Популярные записи:

Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы) Характеристика на ученика - один из…
Посмотри ей в глаза куда она отведет взгляд Женские заблуждения: посмотри мне в глаза Пристальный взгляд — это…
Почему женщины хотят мжм Жена хочет мжм [3755085196] – 26 февраля 2018 г., 17:56…
Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый…
Базаров перед лицом смерти Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)Каждый писатель, создавая свое произведение,…

Психология межличностного взаимодействия

Психология межличностного взаимодействия

Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и пси­хологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпера­ментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологи­ческая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холериче­ский тип темперамента и т.д.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собст­венного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравствен­ных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные цели, нужды, потребности оппонента.

3. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.

4. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуа­ции. В случае необходимости — приглашение посредника.

5. Благоприятным является организация совместной деятельности на всех ста­

диях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска

возможных вариантов решения конфликта.

Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который ула­жен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон кон­фликта.

Теории межличностного взаимодействия

Первые теории взаимодействия включали в себя описание структуры социального действия. В истории социальной психологии было предпринято несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, среди социологов (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальных психологов большое распространение получила теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. Исследователи фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. В качестве задачи исследования выступал поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Например, согласно теории Т. Парсонса, в которой описывалась структура социального действия, в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на которых строится человеческая деятельность (как результат единичных действий). С точки зрения абстрактной схемы в качестве элементов взаимодействия выступают: а) деятель; б) "другой" (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие); г) ценности (которые принимает каждый участник); д) ситуация (в которой совершается действие). По Парсонсу, деятель мотивирован реализацией своих установок (потребностей). В отношении "другого" он развивает систему ориентации и ожиданий: стремление к достижению цели и учет вероятных реакций другого. Автор выделяет пять пар таких ориентаций, предполагая при их помощи описать все виды человеческой деятельности.

Однако данная теория не имела никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий. По мнению А. Н. Леонтьева, при таком подходе невозможно уловить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом [1] . Кроме того, предложенное Парсонсом направление неизбежно приводит к утрате социального контекста, так как в нем все богатство социальной деятельности (вся совокупность общественных отношений) выводится из психологии индивида [2] .

В современной психологии можно выделить следующие основные теории взаимодействия:

1) теория социального обмена (Дж. Хомане, П. Блау);

2) теория символического интеракционизма (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, И. Гофман);

3) психоаналитическая теория (3. Фрейд);

4) трансактный анализ (Э. Берн);

5) когнитивные теории, среди которых в плане описания взаимодействия основное внимание привлекают теории баланса [4] .

Таким образом, социальная связь устанавливается и поддерживается в том случае, если она отвечает следующим условиям:

1) соответствует личностной целесообразности, т.е. издержки не превышают получаемого вознаграждения;

2) если достигнута взаимная согласованность, выработаны единые критерии платы и вознаграждения и достигнуто взаимное равновесие издержек и вознаграждений.

Однако бывают отношения, которые существуют достаточно длительно, но при этом не являются согласованными и симметричными. Например, в паре двух подруг одна всегда получает больше вознаграждений, чем вторая.

Для объяснения несимметричных отношений Хомане выдвигает принцип наименьшего интереса, который состоит в том, что лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении социальной ситуации обмена, обладает большей способностью диктовать условия обмена другим участникам ситуации. В результате он получает власть, так как имеет больше возможностей вознаграждать других, чем его партнеры. Поэтому любые властные отношения, даже насильственные, являются, по мнению Хоманса, случаями несимметричного обмена.

Хомане использует принцип дистрибутивной справедливости, согласно которому любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию людей. Следовательно, социальное неравенство естественно, справедливо, закономерно, поскольку отражает пропорции личных вкладов людей в общественное целое.

Таким образом, отношения власти возникают как частные случаи социального обмена, когда один из участников процесса обмена обладает монопольным правом па некое вознаграждение (материальное или нематериальное), которое остальные участники стремятся заполучить. В этом случае он будет стараться как можно выгоднее обменять имеющуюся у него награду, навязывая свою волю другим участникам, что в конце концов приводит к образованию системы рангов, социальных статусов, социальной стратификации. Но чтобы утвердиться, власть должна быть санкционирована остальными участниками обмена, легитимирована на основе норм и ценностей, основанных па определенной системе культуры, причем эта система культуры не связана с процессами обмена.

Теория символического интеракционизма Дж. Г. Мида рассматривает взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысляют и понимают намерения другого человека.

Взаимодействие с точки зрения интеракционистов имеет символическую природу, т.е. люди используют символы для обмена действиями. Любой символ (например, слово), в свою очередь, возникает в результате взаимодействия и имеет договорную природу. Люди должны сходным образом расшифровывать смысл символа, чтобы понимать друг друга. Например, один и тот же жест (кивание головой) имеет разное значение в разных культурах, что может приводить к непониманию между людьми. В случае если люди одинаково расшифровывают символы, они приспосабливают свои действия к действиям других людей и взаимодействие происходит эффективно.

Люди реагируют нс только на поступки других людей, но и на их намерения, т.е. "разгадывают" намерения других людей, анализируя их поступки, ставя себя на место другого человека, принимая роль другого. С позиции символического интеракционизма взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь – главный фактор в теории межличностного взаимодействия. Язык имеет символическую природу, любой языковой символ (слово) является частным значением, возникшим в результате частного взаимодействия и имеющим договорную природу, т.е. люди, стремясь к достижению практических результатов в кооперации друг с другом, договаривались о принятии определенного значения за определенным словом. Сходное понимание слов, жестов, других символов облегчает взаимодействие, позволяет интерпретировать поведение друг друга. Понимая поведение друг друга, люди меняют свое, приспосабливая свои поступки к действиям другого, координируя свои действия с другими людьми, обучаясь видеть себя глазами группы, учитывать ожидания других людей.

Социальные ожидания – экспектаций – влияют на поведение человека; он вынужден вести себя так, как требуют нормы поведения, как ожидают другие люди и общество в целом, реализуя те права и обязанности, которые присущи его социальной роли.

Социальная роль – это относительно устойчивый шаблон поведения, включая действия, мысли, чувства, выработанные в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса.

Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо выполняет свою роль, то окружающие люди, группа применяют к нему социальные санкции принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, неодобрение, наказание и т.п.

Можно выделить три типа реализации ролей: "подражание", "исполнение", "выбор". Для раннего возраста присуще "подражание" – примеривание на себя позиций, экспектаций, шаблонов поведения разных социальных ролей. "Исполнение" есть результат взаимодействия социального "Я" человека и ролевых экспектаций. Если к человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей, и тогда человек осуществляет "выбор" какой-то роли, игнорируя другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с теми, кто его ценит, с теми группами, которые становятся значимыми, важными, цепными, референтными для него.

Разновидностью символического интеракционизма является теория социальной драматургии И. Гофмана. Данный автор рассматривает межличностное взаимодействие как своеобразную театральную пьесу, где люди разыгрывают роли и представление, являясь одновременно и режиссером, и актером, тщательно охраняя места своих "частных кулис", где они могут расслабиться после представления. Эту концепцию Гофмана называют драматургическим подходом, или концепцией управления впечатлениями, т.е. люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других, стараются "сохранить свое лицо", если по каким-то причинам произвели невыгодное впечатление.

К символическому интеракционизму примыкает также этнометодология Г. Гарфинкеля. Предметом изучения этнометодологи и являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми (эти правила могут определять, когда уместно что-то сказать, или промолчать, или пошутить и т.п.). Эти правила могут быть специфичными при взаимодействии с людьми, которых очень хорошо знаем. Если человек нарушает эти правила, то взаимодействие с людьми резко затрудняется и последствия могут быть непредсказуемыми.

Правила и само собой разумеющиеся положения, мнения, запасы знания, имеющиеся у людей, и составляют основу социального мира, т.е. идеи, ценности, правила, нормы видятся центром социальной жизни и взаимодействия. Этнометодология изучает методы, с помощью которых люди создают социальный порядок: ценности, нормы, верования, но они сами могут изменяться, отмирать, иметь свою внутреннюю структуру. Описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, люди приходят к установлению каких-либо правил, приходят к согласию, к социальной стабильности. Социальная структура рассматривается как продукт взаимодействия, как следствие отношения между "поверхностными" и "глубокими" правилами, где "поверхностные" правила – это нормы социальной жизни, а "глубокие", интерпретационные правила являются основой возникновения и существования любых значений, основой любого воспитания и обучения (А. Сикурел).

Выработка единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу объединяет людей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками эти единые критерии, которые понятны всем, и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес систему ценностей, деньги, закон, власть, которые создают возможность регулировать социальные связи на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Общество через нормы, ценности, стандарты поведения устанавливает определенный набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник общественной жизни независимо от его индивидуальных особенностей. Система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений на микроуровне.

Психоаналитический подход, основоположником которого является З. Фрейд, рассматривает процесс взаимодействия с точки зрения воспроизведения детского опыта. Люди в процессе взаимодействия невольно используют понятия и сценарии, которые усвоили в детстве.

Если в детстве у ребенка доминировали реакции подчинения, покорности, уступчивости, то и в дальнейшем такой человек будет предпочитать подчиняться, не брать на себя ответственность за принятие важных решений. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам группы, невольно отождествляя их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях люди регрессируют, возвращаются к более ранней стадии развития. Если взаимодействие людей первоначально является неорганизованным и у них нет четкого плана действий, то это способствует укреплению власти лидера группы.

Берн выделяет также виды взаимодействия: "отсутствие", ритуалы, развлечения, игры, совместная активность, интимность.

Когнитивные теории. С точки зрения когнитивного подхода не сами по себе стимулы определяют поведение человека, а то, как он их воспринимает и интерпретирует.

Теории баланса, или теории когнитивного соответствия, которые являются разновидностью когнитивных теорий, рассматривают поведение человека как функцию его отношения к партнеру и к объекту, в связи с которым происходит коммуникация.

К теориям соответствия относятся:

1) теория структурного баланса Хайдера: он постулирует сбалансированность когнитивной структуры в ситуации восприятия другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению. Каждый человек старается углядеть мотивы другого человека. Наряду с экспериментальными исследованиями необходимо учитывать эти категории здравого смысла.

Основное внимание уделяется проблеме восприятия другого человека.

"Друг моего друга – мой друг" – это формула, отражающая стремление к балансу.

Данная теория основывается на двух постулатах:

• приписывания (человек приписывает другому определенные качества и причины поведения).

Модель отношений: Р – О – X (Р – воспринимающий человек, О – другой, X – тот объект, который они воспринимают). Все эти три момента связаны между собой. Под объектом может восприниматься и человек, и предмет, и явление (например, ситуация выборов). Положительное отношение к О переносится на X – они транситивны (например: мать любит свою дочь, дочь любит своего жениха – следовательно, мать будет любить жениха дочери. Если мать не любит этого жениха – несбалансированная структура, кто-то должен изменить свое отношение). Положительные отношения транситивны, а отрицательные – нет, они не переносятся на другого человека;

2) теория коммуникативных актов Ньюкома (рис. 4.3): А – В – X (А – воспринимающий, В – другой, X – объект). Если А и В относятся друг к другу хорошо, они стремятся одинаково относиться к X; если нет – они стремятся договориться об этих общих отношениях. Если это не удается – люди могут разойтись (А – бизнесмен. Хочет купить лодку X. Он любит жену В. Жена против лодки. Между А и В должны состояться переговоры, чтобы уладить эту несбалансированность: либо В изменит отношение к X, либо А и В поссорятся);

3) теория когнитивного диссонанса Фестингера. Данный автор заменяет термин "противоречие" на "диссонанс".

Человек знает, что чего-то делать нельзя, а все равно это делает – возникает когнитивный диссонанс.

Основные постулаты теории когнитивного диссонанса заключаются в следующем:

• между когнитивными элементами может возникать диссонанс;

• существование диссонанса вызывает желание его уменьшить;

• проявления этого стремления: изменить поведение; изменить свои знания; осторожно относиться к новой информации (например, курильщик избегает информации о вреде курения или обесценивает ее, чтобы избежать когнитивного диссонанса);

4) теория конгруэнтности Осгуда, Танненбаума.

Рис. 4.3. Модель коммуникативных актов Ньюкома: трансформация несбалансированных отношений в сбалансированные

В этой теории также берется триада: Р – реципиент, К – коммуникатор, О – объект, сообщение.

Бывают случаи, когда одновременно изменяется отношение и к коммуникатору, и к идее, которую он проповедует.

Для исследования используется методика семантического дифференциала: по 7-балльной шкале оцениваются эмоциональное отношение, сила и активность.

В ходе исследований было обнаружено, что скорее меняется отношение к К (коммуникатору), чем к О (объекту беседы). Таким образом, оказалось, что отношение к объекту является более прочным, чем отношение к личности, т.е. человеку проще порвать отношения с близкими людьми, чем изменить свои взгляды.

Обобщение различных теорий взаимодействия представлено в табл. 4.1.

Теории межличностного взаимодействия

Источники:
Психология межличностного взаимодействия
Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их
https://lektsii.org/15-77578.html
Теории межличностного взаимодействия
Первые теории взаимодействия включали в себя описание структуры социального действия. В истории социальной психологии было предпринято несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так,
https://studme.org/49671/psihologiya/teorii_mezhlichnostnogo_vzaimodeystviya

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Жена захотела двойное Жена захотела двойноеПоказать панель управления . недавно она все-таки призналась,… (6)
Что чувствует мужчина когда у него стоит Что чувствуют парни, когда у них встает? Всё зависит от… (5)
Характеристика на родителей Как написать положительную характеристику на родителя Характеристикой на родителя называют… (5)
Жена просит мужа куни Жена просит мужа куни Хороший массажист - Юлия Отзывы о… (5)
Нравственный выбор пример из жизни Какие примеры из книг привести по теме - Что такое… (5)

COMMENTS