Религия с точки зрения психологии

Психология и религия

Психология и религия работают бок-о-бок, но исходят из разных посылок, пользуются разными методами и имеют разные задачи. И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, однако пропасть между двумя мировоззрениями можно продемонстрировать на примере известной библейской истории.

Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения.

Основное различие в том, что психология — это научное знание о человеке и его поведении: все, что утверждает психология, проверяемо или подлежит проверке. Академическая психология заботится о своем научном имидже, и религию, по крайней мере пока, близко к себе не подпускает.

Некоторые уступки сделаны только христианской (православной) психологии. Можно предположить, что уступки вызваны соображениями политкорректности, поскольку научных оснований для этого нет, основания христианской психологии не могут быть признаны научными.

У практической психологии с наукой отношения более сложные. Поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей, в связи с чем в практической психологии много и мифов, и суеверий, и прямых заимствований из традиционных и не традиционных религиозных воззрений. Даже там, где психологи стремятся к научной обоснованности своих взглядов, количество используемых ими рабочих гипотез, то есть непроверенных утверждений, существенно больше, чем установленых наукой фактов. Важно при этом другое: практическая психология это не скрывает и, по крайней мере в лице лучших своих представителей, считает своим основанием научный подход.

Религия — противоположность научному подходу, она не критична к противоречиям и не требует доказательств своих истин. Религия основывается на догматах, данных (в представлении верующих) человеку от Бога, и религиозные люди претендуют на обладание полнотой знания (пути, истины и жизни). В отличие от этого, психология требует научных доказательств и основывается на контролируемой критичности. Психологи соглашаются, что они обладают ограниченным знанием, и в своей работе используют стратегию «ограниченного учительства».

Психологи и религиозные деятели очень по-разному видят, как можно и нужно помочь человеку в его трудностях, как помочь человеку на его пути совершенствования. Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, только избавлением от грехов человек может стать лучше. Психология считает разумным избавляться от чувства греховности, рассматривая это как проявление невротической вины. В работе с клиентами психолог рассчитывает на свои силы как специалиста, священник полагается на молитву, зовущую милость Божью.

«Есть еще один, может быть самый эффективный способ, притягивающий обстоятельства встречи с мужчиной вашей мечты. Звучит он несколько необычно с точки зрения традиционной атеистической философии, которой сегодня заражено огромное количество людей, особенно молодых. Однако работает этот метод исключительно четко. Когда не помогают обычные психологические советы, я всегда рекомендую именно его. Это молитва Всевышнему о том, чтобы он послал вам любимого и близкого человека. Каким бы данный способ воздействия на обстоятельства ни казался странным тем, кто ни во что не верит и считает разговоры о Боге пустой фантазией, он обязательно сработает, если молиться правильно и соблюдать все необходимые условия». Сергей Юрьевич Ключников.

А самое главное, у религии и психологии — разные конечные цели. Религия учит человека жить в гармонии с Богом, ее задача — подготовить человека к переходу в иной мир, подготовить к встрече с Богом. Психология интересуется задачами земной жизни, ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими.

Впрочем, религиозный человек об этом напишет по-другому: «Мне кажется, что человек, идущий к Богу, даже если он обогатится психологическими знаниями, найдя ответы на свои вопросы, всё равно будет продолжать идти к Богу. А если он нашёл всё необходимое на этапе психологических ответов, значит, он не шёл к Богу, а просто стремился к получению внутреннего комфорта. Психология – дело сугубо земное. А если человек духовно вырастает (в том числе и с помощью психологии), то он должен прийти к некому переосмыслению жизни, выйти за рамки земных понятий, осознать, что на самом-то деле на земле ничего не заканчивается и земной жизнью ничего не ограничивается. Психология решает жизненные проблемы, а религия — проблемы вечности».

Психологический Навигатор: Отец Иоасаф, скажите, пожалуйста, как человек, который изнутри знает и пс.

Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ни.

Психология — наука, изучающая внутренний мир и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей.

Примениение опросника «позиции восприятия» для оценки связи религиозного мировоззрения и позиций вос.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Психология и религия

ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

Век техники: научно-техническая революция свершилась, набирает силу информационная революция. Мы уже перестали следить за космическими полетами, они стали обыденными. Тем более удивительно, на фоне открытий 20 века, что практически не меняя своих основ, уверенной поступью в век грядущий входит религия, в частности христианство, которому весь мир уже отметил начало второго тысячелетия.

Сегодня меньшее удивление вызывает тот факт, что электронно-вычислительные машины стали умещаться в дипломат (а некоторые экземпляры даже в карман пиджака). Большей загадкой выглядит то, что в век высоких технологий, когда в Дедов Морозов перестали верить даже самые маленькие, религия, являющаяся по мнению классиков марксизма ""искаженным отражением реального мира"", имеет огромную паству.

70 лет борьбы Советской власти с ""религиозным опиумом"" пошли насмарку — церкви восстанавливаются и строятся новые.

Сегодня борьба за души идет не между верующими и атеистами, а между сторонниками различных конфессий, хотя и здесь прогресс — они начали активно договариваться друг с другом.

В чем же дело, почему религия столь живуча? Правда ли, что без религии не может быть нравственности?

Может быть, попытки ""научного подхода"" к религии, где не последнее место занимал диалектический материализм, заранее были обречены на неудачу?

Вопросы остаются открытыми. Я не собираюсь ""опровергнуть религию"", как всякий нормальный человек с уважением отношусь к вере и верующим любых вероисповеданий. В данном случае меня, как исследователя, интересует лишь факт, что православие живо и будет, без сомнения, жить дальше. Почему верующих в существование НЛО несравненно меньше, хотя очевидно, что инопланетяне — это более правдоподобно, чем чудеса, которые совершил Христос?

Попробуем взглянуть на религию с точки зрения современного знания о психическом, с точки зрения психологии.

Психологические основы религии.

Потребностная модель человека.

Большинство современных психологов полагают, что источником активности высокоорганизованных существ являются их потребности, побуждающие действовать определенным образом и в определенном направлении.

Несомненно, потребностная модель человека позволяет объяснить его поведение наилучшим образом. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние напряженности, а затем устремленности. Побуждение — это потребность, имеющая направленность на цель, достижение которой поможет ему удовлетворить возникшую потребность. Когда человек, совершая конкретные действия, удовлетворяет потребность (в еде, во сне, в общении и т.д.), его поведение закрепляется. Если потребность не полностью удовлетворена, или остается совсем не удовлетворенной, поведение человека в схожих обстоятельствах остается альтернативным.

Наблюдаемые факты доказывают, что степень удовлетворения в схожих условиях, полученная при достижении человеком цели, влияет на его поведение в будущем.

Абрахам Маслоу, один из наиболее почитаемых психологов в теории менеджмента, выделял следующие потребности: физиологические, в безопасности, социальные (в общении и др.), в уважении и самовыражении. Конечно, этот список человеческих потребностей не полон.

Зададимся вопросом, а что если обращение людей к Богу обусловлено в большей мере наличием конкретных потребностей, которые ему не удается удовлетворить иным способом.

ПОТРЕБНОСТИ, УДОВЛЕТВОРЯЕМЫЕ В ОБЩЕНИИ С БОГОМ

Одна из важнейших потребностей человека — потребность в безопасности. Новый завет четко определяет будущее верующих и неверующих. Так, Иоанн Креститель говорил народу: ""Я крещу вас в воде, но придет тот, кто могущественнее меня, я не достоин развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата, которой Он просеивает зерно от соломы, уже у Него в руках, зерно он соберет в хранилище, а солому сожжет в неугасимом огне"". (Ев. От Луки, 3:16,17).

Еще четче устрашение дано в письме к Евреям (12:25,26): ""Если те, кто отказался слушать Его, говорящего на земле, не избежали своего наказания, то тем более не избежим его и мы, к которым Он обращается с небес.""

Недаром, в православных церквях всегда больше людей пожилого возраста: они ближе к смерти, и они хотят защититься от страха смерти, иногда и не очень веря в Бога, на всякий случай.

· Кроме безопасности христианство обещает своей пастве удовлетворение в такой важной потребности, как потребности в прощении (а кто из нас не грешен?). Попрекая Симона, в дом которого вошла блудница, Христос сказал: ""Ты видишь эту женщину? Я пришел к тебе в дом, а ты не дал Мне даже воды, чтобы вымыть ноги, а она обливает Мне ноги слезами и вытирает их своими волосами! . Говорю тебе, что ее грехи прощены, потому что она проявила такую большую любовь"". (Ев. От Луки, 7:44-47).

· Несомненно, верующие через Бога имеют возможность удовлетворять такие потребности, как потребность в общении, особенно в общении, когда нужно поделиться о сокровенном. Для этого у верующих есть Бог, которому можно рассказать о своих проблемах, болезнях, попросить о лучшем для себя и близких.Кроме того, верующие, собираясь вместе, даже если они мало общаются друг с другом, чувствуют свою принадлежность к общей группе, удовлетворяя такми образом естественную потребность любого ""человеческого организма"", воспитанного в обществе людей. Этим я объясняю увеличение количества верующих среди студентов.

· Потребность в самоуважении часто соседствует с потребностью в мщении тем людям, которые нас обидели. И хотя христианство учит прощать врагов своих, всегда имеется возможность ожидать, что сбудется, написанное в Писании:

""Счастливы нищие, потому что вам принадлежит Царствие Божие. Счастливы вы голодные, потому что будете насыщены"".

Счастливы вы, плачущие теперь, потому что вы будете радоваться и смеяться .

Но горе вам, богатые, потому что вы уже получили свое утешение.

Горе вам, сытые, потому что вы будете голодать.

Горе вам, веселящиеся, вы будете рыдать и плакать"". (Ев. От Луки, 6:21-25).

Хотя мы не располагаем статистическими данными, известно, что к Богу чаще обращаются люди, у которых есть серьезные проблемы — одиночество, тяжелая жизнь. Если они находят для себя утешение в общении с Богом, то они становятся верующими. При этом Церковь не сидит сложа руки, она активно использует средства, позволяющие ей воздействовать на эмоциональную сторону человека.

Исследования показывают, что человек глубже воспринимает те объекты, ту информацию, которая воздействует одновременно на большее количество органов чувств. Несомненно, православная, католическая и протестантская церковь использует это знание испокон веков. Верующие мы или нет, но мы не можем не восхищаться католическими костелами и православными соборами — подлинными произведениями искусства.

Органная музыка в костеле, хор в православной церкви воздействуют на чувства верующих сильнее, чем мысль проповедника, обличенная в словесную форму.

Американцы пошли еще дальше: песни евангелистов положены на современную музыку, что, несомненно, привлекает в церковь Христа молодежную аудиторию.

Но, несомненно, главное чувство, которое культивируют все религии — это любовь, и, соответственно, высшей формой любви (чистой, бескорыстной) эти религии представляют любовь к Богу:

""Один из учитилей закона … спросил (Иисуса):

— Какая из заповедей самая важная?

— Самая важная заповедь это: ""Слушай Израиль! Господь Бог наш — единственный Господь. Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей дешой твоей, всем разумом и всеми силами твоими"";

— Вторая заповедь: ""Люби ближнего твоего, как самого себя"". Нет заповедей важнее этих двух"". (Ев. От Луки, 12,28 :31).

Следует при этом отметить, что человеческая любовь даже к божеству подразумевыает совершенство того, кого мы любим. Трудно, всем сердцем, любить нечто. Поэтому, например, евангелисты, обращаясь к детям, по сути, проповедуют любовь к Христу, который изображен в … известном американском фильме ""Иисус Христос"" (см.иллюстарции к книге Христианская мораль и этика: основы общества. М, 1995). Несомненно, герой этого фильма не только внутренне совершенен, но и внешне довольно привлекателен (вспомним — у человека должно быть все прекрасно …).

Мне кажется, что попытки доказать тем, кто образщается к Богу, что Бога нет, что это фантазия человека, возникшая из его беспомощности перед силами природы, также малорезультативны, как информация о том, что ""Курение опасно для здоровья!"", обращенная к людям, удовлетворяющим свои ежедневные потребности в курении.

Очевидно, что пока потребности человека, управляющие его действиями и мотивами действий, существуют (то есть всегда), и пока каждый конкретный человек не найдет для способов реализовать эти потребности помимо Бога, у религии не будет проблем с потенциальными верующими.

Говорят, что XXI век будет веком психологии, и, вероятно, познание психологических процессов — это первый шаг человека к самому себе, к Человеку.

Повторюсь, что в данной статье я не собирался ""опровергнуть религию"".

Меня, как маркетолога, интересовал лишь вопрос, почему количество верующих с годами не только не убывает, но даже возрастает, почему православие живо и будет, без сомнения, жить дальше? Очевидно, что пока каждый конкретный человек не найдет для себя способов реализовать все свои потребности помимо Бога, у религии не будет проблем с потенциальными верующими.

Вы хотите, чтобы ваша туристическая фирма процветала? Тогда вам нужен маркетинг, помогающий понять потребности существующих и потенциальных клиентов. Ошибка тех, кто полагает, что маркетинг как наука появился лишь в 70-е годы нашего века в том, что они просмотрели опыт Церкви, применяющей современную теорию маркетинга уже две тысячи лет. Вы хотите получать стабильный доход? Тогда обратитесь к опыту служителей культа.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы 2-е издание, дополненное

Религиозная вера, в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддерживается не доводами разума и не фактами, подтверждающими ее. Она поддерживается силой традиции и “социальным соглашением”. В отличие от философии, которая рассматривает веру в рамках процесса познания, соотнося ее с понятиями истины, знания, разума, в психологии вера рассматривается “операционально” — как выражение доверия индивида к тем или иным фактам и высказываниям. Верующий убежден в том, что источником его верований является божественное откровение.

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Рекомендовано ученым советом Сумского государственного университета как учебное пособие

«Методические разработки практических занятий по пропедевтике внутренних болезней»: Учебное пособие для студентов и преподавателей.

«Методические разработки практических занятий по пропедевтике внутренних болезней»: Учебное пособие для студентов и преподавателей.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших.

К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. Isbn.

Забайкальском горном колледже имени М. И. Агошкова состоится XII межрегиональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов.

Данное учебное пособие составлено на основании материалов Американской Межведомственной Комиссии по раку (American Joint Committee.

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины как учебное пособие для студентов электроэнергетических специальностей высших.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курсы: «Применение ЭВМ в электроэнергетике»; «Электрические системы и сети»;.

При копіюванні матеріалу обов’язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.

Психология духовности, веры и религии

Психология и религия: взаимодействие, противоречия, синтез.

2) Библейские и богословские основания интеграции.

3) Психология религии.

4) Психология и теология: практическое измерение.

5) Теологические перспективы теории личности и психология.

6) Психиатрические и психоаналитические перспективы.

7) Профессионализм в психотеологии.

Экстатическое единение с глубочайшей истиной.

Облитерация чувственного опыта, ничего не существует, кроме абстрактного «Я».

Чувство окруженности необъяснимой истиной.

Внезапное ощущение пережитого ранее — deja vu.

Ощущение более глубокой значимости происходящего.

Социальная психология и два типа религиозности

Психологическая интерпретация религиозных феноменов

Религиозно ориентированная психиатрия, психотерапия,

пастырское окормление и консультирование

Ложный духовный опыт, патологическая

религиозность, «токсическая вера»

2) регрессии от нормальных когнитивных процессов к фиксации на архаичных способах мышления;

3) препятствии конструктивно справляться с агрессией;

4) застреваемости на инфантильных стадиях развития вследствие ложно понятого смирения;

5) поощрения беспомощности с требованием авторитарного подчинения.

Источники:
Психология и религия
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya-i-religiya
Психология и религия
Психологические основы религии. Потребности, удовлетворяемые в общении с богом. Чувства верующих.
http://mirznanii.com/a/206034/psikhologiya-i-religiya
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы 2-е издание, дополненное
Тип: Учебное пособие; Размер: 4.86 Mb.; Охватывает все более узкую сферу социальной жизни, теряет прежнюю власть над умами и душами. Совершенно очевидно, что на определенных этапах истории “без богов” люди не могли бы жить. У дюркгейма это не апологетика религии, а просто признание реального положения вещей, характеристика ее социальной полезности и значимости
http://zavantag.com/docs/2384/index-446209.html?page=15
Психология духовности, веры и религии
Психология духовности, веры и религии Психология и религия: взаимодействие, противоречия, синтез. 2) Библейские и богословские основания интеграции. 3) Психология религии. 4) Психология
http://www.aquarun.ru/psih/relig/relig4.html

(Visited 62 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Жена не чувствует мужа после негра Жена бизнесмена и негр- Слушай, Димас, а давай бизнес замутим,… (1)

Эротические рассказы подростки Книги о подростках Первый поцелуй, первая робкая любовь, первая встреча,… (1)

Раритет 1930 года: мужчина, за которого не нужно… В этой эмигрантской книжке, написанной профессором Герлингом и изданной в… (1)

Как понять что хочет от тебя мужчина Как перестать зацикливаться и взять ситуацию в свои руки, если… (1)

Одиночество на английском Курсы иностранных языков в Киеве «Европейское Образование»Курсы иностранных языков в… (1)

COMMENTS