной территории Китая. Тем не менее, он много лет нёс своё служение без радости в сердце. Его сильно удручали и огорчали постоянная борьба с самим собой, его тайные желания и мысли неверия, которые он в себе носил. В письмах к своей сестре, жившей в Лондоне, он признавался: «меня очень мучает то, что я ношу в себе мысли, неугодные Господу. Я веду такую тяжкую борьбу с самим собой в разуме и в духе. Я ненавижу себя, свой грех, свою слабость».

    Затем, в 1869 году Хадсон Тейлор пережил резкую перемену. Он видел, что у Христа есть всё, что ему нужно, но ни своими слезами, ни покаяниями он не мог добиться, чтобы эти благословения излились потоком в его жизнь. Он писал своей сестре: «я не знаю, как принять всё то, что Христос обещал дать, в свой сосуд». Тейлор признавал, что есть только один путь к обретению полноты Христовой: через веру. Каждое обетование завета, который Бог заключил с человеком, требовало веры. Поэтому Тейлор решил пробуждать свою веру, но даже эти его старания оказались напрасными. Наконец, в один из самых мрачных моментов в его жизни, Дух Святой дал ему откровение: вера приходит не от стремления приобрести её, а от упования на обетования Божии. В этом секрет высвобождения всех благословений Христовых.

    Теперь Тейлор начал вспоминать обетования Божии, перечисляя их снова и снова: «пребудьте во Мне, и принесёте плод»; «Я никогда не оставлю и не покину вас»; «если вы будете неверны, Я всегда верен». Тейлор перестал пытаться подражать Христу, и вместо этого начал уповать на обетование Иисуса о том, что Он с нами до скончания века. Он писал своей сестре: «Бог смотрит на меня как на умершего на кресте, где Христос умер за меня. И теперь Он просит меня смотреть на себя самого так, как Он смотрит на меня. Поэтому я уповаю на победу, которую Его Кровь дала мне, и я теперь так и считаю. Я и сейчас способен согрешать ничуть не меньше, чем раньше, но я отныне вижу, как никогда раньше, что Христос со мной, и когда я исповедую свои грехи сразу же, как только их осознаю, я верю, что они сразу же прощены».

    Тейлор простил себя за грехи, которые, по словам Христа, уже были давно брошены в пучину морскую. А поскольку он положился на Божии обетования, он смог стать радостным служителем Божиим, постоянно возлагающим бремя всех своих забот на Господа. Вот когда мы все по-настоящему входим в завет с Богом: как только начинаем полагаться на Его Слово к нам, веря в Его обетования.

    Вы верите, что ваши грехи прошлых лет и месяцев прощены. Вы исповедали их и приняли Божие обетование прощения. Но как насчёт грехов вчерашнего дня? Поступаете ли вы, как Хадсон Тейлор, тут же исповедуя их и веря, что как только они исповеданы, они прощены?

    Бог никогда не делает паузы между моментом нашего исповедания греха и моментом Своего прощения.

    «В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость» (Пс. 137:3).

    Скажите мне, в каком состоянии вы просыпаетесь утром? Просыпаетесь ли вы с тёмной тучей над головой? Пронзает ли вдруг ваше сознание чувство вины, и вы начинаете перебирать в памяти ваши неудачи? Таковы ли ваши первые мысли: «я так слаб и грешен»? Вот что Божье Слово говорит о том, каким должно быть ваше утро:

    «Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его» (Пс. 95:2).

    Божии милости обновляются к нам каждое утро, поэтому что бы вы ни совершили вчера, или буквально в сей же час, если это искренно признано и исповедано, что бы оно ни было, оно всё покрыто очищающей Кровью Христа.

    Если вы верите в Его непрекращающееся милосердие, если вы верите, что Он гораздо более желает прощать, чем вы имеете желание исповедовать ваши грехи, тогда встаньте утром с постели и скажите дьяволу: «этот день будет первым днём покоя в моей жизни. Всё, что было в прошлом, – все мои ошибки и грехи, – я оставляю в прошлом, и начинаю думать только о том, что приготовлено мне совершить сегодня, начав воспринимать всё по-новому. Сегодня – день Божьего спасения!» Аминь!

    О прощении обид. Проповеди митрополита Варсонофия

    При всех же молитвах yм пyсть следит за тем и понимает то, о чем ты молишься и что ты говоpишь. Ибо если ты не понимаешь, что говоpишь, то как может возникнуть взаимопонимание с Богом и как Он может даровать тебе то, о чем ты просишь?

    прп. Иосиф Исихаст

    Наша жизнь наполнена множеством разделений. И всегда приятно видеть семьи, где дорогие и близкие друг другу люди живут в мире и согласии. Хорошо наблюдать за соседями, которые никогда не ругаются, не ссорятся, ничего не делят. Прекрасно видеть, как друзья друг друга любят и стараются сохранять верность всю жизнь.

    У каждого человека множество проблем, и бывает так, что с кем-то поговоришь, получишь утешение – и как свет появляется на душе. Хорошо если у нас есть такой человек, с которым можно поделиться всем тем, что у нас болит на душе, часто мы свое сердце можем открывать своим родителям. С ними мы стараемся поделиться тайнами, поверить им сокровенное своего сердца. Мать, как никто другой и в счастье сорадуется и в несчастье и болезни сострадает, и подает самый лучший совет.

    Но мир так глубоко пал, что верного друга редко встретишь, тем не менее, Слово Божие заповедует нам прощать немощи наших ближних, наших друзей. Не питать обиды ни на кого, конечно, свойственно совершенным, но коль мы считаем себя христианами, то будем исполнять заповедь Господню.

    Иногда по человечески нам тяжело бывает прощать какую-нибудь обиду, какой-нибудь грех нашим ближним, но подумайте, что с нами будет, если мы не будем прощать, как учит Евангелие? Значит, и Отец наш Небесный не простит нам наши многочисленные согрешения. Христианская любовь должна нас удерживать от справедливой мести. Кому надо Господь Сам отомстит – это не наше дело, а дело Божие, мы не должны брать на себя функции Божии. В житиях святых мы находим много примеров, когда они не только никого не обижали, но и уступали по своей кротости и любви свое достояние.

    По словам святителя Тихона Задонского, «христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении. Только язычникам свойственно платить злом за зло, а мы христиане должны учиться у Христа».

    Святитель Григорий Богослов учит: «Как скоро обида разжигает твое сердце, вспомни о Христе и об Его язвах, — рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки: и тогда, как водою, угасишь свою скорбь».

    Конечно, многое зависит от нашего сердца. Если в нем найдется сила потерпеть любое оскорбление, наносимое нам, то мы поступим по-христиански, а если оно окажется слабым, то мы непременно ответим на оскорбление, что свойственно слабым людям.

    По словам святителя Иоанна Златоуста, «не тот получает вред, кто терпит зло, а кто делает зло. Не то худо, когда обижают тебя, а то худо, когда ты обижаешь других или когда не умеешь переносить обиду».

    Сама по себе обида еще не так страшна. Дальше бывает больше, обида может увлечь нас в ненависть против тех, кто, как нам кажется, нас оскорбил. Если в наше сердце вольется ненависть и злоба – то это уже беда. Злопамятством мы в первую очередь вредим себе. Сами ходим как черная туча, у многих поднимается давление, одним словом мы вредим этим только сами себе.

    Господь правосуден и от Его внимания ничто человеческое не ускользнет. Он видит, кто нас обижает и видит, как мы переносим эту обиду.

    Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Когда ты мстишь ближнему за обиду, то не мстит ему Бог; когда же ты прощаешь, то Бог или мстит ему или твои грехи прощает. Прости грехи раба, чтобы тебе получить прощение грехов от Господа; если он сильно оскорбил тебя, то чем больше ты простишь, тем больше и сам получишь прощение».

    Не прощение обид — это прямой путь в ад. Молитва в таком случае совсем Богом не принимается, все наши остальные «добрые дела» тоже не в счет. Как мы можем просить помилования у Бога себе, когда сами не хотим помиловать нашего ближнего?

    Преподобный Исаак Сирин учит: «Молитва злопамятного – сеяние на камне. Быть злопамятным и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы. Кто не обладает именем человека миролюбивого, тот не может обладать и именем сына Божия».

    Мы за литургией говорим: Христос посреди нас. Но как может находиться Христос посреди нас, если у нас нет мира друг с другом? Когда Господь по Своем Воскресении явился ученикам, Он их приветствовал миром. Только находясь в мире друг с другом, апостолы могли общаться с Господом. В нашей душе должны быть только добрые чувства друг ко другу, а все что в нас злое, должно из нас быстро выветриваться.

    Все мы стремимся к святости, стремимся на небо, но там царит любовь, и как мы сможем там вместе жить, если здесь не научились совместно проживать. Можно ли грубостью победить грубость? Никогда! Только еще более разгорится костер. А чтобы он потух, надо внести в эту ситуацию побольше смирения и любви, даже если будет нам казаться, что справедливо было бы поступить иначе и наказать согрешившего против нас.

    Гордостью мы никогда не смирим гордых, наоборот, только смирением можем их приобрести для Царствия Небесного. Святые отцы всегда зло истребляли добром и учили своих последователей благосклонно относиться к своим гонителям. Многие, проявляя любовь к врагам, вскоре сделали их своими друзьями. К врагам надо иногда прислушиваться, ибо они как говорится, бьют не в бровь, а в глаз. Они тоже подмечают все наши немощи, которыми обладаем, наши друзья замалчивают, считая не корректно нас в чем-то обличать. Так что наличие врагов тоже имеет спасительное действие, если мы будем после обличения себя исправлять и духовно расти. Мудрый человек не будет бояться обвинения, если они справедливы, значит, мы не только не должны ими пренебрегать, а стараться поскорее исправить то, в чем нас обвиняют.

    Часто Господь посылает нам наших обличителей, и поэтому рассудительные люди все, что с ними случается, считают посланным от Бога. Поэтому они стараются молиться за обидчиков, ибо они стали виновниками величайших для себя благ.

    Хотя некоторые считают, что уступчивость признак слабости, но как сказать. Возможно неразумные люди так действительно считают, но святые люди на опыте показали, что скорбями лучше всего очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Лучше здесь претерпеть великие укоризны, нежели затем всю вечность себя укорять в чем-то не сделанном правильно.

    Постараемся по возможности, дорогие братья и сестры, жить всегда в мире со всеми кто нас окружает, постараемся окружить любовью и уважением друг друга, чтобы исполнить нам Закон Христов. Аминь.

    О свободе, покаянии и благотворении.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Господь даровал свободу не одному только человеку, но и всем существам, в том числе и бесам. Вот почему они имеют возможность искушать людей. Плевелы будут расти вместе с пшеницей до жатвы. И бесы будут цепляться за верующих, поднимающихся к небу, чтобы стащить их в свои подземные темницы. Это они делали и до Христа и после Его пришествия в мир, когда возбуждали всех против Его учения, чтобы ниспровергнуть Его, и чтобы имя Иисуса Христа исчезло из истории.

    Как-то ненавистники христиан спросили Иустина Философа: «Почему Бог, почитаемый защитником христиан, попускает умерщвлять Своих чтителей?» Он отвечал: «Гонения на христиан происходят по действию злых демонов. Это борьба зла с добром, начавшаяся и допущенная Творцом свободных существ с падением злых духов и усилившаяся с воплощением Спасителя, пришедшего для сокрушения демонов, так что именем Его и ныне христиане изгоняют бесов. Бог не истребляет демонов и злых людей теперь же ради христиан. Но настанет время, когда злые духи и их последователи будут наказаны в вечном огне, а христиане за невинные страдания будут увенчаны славою и блаженством. По внушению злых духов всегда лучшие люди были ненавидимы, гонимы и умерщвляемы. Не удивительно, что христиане подвергаются тем большей ненависти, чем выше и святей их учения».

    Учение христианское выше всякого человеческого учения. Также выше всякого сомнения безукоризненная нравственность христиан, постоянно идущих путем добродетели. Доказательство святости учения и чистоты жизни христиан – самые страдания мучеников, бесстрашно встречающих смерть, и своим образом жизни и смерти оправдывающих содержимое ими учение».

    Для нас, ныне живущих, лучшим свидетельством нашей веры будет чистая жизнь, братолюбие. По этим признакам Господь нас будет принимать за Своих. Для нас важно вести бескомпромиссную борьбу со своими внутренними страстями. Зло находится внутри нас. Внешнее зло не так нам страшно, как упоение гордостью, тщеславием, гневом и прочими страстями.

    Жители Иерусалима не прислушались к голосу Спасителя. А Господь Сам говорил, что Он «хотел собрать Свои чада, как собирает птица своих птенцов под крылья, и не захотели. Се оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23,37-38).

    Но разве это приключилось только с жителями града Давидова? Нет, в истории человечества было много прекрасных городов и стран, в которых звучала проповедь христианская, но она оказалась гласом вопиющего в пустыне. И благодать ушла оттуда, и на этом месте теперь живут новые народы, и поселилась новая вера или безверие. Это говорит о том, что час сей может не миновать и нас. Всё идет к этому. Мы слабеем духовно с каждым днем, при внешнем вроде бы благолепии. В каждом селении у нас прекрасные православные храмы. Но кто в них ходит? Единицы, и то из простых людей. Большинство людей в воскресные и праздничные дни отсиживаются дома, а молодежь проводит эти дни в веселие и праздности. Никто не хочет искать Бога. Не видя демонов, все стараются им служить.

    Тертуллиан писал: «жизнь – это междоусобная и непрерывная борьба между Христом и демонскими силами. Демон – самый неутомимый и неусыпный враг, который особенно приходит в ярость от возможности покаяния, который сторожит, штурмует, осаждает, поражает ударами, запутывает, устрашает, совращает душу соблазнами и искушениями и от которого мы можем убежать только посредством покаяния. Оно есть единственное противоядие Божие против диавольских ядов. Раненый олень ищет бадьяна, который может выжать стрелу из его раны. Ласточка, ослепившая своих птенцов, восстанавливает им зрение целительным чистотелом. Если мы пренебрегаем единственным целительным средством Божиим – покаянием, то не более ли бессмысленными мы будем, чем эти немые и неразумные твари?»

    К сожалению, большинству людей сегодня покаяние невдомек. Они всю жизнь, как им казалось, жили в правоте. Часто даже придя на исповедь человек не знает в чем каяться, потому что не знает ни Евангелия, ни тех норм христианкой жизни, которые проповедовал Христос Спаситель в Своем учении. О каком же можно говорить спасении, когда человек не видит, что он погибает для вечности! Он видит только землю и свою перспективу до могилы, дальше для него все закрыто, ибо слеп он от рождения, не видел света Господня всю свою жизнь, и вот какими-то Богу известными судьбами нашел дорогу в храм, и его познания не больше чем у грудного младенца!

    Христианское учение велико, оно охватывает всю жизнь человека. Нам заповедано любить не только друзей, но и всех людей вообще. И вот посмотрите за нашими разговорами, о чем мы говорим? Есть ли в наших суждениях эта любовь? И близко её нет, одно недовольство, везде кто-то нам мешает жить, но только не мы сами.

    К сожалению, мы даже не умеем любить своих братьев по вере. Об этом ещё говорил и призывал к этой любви Климент Александрийский, скончавшийся в 212 году. Он говорил: «Непосредственно за первою обязанностью – любить Христа, следует другая – любить верных братьев Его и вспомоществовать им во всем. Ибо то, что мы сделаем для одного из учеников Господа, Он относит к Себе, так как бы мы для него Самого сделали. «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка…И кто напоит одного от малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мф. 10,41-42). Вот от чего зависит самая верная награда! «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16,9).

    Слава Богу, сейчас возрождается благотворительность. Господь любит тех людей, которые доброхотные, которые не дожидаются, когда их попросят, но сами находят нуждающихся и помогают им. Благодаря благотворителям мы сегодня строим новые храмы и возрождаем монастыри. Кроме того, благотворение – это одно из повелений Господних. Он говорит: «всякому просящему у тебя дай» (Лк. 6,3). Лукавый уводит людей от истинного пути, заставляет кичиться друг перед другом, строить особняки один лучше другого. А Христос призывает нас помогать друг другу в этой жизни, нести тяготы друг друга, но для этого, безусловно, нужна вера, нужна благодать Божия, без неё мы обречены на разделение.

    Стяжание благодати Божией помогает нам состояться как людям верующим в бессмертие и всё делающим чтобы это бессмертие было счастливым. Мы христиане, признаем только одного Бога в Троице славимого, мы должны быть готовы на всё ради Господа.

    Да будет воля Господня совершена на каждом из нас. Если мы будем идти тесным и скорбным путем, то в конце этого пути встретит нас Христос, а если пойдем широким путем, который начертан демонами, то кого мы встретим, переступив край могилы — сами догадывайтесь. Аминь

    Источники:
    Храм Святителя Николая Мирликийского в городе Лекко — Parrocchia San Nicola di Myra
    Храм Святителя Николая Мирликийского в городе Лекко — Parrocchia San Nicola di Myra Русская Православная Церковь Московского Патриархата / Parrocchia di San Nicola di Myra a Lecco del
    http://lecco.prihod.ru/index.php/propovedi/propovedi-2016/o-proshhenii-obid-propoved-v-nedelyu-11-yu-po-pyatidesyatnice/
    Проповедь о прощении обид
    отношения процветают не потому что наказаны виноватые, а потому что невинные милосердны.
    http://ryagusov.ru/3116
    Дэвид Вилкерсон: «Сила прощения» (Текстовые проповеди)
    Проповедь Дэвида Вилкерсона: «Сила прощения». Читать онлайн
    http://christian.dobro-est.com/propovedi/tekstovyie-propovedi/devid-vilkerson-sila-proshheniya-tekstovyie-propovedi.html
    О прощении обид. Проповеди митрополита Варсонофия
    О прощении обид. Проповеди митрополита Варсонофия . Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Наша жизнь наполнена множеством разделений. И всегда приятно видеть семьи, где дорогие и близкие друг другу люди живут в мире и согласии. Хорошо наблюдать за
    http://www.komiprav.ru/proekty/duhovnyj-listok-20123/sentjabr-2017/o-proschenii-obid-propovedi-mitropolita

    (Visited 46 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    Не могу спать с мужем после любовника Great Picture27 Мощных магнитов любовницы, намертво притягивающих мужчин или ЧЕГО… (3)

    Измена в начале отношений Измена-конец отношений или начало нового этапа в отношениях?Измена-конец отношений или… (3)

    как отвечать на положительные отзывы Как написать классный отзыв: 7 шагов примеры Всем добрый день!… (2)

    Ситуация когда человек бессознательно старается… Механизмы психологической защитыПсихологическая защита — это те механизмы, которые стабилизируют… (2)

    Чего хотят мужчины: 7 качеств женщины нашей мечты Долгие годы все только и говорили о том, каким должен… (2)

    COMMENTS