Психологическое общение

Психологическое занятие с элементами тренинга Жизненные ценности

Психологическое занятие с элементами тренинга «Жизненные ценности. Общение»

1) Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей. Познакомить участников с процессом и техниками общения.

2) Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще. Показать, что может дать им успешное освоение техник общения.

3) Помочь подросткам овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (навыками начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и др.

План занятия. Время.

Основная часть занятия

Упражнение «Барьеры общения»

Традиционное прощание «Мы вместе»

Здравствуйте, я рада вас видеть.

Как настроение? Всё ли у вас в порядке? О чем думали по пути к нам?

Сегодня мы с вами станем участниками психологического занятия с элементами тренинга

И говорить мы будем о ценностях, без которых мы не мыслим своей жизни.

Инструкция-1: Сейчас каждому из вас предстоит сделать ромашку. Но это будет не простая ромашка.

Прошу участников разместиться поудобней, так, чтобы вам никто не мешал. (Раздаю листы с ромашками и фломастеры). Ведущий тоже должен будет сделать свою ромашку.

Комментарий: Далее ведущий может воспользоваться доской, чтобы показать, как и где писать.

В центре этой ромашки, прямо на сердцевине напишите «Я».

Далее делаем надписи на лепестках. На каждом из лепестков вы должны 6 раз ответить на такие вот вопросы.

Желательно эти вопросы записать на доске после прочтения.

«Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»

«Без чего я себя не представляю?».

Напишите каждый свой ответ на отдельном лепестке.

Ведущий может помочь участникам, немного направив их мысль:

На лепестках, например, могут быть написаны:

l какие-то важные вам люди: родители, друзья;

l важные чувства: любовь, понимание;

l ваше хобби, учеба;

l какие-то очень важные для вас вещи: плеер, чей-то подарок.

В общем, пишите все, что угодно, все, что для вас действительно

значимо и без чего вы себя не представляете.

Все ли понятно? Какие есть вопросы?

На эту работу я даю вам 2 мин. (В это время можно включить спокойную музыку, желательно без слов).

Вы внимательно посмотрите на свои ромашки и озвучьте те ценности, которые вы для себя обозначили. (Я записываю ответы на доске)

А теперь Вашему вниманию я предлагаю несколько ромашек, сделанных учениками-подростками.

Давайте пустим их по кругу и сравним свои ромашки с ромашками детей (также выписываю на доску ответы).

Весь материал — в документе.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2»

Фрагмент психологического занятия

для родителей детей-подростков

«Жизненные ценности. Общение»

в рамках коррекционной программы

1) Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей. Познакомить участников с процессом и техниками общения.

2) Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще. Показать, что может дать им успешное освоение техник общения.

3) Помочь подросткам овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (навыками начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и др.

1. Музыка спокойная, под которую можно думать и писать.

3. Листы А4 с изображением ромашки по количеству частников.

4. Фломастеры (6-12 цветов) – желательно каждому участнику.

5. Таблица барьеров общения

План занятия Время

Основная часть занятия

Упражнение «Барьеры общения»

Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Здравствуйте, я рада вас видеть.

Как настроение? Всё ли у вас в порядке? О чем думали по пути к нам?

Сегодня мы с вами станем участниками психологического занятия с элементами тренинга

И говорить мы будем о ценностях, без которых мы не мыслим своей жизни.

Инструкция-1: Сейчас каждому из вас предстоит сделать ромашку. Но это будет не простая ромашка. Прошу участников разместиться поудобней, так, чтобы вам никто не мешал. (Раздаю листы с ромашками и фломастеры). Ведущий тоже должен будет сделать свою ромашку.

Комментарий: Далее ведущий может воспользоваться доской, чтобы показать, как и где писать.

В центре этой ромашки, прямо на сердцевине напишите «Я».

Далее делаем надписи на лепестках. На каждом из лепестков вы должны 6 раз ответить на такие вот вопросы.

Желательно эти вопросы записать на доске после прочтения.

«Без чего я не был бы я?»,

«Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»

«Без чего я себя не представляю?».

Напишите каждый свой ответ на отдельном лепестке.

Ведущий может помочь участникам, немного направив их мысль:

На лепестках, например, могут быть написаны:

l какие-то важные вам люди: родители, друзья;

l важные чувства: любовь, понимание;

l какие-то очень важные для вас вещи: плеер, чей-то подарок.

В общем, пишите все, что угодно, все, что для вас действительно

значимо и без чего вы себя не представляете.

Все ли понятно? Какие есть вопросы?

На эту работу я даю вам 2 мин. (В это время можно включить спокойную музыку, желательно без слов).

Вы внимательно посмотрите на свои ромашки и озвучьте те ценности, которые вы для себя обозначили. (Я записываю ответы на доске)

А теперь Вашему вниманию я предлагаю несколько ромашек, сделанных учениками-подростками. Давайте пустим их по кругу и сравним свои ромашки с ромашками детей (также выписываю на доску ответы).

Посмотрите, у всех подростков на лепестках мы видим одну из значимых для них ценностей – ОБЩЕНИЕ. И это не с проста, ведь именно подростковый возраст – это период становления коммуникативных навыков. И мы с вами должны об этом помнить. Но чтобы помочь нашим детям в приобретении коммуникативных навыков, мы должны знать, что в общении существуют некоторые трудности, с которыми подросток в одиночку может не справиться.

Как вам кажется, при обычном общении двух людей, когда один человек хочет передать другому какую-то информацию, сколько процентов этой информации в итоге дойдет до его собеседника?

Давайте устроим аукцион:

Кому сколько кажется? Потом мы посмотрим, кто был ближе…

( Записываю все ответы на доске над таблицей). А правильный ответ на этот вопрос мы узнаем после выполнения следующего упражнения.

Комментарий: Если будут ответы: «У всех по-разному», «Это зависит от многого». Подтверждайте: «Действительно, это зависит от многого, но при среднестатистическом общении сколько процентов информации дойдет до другого человека?».

Для его проведения мне потребуются пять добровольцев. Один остается в аудитории, остальных я попрошу выйти в коридор.

Оставшемуся проговариваю инструкцию: «Выслушайте внимательно небольшую историю. Ваша задача — как можно ближе к услышанному, желательно дословно, пересказать эту историю тому, кто войдет».

Марфуша училась в 10 «б» классе специализированной школы с гуманитарным уклоном и была примерной девочкой: ходила в магазин за продуктами, посещала все школьные мероприятия, а глазки строила только на уроках физики и только одному мальчику, с которым они ходили в кино только по воскресеньям на 8-часовой сеанс. Однажды она пошла погулять в парк и встретила там НЛО. С ней произошел катарсис. После этого ее жизнь изменилась коренным образом: за продуктами она стала ходить на рынок, стала посещать дискотеки, глазки начала строить на всех уроках, а в кино стала ходить в какой угодно

день на 4-х, 6-ти и 8-часовые сеансы.

Ведущий устно проговаривает заранее выученный (наизусть и дословно) текст и приглашает следующего участника. Вошедший усаживается рядом с предшественником; ведущий слово в слово повторяет ему инструкцию. И так далее. То есть каждый вновь вошедший слышит историю в том варианте, который ему представляет вошедший перед ним. Для последнего участника инструкция несколько иная: она заканчивается словами: «…дословно повторить эту историю для всех».

Обратите внимание на то, что с каждым пересказом текст становится все более коротким и менее точным: информация и ее детали искажаются, устраняются цифры, добавляется что-то, чего не было в исходном тексте, и т. д.

Итак, правильный вариант ответа на вопрос: сколько процентов информации из 100 дойдет до собеседника – только около 10%!

Давайте разберемся, где и как теряется информация?

Далее ведущий последовательно — по одному — рисует барьеры общения (порядок см. на рисунке) и рассказывает про каждый барьер.

Т. е. сначала рисует линию 1 и рассказывает про линию 1, потом рисует линию 2 и рассказывает про линию 2 и т.д. Ведущий должен в итоге нарисовать следующую картинку:

По поводу каждого барьера давайте следующие пояснения:

1) Вербализация: перевод мыслей в слова (на этом барьере теряется около 25% информации). Человеку бывает очень тяжело перевести свои мысли в слова; при этом, как правило, мы отбрасываем то, что кажется нам несущественным.

Пример: Вспомните, когда вы посмотрели интересный фильм, который вас впечатлил, и захотели пересказать его своему другу.

Наверняка, удалось передать только сюжет, вы не пересказали массу деталей, и своим пересказом вы не смогли дать вашему другу ПОЛНОЕ представление о фильме и вызвать у него те эмоции,

которые этот фильм вызвал у вас. Ваш собеседник сможет до конца прочувствовать этот фильм только тогда, когда сам его посмотрит.

2) Смысловой барьер: перевод слов в мысли (теряется тоже около

25% информации). Здесь обратный процесс. Ваш слушатель переводит ваши слова в свои мысли. Он пытается вас понять. Но, как

известно, разные люди мыслят по-разному, и, как правило, под

одними и теми же словами каждый понимает что-то свое.

Пример: Если я попрошу вас представить дерево, то каждый

представит что-то свое: кто-то березу , кто-то елку , кто-то свое любимое дерево, а кто-то просто абстрактное схематичное дерево. Кто-то выглянет в окно и увидит там дерево, его и представит. Видите, сколько вариантов возникает для одного слова «дерево». Этот барьер часто порождает слухи: один сказал, другой понял что-то свое, третий – свое.

3) Порог личностного восприятия (теряется около 25% информации). Этот барьер говорит о том, что в общении всегда присутствуют эмоции и настроение.

Пример: Если у вас болит живот, то вы, скорее всего, не сможете полностью быть сконцентрированы на общении. У нашего собеседника также может болеть живот или голова, быть плохое

настроение или он просто не очень хорошо к нам относится, или,

наоборот, у него такое отличное настроение, что это мешает

воспринимать информацию. Он начинает думать о чем-то своем,

и часть информации теряется.

4) Активный словарь, наши речевые навыки (теряется 12-15% информации). Процент потерянной здесь информации зависит от того, насколько богат наш словарный запас, и от того, есть ли в нашей речи слова-паразиты, шепелявим ли мы или, быть может, заикаемся.

1. Если мы не знаем слова «деструкция» (разрушение), а в получаемой нами информации оно присутствует, мы это слово, скорее всего, просто выбросим.

5) Языковой барьер. По-другому, это сленг. Причем, это не обязательно подростковый сленг, это может быть также научный, или профессиональный сленг, или интернетовский. В любом круге общения есть свой язык, и если вы его переносите в другой круг общения, то ваша коммуникация начинает страдать.

6) Шум. Если в помещении шумно, то информации теряется, естественно, больше.

Нужно помнить, что общение – очень хрупкая вещь, поэтому надо быть очень внимательным к этому процессу.

Сегодняшняя тема затронула каждого из нас, потому что у всех нас есть свои ценности. Мы еще раз услышали, что ценности бывают разными. Но, несмотря на это, мы должны с уважением и пониманием относиться к ценностям друг друга и своих детей.

Психологическое подавление человека

Среди множества различных вариантов сценария переговоров, вариант психологического подавления собеседника, один из самых распространенных. Особенно часто он применяется, когда позиция одной стороны заведомо превосходит другую, или в качестве продолжения упорства на своем, после мягкой позиции общения. В первом случае это как правило активное давление с самого начала диалога между людьми, излишняя самоуверенность, заранее заготовленные аргументы в свою пользу, использование третьего голосового режима — громкой четкой выразительной речи, с акцентом на основных моментах, с нередким перебиванием собеседника, ухмылкой или даже смехом над его словами. Все это подавляет собеседника, заставляет его волноваться и нервничать, сомневаться в себе, чувствовать дискомфорт и агрессию с вашей стороны.

Можно начинать с мягкой позиции, и в случае не уступки вам, переходить на жесткую, с психологическим подавлением собеседника, методами, что я описал выше. А можно наоборот начать с жесткой позиции, подавлять своего собеседника до определенного момента, а потом занять мягкую позицию, все с теми же условиями выгодными для вас. Для вашего собеседника это будет прекрасной альтернативой разрешить напряженную ситуацию, снять с себя груз, который вы на него нагрузили. Все эти способы дают положительный результат, в особенности с неуверенными людьми, которым не привыкать проигрывать. Эффективность психологического давления на собеседника, безусловно, достаточно высока, но стоит помнить и о том, что люди очень не любят, когда на них давят, каким бы характером они не обладали.

Если вы проводите переговоры, о какой-нибудь сделке или подписании соглашения, после которого ваш собеседник отойдет на второй план, то использование давления будет уместным. Любые разборки и словесные перепалки, также эффективно урегулировать посредством давления на оппонента. Но если ваша цель долгосрочное сотрудничество с людьми, от которых будет зависеть, в том числе и ваше благополучие, то я вам не рекомендую использовать психологическое давление в таком случае. Можно продемонстрировать высокую уверенность в себе, людям это нравится, особенно женщинам, которые видят в мужчине, прежде всего сильного самца.

Не надо проявлять агрессию и неуважение к собеседнику, для долгосрочного сотрудничества это плохо. Одна только уверенность продемонстрированная вами, может подавить собеседника, особенно если вы располагаете массой аргументов в свою пользу и повторюсь используете третий голосовой режим, то есть громкий и четкий голос, с акцентом на нужных вещах. Никогда не сомневайтесь в себе, и в своей речи, по крайней мере не показывайте это, иначе психологическое давление начнут применять против вас. Этому безусловно можно противостоять, и я обязательно напишу о том как это делать.

Но самое главное, что я хочу вам сказать – это то, что нет стопроцентной гарантии ни для одной тактики общения, везде есть свои плюсы и свои минусы. Психологическое давление, безусловно, очень эффективно в большинстве случаев, но бывает и так, что оно вредит и ни к чему, кроме как к негативному к вам отношению и разрыву с вами всех связей не приводит. Потому старайтесь искать, наиболее приемлемый вариант общения, уместный в каждой конкретной ситуации, который главным образом направлен на получение положительного для вас результата.

Источники:
Психологическое занятие с элементами тренинга Жизненные ценности
Работа познакомит участников с понятием «ценность» и позволит выявить специфику жизненных ценностей.
https://videouroki.net/razrabotki/psikhologicheskoe-zanyatie-s-elementami-treninga-zhiznennye-tsennosti-obshchenie.html
Психологическое подавление человека
Среди множества различных вариантов сценария переговоров, вариант психологического подавления собеседника, один из самых распространенных. Особенно часто он применяется, когда позиция одной стороны
https://psichel.ru/psixologicheskoe-podavlenie-vo-vremya-obshheniya/

COMMENTS