Система кодирования лицевых движений

Система кодирования лицевых движений

Система кодирования лицевых движений (СКЛиД) (англ. Facial Action Coding System (FACS) ) представляет собой систему для классификации выражений лица человека, изначально разработанную Полом Экманом и Уоллесом Фризеном в 1978 году [1] .

Руководство СКЛиД изложено на более чем 500 страницах и представляет собой подробнейшее описание двигательных единиц и дескрипторов.

В то время как двигательные единицы являются независимыми от любой интерпретации, они могут быть использованы для любого принятия решения высшего порядка, включая распознавание эмоций.

СКЛиД разработана для самостоятельного обучения. С технологией можно познакомиться из ряда различных источников, включая руководства и семинары [2] , а также стать сертифицированным специалистом, пройдя тестирование. [3]

С использованием СКЛиД можно вручную закодировать практические любое, анатомически возможное выражение лица, деконструируя его на вызвавшие его конкретные двигательные единицы и их временны́е сегменты.

Например, СКЛиД может быть использована для определения двух типов улыбок следующим образом: [4]

  • Неискренняя произвольная панамериканская улыбка: сокращение только большой скуловой мышцы.
  • Искренняя и невольная улыбка Дюшена: сокращение большой скуловой мышцы и нижней части круговой мышцы глаза.

Хотя маркировка выражений лица в настоящее время и требует обученных экспертов, исследователи добились определённых успехов в использовании компьютеров для автоматической идентификации кодов СКЛиД, и тем самым быстрого определения типов эмоций. [5] Компьютерные графические модели лица, такие как CANDIDE или Artnatomy, позволяют имитировать выражения лица, определяя показатели желаемых двигательных единиц.

Было предложено использовать СКЛиД для анализа степени депрессии, [6] и для измерения боли у пациентов, которые не в состоянии говорить. [7]

Был также разработан вариант СКЛиД для анализа мимики шимпанзе [8] .

П. Экман и У. Фризен так же разработали ЭмСКЛиД — Эмоциональную систему кодирования лицевых движений (англ. Emotion Facial Action Coding System (EmFACS) ) [9] и FACSAID (Facial Action Coding System Affect Interpretation Dictionary) [10] которые рассматривает только лицевые движения, связанные с эмоциями. Например [11] :

1+2+4+5*+25, 26, или 27

1+2+5*, с/без 25, 26, 27

5*+20* с/без 25, 26, 27

1+4+15B с/без 54+64

1+4+15B+17 с/без 54+64

11+15B с/без 54+64

25 или 26 могут встречаться со всеми прототипами и основными вариантами

Звёздочка означает, что ДЕ в этой комбинации может быть любой интенсивности.

СКЛиД фактически не предусматривает любую биомеханическую информацию о степени активации мышц, но основные мышцы, участвующие в формировании выражений лица, были добавлены сюда для удобства читателя.

Двигательные единицы (ДЕ) представляют собой основные движения, совершаемые отдельными мышцами или группой мышц.

Двигательные дескрипторы (ДД) представляют собой движения, совершаемые группами мышц (например, выдвигание нижней челюсти вперед). Мышечная основа для этих движений не указана.

Для обозначения интенсивности задействования ДЕ, в СКЛиД к номеру ДЕ добавляют латинские буквы с A по E, в зависимости от минимальной — максимальной интенсивности движения. Например, ДЕ 1А является самым трудноразличимым движением ДЕ 1, а ДЕ 1Е является максимально возможной интенсивностью для определенного человека.

  • A Слабо различимое
  • B Незначительное
  • C Заметное или ярко выраженное
  • D Сильное или крайне заметное
  • E Предельное

Двигательные единицы относительно воображаемой вертикальной оси лица могут быть:

  • Двусторонние, симметричные (B — bilateral). Например, (B)1.
  • Односторонние (U — unilateral). Например, U12, U14:
    • левая (L — left). Например, L12.
    • правая (R — right). Например, R14.

Список двигательных единиц и двигательных дескрипторов (с указанием мышц)

Коды движений головы

Коды видимости

Эти коды зарезервированы для записи информации о поведении, которая может быть значимой для оцениваемых лицевых движений.

Система кодирования лицевых движений

СКЛиД — Система кодирования лицевых движений или на английском FACS — Facial Action Coding System Это система для классификации выражений лица человека, разработанная Полом Экманом и Уоллесом Фризеном в 1978 году.

Это общепринятый стандарт систематической классификации физического выражения эмоций, и эта система доказала свою пользу. СКЛиД используется психологами, аниматорами, врачами. Используют для анализа степени депрессии, для измерения боли у пациентов неспособных говорить. Был также разработан вариант СКЛиД для анализа мимики шимпанзе.

Проверить ваши знания СКЛиД можно по следующей ссылке.

Была также разработана ЭмСКЛиД — Эмоциональная система кодирования лицевых движений, авторами которой также являются П. Экман и У. Фризен. Эта разновидность системы СКЛиД рассматривает только лицевые движения, связанные с эмоциями.

Для обозначения интенсивности задействования ДЕ, в СКЛиД к номеру ДЕ добавляют латинские буквы с A по E, в зависимости от минимальной — максимальной интенсивности движения. Например, ДЕ 1А является самым трудноразличимым движением ДЕ 1, а ДЕ 1Е является максимально возможной интенсивностью для определенного человека.

C Заметное или ярко выраженное

D Сильное или крайне заметное

А для не симметричных двигательных единиц в этой системе имеется соответствующие обозначения Двигательные единицы относительно воображаемой вертикальной оси лица могут быть:

Односторонние (U — unilateral). Например, U12, U14:

правая (R — right). Например, R14.

Ниже приведена таблица кодов ЭмСКЛиД семи основных эмоций.

1+2+4+5*+25, 26, или 27

1+2+5*, с/без 25, 26, 27

5*+20* с/без 25, 26, 27

1+4+15B с/без 54+64

1+4+15B+17 с/без 54+64

11+15B с/без 54+64

Звёздочка означает, что ДЕ в этой комбинации может быть любой интенсивности.

Эти коды зарезервированы для записи информации о поведении, которая может быть значимой для оцениваемых лицевых движений.

Информация частично заимствована из wikipedia.

По ту сторону слов

Развитый речевой аппарат и способность членораздельно произносить слова — один из важнейших факторов, сделавших животное человеком. Тем не менее вербальная (словесная) часть занимает в человеческой коммуникации всего лишь от 20 до 40%. Остальное — «невербалика».

Чтобы проиллюстрировать, что общение — это не только слова, мы приведем широко известный пример: телефонный разговор. Насколько чаще случается не понимать друг друга при невозможности смотреть на собеседника! Казалось бы, все слова сказаны, все проговорено не по одному разу — но снова и снова чего-то не хватает. Нам кажется: вдруг человек по ту сторону телефонной линии лишь делает вид, что серьезен, а на самом деле едва сдерживает смех, зевает от скуки или еще что-нибудь в таком роде?

Еще хуже дело обстоит с общением по переписке, когда мы не только не видим собеседника, но даже не слышим интонаций его голоса. Ситуацию отчасти спасают смайлики, неизменный атрибут сетевого эпистолярного жанра, но и они по большому счету не то. Ничто не заменит возможности видеть человека, слышать его, а при необходимости дотронуться и убедиться, что он настоящий.

Существует наука, занимающаяся невербальными компонентами коммуникации, есть и прикладные наработки, которыми может воспользоваться любой желающий. А некоторым людям способность видеть, что находится по ту сторону слов, дана от природы.

Называется упомянутая наука паралингвистикой, она возникла на рубеже 1940–1950-х годов в США. Предмет ее интереса в настоящее время — комплекс явлений, представляющих собой часть человеческой коммуникации, но невербализуемых. Пусть вас не пугает сомнительная приставка «пара-»: в данном случае она обозначает «около, рядом», то есть, по сути, мы исследуем явления, находящиеся близко к лингвистике, но не входящие в сферу ее изучения.

Еще в 1930-х советский лингвист Николай Юшманов начал исследования различных звуковых средств, обогащающих речь, но не передающихся (или передающихся лишь приблизительно) с помощью фонем языка. Он назвал эту область «экстранормальной фонетикой». К ней относятся всевозможные хмыканья, покашливания, присвистывания, междометия и звукоподражания, а также смех. На первый взгляд оно кажется несерьезным, но на самом деле все это код, несущий не меньше информации, чем собственно язык: мы куда чаще используем «неа» (которое на самом деле что-то вроде «м-м»), «угу» и «ага» вместо «да» и «нет», мы произносим что-то похожее на «хм-м-м. », когда хотим сообщить, что нам нужно время подумать, а в смешки, всевозможные «ха-ха», «хе-хе» и «хи-хи» можно вложить бездну смыслов, равно как и в междометия вроде «о-о. », «у-у. », «ы-ы. ».

Другое направление, которым занимается паралингвистика, — это фонационные особенности речи — то, как именно люди произносят слова. К средствам этой категории относятся интонация, тембр, громкость, скорость и внятность произношения, голосовые акценты отдельных слов и т. п. Одну и ту же фразу можно произнести так, что она будет иметь противоположные значения.

Еще одна дисциплина (кто-то из исследователей относит ее к паралингвистике, кто-то выносит в отдельную науку) называется «кинесикой». Она занимается изучением жестикуляции, телодвижений и поз, сопровождающих коммуникацию, а также мимики, передающей эмоции. О жестах, позах и выражениях лица будет отдельный рассказ, эти части коммуникационного процесса способны транслировать информации едва ли не больше, чем собственно слова.

Направление, изученное значительно хуже, — это проксемика, занимающаяся пространством и временем в контексте знаковых систем. Термин ввел американский антрополог Эдвард Холл, он же положил начало исследованиям в этом направлении. Те или иные дистанции между людьми в различных контекстах могут восприниматься по-разному; согласно Холлу, можно выделить четыре основные дистанции: интимную (0–0,5 м), личностную (0,5–1,2 м), социальную (1,2–3,65 м) и общественную (более 3,65 м). Можно спокойно относиться к тому, что родные и друзья во время общения подходят близко, иногда вплотную, но если чужой человек будет нависать над вами и хлопать по плечам, это, скорее всего, вызовет неприятие, чувство угрозы; посторонних комфортнее воспринимать с дистанции в пару метров — но представьте, если любимый человек станет держаться от вас на расстоянии!

А вообще передавать информацию без слов можно разными способами: одеждой, украшениями, макияжем (например, можно вспомнить понятия «дресс-код» и «встреча без галстуков»); запахами (в европейских культурах обонянию уделяется чрезвычайно мало внимания, но на востоке запах — очень значимая часть восприятия собеседника); движениями глаз и зрительными контактами («выдержать чей-то взгляд», или «отвести глаза», или «стрелять глазками»), кроме того, у разных народов существуют сложные ритуалы, например, совместного приема пищи или встречи после долгого расставания, в традиционную часть которых обычно вплетается множество косвенной, несловесной информации.

Все средства невербальной коммуникации по происхождению делятся на две категории: культурно обусловленные и биологические. Если первые, как правило, совершаются осознанно или полуосознанно, то вторые, уходящие корнями в глубину эволюции Homo sapiens, не осознаются и слабо поддаются контролю. Хотим мы того или нет, но если есть стимул — мы улыбаемся, смеемся, плачем, краснеем или отдергиваем руку от чего-то опасного либо неприятного.

Случается, эти неконтролируемые действия входят в противоречие с тем, что мы говорим словами, – и выдают нас с головой. Иной соврет — и давай бегать глазами по стенам, или говорит, что ему интересно, а сам едва не зевает. И это видят все окружающие. А даже если не видят, то чувствуют фальшь, противоречие. Такое несоответствие поведения словам психологи называют «неконгруэнтностью».

С необходимостью прятать ложь рано или поздно сталкиваются все. Обычно это происходит в раннем детстве, и некоторые впоследствии изрядно преуспевают в этом навыке. До поры единственным средством, на которое приходилось полагаться при общении с обманщиками, была собственная природная проницательность, пока однажды американский психолог Пол Экман не взялся за это явление научной хваткой и не разработал «теорию лжи».

В 1978 году профессор Пол Экман и его коллега Уоллес Фризен разработали систему FACS, позволяющую кодировать, то есть записывать в виде буквенно-цифровых последовательностей, любые выражения человеческого лица, соответствующие всевозможным эмоциям (всего до 7000 вариантов).

0: лицо не выражает ничего.

1–46 (кроме 40): задействованные двигательные единицы (каждая цифра — это отдельная лицевая мышца или группа мышц).

51–60 и 83: движения головы (повороты, наклоны, кивки).

61–69: движения глаз.

70–74: коды видимости (показывают, что какая-то часть лица не видна).

40, 50, 80–82, 84–85, 91–92, 97–98: коды общего поведения (дрожь, пожатие плечами, глотание и др.).

Буквы A–E: степень интенсивности двигательной единицы.

Буквы B, U, L, R: симметричность / несимметричность движения.

искренняя улыбка («улыбка Дюшена»): 6+12

неискренняя («американская») улыбка: 12

Первоначально выражения кодировались вручную, но сегодня существуют компьютерные программы, позволяющие как считывать, так и воспроизводить практически любое возможное сочетание двигательных единиц.

Избранные коды мышц лица по Экману

1, 2 — лобная мышца

4 — мышца гордецов

6, 7, 22–24 — круговая мышца глаза

8 — круговая мышца рта

9, 10 — квадратная мышца верхней губы

11 — малая скуловая мышца

12 — большая скуловая мышца

13 — мышца, поднимающая угол рта

14 — щечная мышца

15 — мышца, опускающая угол рта

17 — подбородочная мышца

38, 39 — носовая мышца

По определению Экмана, ложь — это намеренное решение ввести в заблуждение человека, которому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это. Сюда относится не только сообщение заведомо недостоверных сведений, но и умалчивание, полуправда, различные используемые в разговоре хитрости и даже истина, поданная под видом неправды, — всё это значит «ввести в заблуждение».

Есть целая система изменений в поведении, выдающих неискренность человека. Еще больше о человеке говорят проявляемые эмоции — их трудно натуралистично подделать, искусственный смех всегда звучит и выглядит чуть по-другому, чем искренний, настоящий. Выдают человека и микровыражения его лица. Микровыражениями называются мимические движения, быстро подавляемые (они длятся не дольше четверти секунды), соответствующие эмоциям, испытываемым на самом деле. Большинство людей не обращают на них внимания, а зря.

Это похоже на то, как работает детектор лжи, но и здесь недостаточно уметь фиксировать малейшие несоответствия эмоций и изменения в поведении. Надо понимать, как правильно интерпретировать полученную информацию, а это отнюдь не просто. Обычно бывает как: мы подозреваем человека в чем-то, потом видим подтверждение его неискренности (например, он стал волноваться) и думаем: «ага! попался!» — а между тем причиной для его волнения могло быть что угодно, и ваше пристальное внимание в том числе. Впрочем, этому можно научиться, — например, по книгам Пола Экмана, которые выходили на русском языке.

Те невербальные элементы коммуникации, которые заложены в человеческую природу, зачастую не только воспроизводятся невольно, но и воспринимаются собеседником неосознанно. Этим вполне можно пользоваться; искренние эмоции подделать трудно, позы и жесты — куда проще. Главное знать, что и какую информацию несет.

Исследование языка телодвижений связано с именем австралийца Алана Пиза. В отличие от Пола Экмана, Алан не ученый в академическом смысле этого слова — он как раз из тех, кого природа наделила наблюдательностью и способностью анализировать увиденное. Алан с детства работал — сначала коммивояжером, потом страховым агентом — в таких неблагодарных областях, где ты либо гений коммуникации, либо тебя гонят взашей от каждой двери. Именно ему принадлежит известная фраза: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Алан Пиз в совершенстве постиг искусство располагать к себе людей, используя язык телодвижений, а потом написал об этом книгу и стал миллионером. Он больше не торгует вразнос, теперь он ездит по разным странам с лекциями и консультирует крупнейшие корпорации.

Итак, что же это за позы, жесты и движения, и что за информацию люди передают друг другу с их помощью? Интересно понаблюдать за собой и за окружающими, обращая внимание на несловесные, часто неосознаваемые сообщения, транслируемые собеседникам или обществу вообще. Большая часть их происходит из доисторического прошлого Homo sapiens, а потому обозначают они самые что ни на есть первобытные проявления человеческой натуры: стремление доминировать, разные формы агрессии либо, наоборот, пассивность, готовность подчиняться, потребность в защите. Отдельный большой пласт представляют всевозможные знаки внимания к сексуально привлекательным субъектам противоположного пола.

Это сегодня под словосочетанием «строить глазки» понимают только умение посматривать на объект своего интереса соблазнительно и таинственно, а вот в целомудренном XIX веке это была целая кодовая система, с помощью которой влюбленные могли незаметно для окружающих обмениваться сообщениями.

Подмигивания разными глазами, в разной последовательности и с разной продолжительностью, прикосновения пальцами к векам и прочие как бы естественные действия могли означать «Я тебя (не) люблю», «Осторожно, на нас смотрят», «Я замужем» и многое другое.

Человека, властного от природы либо чувствующего себя хозяином ситуации, можно узнать по манере закладывать руки за спину, прислоняться плечом или рукой к стене, как бы обозначая претензии на территорию; садясь, такой человек с вероятностью оседлает стул, поставив его спинкой вперед, либо закинет ноги на стол или еще куда-нибудь — он чувствует себя вольготно в пространстве, которое считает своим. Напротив, субъект неуверенный, готовый идти на уступки, становится как будто меньше ростом, сутулясь, — старается «не высовываться».

Если человек волнуется, то нередко он грызет ногти, или ручку, или еще что-нибудь, что подвернется, либо просто то и дело тянет пальцы в рот. Различные прикосновения к лицу означают, что человек либо говорит, либо слышит ложь; наиболее непосредственное проявление этого жеста — рука, прикрывающая рот или лицо. Однако если человек держится за подбородок, это значит, что в настоящий момент он, скорее всего, принимает какое-то решение.

Скрещенные на груди руки или нога, закинутая за ногу, — это знак, что человек чего-то опасается или не согласен с тем, что слышит; вообще перекрещенные конечности — это барьер, попытка отгородиться от противника. Если руки на поясе — значит, человек не просто не согласен, но и готов дать отпор. Об этом же свидетельствует и низкий наклон головы, взгляд исподлобья. В противоположность этому человек, руки которого не перекрещены и никуда не уперты, а большую часть времени обращены ладонями к собеседнику, благорасположен или пытается казаться таковым. Это только основные, наиболее широко известные жесты и позы, за исчерпывающим перечислением можно обратиться к книге Алана Пиза «Язык телодвижений».

В завершение материала следует сделать оговорку: не надо воспринимать отдельно взятые жесты как стопроцентную истину. Если человек положил ногу на ногу, это может значить, что он с вами не согласен, но в равной степени может оказаться, что у него мерзнут ноги или он хочет в туалет; если он то и дело трогает себя за нос — вполне возможно, что у него, скажем, насморк. Жесты-знаки и позы-знаки проявляются комплексно: чем больше подтверждений вы увидели, тем вернее ваша догадка. Ну и наконец, всегда следует делать поправку на контекст, в котором проходит общение.

Источники:
Система кодирования лицевых движений
Система кодирования лицевых движений Система кодирования лицевых движений ( СКЛиД ) (англ. Facial Action Coding System (FACS) ) представляет собой систему для классификации выражений
http://ru-wiki.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9
Система кодирования лицевых движений
Система кодирования лицевых движений СКЛиД — Система кодирования лицевых движений или на английском FACS — Facial Action Coding System Это система для классификации выражений лица человека,
http://www.ceilonsoft.ru/index.php/stati/sklid-facs
По ту сторону слов
Александр Петров «Популярная механика» №3, 2012 • Библиотека научно-популярных статей на «Элементах» • Когнитивная наука, Психолингвистика
http://elementy.ru/lib/431548

(Visited 19 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Отношения с парнем психология Как кокетничать с парнем?Заигрывание с парнями и мужчинами является неотъемлемой… (2)

Примеры конфликтных ситуаций и их решение 12 конфликтных ситуаций на детской площадке Наверно, многим из нас… (2)

Расторжение брака между супругами Пришлось вызывать на ковер бывшего принца, а ныне Горыныча. Попыхав… (1)

Муж ушел к женщине старше Муж ушёл к женщине старше по возрастуэто все из за… (1)

Обмани меня, Я крепко сплю. О мужчине, с которым я сейчас встречаюсь,… (1)

COMMENTS