Речь в межличностном общении

Речь в межличностном общении

Определение межличностного общения. Сущность персональности, спонтанности и непринужденности, ситуативности и эмоциональности в разговорной речи. Фатическое и информативное поведение. Характеристика самораскрытия и самооценки, выявление роли слушающего.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Особенности речи в межличностном общении

2. Фатическая и информативная речь

3. Речь и самораскрытие

4. Речь и самооценка

5. Роль слушающего

6. Общие закономерности речи в условиях массового межличностного общения

Список использованной литературы

1. Особенности речи в межличностном общении

Межличностную коммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т. е. имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Речь, как средство организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладает рядом отличительных особенностей. Это разговорная речь, для которой характерны:

1. персональность адресации, то есть индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; более пристальное внимание к организации обратной связи с партнерами, так как адресат разговорной речи всегда присутствует лично, обладает той же степенью реальности, что и говорящий, активно влияет на характер речевого общения, позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают;

2. спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному.

3. ситуативность речевого поведения: непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи.

4. эмоциональность: ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении неизбежно усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника, что достигается с помощью слов, структурной организации предложений, интонаций; стремление быть понятыми побуждает собеседников к частному выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.

Перечисленные особенности задают важнейшие функции речи в межличностном понимании. К их числу относятся эмотивная и конативная. Эмотивная функция связана с субъективным миром говорящего, с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится, к ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым. Конативная функция связана с установкой на слушающего, со стремлением на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений, в ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.

В качестве иллюстрации приведу небольшой отрывок из рассказа В, Шукшина «Сапожки», а именно сцену обсуждения в мужской компании покупки Сергеем женских сапог:

Тут только все замолчали.

Сапожок пошел по рукам; все тоже мяли голенище, щелкали по подошве…

Все посмотрели на Сергея с недоумением. Сергей слегка растерялся.

Сергей взял сапог у Рашпеля.

Сергей хотел быть спокойным и уверенным, но внутри у него вздрагивало…

Резиновые… Сергей вовсю злился…

Еще немного позубатились и поехали домой…»

2. Фактическая и информативная речь

Коммуникативная роль говорящих и слушающих, манера их речевого поведения зависят от того, что выходит на первый план в сообщении — информация или контакт, в каких сферах общения одно подчиняется другому или одно берет верх над другим. Функционально можно выделить два основных вида речевого поведения говорящих и слушающих: фатическое речевое поведение (общение) и информативное речевое поведение (сообщение). С точки зрения коммуникативных ролей участников речевого акта, каждый из этих видов организуется по разному.

Общая ситуативно-целевая задача фатического речевого поведения (иногда его называют ассоциативным способом общения) — говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может служить самоцелью.

Пример из повседневных разговоров:

Опять погода портится…

Фатическая речь частично варьируется в зависимости от оппозиции близкие — неблизкие отношения. Можно представить следующую шкалу:

ь Между незнакомыми людьми — завязать знакомство, скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания;

ь Между малознакомыми — укрепить знакомство;

ь При случайном знакомстве — соблюсти правила вежливого поведения, когда молчать неловко;

ь Между хорошо знакомыми людьми — сохранить сложившийся тип отношений, в то время как отказ от фатической речи является знаком желанием их изменить;

ь Между близкими друзьями или в семье — отдать дань привычке к обмену мнениями, эмоциями.

Информативное речевое поведение в межличностном понимании может проявляться несколькими различными способами. Обратим внимание на следующие три:

1. совместное решение задачи: речевые высказывания направлены на достижение общей точки зрения. Этот способ общения предполагает наличие общей цели, и это заметно ограничивает тематику. Набор адекватных для данного способа правил ведения разговора также ограничен: каждое высказывание тщательно взвешивается, каждое слово достаточно строго подбирается и оценивается, нарушение правил, непонимание со стороны собеседника или отказ от решения могут принести к смене способа общения. Допускается повторения и уточнения. Решение вырабатывается совместно при обоюдном согласии собеседников. Выработкой решения взаимодействие заканчивается или начинается новый способ общения.

2. задавание вопросов, при котором один из собеседников — задающий вопросы — заинтересован в получении определенной информации. Его право задавать вопросы может определяться социальной ролью (например: экзаменатор) либо соглашение о цели что-то узнать. Право спрашиваемого — уклониться от ответа, задать встречный вопрос, обсудить заданный вопрос. Обычно спрашивающий получает частичные ответы. Исчерпывающие, подробные ответы считаются нарушение правил, как и неадекватные ответы, неприемлемые способы уклонения от ответа, повторяющиеся ответы по ассоциации. Тема общения не всегда четко определена. Допустимы повторения и уточнения, т. е. избыточность. Слова и реплики обычно более тщательно взвешиваются, чем при ассоциативном способе общения.

3. уточнение понимания. Данный способ общения следует за другими способами. Он несколько напоминает решение задач, при этом как бы решается задача о причинах непонимания. Сходство с задаванием вопросов — в попытке выяснить путем переспросов, в чем состоит неправильное понимание, какие правила нарушены. Оба партнера имеют право в любой момент выйти из данного способа общения, завив, что уже понятно, уже правильно, и перейти к другому способу.

Можно указать следующие формы коммуникативной тематики, используемые в информативном виде речевого поведения:

ь включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе;

ь позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей;

ь отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости).

Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Если это не удается сразу, то выбирается приемлемый способ общения или разговор прерывается по инициативе любого из партнеров.

3. Речь и самораскрытие

Без эмоционального и личностного самораскрытия невозможны близкие человеческие отношения, педагогическое воздействие, психотерапевтический контакт. Однако при адекватных самораскрытию коммуникативных условиях далеко не все способны на истинно диалогическое общение в межличностной сфере.

Проблема диалогического общения, установления дружеских, доверительных взаимоотношений возникает подчас не из-за отсутствия адекватной коммуникативной ситуации, нежелания партнера выслушать и понять, а из-за неспособности субъекта общения высказать себя, выразить внутреннее «Я» на вербальном уровне. В сфере человеческих отношений, варьируя коммуникативно-речевое поведение, можно выходить на различные уровни общения:

ь взаимная болтовня как необходимая формальность;

ь эгоцентрическая речь — не подлежащее обсуждению описание своих качеств, взглядов, привязанностей, когда в разговоре человек думает только о том, чтобы сказать «свое». Соответственно основными темами эгоречи оказываются: служебное положение (где прямо или косвенно показывается значительность говорящего), дети (подчеркиваются одаренность и перспективность ребенка) престижные люди, предметы, места, близость к которым повышает значимость говорящего и др.;

ь уровень собственного диалога, основными принципами которого являются эмоциональная и личностная раскрытость, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний.

В теории межличностной коммуникации известна модель, получившая название «Окно Джохари», которая позволяет выявить индивидуальные стили поведения людей в зависимости от их самораскрытия. Суть этой модели — в демонстрации взаимозависимости информации о нас самих, которая доступна только нам, и осознания того, как другие воспринимают нас (рис. 1).

Рис. 1. Окно Джохари

Авторы этой модели считают, что увеличение открытой зоны, т. е. не только самопознание, но и в определенной степени раскрытие себя в отношениях с другими, наиболее желательная стратегия в межличностном общении. Лучшее знание себя в отношениях с другими приводит к росту самоуважения и самопринятия.

В своем поведение люди довольно последовательны, поэтому можно говорить о стиле поведения в зависимости от доминирования той или иной зоны.

Стиль (1), характерный для людей, демонстрирующих откровенность, открытость, понимание потребностей и настроения других. Здесь доминирует открытая зона.

Стиль (2), характерный для крайне самоуверенных людей, которые при этом не осознают, как они воздействуют на других и как воспринимаются другими. Тот, кто общается с такими людьми, часто ощущает, что к его идеям и высказываниям не прислушиваются, считают малоценными. Здесь доминирует слепая зона.

Стиль (3), характерный для людей, которые стремятся к общению, но одновременно боятся раскрыть себя и в целом не доверяют другим. Если кто-то понимает это и говорит им об этом, они перестают доверять и этим людям. Здесь доминирует скрытая зона.

Стиль (4), характерный для людей, которые демонстрируют скорее безличный подход в отношениях. Они обычно уходят от контактов, избегают личностного самораскрытия, участия в делах других и тем самым создают образ ригидного, т. е. сторонящегося других, некоммуникативного человека. Здесь доминирует неизвестная зона.

4. Речь и самооценка

Одна из важнейших особенностей речевого поведения в межличностном взаимодействии — способность влиять на самооценку говорящих и слушающих. Принципиально наши сообщения могут содержать три типа реакций:

1. мы можем поддержать Я-концепции других людей и обращаться с ними так, как они считают с ними следует обращаться. Например, если ваш друг считает себя умным и опытным, то его Я-концепция получает поддержку, когда окружающие его приятели обращаются к нему за советом или ищут его помощи;

2. мы можем не принимать самоопределения других людей, просто отказавшись разделить их взгляды относительно их самих. Так, если кто-то считает себя лидером, но никто из его окружения не обращается с ним, как с человеком, наделенным лидерскими качествами, это может заставить его пересмотреть свой образ;

3. мы можем не замечать самоопределений других (отказываем им в поддержке). Если в первом случае мы говорим: «Я принимаю тебя таким, каким ты видишь сам себя, твоя самооценка верна», во втором случае: «Я не принимаю тебя таким, каким ты видишь сам себя, твоя самооценка неверна», то в третьем случае: «Ты — не существуешь, ты ничтожество». Отказ в поддержке в крайнем своем проявлении означает, что мы не считаем нужным давать другим людям знать, что мы чувствуем при общении с ними, обращаемся с ними одним и тем же способом независимо от их слов или поведения. Тем самым мы игнорируем их.

Продолжительная дисконфирмация (отказ в поддержке) считается психологами, возможно, одним из наиболее жестоких психологических наказаний для людей. В психотерапевтической литературе отмечается, что человек, который постоянно отвергается другими, может пережить проблему собственной идентичности.

Поддерживающий стиль поведения определяют как любое поведение, в результате которого другой человек начинает больше себя ценить. Соответственно неподдерживающий стиль поведения можно определить как поведение, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше. При этом отказы в поддержке иногда могут быть не намеренными, но являться результатом непонимания важности поддержки для личностной самооценки.

Существуют классификации сообщений с преобладанием поддерживающего или неподдерживающего стиля общения. Так, среди речевых посланий, носящих характер поддержки, выделяют:

1. прямое признание — человек признает, соглашается с тем, что вы сказали, и прямо сообщает об этом; это проявляется в поддержание разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.;

2. выражение положительных чувств — человек сообщает вам о положительных чувствах, вызванных тем, что вы сказали;

3. уточняющие реплики — человек просит вас прояснить, уточнить содержание вашего сообщения;

4. поддерживающие реплики — сопереживание, понимание, уверения.

Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, выделяют:

1. уход от обсуждения — в этом случае собеседник реагирует на ваше сообщение, но быстро переводит разговор в другом направлении. Другой вариант — когда даже не предпринимается попытка связать свой ответ с вашим сообщением;

2. безличные предложения — подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения;

3. прерывающие фразы — вас прервали на полуфразе и не дают ее закончить;

4. сообщения, содержащие противоречия между вербальным и невербальным содержанием.

Нереалистично предполагать, что все наши сообщения будут всегда носить только поддерживающий характер. Нередки ситуации, когда мы хотим или должны отказаться от общения с другими, по крайней мере на содержательном уровне. Но даже в этом случае полезно помнить о важности поддерживающего стиля.

5. Роль слушающего

Рассматривая речь в межличностном понимании, нельзя обойти роль слушающего. Слушающий способен влиять на речевое поведение говорящего именно потому, что он рядом и его реакция очевидна. В определенных ситуациях между говорящим и слушающим может возникнуть конфликт. Например, говорящий использует привычный для него словарь, внелитературное или узкопрофессиональное словоупотребление, а слушающий не принимает некоторых слишком индивидуальных словоупотреблений, предпочитает оставаться в рамках литературного языка.

Нерефлексивное слушание состоит в умении молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Пассивное поведение в действительности требует большого напряжения, физического и психологического внимания. Общее правило состоит в том, что нерефлексивное слушание полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или просто говорит о том, что требует минимального ответа. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «Да?», «Продолжайте, продолжайте. Это интересно», «Приятно это слышать», «Можно ли подробнее?» или вербальных жестов поддержки, например утвердительный наклон головы.

Рефлексивное (или активное) слушание — это обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. В отличии от нерефлексивного слушания здесь слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями: «Не повторите ли еще раз?», «Это все, что вы хотели сказать?» и т. п.

Перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Его целью является проверка точности услышанного. Перефразирование может начинаться словами: «Как я понял вас…», «Другими словами, вы считаете…», «По вашему мнению…». При этом важно выбирать только существенные, главные моменты сообщения, смысл и идеи, а не чувства собеседника. Перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а если понимают не правильно, то внести соответствующие коррективы в сообщение.

При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на чувства, выраженные говорящим, его эмоциональном состоянии. При этом можно пользоваться такими фразами, как «Мне кажется, что вы чувствуете…», «Вероятно, вы испытываете…», «Вы несколько расстроены…». Применяя этот прием, следует обращать внимание на употребляемые собеседником ключевые слова, отражающие его чувства; следить за невербальным поведением: выражением лица, интонацией, позой, жестами; представить себя на месте говорящего.

Резюмирование — это подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Типичными фразами могут быть следующие: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Если подытожить сказанное вами, то…» и.т. п.

Эмпатическое слушание — понимание чувств, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств. Для этого применяются приемы рефлексивного слушания: уточнение, перефразирование, резюмирование. Тем самым эмпатическое слушание отличается от рефлексивного не используемыми приемами, а целями или намерениями. Цель активного, рефлексивного слушания — осознать как можно точнее сообщение говорящего, значение его идей или понять переживаемые чувства. Цель эмпатического слушания — уловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для другого человека, понять, что означает высказанное сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник. Эмпатическое слушание — это более интимный вид общения, чем активное слушание, оно противоположно критическому восприятию.

6. Общие закономерности речи в условияхмассового межличностного общения

Обращение к большей аудитории, публичное выступление — еще один уровень межличностного общения.

Выступление перед публикой обязывает адресата учитывать особенности языкового сознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Найти общий язык с массовым адресатом — значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой сфере.

Но чем неукоснительнее используется стандарт, тем больше нивелируется «единичный» и «уникальный» облик адресанта, тем в большей степени он должен соответствовать коллективным или коллективно-групповым обязательствам языкового употребления. Можно утверждать, что чем выше вероятность несовпадения социально-культурного опыта участников общения в больших и сложных по составу коллективах, тем сильнее необходимость типизировать варианты речевого поведения. Замечено, что для публицистической речи характерно чередование экспрессии (эмоциональной лексики) и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт. Например, такие выражения, как холодная война, гонка вооружений, новое мышление, застой, перестройка, будучи метафорами, почти сразу же превратились в общественно-политические стандартно употребляемые термины.

Список использованной литературы

1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993Клюев Е.В.

2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998

3. Культура русской речи. Учебник для вузов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. М., 2001

4. Леонтьев А.А. Психология речевого общения. М., 1997

5. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл.ред. В.Н. Ярцева. М., 1990

6. Максимов В.И. Одеков Р.В. Словарь-справочник по грамматике русского языка. М., 1999

7. Роовет Э.И. Обучение речевому общению. Таллин, 1984

8. Русский язык. Энциклопедия / Гл.ред. Ф.П. Филин. М., 1979

9. Тарасова И.П. речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез. М., 1992

10. Ушаков Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М., 1989

Речь в межличностном общении

1. Для разговорной речи характерны следующие особенности

2. Основными функциями речи в межличностном общении являются

3. Выражение в речи переживаний говорящего, его самооценки связано с такой функцией, как

4. Стремление говорящего воздействовать на слушающего проявляется в такой функции речи, как

5. Выделяют следующие виды речевого поведения

6. Соотнесите виды речевого поведения и их характеристику

1) Фатическое а) Собеседники постоянно рефлексируют позицию партнера

2) Информативное б) Высказывания направлены на достижение общей точки зрения

в) Собеседники имеют равные права, это обмен мнениями и чувствами

7. Фатическая речь характеризуется

8. Для информативного речевого поведения свойственны

б) уточнение понимания

в) наличие общей цели

д) равные права собеседников

9. Денотация – это _____________ значение слова

10. Коннотация – это вторичные ____________ слова, разделяемые несколькими членами группы

11. Коннотация по своей природе носит

а) субъективный характер

б) эмоциональный характер

в) объективный характер

г) когнитивный характер

12. С помощью семантического дифференциала можно измерить

а) индивидуальные реакции на слово

б) групповые реакции на слово

13. Соотнесите понятия и их описания

1) Полисемия а) Слова имеют более одного общепринятого значения

2) Синонимия б) Функционально эквивалентные коды

3) Статичность высказывания в) Использование фактуальных утверждений

г) Использование обобщенных понятий

14. Выбор синонимичного выражения может свидетельствовать

а) об индивидуальном понимании данного выражения

б) об отношении говорящего к человеку или событию

в) об уточнении говорящим своего сообщения

15. В речевом высказывании оценка включает в себя наше ________ к действиям партнера

16. Речь в межличностном взаимодействии является _____________ разговорной речью

17. Для устной разговорной речи характерны

а) подготовленность и продуманность речевого акта

б) собеседники мыслят и говорят одновременно

в) отсутствие времени на продумывание фразы

г) логичность и последовательность изложения

18. К основным особенностям устной разговорной речи относятся

а) использование усложненных распространенных предложений

б) свобода словоупотребления

в) наличие в предложении причастных и деепричастных оборотов

г) наличие речевых ошибок

д) наличие заполнителей пауз

1. Автором теории трансактного анализа является

2. Обмен сообщением и ответом называется ________________

3. Трансакции могут быть

4. Коммуникация может продолжаться очень долго и без существенных изменений эмоционального состояния партнера при

а) дополнительных трансакциях

б) перекрестных трансакциях

в) скрытых трансакциях

5. Соотнесите тип трансакции и его особенности

1) Параллельная а) Сознательное управление эмоциональным тоном разговора

2) Пересекающиеся б) Адресат отвечает не из того Эго-состояния, которому было направлено сообщение

3) Скрытые в) Трансакции имеют различное содержание на социальном и психологическом уровне

г) Партнер отвечает из того Эго-состояния, к которому мы обращаемся

6. Определите вид трансакции в следующих примерах

1) Муж: Ты знаешь, куда я положил свой ключ?

Жена: Больше следи за порядком. а) перекрестная

2) Она: Может быть мы обсудим эти проблемы дома

Она: С удовольствием!

Надеюсь, нам никто не помешает. б) параллельная в) скрытая

7. Разрыв коммуникации происходит при

а) пересекающейся трансакции

б) параллельной трансакции

в) скрытой трансакции

8. «Думать по-марсиански» для Берна означает

а) понимать психологический уровень трансакций партнеров

б) понимать социальный уровень трансакций партнеров

в) понимать психический уровень трансакций

г) понимать поведенческий уровень трансакций

9. Соотнесите Эго-состояние партнера и его проявления

1) Эго-состояние Родителя а) Ироничное, порицающее или доброе, ободряющее

2) Эго-состояние Взрослый б) Высокий темп речи, быстрота мышления, гибкость, общительность

3) Эго-состояние Ребенок в) Избыток энергии, воодушевление, чувство вины

г) Внимательное, заинтересованное, без эмоций

10. Соотнесите позиции во взаимодействии и их характеристику

1) Я не ОК – Ты ОК а) Шизоидная, суицидальная позиция, отчаяние

2) Я ОК – Ты не ОК б) Истероидная позиция, «смотрите, я какой»

3) Я не ОК – Ты не ОК в) Депрессивная позиция, сверхосторожность

4) Я ОК – Ты ОК г) Позиция уверенности, доверие человеку

д) Параноическая позиция, высокомерие

11. Позиция, проявляющаяся в общении, выполняет функцию

а) согласования мыслей и чувств о себе и других людях

б) построения отношений с окружающими

в) построения речевого высказывания

г) согласования своих мыслей и чувств по поводу общения

12. Соотнесите базовые роли по С. Карпману с Эго-состояниями по Э. Берну

1) Роль Преследователя а) Адаптированный Ребенок

Речь в межличностном общении

При изучении речевого взаимодействия принято выделять два вида общения:

1) межличностное общение;

2 социально ориентированное общение.

Коммуникативная роль говорящих и слушающих, манера их речевого поведения зависят от того, что выходит на первый план в сообщении – информация или контакт. Функционально можно выделить два вида речевого поведения: фатическое речевое поведение (общение) и информационное речевое поведение (сообщение). С точки зрения коммуникативных ролей участников речевого акта, каждый из этих видов организуются по-разному.

1. Совместное решение задачи: речевые высказывания направлены на достижение общей точки зрения. Этот способ общения предполагает наличие общей цели, что заметно ограничивает тематику. Набор адекватных для данного способа правил ведения разговора также ограничен: каждое высказывание тщательно взвешивается, каждое слово достаточно строго подбирается и оценивается. Допускаются повторы и уточнения; решение вырабатывается совместно при обоюдном согласии собеседников.

2. Задавание вопросов, при котором один из собеседников – задающий вопросы – заинтересован в получении определенной информации. Его право задавать вопросы может определяться социальной ролью (отец, экзаменатор) либо соглашением о цели спрашивания (тогда он получает разрешение задавать вопросы). Право отвечающего – уклониться от ответа, задать встречный вопрос, обсудить заданный вопрос. Тема общения не всегда четко определена. Допустимы повторы и уточнения, т.е. избыточность. Слова и реплики обычно взвешиваются более тщательно, чем при фатическом речевом поведении.

3. Уточнение понимания. Данный способ общения следует за другими способами и предполагает решение задачи о причинах непонимания. Оба партнера имеют право в любой момент выйти из данного способа общения, заявив, что все уже понятно, и перейти к другому способу.

Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Если это не удается сразу, то выбирается приемлемый способ общения или разговор прерывается по инициативе любого из партнеров.

Речь в межличностном общении

Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.Особенности речи в межличностном общении:

Персональность адресации. Собеседники обращаются друг к другу индивидуально, учитывая взаимные интересы. Они выслушивают высказывания партнера до конца, понимают его возражения и отвечают именно на них, а не на собственные мысли.

Спонтанность и непринужденность. Речь в межличностном общении, как правило, предъявляет немного требований к построению связного и развернутого высказывания, здесь не нужна специальная подготовка. Собеседники вмешиваются в речь друг друга, тема разговора часто меняется.

Ситуативность речевого поведения. Собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Предметы, о которых идет речь между людьми в данный момент, находятся зачастую непосредственно перед ними, известны им. Поэтому собеседники могут использовать мимику и жесты, которые им помогают.

Эмоциональность. Спонтанность и непринужденность, неформальность, ситуативность, непосредственность усиливают эмоциональную окраску речи.

Источники:
Речь в межличностном общении
Определение межличностного общения. Сущность персональности, спонтанности и непринужденности, ситуативности и эмоциональности в разговорной речи. Фатическое и информативное поведение. Характеристика самораскрытия и самооценки, выявление роли слушающего.
https://otherreferats.allbest.ru/languages/00042095_0.html
Речь в межличностном общении
1. Для разговорной речи характерны следующие особенности 2. Основными функциями речи в межличностном общении являются 3. Выражение в речи переживаний говорящего, его самооценки связано с такой
https://studfiles.net/preview/3003801/page:49/
Речь в межличностном общении
При изучении речевого взаимодействия принято выделять два вида общения: 1) межличностное общение; 2 социально ориентированное общение. Коммуникативная роль говорящих и слушающих, манера их
https://sites.google.com/site/stgeneralinguist/azyk-kak-obsestvennoe-avlenie/rec-v-mezlicnostnom-obsenii
Речь в межличностном общении
Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи
https://studfiles.net/preview/406215/

COMMENTS