Психология общения лекции

Лекции — Психология делового общения — файл

Серьезные преграды на пути к успеху.

Неумение управлять собой.

Размытые личные ценности.

Смутные личные цели.

Недостаточные навыки общения.

^ ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ.

^ Я общаюсь с Вами только ради дела или Я общаюсь с Вами потому, что Вы мне приятны . На одном полюсе, общение определяется его целью, на другом -получаемым удовольствием от общения вне зависимости от конкретной цели.

^ Я делаю это с Вами потому, что Вы мне приятны или потому, что иначе нельзя .В одних ситуациях делового общения мы имеем возможность выбрать себе партнера, в других -обречены на работу с ним. Как правило, мы выбираем деятельность или место работы, а не начальников, коллег и подчиненных .

^ Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения или нормы нашего круга или наши личные формы общения.

Деловое общение помимо основных целей имеет и психологические функции:

Связывающая — Я и Ты. Например, мы вместе пишем научную статью.

Формирующая — Я как ТЫ. Например, я учусь у Вас писать научную статью.

Подтверждающая — Я такой. Например, я понял, что я могу писать научную статью.

Эмоционально организующая — Мы. Например, как приятно работать вместе.

Коммуникативные барьеры в деловом общении:

Комплекс неполноценности: профессиональной, психологической, административной. («Я не могу» или «У меня это не получается») Они не очевидны для партнера. Могут скрываться с помощью агрессии, замкнутости, застенчивости.

Принудительность общения, то есть необходимость общения с неприятными людьми.

Сложность и скрытость целей и мотивов участников.

Специфика организационного контекста – наличие корпоративной культуры и корпоративной этики.

Вопросы для самопроверки.

Чем деловое общение отличается от межличностного и ритуального?

Чем понятие «деловой человек» отличается от понятия «бизнесмен»?

Какова роль личностного фактора в деловом общении?

Опишите свой деловой стиль. Опишите деловой стиль, максимально отличающийся от Вашего.

Глава 2. Методики установления контакта.

У Вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление.

Любые отношения нуждаются в усилиях по их формированию и сохранению.

Наше восприятие зависит от ожиданий и предпочтений и никогда не бывает абсолютно адекватным ситуации.

Чем более значим для нас человек, тем вероятнее наша ошибка в определении его характера или настроения .

Если Вы хотите понять правила и закономерности формирования благоприятного первого впечатления в деловом общении, Вы должны вспомнить основные законы 1. Восприятия вещей и людей; 2. рынка – купли продажи. Как человек, Вы можете произвести благоприятное впечатление благодаря своим особенностям и усилиям; как профессионал Вы должны позиционировать себя на рынке труда и услуг в соответствии со спросом и предложением, а так же, зная себе цену, показать «товар лицом.

при личной встрече,

при публичном выступлении,

при телефонном разговоре ,

Оно зависит от многих факторов. Как Вы выглядите? Как Вы себя ведете? Как Вы говорите? Как Вы пишете?

Телефонный звонок –Ваше личное дело, даже если Вы звоните по делу.

Звонить домой можно только с разрешения партнера.

Абсолютное большинство деловых телефонных разговоров получаются только со второго раза потому, что люди звонят в удобное для них, а не для партнеров время.

Звонить домой по делу принято с 10ч. утра и до 10 вечера. Если не было дополнительной договоренности.

В момент начала разговора по телефону постарайтесь улыбнуться – это придаст Вашему голосу теплоты. После обязательного представления сделайте небольшую паузу и постарайтесь по реакции на Ваше имя понять в каком состоянии, настроении находится ваш партнер и его отношение к вашему звонку.

Представляясь по телефону называйте не только Вашу фамилию и должностное положение, но и имя, с которым можно к Вам обратиться. Ваш партнер не должен мучительно вспоминать, как Вас зовут.

Если Вы звоните незнакомому человеку в первый раз, продумайте заранее, что Вы скажете, предложите, спросите — в противном случае Вы произведете впечатление несобранного мямли, не ценящего чужое время.

Деловой разговор, особенно первый, не должен продолжаться более 4-х минут. Его структура: представление, цель звонка, решение вопроса, договоренность о продолжении контакта, благодарность за разговор.

Говорить нужно четко и активно.

Если Вы звоните в учреждение, обязательно поинтересуйтесь, с кем Вы разговариваете. Оставляйте сообщение или спрашивайте совета только у компетентных людей.

Если звонят Вам, отвечайте вежливо и развернуто. Из дома : «Я Вас слушаю». Из учреждения: называйте фирму или отдел, чтобы звонивший сразу понял, куда именно, он попал.

Лучше отвечать на все телефонные звонки, но если Вы не договаривались предварительно, и другая сторона заинтересована в контакте, то можно оставить инициативу установить контакт за ней.

Если Вы обещали позвонить, то дозвониться в течение дня необходимо.

Если связь прервалась, то перезванивает звонивший. Только не надо говорить: «Это опять Я».

Заканчивает разговор тот, кто позвонил. Если Вы звоните женщине, то она имеет право закончить разговор.

^ Собеседование. Вот некоторые наиболее важные рекомендации:

^ Содержание и структура Резюме.

Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города).Психологически адрес необходим, чтобы определить, где Вы живете, легко ли с Вами связаться, не утаиваете ли Вы отсутствие прописки, регистрации и так далее. Если хотите утаить, учтите, что на это сразу обратят внимание. Возможно указание «контактов» в конце Резюме.

На какую должность Вы претендуете (не более б строк, а лучше 2-3). Если Вы пишете Резюме «вообще» – то укажите сферу деятельности, в которой хотите себя реализовать. Не надо указывать личных мотивов типа денег. Карьеры. Самореализации.

Трудовой опыт в обратном хронологической порядке (сначала указывается последнее место работы). Эта часть основная. Укажите даты начала и окончания работы, наименование организации, название должности (их может быть несколько, если Ваша карьера развивалась успешно), и кратко опишите. Должностные обязанности и производственные достижения, если они у Вас были. При описании Ваших достижений используйте глаголы действия, такие как развивал, сэкономил, увеличил или сократил.

Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме; для выпускников и,. студентов следует помещать его перед предыдущим, так как опыт работы если и есть, он менее значителен. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей Цели).

Владение иностранными языком, навыки работы с ПК

Дополнительная информация: наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т.п. (хобби следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой).

Указание на возможность предоставления рекомендаций.

В Резюме должны быть или сведения, необходимые для получения конкретной работы или все сведения о Вас, но структурированные в определенном порядке. Образование : от настоящего к прошлому; от высшего к дополнительному. Награды и поощрения в любой форме следует указывать. Если опыт работы не соответствует желаемой сфере деятельности, представляйте его, как опыт работы. Не указывайте ничего, что свидетельствует не в вашу пользу. Не употребляйте частицу «не».

Приведите примеры из своей практики положительного или отрицательного «первого впечатления»? Проанализируйте причины.

Почему модная одежда может произвести плохое впечатление?

Повторите правила разговора по телефону.

Почему подготовленность к первому деловому контакту ценится выше непосредственности?

Какие у Вас есть вопросы? Что бы Вы хотели узнать еще?

Расскажите немного о себе.

Каковы Ваши сильные слабые стороны?

Почему Вы хотите получить эту работу?

Почему Вы ушли с предыдущей работы?

Как Вы представляете себе свое положение через 5-10 лет?

На какую зарплату Вы рассчитываете?

Не помешает ли Ваша личная жизнь данной работе?

«Заковыристые» вопросы на собеседовании.

За что Вас критиковали последние 4 года.

Какие из своих должностных обязанностей Вы выполняете с наибольшим удовольствием?

Как Вы поступите. Если обнаружите, что коллега фальсифицирует записи расходов?

Назовите три ситуации, в которых Вам не удалось добиться успеха. Ваше объяснение?

Никогда не говорите, что у Вас нет вопросов к потенциальному работодателю. Если ничего не приходит в голову, уточните детали Вашего контракта.

Заранее продумайте, что Вы скажете о себе. В том числе краткую характеристику своих достоинств. На вопрос о слабостях или недостатках отвечайте так, чтобы их можно было принять за Ваши достоинства.

Никогда не следует говорить о своих прошлых конфликтах или проблемах на работе. Никогда не ругайте предыдущее место работы или своего бывшего начальника.

Заранее продумайте, что Вы скажете о желательной заработной плате. Если Вы знаете среднюю заработную плату специалистов вашей квалификации, называйте цифру чуть выше средней. Если для Вас важна работа именно в этой фирме, подчеркните, что готовы начать с малого.

Лекции — Психология общения

Курсовая работа — Структура, содержание и формы общения

Дисциплина: общая психология

Общение как социально – психологическое явление

Понятие общения и его связь с деятельностью

Содержание и формы общения

Общение и его основные аспекты

Формы и виды общения

Функция общения в жизни человека.

Структура и виды общения.

Общение как психологический фактор развития человека.

Взаимоотношения между людьми в процессах общения.

Лабунская В.А. Менджерицкая Ю.А. Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения

Рассмотрено затрудненное общение в координатах различных отраслей современной психологии (в плане культурно-психологическом, социально-педагогическом и пс.

Функциями общения являются.

Виды общения по содержанию, целям, средствам.

Виды общения по содержанию. Примеры.

Виды общения по целям. Примеры.

Виды общения по средствам. Примеры.

Подготовка и проведение деловой беседы.

Пол, возраст, психологический тип в деловом общении.

Способы формирования позитивного первого впечатления.

Собеседование при приеме на работу как подготовиться.

Психологические подтексты деловых бумаг.

Твой партнер и формы воздействия на него.

Общие правила делового эт.

Трансактный анализ общения.

Вербальные и невербальные средства общения.

Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия.

Синтоническая модель общения.

Виды и техники слушания.

Пермь: НОУ СОШ «Европейская школа «Ex professo» с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов», 2004. – 34 с.

Пашкова А.В. Практикум по психологии общения: Упражнения и задачи

рактикум по психологии общения предназначен для проведения практических и семинарских занятий со студентами и другими категориями обучаемых по курсу «Психология общения», а также для самостоятельной работы над содержанием данного курса. Целью практикума является закрепление и углуб.

Лекции — Психология общения — файл Тема 1

Лекции — Психология общения — файл Тема 1.1. Общение.doc

Общение и его функции.

Общение и общительность.

Общение и деятельность.

Для человека не существует

Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулиро­вания основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происхо­дит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной дея­тельности, особенно связанной с людьми и передачей информа­ции, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.

^ В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние людьми друг друга.

Данное определение выделяет основное содержание обще­ния, рассмотренное Г.М. Андреевой (схема 1), а именно: переда­чу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).

Схема 1. Составные элементы категории общения

^ Можно выделить пять основных его функций

реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности

проявляется в процессе формирования и развития человека

реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя

организация и поддер­жание межличностных отношений

осуществляется на разных уровнях — от интимно-личностных до деловых

реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога

^ Функция подтверждения в процессе общения дает возмож­ность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем суще­ствовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различ­ных знаков внимания. Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих пси­хических заболеваний, прежде всего шизофрении.

^ Организация и поддержание межличностных отношений для любого человека связано с оцениванием людей и установле­нием определенных эмоциональных отношений — либо позитив­ных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к дру­гому человеку может быть выражено в терминах «симпатии — ан­типатии», что накладывает свой отпечаток не только на личност­ное, но и на деловое общение.

^ Внутриличностная функция рассматривается как универ­сальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности чело­века состоит в том, что оно является средством организации со­вместной деятельности людей и способом удовлетворения по­требности человека в другом человеке, живом их контакте.

Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления.

Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляет общение между людьми.

Использование языка с целью общения людей называют речью.

В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды: (схема 3).

По контакту с собеседником общение может быть непосред­ственным и опосредованным.

Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и об­щаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид обще­ния является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

^ Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в си­туациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опо­средованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может быть межличностным или массовым.

^ Мас­совое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение на­блюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опо­средованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуни­кации.

По критерию равноправия партнеров в межличностном об­щении (схема 4) выделяют два типа: диалогическое и монологи­ческое.

Типы межличностного общения

Диалогическое общение — равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стрем­ление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные от­ношения. Оно может быть императивным и манипулятивным.

^ Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к опреде­ленным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалиро­вана.

^ Манипулятивное общение — форма межличностного об­щения, при которой воздействие на партнера по общению осуще­ствляется скрытно для достижения своих намерений.

Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личност­ную.

В ролевом общении люди действуют, исходя из занимае­мого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с уче­никами, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение рег­ламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.

^ Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуаль­ных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

Вербальное общение происходит посредством речи,

невербальное — с помощью па-ралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни обще­ния определяются общей культурой взаимодействующих объек­тов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу (схема 5).

Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен реплика­ми для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Та­кое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Вопрос 3. Общение и общительность

^ Потребности в стимуляции удовлетворяются, когда обще­ние инициирует активность человека, его стремление к действи­ям, поднимает эмоциональный тонус.

Потребность в событиях приносит удовлетворение от полу­чения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.

^ Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, ко­гда человек встречает знакомых людей. При узнавании происхо­дит социальное подтверждение личности со стороны других лю­дей, тем самым поддерживается его самоидентификация.

^ Потребности в достижениях и признании связаны с пози­тивным переживанием чувства собственного достоинства чело­века, с уважением и самоуважением.

^ Потребности в структурировании времени удовлетворя­ются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедея­тельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.

Полноценность общения определяется количеством потребно­стей, удовлетворяемых в его процессе, а также зависит от отноше­ния участников взаимодействия друг к другу. При этом позитив­ными факторами являются принадлежность к одному социальному слою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.

^ Характеристики личности, способствующие успешности общения

К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдатель­ность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.

^ Для каждого периода возрастного развития человека харак­ терен ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин), в зависимо­сти от которого складывается и определенный тип общения.

В младенчестве общение — ведущий вид деятельности. Взрос­лый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, по­средством речи помогает сориентироваться в окружающем мире.

В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком проис­ходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладе­ние предметами, формируется речь ребенка.

В дошкольный пери­од детства сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками.

Младший школьник преимущественно занят учебной деятельно­стью, соответственно и общение включено в данный процесс.

Для подростка большую роль играет интимно-личностное обще­ние, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности.

Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер об­щения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.

Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения ме­жду людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам педагога, способст­вующим достижению высоких уровней общения. К ним относятся:

умение понять позицию другого в общении, проявить ин­терес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

умение интерпретировать и «читать» его внутреннее со­стояние по нюансам поведения, владение средствами невербаль­ного общения (мимика, жесты);

умение встать на точку зрения ученика;

умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

владение средствами, усиливающими воздействие (рито­рическими приемами);

преимущественное использование организующих воздей­ствий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплини­рующими;

преобладание демократического стиля руководства;

умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педа­гогической ситуации.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Чтобы разобраться в том, что такое общение, надо подробнее рассмот­реть все его стороны, особенности, проблемы и т.д. Этому и бу­дут посвящены следующие главы.

^ Практическая работа № 1

Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда.

Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо меро­приятии?

Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конфе­ренцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избе­жать?

Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми?

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?

Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что лю­дям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вер­нуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?

Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотре­нию конфликтных ситуаций?

У вас есть собственные критерии оценки произведений литерату­ры, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не при­емлете, это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точ­ки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?

Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов.

Задание 2. Проанализируйте особенности вашего общения в начале разговора, при его поддержании и окончании. Для этого вспомните, как чаще всего вы общаетесь. Прочитайте и выделите ответы, соответст­вующие вашему стилю ведения беседы.

А. Начало разговора зависит от:

собеседника, если он первый с вами заговорил;

ситуации, если она требует от вас активности;

цели, если она предусматривает совместное действие.

Б. Начало разговора зависит от:

вашего желания общаться с этим человеком;

вашего настроения вне зависимости от ситуации;

вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнерского взаимодействия.

искренне интересуетесь мнением собеседника;

задаете вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами

внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника.

Б. Для поддержания разговора вы:

рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей;

делитесь своими проблемами;

рассказываете о своих увлечениях, интересах.

отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику;

ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника;

будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже

Б. Завершая разговор, вы:

являетесь инициатором его прекращения;

прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована;

можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к со­беседнику.

Если ваши ответы чаще совпадали с вариантами А, то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попро­буйте найти новые способы ведения беседы.

Задание 3. Напишите 7-10 качеств «приятного собеседника» и оцените себя по этим качествам по 10-балльной системе.

^ Упражнения для групповой работы

^ Упражнение 2. Завоевать внимание

^ Упражнение 3. Центр общения

Что необходимо учитывать при принятии группового решения?

Какие приемы можно использовать для того, чтобы стать центром общения?

1. Напишите программу саморазвития на опреде­ленный период времени (чему хочу научиться, чего хочу достичь?).

Записывайте философские изречения, цитаты, вы­сказывания, которые помогают в понимании себя и других людей.

Психология общения лекции

1. Понятие и виды общения.

2. Роль общения в психическом развитии человека.

3. Техника и приемы общения.

4. Развитие общения.

1. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

В структуре общения можно выделить содержание, цель и средства.

Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах.

И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

Однако люди способны обмениваться накопленными знаниями, жизненным опытом, умениями и навыками.

Цель общения – это побудительная сила возникновения данной активности.

Например, распространенной целью общения у животных является предупреждение об опасности или побуждение другого к определенным действиям.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др.

У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека – это еще и удовлетворение культурных, эстетических, социальных, познавательных и других потребностей.

Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация.

В отличие от животных у человека в качестве основного средства общения выступает язык и другие знаковые системы, технические средства, письменность.

Виды общения. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности, служащими для удовлетворения насущных потребностей;

2) кондиционное – общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

3) мотивационное – в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;

4) когнитивное – передача знаний друг другу;

5) деятельное – передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

1) биологическое – общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;

2) социальное – общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

1) непосредственное (путем использования данных природой органов – руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, – телефон, СМИ и т. п.);

2) вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств – мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

4. В зависимости от мотивов общения:

1) деловое – возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

2) личностное – передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

Таким образом, процесс общения, особенно человеческого общения, очень богат по своему содержанию, целям и использованию средств.

2. От природы человек наделен определенным набором простейших форм поведения, которые являются необходимым условием как для выживания в первые дни после рождения, так и для психического развития в дальнейшем.

Но будет ли человек Человеком, если его лишить общения с себе подобными?

Рассмотрим этот вопрос на реальных жизненных примерах.

В мае 1928 г. в немецком городе Нюрберге на улице подобрали юношу, не умеющего ни говорить, ни даже ходить. В письме, которое было при нем, указывалось, что юноша провел 16 лет в полном одиночестве, ничего не видя и не слыша, а пищей его были вода и хлеб.

Только через пять лет этот молодой человек начал немного говорить, при этом его представления об окружающем соответствовали уровню малого ребенка.

К сожалению, вскоре он погиб.

Будущий физиолог-лингвист Гавино Ледда в возрасте семи лет согласно воле своего отца стал пастухом в горах и до 18 лет был почти лишен человеческого общения.

Ему потребовались огромные усилия, чтобы вернуться в человеческое общество и стать его полноправным членом.

1920 г., Индия. Рид Сингх в стае волков заметил двух человеческих детенышей, которые оказались девочками (Амала, на вид ей было примерно 1,5 года, среди людей она прожила год, и Камала, внешне она соответствовала 8-летнему возрасту.

Камала прожила в человеческом обществе до 17 лет.

За четыре года она смогла выучить шесть слов, а еще через семь лет – 45 слов.

К 17 годам ее отучили от волчьих повадок, однако в минуты опасности она вставала на четвереньки, а ее умственное развитие соответствовало 4-летнему ребенку.

В труднодоступных районах Парагвая и по сей день живет племя гуайякимов.

Этот народ ведет примитивный образ жизни, избегает людей, их основная пища – мед диких пчел, в поисках которого они постоянно кочуют.

В 1957 г. французским этнографом Вилларом была предпринята экспедиция с целью изучения жизни этого племени.

На одной из стоянок, торопясь ее покинуть, члены племени оставили маленькую девочку, которую ученый взял с собой во Францию.

Спустя 20 лет эта девушка стала ученым-этнографом, знающим несколько языков, и ничем не отличалась от своих европейских сверстниц.

Приведенные примеры являются ярким свидетельством того, что только благодаря человеческому общению младенец получает возможность нормального психического развития.

Находясь в человеческом обществе, посредством общения с себе подобными ребенок с первых дней получает всю необходимую для индивидуального развития информацию.

Еще одно средство психического развития – предметная деятельность – появляется лишь ко второму году жизни.

Выделенные в первом параграфе виды общения развивают различные стороны психики и поведения.

Рассмотрим это подробнее.

Деловое общение – способствует формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей человека.

Личностное общение – влияет на развитие человека как личности, формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т. п.

Материальное – обеспечивает получение необходимых предметов материальной и духовной культуры.

Кондиционное – способствует возникновению готовности к научению, оптимизирует другие виды общения.

Когнитивное – развивает интеллектуальные способности.

Мотивационное – дополнительный энергетический источник человека.

Деятельное – обогащает и совершенствует различные виды деятельности.

Биологическое – необходимый источник самосохранения организма.

Социальное – служит развитию общественных форм жизни: групп, коллективов и т. д.

Непосредственное – дает возможность использования данных от природы простых и эффективных средств и способов научения.

Опосредованное – развивает способность к самообразованию и самовоспитанию человека.

Невербальное – обеспечивает возможность психического развития до начала активного использования речи.

Вербальное – способствует усвоению и развитию речи.

Итак, значение общения в жизни человека огромно.

С помощью общения происходит формирование личности человека.

3. Техника общения – это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению, и его поведение в ходе общения.

Приемы общения – наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения.

Для эффективного протекания процесса общения перед его началом важно определиться с наиболее подходящей техникой и приемами общения.

Они должны быть соотнесены с собственными интересами и с интересами партнера по общению.

На начальном этапе техника общения заключается в принятии определенной позы, выражения лица, выборе соответствующего тона, жестов, правильно подобранных начальных слов.

Выражение лица должно выражать отношение к партнеру, соответствовать цели сообщения и желаемому результату.

Такие же требования предъявляются и к занимаемой позе. Иногда человек сознательно занимает ту или иную позу, принимает выражение лица, использует определенные жесты, чтобы наилучшим образом достигнуть желаемого результата.

Рассмотрим более подробно значение некоторых жестов, которые могут влиять на ход общения.

Психология жестов. Передаваемая словесно информация может быть воспринята неверно, если она сопровождается несоответствующими жестами.

Знание психологии жестов поможет изменить свое поведение, вовремя закончить переговоры и т. д., если что-то идет не так, как хотелось бы.

1) раскрытые руки (руки ладонями вверх);

2) расстегивание пиджака.

1) руки, скрещенные на груди;

2) руки, зажатые в кулак.

Раздумье и критическая оценка:

1) палец вдоль щеки;

2) наклоненная голова (поза внимательного слушания);

3) почесывание подбородка («хорошо, давайте подумаем»);

4) жесты с очками (медленно снятие, долгое протирание стекол и т. д.), к жесту прибегают также, если требуется время на обдумывание, при этом в рот берется дужка очков, говорить при этом сложно, так что остается внимательно слушать, обдумывая ответ;

5) хождение по комнате;

6) пощипывание переносицы.

1) взгляд в сторону («что ты имеешь в виду?»);

2) защита рта рукой: во время речи – лживость; во время слушания – чувствует, что собеседник лжет;

3) прикосновение к носу – вариант 2 в замаскированной форме;

4) потирание века;

5) почесывание или потирание уха.

Предостережение – нельзя возводить рассмотренные жесты в абсолют.

Может быть, человек замерз и поэтому скрещивает руки, или у него просто чешется нос или ухо.

1) ноги (или все тело) обращены к выходу – свидетельство того, что человек хочет закончить встречу, поэтому следует либо закончить разговор, либо перевести его в более интересное русло;

2) подпирание ладонью щеки и подбородка – свидетельство скуки, иногда путают с жестом внимательного слушания, но в этом случае указательный палец направлен вертикально к виску.

1) интимная зона (от 15 до 46 см) – это психологическая собственность человека, право нарушить эту зону имеет только очень близкий человек, при вторжении чужого, например, при давке в общественном транспорте, человек испытывает раздражение и дискомфорт;

2) личная зона (от 46 см до 1,2 м) – расстояние для вечеринок и официальных встреч;

3) социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) – зона для общения с посторонними людьми, например, на таком расстоянии следует находиться хозяину квартиры и сантехнику, чтобы не вызывать раздражения друг у друга;

4) общественная зона (более 3,6 м) – расстояние для общения с большой аудиторией.

В ситуациях, когда ваш собеседник сидит, не следует нависать над ним, так как это воспринимается как ваше превосходство, а собеседник при этом чувствует себя очень маленьким.

В условиях вынужденной скученности, когда нарушается интимная зона, рекомендуется придерживаться следующих правил:

1) не следует разговаривать даже со знакомыми людьми;

2) нельзя смотреть в упор на других;

3) нежелательно проявление на лице каких бы то ни было эмоций;

4) при наличии газеты, журнала, книги желательно погрузиться в чтение, хотя бы для видимости;

5) движения должны быть сдержанными;

6) при движении в лифте сосредоточьтесь на указателях этажей.

Знаки внимания – это обращенные к собеседнику высказывания или действия, цель которых – поддержать человека, улучшить его самочувствие.

Комплимент – это словесный знак внимания, который не учитывает конкретной ситуации общения.

Например, делая сотруднице комплимент о ее внешнем виде, не обращается внимание на то, что она очень расстроена.

Похвала – знак внимания, содержащий оценку, сравнение сдругими, причем в пользу того, к кому обращена похвала.

«Вы лучше кого-то» подразумевает, что «кто-то хуже вас».

Взрослые, считая, что ребенка надо чаще хвалить, и постоянно сравнивая его результаты с результатами других детей, могут сформировать зависимость от одобрения.

Не получая этого одобрения во взрослой жизни, человек начинает испытывать дискомфорт.

Поддержка – оказание человеку знака внимания тогда, когда ему это необходимо, и относительно того, в чем в данный момент имеются затруднения.

Когда человеку оказывается поддержка, то обращаются к его личности вне зависимости от его успехов и неудач, ошибок и достижений.

Важнейшее условие продуктивного общения – это умение слушать. Умение слушать не означает простого молчания, это активный и достаточно сложный процесс, призванный повысить эффективность общения.

Можно выделить следующие виды слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание предполагает уточняющие вопросы, парафраз по типу: «Правильно ли я вас понял, что. », причем следует обязательно дождаться ответа.

Эта техника активно применяется в том случае, если собеседники обмениваются информацией.

В тех ситуациях, когда собеседник находится в состоянии эмоционального стресса, сильного эмоционального возбуждения, эффективно пассивное слушание.

Активное слушание бесполезно, так как человек не очень хорошо понимает свои действия и не контролирует эмоции.

Сочувствующий собеседник дает возможность высказаться, демонстрируя свою готовность к поддержке.

Следует не просто молчать, а показывать свою заинтересованность с помощью таких слов: «угу», «да-да», «конечно же» и т. п.

Задача слушающего – поддерживать разговор до тех пор, пока собеседник не выговорится, поэтому можно использовать уточняющие вопросы: «А ты что?», «А ты как ответил?» и т. п.

В случаях, когда в процессе общения решаются проблемы, значимые для личности, эффективно применение эмпатического слушания.

Эту технику следует использовать тогда, когда человек сам готов с вами поделиться своими проблемами.

Эмпатическое слушание предполагает, что отражаются чувства собеседника, его переживания, не допускаются замечания, интерпретирующие его мотивы («так это у тебя потому, что. »).

Итак, техника и приемы общения достаточно разнообразны и зависят от коммуникативных способностей человека, его возраста, профессиональной деятельности, вида общения.

4. Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.

В процессе филогенеза меняется содержание общения.

Это изменение проявляется в следующем:

1) насыщение новой информацией: биологическое внутреннее состояние организма + информация о важных свойствах окружающего мира + знания о мире.

Первые два этапа общие для человека и животных, третья ступень присуща только человеку;

2) появление новых потребностей приводит к обогащению целей общения;

3) развитие средств общения происходит по нескольким направлениям:

а) развитие органов, приспособленных для коммуникации, например, рук;

б) появление возможности экспрессивных движений (мимика, пантомимика);

в) изобретение и начало использования знаковых форм;

г) появление, совершенствование технических средств.

В онтогенезе общение развивается следующим образом ( Немов, 1995):

1) от рождения до 2–3 месяцев – контактное, биологическое по содержанию общение, направленное на удовлетворение органических потребностей младенца.

Основное средство – элементарная жестикуляция и мимика;

2) от 2–3 месяцев до 8-10 месяцев – этап начального познания, начало деятельности органов чувств, появление потребности в новых ощущениях;

3) от 8-10 месяцев до 1,5 лет – общение становится скоординированным, невербальным – вербальным, основная цель – удовлетворение познавательной потребности; к концу периода начинает активно использоваться язык как средство общения;

4) от 1,5 до 3 лет – появляется деловое и игровое общение, что обусловлено развитием предметной деятельности и игры.

Здесь начало разделения делового и личностного общения;

5) от 3 до 6–7 лет – способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа; развитие сюжетно-ролевого общения;

6) школьный возраст – ускоренный интеллектуальный и личностный рост ребенка приводит к большому разнообразию содержания общения, дифференциации целей и совершенствованию средств; наблюдается четкое разделение делового и личностного общения.

Таким образом, психологически развитого человека отличает выраженная потребность в общении с различными людьми, богатство содержания, многообразие целей и широкий спектр средств общения.

Источники:
Лекции — Психология делового общения — файл
Название: Лекции — Психология делового общения; Файл: 1.doc; Дата: 16.11.2011 13:31; Размер: 627kb.
http://gendocs.ru/v2932/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Лекции — Психология общения
Лекции по психологии общения по темам: характеристика общения, многоплановый характер общения, роль общения в онтогенезе человека, психология межличностного общения, психология педагогического общения. для студентов педагогических ВУЗов, пед. колледжей. Ч
http://www.studmed.ru/lekcii-psihologiya-obscheniya_203cc35e5cc.html
Лекции — Психология общения — файл Тема 1
Название: Лекции — Психология общения; Файл: Тема 1.1. Общение.doc; Дата: 23.12.2008 13:30; Размер: 189kb.
http://gendocs.ru/v6908/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Психология общения лекции
Автор: Богачкина Наталия, 3. Общение — Психология: конспект лекций, Серия: _проф/_шпаргалки, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/99761/46/Bogachkina_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.html

COMMENTS