Ролевое общение

Занятие N 5

  1. Учащиеся знакомы с понятиями «социальная роль», «маска».
  2. Учащиеся умеют анализировать социальные роли людей.
  1. Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоций и чувств. Курс человековедения. Книга для учителя в двух частях. Часть 2. Издательство УГЦВ «Психопедагогика», Одесса — Томск, 1994г. — 243 с.
  2. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи. «: Методические разработки социально-психологических тренингов. — М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
  3. Социология: наука об обществе./Учебное пособие под общ. ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. Харьков, 1996 г.

За последние 100 — 150 лет благодаря развитию цивилизации в Европе во много раз увеличивает количество контактов между людьми в течение суток. Для некоторых они стали избыточными и нежелательными.

Для того чтобы защитить психику от лишнего психического влияния других людей, человек вынужден бессознательно защищаться.

На данном этапе занятия целесообразно обсудить с учащимися вопрос о том, какие они используют способы защиты от чрезмерного общения. Необходимо апеллировать к уже имеющемуся опыту самих учащихся.

Цель: проиграть одну из возможных ситуаций ухода от общения в общественном транспорте.

Правила: двум учащимся дается задание: «Вы едете в транспорте. Ты — устал, задумался о своем, а ты — навеселе и тебе хочется поговорить. Вам нужно проиграть следующие возможные ситуации:

  • Усталый человек не реагирует на общение;
  • Рассеянно поддерживает разговор;
  • Проявляет агрессию.
  • Часто ли бывают такие ситуации? Какое чувство возникает у вас, когда нарушают ваше уединение?;
  • Как можно выйти из похожей ситуации наилучшим образом?

Роль — форма действия, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Ролевое поведение — это поведение личности в группе, детерминируемое её статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с ним.

Основные положения ролевой теории личности сформированы в социальной психологии Мидом. Он главное внимание уделяет «научению роли»: освоению ролей в процессе межличностного взаимодействия (интеракции). Он подчеркивал стимулирующее взаимодействие ролевых ожиданий со стороны значимых для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Концепция социальной роли, связанной с нормами и ожиданиями, включает в себя следующие «блоки»:

Представляемая роль — система ожиданий индивида и определенных групп;

Субъективная роль — субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другим статусом.

Играемая роль — непосредственно демонстрируемая роль.

Обсуждение: в жизни существует множество ролей, например, учитель, ученик, студент, брат, друг и т.д. Какие требования к ним предъявляются? Необходимо обратить внимание учащихся на то, что некоторые аспекты ролей являются обязательными: студент должен хотя бы появляться на экзаменах, у него должна быть зачетная книжка и студенческий билет.

Мы говорим о социальной роли лишь тогда, когда к ней предъявляется множество норм. Например, «пешеход» — не будет являться социальной ролью.

  • Подумайте, какую привычную роль вы играете в классе?
  • Обратите внимание на то, что окружающие воспринимают вас обычно по этой роли, и когда вы выходите из нее, многие вас не понимают.

Чтобы утвердиться в новой роли, нужно преодолеть барьер непонимания. Например, трудно поменять роль двоечника на роль отличника. И класс и учитель сначала относятся по-прежнему. И класс, и учителя сначала относятся по-прежнему.

Чем более развит человек, чем выше уровень развития его сознания и интеллекта, тем более разных ролей он может играть.

Прозвище нередко фиксирует и отражает роль в классе.

Общение с помощью роли может быть формальным и неформальным.

Формальная роль — это поведение, которое ожидается окружающими по данной роли и формируется устоявшимися принципами и традициями. Например, роль учителя требует определенного жестко поведения, роль ученика — своего.

Неформальная роль — это ролевое поведение, строящееся из внутренних побуждений и состояний человека в данный момент — роль друга, родителя, влюбленного.

Кроме социальных ролей в повседневной жизни можно столкнуться с масками. Защита в общении приняла вид «маски«. С масками и их действиями люди сталкиваются каждый день — в транспорте, в школе и в магазине. Маски как бы ограничивают набор формального общения, набор слов, действий, жестов, социально приемлемых в данной местности.

Например, маска «пассажир в транспорте». Если на просьбу передать билетик он попытается втянуть в беседу, начнет расспрашивать о жизни, то это, как минимум, вызовет некоторое недоумение. Это будет явным нарушением действий маски и это может вызвать раздражение.

Маска — это защита от излишнего общения и других психических воздействий. Это уход от общения на уровне формального взаимодействия с другими людьми.

Цель: проиграть возможные роли и маски в общении.

Правила: ситуация 1 — один учащийся играет роль контролера в транспорте, два других — не купили билет.

Ситуация 2 — мама и дочка. Одна играет роль мамы, вторая — роль дочки, которая пришла поздно, задержавшись на дискотеке. Папа спит в соседней комнате. Какой разговор происходит?

Ситуация 3 — учитель ведет беседу с учениками. Тема — плохое поведение последних.

Цель упражнения: проанализировать играемые роли в процессе искусственного создания экстренных условий.

Правила: участники садятся в большой круг, и ведущий объясняет правила предстоящей ролевой игры. В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатым животным и растительным миром. Но жизнь там полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, кратковременный, но жестокий холод и т.д. в ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача — создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность происшедшего. Тут не место для развлечений и болтовни — вам надо есть и пить, обустроить жильё.

Нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство, наладить социальную жизнь, распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом они будут выполняться. Прежде всего, решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение? Все жители острова единогласно или простое большинство, группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? Каким образом будет контролироваться выполнение? Под страхом наказания, смерти? Как будет распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?

Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений примерно из 15-20 пунктов. Правила нужны конкретные, а не абстрактные, они должны помогать решению возникающих проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор. Нужно также предусмотреть санкции за нарушения установленных правил.

На все обсуждение и принятие решений дается 1 час и полная свобода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все решения и то, каким образом проходило обсуждение и принятие их.

Рекомендации ведущему: Ваша задача — подробно проинструктировать участников об условиях проживания на острове. Следует ответить на все их вопросы, но при этом нельзя подсказывать решение проблемы. Например, не следует говорить о правилах проживания. Во время обсуждения не следует вмешиваться в его ход. Вмешаться можно только в случае возникновения острой напряженной ситуации, способной привести к конфликту.

Дискуссия по упражнению: После игры необходимо провести обсуждение, обратив особое внимание на стиль и манеру общения участников, на социальные роли, играемые ими в процессе «жизни на острове». Также следует обратить внимание на способы согласования и принятия решений, профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций, желание и умение слушать и слышать друг друга.

Ролевое и межличностное общение

Тип работы: контрольная работа

Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Функционально — ролевое общение — это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник — подчиненный, продавец — покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах.

Под межличностным общением подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей, хотя минимальное полное число участников общения три. Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения два других объективны: он не может на них влиять прямо, а только через отношения с одним из них.

Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы практической психологии.

Ролевое общение — это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом , используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.

В ряде случаев общение согласно общепринятым ролям невозможно из-за сложности ситуации (например, деловые переговоры подчиняются деловому этикету , но общение в их рамках значительно сложнее отношений учитель-ученик). В детстве деловое (и дружеское) общение в ролевых играх отрабатывается на уровне необходимости договариваться с другими детьми о том, как и во что играть; существуют специальные бизнес-игры для отработки деловых ситуаций (например, через деловую ролевую игру возможна отработка развития обмена знаний между специалистами внутри организации), а также образовательные игры. Важна профессиональная организация подобных игр для защиты от закрепления ошибочных выводов и результатов (например, ребёнок может привыкнуть подчиняться старшим детям).

При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей.

Роль — это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т.д.

Мы живем в обществе. Это значит, что каждый из нас выполняет множество социальных функций. Например, служебные: начальник, подчиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик, ревизор. Или житейские функции: квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед. Или семейные функции: кормилец, иждивенец, муж, жена, сын, родственник и т. д.

Социальная роль — модель поведения человека , объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус» [1]

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
  • Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом . Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин. Также ролевой конфликт возникает, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих ролей, которые вдобавок противоречат одна одной. Стоит вопрос выбора, что выполнять. [2] Также ролевой конфликт может включать противоречие между разными ролями разных сотрудников организации.

Например: мастеру производственного участка прислано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеру давались противоречивые указания, причем одновременно.

Дж. Мид главное внимание уделяет «научению роли», освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Ролевые ожидания – принятые в группе требования, предписания форм социального поведения, отношений, установок, предъявляемые к лицам, выполняющим ту или иную социальную роль.

В ходе «научения роли» у людей могут формироваться ролевые поведенческие навыки – способность выявлять и оценивать ролевые ожидания окружающих, строить процесс взаимодействия с учетом этих ожиданий, собственных целей и самооценки.

А.А. Налчаджаном была разработана концепция ролевого поведения. С его точки зрения, ролевое поведение – это поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом.

Концепция социальной роли, связанной с нормами и ожиданиями, включает в себя следующие «блоки»:

– представляемая роль (система ожиданий индивида и определенных групп);

– субъективная роль (те экспектации – ожидания, которые человек связывает со своим статусом, т.е. его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами);

– играемая роль (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом).

Понятие социальной роли предполагает уяснение следующих четырех моментов: во-первых, того, что социальная роль регулируется теми или иными правами и обязанностями как в обществе в целом, так и в малых группах, в которые включается индивид своей жизнедеятельностью; во-вторых, того, что сам человек имеет определенное мнение о том, как он будет исполнять свою роль; в-третьих, того, что различные роли имеют для личности разную значимость; в-четвертых, того, что роль личности проявляется в реальном ее поведении.

Важным компонентом социальной роли является «маска поведения» – ряд условностей в мимическом, пантомимическом, интонационно-речевом, психофизическом и предметно- действенном поведении. «Маска поведения» – это психотехническая система общения в социальной роли, а ее нормативная структура образует социотехническую.

Ситуативная импровизация – это корректировка социальной роли в зависимости от конкретных ситуаций общения. Коррекция социально-ролевого поведения обеспечивается стабилизирующей функцией установки. Установка формируется в процессе интерпретации личностью социальной роли. Интерпретация – это индивидуализированное прочтение социальной роли, выявление личностного смысла общения.

Интерпретация социальной роли происходит на основе (с помощью) особого алгоритма.

Первая фаза выполнения этого алгоритма социальной роли – освоение норм и правил действий в конкретной социальной роли, освоение (иногда и опробование) ролевого репертуара. Вторая фаза – выработка личностной концепции действий в рамках социально-ролевых предписаний. Третья фаза – это оформление личностной концепции в конкретную программу личностных действий – формирование установки на коммуникативные действия. [3]

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Д.А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой. Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли. Овладение содержанием роли идет через механизм подражания и носит технический характер. Смысловая сторона роли заключается в принятии ее для себя. Она должна нравиться и вызывать желание ее воплощать.

Ролевое общение

Ролева?я игра? — воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Примерами ролевых игр являются такие игры, как «дочки-матери», «в магазин», «игра в школу» и пр. Ролевая игра — способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков.

Идентифицируя себя с каким-либо персонажем, человек может не только отработать какой-то навык, но и снять эмоциональное напряжение (например, ребёнок, сходивший в цирк, скорее всего некоторое время после этого будет играть в цирк, чтобы взволновавшее его впечатление превратилось в приятное воспоминание). Несмотря на осознание вымышленности роли, приобретаемый эмоциональный опыт вполне реален. За счёт этого ролевые игры эффективны в психотерапии.

Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.

Ролевое общение — это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.

В ряде случаев общение согласно общепринятым ролям невозможно из-за сложности ситуации (напр., деловые переговоры подчиняются деловому этикету, но общение в их рамках значительно сложнее отношений учитель-ученик). В детстве деловое (и дружеское) общение в ролевых играх отрабатывается на уровне необходимости договариваться с другими детьми о том, как и во что играть; существуют специальные бизнес-игры для отработки деловых ситуаций (например, через деловую ролевую игру возможна отработка развития обмена знаний между специалистами внутри организации), а также образовательные игры [1] . Важна профессиональная организация подобных игр для защиты от закрепления ошибочных выводов и результатов (например, ребёнок может привыкнуть подчиняться старшим детям).

Теории, относящиеся к ролевым играм — психодрама Я. Морено, терапия фиксированной роли Дж. А. Келли и репетирование поведения (Дж. Вольп и А. Лазарус).

Типы общения

Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель — ученик, продавец, покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах.

Межличностное общение. Собственно, почти все, что мы здесь рассматриваем, имеет прямое отношение к этому типу общения. Подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения три. Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения двух других объективны: он не может на них влиять прямо, а только через отношения с одним из них. При общении двух третий всегда присутствует незримо или как социальная норма, или как мнение близкого друга, или другого авторитета.

Деловое общение. Его можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы «маски», а самого индивида, и он мобилизуется.

Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы практической психологии. Центральным здесь является понятие доверия, причем доверие это — не сообщение кому-то чего-то по секрету, а принятие от другого информации без критического фильтра, без проверки. Крайняя форма такого общения — раппортное.

Направленность в стиле общения может быть разной — потребность в другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение эмоциональной дистанции, независимость, уединенность (отрешенный стиль). Также выделяют разные типы направленности: альтруистический (благо и помощь другим); манипуляторский (достижение собственной цели); миссионерский (невмешательство, осторожное влияние). Еще о стилях: сотрудничество, компромисс, соперничество (настаиваю на своем), приспособление (стараюсь сохранить отношения); избегание (неприятного). Управление общением может быть по стилю авторитарным (единоличные решения), демократическим (ориентировано на группу), либеральным (подчинено случайностям).

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге "Психология" (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Источники:
Занятие N 5
Учащиеся знакомы с понятиями «социальная роль», «маска». Учащиеся умеют анализировать социальные роли людей. Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоций и чувств.
https://ido.tsu.ru/other_res/school/lucky/Resource/zanatie5.html
Ролевое и межличностное общение
Тип работы: контрольная работа Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен
http://stud24.ru/psychology/rolevoe-i-mezhlichnostnoe-obshhenie/246752-725408-page1.html
Ролевое общение
Ролева?я игра? — воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Примерами ролевых игр являются такие игры, как
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)
Типы общения
Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель — ученик, продавец, покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-3/130.htm

COMMENTS