45000on

Психологические аспекты общения

Контрольная работа по психологии общения (Раздел 2

Контрольная работа по психологии общения (Раздел 2. Психологические аспекты общения) — 1 курс

Контрольная работа по УД Психология общения

(Раздел 2. Психологические аспекты общения)

а) Поясните термины: общение, вербальное общение, ритуальная модель общения, научный стиль общения, перцептивная сторона общения.

б) Приведите примеры к двум из них

Задание 2. Выполните тестовые задания:

1. Общение рассматривается как….

а) явление б) процесс в) свойство психики человека

2. Общение учителя и обучающихся на уроке физкультуры — это общение

а) вербальное, ролевое, непосредственное

б) вербальное, межперсональное, непосредственное

в) невербальное, ролевое, опосредованное

г) невербальное, ролевое, непосредственное

3. Всё множество контактов и связей незнакомых людей в обществе, в том числе и общение через СМИ.

а) ролевое б) массовое в) манипулятивное

4. Может ли массово общение быть непосредственным? а) да, может б) нет, не может

5. Эта модель общения позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью

а) убеждающая б) суггестивная в) информационная

Задание 3. Найдите ошибку/ки в высказывании/ях и исправьте их.

а) Межперсональное общение – это общение друзей, родственников.

б) В общении проявляется лишь одна из его сторон: коммуникативная, перцептивная или интерактивная.

в) Убеждающая модель общения – это суггестивная модель общения.

г) Вербальное общение – это общение при помощи речи, устной или письменной.

Задание 4. Составьте рекомендации (3-4) для будущих учителей по теме «Роль невербального общения в работе с младшими школьниками»

Контрольная работа по УД Психология общения

(Раздел 2. Психологические аспекты общения)

а) Поясните термины: общение, ролевое общение, суггестивная модель общения, опосредованное общение, коммуникативная сторона общения.

б) Приведите примеры к двум из них

Задание 2. Выполните тестовые задания:

1. Коммуникативная сторона общения рассматривается как…

а) обмен информацией б) восприятие людьми друг друга в) организация взаимодействия

2. Общение друзей по телефону — это общение

а) вербальное, ролевое, опосредованное

б) вербальное, межперсональное, опосредованное

в) невербальное, межперсональное, опосредованное

г) невербальное, ролевое, опосредованное

3. Непосредственный контакт людей в различных группах – это общение

а) межличностное б) массовое в) ролевое

4. Можно ли в невербальном общении выразить эмоции? а) да, можно б) нет, это невозможно

5. Цель такой модели общения — сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию, вовлечь в конкретные акции

а) суггестивная б) экспрессивная в) убеждающая

Задание 3. Найдите ошибку/ки в высказывании/ях и исправьте их.

а) Общение – это социальная потребность человека.

б) В процессе коммуникации мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению

в) Вербальное общение – это общение с помощью устной речи.

г) В ролевом общении каждый из партнеров добивается цели, согласно, выполняемой им роли.

Задание 4. Составьте рекомендации (3-4) для родителей по теме «Роль общения р развитии ребенка»

Контрольная работа по УД Психология общения

(Раздел 2. Психологические аспекты общения)

а) Поясните термины: общение, массовое общение, убеждающая модель общения, публицистический стиль общения, интерактивная сторона общения.

б) Приведите примеры к двум из них

Задание 2. Выполните тестовые задания:

1. Перцептивная сторона общения рассматривается как…

а) обмен информацией б) восприятие людьми друг друга в) организация взаимодействия

2. Общение педагогов из разных городов в форме вебинара — это общение

а) вербальное, ролевое, непосредственное

б) невербальное, ролевое, непосредственное

в) невербальное, ролевое, опосредованное

г) вербальное, ролевое, опосредованное

3. Участники такого вида общение демонстрируют цели и характеристики носителей определённых социальных ролей.

а) массовое б) межперсональное в) ролевое г) социального

4. Во всех ли жизненных ситуация общение ученика и учителя ролевое? а) да, всегда б) нет, не всегда

5. Эта модель общения используется также на презентациях, где для демонстрации тех или иных возможностей используется, наряду с рассказом о них и показом преимуществ, реклама, цель которой, помимо информационной, сформировать определенные установки, осуществить внушение.

а) суггестивная б) убеждающая в) экспрессивная

Задание 3. Найдите ошибку/ки в высказывании/ях и исправьте их.

а) Массовое общение – это общение, чаще всего, незнакомых друг с другом людей

б) Важно, чтобы в общении проявлялись все его три стороны, иначе общение будет неполноценным.

в) На уроке учитель может использовать только вербальное общение.

г) При манипулятивном общении партнеры имеют равные позиции и путем уступок добиваются каждый своей цели.

Задание 4. Составьте рекомендации (3-4) для первоклассников «Правила общения на уроке»

Контрольная работа по УД Психология общения

(Раздел 2. Психологические аспекты общения)

а) Поясните термины: общение, межличностное общение, информационная модель общения, манипулятивное общение, невербальное общение.

б) Приведите примеры к двум из них

Задание 2. Выполните тестовые задания:

1. Интерактивная сторона общения рассматривается как…

а) обмен информацией б) восприятие людьми друг друга в) организация взаимодействия

2. Друзья по скайпу договариваются о встрече – это общение

а) вербальное, ролевое, непосредственное

б) невербальное, ролевое, непосредственное

в) невербальное, межперсональное, опосредованное

г) вербальное, межперсональное, опосредованное

3. Общение неравноправных партнеров, при котором один пытается навязать другому какие-либо действия, при этом другой навязанные действия принимает как свое собственное решение

а) ролевое б) манипулятивное в) императивное

4. Возможно ли при невербальном общении использовать «смайлик», как способ выражения эмоции

а) да, это возможно б) нет, это невозможно

5. Эта модель общения обычно применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования.

а) суггестивная б) информационная в) коммуникативная

Задание 3. Найдите ошибку/ки в высказывании/ях и исправьте их.

а) Общение животных- это ролевое общение

б) Перцептивная сторона общения проявляется в возможности обмениваться информацией

в) Диалогическое общение – это общение равноправных партнёров.

г) Не всегда ролевое общение – это непосредственное общение.

Задание 4. Составьте рекомендации (3-4) для будущих учителей по теме «Коммуникативные и организаторские способности в работе педагога»

полное, фактически правильное пояснение термина — 0-2 б. *5=от 0 до 10 б.

фактически верный пример от 0 до 2 баллов*2= от 0 до 4 баллов

максимальное кол-во баллов за задание 1= 14 баллов .

Каждое совпадение с ключом 1 балл * 5 вопросов = 5 баллов

только обозначено ошибочное высказывание – 1 балл

обозначено и верно исправлено – 3 балла

верно выполненное задание, соответсвующее требованиям: теме, количеству и форме рекомендации – от 0 до 10 баллов

15 и менее баллов – «2»

Номер материала: ДВ-297101

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

Психологические аспекты делового общения

VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Психологические аспекты делового общения

Psychological aspects of business communication

candidate of Economics, associate Professor Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University, Russia, Naberezhnye Chelny

Student, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University, Russia, Naberezhnye Chelny

Аннотация. Данная статья затрагивает вопросы психологии общения в деловой среде, в частности, акцентирует внимание на барьерах восприятия и эмоционального состояния собеседников. В статье подробно изложены характерные черты делового общения с точки зрения психологии и поведения человека.

Abstract. This article addresses the issues of communication psychology in the business environment, in particular, focuses attention on the barriers of perception and emotional state of the interlocutors. The article details the characteristic features of business communication from the point of view of psychology and human behavior.

Ключевые слова: деловое общение; психологические барьеры; восприятие; ролевое общение.

Keywords: business communication; psychological barriers; perception; role communication.

В эпоху глобализации и всемирной интеграции успешность предприятия напрямую зависит от способности его руководства налаживать коммуникационные связи и заключать взаимовыгодные сотрудничества. При правильном подходе к деловому общению руководители могут повышать значимость и имидж компании в глазах сотрудников, партнеров и даже мировой общественности.

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели [1, с. 58]

Следовательно, целью деловой коммуникативной связи выступает сбор информации и выработка определенного решения (мероприятия), где важным психологическим аспектом достижения данной цели выступает взаимопонимание участников деловой беседы.

Партнеры по деловому общению могут не понимать друг друга в связи с разным уровнем и направленностью профессиональной подготовки, узким видением, различиями в социальном статусе, однако немаловажным фактором, препятствующим на пути взаимопонимания собеседников, являются психологические барьеры. Сущность таких барьеров заключается в психологическом и эмоциональном состоянии собеседника, в его индивидуальных установках и способах восприятия. Таким образом, психологическими барьерами в деловых коммуникациях являются:

1. Отрицательные эмоции партнера, выраженные в плохом настроении, гневе или раздражении. Агрессия, нежелание слушать, резкий критицизм и отрицание – одни из наиболее вероятных и явных форм проявления отрицательных эмоций. Хотя эмоции – ситуативное явление, однако, если они переполняют руководителя организации, даже пусть в скрытой форме, во время совещания или переговорного процесса, то это может привести к необдуманным решениям и необратимым последствиям. В случае возникновения такого барьера охваченный эмоциями собеседник может дать неправильную оценку ситуации, вызванную искаженным представлением о действительности.

Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения [3, с. 31]. Поэтому обмен информацией в ходе делового общения осуществляется в основном по строго определенным правилам – в рамках делового этикета. То есть деловое общение представляет собой стандартизированную процедуру, где определены схемы проведения деловых переговоров, совещаний и встреч, а также распределены роли участников коммуникативного процесса. Поэтому «типизация» делового общения связана с тем, что деловое общение – это ролевое общение. В таком общении человек лишается возможности выбирать тот или иной образ поведения, потому что все действия предопределены его социальной позицией и должны соответствовать ожиданиям участников общения. Таким образом, можно выделить психологические аспекты делового общения:

— на объективную профессиональную оценку информации во время делового общения оказывают субъективные представления и восприятия друг друга каждым отдельным участником общения;

— деловое общение будет результативным только в том случае, если влияние психологических факторов на участников – минимальны;

— это ролевое общение, которое обязывает участников держаться определенных устоев поведения.

Для эффективного делового общения характерно прежде всего достижение взаимопонимания партнеров, а также лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов) [3, с.31]. Принцип стандартизации общения в деловых коммуникациях закрепляет систему определенных ценностей, которая помогает преодолеть зависимость от субъективности и сосредоточиться на получении результата от общения, а следовательно установить скорейший контакт и взаимопонимание между участниками общения.

Однако в российской культуре эмоциональные отношения и субъективная оценка имеют высокую значимость в деловых коммуникациях, и скорее будут присущи всегда системе субординационных отношений и делового общения как психологический аспект российского менталитета.

Психологические аспекты педагогического общения Текст научной статьи по специальности — Народное образование

Психологические аспекты педагогического общения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ерофеева Н.С.

В статье рассматривается проблема педагогического общения , приводятся разные подходы к решению основных его задач, даются некоторые практические рекомендации по выработке индивидуального стиля педагогического общения .

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

This paper considers the problem of teacher communication are different approaches to solving the major problems of this communication gives some practical advice on the development of individual style of pedagogical communication .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ерофеева Н.С.,

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты педагогического общения»

©Ерофеева Н.С. , 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

©Erofeeva N.S. , 2015 PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF

Аннотация: В статье рассматривается проблема педагогического общения, приводятся разные подходы к решению основных его задач, даются некоторые практические рекомендации по выработке индивидуального стиля педагогического общения.

Ключевые слова: педагогическое общение, функции общения, компоненты общения, стили общения.

Abstract: This paper considers the problem of teacher communication are different approaches to solving the major problems of this communication gives some practical advice on the development of individual style of pedagogical communication.

Keywords: pedagogical communication, functions of communication, components of communication, communication styles.

Актуальность исследования. В настоящее время существует необходимость в формировании и выработке индивидуального стиля педагогического общения каждого педагога, эффективность преподавания которого значительно повысится при учёте его индивидуально-личностных качеств и особенностей конкретной аудитории. Следовательно, проблема повышения качества обучения является актуальной.

Цель исследования: теоретически обосновать значение компонентов педагогического общения для повышения его эффективности.

1. Выявить основные способы педагогического взаимодействия путём анализа интересных способов решения психолого-педагогических задач, конфликтных ситуаций, технологических приемов, личного опыта преподавания, удачно используемых в педагогической практике.

2. Определить основные методы, способы педагогического общения, приемлемые для высшей школы. Предложить практические рекомендации для педагогов.

Результаты исследования. Обществу нужны люди, умеющие ориентироваться в быстро изменяющейся жизни, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, т.е. лица, гибкие в общении. Немаловажная роль в их формировании принадлежит учителям, в особенности конкретно стилю общения, сложившемуся между учителями и учениками еще в средней школе.

Как известно, общение выполняет следующие функции:

1. Контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2. Информационный обмен сообщениями, т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

3. Координационная — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

4. Понимание — не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

5. Эмотивное — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

6. Установление отношений — осознание и формирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

7. Оказание влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее, в литературе и практике все больше используется сравнительно «молодое» словосочетание: педагогическое общение. Профессор А.А. Леонтьев определяет его так: «Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке (лекции, практическом или семинарском занятии) или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (студентами, слушателями и проч.) внутри ученического (студенческого и т.п.) коллектива». Другими словами, педагогическое общение — это общение педагога с воспитанниками (в широком смысле этого слова) в педагогических целях.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Есть необходимость в формировании и выработке индивидуального стиля педагогического общения конкретного педагога, учитывающего его индивиду-

ально-личностные особенности, задачи курса, подготовленность аудитории, ее работоспособность, психологический настрой, степень однородности и т.п.

Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «Я», проявляют формализм в отношении к учащимся (в широком смысле), поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме, но иногда проявляется и неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения, крайне пассивное инициирование их активности [4].

У педагогов с центрацией «Я — другой» В.А. Кан-Калик [3] выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессионально-этических установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!»

Этот тип еще называют общением на основе увлеченности совместной деятельностью.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации. Примером такого общения является педагогика А.С.Макаренко и Ш.А. Амонашвили.

3. Общение-диалог предполагает сотрудничество на основе взаимного уважения.

4. Общение-дистанция относится к самым распространенным стилям педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно про-

слеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

5. Общение-устрашение — это негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. К сожалению, часто к этому стилю прибегают молодые, начинающие преподаватели, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность. В результате происходит полное разрушение творческой деятельности, ограничивается творческий поиск, часто также наблюдается практически полная потеря интереса обучающихся к предмету, отсутствует положительная мотивация.

6. Общение-заигрывание часто характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Подчеркивает стремление завоевать дешевый, ложный авторитет, а это противоречит требованиям педагогической этики.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, но доминирует один из них.

и событий. Но все это возможно только при хорошо налаженном контакте и взаимопонимании между студентом и педагогом-преподавателем.

Эффективность общения зависит также от понимания сообщений, которые посылают нам наши партнеры, а это, как известно, далеко не простое дело. В обиходной жизни мы не так часто произносим: "Не понимаю". А между тем стоит всегда держать при себе вопрос: "Каков буквальный смысл сказанного или происходящего? Каковы намерения партнеров?". Не следует забывать и о глубоком замечании Гете: "Каждый слышит то, что понимает". И на самом деле — может, наиболее существенное мы просто не допускаем до понимания или вытесняем как неприятное и неприемлемое? Снятие этого барьера становится возможным при использовании проблемного подхода к обучению, как на лекциях, так и на практических занятиях. Ведь в этом случае обязательным условием является обратная связь, и благодаря этому возможно разрешение всех возникающих вопросов.

Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, облегчается процедура налаживания взаимоотношений [7,8].

Некоторые авторы рекомендуют учитывать при выборе стиля общения с коллективом свой психотип, темперамент. И их рекомендации уже строятся с учетом этих особенностей психики человека [1,2].

В процессе взаимодействия педагога и студентов важную роль играют коммуникативные средства передачи переживаний. Методы изучения, выбранные педагогом, должны опираться на прочный фундамент, который составляют речь, голос, выразительность фразы и интонационная выразительность. Только тогда дидактические приемы приобретают реальные, действенные значения. Не подкрепленные хорошей, правильной, выразительной речью, интонацией самые

глубокие мысли и чувства педагога не принесут высоких результатов и останутся не воспринятыми учащимися [5,6]. Монотонное изложение материала утомляет, «убаюкивает», особенно аудиторию с высоким эмоциональным индексом, студенты просто перестают воспринимать преподавателя. Но слишком экспрессивная (как вербальная, так и невербальная) коммуникация также не всегда уместна, не надо устраивать «шоу», необходимо найти «золотую середину».

Для успешного общения преподаватель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию. Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя роскошь человеческого общения и поможет демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.

Сущность воспитания для некоторых педагогов до сих пор заключается в насильственном программировании личности. Личностно же ориентированная педагогика основывается на гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с учениками и способствует творческому развитию личности педагога и учеников.

Необходимо признать, что педагогическое общение — это не просто инструмент в ряду инструментов педагогики, но и одно из важнейших условий ее успешности.

Существует множество подходов и классификаций стилей педагогического общения. Н.Б. Овденко (педагог-психолог), основываясь на данных различных исследований, а также опираясь на личные наблюдения, предлагает собственную классификацию [6]. Учителя на уроке могут использовать различные стили общения (т.е. это понятие не является неизменно присущим конкретному

учителю, человеку). И лишь какой-то из стилей будет преобладать. Преобладание того или иного стиля общения зависит от ряда факторов.

1. Установки на партнеров по общению — важным фактором социальной адаптации является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания.

2. Показатели форм агрессии — на проявление нетерпимости в общении могут влиять: эгоцентричность, недоброжелательность, доминантность, агрессивность и т.д.

3. Самооценка — оказывает существенное влияние на профессиональное общение. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установок и стереотипах поведения, затрудняя общение.

4. Идентификация (отождествление себя с другими, уподобление им). Иногда это понятие определяют как умение встать на точку зрения другого человека.

5. Отношение к своей профессии — в некоторых работах отмечается, что обобщенным показателем отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на осознании учителем правильности выбора профессии, соответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда.

6. Эмоциональное выгорание — профессиональный труд школьного педагога отличает высокая эмоциональная загруженность. В 1974 г. Х. Дж. Фрей-денбергером был введен термин "эмоциональное сгорание", под которым понимают состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности; тенденцию развивать негативное отношение к ученикам, негативное восприятие в профессиональном плане [9].

7. Негативно сказывается на профессионализме учителей складывающиеся у них уже во время обучения психологические защиты, как социальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги.

Н.Б. Овденко [6] предлагает выделять три стиля общения учителей на уроке:

Отнесенность к тому или иному стилю в ее исследовании определялась так: фиксировались внешние проявления, присущие тому или иному стилю, которые выражаются в позе, мимике, пантомимике, манере говорить. Также проводились неформальные беседы с целью определить установки, представления преподавателей о поведении учащихся. В результате проведенных исследований ей было выявлено, что преобладающим стилем общения является лично-стно ориентированный, поддерживающий. На втором месте — отстраненно-репрессивный стиль общения, на третьем — отстраненно-избегающий. Преобладающее количество учителей также оценивают свой стиль общения как лич-ностно ориентированный. Отстраненно-репрессивный и отстраненно-избегающий стили выбирают равное количество учителей.

При исследовании факторов, способных оказать влияние на выбор определенного стиля общения учителей, эмпирически было доказано, что с увеличением возраста и стажа работы увеличивается выраженность синдрома "эмоциональное выгорание", проявление показателей и форм агрессии (когда наряду с присущей всем возрастным категориям чувством вины, агрессия проявляется в негативизме, оппозиционной форме поведения), увеличивается количество преподавателей, имеющих стабильную самооценку.

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы, что компонентами эффективного педагогического общения являются: высокий авторитет педагога, владение психологическими приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог и способен анализировать свою профессиональную деятельность.

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. -М.: Просвещение, 1990. — 144 с.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.

4. Кухарев Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества / Н.В. Кухарев, В.С. Решетько. — Минск: Адукацыя: выхо-ванне, 1996. — 104 с.

5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие. — Рязань: РГПУ, 1995.-172 с.

6. Овденко Н.Б. Социально-психологические аспекты стиля педагогического общения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — М.: Просвещение Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/104606 (дата обращения 17.04.2015).

7. Омаров А.М. Управление: Искусство общения / А.М. Омаров. — М.: Просвещение, 1983. — 150 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // под ред. В.А. Сластенина. — М.: Просвещение, 2002. — 208 с.

9. Шишкова И.М. Сравнительное изучение эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере врачей и педагогов) [Элек-

Статья «Общаться с ребенком? Как? Психологические аспекты общения»

Статья «Общаться с ребенком? Как? Психологические аспекты общения»

Выбранный для просмотра документ Статья для родителей Илатовская Л. А..doc

Статья для родителей «Общаться с ребенком? Как?

Психологические аспекты общения»

МОУ «Морозовская СОШ» (дошкольные группы)

Л.А. Илатовская, педагог-психолог

В процессе исследований мира дети задают необычные вопросы. Часто, когда нашу семью постигают трудные времена, невинные вопросы детей затрагивают наши, запрятанные вглубь страхи, сомнения и печали.

Мы должны понимать, что детские вопросы – это показатель любопытства, пытливости ума и творческой активности ребенка. Задавая нам вопросы, наши дети показывают, что верят нам. То, как мы слушаем ребенка и какие именно ответы предлагаем, показывает, насколько мы ценим точку зрения нашего ребенка.

Дома, когда мы заняты стиркой, уборкой, а ребенок внезапно задает удививший нас вопрос, мы должны помнить: разговор с ребенком — это главное!

Для ребенка весь мир — загадка. Когда ребенок задает вопросы, он не просто черпает информацию о происходящих вокруг событиях, но и осознает их взаимосвязь с самим собой.

Отвечая на вопросы, мы должны вложить в ответ чувства: нашу боль, озабоченность, грусть или наоборот радость — знаки любви и внимания. Мы не должны терзать самих себя тем, что не знаем чего-то: наши дети нуждаются не в точности, не в философии, а в отражении в ответах наших повседневных забот, нашего опыта. Каждый раз, когда мы вместе с ребенком пытаемся найти ответ, мы укрепляем связующую нас нить в совместном путешествии к знанию!

Активное слушание углубляет связь родителя с ребенком. Оно внушает ребенку мысль, что он нужен, любим, воодушевляет его на самовыражение. Готовность родителей выслушать ребенка является огромной поддержкой в его развитии и личностном становлении. Дети нуждаются в нашей доброте и человечности, в нашем постоянном присутствии с ними. Они желают, чтобы мы были обычными людьми, со своими недостатками, со способностью любить, ненавидеть, злиться, ценить их радость и невинность, и в то же время, знающими этот мир. Они нуждаются в том, чтобы мы объясняли им то или иное явление жизни. Наши ответы на детские вопросы отражают понимание собственного ребенка. Попытки стать нейтральными в разговорах с детьми отгораживают нас от ребенка, создают «барьеры» во взаимоотношениях.

Для того чтобы внимательно выслушать и услышать ребенка: мы должны услышать и осознать свои собственные чувства, потребности и желания.

Поэтому, мы будем учиться слушать ребенка, вникать в истинный смысл заданного им вопроса. Что же для этого необходимо?

1. Показать свое полное внимание. Сосредоточьтесь на высказывании. Постарайтесь сфокусироваться на той ситуации, которую описывает ребенок. Старайтесь замечать в ребенке «язык» его телодвижений и выражение лица. Постарайтесь быть как бы «зеркалом», отражением его позы, жестов и мимики.

2. Помогите ребенку связать его вопрос с личным опытом. Не давайте готовый ответ, пусть ребенок осмысливает и найдет его сам.

3. Третья ступень – продвижение. Если вопросы возобновляются, то можно углубить ответ. Даже краткий обмен мнениями или рассказ на волнующую тему позволит ребенку понять, как сильно Вы цените его мнение и умение думать. Воодушевляя своего ребенка на обдумывание вопроса, позволяя ему самому принять решение и найти готовый ответ, вы поддерживаете в нем самостоятельность и уверенность в собственных силах.

Всегда помните: Ваша первейшая задача — слушать! Не перебивайте и не опережайте ребенка своими догадками.

Для общения в семье можно выделить три основные цели: оказание поддержки ребенку, развитие взаимопонимания, целенаправленное воздействие. В соответствии с данными целями выделяются некоторые наиболее эффективные приемы.

Первая цель – поддержка ребенка

Основные функции поддержки: формирования уверенности и основы конструктивного взаимодействия с людьми.

Можно использовать вербальные (словесные) и невербальные способы поддержки: рукопожатие, взгляд, прикосновение, жест, мимику, объятия.

Основные алгоритмы оказания поддержки подразделяются на два основных типа. Это: поддержка – воздействие и поддержка – реакция.

Помощь в конкретной ситуации

1. Описание ситуации или действия ребенка

2. Описание результата этих действий

3. Описание собственных чувств

4. Высказывание предложений по поводу дальнейших действий ребенка

1. Сообщение о том, что вы разделяете чувства ребенка

2. Присоединение к модели мира ребенка

3. Описание ситуации на языке чувств

4. Вопрос об уместности помощи

5. Уточнение характера и масштаба помощи

Попробуйте использовать данные типы поддержки в ситуациях взаимодействия с ребенком. Главный залог успеха – ваше неравнодушие, ваша активная позиция!

Вторая цель — развитие взаимопонимания

Общение, направленное на развитие взаимопонимания – основа установления открытых доверительных взаимоотношений.

Главные условия реализации общения, направленного на развитие взаимопонимания следующие: ориентация на систему ценностей, картину мира ребенка; наличие понимающего безоценочного принятия личности ребенка; наличие собственной открытой позиции без стремления закрыться «маской силы и ума».

Основными техниками «понимающего общения» являются:

— Вербализация, или пересказ сообщения ребенка («Правильно ли я понял, что с тобой случилось…»);

— Отражение эмоций, предположение об эмоциональном состоянии ребенка («Мне кажется, тебе сейчас грустно…»);

— Угу – слушание, то есть включенность в рассказ ребенка различными речевыми знаками (Ага, угу, да-да, о-о…»).

Попробуйте использовать данные техники в общении с ребенком. Настройтесь на своего ребенка и будьте внимательны к его высказываниям.

Третья цель – целенаправленное воздействие

Выделяют два вида воздействия: авторитарный и неавторитарный.

Авторитарный метод воздействия является неэффективным, так как подавляет личность ребенка. Авторитарность – это «позиция сверху», это постоянные окрики, угрозы, наказания и ограничения.

Неавторитарные средства воздействия – это просьба, предложение и убеждение.

— Просьба («Не мог бы ты это сделать…») – содействует повышению у ребенка собственной значимости.

— Предложение («Может быть, имеет смысл поступить так…») – предоставление возможности обсудить варианты решения проблемы, содействует повышению осознанности и ответственности ребенка в выборе собственной модели поведения.

— Убеждение – обращение к имеющимся у ребенка установкам и ценностям для доказательства собственной правоты, содействует формированию у детей внутренней положительной мотивации.

Неавторитарные методы воздействия являются наиболее эффективными, они помогают достигнуть сотрудничества, откровенности и доверия друг к другу, дружбы, любви и взаимной поддержки.

Итак, мы рассмотрели достаточно важные вопросы, касающиеся эффективного общения в семье. Возвращаясь, время от времени к предложенным техникам взаимодействия с детьми, можно постепенно стать квалифицированными в использовании «безвластных» методов воспитания, научиться общаться на «языке доверия».

Используя знания о полноценном общении, вы сможете строить и сохранять отношения, приносящие удовлетворение вам самим и тем, кто рядом!

Пробуйте, дерзайте, не бойтесь ошибок! У вас есть право сделать свой лучший выбор и отвечать за его последствия! Я желаю вам общения – грамотного, приятного и успешного!

1. Баркан А. И. Его величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. – М.: АО «Столетие», 1996.

2. Васильев Н. Н., Васильева Е. А. Технологии профессионального общения. Рабочая тетрадь практического психолога. – Вологда: ВИРО, 1996.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: «ЧеРо», 2004.

4. Рахматшаева В. А. Грамматика общения. Школа для родителей. – М.: «Семья и школа», 1995.

5. Фитцпатрик Д. Г. Диалог с ребенком.- М.: Аквариум, 1996.

Источники:
Контрольная работа по психологии общения (Раздел 2
Cкачать: Контрольная работа по психологии общения Раздел 2. Психологические аспекты общения — 1 курс
https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-psihologii-obscheniya-razdel-psihologicheskie-aspekti-obscheniya-kurs-723580.html
Психологические аспекты делового общения
Майорова О.А., Шавалеева Ю.Ш. Психологические аспекты делового общения // VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
https://nauchforum.ru/conf/economy/vii/20145
Психологические аспекты педагогического общения Текст научной статьи по специальности — Народное образование
В статье рассматривается проблема педагогического общения, приводятся разные подходы к решению основных его задач, даются некоторые практические рекомендации по выработке индивидуального стиля педагогического общения.
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-pedagogicheskogo-obscheniya
Статья «Общаться с ребенком? Как? Психологические аспекты общения»
Скачать: статья общаться с ребенком? как? психологические аспекты общения.
https://infourok.ru/material.html?mid=18963

(Visited 34 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как должна вести себя мусульманка в постели Женщина, муж которой был доволен ею, войдет в Рай Ислам… (1)

Работа в барнауле Моё трудоустройствоВойти в кабинет. Работа В Барнауле. другой город. Также… (1)

Если мужчина рассказывает о других женщинах Если мужчина рассказывает о бывшей?В данной статье я приоткрою занавес… (1)

Посмотри ей в глаза куда она отведет взгляд Женские заблуждения: посмотри мне в глаза Пристальный взгляд — это… (1)

Виды отношений LiveInternetLiveInternet -Рубрики Прочее (138) МЖ (72) Поэзия тела (20) Видео… (1)

COMMENTS