Речевое общение

Речевое общение

Толковый переводоведческий словарь. — 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука . Л.Л. Нелюбин . 2003 .

Смотреть что такое «речевое общение» в других словарях:

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ — РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации; форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно оценочного (см. аффект) характера. В Р … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически… … Педагогическое речеведение

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ — мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [92] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Речевое общение — Имена существительные разг. БОЛТУ/Н, разг. говору/н. Тот, кто любит много разговаривать. ВОЗРАЖЕ/НИЕ, проте/ст. Опровергающий довод, мотивированное несогласие. ДОГОВО/Р, договорённость, сго/вор, согла/сие и согла/сье,… … Словарь синонимов русского языка

Речевое общение — Речевое общение см. Речь … Лингвистический энциклопедический словарь

ОБЩЕНИЕ РЕЧЕВОЕ — ОБЩЕНИЕ РЕЧЕВОЕ. См. речевое общение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Речевое событие — основная единица речевого общения (речевой коммуникации). Еще Аристотель замечал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» (Риторика. Книга 1). Развитие этих … Педагогическое речеведение

Общение фатическое — (англ. phatic фатический, означает положительно оцениваемый на эмоционалном уровне безотносительно содержания) это О. с целью поддержать контакт. О.ф. объединяет разл. интимно дружеские и интимно семейные разговоры, а также застольные и салонные… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна — О. рассматривается как межличностное взаимодействие (субъект субъектные отношения, или взаимоотношения), к рые могут выступать либо как процесс О., либо как деятельность О. Это различение определяется местом О. в структуре жизнедеятельности… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение: интегративная методология изучения — В интегративную методологию включают совокупность приемов и операций, а также способ познания объектов, представляющих собой целостные (интегративные) системы. К интегративным, т. е. органично целым, относятся объекты, к рые приобретают нек рые… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Речевое общение

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука . Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской . 1998 .

Смотреть что такое «Речевое общение» в других словарях:

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ — РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации; форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно оценочного (см. аффект) характера. В Р … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

речевое общение — общение при помощи естественного языка … Толковый переводоведческий словарь

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ — мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [92] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Речевое общение — Имена существительные разг. БОЛТУ/Н, разг. говору/н. Тот, кто любит много разговаривать. ВОЗРАЖЕ/НИЕ, проте/ст. Опровергающий довод, мотивированное несогласие. ДОГОВО/Р, договорённость, сго/вор, согла/сие и согла/сье,… … Словарь синонимов русского языка

Речевое общение — Речевое общение см. Речь … Лингвистический энциклопедический словарь

ОБЩЕНИЕ РЕЧЕВОЕ — ОБЩЕНИЕ РЕЧЕВОЕ. См. речевое общение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Речевое событие — основная единица речевого общения (речевой коммуникации). Еще Аристотель замечал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» (Риторика. Книга 1). Развитие этих … Педагогическое речеведение

Общение фатическое — (англ. phatic фатический, означает положительно оцениваемый на эмоционалном уровне безотносительно содержания) это О. с целью поддержать контакт. О.ф. объединяет разл. интимно дружеские и интимно семейные разговоры, а также застольные и салонные… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна — О. рассматривается как межличностное взаимодействие (субъект субъектные отношения, или взаимоотношения), к рые могут выступать либо как процесс О., либо как деятельность О. Это различение определяется местом О. в структуре жизнедеятельности… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Общение: интегративная методология изучения — В интегративную методологию включают совокупность приемов и операций, а также способ познания объектов, представляющих собой целостные (интегративные) системы. К интегративным, т. е. органично целым, относятся объекты, к рые приобретают нек рые… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Речевое общение

3. Эмоциональные проблемы речевых партнеров в межкультурном общении

Национально-этнические правила экспрессии конкретных эмоций, естественно, различаются и у индивидумумов, и у социально общественных групп. У американцев, например, степень выраженности таких эгоцентрических эмоций, как страх и гнев гораздо выше, чем у других культур. Разумеется перечень таких правил в каждой культуре существует, но у многих народов он не описан, не протранслирован на другие культуры и потому не включен эмотивной лингводидактикой в межкультурную научающую коммуникацию.

Поэтому эмоциональные проблемы в реальной межкультурной коммуникации (МКК) просто неизбежны, выражаются они, в лучшем случае, в лакунарности «эмоционального поглаживания» и в индивидуальной толерантности речевых партнеров при непонимании эмоциональных проявлений друг друга.

Знание межкультурных правил эмоционального общения- это проблема формирования эмотивной компетенции, которое должно предшествовать реальной МКК. Среди факторов успешного общения особую роль выполняет фактор этичности, заключающийся в повышении самооценки всех речевых партнеров в результате их общения друг с другом. Практика общения людей и его стилизованная репрезентация в художественной литературе показывает, что соблюдение этих правил часто невозможно по множеству причин, главной из которых является трудноконтролируемость эмоций речевых партнеров. Тем более сложна задача моделирования необходимых эмоций у своего речевого партнера в конкретной эмоциональной ситуации.

Установлено, что эмоции не только зарождаются и реализуются в спровоцированных эмоциональных ситуациях, но и сами создают такие ситуации. Эмоции речевых партнеров и эмоциональные ситуации находятся в параллельных-пересекающихся трансакциях, которые являются единицами общения. Эмоция в межкультурной коммуникации часто выступает в функции психологической разрядки одного речевого партнера и функции коммуникативного стимула для другого и наоборот.

К эмоциональным проблемам речевых партнеров в межкультурной коммуникации относится и проблема «прагматика отправителя VS прагматика получателя», которые как правила могут не совпадать из-за того, что значения слов находятся не в языке, а в головах коммуникантов, на которые влияют их сердца (т.е., их эмоции). Поэтому при общей упаковке одни и те же слова у речевых партнеров могут означать различное: значения, передаваемых и воспринимаемых слов, особенно могут не совпадать в межкультурной коммуникации.

Такой факт порождает эмоциональный барьер в межкультурной коммуникации, приводящий к эмоциональному диссонансу и к коммуникативному сбою. Приходится констатировать, что эмоции являются дискурсивно-образующим фактором, а учитывая многообразие их субъективного проявления, любое общение является полиэмоциональным дискурсом.

Установлено вполне определенно, что если у речевых партнеров отсутствует общий центр эмоциональной координации их общения, то оно не будет успешным. Изучение всех факторов влияющих на эмоциональные проблемы межкультурной коммуникации позволяет выдвинуть гипотезу о необходимой мотивной доминанте в лингводидактике научающей иноязычной коммуникации. Необходимо моделирование эмоционально-насыщенной образовательной (научающей) коммуникативной среды в общеобразовательной, специальной, высшей школе, целью которой является формирование эмоциональной межкультурной компетенции.

Решение этой методологической задачи требует разработки новых учебно-методических проектов и лексикографических справочников предписывающего типа.

4. Роль современных факторов в формировании речевого общения

Сейчас же так называемый общий жаргон заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. А также присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации — вполне естественная плата за шаг, сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.

Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые они и ориентируются.

Стремительное и постоянное ускорение и обновление ведущие характеристики современной жизни, которой живет российский подросток. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым проессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.

Языковая данность «речевое общение» во «многом формируется неязыковыми факторами и конструирует внеязыковые сущности: отношения, действие, состояние, эмоции, знания, убеждения и т. д. Поэтому и успешность речевого общения, и неудачи далеко не всегда зависят от выбора говорящими языковых форм.

Коммуникативные неудачи это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Линейное развертывание диалога (или полилога) обусловлено разнопорядковыми, но в то же время взаимосвязанными факторами, лингвистическими и экстралингвистическими процессами. Поэтому поиск причин коммуникативных неудач должен вестись в разных сферах: в социально-культурных стереотипах коммуникантов, в их фоновых знаниях, в различиях коммуникативной компетенции, в психологии пола, возраста, личности. Кроме того, естественно, негативное влияние на исход речевого общения могут оказывать дистантность участников, присутствие посторонних лиц, общение через записки, письма, пейджер, по телефону. Большую роль играют все особенности развития речевой ситуации, вплоть до состояния коммуникантов и их настроения.

1. Сущность речевого общения и его структура 5

2. Теория речевого общения в трудах М. М. Бахтина и .С. Выготского 12

3. Эмоциональные проблемы речевых партнеров в межкультурном общении 18

4. Роль современных факторов в формировании речевого общения 21

Список использованной литературы 30

Общение — это понятие, которое описывает отношения

между людьми и указывает на одну из основных потребностей

людей быть участником общественной жизни.

Термин культура не поддается однозначному определению.

Именно поэтому в философской литературе можно найти несколько различных формулировок, каждая из которых раскрывает определенные стороны этого многогранного термина. Из основных можно выделить три главных аспекта термина культура:

I. культура — это область свободной самореализации каждой личности, сфера творчества.

II. культура есть ценностное отношение к реалиям жизни.

III. культура есть искусственный, воссозданный разумом

человека, духом и руками мир, отличающийся от естественного мира.

Вы никогда не задумывались почему так трудно иногда дается

общение с тем или иным человеком? Почему с одним человеком

общаться легко, а с другими нет? Отчего с некоторыми мы ладим, а с кем-то периодически ругаемся? Возможно Вы скажете культура.

Разговорная речь особая функциональная разновидность литературного языка. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют единую кодифицированную основу, то разговорная речь противопоставляется им как некодифицированная сфера общения.

В психологии общения один из важнейших моментов научить себя выслушивать и понимать того, с кем вы ведете общение.

1. Сущность речевого общения и его структура

Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга, мата и арго мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения.

Учитесь признавать индивидуальность людей, что наверняка поможет вам понимать людей и как реультат — уважать людей и их мнение, даже если оно вам не кажется истинным.

Научившись уважать самого себя, вы наверняка научитесь уважать ваших собеседников. И не забывайте проявлять интерес как к собеседнику, так и к теме вашей беседы, что вызовет интерес собеседника и ваша беседа перейдет в более качественный уровень.

Одной из важных частей культуры общения является речь. Понятно, что каждому человеку приятно было бы слышать выражения, которые вызывают лишь положительные эмоции. Но по причине экономии времени и стремления языка также к экономии, мы ограничиваемся краткими приветствиями, скупыми комплиментами.

Существует большое количество книг и статей, дающих нам возможность узнать о правилах хорошего тона, о нашем поведении в общественных местах, о том, как необходимо правильно сервировать праздничный стол, и т. д. Совокупность всех этих правил поведения и словесного обращения во время повседневной жизни и образует то, что и называется культурой общения или этикетом.

Существует несколько приемов, которые помогут вам в общении с любым собеседником, даже самым негативно настроенным на общение:

Старайтесь высказывая свое мнение начинать фразу со слов «Как мне кажется… «, «Высказываясь из собственных соображений… «, «Мой опыт показывает…». Тем самым вы настроете собеседника на более лояльный подход к вашему общению, так как вы не показываете ему, что являетесь «истиной в последней инстанции», оставляя за собеседником право собственного мнения, что даст вам возможность получить более внимательное отношение к общению с вами.

Если вы вступаете в полемику старайтесь говорить точными фразами, точными примерами, не говорите обощенно, так как это даст возможность участнику общения поле для лавирования.

Во время беседы не рассчитывайте, что с вами согласятся в тот же момент, пытайтесь объяснить вашу точку зрения более детально, задавайте наводящие вопросы, возвращайтесь к уже сказанному, просите подтверждения вашим словам, только так вы можете быть уверенным, что вы не потеряли время и нервы во время общения в пустую.

Однако культура общения, как вы сами понимаете включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Ваши слова и действия не должны вступать в противоречие с вашим внешним видом, вашей одеждой, общим вашим внешним обликом. Другими словами, этикет не будет полностью соблюден, если при всей вашей правильности и вежливости поведения не соблюдены эти правила. То есть необходимо, чтобы ваш внешний облик был адекватен ситуации.

Общение, или коммуникация, — широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации (схема 1).

Схема 1 — Понятие общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:

речевой — вербальный от лат. verbalis — устный, словесный;

Невербальные средства общения изучают следующие науки: кинетика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт); просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т. е. интонационные характеристики голоса); токесика (тактильные взаимодействия); проксемика (ориентации, дистанция, т. е. пространственная организация общения).

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

Существует 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек: индивидуально-личностная; эстетическая; эмоциональная; психологическая; социально-иерархическая; возрастная; половая; медицинская; пространственная и другие.

Речь, как средство общения, одновременно выступает как:

способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

значение слова, фраз;

смысл слов, фраз;

речевые звуковые явления (схема 2)

выразительные качества голоса (схема 3)

Схема 3 Выразительность качества голоса

На схеме 4 рассмотрим важнейшие признаки речевого общения.

Схема 4 — Важнейшие признаки речевого общения

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является: плавная, спокойная, размеренная манера речи.

В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Общение — это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения — это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.

Выделяют два вида общения:

социальноориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т. д. ), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;

Личностноориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением (рис. 1).

Рисунок 1 Педагогическое общение

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социальноориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностноориентировано.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: ПРИОР, 2008.

2. Греков В. Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., Прсвещение, 1968.

3. Оганесян С. С. Культура речевого общения / Русский язык в школе. № 5 1998.

4. Скворцов Л. И. Язык , общение и культура / Русский язык в школе. № 1 1994.

5. Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет / Русский язык в школе. № 5 2005.

Речевое общение: виды, формы и стили

Разные виды общения – существенная составляющая повседневной жизни человека. Без доступных нам видов речевого общения было бы крайне сложно контактировать, работать сообща, достигать значимых целей. Тексты позволяют общаться не только со знакомыми посредством электронных сообщений и бумажных писем, но и с представителями других эпох – для этого есть книги и журналы, манускрипты и другие труды, дошедшие до нашего времени, а также создаваемые сейчас – их прочитают в будущем. Без общения жизнь человека просто немыслима.

Есть два основных вида речевого общения – вербальный, невербальный. Первый предполагает использование слов, применение некоторого национального языка, сформировавшегося естественным путем. Невербальный формат – взаимодействие через условные позы, мимику и тональность речи, расположение текста и наполнение его дополнительными графическими материалами, таблицами и диаграммами.

Словесный и несловесный язык всегда сочетаются друг с другом. Относительно речи их делят лишь теоретически, поскольку так удобнее описывать процессы взаимодействия особей. На практике же невербальный и вербальный виды речевого общения друг без друга не существуют. Лингвисты говорят, что норма речевого общения – баланс между вербальной и невербальной составляющими.

Еще один подход к выделению видов речевого общения – разделение такового на информативное и не являющееся им. Информативным называют такое, при котором цель контакта связана с некоторыми данными. В рамках взаимодействия участники что-то читают, слушают, сообщают, тем самым передавая адресату новые знания.

Неинформативное взаимодействие необходимо для формирования контакта с объектом общения, при этом целей и задач, связанных с получением и распространением сведений, у участника нет. Такой вид ситуаций речевого общения направлен на удовлетворение желания пообщаться. Люди говорят друг другу что-то, рассчитывают на понимание, получают возможность поделиться мнением. Именно эти потребности и желания являются основной целью неинформативного общения.

Существует разделение на виды устно-речевого общения, связанное с количеством участников. Принято говорить о монологах и диалогах. При этом оценивают роли участников взаимодействия и их способность меняться местами. Возможен вариант, когда один говорит, второй слушает, а также путь общения, при котором участники меняются этими ролями.

Диалог – слово, образованное в греческом языке и обозначающее высказывание мнения двумя и более участниками. При монологе один человек говорит, прочие слушают. При этом формате взаимодействия обмена репликами, а значит, мнениями, не происходит.

Как правило, монолог можно определить по непрерывности речи, при этом высказывание – сверхфразовое, объемное. Речь логична и последовательна, имеет смысл, завершена, направлена на коммуникативность, раскрывает одну тему. Как правило, монолог довольно сложен синтаксически.

Анализируя формы и типы речевой коммуникации, необходимо уделить внимание дистантному и контактному вариантам. Деление на эти категории основано на анализе положения участников общения относительно друг друга. Речь идет не только о географической удаленности, но и определенном отрезке времени. При контактной форме партнеры расположены поблизости, могут установить зрительный контакт, слышать речь друг друга. Общение происходит словами и несловесными методами.

Дистантный – вид речевого общения, понятие которого предполагает разделение общающихся людей географически и во временном пространстве. Хороший пример – книга. Автор произведения и читатель, как правило, разделены и пространством, и временными эпохами, поэтому чтение становится дистантным речевым общением. В ряде случаев разделение происходит только по одному фактору – географически или во времени. Пример вида речевого общения, при котором время одно, а география различна – взаимодействие через диалог в Виртуальной паутине или посредством телефона. Разделение по времени в рамках одного пространства – обмен записками в одной комнате, аудитории.

Виды, формы речевого общения – это еще и письменное, устное взаимодействие. Каждая из ситуаций имеет свои особенности, позволяющие причислять ее к некоторой группе, а также формы речи, используемые собеседниками. Устное общение практикуется (обычно) при возможности установить личный контакт. В большинстве случаев это одновременно возможность и слышать, и видеть собеседника.

Выбирают, учитывая этикет речевого общения, вид и форму взаимодействия. Многое зависит от объема сведений, которые надлежит передать адресату, от уровня важности информации. Так, устное взаимодействие – однократное произнесение, а в письменной форме человек может много раз перечитать полученные сведения. Следовательно, сложные, объемные данные лучше передавать именно письменно, так как их восприятие будет более адекватным. А вот легкие для понимания сведения можно направлять адресату в устной форме, этого в большинстве случаев достаточно.

Выбирая оптимальный для конкретного случая вид, стиль речевого общения, необходимо проанализировать, кто является адресатом сведений, каковы должны быть условия для наилучшего восприятия.

Подбирая оптимальную форму для конкретного случая, учитывают, что устная речь производится однократно, зачастую говорящему свойственны импровизации. При этом ограничен набор средств для передачи задуманного смысла. При письменном общении выражение замысла обычно реализовано до конца.

Устная речь формируется в момент, когда человек говорит. Текст не зафиксирован заранее, можно менять и дополнять исходную идею, что приводит к внезапному выводу по завершении монолога: «вовсе и не это собирался сказать!». При письменном формате общения подобных проблем нет – текст зафиксирован, выдержан в едином стиле, вычитан на предмет соответствия задуманной идее.

Закон избыточности объясняет обилие повторений при устном выражении информации. Кроме того, такой вид речевого общения в русском языке (и не только) допускает обобщения. При формулировании идеи в письменной форме повторений, обобщений по возможности избегают вплоть до полного исключения.

Рассмотрение понятия и видов речевого общения обязывает уделить внимание разделению всех случаев на публичные и массовые. Первое предполагает монолог. Именно в такой форме строятся лекции в университетах или собрания. Речь участника должна иметь четкую структуру, ведь основная идея мероприятия – достичь некоторой заранее оговоренной цели, ради которой люди и собираются в выбранном месте. Не имея структуры, речь вряд ли будет значимым помощником в деле достижения поставленных целей. Публичный формат – это содержательное высказывание с конкретной целью. Для публичного формата уровень ответственности оценивается как более высокий.

Публичный вид речевого общения людей возможен в устной, письменной форме. Первый тип – выступления на стадионах и в рамках различных мероприятий, второй – публикации в печатных изданиях, что и обусловило их наименование – средства массовой коммуникации. При таком взаимодействии у адресата информации нет конкретного лица, а говорящий формирует для себя общее представление о том, кем является внимающий ему человек.

Основные виды речевого общения – официальное и частное. Первое еще называют должностным. Предполагается наличие деловой обстановки, соблюдение строгости, четкое следование правилам, выдержка всех формальностей.

Частный диалог – взаимоотношения, при которых нет четкой структуры и ограничений, разделения на роли. В рамках частного разговора общение обычно основано на некотором общем интересе или принадлежности к социальной группе, а сам диалог подчинен отношениям между участниками. При этом общение относительно свободное, на него распространяются общие законы, но этикет важен не так сильно, как для делового формата.

Речевое общение, типы речевых ситуаций основаны на наличии интереса со стороны всех участников процесса, а также мотивации для поддержания контакта. Как правило, есть некая целевая установка, для реализации которой и необходима речевая деятельность. Общение становится частью общественной жизни и работы, познания и научения. Возможно общение между несколькими персонами, каждая из которых активна, является носителем сведений и общается с другими, предполагая в них также наличие интересующих данных. Общение предполагает обоюдность процесса. Оно относится к социальной активности, свойственной представителям социума, поэтому является, как и иные виды такой деятельности, направленным на достижение конкретной цели, социальным.

Рассматривая виды речевого общения, понятие культуры речевого общения, необходимо особенное внимание уделить особенностям форм, через которые реализован процесс. Речевое поведение – форма, а содержание – деятельность. Поведение позволяет из внутреннего состояния организовать поступки, показывающие отношение персоны к окружающему ее миру и деятелям.

Использующие язык и речь виды речевого общения предполагают словесное и реальное поведение. Под первым принято понимать такую систему мнений, доказательств, фраз, которые можно трактовать как проявление психического состояния. Реальным считается такое взаимосвязанное поведение, сформированное поступками человека, пытающегося адаптироваться к пространству, в котором он должен функционировать.

Речевое поведение и соответствующая деятельность отличаются друг от друга уровнем мотивации и осознанием факторов, толкающих на некоторый акт. Деятельность – мотивированная активность, поведение – малоосознанная активность, выраженная через усвоенные стереотипы, образцы, а также подражание окружающим и следование стереотипам, сформированным на базе личного опыта.

Анализируя виды общения и виды речевой деятельности, необходимо обратить внимание, что результат деятельности – некоторый текст либо законченная мысль, в то время как поведение направлено на формирование взаимоотношений между участниками социума – таковые могут быть конструктивными, деструктивными, положительными и недоброжелательными. Кроме того, поведение направлено на формирование эмоциональной составляющей, объясняющейся тем, как ведут себя участники диалога.

Особенно важно уделять внимание речевому общению в рамках формирования личности ребенка, развития у него навыков социальной жизни и активности. При этом одновременно взрослые должны обучать и деятельности, и поведению. При работе, к примеру, со школьниками, речь идет о создании коммуникативной компетентности. Необходимо передать подрастающему поколению систему языка, речь, материалы, а также нормы общения и поведения.

Многие исследователи сходятся во мнении, что в последнее время одна из проблем общества – агрессия, к которой прибегают участники, чтобы добиться своих целей в процессе коммуникации. К примеру, излишне активно используется инвективная лексика, а значит, паритетный диалог становится невозможным, нормально контактировать в такой ситуации проблематично, рождается конфликт. Отрицательный этикет и негативные речевые шаблоны можно видеть и в жизни, и в драматургии. Это связано в том числе и с модой – общественности интересны герои, проявляющие интолерантное поведение при коммуникации.

Активно взялись за исследование общения ученые только во второй половине прошлого столетия. Значимые работы увидели свет в 60-70-х годах. В них акценты ставились на социальные параметры взаимодействия людей, а также психологические характеристики, семантическую оценку акта взаимодействия. Исследователи анализировали правила, специфику речевого поведения и речевого общения.

Интерес к этой области полностью оправдан – без общения просто невозможно представить себе человечество; взаимодействие является важной частью жизни любого человека, изъять ее нельзя. Общение актуально не только для конкретной личности, но и народов, культуры. В разных формах культуры практикуются различные варианты общения, но в любом случае основная идея взаимодействия – понять собеседника и почувствовать его правильно, без искажений. Изучая то, как взаимодействие происходит, выделили три уровня: перцептивный, интерактивный, коммуникативный.

Первый, базовый уровень – коммуникация. Он позволяет обмениваться сведениями, используя язык, традиции, иные особенности, объединяющие собеседников и позволяющие им понять друг друга.

Интерактивный – второй, более высокий уровень. Он предполагает наличие взаимоотношений. При этом важное влияние оказывают личностные особенности персоны.

Перцептивный уровень – это диалог между культурами. О нем говорят, когда взаимно пытаются понять друг друга представители отличающихся лингвокультурных сообществ. Изучение именно этого уровня привлекает многих ученых, лингвистов и социологов, психологов. Коммуникативное поведение и перцептивный уровень взаимодействия связаны меж собой, поскольку именно этот уровень предназначен для передачи собеседнику намерений, целей, которые есть у говорящего.

Чтобы охарактеризовать общение, необходимо проанализировать процесс формирования контакта, объясняющегося некоторыми потребностями. В рамках совместной активности участники обмениваются информацией, что и позволяет говорить о речевом общении. Партнеры взаимодействуют, воспринимая один другого и прикладывая усилия для понимания собеседника. Речевое поведение отражает эрудированность индивидуума и интеллектуальные особенности, мотивированность и эмоциональное, психическое состояние. Все это обычно можно выявить, проанализировав особенности использования словарного запаса и стилистику высказываний.

Для наших дней все актуальнее проблема толерантности и ее отсутствия. Не удается сформировать точного и общепринятого понимания границ толерантного отношения. Идея толерантности в рамках речевого общения – исключение агрессии, то есть такого воздействия, когда один из участников диалога начинает конфронтацию, задает условия для конфликта, поскольку не разделяет мнение собеседника. Для выражения своей позиции человек прибегает к негативным методам и средствам взаимодействия. Чтобы общение было результативным, эффективным, необходимо взаимно учитывать интересы всех сторон и терпимо относиться к другим, принимая чужую точку зрения без конфликта. Речевое общение в идеале предполагает снисходительность к недостаткам окружающих и равенство при диалоге.

Сущность подобного поведения – подавление агрессии, то есть исключение установки на конфликт со стороны участника диалога. В рамках взаимодействия заинтересованные лица учитывают нормы этикета, проявляют терпимость и внимательность друг к другу. Толерантное взаимодействие строится на дружелюбии, доверии и чуткости, следовании такту и способности сопереживать. Этика предполагает желание всех участников добиться взаимного понимания, ради чего индивидуумы готовы согласовывать интересы и действия, не давя друг на друга. В рамках толерантного речевого общения актуально построение конструктивного диалога и разъяснение своих доводов, убеждение собеседника.

Чтобы общение было толерантным, партнеры должны стремиться к формированию конструктивного диалога. Добиться этого можно, если учитывать цели, интересы субъектов процесса, а также уважать всех участников. Согласно мнению ряда ученых, толерантность – не просто лишь терпимость, но активное сотрудничество, а деятельность на такой основе возможна лишь при способности человека приложить волевые усилия для осознания в чуждой ему сущности положительных качеств.

Толерантная коммуникация – деятельность, ориентированная на конкретную цель, на формирование паритетного диалога и на сознание чуждого для отдельного участника. Для успешного достижения результата нужно владеть языковым материалом, иметь навыки, умения речи, используя подходящие ситуации фразы, маркеры.

Источники:
Речевое общение
Толковый переводоведческий словарь. — 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука . Л.Л. Нелюбин . 2003 . Смотреть что такое «речевое общение» в других словарях: РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ —
https://perevodovedcheskiy.academic.ru/1421/%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%b5_%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5
Речевое общение
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука . Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской . 1998 . Смотреть что такое «Речевое общение» в других словарях:
https://ped_recheved.academic.ru/195/%d0%a0%d0%b5%d1%87%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%b5_%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5
Речевое общение
3. Эмоциональные проблемы речевых партнеров в межкультурном общении Национально-этнические правила экспрессии конкретных эмоций, естественно, различаются и у индивидумумов, и у социально общественных групп. У американцев, например, степень выраженности таких эгоцентрических эмоций, как страх и гнев гораздо выше, чем у других культур.
http://saratov-ouk.ru/work/13434/Rechevoe-obshhenie
Речевое общение: виды, формы и стили
Разные виды общения – существенная составляющая повседневной жизни человека. Без доступных нам видов речевого общения было бы крайне сложно контактировать, работать сообща, достигать значимых целей.
http://fb.ru/article/380027/rechevoe-obschenie-vidyi-formyi-i-stili

COMMENTS