Роль общения

Зачем человеку общение?

Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Значение общения в жизни человека невозможно переоценить. Оно имеет огромное влияние на формирование человеческой психики, правильном ее развитии. Общение между людьми помогает им обмениваться информацией, воспринимать и понимать друг друга, перенять опыт и поделиться своим. Общение в жизни человека отличает его от других биологических существ на этой планете.

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

  1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.
  2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.
  3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с человеком.

Роль общения в жизни человека

Одним из ведущих факторов возникновения и существования культуры является общение. Вся человеческая жизнь тем или иным образом связана с общением, которое лежит практически в основе всего, что делают люди.

В принципе общение характерно для всех живых существ. Так, у животных имеются различные способы передачи друг другу информации о биологически значимых для них событиях и состояниях. Это особый язык жестов, поз и мимики, включающий хвост как выразитель эмоций, «язык» запахов, связанный с тем, что некоторые виды животных метят своим выделениями территории, где они обитают. У всех видов животных существует звуковая сигнализация. Так, лягушки издают 6, курицы 13-15, лошади – до 100, грачи до 120 разных звуков. Много разных звуков издают рыбы. А дельфины ведут между собой как бы активный «разговор», даже когда их разделяет расстояние в 8 тыс.км.

Согласованность в поведении животных, возникающая в результате взаимодействия врожденных сигналов и ответных поступков, вызывает у человека впечатление, что они, как и люди, разговаривают и понимают друг друга.

Неслучайно, даже среди ученных есть такие, кто считает, что разные виды животных имеют свой «язык», являющийся средством их общения, благодаря чему они передают подробные сведения обо всем, что с ними происходит. Так, еще в XVII во Франции была издана «Книга о гусиной речи», а в последствии в Европе были опубликованы словари «языков» собак, кошек, куриц (1800), ворон (1809), а в Америке – книга о языке обезьян, утверждающая, что они говорят на своем родном языке, который отличается от человеческого только степенью сложности и развития. Известный русский поэт Велимир Хлебников предпринял попытку создания словаря птичьего языка. Уже в наши дни в Японии всерьез занялись разработкой автоматических переводчиков с «языка» собак, и устройство, содержащее около 200 «слов» и «фраз», уже продается токийских магазинах.

И все же, говорить о том, что животные обладают языком в истинном смысле этого слова не приходится. Врожденный, закрепленный сигнальный код животных коренным образом отличается от человеческого языка, неразрывно связанного с сознанием и мышлением человека.

Язык человека в его современном виде появился не сразу, а прошел длинный исторический путь. Он возник из потребности древних людей сказать что-то друг другу ещё на заре человеческого общества. Более или менее дифференцированные звуки применительно к определенной обстановке, определенным предметам и действиям стали произносить впервые неандертальцы, жившие 200- 35 тыс.лет назад. Постепенно это стало сказываться на их физиологическом строении: неразвитая гортань, находящаяся у них в горизонтальном положении, медленно и неуклонно стала преобразовываться, принимая вертикальное положение. Так, стало возможным произношение предками человека членораздельных звуков. Первым гласным звуком кроманьонца, то есть человека современного типа, жившего 50-40 тыс.лет назад, судя по всему, был звук «а». Полиолингвисты считают, что таких звуков было максимум 9, которые позволяли различать не более 9 ситуаций.

Постепенно шаг за шагом у людей образовались прочные связи между произносимыми звуками и образами предметов и действий. Из выражения чувств и эмоций звуки превратились в названия предметов и действий с этими предметами. Из первоначально слаборасчлененных звуковых комплексов вычленялись слова и предложения. Так возникла членораздельная речь, став одним из первых признаков, отличающих человека от животного.

Возникновение языка коренным образом изменило характер и роль общения людей. Под влиянием речи происходил процесс формирования человеческого мозга как органа сознания и мышления. Язык и мышление постепенно сложились в единый речемыслительный комплекс человека. Так слово стало орудием мышления, позволив человеку мысленно «оторваться» от конкретной реальности, создать слова, отражающие не только предметы и процессы, но и абстракции, обозначающие их свойства и качества. Благодаря языку и мышлению, содержание общения людей оказалось не сопоставимо шире, чем у животных.

Огромное значение речи заключалось в том, что она сделала возможным передачу накопленного опыта. То, чему научилось одно поколение, могло быть передано следующему.

Овладение человека языком происходило в общении с другими людьми. Люди исчезали, но язык, созданный ими, передавался от поколения к поколению. Сейчас в мире насчитывается свыше 3,5 тыс. различных языков. И каждый язык для кого- то родной.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Язык является основным средством передачи культуры народа. Вот почему в самом широком смысле слова под языком понимается вся система культуры в целом. Язык в более узком смысле именуется речью. Речью называются логически связанные между собой слова, используемые в определенном порядке для обозначения понятий, предметов или действий.

Речь не передается генетически, наследуется лишь биопсихическая предрасположенность к ней. Решающими в развитии речи являются первые три года жизни детей. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Постепенно ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Все последующее время до семи лет ребёнок овладевает речью и всё более совершенно и разнообразно использует её для общения с окружающими. Развитие речевого общения человека происходит в течение всей его жизни.

Язык относится к вербальному, то есть словесному (лат.verbalis – словесный) средству общения. Но кроме него, общение может происходить также при помощи невербальных, то есть не словесных средств, к которым относятся мимика, жесты и телодвижения человека.

Человек нуждается в общении с момента рождения. Установлено, что с 1,5 — 2- месячного возраста развитие ребёнка происходит уже в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьёзным отклонениям в формировании человека. Так, дети, с рождения лишенные общения, вырастали идиотами и рано умирали. Известный исторический пример: Прусский король Фридрих II в начале

XVIII в. захотел изучить праязык человечества и решил поставить опыт, убежденный в том, что если воспитывать ребёнка, не разговаривая с ним, то он сам по себе заговорит на этом древнем языке людей. Результат эксперимента оказался плачевным — все экспериментируемые дети погибли. Не случайно, мореплаватели, оказавшиеся на необитаемых островах, как правило, дичали, забывали речь и сходили с ума.

Ради чего человек вступает в общение? У животных цепи общения обычно не выходят за рамки биологических потребностей. У человека же эти цели весьма разнообразны и связаны со многими потребностями. Так, через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит усвоение им общественных, культурных и нравственных ценностей. Без общения в обществе немыслимы процессы воспитания, образования, управления и обслуживания.

Общение в жизни человека и общества выполняет целый ряд функций, среди которых выделяется:

— информационная, связанная с передачей и обменом информацией;

— социальная, связанная с организацией совместной деятельности и сотрудничеством людей;

— психологическая, связанная с обеспечением психологического комфорта человека;

— развивающая, связанная с формированием в человеке личностных качеств, его умений и навыков.

В жизни большинства людей преобладает обыденное общение – самое распространенное, возникающее дома, в кругу семьи, в быту. Значительное место в жизни человека занимает так же деловое общение, связанное с работой и выполнением служебных обязанностей.

Наиболее частыми видами общения являются разговор и беседа. К распространенным разновидностям общения относятся споры, переговоры, интервью, дискуссии, совещания, пресс – конференции.

Общение в жизни большинства людей занимает сегодня до 70 процентов личного времени. Вот почему для современного человека важно умение общаться, знание определенных норм и правил общения, обеспечивающих взаимопонимание между людьми.

Роль общения в жизни человека (1)

Реферат на тему:

«РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА»

г. Нижний Новгород 2010 г

1. Общение в широком смысле слова, виды общения, роль общения;

2. Техника и приёмы общения;

3. Понятие коммуникативных способностей;

1.Общение в широком смысле слова, виды общения, роль общения.

Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться о роли общения в нашей жизни? Для чего мы общаемся? Зачем нам так необходимо общение? Давайте выясним это…

Общение в широком смысле слова — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Особенно большое значение для психического развития человека имеет

его общение со взрослыми на ранних этапах жизни. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие человека начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в его жизни и благодаря которому человек получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное

общение, которое можно определить как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, вербального и невербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

2.Техника и приемы общения.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о

наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и, навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.

Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло(если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект

общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого pacстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил 3. Фрейд.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и

приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Понятие коммуникативных способностей.

Коммуникативные способности — это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и

исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным,’ рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.

Итак, общение – важнейшая и неотъемлемая часть нашей жизни. Так что живите, развлекайтесь, развивайтесь и общайтесь!

Роль общения в психическом развитии ребенка

Опыт описанного рода овеществлен в продуктах ма­териальной и духовной культуры людей, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя — новое поколение может извлечь его только при помощи старших, которые с этой точки зрения являют­ся как бы живыми носителями общечеловеческого опы­та [Д. Б. Эльконин, 19786]. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение — главней-

ший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского со­знания; оно также обусловливает структуру сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.

Три группы фактов доказывают решающую роль об­щения в общем психическом развитии ребенка: 1) изу­чение детей-«Маугли», 2) исследование природы и при­чин так называемого госпитализма и 3) прямое выяв­ление влияния общения на психическое развитие в фор­мирующих экспериментах.

Явление госпитализма обнаружилось при первых по­пытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и на­чале нынешнего века появились частные и государствен­ные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в пер­вые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые остава­лись жить, резко отставали в общем физическом и осо­бенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюда­ли опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразитель-

Первыми в мире достигли успехов в искоренении госпитализма советские педиатры и физиологи, устано­вившие, что главной причиной этого тяжкого состояния является недостаток контактов маленького ребенка — си­роты с взрослыми, или «дефицит общения», по выра­жению Н. М. Щелованова. Вместе с Н. М. Аксариной Н. М. Щелованов создал научные основы воспитания в нашей стране детей раннего возраста в яслях и домах ребенка, поставив во главу угла педагогическую работу с ними с первых дней жизни и поместив в центр этой

паботы общение персонала с воспитанниками [Воспи­тание детей. 1955]. Новый подход к ребенку привел к искоренению госпитализма в советских детских учрежде­ниях закрытого типа (Домах ребенка, дошкольных дет­ских домах).

Психологи считают, что в общественной сфере все еще сохраняется основа для сглаженных, мягких форм госпитализма, и поэтому ученые и практики не должны ослаблять свои усилия, постоянно работая над развити­ем и усовершенствованием воспитательных воздействий на детей.

Итак, полная изоляция детей от взрослых, по-види­мому, не позволяет им стать людьми и оставляет на по­ложении полуживотных. Недостаточность контактов с взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, сни­жая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Однако надо признать, что факты, ука­зывающие на роль общения в развитии ребенка и отно­сящиеся к двум рассмотренным выше группам, явля­ются результатом крайне неблагоприятных условий. Никто не создает их специально, и никто не будет на­меренно их воспроизводить в научных целях. Но отсю­да следует вывод о том, что их убедительность невелика. Ведь в каждом описанном в литературе случае действо-

вал целый комплекс условий, сравнительное значение которых невозможно проконтролировать. Так, дети-«Маугли» встречаются чрезвычайно редко, и трудно вы-, яснить, были ли они вполне здоровы до того, как попа­ли на воспитание к зверям, получили ли они там физи­ческие и психические травмы и пр. Дети с признаками госпитализма обычно рождаются у родителей с различ­ными социальными болезнями, их чаще всего не желают и не ждут или даже пытаются избавиться от них в на­чале беременности, их появление на свет часто сопро­вождается патологическими родами и т. д. Поэтому от­сутствие матери и дефицит общения накладываются на целый ряд других неблагоприятных факторов, значение которых заведомо также велико.

Влияние общения на общее психическое развитие ре­бенка.Некоторые результаты нашего исследования влия­ния общения на развитие ребенка представлены в сбор­никах под нашей редакцией [Общение и его влияние. 1974; Исследования по проблемам. 1980]. Коротко ре­зюмируя описанные в них факты, можно сделать сле­дующие выводы.

(Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет осно­ваний говорить о том, что с возрастом ребенка роль об­щения усиливается или уменьшается. Правильнее ска­зать, что его значение становится все сложнее и глуб­же по мере того, как обогащается душевная жизнь ре­бенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности, i

1) в Э-группе дети дольше занимались игрушками;

2) они совершали при этом больше разнообразных

3) дети чаще радовались впечатлениям от игрушек и испытывали более глубокое удовольствие от них и от своих действий с ними;

4) они исследовали игрушки полнее, чем их товари­щи из К-группы, и использовали при этом более раз­нообразные средства: рассматривали предметы, ощупы-

вали их, обследовали губами, слушали, какой они из­дают звук, и т. д.;

5) у них было больше сложных и меньше примитив­ных действий.

Если вспомнить, что на занятиях мы не трогали с детьми игрушки, становится ясно, что именно общение взрослого оказалось той силой, которая продвинула де­тей, позволив им значительно обогнать своих ровесников.

Влияние общения может также способствовать ис­правлению дефектов, возникших у детей при неправиль­ном воспитании. Так, Т. М. Сорокина [1978] сумела преодолеть у детей раннего возраста конфликтное со­стояние, выражающееся в постоянной робости, смуще­нии и беспокойстве малышей в присутствии новых взро­слых. Видя интерес этих детей к людям, она предполо­жила, что в семье у них не были воспитаны средства для адекватного контакта с ними. На занятиях дети 2-го года жизни с ее помощью овладели способами «де­лового» общения с посторонними людьми, и их конфликт был разрешен. Одновременно они стали активнее, сме­лее также и в своих отношениях с товарищами, успешнее овладевали навыками практического использования предметов, у них сформировалось более точное представ­ление о себе и своих возможностях.

Влияние общения прослеживалось в различных сфе­рах психического развития ребенка: 1) в самой обла-24

Пути влиянияобщения на психическое развитие де­тей. Проведенные под нашим руководством исследова­ния позволяют проследить некоторые пути, по которым осуществляется воздействие общения на те или иные стороны психики ребенка.

Еще один путь воздействия общения на развитие де­тей — это обогащение опыта ребенка. Взрослый знако­мит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для них мир музыки. Да и в самом обще­нии взрослый, обращаясь к детям и откликаясь на их призыв, дает детям возможность испытать сладость уте­шения, впервые открыть для себя радость взаимопони­мания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами мудрого и намного более опытного старше­го человека.

• Далее, в общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким-то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваются того, что ребенок с нею справляется. В ка­честве примера можно сослаться на овладение речью. Ничто в предметной действительности не заставляет ре­бенка заговорить. Лишь требования взрослых да реаль­но создаваемая ими необходимость вынуждают ребенка проделать гигантский труд, который для этого требуется. Когда ребенок овладевает словом, перед ним раскрыва­ются поистине необозримые горизонты для развития мышления и самосознания, для овладения самым цен-

ным в копилке человеческого знания. Мы не хотим, од­нако, чтобы сказанное было воспринято как согласие с позицией психологов, считающих, что приобщение ребен­ка к человеческой культуре — это насильственная акция ломки каких-то природных тенденций детей (такой взгляд восходит к 3. Фрейду, см.: [Г. Уэллс, 1968]). Напротив, мы постоянно наблюдаем в своих исследова­ниях, что ребенок, состоящий в тесном общении с взро­слым, с огромным желанием стремится походить на не­го, действовать по его образцу. В отношении речи и предметных действий это отлично описал на примере своего внука Андрея Д. Б. Эльконин [19786]. В обще­нии задача, выдвигаемая взрослым, естественно, с готов- 1 ностью принимается ребенком; в общении ребенок чер­пает и энергию для ее решения.

в том случае, если проанализировать ее подкрепляющее (в терминах учения о ВНД) действие с учетом не толь­ко динамических, но-прежде всего содержательных осо­бенностей происходящего при этом процесса. А для это­го приходится выйти за рамки физиологии и проделать специфически психологический анализ. Главное состоит в том, чтобы понять природу коммуникативной потреб­ности, на которой основано подкрепляющее действие исходящих от взрослого мнений и оценок. Но об этом мы поговорим подробно в следующей главе.

Мы не ставили целью исчерпывающим образом ука­зать все пути влияния общения с взрослыми на разви­тие психики в онтогенезе, а хотели назвать лишь те из них, которые имеют основное значениие для детей ран­него и дошкольного возраста.

Все сказанное выше относится главным образом к общению ребенка с взрослыми. Но на детей, несомненно, воздействует также и общение со своими сверстниками. В научной литературе пока нет единодушного мнения о роли и путях влияния общения с ровесниками на раз­витие психики маленького ребенка. Это отмечают У. Хартап [W. Hartup, 1970], Дж. Брайан [J. Bryan, 1975], Я. Л. Коломинский [1976] и многие другие пси­хологи. В нескольких своих публикациях [М. И. Лиси­на, Л. Н. Галигузова, 1979; М. И. Лисина; М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова — в кн.: Исследования по проблемам. 28

1980] мы постарались рассмотреть этот вопрос. Основы­ваясь на наблюдениях общения между детьми раннего и дошкольного возраста, мы выдвинули гипотезу, соглас­но которой контакты ребенка с ровесниками имеют ос­новное значение для раскрытия его творческого, ориги­нального начала. Отсутствие ограничений и запретов старших способствует, по нашим данным, повышенной раскованности детей и их свободному самовыявлению. Выдвинутая нами гипотеза в настоящее время прове­ряется в экспериментальных исследованиях сотрудни­ков лаборатории психического развития и воспитания дошкольников в НИИ общей и педагогической психоло­гии АПН СССР.

Итак, мы рассмотрели, что такое общение. Подведем краткий итог сказанному.

Напомним, что мы определили общение как взаимо­действие двух или более людей, направленное на согла­сование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение всегда тесно связано с деятельностью и са­мо может рассматриваться как особый вид деятельно­сти. «Общение» и «коммуникативная деятельность» для нас синонимы.

Для анализа общения можно использовать общепси­хологические концепции деятельности. Мы воспользова­лись теорией деятельности, разработанной в советской психологии А. Н. Леонтьевым.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Мы выделяем среди них 3 функции: организа­ции совместной деятельности, формирования и разви­тия межличностных отношений и познания людьми друг друга.

Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность челове­ка, детерминацию внутреннего мира человека и его лич­ности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми обще­ственно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта.

Решающая роль общения в психическом развитии ре­бенка доказывается глубоким и необратимым недораз-

витием детей, выросших в изоляции от человеческого общества (дети-«Маугли»); явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения детей с взро­слыми; позитивными фактами, полученными в формиру­ющих экспериментах.

Влияние общения на психическое развитие малень­кого ребенка происходит следующим образом: 1) благо­даря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требу­ющих от ребенка овладения новыми знаниями, умения­ми и способностями; 4) на основе подкрепляющего дей­ствия мнений и оценок взрослого; 5) благодаря возмож­ности для ребенка черпать в общении образцы действии и поступков взрослых; 6) вследствие благоприятных ус­ловий для раскрытия детьми своего творческого, само­бытного начала при общении их друг с другом.

Познакомившись с тем, что такое общение, перейдем теперь к следующему вопросу: как оно возникает?

Возникновение общения у ребенка

Мы придаем важнейшее значение исследованию возник­новения общения потому, что, наблюдая, как оно появ­ляется, можно отчетливо увидеть специфические черти коммуникативной деятельности и глубже понять ее при­роду.

Верные своим исходным позициям, мы считали необ­ходимым сосредоточить основное внимание на формиро­вании потребностно-мотивациониой сферы ребенка. Что побуждает его к общению и существует ли вообще осо­бая, отдельная от других потребность в общении с дру­гими людьми? Ради чего вступает ребенок в контакты с окружающими, какие мотивы им при этом движут? И наконец, где и как он находит средства, чтобы удов­летворить свое стремление к общению? Мы полагали, что, ответив на три перечисленных выше вопроса, мы сумеем тем самым понять, как возникает общение, ведь коммуникативная деятельность появляется как раз вследствие возникновения особой, коммуникативной потребности, на основе «опредмечивания» ее в своих специфических объектах и с помощью отправления со­ответствующих делу коммуникативных операций. Вот

почему мы включили в главу II три основных раздела: «Потребность в общении», «Оснозные мотивы общения», «Средства общения».

Источники:
Зачем человеку общение?
Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого
http://womanadvice.ru/zachem-cheloveku-obshchenie
Роль общения в жизни человека
Одним из ведущих факторов возникновения и существования культуры является общение. Вся человеческая жизнь тем или иным образом связана с общением, которое лежит практически в основе всего, что
http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=251
Роль общения в жизни человека (1)
Общение в широком смысле слова — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
https://works.doklad.ru/view/uehuS4Bc3gQ.html
Роль общения в психическом развитии ребенка
Опыт описанного рода овеществлен в продуктах ма­териальной и духовной культуры людей, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя — новое поколение может извлечь его
https://studopedia.ru/9_130539_rol-obshcheniya-v-psihicheskom-razvitii-rebenka.html

COMMENTS