Психастения как жить

Жить с болезнью: Навязчивости

Распространенность навязчивых состояний достаточно велика. Можно сказать, что с различной частотой они могут возникать практически у любого человека, особенно в моменты тревоги или длительного эмоционального напряжения. Обычно, большое количество обсессий можно отметить у детей младшего школьного возраста (кусание ногтей, ручек и карандашей, наматывание волос на палец, качание на стуле и т.д.). Однако, по мере взросления к переходному возрасту у большинства данные явления исчезают.

Исключение составляют люди со складом личности, предрасполагающим к частому развитию тревожных и навязчивых состояний. Такой склад личности называется тревожно-мнительным или психастеническим.

Психастеническая личность, характеризуется обычно слабым физическим развитием, сочетающимся с утомляемостью, педантичностью и повышенной чувствительностью к внешним обстоятельствам. Она отличается тревожной мнительностью и стеснительностью. Многие психастеники почти всю жизнь страдают от проблем с кишечником, а в молодые годы — вегетососудистой дистонией. Тяжелые соматические заболевания развиваются у таких людей редко, и они доживают до глубокой старости. По сути своей, психастеники — люди, которым легче изменить себя и свое отношение, чем исправить вешнюю ситуацию волевым усилием.

Психастеническая личность формируется под воздействием многих факторов. Первый фактор — наследственность. Если родители, бабушки и дедушки в жизни отличались боязливостью, осторожностью, проблемами в отстаивании своего мнения, и занимались деятельностью, не сопряженной с большой социальной активностью, то ребенок, скорее всего, будет иметь психастенические черты.

Но наследственность это еще не все. Существенную роль в формировании тревожно-мнительного характера играет воспитание. Психастенические родители, обычно по-особому воспитывают детей, стремясь ограничить их от всех негативных ситуаций, как действительных так и мнимых. При этом, ребенку предъявляется достаточно высокий уровень требований (в учебе, дисциплине и т.д.), что отличает родителей-психастеников, например от родителей истерического склада.

В ходе такого воспитания у ребенка плохо формируется способность действовать самостоятельно без посторонней моральной поддержки и оценивать жизненные риски, которые кажутся гипертрофированными. Умственные способности при этом развиваются весьма хорошо. В школьном периоде у детей ананкастов нередко могут быть проблемы с успеваемостью, которые быстро решаются если сделать внешнюю обстановку более психологически благоприятной. В школьной компании психастеник стремиться как можно меньше выделяться, плохо строит неформальные отношения, но легко находит друзей вне коллектива, например в кружках по интересам.

Во всей своей последующей жизненной деятельности психастеник стремится найти ориентиры, обладающие абсолютным авторитетом. В своем окружении они могут считаться моралистами, т.к. психастеники стремятся избегать действий, которые могут повлечь осуждение в обществе. Они редко полагаются на чувства, доверяясь только рациональному разуму. Для психастеников характерно подолгу, с большой педантичнстью размышлять, как над собственными действиями, так и над внешними обстоятельствами, перебирая различные варианты поведения, но не для получения выгод, а чтобы избежать опасность или позор.

Часто неуверенные в себе, психастеники стараются собрать как можно большее количество информации о решаемой ими проблеме, стремиться получать одобрение и советы окружающих, без которых с трудом могут принять решение. Почти постоянно ананкаста сопровождает чувство тревожного напряжения, на фоне которого возникают навязчивости. Беспокойство может появляться по весьма широкому кругу поводов. Сам окружающий мир кажется психастеникам ненадежным, полным скрытых опасностей и проблем. Из-за этого, тревожно-мнительный человек часто испытывает потребность проверять правильность своих действий, недоверчиво исследовать каждое внешнее событие, чтобы в случае изменения ситуации в негативную сторону иметь возможность её исправить.

Парадоксально, но реальные проблемы и стрессовые ситуации, к которым психастеники постоянно подспудно готовятся, доставляют им куда меньше дискомфорта, чем проблемы мнимые, гипотетические. Бывает, что психастеник чувствует себя неуютно даже во вполне благоприятной ситуации, при этом в случае реальной угрозы он способен собраться и веси себя весьма целенаправленно

Однако не стоит думать, что ананкастность личности это сплошной негатив. У людей такого слада обычно хорошо развито рациональное мышление, они способны избегать явных рисковых моментов жизни.

Вспомнить хотя бы героя сказки Юрия Олеши «Три толстяка» доктора Гаспара, которого автор наделил многими психастеническими чертами, свойственными и самому писателю. Доктор Гаспар в обычной жизни чудаковат, тревожен, постоянно погружен в навязчивые размышления. Перестраховываясь, он то одевает в солнечную погоду плащ от дождя, то, на всякий случай, таскает с собой бинокль. При этом, Доктор легко и целенаправленно действует, когда его захватывает вихрь весьма рисковых событий.

Известными личностями, обладавшими ярко заостренными психастеническими чертами были: Антон Павлович Чехов, Рене Декарт, Николай Коперник. Больших успехов психастеники добивались на ниве науки и литературы, где они могли приложить свой рационализм и педантичность, гораздо меньше их среди известных политиков, художников и поэтов.

Описание типичного психастеника можно найти у А.П. Чехова в его «Скучной истории», обратите внимание, насколько это описание самого себя героем (профессором Николаем Степановичем) полно едкой самоиронии, очень характерной для людей психастенического склада:

«…я воспитанный, скромный и честный малый. Никогда я не совал своего носа в литературу и в политику, не искал популярности в полемике с невеждами… <…> Голова и руки у меня трясутся от слабости; шея, как у одной тургеневской героини, похожа на ручку контрабаса <…> Когда я говорю или читаю, рот у меня кривится в сторону; когда улыбаюсь — все лицо покрывается старчески мертвенными морщинами. Ничего нет внушительного в моей жалкой фигуре; только разве когда бываю я болен tic’ом, у меня появляется какое-то особенное выражение, которое у всякого, при взгляде на меня, должно быть, вызывает суровую внушительную мысль: «По-видимому, этот человек скоро умрет».

<…> Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений <…> И замечательно, чем проще письмо, тем мучительнее мое напряжение. За научной статьей я чувствую себя гораздо свободнее и умнее, чем за поздравительным письмом или докладной запиской».

О проблемах и преимуществах психастении

Начинать говорить о психастении полезно с происхождения её как акцентуации. С тех же первобытных людей, среди которых наряду с решительными и быстрыми охотниками (импульсивность), с шаманами и учителями (истероидность) и с теми, кто способен делать что-то долго и сперва безрезультатно, никуда не сворачивая (эпилептоидность) – нужны были следопыты. Те, кто умеет наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать прогнозы. Условно говоря – те, кто может предсказать, кто выскочит из-за ближайшего куста: мамонт или саблезубый тигр, и к чему быть готовым даже самым быстрым и решительным охотникам.

Это и были психастеники.

Во многом психастения имеет свои возможности в силу высокой сензитивности (восприимчивости), и там, где психастеники полезны, их берегут, в том числе учитывая эту самую восприимчивость. Более того, в первобытных племенах именно психастеники были основными вождями, так как могли предсказать, как и где можно добыть пищу.

Одним из главных желаний психастеника является желание все рассчитать, все проанализировать, от всего подстраховаться. А если есть хоть опасность, которую предусмотреть заранее сложно — он чаще всего предпочтет в это дело не соваться вообще. Поэтому психастеника очень часто называют «перестраховщиком». И смеются над ним — мол, он припасает соломки там, где вообще нет вроде бы никакой вероятности упасть! Однако часто оказывается, что именно здесь падение возможно, причем именно в то место, куда психастеник соломки и подстелил. Дело в том, что у него вообще повышенная чуткость к опасности, повышенная восприимчивость даже мизерных, не ощутимых другими «сигналов» надвигающейся беды или конфликта.

Все живые существа так или иначе вынуждены «прогнозировать развитие текущей ситуации», начиная с той же амебы: если где-то впереди «пахнет кислотой» – значит, там впереди будет неприятно – значит, нужно от этого направления удирать. И наоборот, если где-то впереди пахнет едой – значит, там будет приятно – значит, надо туда скорее двигаться.

А более сложные виды, общаясь с внешним миром, чаще всего предполагают развитие текущей ситуации по принципу «После того – значит, вследствие того». И чем животное все-таки примитивнее, тем «анализ развития событий» краткосрочнее (между связываемыми друг с другом сигналом и результатом времени все меньше) и тем труднее выяснить и увязать реальную причинно-следственную связь событий. Ибо далеко не всегда что-то с вами произошедшее имеет причину, лежащую здесь же во времени.

По мере усложнения нервной системы анализируемый промежуток между сигналом и результатом может увеличиваться, и в расчет и анализ принимается уже бОльшее количество событий и явлений, воспринимаемых как сигнал к каким-то другим событиям.

При этом у каждого вида свой уровень переполнения восприятия, зависящий от степени развития нервной системы – это вроде бы естественно. У приматов (к коим относится и гомо сапиенс) самый высокий объем воспринимаемой информации (от чего прямо зависит способность к обучению и вообще к установлению различных причинно следственных связей).

Однако и внутри одного и того же вида порог восприятия количества тех или иных событий, явлений и вариантов причинно-следственных связей тоже разный! В частности, у разных людей разная потребность воспринимать такую информацию и разная способность перерабатывать ее и связывать в многозвенные цепочки.

Говоря уже психоаналитическим языком, система «после того = вследствие того» – это бессознательная система связи событий. Общая для животных и человека. Собаки, например, оценивают и прогнозируют обстановку в основном точно так же.

И когда субъект обучается прогнозировать развитие ситуаций «в первом приближении» по принципу «после = вследствие», и что существенно, при этом его прогнозы совпадают с реальностью – то все и хорошо. Ничто его не тревожит и не беспокоит. Но чем длиннее «причинно-следственная цепочка», тем вероятнее, что итоговый спрогнозированный результат не совпадет с предыдущим опытом. И вот тут возникают неожиданные для субъекта и подчас весьма фрустрирующие его события.

Как избежать такой фрустрации?

Грубо применяется два варианта.

Первый вариант – не строить таких длинных цепочек, думать «только о том, что вижу» – иначе говоря, жить про принципу «здесь и сейчас». Ведь как правило, все короткие прогнозы, рассчитанные на маленькие промежутки времени, совпадают с реальностью. Так решает эту проблему человек с одной структурой личности (в которой преобладает импульсивность).

Люди, не делающие долгосрочных прогнозов, в общем ни о чем не тревожатся. У них все совпадает с их ожиданиями А что они зачастую не видят дальше собственного носа – это их не волнует. И то, что там, «за границей собственного носа», их поджидают какие-то неприятности – тоже их не заботит. Пока они не подойдут к этим неприятностям ближе и не упрутся в них вплотную. Но пока их психика не занята анализом всяческих ветвящихся вариативных событий, и они могут быстро отреагировать на бОльшую часть внешних сигналов.

Такие люди, поскольку обычно не строят долгосрочных планов, всегда уверены в себе по крайней мере на ближайшие 10 минут.

У людей с другой структурой личности, в которой преобладает психастения, наоборот, существует выраженная потребность учесть максимальное количество «ветвления развития ситуации»; собирать не только основные сигналы, но и множество «дополнительных», побочных, неявно выраженных. И на основе всего имеющегося устанавливать причинно-следственные связи.

Но одной потребности в сборе большого количества дополнительной информации для точных прогнозов, увы, недостаточно! Потому что очень часто даже скрупулезно устанавливаемые связи, опираясь на тот же примитивный и нелогичный принцип «после того = вследствие того», оказываются несостоятельными и приводят к такой же, если не бОльшей, фрустрации.

И чем больше у психастеника логики, интеллекта, аналитического и прогностического мышления — всего того, что Эрик Бёрн называл «субличностью Взрослого», — тем больше он накапливает новых причинно-следственных связей, заменяя ими несостоятельные старые цепочки, но анализируя при этом и прошлые шаблоны.

Важно еще учитывать, что психастения – это свойство преимущественно человеческой личности. Животные чаще всего опять-таки пользуются первым вариантом действия – используют только краткосрочные прогнозы и не тревожатся по поводу возможной фрустрации. И у животных всегда имеется какой-то рассматриваемый активный сигнал, который либо разрешает, либо запрещает им делать тот или иной следующий шаг.

И можно сказать, что психастения – это задаток будущей аналитичности человека, но не сама аналитичность как таковая. Логическое анализирование – это на самом деле не основное свойство самого психастеника, а основное средство его адаптации.

Психастения как акцентуация формировалась в ходе эволюции головного мозга, но опять же — внутри каждого вида эволюция тоже идет неравномерно! Иными словами, мозг развивается и формируется не у всех одинаково. В процессе формирования личности психастения могла либо накапливаться, либо наоборот, не развиваться вообще. Таким образом, умение строить многозвенные цепочки свойственно не всем людям, а раздается в виде некоей «лотереи» – разумеется, с учетом наследственности и особенностей окружающего социума, воспитания и т.п.

Но с другой стороны, психастения сама послужила основной для «эволюции интеллекта», заставляя все больше людей отрываться от принципа «после того = вследствие того» и перейти к анализу реальных причинно-следственных связей. Психастения позволила людям, пусть и не всем, накапливать знания и вообще в них нуждаться. И чем дальше развивалась наука, тем более востребованным и реально используемым оказывалось это свойство личности (в совокупности с развитым Взрослым).

И по поводу «внутреннего стержня психастеника».

Если субъект живет по принципу управления извне – ему по большому счету никакой внутренний стержень не нужен. Куда велит сигнал, туда и иди.

Если же субъект опирается в основном на «управление изнутри» – то протяженная цепочка для прогнозирования строится в основном затем, чтобы субъект удовлетворил свою потребность в «получении результата, который он сам понимает как результат».

К примеру, если такому субъекту надо из точки А попасть в точку Б – он будет долго и кропотливо разрабатывать маршрут: и если дорога из А в Б единственная, то импульсивный человек придет туда быстрее, чем психастеник : ведь пока еще последний всё спрогнозирует… А если не одна, то еще неизвестно, кто опередит.

Так у психастеника возникают «ветвящиеся цепочки событий», которые одновременно являются источником дополнительной фрустрации в случае, если они «рвутся и не состыковываются». Однако, как вроде бы ни странно, — данная фрустрация все равно не отменяет конечной цели психастеника. Да, он может временно прекратить осуществлять свои ближайшие планы, пусть даже надолго; но его личная конечная цель все равно останется прежней. Вообще чем психастеник Взрослее (в бёрновском плане), тем его глобальная цель «многослойнее и многосмысленнее» (хотя он сам четко не всегда может это для себя отразить), и тем может оказаться сложнее сесть ему на шею в этом плане.

«Внутренний стержень» психастеника – это его внутренняя мораль. Говорят ему, например, «иди и убивай» – если он считает, что убивать нельзя, то он не пойдёт. Он способен ослушаться любого начальника, предлагающего ему то, что расходится с его собственными представлениями о допустимых поступках, в том числе с его личными прогнозами «Если я это сделаю, плохо будет всем, и в том числе мне самому».

И что еще важно — цели, их специфика, формирование и постановка, зависят еще и от жизненных мотиваций, и от наличия пресловутого интеллекта — у всех акцентуаций. Так что в плане разговора о психастении мы можем говорить только об определенной специфике постановки таких целей и о специфическом к ним отношении.

Но некоторые психастеники сами могут переориентироваться в своих целях, сменив их на более адаптивные, если их ознакомить с принципами такой переориентации (каковые принципы они чаще всего активно ищут сами).

Причем поменять психастенику цель «директивным велением извне» нельзя. Если на него в этом плане грубо давить (а не предлагать ему анализировать несостоятельность той или иной его установки) – вот тут его как раз и можно сломать (то есть он убедится, что в данных условиях реализация его цели невозможна, а другой у него нет).

Посему и получается, что основное средство адаптации психастеника — это развитие его Взрослого во всей его неоднозначности: логическое мышление, знания, интеллект в общем. И как одна из разновидностей «помощи в накоплении необходимых сведений, в том числе и о себе и своей личности» — консультативная работа с психотерапевтом. Именно консультативная, включающая в себя непременно содействие самого клиента в анализировании его проблем и работе над ними.

Психастения как жить

Каждая тема данного раздела — это своего рода «личный прием» у консультанта: вопрос — ответ.

Возможность читать темы, отвечать есть у каждого пользователя.

Пожалуйста, будьте тактичны в своих высказываниях, пожеланиях.

Консультанты раздела — Кирилл Горелов и Айлана .

Каждый вопрос — новая тема, даже если подобная уже существует, потому что каждая ситуация имеет свои нюансы.

Вы также можете воспользоваться личной почтой автора вопроса, если вам есть что сказать и чем помочь автору.

Сообщения, написанные в нарушение этих правил, удаляются без предупреждения.

Пользователь №: 78 977

Из: Vancouver, Canada

Пользователь №: 19 476

Пользователь №: 5 645

Оценка этих свойств может быть диаметрально противоположной в различных дружеских компаниях, в разных семьях (со своим укладом), в разные исторические времена, в разных странах (с разной культурой), на разных континентах. Где-то, кто-то высоко ценит одно, низко другое, и наоборот.

2. Познав себя, точнее определить наилучшие для себя пути дальнейшего развития, движения жизни (в широком смысле слова).

3. Начать это осознанное движение, попутно развивая свои положительные, выгодные качества, стараясь встраиваться в жизнь преимущественно ими.

Психастения как жить

Психастения (от др.-греч. ψυχή — душа и ἀσθένεια — бессилие, слабость) — психическое расстройство, на данный момент классифицируемое как невроз.

Психастения в переводе с греческого языка означает «душевная слабость» (в отличие от неврастении — «нервная слабость»).

Больные жалуются на то, что окружающее воспринимается ими «как во сне», собственные действия, решения, поступки кажутся недостаточно ясными и точными. Отсюда — постоянная наклонность к сомнениям, нерешительность, неуверенность, тревожно-мнительное настроение, робость, повышенная застенчивость.

Вследствие постоянных сомнений в правильности сделанного человек часто стремится переделывать только что законченное дело. Все это вместе взятое создает у больного тягостное ощущение собственной неполноценности. Вымышленная неприятность не менее, а, может быть, более страшна, чем существующая.

Больные психастенией часто предаются всевозможным размышлениям отвлеченного характера; мысленно в своих мечтах они способны пережить многое, но от участия в реальной действительности всячески стараются уклониться. Описано так называемое профессиональное безволие (абулия) больных психастенией, проявляющееся прежде всего на работе, при выполнении своих непосредственных обязанностей, когда человек с психастеническими расстройствами часто начинает испытывать сомнения и проявлять нерешительность. Нередко при психастении развиваются различные ипохондрические и навязчивые состояния.

Психастенические черты характера, как и многие другие невротические нарушения, могут проявляться уже в молодом возрасте. Однако отдельные и неярко выраженные проявления еще не дают основания говорить о психастении как о болезни. Если же они под влиянием психогенно травмирующих обстоятельств нарастают, усложняются, становятся главенствующими в психической деятельности человека, имеются основания говорить не о своеобразии характера, а о болезненном невротическом состоянии, мешающем человеку жить и работать.

Психастенические расстройства во время болезни носят обычно постоянный характер, но вначале больной справляется с ними сам. Если же травмирующие обстоятельства сохраняются и усиливаются, а систематического лечения нет, проявления заболевания могут нарастать.

Она развивается преимущественно у людей с «мыслительным» типом психической деятельности и как бы противоположна истерии.

Предупредительные мероприятия особенно важно проводить в детстве, как только обнаруживаются черты психастенического характера (нерешительность, тревожность). Большое значение имеет вовлечение ребенка в коллектив,. занятия спортом, физкультурой, обучение ремеслам.

Источники:
Жить с болезнью: Навязчивости
Распространенность навязчивых состояний достаточно велика. Можно сказать, что с различной частотой они могут возникать практически у любого человека, особенно в моменты тревоги или длительного
http://mindlabyrinth.ru/additional/illive/detail.php?pid=548&sid=64
О проблемах и преимуществах психастении
Психастения позволила людям, пусть и не всем, накапливать знания и вообще в них нуждаться. У таких людей существует выраженная потребность учесть максимальное количество "ветвления развития ситуации"; собирать не только основные сигналы, но и множество "дополнительных", побочных, неявно выраженных. И чем дальше развивалась наука, тем более востребованным и реально используемым оказывалось это свойство личности…
http://www.naritsyn.ru/on_problems_and_advantages_of_psychastenia.htm
Психастения как жить
Каждая тема данного раздела — это своего рода «личный прием» у консультанта: вопрос — ответ. Возможность читать темы, отвечать есть у каждого пользователя. Пожалуйста, будьте тактичны в своих
http://forum.forumok.ru/?showtopic=37536
Психастения как жить
Психастения — Душевная слабость.. Описание, лечение, профилактика Психастении
http://www.24farm.ru/psihiatriya/psihasteniya/

COMMENTS